Неизвестнов Сергей : другие произведения.

Выбери себе работу по душе (центр Логос и его жизнь)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этот небольшой очерк предназначался в свое время для одной региональной газеты


"Выбери себе работу по душе..."

(Центр "Логос" и его жизнь)

  
   Подходя к небольшому 3-х этажному зданию "Ярторфа", слегка утопленному во дворах одной из центральных ярославских улиц, я уже по привычке смотрю на два соседних центральных окна 3-его этажа - в обоих горит свет. Это значит, что за левым, за которым проступает мягкое, почти домашнее обрамление из синих штор, идут занятия с учениками, а за правым, выдержанным в более строгих желто-коричневых тонах, работают сотрудники. Поднявшись по лестнице, я попадаю в не слишком длинный коридор 3-его этажа, где по соседству с женской косметикой, частным детективным и международным брачным и рекламным агенствами расположился наш центр. Сразу иду в самый конец коридора и заглядываю в приоткрытую железную дверь учебного класса. Там - священные тишина и внимание, которые, по своему контрасту с традиционной студенческой аудиторией, меня всегда удивляют и радуют. Учащиеся - их немного, человек 10-12, но из-за малости класса он кажется переполненным, - внимают С.В.Турунтаеву, доценту кафедры общей физики ЯГПУ, который с мелом в руке неторопливо пытается вместить тайны мироздания в коротенькие физические формулы и незамысловатые рисунки, полные, тем не менее, для посвященных таинственного смысла. Кто-то один замечает мое наблюдающее присутствие и здоровается кивком головы. За ним по классу проходит безмолвная волна приветствий. Я также безмолвно приветствую всех и удаляюсь.
   В соседнем офисном помещении тоже многолюдно. Кто-то задержался с предыдущего занятия, кто-то из числа старых знакомых пришел обменяться последними новостями. Все мы приветствуем друг друга. В своей папке для внутренней корреспонденции замечаю стопку бумаг, неумолимо отражающую число накопившихся текущих дел. Просматриваю их и понимаю, что это можно оставить на потом. Сейчас я должен кому-то отдать обещанную книгу, кому-то компакт-диск, с кем-то обсудить, от чего зависит выразительность исполнения классических произведений на 6-струнной гитаре. А вообще, здесь обсуждается все, что каким-то боком интересует ребят.
  
   Минут через двадцать, 10-классник Сергей Н., слушающий всех с еле заметной улыбкой, увидел, что я, наконец, освободился. По его движению в мою сторону я все понял:
   - Сергей, ты никак что-то хочешь спросить?
   - Да, - он улыбается уже своей обычной загадочной улыбкой, которая всегда выдает
   в нем некий параллельный ход мыслей - вот тут... по Вашей лекции...
   И мы углубляемся с ним минут на десять в основания термодинамики и пытаемся сформулировать принцип работы тепловых машин.
   - Так, значит, тепловой двигатель с обычным топливом на Солнце работать не будет?
   - Не будет. Там получится обратная разность температур и ни один реальный холодильник не подойдет на роль термостата.
   - А зимой КПД теплового двигателя больше?
   - Теоретически - да, практически - нет, так как увеличивается теплоотдача.
   Сергей уходит почти удовлетворенный, но его загадочная улыбка говорит мне о том, что в его голове уже рождаются новые вопросы, с которыми он подойдет ко мне завтра или через месяц...
  
   "Кто-то теряет, кто-то находит" - гласит известная народная мудрость. В нашем случае и потерявшие, и нашедшие оказались в одном лице. До осени 2002 года весь коллектив центра "Логос" работал в составе заочной физико-технической школы (ЗФТШ) при департаменте образования Администрации Ярославской области. Школа была организована в 1993 году по инициативе В.М.Виноградова и С.В.Турунтаева. Ее основной целью была работа с детьми города и области по углубленному изучению физики. Иметь цель - это уже, конечно, полдела, но конкретные пути ее достижения зависят от того, насколько удачно складываются творческие потенциалы, приоритеты мировоззрений и индивидуальные особенности людей в общую картину, под названием трудовой коллектив. Несмотря на различие в возрастах, взглядах и убеждениях, в ЗФТШ со временем сформировался небольшой, но уникальный в своем роде творческий коллектив. В непростое постперестроечное время мы занимались научно-методическим сопровождением заочного обучения в школе, писали методические пособия, проводили консультации, составляли задания для областных олимпиад и проводили их. Необходимую для работы техническую и компьютерную поддержку неизменно обеспечивали наши специалисты Е.П.Штерн (с 1995 по 2002 - директор ЗФТШ) и М.В.Качалов. Работали мы неформально, творчески, обучая и, одновременно, обучаясь на собственных промахах, которые сопровождают всякий творческий процесс. Авторский коллектив школы в 2002 году был удостоен губернаторской премии в области образования. А 1996 год начался с первого (зимнего) учебно-оздоровительного лагеря, инициатором и идейным вдохновителем которого была Л.В.Щукина. С тех пор организация лагерей стала своеобразной педагогической традицией ЗФТШ, формой общения и встреч с выпускниками и друзьями школы, которые со временем стали заезжать к нам со всех концов России. Постепенно в работу школы стали активно включаться ее выпускники. К осени 2002 коллектив школы подготовил и издал оригинальный сборник олимпиадных задач по физике, который до сих пор пользуется спросом далеко за пределами Ярославской области. А участие наших ребят в областных и зональных олимпиадах почти всегда заканчивалось захватывающими дух призовыми местами или многообещающими (в смысле льготного поступления в лучшие вузы) первыми дипломами. Появился первый собственный опыт научной работы со школьниками. Несколько научных работ заняли первые и призовые места на всероссийской олимпиаде школьников, проходящей в рамках программы "Открытие". Всего ЗФТШ за годы своего существования подготовила к поступлению в вузы России около 300 учащихся из них около 15% составили студенты престижнейших московских и Санкт-Петербургских вузов (МФТИ, МГУ, МВТУ им.Баумана, СПГУ и др.). На горизонте маячили новые планы на будущее и перспективы, которые возможно и нашли бы свое надлежащее воплощение в жизни, но...
   Осенью 2002 года департамент образования в рамках всероссийской реформы управления образованием провел реструктуризацию учебных заведений дополнительного образования. В результате этой реформы ЗФТШ передавалась "под крышу" новообразованной структуры, объединившей в себе несколько учреждений дополнительного образования. Я опускаю здесь все подробности наших дальнейших отношений с департаментом и региональными руководителями проекта - все события в свое время были освещены в региональной прессе, сейчас же они представляют скорее чисто исторический интерес. Все кончилось тем, что коллектив ЗФТШ принял единогласное решение выйти из новообразованной структуры и попробовать поискать прибежища в других государственных образовательных учреждениях или даже просить финансовой поддержки в региональных коммерческих организациях. При этом мы не теряли связей с нашими детьми и даже продолжали работать с ними уже на собственном энтузиазме. В общем и целом наши поиски на этом начальном этапе самостоятельного существования закончились неудачей. Мы объясняли людям кто мы и чего хотим, а в ответ звучали в разных вариациях одни и те же ответы-вопросы: "Нам самим трудно!" или "А зачем нам это нужно?" Было ощущение того, что мы разговариваем с людьми на разных языках. В наших разговорах между собой появились отчетливые нотки отчаяния и сознания собственного бессилия в сложившейся ситуации. Такая неопределенная ситуация продолжалась до тех пор, пока мы не встретились с Вадимом Асадовым - будущим генеральным спонсором центра "Логос". Когда-то мы вместе с ним постигали азы теоретической физики на физфаке МГУ, а в 1993 году вместе закончили его. С тех пор наши мировые линии довольно сильно разошлись, но на 10-летии выпуска 15 февраля 2003 года в концертном зале "Россия", что возле Красной площади в Москве, мне вдруг показалось, что не было никаких десяти лет - мы снова студенты и нам есть что обсудить и о чем поспорить. В процессе разговора, в промежутках между песнями живого Андрея Макаревича и других звезд рока и эстрады, выяснилось, что Вадим возглавляет группу компаний "НейрОК", занимающихся высокотехнологичными разработками в области нейросетевого программирования, 3-мерных ЖК-мониторов, химических технологий, оптики и другими интересными вещами. В числе прочих тем, я затронул и нашу историю. Вадим попросил меня изложить ее более обстоятельно в письменном варианте. В результате где-то в середине марта 2003 года и оформилась идея создания центра "Логос".
  
   Нам предстояло еще своими силами найти и подготовить помещения для работы и занятий, пройти серьезную предварительную подготовку к лицензированию и как-то самоорганизоваться для нормальной работы в новых условиях. Но это были уже приятные волнения, которые сопровождались совсем необычным чувством, что сродни вере в чудо. И вот в середине октября 2003 мы, наконец, увидели свой первый набор, в котором сразу узнали многих своих учеников бывшей ЗФТШ. Но появились и новые ребята ...
  
   Вот отрывки из анкеты, которую мы провели среди учеников "Логоса", проучившихся один год (стиль и пунктуация сохранены):
  
   2. Чем самым существенным на Ваш взгляд отличаются занятия по физике и
   математике в центре "Логос" от уроков в Вашей общеобразовательной
   школе?
  
   "Уровень обучения в центре "Логос" гораздо выше, чем в школе. На
   занятиях рассматриваются более сложные задачи."
  
   "Естественно уровнем знаний!! Я в школе сплю... Ну и поведением
   учащихся..."
  
   "Самое существенное на мой взгляд, это глубина знаний, даваемых в
   "Логосе". В школе многие формулы мы не выводим, а в "Логосе", чаще всего,
   они выводятся со всеми обоснованиями, что, несомненно, положительно
   влияет на усвоение материала. Еще одно важное отличие - сложность
   даваемых в "Логосе" заданий, что подготавливает нас к поступлению в
   хорошие ВУЗы."
  
   "Я свободен в выборе. Еще один громадный плюс - сколь угодно могу
   консультироваться по той или иной теме, даже если мы ее не изучаем в
   данный момент (отвечают на все вопросы!)"
  
   "Более глубокое изучение предмета, возможность обсуждения, получение
   ответов на все сложные вопросы, доверительные отношения между
   учениками и преподавателями"
  
   "Коренным образом. В школе есть теория нескольких строк без понимания
   сути закона. Здесь же особое внимание уделяется решению задач.
   Появляется понимание теории волей-неволей"
  
   "В "Логосе" все разжевывают и кладут в рот. А в школе приходится жевать
   сухую корку, но иногда нет ничего вообще. В "Логосе" учителя каждому
   уделяют внимание, тогда как в школе выделяют знания для масс учеников,
   в которых мало полезного"
  
   4. Что вас привлекает в нашем центре и чего не достает?
  
   "Ничего не достает =)). Не знаю, ИМХО все супер!!!"
  
   "Друзья"
  
   "Не хватает лабораторных работ и эксперимента"
  
   "Возможность получать хорошие знания по физике и научиться решать
   сложные задачи. Есть некоторый недостаток широты знаний материала"
  
   "Приходя в ЛОГОС, я прихожу домой, где меня всегда ждут и всегда
   помогут. Не достает лишь волшебного пенделя."
  
   "Привлекает углубленное изучение, а не достает наглядности, т.е.
   опытов, лабораторных работ и т.д."
  
   "Интересные темы, научная деятельность, дискуссии, хорошие отношения,
   возможность получения более глубоких знаний по физике. Возможно
   введение новых дисциплин, как-то информатика и геометрия,
   вспомогательные к физике."
  
   "В вашем центре мне нравится все, начиная от учебного процесса, и
   заканчивая лагерями, а также возможностью реально увидеть физические
   опыты. Не достает пожалуй только более просторного класса."
  
  
   5. Появились ли у вас в центре новые друзья?
  
   "В центре у меня появилось несколько приятелей и друзей. Очень в этом
   помог лагерь. Вообще отношения учеников друг с другом и с учителями
   здесь сильно отличаются от школьных (у вас намного легче общаться!)"
  
   "Самые верные, лучшие, добрые и умные мои друзья - ученики или
   выпускники "Логоса"" (скорее всего, имеется ввиду бывшая ЗФТШ, т.к. у
   "Логоса" выпускников тогда еще не было)
  
  
   6. Что вы ожидаете от обучения в вашем будущем Вузе?
  
   "Я ожидаю, что мне там ответят на многие вопросы, которые я сейчас
   просто не могу осознать"
  
   "Полный контроль над материей для рождения новой жизни, по сравнению с
   которой люди - всего лишь бактерии, копошащиеся в капле грязной воды"
  
   Несомненно, что в любом творческом коллективе, заинтересованно делающим свое дело, имеются какие-то свои особенные "волшебные ключики", которые позволяют открывать спрятанную от постороннего поверхностного взгляда дверцу к успеху и делают работу осмысленной и плодотворной. Если немного позаниматься рефлексией и попытаться обозначить наши собственные "ключики", то получится примерно следующее.
  
      -- Интуитивная порядочность. Это негласный принцип, которым руководствуются и взрослые, и дети. У нас весьма редки моральные проповеди, но дух взаимопомощи, честности и добросовестного отношения к своему делу - к работе или учебе - всегда присутствует в стенах "Логоса".
      -- Любовь к своему делу. Никто из преподавателей не относится к занятиям формально. Интерес к предмету передается и ребятам, а те из них, кто пытается учиться для оценки (на начальных этапах обучения бывают и такие) очень быстро осознают бессмысленность такого отношения к учебе и либо перестраиваются, либо покидают нас.
      -- Умение работать с детьми. Оно складывается из многих составляющих, подробное перечисление которых лучше оставить для кандидатских и докторских диссертаций по педагогике. В нашем коллективе работают люди разных убеждений и привычек, но, может быть, то общее, что позволяет нам всегда находить почву для общения с нашими детьми - это способность удивляться. Собственно говоря, физика - это и есть один из способов удивляться вполне обыденным вещам.
      -- Самокритичность. Иногда она даже начинает мешать, но без нее есть риск впасть в эйфорию или успокоенность, а они - первые враги творческого развития.
      -- Умеренность целей. Мы никогда не делаем ставок на результат - победы в олимпиадах, стопроцентную успеваемость, блестящую научную работу. Мы работаем, а результат как-то приходит. Самое интересное, что мы сами не всегда отчетливо понимаем, как это получается. И это замечательно!
      -- Широта интересов. Физика и математика - это ядро нашей работы в центре. Но оно вовсе не исчерпывает всех наших интересов и разговоров. Мы обсуждаем музыкальные и литературные произведения, играем друг другу свежеразученную классику на гитаре, смотрим интересные фильмы, обмениваемся мнениями о политике и экономике, новостях и спорте, философии и религии. Словом, ничто, достойное интереса, не проходит мимо нас.
  
   Большая часть педагогов центра имеет многолетний опыт работы в школе или в вузе. Сравнивая процесс обучения и результаты работы у нас и в государственных учебных учреждениях, невольно поражаешься контрасту, на который, кстати, обращают внимание и сами дети, если судить по их анкетам. Этот контраст - как микрокосм в макрокосме отражает те насущные проблемы российского образования, которые иногда освещаются в прессе или оглашаются с высоких трибун. Первая серьезная проблема - это недостаток квалифицированных научно-педагогических кадров. И дело здесь не только в крайне низких зарплатах учителей и преподавателей. Если даже эти зарплаты увеличить в несколько раз, то проблема никуда не денется. Она просто на время уйдет с поля зрения, но через некоторое время все равно обернется неожиданно низким уровнем подготовки специалистов. Кадры в образовании нужно готовить и готовить их нужно целенаправленно и продолжительно, а не случайно и эпизодически, по принципу: "Чего изволите, господин рынок?" Качественно подготовленные педагогические кадры всегда смогут сами перестроиться исходя из нужд текущей ситуации. В нашем центре мы постоянно привлекаем наших выпускников - студентов различных вузов - в помощь для работы с учащимися в лагерях, на олимпиадах или на обычных занятиях. Те из них, кому научно-педагогическая работа приходится по душе и у кого она получается - наши потенциальные будущие кадры.
   Вторая проблема, которая сегодня, пожалуй, выглядит еще более остро, чем первая - это крайне низкая заинтересованность основной массы учащихся и студентов в результатах своего обучения. Эта проблема, конечно, очень тесно связана с другими нерешенными вопросами жизни современного российского общества: проблемами семьи, воспитания, общей культуры, смысловых и ценностных жизненных ориентиров, отсутствием четкой и разделяемой обществом социальной и гражданской государственной политики, социальной дезадаптацией людей в условиях рыночной экономики. Но, несмотря на все это, наш опыт работы подсказывает нам, что заинтересованность в учебе и ее устойчивая мотивация у учащихся появляются и, тем более, закрепляются тогда, когда перед глазами есть живой пример специалиста, педагога, ученого, который горит своим делом и может передавать свое горение другим. Есть профессиональные педагоги, которые знают, как надо учить, но учить не могут. А есть спецы, которые любят свое дело и досконально разбираются в нем, но не обладают "педагогическим красноречием". И ученик скорее пойдет за вторыми, а не за первыми, хотя никто не отрицает, что определенные педагогические навыки никому не помешают. Мы стараемся с самого начала дать детям своего рода "прививку от дилетантизма и непрофессионализма", показывая как можно и нужно работать. И они нас понимают - это хорошо заметно по их неподдельному интересу в глазах на занятиях и в повседневном общении. Это очень важно для нашей работы, ведь недаром говорят: "Что посеешь, то и пожнешь".
  
   В настоящее время наш центр активно развивается. Мы ввели и постоянно совершенствуем систему очных занятий со старшеклассниками ярославских школ. Двухступенчатая структура обучения в нашем центре, которую мы планируем внедрить со следующего учебного года, позволит более гибко работать с учащимися, поступающими к нам с разными текущими уровнями физико-математической подготовки. Одним из важных направлений нашей работы является издательская деятельность. В этом году вышла в свет наша книга "Векторы в физике", которая ориентирована как на школьников, так и на студентов, желающих получше разобраться с математическим аппаратом физической науки. Готовится к изданию сборник "100 экспериментальных задач по физике", который поможет заинтересованным школьникам и учителям подготовиться к олимпиадам различного уровня и организовать интересный лабораторный практикум. Другие учебные пособия ("Физика" (для специализированных школ) "Специальная теория относительности") нацелены на заполнение существующих пробелов в современной учебно-методической литературе. Как уже говорилось, мы не теряем контактов с нашими выпускниками. На базе центра "Логос" для наших выпускников - студентов ЯрГУ читаются спецкурсы по различным разделам теоретической и математической физики. С некоторыми из студентов ведется научная работа, намечены темы курсовых и дипломных работ. Начиная с этого года, определенная поддержка - научно-методическая и финансовая - стала возможной и для тех наших выпускников, которые обучаются в Москве. Частный институт теоретической и математической физики (он имеет интригующее название N-III), который спонсируется Вадимом Асадовым, а возглавляется еще одним нашим одногруппником, обеспечивает заинтересованных наукой ребят стипендией и квалифицированным научным руководством. Сотрудники центра "Логос" регулярно участвуют в мероприятиях, организуемых министерством образования и департаментом образования Ярославской области. Наш центр - открытая организация, которая готова сотрудничать с физическими и юридическими лицами, заинтересованными в совершенствовании физико-математического образования в регионе и в России. Когда некоторое время назад мы сделали рассылку писем с предложениями крупным предприятиям Ярославля поучаствовать в нашем проекте, мы обнаружили, что лед в отношениях "спонсор-исполнитель", что называется, тронулся - на наше предложение откликнулись! В настоящее время в Ярославском регионе нам оказывают финансовую и техническую поддержку ОАО "Ярославский шинный завод", ИТЦ "Континуум", ЗАО "Ярославль-GSM", ОАО "Ярторф". Мы благодарны всем тем, кто помогает нам в нашей работе с талантливой молодежью Ярославского региона.
  
   В обыденном сознании сложился своеобразный стереотип отношения к физико-математическим наукам: "Это очень сложно, неинтересно и в общем уже неактуально". Действительно, регулярные занятия физикой и математикой определенным образом дисциплинируют ум, отвлекают его от вещей преходящих и направляют к размышлениям о вещах незыблемых. Человек приобретает особое "умственное зрение", позволяющее смотреть на окружающий глазами внимательного исследователя, а не потребителя. Этот особый взгляд на мир вскрывает простое в сложном и сложное в простом - предела нет! Особенно ярко это ощущается в школьный и студенческий период знакомства с точными науками. Во время занятий с нашими ребятами, когда стоишь перед ними с мелом у доски, на их лицах совсем не видно следов непреодолимой сложности и, тем более, скуки. Напротив, там явственно проступают интерес, работа мысли, и совершенно детское оживление, когда что-то получается. В какой-то момент особенно отчетливо понимаешь, что здесь и сейчас происходит нечто очень важное, что проявит себя после - много лет спустя: в изобретениях, технологиях, больших или малых научных открытиях или может быть в чем-то другом, что также потребует творческого напряжения всех сил. Это необычное ощущение снимает усталость и утомление, а бытовые и текущие рабочие проблемы в этот момент уходят куда-то на второй план. И в сознании вдруг всплывает мудрое изречение Конфуция: "Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня".
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"