Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Маковеево, Маккавеево, Маковеевская, маккавеи - термин, имя, топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  1) Маковей
  
  а) По мнению исследователей, русское имя Маковей происходит от имени израильтянина Иуды Макковея из династии Хасмонеев, возглавившего восстание в стране против ига сирийских греков в 166-160 гг. до н.э.
  Маккавеи, ивр. МАККАБИМ ‏מכבים‏‎ или מקבים - от арам. makkaba "молот, кувалда" (на врагов).
  Прозвище стало общим именем-понятием и применялось к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива. Затем было распространено на всех вообще защитников иудейской веры во время религиозных гонений Антиоха Епифана, как символ стойкости и строгости в исполнении Заповедей. События периода описаны в неканонических Книгах Макковеевских 1, 2, 3, 4; исследователи их оценивают как важнейший источник по истории евреев и иудаизма.
  
  * Первая книга Маковейская
  Гл. 2. В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус. Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне!
  Гл. 3. И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью.
  
  б) ЭСБЕ/Библейские переводы
  
  "Первая Библия в полном составе была собрана новгородским владыкой Геннадием в 1499 г., и история ее составления показывает, что Свящ. Писание было у нас распространено в отрывках и отдельных книгах, а всех книг в полном составе и одном свитке у нас не было. ...
  Геннадий не мог найти в России всех книг и потому был вынужден пополнить свой список выбором текстов из разных толкований свящ. книг и переводом с Иеронимовского текста. С последнего были переведены книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, кн. Премудрости Соломоновой, 1-я и 2-я книги Маккавейские (3-я совсем не была переведена) и часть книги Есфири".
  
  * В полном объеме Книги Макковеевские стали известны в России примерно к концу XV века, отрывки текстов зафиксированы в Изборнике Святослава 1073 г. В православии почитаются семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также мать их Соломония и учитель их Елеазар. Их мученичество описывается в Библии во Второй книге Маккавейской (6:18 - 7:42), память 1 августа. См. Википедия: Семь святых мучеников Маккавеев.
  
  в) Иконография
  * Семь мучеников Маккавеев, их мать святая Соломония и учитель святой Елеазар (фрагмент пелены "Явление Богоматери Сергию и праздники"), 1525 г.
  * Икона "Братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, святой Елеазар, Соломония", 1510-1520 гг. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
  
  2) Топонимика XIX-XX вв.
  
  * Маковеево - деревня в Вельском районе Архангельской области.
  * Маковеево - деревня в Череповецком районе Вологодской области.
  * Маковеево - деревня в Локнянском районе Псковской области, на берегу реки Ловать. Показана на Трехверстовке Псковской области. Военно-топографическая карта 1888 г.; на Специальной карта Западной части России Шуберта 1832 г.
  
  * Маковеево (Макавева) - деревня в Краснохолмском районе Тверской области, на берегу реки Могоча. Показана: на Специальной Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 г.; на Карте Менде Тверской губернии 1850 г.; на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.
  * Маковеевское - деревня Торопецкого района Тверской области.
  * Макавеевская - деревня, Архангельская губерния, расположена на реке Кулой, ныне урочище.
  
  * Маккавеево (Маккавеевская) - село в Читинском районе Забайкальского края. Основано в 1720 году как заимка Оленгуйской слободы приказчика Маккавеева. В 1772 году о деревушке Маккавеева упоминает Петр Паллас (немецкий ученый и путешественник на русской службе).
  * Маковеевка - малая река в Архангельской области, приток реки Устья (477 км).
  
  3) Применение имени, фамилии и топонима в русском языке. Национальный корпус русского языка
  
  * Кормленая книга Костромской чети 1613-1627 гг. (1613-1627): "Жилецъ Маковей Захарьевъ сынъ Грабленой - 133 году Єюня въ 28 день, по памяти за приписью дьяка Михайла Данилова, написанъ ему денежной окладъ изъ четверти вновь 6 рублевъ".
  * Записная книга Московского стола 7155 года (1646, сентябрь - 1647, август) (1646-1647): "Въ селѣ Натышѣ, въ Вяткахъ, въ Рыбной слободѣ Маковей Барловъ, отпущонъ во 153 году, въ апрѣлѣ".
  
  * Данная Ивана Елизарьевича Цыплятева арх. Чудова монастыря Левкию с братьею на сц. Пенино и д. Федотово в Банском (Горетове) ст. Московского у., с установлением права пожизненного проживания (1567-1568): "А в год на наши памяти пожаловать поминати архимандриту Левкею и священни[ком] братье отца моего на преставленья Елизар[ьево], во иноцех Еуфимья, августа в 1 день, на память Седми Маковеи и учителя их Елиозара...".
  * Запись о пожаловании п. Иовом своего дворцового дьяка И. В. Григорова поместьем в пус. Горках и др., Московского у (1597.11.18): "кустарю четыре десетины, опричь починка Маковеева; а по скаске дияка Ивана Григорова в починке в Маковееве четвертные пашни нет ни однои четверти, сена дватцать пять копен, лесу кустарю непашенного болота двенатцать десетин, к старому его поместью, что в Кораше".
  
  * Дело по челобитью патриаршего дьяка К. Федорова о пожаловании его поместьем патриаршего дьяка И. Ховралева в сц. Хлябове с пустошами, Дмитровского у. Выписка в доклад Ионе м. сарскому и подонскому (1615): "И в писцовых книгах написано писма Услюма Ивановича Данилова да Ивана Григорьевича Беклемишева с товарыщи лета 7060-го году: село Хлябово, ... половина деревни Маковеева, пашни в поле 15 чети, а в дву потому ж, сена 20 копен; а другая половина тое деревни в вотчине за Неклюдом за Якшиловым; и всего в селце Хлябове и в пустошах 265 чети".
  * Дело о совместных постройке и починке мостов Маркушевским монастырем и местными крестьянами (1698.05.28): "А крестьян тех волостей у сей записки было: Шевденицкой волости церковной прикащик ... Елисей Моковеев, ... Степан Маковеев, Офонасей Володимеров.
  * В. Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750): "Маккавеи, гл 6, переведено вера, иногда клятва, яко Матфей, гл.".
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  русск. МАКОВЕЙ = ивр. МАККЕВЕТ מַקֶּבֶת молоток, молот.
  
  б) Источник
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 276;
  https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43V...
  * См. Стронг иврита 4717, МАККЕВЕТ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4717.ht...
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4717&k=N...
  Hомер Стронга: H4717. Оригинал: מַקֶּבֶת. Произношение: маккаба. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H5344 - молот(ок).
  
  в) Библейский образ
  
  * Исаия 44:12: "Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами (ивр. МАККЕВЕТ) обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает".
  * Иеремия 10:4: "покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом (ивр. МАККАВЕТ), чтобы не шаталось".
  
  Из исторических актов ясно, что в XI веке русское духовенство имело отрывки из Книг Макковеевских, в XVI веке на культурно-религиозном пространстве появились русское имя Маковей и фамилия Маковеев, в этот же период зафиксированы и топонимы Маковеево. Имена находятся в историко-логической, графической, фонетической и смысловой связи с библейским термином иврита МАККАВЕТ молот.
  
  Таким образом, прозвище еврейских деятелей стало символом стойкости в исполнении библейских Заповедей - русским именем, фамилией и топонимом. Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к культурно-просветительской деятельности русской православной Церкви. Многократное повторение имени или термина в ходе проповедей, молитв и церковных обрядов (крещение, освящение) - основа запоминания (памяти), присвоение религиозной доктрины невозможно без усвоения образов и терминологии.
  
  Кишинев, 26.9.2018 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"