Э. Г. Багрицкий. Эпос [Cyprinus Carpio, 4] (1928-1929)
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера
Бахила, "крестьянская рабочая обувь; сапог с голенищем на помочах", сев.-русск., тверск., вост.-русск., сиб. Отсюда заимств. коми bakilẹ "высокие охотничьи сапоги"; см. Вихман - Уотила 8.
По мнению Микколы (Berühr. 82), заимств. из ср.-лат. bacle "женская обувь", которое он сравнивает с греч. βακνίδες ̇ εἶδος ὑποδημάτων vaknídes eídos ypodimáton (Гесихий). Еще более сомнительны сравнения с башма́к (Mi. EW 8) или бух-; см. Преобр. 1, 20. Темное слово.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АНСССР, М., 1975, http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
* Бахилки, умен. к бахилы (сапоги). "А везенъ (самозванец, Разин) въ кафтанишкъ черномъ въ сермяжномъ, да в чюлкахъ белыхъ, да в бахилкахъ въ солдатскихъ". АИ, 1674 г.
* Бахиловъ, в сост. имени собственного. "Лавка посадцкого человека Федки Бахилова...". Кн. прих. Нижегор. 1646 г.
б) Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, 1847 г.; https://books.google.md/books?id=fsgGAAAAQAAJ&pg=PP11&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
Бахилы. Род крестьянской обуви, на подобии котов, но передки у них бывают короче, и подвязываются ремнями как лапти.
г) Национальный корпус русского языка
* М. Н. Загоскин. Москва и москвичи (1842-1850)
Это бы еще не беда; мне не нравится парижский фрак, вам ― русский кафтан, это дело вкуса, так тут и спорить нечего. Но вот что дурно: этот неумолимый гонитель русских кафтанов, желая убедить читателей в справедливости своего мнения, спрашивает их, что лучше и красивее; серый сермяжный зипун или фрак, сшитый из тонкого сукна; безобразные бахилы, подбитые гвоздями, или красивые лакированные сапоги?
* В. И. Немирович-Данченко. Соловки (1874)
Действительно, соловецкий монах ― всегда и везде является в одной и той же рясе из толстого и грубого сукна. Простое холщовое белье крестьянского покроя, сапоги-бахилы из нерпичьей кожи одинаковы у всех, у наместника и у простого послушника. ...
Мы-то притерпелись, а богомольцы жалуются... Из шкур мы бахилы (род сапог) шьем, штаны, рубахи тоже. Как наденешь на себя все это, хоть по горло в воду ступай ― никакая сырость не пробьется. У нас все рабочие носят их.
* А. И. Куприн. На глухарей (1899)
Сборы наши не занимают много времени. Я стягиваю потуже вокруг талии патронташный ремень и выпрастываю из-под него кверху бока свитки, чтобы дать больше свободы рукам, сильно встряхиваюсь всем телом, чтобы убедиться, что ничто на мне не бренчит и не болтается, натягиваю кожаные бахилы* и крепко обвязываю их повыше колен вокруг ног, а тем временем Трофим дает мне последние наставления, и хотя я их слышал, по крайней мере, раз десять, я слушаю еще раз со вниманием и новым любопытством.
* род толстого кожаного чулка; бахилы выделываются из цельного куска кожи и потому совершенно не пропускают воды...
* Протоиерей В. П. Свенцицкий. Преподобный Серафим (1925)
Одежда преподобного Серафима описывается так: "В продолжение всего подвижничества о. Серафим постоянно носил одну и ту же убогую одежду: белый балахон, комканые рукавицы, комканые бахилы вроде чулок, поверх которых надевал лапти, и поношенную камилавку". Вот вам и соблазн осуждения.
д) Б. В. Шергин. Словарь поморских и специальных слов и выражений, объяснение собственных имени названий (1930-1960)
Бахилы ― высокие кожаные сапоги на мягкой подошве, с круглыми носками, сшитые на прямую колодку, удобные для хождения по толстому льду в зимнее и летнее время, употребляются поморами на промыслах.
е) Топонимика
Бахилово - село в Ставропольском районе Самарской области, расположено в значительном лесном массиве, неподалеку от реки Волги. Первое упоминание о селе относится к оброчной грамоте царя Бориса 1599-1600 гг., основано беглыми крестьянами. Владел им звенигородский Савво-Сторожевский монастырь (1398 г.). Предполагается, что название село получило от названия обуви: бахилы - деревянные колодки с натянутой наверху кожей. Бахиловская лесная и горно-овражистая система - заповедник.
* См. на карте Менде 1861 г.; http://www.etomesto.ru/map-ulyanovsk_simbirskaya-mende/; Топографические карты СССР N-39 (В) 1:100000. Самарская область; http://www.etomesto.ru/map-genshtab_n39-v/
3) Обобщение и вывод
а) А. Усанин. Реки текут до тех пор, пока существуют леса; https://www.bleckt.com/publication/world/20418.html (сокращена)
Круговорот воды и жизнь на поверхности этой планеты поддерживаются большими лесами. ... Водяной пар, испарившийся с поверхностей листьев, конденсируется в верхних холодных слоях атмосферы, из-за чего воздух над лесом разрежается, что создает восходящие потоки воздуха над лесом, засасывающие влажные воздушные массы со стороны океана и приносящие их на сушу. После выпадения осадков сухой воздух возвращается назад к океану через верхние слои атмосферы. На поверхности земли ветер дует туда, где происходит наибольшее испарение влаги. А оно больше всего над лесами, потому что у леса - самая большая площадь испарения на единицу площади земной поверхности благодаря большому количеству листьев. ...
Количество воды, которое растение испаряет за сутки, в зависимости от температуры, количества света и влажности почвы, бывает довольно высоким. Подсолнечник испаряет за сутки до одного или двух литров воды, а столетний дуб - более 600 литров! ...
Но в любом случае, в густом лесу с соприкасающимися и переплетенными кронами соседних деревьев суммарная площадь поверхности листьев в десятки раз превосходит площадь земной поверхности, расположенной под лесом. Листья деревьев представляют собой испаряющую поверхность леса, в десятки раз большую испаряющей поверхности открытого океана того же размера.
Однако транспирация (испарение воды через листья) - не единственный источник испарения, формирующегося над лесом. Деревья обладают способностью аккумулировать, "перехватывать" своими кронами значительное количество атмосферной, дождевой влаги или снега, которые также вносят огромный, достигающий 30%, вклад в развиваемое лесом испарение. Это особенно характерно для северных хвойных лесов, где налипшие на деревьях снежные шубы и шапки обеспечивают поток испарения даже зимой, когда испарение воды с помощью листьев отсутствует. И благодаря этому леса даже зимой притягивают в их регион влагу в виде выпадающих новых обильных снегов. ...
Из всего этого следует важный для каждого из нас вывод: уничтожение ради коммерческой чьей-либо выгоды лесов - этого уникального создания Бога - не может быть квалифицировано иначе, как преступление против жизни на Земле, в том числе и против самого человека.
б) Топоним отмечен в русских актах примерно с начала XVII века, имя в 1646 г., наименование обуви с 1674 г., в русской литературе термин зафиксирован с 1830 гг.
В большом лесу всегда влажно, деревья испаряют влагу, после очередного дождя лесная подстилка задерживает влагу, ручьи, малые водные потоки, болота и озера, впадины рельефа - такова обстановка в русском лесу.
В России лес - кормилец: грибы, ягоды, дичь (шкуры, мясо), строительный лес (вплоть до советского времени в строительстве дерево основной материал).
Из исторических письменных источников ясно, "бахилы" - специальная обувь для обеспечения жизнедеятельности человека на озерно-болотистой и лесной территории и в море, там где всегда "влажно, сыро, мокро".
Вывод
Официальная этимология не способна объяснить топоним и термин в связи с природной и социальной действительностью, целесообразно рассматривать его в связи с главенствующей религиозной доктриной - иудеохристианством, с сакральным языком, ивритом. Есть письменные источники, указывающие, что монашество использовало этот вид обуви. В библейском иврите необходимо искать термин имеющий в своем корне согласные Х.Л. или наоборот Л.Х. указывающие на влажность, сырость.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корни.
БАХИЛЫ = ЫЛИХАБ = Ы+ЛИХ+АБ, уберем гласные знаки (иврит язык согласных) = Л.Х. + аин (0 звука).Б (в); очевидно корнем является сочетание согласных знаков Л.Х.
БАХИЛЫ (а) = наоборот ы+ЛИХ+АБ = без гласных Л.Х. + Б = ивр. Л.Х., ЛАХ לַח влажный мокрый + аин (0 звука, утерян). В. (АВ) чаща леса.
Обувь для деятельности в густых, влажных (мокрых) лесах.
Источник
* См. стронг иврита ЛАХ, 3892, 3893; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/3892.htm
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому
Hомер Стронга: H3892. Оригинал: לַח. Произношение: лах. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего be new - свежий, сырой, зеленеющий.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 232.
б) Библейский образ
* Иезикииль 17:24: "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее (ЛАХ сырое) дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю".
* Иезекииль 20:47: "И скажи южному лесу: слушай слово Господа; так говорит Господь Бог: вот, Я зажгу в тебе огонь, и он пожрет в тебе всякое дерево зеленеющее (ЛАХ сырое) и всякое дерево сухое; не погаснет пылающий пламень, и все будет опалено им от юга до севера".
* Иеремия 4:29: "От шума всадников и стрелков разбегутся все города: они уйдут в густые (АВ чаща) леса и влезут на скалы; все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя".
Таким образом, термин русского языка начала XVII века "бахилы", составлен из двух корней иврита, обозначает вид обуви, который использовали в густых лесах озерно-болотистой территории страны. Термин очевидно связан с культурно-религиозной деятельностью православной церкви, скорее всего образован монахами северных областей России.