Наказ в повседневной речи - строгое наставление, повеление, алгоритм (последовательность действий), который приводит к выполнению поставленной задачи; делай только так и достигнешь успеха. Не каждый человек может дать другому человеку НАКАЗ, в древнем мире право дать наказ принадлежало родителям, в общине - старейшинам, руководителям групп людей, которые организовывали их жизнедеятельность; в более поздние времена правителю или любому руководителю.
1) Существующая этимология
Викисловарь. Корень - нет. Значение: наставление, закон, инструкция, распоряжение. Этимология - нет.
2) Применение термина в церковнославянском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1983; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_10.pdf
* Наказъ. 1. Наказ, наставление. "Отец твой, госпоже велел тебе говорить: дочка! чтобы еси памятовала наш наказъ, как есма наказывали тебя в греческом законе, и о иных делах, о всем бы еси памятовала накрепко наш наказъ". Полск. д. 1495 г. 2. Приказ, повеление, указ. XVI в. 3. Предписание, письменное распоряжение. XVI в.
* Наказати. 1. Наставлять, поучать, приводить к добродетели; "заблужьшяя накажи", Изб. Св. 1076 г. 2. Учить, воспитывать, просвещать. (898 г.) "Земля наша крещена, и несть у нас учителя, иже бы ны наказал и поучал нас и протолковал святые книги. Лавр. лет. и т.д.
б) Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.; НАКА|ЗАТИ 1 (127), ЖОУ, ЖЕТЬ гл.
Дать наказ, наставление, научить; воспитать: Мѹжь мѹдръ люди сво||ѧ накажеть. (παιδεύσει paidéf̱sei), Изб. 1076, 153-153 об.; въ вьсѣхъ искѹшенихъ [так!] бывъ. ѹчааше и наказааше стати крѣпъцѣ противѹ диаволемъ къзньмъ. ЖФП XII, 43".
в) Национальный корпус русского языка
С 1800 по 1925 гг. термин "наказ" фиксируется в русском литературном языке довольно часто, в дальнейшем слово применяется в литературе минимально.
* И. А. Желябужский. Дневные записки (1682-1709): "Февраля в 24 день в Сыскном приказе подымай на виску Петр Иванов сын Яхонтов в том, что он того же приказа у подьячего отнял наказ, да два воровских дела у него с родствеником его Яковом Яхонтовым у подьячего у Самуила Васильев".
* Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения (1767): "Должно сей наказ почаще твердить, дабы он знакомее сделался, и тогда всякий твердо надеяться может, что его поймет, понеже".
Любопытная формулировка - "наказ почаще твердить"; частое повторение материала переводит его из кратковременной памяти в долговременную память. На этом собственно и построено библейское образование (проповедь, молитва) - месячные и годовые циклы изучения Библии, постоянное повторение (заучивание), что обеспечивает передачу информации в течение тысячелетий.
3) Законоучители и социальная организация в иудеохристианстве
а) Община
Согласно библейским текстам, характерной чертой еврейского образа жизни была - община, в отличие от других объединений людей, где преобладали социальные системы семьи и рода, основанные на кровном родстве. Община возникает и развивается под действием коллективной воли - собрания, а не патриархальной, единоличной воли отца. Возникновению общины предшествует социальная идея о совместной жизни и деятельности различных родов, членов общины объединяет не культ предков разных семей, а единая вера и общий образ жизни (а соответственно и язык).
Еврейское общество, описанное в Библии, состояло из нескольких структур: первая - "семья", во главе которой стоял старейшина; вторая - городская община с народным собранием во главе со старейшинами. Роль городского совета старейшин (ивр. ЗАКЕН) постоянно расширялась, а роль "семьи" - уменьшалась. Городские советы обеспечивали жизнедеятельность общины: издавали законы, совершали правосудие, заботились о безопасности, санитарии, содержали больных и бедных, а также организовывали образование, военную и экономическую деятельность.
Евреи везде устраивали жизнь по Законам Торы и местные племенные правители, давая общинам привилегии на экономическую и хозяйственную деятельность - закрепляли и перенимали еврейскую организацию общественной жизни.
б) Организация общества на основе Моисеева законодательства
* В ранней христианской Европе светская власть была слаба, и государственность строилась "вокруг" Церкви, феодал не всегда имел контроль над поселениями, напротив церковь, через сельского священника, церковный приход и старейшин, полностью контролировала жизнь людей. Модель организации общества в иудеохристианской Европе взята из Библии; для облегчения Моисею бремени управления, Бог повелел избрать 70 старейшин, и излил на них пророческих дух (Чис. 11:24, 25). Были старейшины над всем народом, коленами и над каждым городом; Мишна (законодательные сборники, основа Талмуда) говорит, что старейшинам Иошуа (Иисус Навин) передал Устный закон и считает их предшественниками Синедриона (Высший совет старейшин). См. ЕЭБЕ, ст. Старейшины:
* В Киевской Руси переход от родоплеменного общества к общинной христианской организации произошел в период правления кн. Владимира; после принятия христианства в 988 году, жизнь города Киев была организована по округам (коло).
ПВЛ, под 996 г.: "Немощнии, болнии не могуть доити двора моего", повеле устроити КОЛА и, вьскладываше хлѣбы, мяса, рыбы и овощь разноличьный и медъ въ бочках, а вь другыхъ квасы, возити по градомъ, вьпрашающе: "Кде болнии, нищии, не могы ходити?" И тѣмь раздаваху на потребу".
4) Обобщение и вывод
* Еврейское законодательство (образец для других народов) создавали старейшины (иар. ЗАКЕНИМ) на основе библейского алгоритма - делай - не делай (Заповеди Моисея, разрешительные и запретительные). Старцы, старейшины (закеним) - хранят традицию, и контролирует исполнение Закона в конкретной жизненной ситуации, произошедшей в общине. Следовательно, правом дачи кому-либо НАКАЗА (наставления, указания) принадлежало старейшинам, множ. чис. - закеним, ед. - закен.
* Наказы (правовые акты) известны в Московском государстве с XV-XVI веков, обычно направлялся в письменной форме "наказной грамоты" (наказной памяти) царя, центральных органов или церковных деятелей, давались послу или чиновнику ответственному за выполнение какого-либо "государева дела" (во время Петра I инструкция). Мы выяснили, что в любом случае "наказ" (повеление делать так, а не иначе) исходит от руководителя, лишь люди обладающие властью (в семье, обществе) по отношению к человеку или группе людей имеют право - дать наказ.
Вывод
Целесообразно рассмотреть слово "наказ" (этимологию) в связи с оригинальными библейскими текстами, где фигурирует термин "закен", старейшина (руководитель общины).
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология иврита
Приведем термин "наказ" в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень, прочитаем термин наоборот (как в иврите) - НАКАЗ = ЗАКАН = З.К.Н., у нас сразу же выявляется соответствующий корень иврита (письмо без гласных знаков) - ЗАКЕН старейшина.
Общий вид
НАКАЗ = наоборот ЗАКАН = З.К.Н. = ивр. ЗАКЕН זָקֶן дед, мудрец, старейшина (законоучитель); т.е. наказ - (указание) старейшины, то, что сказал старейшина.
б) Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_127.htm
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H2205&k=Ez...
Hомер Стронга: H2205. Оригинал: זָקן. Произношение: закэн. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H2204 - старый, пожилой, старец, старейшина, старик.
в) Библейский образ
* Числа 11:16: "И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин (ивр. ЗАКЕН) Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины (ивр. ЗАКЕН) и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою".
* Второзаконие 22:18: "Тогда старейшины (ивр. ЗАКЕН) того города пусть возьмут мужа и накажут его".
* Второзаконие 27:1: "И заповедал Моисей и старейшины (ивр. ЗАКЕН) сынов Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне".
* Второзаконие 21:19: "то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам (ивр. ЗАКЕН) города своего и к воротам своего местопребывания".
Таким образом, очевидно, что русский термин НАКАЗ является библейским заимствованием; транслитерация (передача слова другим алфавитом по букве). Указывает на авторитетного руководителя (судью, решающего конфликты в общине), который правомочен в силу своего должностного положения, давать указания и наставления другим членам общества - направлять их жизнедеятельность. В древнем и средневековом мире это был - старейшина (ивр. закен), в семье отец, в общине (село, город) - признанный группой людей авторитетный руководитель, старейшина.