Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Кудымкарь, Кудымкорское, Кудымскор - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  Кудымкоръ, просто благодать!
  Родимый нашъ не покраснеет,
  Коль на сравнение пойдетъ:
  Стать съ Пермью в параллель посмеетъ,
  С Казанью даже он дерзнетъ...
  Кудымкорецъ. Екатеринбургская Неделя, 1885, ?5
  
  1) Исторические предпосылки
  Пермь Великая (Пермь Камская, Пермское княжество) - историческая область в России и коми-пермяцкое средневековое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Вишеры, Колвы и Язьвы. Межплеменной центр - Чердынь, находилось в зависимости от Великого княжества Московского, также формально подчинялось Новгородской республике до 1472 г. К западу территория достигала верховьев Камы и Вятки, на юге контролировало территории до р. Чусовой, за которой были башкирские земли (Казанское ханство), восточная граница шла с вогулами(манси) по Уральскому хребту. Ежегодную дать Московскому государству княжество выплачивало "лошадьми и мехами" (Сигизмунд Герберштейн, 1551). Религия - традиционное коми-пермяцкое язычество, в кон. XIV века на территорию Прикамья проникает православие, дальнейшее развитие региона шло в рамках христианского вероучения, соответственно и топонимика логически и лексически должна быть связана с терминологией иудеохристианства.
  * См. Пермский край в 1579 г., по писцовым книгам И. И. Яхонтова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/...
  
  2) Общие сведения
  
  а) Кудымкар - город в Пермском крае, расположен на обоих берегах Иньвы (ранее Инва) притока Камы и реки Кувы. В центре города археологами обнаружено Кудымкарское городище (рус. Красная горка, коми-перм. Изъюр "Каменная голова") XII в. защищенное валом высотой 1,5 м., обнаружены: оружие, оружия, предметы быта, украшения, обломки булгарской и местной глиняной посуды. В 1472 г. Кудымкар вместе с Пермью Великой вошёл в состав Московского княжества, в письменных источниках впервые упомянут в 1579 г. (7 дворов), в XVII веке Кудымкар превращается в центр края, церковь XVI-XVII вв.
  
  б) Этимология, варианты (мнения) истолкования топонима Кудымкар
  * Название города произошло от коми слов и имело в прошлом название "Кудын кор", так как в древности поселение на месте города стояло возле реки "Кува" переводящегося с коми языка как "кув ва" или "мёртвая вода", а слово "кар" с коми-пермяцкого языка переводится как "городище, город", название "Кудым кар" переводится с коми-пермяцкого языка как "город возле реки Кува". После создания коми-пермяцкого округа и внедрения коми-зырянских стандартов в коми-пермяцкий литературный язык, коми-пермяцкое слово "кор" в названии было заменено на его зырянский вариант "кар", с тех пор город был переименован в Кудымкар. (???)
  * Считают что имя этому месту дали первые его жители. С коми-пермяцкого языка "КАР" означает "гнездо" или "укрепленное поселение", а также "гора". Но вот загадка, что означает слово "КУДЫМ"???
  Примечание
  В иврите корень КАРА укреплять, огораживать; производные термины КИРИА, КИРЕТ, КЕРЕТ - огораживать, укрепленное место, город. Пермская или зырянская азбука - алфавитная письменность XIV-XVII вв., создана Пермским епископом Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна реки Вымь.
  
  в) География
  * Река Кама в Пермском крае истекает по огромной дуге сначала на Север, потом поворачивает на Восток, а затем на Юг. Кама опоясывает громадную территорию, на которой ниже центра ее находится город Кудымкар, на этой местности формировалась на протяжении веков коми-пермяцкая культура. Некоторые реки впадая в Каму на восточном участке реки, истоки имеют у Камы западного участка. Исток реки Иньвы находится приблизительно в 50 км от западного участка реки Кама, т.е. практически прямой сухопутный (вдоль русла Иньвы) и водный путь соединяющий западный (верховья Камы) и восточный участок реки Кама.
  * Река Иньва (Инва)
  + ЭСБЕ/Река Иньва. Иньва (Инва) - р. в Пермской губ., в Соликамском у., правый приток р. Камы; длина течения около 600 в. ... Местность по И. густо населена, в верховьях много водяных мельниц, а от устья Кувы И. становится сплавной рекой. По И. и притокам ее известно немало чудских городищ.
  + Из притоков Камы наиболее значительны Инва, Обва (обе судоходны)... Главные занятия жителей - солеварение, горные промыслы, судоходство и земледелие.
  + Современное состояние реки Иньва Иньва (коми-перм. Женская вода), дл. 257 км. Генеральное направление течения - Восток, русло извилистое, ширина у города Кудымкар около 45 м., у села Купрос - около 70 м., истекает по широкой луговой долине, скорость течения небольшая, глубина 1,5-3 м, дно - песок, галька.
  
  3) Данные топографии
  * Атлас Всероссийской Империи. Собрание карт И. К. Кирилова. 1722-1737 гг., Великой Перми часть; показана река Инва и село Кудымкарь се, церковь (см.левый верхний угол карты); https://new.runivers.ru/maps/kirilov/35/
  * Атлас 1794 г. для юношества. Костромское и Вятское наместничества. Показана река Инва, 4 поселения, 2 церкви (Кудымкар не показан).
  * Карта границ губерний России конца 18 в., 1799 г. Показан Соликамский уезд, река Инва с 4 поселениями, в т.ч. и поселение КУДЫМСКОРА.
  * Дорожная карта Российской Империи 1809 г. Показано село КУДЫМСКОРА на основной дороге, церковь.
  * Немецкая обзорная карта южного Урала 1837 г. Показана река Inwa. на ней и притоках 11 поселений, 7 церквей, в т.ч. и Kudymkorskoje (выделено шрифтом, центр).
  * Карта Оренбургского края 1850 г. Показана река Инва, указано село Кудымкорское, на главных дорогах.
  * План Инвенской дачи 1853 г. Местность не показана, единственная надпись - Владения графа Григория Александровича Строгонова.
  * Карта Европейской России и Кавказского края 1862 г. Показана река Инва, поселение Кудымкорское, бассейн реки с притоками плотно заселен.
  * Карта Стрельбицкого 1871 г. Показана река Иньва, бассейн реки плотно заселен, часть территории по берегу реки и притокам очищена от леса и село Кудымкорское. Указан Никитинский завод.
  
  ** ЭСБЕ. Никитинский (Майкорский) сталелитейный завод - Пермской губернии, Соликамского уезда, при речке Инве. Основ. в 1811 г. 3500 жит.; церковь, 2 учебных заведения, больница, телеграф, общ. потребителей. (Недалеко от Кудымкара, на реке Кува (соврем. с. Кува) в 1852-56 гг. был построен металлургический завод "Кувинская заводская контора графа Строганова", работавший на огромных запасах местных железных руд (50 рудников, 20 давали руду) и леса, закрыт в 1909 г. в связи с нерентабельностью).
  * Карта Пермской губернии 1909 г. Кривощекова. На карте показана дорожная система бассейна реки Инва, которая складывалась веками в интересах хозяйственной деятельности населения. Село Кудымкоръ указано как центр дорожной системы, а дорога идущая на Восток вдоль реки Инва - основная транспортная магистраль. Бассейн реки Инва (с притоками) связывает западное и восточное русло реки Кама.
  * Карта ЮЗ части Соликамского уезда 1892 г., показано село Кудымкарское.
  * Карта округов, образованных из Пермской губернии 1923 г. Показан Кудымкорск.
  * Геологическая карта Кировской области и Удмуртской АССР 1940 г. - КудымкАр. На более поздних картах закрепилось название КУДЫМКАР.
  
  4) Историческая обстановка в прикамских землях и в бассейне реки Инва в XVI-XIX вв.
  
  а) Первоначально вся территория к югу от Чердыни относилась к Чердынскому уезду, 1579 году уезд делился на 4 стана: 1) Окологородный, 2) Верхний, 3) Нижний и 4) Отхожий (округ). Отхожий округ занимал территорию между верхней дугой реки Кама на севере и ее притоком рекой Обвой на юге. Вся эта гигантская территория (страна) была практически не заселена, девственные леса. До царя Ивана Грозного дошли сведения, что на этой территории есть богатые природные ресурсы: пушнина (мягкое золото), медные, железные и серебряные руды, а также богатые солевые растворы для выварки соли. Царь принял решение заселить и освоить эту территорию, и пожаловал ее во владение Григорию Строганову (1553-1577), сыну Иоанникия (Аникей) Строганова (1488-1570, предприниматель, государственный деятель и организатор колонизации прикамских земель, торговля пушниной). Отметим, что пушной промысел (торговля мехами) в XVI-XVII вв. обеспечивал 10-20 процентов дохода бюджета Московского государства (значительная часть экспорта) * См. Отхожий округ Чердынского уезда в 1579 г.; http://zz-project.ru/permskaya-starina-vyp-iii/83...
  
  б) Жалованная грамота Ивана Грозного Григорию Строганову, 1564 г.; https://history.wikireading.ru/300305
  Се аз царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, преж сего в лете 7000 в шестьдесят шестом году ..., пожаловал есми Григория Аникеева сына Строганова: что мне бил челом, а сказывал, что деи в нашей отчине ниже Великие Перми, за восемьдесят за восемь верст, по Каме реке, по правую сторону Камы реки с усть Лысвы речки, а по левую деи сторону реки Камы против Пызноские курьи, по обе стороны по Каме до Чюсовые реки места пустые, лесы черные, речки и озеры дикие, острова и наволоки пустые, а всего деи того пустого места сто сорок шесть верст; и прежде деи сего, на том месте, пашни не пахиваны, и дворы деи не стаивали, и в мою деи цареву и великого князя казну с того места пошлина никакая не бывала, и ныне не отданы никому, и в писцовых де книгах и в купчих и в правежных то место не написано ни у кого; и Григорий Строганов бил нам челом, а хочет на том месте городок поставити, и на городе пушки и пищали учинити, и пушкарей и пищалников и воротников устроити, для береженья от Нагайских людей и от иных орд, и около того места лес по речкам и до вершин и по озерам сечи, и пашню росчистя пахати, и дворы ставити, и людей называти неписменных и нетяглых, и росолу искати, а где найдется росол, и варницы ставити и соль варити...
  А где в том месте росол найдут, и ему тут варницы ставити и соль варити, и по рекам и по озерам в тех местех рыба ловити безоброчно. А где будут найдут руду серебряную, или медяную, или оловяную, и Григорью тотчас о тех рудах отписывати к нашим казначеям, а самому ему тех руд не делати, без нашего ведома; а в Пермские ему ухожеи> и в рыбные ловли не входити. А льготы есми ему дал на двадцать лет, ...и кто к нему людей в город и на посад, и около города на пашни и на деревни и на починки, придут жити неписменых и нетяглых людей, и Григорью с тех людей, в те льготные двадцать лет, не надобе моя царева и великого князя дань, ни ямские ни ямчюжные денги, ни посошная служба, ни городовое дело, ни иные никоторые подати, ни оброк с соли и с рыбных ловель, в тех местех...
  * Бассейн реки Инвы находится примерно посередине между указанными в грамоте Ивана Грозного реками Лисьва и Чусовая.
  * Освобождение от повинностей на 20 лет привлекло на земли Строгановых многих людей из различных областей России, безлюдные места заселялись, земли распахивались, расширялась добыча соли, а в кон. XVIII в. появились горные и металлургические предприятия.
  
  в) Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. I: Древности бывшей Перми Великой. http://zz-project.ru/permskaya-starina-vyp-i
  Вотчины Строгановых и монастыря Пыскорского в Перми Великой в XVI и начале XVII века "По Иньве и с ее притоками, Обве, Яйве ее притокам Усолке и Вильве, по Косьве и другим речкам Строгановы встречали Усольских и Чердынских отхожих людей, с которыми и должны были вступать в борьбу за обладание землей. Борьба оказалась неравною, и Строгановы постепенно налагали свою тяжелую, мощную руку на упомянутые земли. Ни старинные поземельные права, ни ропот, ни открытое возмущение мелких собственников земли не приводило ни к чему. Особенно прочно утвердились Строгановы в Перми Великой со времени всесильного современника Петра Великого, Григория Дмитриевича Строганова, который, пользуясь особым доверием царя, желавшего создать в России горнозаводское дело, покровительствовавшего в равной мере и Строганову, и Демидову, постепенно исходатайствовал себе подтвердительную грамоту на вечное владение землями по р. Яйве (в 1688 г.), по Обве, Иньве и Косьве (в 1700 году) и даже по Зырянке (в том же 1700 г.)". "В счастливейшем для Строгановых 1700 году июля 1 - го состоялся именной указ Петра В. об утверждении за тем же Григорием Дмитриевичем пожалованных по Обве, Иньве и Косьве погостов, с чем вместе отошло к нему 14003 человека муж. пола казенных людей". "Наконец, 1702 г. мая 22 ему же пожалована вторичная и окончательная грамота на Обвенские, Иньвенские и Косьвенские погосты и село Ростесское".
  
  г) Кривощеков, Иван Яковлевич (1854-1916). Материалы для истории села Кудымкора Соликамского уезда, Пермской губернии / [И. Я. Кривощеков]. - Пермь : Тип. н-ков П. Ф. Каменского, 1894; https://www.prlib.ru/item/426876
  "Исторический письменный период для Инвенского края начинается с переписи Перми Великой писцом Яхонтовым в 1579 г. при Иоанне Грозном, когда в бассейне Инвы по писцовым книгам уже описываются селения: 1) Кудымкоръ с семю дворами... всего в бассейне Инвы 7 поселений; число чудских городищь и могильников ... насчитывается 21. ... Затем наступает период уже христианско-русский, так в промежуток 1579-1623 г. в Кудымкоре по переписи писца Кайсарова упоминается построенная церковь во имя святителя Николая, единственная во всем бассейне Инвы...", (далее приводятся данные показывающие рост населения на 1894 г. - 21 церковный приход, 14 волостей, население 70 тыс. чел.).
  * Отметим, что подлинные переписи писцов Яхонтова и Кайсарова не сохранились, все сведения взяты из уже поздних документов, ссылавшихся на указанных писцов.
  
  5) Обобщение и вывод
  
  а) Из истории России известно, что Пермь Великая вошла в состав Московского государства в конце XV века, для Москвы она была Восточной пограничной территорией, землей, областью. Отметим, что Ермак Тимофеевич начал свой Сибирский поход (на Восток) в 1581 г. из Строгановской резиденции Орёл-городка на Каме (ОРЕЛ = ивр. ОР свет. + ЕЛ Бог, Свет Бога, Божественный Свет; т.е. миссионерская деятельность).
  
  б) Кудымкарь, Кудымскора, Кудымкорское, Кудымкар, из топографического материала ясно, что поселение во времени меняло содержание имени, при сохранении основного значения - КУДЫМ.
  * Первичное имя зафиксированное на карте 1722-1737 гг. КУДЫМ+КАРЬ.
  * На картах 1794-1809 гг. зафиксировано имя - КУДЫМ+СКОРА (1794-1809), в письменных источниках не упоминается.
  * На картах 1837-1940 гг. зафиксировано имя - КУДЫМ+КОР+СКОЕ (Kudymkorskoje).
  * На картах 1940-2020 гг. зафиксировано имя - КУДЫМ+КАР.
  * Река ИНВА стала называться с 1871 (Карта Стрельбицкого) - ИНЬВА, впадает в Каму, а за Камой - Урал, или старорусский - КАМЕНЬ.
  Перевернем гидроним наоборот (как в иврите) - ИНВА = АВНИ= ивр. ЕВЕН камень, в т.ч. и драгоценный; иносказательно - Бог (твердыня Бога); в составе географических имен. Река Инва прямой водный путь к Уралу, Камню.
  Во всех именах поселения выделяется основной корень КУДЫМ, скорее всего указатель района (земли, области), где находилось это село. Это восточная территория (для Москвы), а река Инва (Иньва, дл. 257 км) истекает строго в восточном направлении, впадает в восточное русло реки Кама.
  Кама образует большую дугу, истекает сначала на Север, затем на Восток, потом на Юг, в середине этой дуги, между западным и восточным руслом - Пермь Великая, первоначально Чердынский, а позже Чердынский и Соликамский уезды и село Кудымкар. Мы можем предположить, что топоним Кудымкор обозначал территорию, административный центр территории - общий корень КУДЫМ указывал место - на Востоке, или Восточный.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией. Анике́й Фёдорович Стро́ганов (в монашестве Иоаса́ф, 1488-1570), был очень религиозен, построил несколько церквей, жертвовал большие деньги монастырям, в старости он удалился от мира и постригся в монахи (Иоасаф, Иосафат - библейский иудейский царь). В этот период Ермак Тимофеевич шел завоевывать Сибирь под знаменем на котором был изображен Иисус Навин (преемник Моисея) и Архангел Михаил.
  
  6) Терминология иврита и библейский образ
  
  Кудымкар, Кудымскора, Кудымкорское - общий корень КУДЫМ. Приведем термин КУДЫМ в форму близкую к грамматике иврита (иврит, язык согласных), удалим гласные = К.Д.М. У нас моментально появляется соответствующий средневековой действительности термин иврита - корень К.Д.М., КЕДЕМ קֶדֶם восток; КАДИМ קָדִם восток, восточный. Люди средних веков ориентировались на восход Солнца, на восток.
  
  а) КУДЫМКАР, КУДЫМКАР(ь-ъ) = КУДЫМ+КАР = КУДЫМ+К+АР = ивр. без огласовок К.Д.М., с огласовками КЕДЕМ קֶדֶם восток; КАДИМ קָדִם восток, восточный + К כְּ предлог соответствия, сходства, как + арам. АРА אֲרַע земля (страна, область); т.е. Восточная земля (область, территория).
  Источник См. стронг иврита КЕДМА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/6924.h...
  См. стронг иврита КАДИМ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/6921.h...
  
  б) КУДЫМСКОРА на картах 1799-1809 гг., топоним возможно использовался и ранее (источников нет) = КУДЫМ+СКОРА.
  Из древнерусских письменных источников известно, что СКОРА - необделанные шкуры, кожа животных (Викисловарь). Точнее содержание термина передает Словарь русского языка XI-XII вв.: "Скора. Шкура, пушнина, меха. "Игорь же утвердивъ миръ с греки, отпустил слы одаривъ скорое, и челядью, и воском...", Лавр.лет. 1377 г.
  * СКОРА = СК + ОР + А = СК = ивр. САК שַׂק грубая одежда из жестких волос, дерюга, мешок (меховая одежда шьется мешком) + ОР ивр. עוֹר шкура, кожа животного; т.е. пушнина, меха. Кто вел пушной промысел до XVI в бассейне реки Инва???
  Все городища (древние поселения) исследователи XVIII-XX вв. называют "чудскими", хотя племя Чудь в этом районе не известно, летописный собирательный термин (название ряда племен прибалтийско-финской группы), перекочевавший вслед за переселенцами в Пермский Край. Чем занималась "чудь"? ЧУДЬ (ч-ц, чоканье-цоканье) = ивр. ЦУД צוּד подстерегать, ловить зверя или птицу, охотится; ЦАЙД צַיִד охота, ловля, пойманная дичь (см. стронг иврита 6679).
  
  Письменные источники (Яхонтов) сообщают, что на 1579 г. в поселении Кудымскар было 7 дворов, в бассейне реки Инвы было 7 поселений, всего в Отхожем районе Чердынского уезда (напомним - гигантская территория, целая страна) было 178 дворов с населением в 232 чел. Чем могло заниматься столь незначительное население на громадной территории? Естественно - пушным промыслом, охотой на пушного зверя: куница, белка, бобр, вероятно был и соболь, и торговлей пушниной - СКОРОЙ. Формы "сбора" пушнины нам не известны, это мог быть "ясак", распространенная натуральная подать с местного населения вносимая пушниной: соболь, бобр, куница, лисица, белка, или элементарный торговый обмен мехов на предметы необходимые населению. Надо отметить, что по сведениям в Пермской губернии 1864 г. звериным промыслом в Чердынском и Соликамском уезде занималось 3 476 чел., в остальных уездах число промысловых охотников значительно меньше.
  КУДЫМСКОРА в центре лесной страны имела прямую водную связь с Чердынью, а также с городками расположенными на реке Кама. Здесь, первоначально был торговый пост (фактория), куда Отхожие чердынские промысловики поставляли, продавали добытую пушнину. Мы выявили признаки и функцию поселения КУДЫМ+СКОРА - поселение расположено на реке текущей на Восток (дорожная карта, направление деятельности) и место, где происходил сбор пушнины.
  
  Общий вид КУДЫМСКОРА = КУДЫМ+СКОРА = ивр. К.Д.М., КЕДЕМ קֶדֶם восток + САК שַׂק грубая одежда из жестких волос, дерюга + ОР ивр. עוֹר шкура, кожа животного; т.е. восточная земля, место, территория, где ведется пушной промысел.
  Источник См. стронг иврита ОР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5785.h...
  
  в) Развитие топонима во времени Кудым+кар - Кудым+скора - Кудым+кор+ское
  
  КУДЫМКОРское = КУДЫМ+КОР, топоним на картах 1837-1923 гг.
  В период 1579 по 1800 гг. происходила колонизация бассейна реки Инва с притоками, в конце периода население территории значительно увеличилось в связи расширением заводской деятельности, из лесов ушел (или был выбит) пушной зверь. На притоках реки Кама появились новые экономические условия, значительно выросли потребности камских городов и промышленных (металлургических заводов, солеварен) предприятий в лесе. Отхожим промыслом становится сплав леса, лесосплав по Каме начал развиваться в XIX в. как наиболее простой и экономичный способ транспортировки древесины. В весеннее половодье бревна, заготовленные зимой, сталкивали в воду, и они плыли по течению до места, где их вылавливали.
  * См. подборку фотографий 1920 гг. о сплаве леса в селе Усть-Иньва на Каме; http://kamafleetforum.ru/lofiversion/index.php/t5...
  КУДЫМКОРСКОЕ = КУДЫМ+КОР+СКОЕ (русское окончание) КОР = ивр. КОРА קוֹרָה бревно.
  
  Общий вид
  КУДЫМ + КОР + СКОЕ (русск. окончание) = ивр. К.Д.М., КЕДЕМ קֶדֶם восток + КОРА קוֹרָה бревно; т.е. сплав леса на восток, по течению реки.
  
  Общий вывод
  Таким образом, социальная и хозяйственная деятельность населения бассейна реки Иньва согласно историческим документам и топографическим картам была направленна на Восток по руслу реки и притокам. Северо-западные территории остались лесными, не освоенными, с редкими поселениями. В соответствии с насущными хозяйственными задачами, во времени, менялось и имя поселения.
  * Первоначально указанное на картах топоним Кудымкар в 1722 гг. обозначал известную Восточную территорию (район, землю), в целях налогообложения.
  * Позже Кудымскора (до 1830 гг.) - восточные охотничьи угодья, место промысла пушного зверя и центральный пункт сбора пушного сырья, центр.
  * С развитием горно-заводской деятельности возросла потребность предприятий в сырье, металлургия России до 1870 гг. работала исключительно на древесном угле, многочисленным солеварням для получения соли нужны были дрова. Имя Кудым+кора (бревно) отражает хозяйственную направленность населения на сплав леса.
  Зафиксированные на картах и в документах имена Кудымкар возникли в связи с религиозной и культурной деятельностью Русской Православной церкви, территории и поселения освящались Церковью, вводились в культ Бога. Языческое "пермское" происхождение маловероятно (нет документов, невозможно доказать), Церковь осуществляла жесткую цензуру по отношению к имени и термину. Регион был практически незаселенным в XVI веке, переселенцы (христиане в большинстве) из разных областей центральной России принесли на пермскую землю свою культурную традицию, которая со временем стала традицией и коми-пермяков.
  
  Кишинев, 12.12. 2020 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"