Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Михаил, Михалёво, Михайлово, Михайловское - имя, топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Когда же Батый в Киеве увидел фреску с
  изображением Михаила, то сказал: "Сей
  ми възбрани поити на Великий Новъгородъ"
  Волоколамский Патерик, XVI в.
  
  
  1) Существующая топонимика (истор.-географ. данные не полные)
  
  а) Михалёво. Белоруссия - 5 деревень и поселков. Россия: Архангельская обл. - 4 деревни; Владимировская - 3; Вологодская - 18, 1 болото; Ивановская -2; Калужская - 3; Костромская - 4; Курганская - 1; Ленинградская - 3; Московская - 9; Нижегородская - 2; Новгородская - 3; Орловская обл., Пермский край - по 1; Псковская - 5; Смоленская - 1; Тверская - 11; Ярославская - 10. Всего: более 90 топонимов и гидронимов.
  б) Михайлово. Белоруссия - 9, Россия - 22, всего: более 31 населенных пунктов.
  в) Михайловское. Более 70 населенных пунктов в России, на Украине и в Белоруссии.
  г) Михалково - 20 населенных пунктов в России, на Украине и в Белоруссии.
  
  2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи 1859-1862 гг.
  Михалева/Михалево - более 50 населенных пунктов в центральных областях Российской Империи. Михайлова - более 20 населенных пунктов. Михайловское - более 50 сел, деревень. Михалково - 18 деревень.
  
  3) Применение топонимов и имени в церковнославянском языке
  
  а) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974; Михалков Тимофей Федорович, дьяк вел. кн., 1509 г.
  * Примечание. Михаил - широко распространенное мужское имя с периода принятия христианства, носители: цари, князья, духовенство, дворяне, мещане, крестьяне.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Князь Федор Андреевич Стародубский. Вторая данная кн. Фед. Андреевича [Стародубского] Троицкого м-ря иг. Никону на озера Смехро и Боровое (1392-1427): "А приходит братаничь мой князь Данило Васильевичь, да сын мой князь Федор, да мои бояре: Констянтин Михайлов, Федор Михайлов".
  * Правая грамота суда К. Фефилатьева, по подписному списку Я. Захарьина, посельским и крестьянам, митрополичих сел и деревень Юрьевского у. на землю от деревни Степановской до реки Жаровки, бывшую у них в споре с И. И., Ф. И. и К. И. Кучецкими (1499): "И судьа Козьма Фефилатьев перед Яковом Захарьичем суда своего список положил и выщеино место митрополичих посельских Юрьевских сел и деревень, в Михалево Внукова...".
  * Закладная кабала Василия Борисова сына Петлина Некрасу Семенову сыну Федорова Бронникова на приданую вотчину своей жены Домны Позняковой ... дд. Козина и Михалево в Кинельском ст. Переславского у. в 110 рублях сроком на год. [Датировка: ок. 1557 г. августа 6] (1556-1558): "...да деревню Михалево на тои же реке на Грязевице...".
  * Вкладная книга Кириллова Белозерского монастыря (1560-1570): "Да Иван же дал сельцо Тимово, да деревню Михалево, да пустошь Минеево, да на келью дал 10 рублев, да за платие: за шубу да за однорядку 2 рубля".
  * Дмитровский князь Юрий Васильевич. Жалованная льготная и несудимая грамота дмитровского кн. Юр. Васильевича Тр.-Сергиева м-ря иг. Вассиану на с. Михайловское и дер. Пупки, в вол. Корзеневе Москов. у (1461.07.20): "Что им дал Василей Михайловичь свое селцо Михайловское да деревню Пупки в моей волости в Корзеневе".
  * Сотная с Дмитровских книг Александра Семеновича Упина-Слизнева на владения Иос.-Вол. монастыря в Мушковск. вол. Дмитровск. у (1538): "Волость Мушково, а в ней села и деревни манастырские Осифова манастыря: село Бужарово, а в нем церковь Преображенье господа бога и спаса нашего Исуса Христа; ... деревня Михайловское Меньшое, деревня Михайловское Большое...".
  
  4) Обобщение и вывод
  
  а) Согласно историко-географическим сведениям топонимы и гидронимы, носящие имя Михалева/о, Михайлово, Михайловское и подобные известны с XIV века. Маловероятно, что названы они исключительно по имени владельца земли "Михаил", то есть стихийно, без участия государства, светской и Церкви, духовной власти.
  * Михалёво - деревня в Пушкинском районе Московской области, прежде называлось селом Михайловским, упоминается в договорной грамоте 1342 года великого князя Семиона Ивановича - старшего сына князя Ивана Калиты.
  
  б) В волости (стане), нижней единице административно-хозяйственного деления средних веков, мы находим по 1, редко 2-3 топонима имеющих один корень. Похожие топонимы выделялись в устной и письменной речи за счет дополнений (ближний, дальний, верхний, нижний и др.) или за счет суффиксов - ово, ево, овское, овка и др. Такая топонимическая номенклатура (роспись имен) на обширном русском пространстве возможно только в результате целенаправленной деятельности светской власти и Церкви (освящала, давала имя).
  Государство может состояться лишь тогда, когда территорию охватывает единая налоговая система и идеология (общепринятая религия); религия обосновывает налоговую систему и объясняет населению деяния представителей власти (богоугодно или нет). На территории Древнерусского государства с X века закрепилось иудеохристианство, которое смогло в краткий исторический период создать уникальную общеобразовательную инфраструктуру религии: аппарат священников и монахов, церкви в каждом населенном пункте и монастыри, культурные центры православия в районах.
  
  в) Обучение (вере надо учить) и воспитание происходило ежедневно посредством молитвы, проповеди и других церковных действий. Древняя топонимика продукт мировоззрения местного населения, система взглядов на природу и общество.
  Если христианство заявляет - "не возводи себе кумира" (вторая Заповедь), то, как мы можем считать, что поселение названо по имени владельца или первого поселенца? Наоборот, владельцы земли (часто менялись) получали свои имена и фамилии от названия местности, села, деревни. Земля принадлежала Богу (князь, боярин, помещик, крестьянин - лишь временный исполнитель воли Бога на земле), следовательно, и древняя топонимическая традиция (по крайней мере, её большая часть) базировалась на библейских образах и терминологии.
  Вывод
  На русском культурно-религиозном пространстве (Россия, Украина, Белоруссия) известны: 80 церквей и храмов (ранние XIII-XIV вв.), 13 соборов (ранние XII-XIII вв.), 5 монастырей (ранние XII века) освященных в честь Архангела Михаила; имеются таковые и в других странах. Иконография. На фреске собора Святой Софии в Киеве 1043-1046 гг. показан архангел Михаил, известна икона из города Ярославля изображающая архангела Михаила 1300 г., и др.
  Мы выявили более 200 топонимов имеющих корень МИХАЛ מִיכָאֵל, в иврите есть два подобных термина, которые соответствуют религиозным воззрениям населения и топографии местности. Целесообразно рассмотреть их в связи с библейской терминологией и образами.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Теологический (библейский) вариант интерпретации
  Корень МИХАЛ = ивр. МИХАЕЛ מִיכָאֵל гений-покровитель Израиля, один из четырех архангелов. Имя означает "Кто подобен Господу? Кто как Бог?", "вождь воинства Господня"; старший посланник Бога, наделенный его полномочиями, под его водительством ангельские силы выступают против дьявола (зла). "Михаил Архангел" упоминается в Ветхом (Книга пророка Даниила) и в Новом Завете (Послание Иуды 1:19; Откровение 12:7-9).
  * Русск. МИХАЛЕВО = МИХАЛ+ЕВО = корень МИХАЛ = ивр. МИХАЕЛ מִיכָאֵל‏‎ кто как Бог? Название поселений связано с образом Архангела Михаила, заступника и покровителя христиан; топоним - религиозный оберег от темных сил.
  
  б) Вариант гидрологический, хозяйственный
  В основании любого русского поселения находится водный источник: родник, ручей, малая река, водный поток (что хорошо заметно на местности и видно по топографическим картам). Без питьевой воды существование человека и животного, ведение хозяйственной деятельности на территории - невозможно.
  * МИХАЛ = ивр. МИХАЛ מִיכַל водоем, ручей, малая река, поток; женское имя Михал, жена Давида (в русской традиции Мелхола).
  
  в) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H4317. Оригинал: מִיכָאל. Произношение: микха′эль. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H4310 и (the prefix derivative от) H3588 и H410 - Михаил. Чис 13:13; 1Пар 5:13; 1Пар 5:14; 1Пар 6:40; 1Пар 7:3; 1Пар 8:16; 1Пар 12:20; 1Пар 27:18; 2Пар 21:2; Езд 8:8; Дан 10:13; Дан 10:21; Дан 12:1.
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4323&k=2...
  Hомер Стронга: H4323. Оригинал: מִיכָל. Произношение: микхаль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3201 - ручей, речка.
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 255; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43V...
  
  г) Библейский образ
  
  * Иисус Навин 5:15: "Вождь воинства Господня (подразумевается архангел Михаил) сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал".
  * Даниил 12:1: "Тогда явится Михаил (ивр. МИХАЕЛ), великий владыка, защитник твоего народа, ибо настанет время бедствий, какого доселе не знал ни один народ. Тогда спасется народ твой - все, кто окажется записан в Книгу.".
  * Даниил 10:13: "Владыка царства персидского противостоял мне двадцать один день. Был я там лицом к лицу с царями Персии - и Михаил[+] (ивр. МИХАЕЛ), один из верховных владык, пришел мне на помощь. [+] Михаил - один из верховных ангелов в книге Даниила, Новом Завете и в ряде апокрифов. Согласно 10:21, Михаил - небесный покровитель Израиля.
  * 2 Царств 17:20: "И пришли рабы Авессалома к женщине в дом, и сказали: где Ахимаас и Ионафан? И сказала им женщина: они перешли вброд реку (МИХАЛ). И искали они, и не нашли, и возвратились в Иерусалим".
  
  Таким образом, есть два варианта толкования топонимов имеющих корень ивр. МИХАЛ. Какому варианту отдать предпочтение? Номенклатура топонимики Михалево, Михайловское, Михалково и подобная распространена на обширной территории. К ней приложили "руки" (голову) множество деятелей христианства, монахов и священников и светской власти, обладавших разным уровнем знаний в области теологии и сакрального еврейского языка.
  Понять, что преобладало в сознании и мышлении средневекового князя, владельца земли или священника освятившего поселение - теологическое, сверхъестественное или хозяйственное, мы пока достоверно не можем - мало накопленных фактов. Религиозный страх перед силами природы, мистические переживания, чудесное событие (как в случае Новгорода), или элементарное межевание земель (водные потоки разделяли участки местности, поселения владели определенными участками реки), или просто указание на питьевой источник, находящийся в деревне???
  
  Очевидно, что в большинстве случаев имя поселения с корнем МИХАЛ - религиозный оберег, о чем сообщают 93 религиозных учреждения: церкви, храмы, соборы и монастыри. Владельцы и пользователи земли просили помощи и покровительства у высших сил (архангелов) перед угрозами исходящими от природы (пожары, наводнения, засухи) и общества (войны).
  
  Кишинев, 25.8.2018 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"