Борис Э. Альтшулер. Семь искусств, No 5(6), 5. 2010
Этимология любого топонима на сегодняшний день - загадка, в этом нет необходимости уверять интересующегося исторической лингвистикой читателя, исследовав десяток топонимов, убеждаешься, что большинство имен никак не связаны с господствующим языком. Не желая (только так можно понимать это явление) объяснять имена языком общей идеологии, современная филология придумывает различные уловки, логически и исторически непостижимые (нет исторических фактов). Например, создаются схемы бесписьменных "праязыков" (идея взята из Библии - Вавилонская башня), которыми объясняется топонимика и терминология. Заодно решается и политическая цель - "мы здесь жили раньше" (топонимика наша), поэтому имеем право, диктовать свои законы, устраивать жизнь по своим особым правилам; что напрямую создаёт опору национализму (язычеству).
Английский философ Т. Гоббс (1588- 1679) выдвинул следующий тезис научного познания: "метод должен соответствовать порядку творения вещей" (под "творением" понимался Божественный акт создания мира). Основатели марксизма считали, что "логическое" есть понятое (в понятиях выраженное) "историческое": "С чего начинается история, с того же должен начаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной теоретически последовательной форме...". Как известно, христианская история началась в Иерусалиме, оторвать иудеохристианскую цивилизацию (2000 лет) от еврейского слова-понятия, комментировать иудейскую религиозную философию и терминологию родоплеменными языками, то чем занимается современная филология - историческое невежество.
Все вышесказанное имеет прямое отношение к топониму МАГДЕБУРГ, исследователи считают, что поселение упоминается с 805 г. как крепость Magadoburg, в 937 г. Magathaburg, совр. Magdeburg; топоним производят от др.-верх.-нем. magath "девушка, дева", как языческое культовое наименование (ср. др. -сакс, ekmagadi "нимфы, эльфы"), высказано предположение о немецкой кальке славянского названия Девин (Девичеград). Таким образом, Магдебург (идея имени - символ) - крупнейший христианский центр, феодальный замок, монастырь, архиепископство в самом начале своего возникновения, низводят до ЯЗЫЧЕСКОГО понимания исторической и политической действительности.
Топоним (абстракция) отражает практические цели и задачи, стоявшие в ходе освоения территории перед обществом, но смысл его скрыт, мышление и язык людей изменились, утеряна связь; возникновение поселения - разумная практическая деятельность людей, и если оно создавалось, значить это было нужно и важно. Если мы найдем ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ, поставленные духовной и светской властью перед людьми (исторический факт) и используем язык существовавшей идеологической системы (идеологию, философию), то наверняка сможем перейти от АБСТРАКТНОГО (топоним) к КОНКРЕТНОМУ - слову, объясняющему проблему определенного социального пространства и времени.
1) Герб Магдебурга и печать Карла Великого - символы времени
Магдебург приобрел городские привилегии в 1188 году, именно здесь разработано знаменитое Магдебургское городское право (почему именно здесь?), ставшее образцом торгово-ремесленных и юридических отношений для многих городов и стран. На гербе города изображены две БАШНИ со СТЕНОЙ между ними, в стене - открытые ВОРОТА, на стене стоит "ДЕВУШКА" в бирюзовом платье (библейский сложный цвет, зелено-голубоватый), правой руке она держит ВЕНОК; изображение замка и девушки впервые встречаются на печати в середине XIII в., а первое изображение герба Магдебурга относят к концу XV века.
а) Истоки сюжета герба
Подобный сюжет (башни, стена, ворота) мы находим на печати Карла Великого, на двойной печати в левом кругу запечатлен сам император Карл, а в правом кругу - замок, две башни и стена с открытыми воротами, только вместо ДЕВУШКИ, на высоком шесте - КРЕСТ. Под стеной надпись ROMA (Рим), отчетливо читается латинское слово RENOVAT - "обновление", третье слово наполовину стёрто - содержит отчетливо выраженные буквы NIMP (конец слова), возможно IMP = император; или лат. NIMA душа. Читаем - РИМ + ОБНОВЛЕНИЕ, можно предположить, что девиз на этой части двойной печати выражал мысль об обновлении РИМА (римской церкви) и обозначал конкретную программу деятельности имп. Карла, исторический рубеж в развитии иудеохристианства, например тесное сотрудничество (слияние интересов духовной и светской элиты), а каковы события того времени?
Проблема раннего средневековья - отношения власти и церкви, духовенство всегда ратовало за установления "божьего мира" на всех территориях, но своеволие феодалов занимающихся на дорогах открытым грабежом, беспрерывные войны между владетелями земель и нападения язычников (норманны, венгры, авары) не позволяли выстроить общее христианское социальное пространство. Стихийность процессов (много независимых друг от друга деятелей-монархов) происходящих в обществе тормозили развитии городской и дорожной инфраструктуры, мешали развитию стабильных и универсальных денежно-торговых отношений и ограничивали паломничество к церковным святыням, а, в общем, препятствовали построению "царства Божьего". Для создания христианского социального пространства и материальных благ на нём нужна - СТАБИЛЬНОСТЬ (прочная власть). К нестабильной власти, а такой она была в это время, приспособиться нельзя, СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН происходит быстрее, чем АДАПЦИЯ населения к ним.
Папа Лев III (795-816), после избрание на папский престол, переслал Карлу Великому ключи св. Петра и папское знамя в знак признания власти короля, однако в 799 году в Риме вспыхнуло восстание против профранкской политики папы. Лев III был схвачен и заключен в тюрьму, но смог бежать и добраться до Карла Великого, под охраной королевских войск папа вернулся в Рим, где в 800 году возложил на голову Карла Великого императорскую корону. В 812 году Византия признала Карла императором, и согласилось на равноценное существование двух империй, так было положено начало процессу объединения территорий Германии.
б) Венок
В христианской символике венок является символом победы над мраком и грехом, своеобразная корона (лат. corona венок; символ власти); в Библии Исайя (28:5) говорит: "В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцем и славною диадемою для остатка народа Своего", во время церковных праздников Божьи храмы украшаются подобными венкам, гирляндами из веток и цветов, символами вечной жизни, воскресения и радости.
в) Девушка
Отметим один любопытный факт из исторических хроник Магдебурга, сведения за 937 год - королева Эдит позволяет построить СТЕНУ вокруг Магдебурга не из дерева (как обычно, в то время), а из кирпича и щебня. Королева Эдит Английская (910-946), первая жена Оттона I, умерла в возрасте 36 лет (молодая женщина) похоронена в Магдебурге, позже умерший Оттон I похоронен рядом. Свои каменные СТЕНЫ и БАШНИ Магдебург приобрел после разрешения королевы, и этот ФАКТ видимо послужил причиной появления на более позднем гербе города фигуры ЖЕНЩИНЫ с венком.
г) Открытые ворота (символ безопасности и порядка)
В XII-ХIII вв. Магдебург превратился в один из важнейших торговых городов Европы, исследователи считают, что широкие торговые связи Магдебурга символизируют на гербе города ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА. В средние века здесь шла бойкая торговля зерном, солью, мехами, вином и другими товарами. Читаем в "Откровениях" Иоанна Богослова о "Новом Иерусалиме" (город - образец христианского подражания), "новое небо и новая земля" - новое социальное пространство и время: "Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет" (21:25).
Таким образом, символика герба Магдебурга и печати Карла имеет отчетливо выраженное - ХРИСТИАНСКОЕ мировоззрение и восприятие действительности.
2) Христианизация региона или Drang nach Osten
Во многих исторических работах, начиная с XIX века, "красной нитью" проходит мысль о процессе, который в немецком языке называется - Натиск на Восток (нем. Drang nach Osten; Дранг нах остен). Лозунг появился в немецкой истории в VIII-XIII веке, когда германцы вели острую территориальную борьбу с западнославянскими народами, особенно в бассейне реки Лаба (Эльба) и прибрежных регионах Балтийского моря от Шлезвига до Прибалтики. Исследователи различно комментируют лозунг, одни считают автором концепции экспансии на восток Карла Великого, другие - императора Священной Римской империи Фридриха I Барбаросса. Для борьбы с восточными народами (как правило, язычниками) организовались крестовые походы, имевшие переменный успех, что подаётся как присущая германцам - агрессивность; второй фактор - славяне, наводившие в то время ужас на Европу, обычно замалчивается.
Создавая ура-патриотические исторические построения, чем страдают все исторические школы, мы не уделяем внимание РЕЛИГИОЗНОМУ мировоззрению людей того времени, что приводит к искаженным представлениям о процессе формирования европейских народов и их языков, а соответственно к кризисам в современной политике и экономике. Стремление к "богоизбранности" отмечено в германской историографии XIX-XX вв., в совокупности с немецкой философией и литературой, где были распространены рассуждения об особом "германском пути", идеи о расширении жизненного пространства и "арийском" прошлом германской нации, неоднократно приводили Европу к континентальной катастрофе. "Мессианские" увлечения были сформированы в немецкой среде в средневековую эпоху, когда разворачивался процесс христианизации восточных областей, сначала Саксонии, затем славян на Эльбе, Одере и в Поморье. Река Эльба, после христианизации Саксонии в IX веке, служила естественной границей между христианским и языческим славянским миром. На востоке, Польша обрела стабильную церковно-политическую структуру в 1000 г. (Гнезненская митрополия и три епископии), начался встречный процесс христианизации, эти два миссионерских движения встретились на Одере, где борьба с язычеством переросла в борьбу христианских епископий.
Исследователи средневековой географии сообщают, что вплоть до конца крестовых походов на Западе и в частности в германском обществе, имели смутное представление о пространстве за Эльбой, географическая информация была материалом секретным и тщательно скрывалась или обставлялась совершенно фантастическими сведениями о чудовищах, каннибалах, "огненных" реках и неприступных горах. Тем не менее, благодаря деятельности еврейских купцов и путешественников, организовавших в VIII-XI вв. грандиозные по протяженности торговые маршруты, а также редким работам греческих географов, власти имели общие сведения о европейской территории до Волги.
Существующая этимология гидронима "Эльба"
Википедия: "название Эльба означает "река" или "русло" и является не более чем немецкой версией слова (ALBIZ), см. древнескандинавского название реки Elfr , шведский ИВЛ "реку", старое английское название реки Ielf и нижненемецкий - Эльве "русло".
ЭЛЬБА, (Elbe), чешский гидроним Labe, лат. Albis; римлянам река стала известна к I веку, исток расположен неподалёку от Праги. В этот период римлянам была знакома, в общем, география от Испании до Волги, а река Эльба находилась ПОСЕРЕДИНЕ этого пространства, о чем и говорит её еврейское имя; Э+ЛЬБА = иврит - ЛЕВ, ЛИБА сердце, сердцевина, середина.
3) Деятельность германских императоров по созданию "Священной Римской империи германской нации"
а) Карл Великий (768-814)
Король Карл Великий в результате военных походов (всего 50) превратил государство в обширную империю, на западе границей были Пиренеи, а на востоке среднее течение Эльбы; борьба с саксами-язычниками в его деятельности один из значительных моментов. В 779 году Карл вторгся в Саксонию и прошёл почти всю страну, нигде не встречая сопротивления, в его лагерь явилось множество саксов, которые дали заложников и клятву в верности, однако умиротворения не наступило. В 780 г, вместе со своей армией и священнослужителями Карлу удалось продвинуться до самой Эльбы - границы между саксами и славянами.
К этому времени Карл разработал стратегический план покорения всей Саксонии через ХРИСТИАНИЗАЦИЮ, король призвал англосакса Виллегада, знатока богословия, к активному насаждению новой веры в Саксонии, в 780-789 гг. Миссионерская деятельность здесь проходила в условиях ожесточенной вооруженной борьбы (782-785), саксы смирились и приняли христианство. Территория Саксонии была поделена на административные округа, построены укрепленные замки феодалов и монастыри, в это время источники фиксируют появление Магдебурга.
б) Оттон I (Otto, 936-973)
Оттон столкнулся с сопротивлением феодалов королевской власти, с целью централизации государства он старался усилить власть епископов и аббатов на территории путем раздачи привилегий (иммунитетных прав), за что требовал административной и военной службы. Епископ в немецком языке обозначен термином - Bischof; иврит - БИШОФ епископ; слово явно содержит корни иврита; БЕШЕФА, ШОФЕА, ШЭФА обилие, благодать, эманация; истечение "творческой энергии" Бога на человека; помощь Бога в делах, божественная благодать. Епископы средневековья были деловыми администраторами, которые заботились о преуспевании епископий и городов, евреи, как религиозный (народ Бога), финансовый и торговый фактор являлись предметом их забот.
Оттон I развернул бурную деятельность по подчинению папского престола, совершил несколько походов на Италию (951, 961) и подчинил себе римских понтификов, захваты заэльбских земель привели к образованию пограничных областей - марок в бассейне Эльбы. Здесь усиленно насаждалось христианство, создавались епископства и монастыри. В 962 году Оттон I коронуется в Риме императором, созданная им империя получила в XII веке название "Священная Римская империя германской нации".
В 968 г. Оттон I основал Магдебургское епископство, в это время в Европе разворачивается борьба за реформирование церкви (Клюнийская реформа), в процесс которой включился молодой король, Магдебург становится восточным форпостом в распространении католицизма.
Польский князь Мешко (соперник на востоке) в 966 г. принял христианство, и в Польше начал свою миссионерскую деятельность епископ Иордан, римский папа Иоанн XIII (сторонник императора Оттона I) устанавливая границы Магдебургского архиепископства, отметил, что территория этой митрополии не распространяется за реку Одер. Так развертывались внешние политические события, которые определили политическую и религиозную судьбу этого германского города - быть центром по распространению христианства на восточных границах Германии.
б) Оттон II (973-983), продолжал укреплять созданную отцом епископскую систему, вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром в Риме и с двуединой властью императора и папы. Натолкнулся на серьёзное сопротивление феодалов, королевская власть в его правление теряет значение, герцоги становятся независимыми, а в славянских землях происходят крупные восстания.
в) Оттон III (980-1002) император с 996 г., пытался осуществить план создания мировой Римской империи.
Императоры Саксонской династии опирались в своей деятельности на церковную организацию и делали попытки создать общеевропейское государство с большой долей теократического управления, естественно по моделям, описанным в Библии, следовательно, общественно-политическая структура общества Германии была связана с еврейской системой бытия.
4) Исторические источники о развитии Магдебурга
а) Магдебургские хроники (перевод ГУГЛ)
* 805. Магдебург впервые упомянут в хронике Moissiacense: "Магдебург в первый раз, как Magadoburg упоминается в документах в Diedenhofer капитула Карла Великого как франкский замок, определяется центральным местом для торговли со славянами и находится под контролем имперского чиновника.
* 847. В капитуле императора Людовика Благочестивого - Магдебург, один из складов для торговли со славянами.
* 936. Август 07, Отто I, коронован в Ахене ... Его любимая резиденция находится в Магдебурге (с 937 - королевская резиденция).
* 937. 21 сентября, созвано национальное собрание в Магдебурге, Оттон I основал бенедиктинский монастырь Святого Мориса, который получает несколько деревень принадлежащих городу. Королева Эдит позволяет построить стену вокруг Магдебурга не из дерева (как обычно в то время) а из кирпича и щебня. 11 октября монастырь Мориц получает больше владений в Магдебурге, в Северной Тюрингии и в Люнебурге, пожертвовал Оттон I.
* 939. Июнь 07, пожертвование 14 деревень в Nordthringengau (самая большая монастырская собственность в то время). 941. Aug 06, Отто I дает монахам монастыря Морица несколько имений в Dardesheim.
* 946 - король Оттон I основал епископство Havelberg. 26 января умерла королева Editha в Магдебурге, похоронена в монастырской церкви. 29 января монастырь получает все королевское имущество в городах Unenesburg (Unseburg) Brunnem (Борн), Biscopestorep (Bisdorf) Makkyestede (Mackstedt) и Adestanstede (Atzendorf) (пожертвования).
* 949. 01 октября король Оттон I подписал основу документа о епархии Бранденбург.
* 951. 23 сентября, Отто переехал в столицу лангобардов, Павии, и теперь называет себя королем франков и лангобардов. В том же году он женился на вдове короля Лотаря, Аделаиде.
* 952. 18 апреля, Оттон I и Аделаида празднует в Магдебурге Пасхальный фестиваль.
* 957. Первые сведения о поселении евреев.
* 962. Фев. 02, Оттон I и его жена Аделаид в Риме коронованы папой Иоанном XII, первым германским императором и императрицей Священнай Римской империи германской нации (титул продержался до 1806 года).
12 февраля Оттон I утвердил акт создание архиепископства Магдебург; учрежденного папой Иоанном XII; основание архиепископства наталкивается на противодействие епископов Майнца и Хальберштата (было отложено до подходящего времени).
* 965. Июль 09, Отто I дает важные права монастырю Мориц, монастырь получает контроль над замком и районом замка, который ранее занимал император, рынок, монету и таможенные права. 12 июля, евреи освобождаются от обязанности нести военную службу и платить таможенные сборы.
* 967. 20 апреля, Папа Римский Иоанн XIII объявил документ, устанавливающий архиепископство Магдебург (через год, почти одновременно, в феврале и марте умирают епископы Хальберштата и Майнца, противившиеся созданию Магдебургского архиепископства).
* 968. Oct. 01 структуры зарождающегося архиепископство Магдебург получили аббатство святого Дионисия в Engern, недвижимость в Боденхаузен и Петра и Павла, монастырь в Bibra в качестве подарка. По просьбе папы также замок аббатства белых Speyergau. 18 октября монах Адальберт назначен архиепископом.
* 973. 16 марта император Оттон I вернулся из Италии и отмечает праздник Пятидесятницы в Магдебурге; 17 марта, император Оттон I признает все пожертвования в архиепископство, а также добавляет новые пожертвования. Май 07, император Оттона I умирает, тело императора находит свое последнее пристанище в соборе Магдебурга рядом с первой женой Эдит. Июнь 04, новый император Отто II подтвердил устав, подарки отца и привилегии епископальной церкви в Магдебурге.
б) Итоги сообщений хронистов
* Магдебург основан во время Саксонских войн Карла Великого как военный и идеологический опорный пункт по распространению христианства.
* при Оттоне I - императорская резиденция, крупнейший монастырь (идеологический центр).
* первое упоминание о поселении евреев - 957 год, уже в 965 совершается попытка Оттона I и папы Иоанна XII (955-963) создать Магдебургское епископство, которая встретила сопротивление епископов Майнца и Хальберштата. Создание епископства пришлось приостановить, но подготовительная работа продолжалась, монастырь получает контроль над замком, таможенные и денежные права и т.д.; в этом же году евреев освобождают от военной службы и таможенных пошлин.
* В 968 г. германский император Оттон I с санкции папы Иоанна XIII (965-972) учредил на базе монастыря св. Маврикия в Магдебурге на реке Эльбе архиепископию, в задачу которой входила миссионерская деятельность на славянских землях к востоку от германских границ.
Итак, ЕВРЕИ присутствуют в Магдебурге в важный момент его ранней истории - в период создания АРХИЕПИСКОПСТВА, им облегчают проведение торговых операций (освобождают от военной службы и таможенных пошлин), что очевидно приводит к включению города в систему МЕЖДУНАРОДНОЙ (еврейской в то время) ТОРГОВЛИ, а соответственно и ростом его благосостояния. Создание восточного центра по распространению иудеохристианства была поддержана еврейским торговым капиталом, который создал на этой территории соответствующую инфрастуктуру, ввел в оборот библейские и талмудические правила торговых отношений.
Позже, в XIII веке, закрепившись, эти правила оформились в законодательный свод - Магдебурское торговое право, послуживший образцом права в торговых отношениях средневековья; определяло организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества. Исследователи считают источниками Магдебургского права - "Саксонское зерцало" (сборник германского феодального права) и устав города Магдебурга, но как мы видим из Хроник, основу этого права заложили - евреи, именно они являлись организаторами и кредиторами ремесленного и земледельческого производства.
5) Краткая хроника еврейской общины Магдебурга
а) Считают, что первые евреи в Магдебург были из рейнских провинций, хроники сообщают о поселении в 957 г., квартал, занимаемый ими, находился вне города и назывался "Judendorf zu Magdeburg". В акте Оттона Великого, относящемся к 965 году, говорится о том, что "евреи и другие торговцы", проживающие в городе, отдаются под контроль архиепископа Магдебургского и подчинены его юрисдикции.
В подобном акте, изданном в 973 г. при Оттоне II, содержатся сведения о евреях, в то время они составляли большую общину и играли видную роль в торговле, немало содействуя процветанию города.
Первый крестовый поход (1096) был причиной изгнания евреев из "Judendorfa", архиепископ Альбрехт, несмотря на свое благожелательное отношение к евреям, не мог предотвратить разрушения Judendorfa в 1213 году войсками Оттона IV.
В 1261 году во время праздника "Кущей", евреи окрестных городов собрались в Judendorfе, архиепископ Роберт отнял у них деньги и драгоценности и задержал богатых, надеясь получить высокий выкуп.
В 1301 г. христианская девушка из Judendorfa распространила ложный слух, будто евреи пригвоздили изображение Христа к кресту, символически распиная его вторично, горожане напали на гетто, разграбили его, некоторых убили, а других прогнали. Сохранился документ, относящийся к 1312 г., из которого видно, что евреи купили четыре участка для расширения кладбища.
Во время чумы 1348 г., горожане и соседние крестьяне снова напали на Judendorf, разграбили его и сожгли многих евреев в их жилищах, на этот раз (с опозданием) архиепископ Оттон и светские местные власти взяли евреев под свою защиту.
В 1361-1367 гг. архиепископ Дитрих пользовался услугами еврея придворного банкира Шмоль.
В 1385 г., согласно документу, еврейское кладбище было расширено, это обстоятельство подтверждает вывод о росте общины благодаря притоку евреев из других городов.
В 1410 г. архиепископ Гюнтер даровал магдебургским евреям грамоту, гарантировавшую им на шесть лет покровительство под условием уплаты ими налога в размере 40 серебряных марок полугодовыми взносами.
В 1492 г. под влиянием горожан и духовенства архиепископ издал указ об изгнании евреев из города, указ этот был приведен в исполнение девять месяцев спустя, после того как евреям была возмещена стоимость их домов и прочего имущества. Свыше 1.400 евреев покинули Магдебург, синагога в Judendorf′е была обращена в часовню Девы Марии и названа "Marinkappelle"; Judendorf стал носить название "Mariendorf".
После изгнания (1493) евреи не имели права селиться в Магдебурге, до 1806 г., привилегией о поселении мог пользоваться только один еврей.
Таким образом, город Магдебург, расположенный на реке Эльба в Саксонии изначально являлся опорным пунктом в распространении ХРИСТИАНСТВА, его имя никак не может быть связано с языческими символами в силу ожесточенной вооруженной борьбы между саксами и франками и идеологического противостояния с язычеством.
6) Существующие трактовки топонима Магдебург
а) Викисловарь
* От немецкого Magdeburg , от средне - нижненемецкого Māgedeborch , Mēgedeborch . Со времен Средневековья интерпретируется как "девичий городок", иногда конкретно связанный с Девой Марией. Однако, первый компонент мог изначально быть названием растения "mayweed", сравните средне-нижненемецкий mēgede(blōme) и древнеанглийский mæġþe.
* Вероятно, от древневерхненемецкого magado - большой , могущественный и burg - крепость.
б) Все словари содержат общие сведения о географии, истории и промышленности города, других сведений нет, этимология - гадательная. Наиболее распространенная версия - топоним производят от др.-верх.-нем. magath "девушка, дева", как языческое культовое наименование (ср. др. -сакс, ekmagadi "нимфы, эльфы"), высказано предположение о немецкой кальке славянского названия Девин (Девичеград).
7) Терминология иврита и библейский образ
а) Основная трактовка топонима
МАГДЕБУРГ = МАГД+Е+БУРГ = ивр. MAGD מֶגֶד + E связка + BURG = иврит МЭГЭД מֶגֶד дар неба, благо, благословление; корень этого слова используют для обозначения чего-либо выдающегося.
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H4022. Оригинал: מֶגֶד. Произношение: мэгэд. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, вероятно обозначающего be eminent - 1. избранный, превосходный, лучший; 2. вожделенный или драгоценный дар.
в) Библейский образ
Термин употребляется во Второзаконие 33:13,14, 15, 16, Моисей в этом сюжете благословляет сынов Израилевых перед смертью своей.
* Втор. 33:13: "Об Иосифе сказал: "да благословит Господь землю его вожделенными дарами (ивр. МЕГЕД) неба, росой и дарами бездны, лежащей внизу". ...
* Втор. 33:14: "дарами, что солнце приносит, дарами (ивр. МЕГЕД), что луны дают".
* Втор. 33:16: "дарами (ивр. МЕГЕД) земли и всем, что на ней, - благоволеньем Пребывавшего в терновнике! Пусть оно главу Иосифа осенит - темя избранника средь братьев".
б) Вариант
Возможно, имя пограничного города МАГДЕ+БУРГ оформилось из образа израильского города (долина) МЕГИДО, места, где должны были столкнуться силы ДОБРА (христианство) и ЗЛА (язычество) в последней и решающей битве.
Согласно пророческой исторической концепции христианства, описанной в "Откровении" Иоанна Богослова (16:16): "И он собрал их, на место, называемое по-Еврейски АРМАГЕДОНОМ".
* Мегиддо (древний город). Электронная еврейская энциклопедия ОРТ; https://eleven.co.il/land-of-israel/archeology/12...
МЕГИДДО́ (מְגִדּוֹ, реже מְגִדּוֹן, Мегиддон), развалины ханаанского (см. Ханаан), а затем израильского города-крепости на западе Изреельской долины (в 35 км к юго-востоку от Хайфы). Стоял на холме, господствующем над долиной, и закрывал проход Ирон, через который пролегал так называемый Морской путь.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H4023. Оригинал: מְגִדּוֹ. Произношение: мэгиддон мэгиддо. Часть речи: Имя собственное и Географическое название. Этимология: от H1413 - Мегиддо(н).
в) БУРГ
Википедия и толковые словари - этимологии НЕТ, кроме общего смысла понятия - укрепленный пункт.
Бург - в средние века укрепленный населенный пункт, окруженный высокими стенами и рвами с водой, являлись военными и административными центрами, резиденциями епископов; города средневековой Европы выросли из бургов. Представители знати жили в укрепленных поместьях - "бургах", усадьбы обносились земляным валом с деревянным тыном, во время нападения врагов здесь находили защиту окрестные крестьяне. Отсюда (явление) видимо произошло до сих пор не дешифрованное слово "бург", в поздние времена его стали понимать как - укрепленный город, убежище. ивр. БАРАХ убегать, спасаться бегством, запирать на засов; БИРА замок (укрепленное место).
Таким образом, мы провели анализ немецкого топонима МАГДЕ+БУРГ, выяснили его предназначение и роль в немецкой истории, связали исторические факты, теологию, философию и лексикон древнего "немецкого" языка воедино, имя - СИМВОЛ (дара Бога), миссионерской христианской деятельности, оформлено на сакральном языке (оберег) - иврит.