ПИСАРЕЙ ПОБЕЖДЕННЫХ ВОЖДЕЙ МАЙЯ ЖДАЛА ПЕЧАЛЬНАЯ УЧАСТЬ - ИМ ЛОМАЛИ ПАЛЬЦЫ И ВЫРЫВАЛИ НОГТИ.
Новые исследования древних фресок цивилизации Майя открыли ранее неизвестные жестокие традиции и нравы этого народа.
Во времена существования цивилизации Майя, которая достигла своего расцвета с 600 по 900 годы н.э. и располагалась на территории современной южной Мексики, северной Гватемалы, Белиза и западного Гондураса, в иерархии их власти особая роль отводилась писарям. Писари майя были своего рода эквивалентом современных журналистов, выполнявшие роль носителей средств массовой информации.
Цивилизация Майя состояла из городов - государств, по типу Древнегреческих, которые были очень слабо централизованы, и поэтому властители должны были использовать по большей части убеждение и религию, вместо силы, чтобы осуществлять управление по всем городам страны.
И ключевую роль в стратегии этого управления играли писари, производя такие тексты посланий для народа, чтобы одновременно и угрожать и льстить гражданам, что, в целом, шло в поддержку их верховного вождя (правителя). Эти тексты писаний расхваливали достоинства короля и сулили гору обещаний тем, кто поддерживал его. Тексты также описывали ужасные последствия для тех, кто был непослушен правителю и не исполнял его приказы.
Однако, все время, пока существовала цивилизация, Майя вели бесконечные междоусобные войны за главенствующую роль между городами. Одни вожди побеждали в сражениях других, и эти события отражались на фресках их произведений искусства.
При детальном изучении таких фресок открылись ранее неизвестные традиции и нравы их истории.
Кевин Джонстон, профессор антропологии из Университета Штата Огайо исследовал новые, усовершенствованные на компьютере фотографии фресок Майя. В то время как ранее они уже изучались много лет, он сказал, что эти новые фотографии показали такие подробности и детали тех времен, которые не были видимы ранее.
А именно, оказалось, что при поражениях правителя того или иного города, его личным писарям ломали пальцы рук с тем, чтобы они больше не могли писать хвалебных строк в его честь и не могли унижать достоинства его победителя, подрывая устои новой, установленной им власти.
Например, одна фреска Майя из города Бонампак, на территории современной южной Мексики, описывает картину того, как девять военнопленных присели в ногах победителя их вождя. Хорошо отражается красной расцветкой кровь, капающая от сломанных пальцев некоторых военнопленных. Фрески изобразили некоторых из писарей, имеющих уже сломанные пальцы и вырванные ногти. Но новые фотографии также показали детали, которые не были видимы прежде: один военнопленный удерживает пишущее перо, как будто описывая свой захват и экзекуцию.
"Мы долго полагали, что эти люди на фреске были военнопленные, но никто не думал относительно их социального статуса - кто они были в обществе Майя", сказал Джонстон. "Новые фотографии ясно говорят, что эти люди были писари".
Джонстон также нашел пять других фресок искусств Майя, которые поддерживают его тезис, что писари побежденных вождей обязательно подвергались экзекуции и уже не могли со сломанными пальцами выполнять свою роль рупора политической пропаганды.
Факт того, что писари и их экзекуция были определенно и целенаправленно отражены на фресках, показал их важный статус, который они занимали в обществе Майя, согласно Джонстону.