Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Мда, Мдо - гидронимы, топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим (ивр. БЕНИ АДАМ)
  Псалтырь 113:24
  
  
  1) Формирование Киевской Руси
  
  а) Общее
  Гидронимы и топонимы на русском, первоначально церковнославянском топонимическом пространстве, мы можем обяснить связав их с другими подобными топонимами. Основанием для такой интерпретации должна служить жизнедеятельность средневекового общества (религиозное, налоговое, хозяйственное и административное деление). Государств без идеологии (религии) и налоговой системы не существует, Церковь - такой же феодальный землевладелец, как и светская власть (князь, бояре). Процесс формирования русской государственной территории (переход от племенной территории к государственной, княжеской) начался во время регентства св. княгини Ольги (после смерти кн. Игоря). Границами налогооблагаемых территорий служили реки, речки, озера, болота, собственно вся хозяйственная и административная деятельность средневекого периода строилась по рекам, протекавшим по непроходимым лесам и болотам, реки были границей-межой и часто единственной транспортной магистралью.
  
  б) Обратимся к тексту летописи "Повесть временных лет": "Иде Вольга (Ольга) Новугороду, и устави по МЬСТЪ (река) повосты и дани" (ПВЛ, под 947 год), имя реки очевидно как-то связано с социальным действием - установлением административной, налоговой и хозяйственной системы. Река МДА впадает в реку МСТА. (прим. повост = погост, адм. террит. единица).
  
  Основные водные магистрали были описаны (названы) во время княгини Ольги, и для фиксирования (закрепления) гидронимов в пространстве и времени, как предполагает автор, использовался единственный письменный язык на территории - иврит. Первый письменный (финансовый) документ вышедший из Киева примерно в 950 г.- "Киевское Письмо", был составлен на класическом библейском иврите. Неужели просвещенная княгиня (а именно такой образ Ольги донес до нас летописец) осведомлялась у финно-угров, как называется эта река?
  
  в) Река Мста, длина 445 км., исторические сведения
  В прошлом река служила границей между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли. С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать...
  
  г) Терминология гидронима МСТА, см. статью "Мста - река, этимология"; https://www.chitalnya.ru/work/3864932/
  Приведем гидроним Мста в форму близкую к ивриту, выделим корни. Очевидно, что термин МСТА разделяется на два корня - МС+ТА.
  * МС = ивр. МАС מַס дань, налог, пошлина, повинность (трудовая).
  * ТА = ивр. ТЕА תֵאָה устанавливать пограничную линию; ТИУА תִוָּה ставить знак, обозначать, начертать.
  Общий вид
  МСТА = корни МС+ТА = ивр. МАС מַס дань, налог, пошлина, повинность (трудовая) + ТЕА תֵאָה устанавливать пограничную линию, межевать; или ТИУА תִוָּה ставить знак, обозначать, начертать; т.е. линия (межа) налогообложения.
  
  Случайных совпадений быть не может, два библейских корня, в результате транслитерации (перевода знаков одной алфавитной системы в другую) послужили моделью для образования русского топонима и гидронима Мста. Мы определили основательницу админ.-налоговой системы Руси, время установления областных границ и методику (составное слово или абревиатура (сокращение)), которая применялась для образования новых понятий в русском языке, а также время возникновения русской системы гидронимов - 947 год. Соответственно и река МДА впадающая в реку МСТА должна иметь библейское имя.
  
  2) Общие данные хозяйственной деятельности. ЭСБЕ/Новгород Великий
  
  Новгород Вел. (история). - Территория Великого Н. занимала обширный угол северо-западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее... и делилась на земли, ближайшие к Н. (5 пятин: Водскую, около Ладожского оз.; Обонежскую, до Белого моря; Бежецкую, до Мсты; Деревскую, до Ловати; Шелонскую, от Ловати до Луги) ... сохранилось только краткое известие о том, что Ольга установила в новгородской земле дани, откуда видно, что Н. признавал в эту пору власть киевской княгини. ...
  Неурожаи были часты, ... Распространялась земледельческая культура без всякого плана. Главную роль играли здесь монастыри. Население было немногочисленно, поселения редки и большей частью состояли из одного дворища. С XIII в. земли начинают сосредоточиваться у крупных собственников. Мелкие собственники наз. земцами (своеземцами) и сельниками. Земледельцы (смерды, половники, сироты, крестьяне) не имели земельной собственности; смерды были полноправны в юридическом отношении и имели право перехода. Бояре обыкновенно не жили в своих владениях; жили на своей земле только земцы. Запашки не были велики, вследствие малочисленности несвободных рук. Земли сдавались большей частью за долю продукта и мелкие доходы натурой, которые с течением времени заменялись деньгами. Землевладельцы были вместе и капиталистами, ссужавшими крестьян деньгами за довольно высокие проц. Техника земледелия стояла невысоко. Система хозяйства была двухпольная (лядинная). Главным продуктом был хлеб (рожь, ячмень, овес); довольно значительную роль играли лен, конопля и хмель. Скот разводился главным образом в имениях бояр и монастырей. Лесное хозяйство само по себе не имело значения; леса являлись только местом звероловства (путики и перевесища).
  Горное дело было мало развито; добывалось и обрабатывалось только железо и то главным образом в местностях, заселенных финнами: серебро получалось из закамских земель и Югры. Более занимались добыванием соли. Обрабатывающая промышленность была сосредоточена в селах, так как крестьяне большей частью сами производили все для них нужное. ... Церковь стояла в Н. очень близко к народу. Духовенство здесь было местного происхождения. С половины XII стол. архиепископы избираются вечем. Они имеют свой суд, свои доходы, свою казну, даже свой полк. Архиепископ имел и большое политическое значение, имя его ставилось в грамотах прежде других, он играет видную роль при переговорах. ... Монастыри в Новгородской земле были очень многочисленны и имели большое значение в деле колонизации края. Город Н. был расположен в 2 в. от истока Волхова из Ильменя и делился на стороны: Торговую (Купецкую) на вост. и Софийскую (Владычную) на зап. берегу. Центром был детинец (град) на Софийской стороне, где находился храм св. Софии и двор владыки, церкви и дворы...
  
  3) Проф. В. О. Ключевскiй († 1911 г.). Краткое пособiе по Русской Исторiи. Новгородская земля; http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=histru...
  Новгородъ со своими пятью концами былъ политическимъ средоточiемъ обширной территорiи, къ нему тянувшей. Эта территорiя состояла изъ частей двухъ разрядовъ: изъ пятинъ и волостей или земель; совокупность тѣхъ и другихъ составляла область или землю св. Софiи. По новгородскимъ памятникамъ до паденiя Новгорода и пятины назывались землями, а въ болѣе древнее время рядами. Пятины были слѣдующiя: на СЗ отъ Новгорода, между рѣками Волховомъ и Лугой, простиралась по направленiю къ Финскому заливу пятина Вотьская, получившая свое названiе отъ обитавшаго здѣсь финскаго племени Води или Воти; на СВ справа отъ Волхова шла далеко къ Бѣлому морю по обѣ стороны Онежскаго озера пятина Обонежская; къ ЮВ между рѣками Мстою и Ловатью простиралась пятина Деревская; къ ЮЗ между рѣками Ловатью и Лугой, по обѣ стороны рѣки Шелони, шла Шелонская пятина; на отлетѣ за пятинами Обонежской и Деревской простиралась далеко на В и ЮВ пятина Бѣжецкая, получившая свое названiе отъ селенiя Бѣжичей, бывшаго нѣкогда однимъ изъ ея административныхъ средоточiй (въ нынѣшней Тверской губернiи). ...
  
  Другою особенностью новгородскаго, равно какъ и псковскаго землевладѣнiя былъ классъ крестьянъ-собственниковъ, котораго не встрѣчаемъ въ княжеской Руси, гдѣ всѣ крестьяне работали либо на государственныхъ, либо на частныхъ господскихъ земляхъ. Этотъ классъ назывался земцами или своеземцами. Это были вообще мелкiе землевладѣльцы. Своеземцы или сами обработывали свои земли, или сдавали ихъ въ аренду крестьянамъ-половникамъ. По роду занятiй и размѣрамъ хозяйства своеземцы ничѣмъ не отличались отъ крестьянъ; но они владѣли своими землями на правахъ полной собственности. Этотъ сельскiй классъ своеземцевъ образовался преимущественно изъ горожанъ. Въ Новгородской и Псковской землѣ права земельной собственности не было привилегiей высшаго служилаго класса. Городскiе обыватели прiобрѣтали мелкiе сельскiе участки въ собственность не только для хлѣбопашества, но и съ цѣлью промышленной ихъ эксплуатацiи, разводя ленъ, хмель и лѣсныя борти, ловя рыбу и звѣря. Таковъ былъ составъ общества въ Новгородской землѣ. ...
  
  4) Гидронимы МДА и МДО
  Мда - река в Любытинском районе Новгородской области в лесном (ель, осина), озерном, речном и болотистом массиве. Образуется при слиянии двух небольших речек Мдичка и Ольха, длина ок. 85 км. На современных картах три истока, один из озера МДО, другой из озера Черного, третий из болотистого леса. Впадает справа в реку Мсту (дл. 445 км), бассейн Балтийского моря. Имеет множество небольших притоков, наиболее крупные из которых впадают во Мду слева - Гуслинка, Мошенец, Мдинка. Русло реки очень извилисто, каменисто. На берегу Мды находятся более 20 населённых пунктов, самый крупный - посёлок городского типа Неболчи.
  Показана на Карте Наполеона 1812 года Российской Империи 1812. На Столистовой карте Российской Империи 1804-16 гг. На карте Шуберта 1832 г. исток из озера. На Семитопографическая карта Новгородской губернии Безкорниловича 1847 г. показано озеро Мда и река Мда, истоки - пограничная линия между уездами. На Советские карты O-36 - Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1985 г. показано река Мда (нижнее течение Ольха) и озеро Мдо.
  
  4) Топоним МДА
  
  а) Мда - деревня в Гдовском районе Псковской области, упоминается как погост (церковь с деревнями) с 1585 г. Расположена на южном побережье Раскопельского залива Чудского озера. Показана на Карте Санкт-Петербургской губернии из атласа Горного Училища, 1792 г., церковь. На Специальная карта Западной части России Шуберта 1826-1840 гг. На Карте Шуберта Санкт-Петербургской губернии - трёхверстовка 1846-09 гг. - Погост Мда. На Карте РККА 1941 г.
  
  б) Исторические данные, погост Мда (Моцкое) Гдовский уезд; https://nashipredki.com/location/pogost-mda-motsk...
  Местоположение с 1781 по 1917 г. - Российская Империя, Санкт-Петербургская губерния, Гдовский уезд, Спицинская волость; точные годы не определены, указаны годы существования административной единицы.
  
  в) Мда (Моцкий погост), ц.св.Георгия Победоносца; http://i-nventory.ru/index.php?id=354
  Часть деревень находится на двух полуостровах Чудского озера. Крестьяне деревень Загорья и Подлипье, стоящих на крутом берегу озера, делают лодки и суда для перевозки груза по озеру. Крестьяне деревни Сосново, окруженной отовсюду сосновым лесом, ловят рыбу. Здесь есть старая деревянная часовня, в честь Нерукотворенного Спаса. На восточной стороне прихода, на песчанистом пригорке, прямо против прихода, находится деревня Раскопель, в 3 верстах от церкви. Жители ее ловят рыбу и возят на судах лес в Псков и Дерпт. Здесь две часовни во имя Пророка Илии; из них одна полуразвалившаяся; в ней есть каменный, в 3 аршина крест, с какою-то надписью. В день Пророка Илии сюда бывает крестный ход. На этом же берегу, с западной стороны, находится деревня Драготино, далее, на север, в 6-ти вер. от церкви, деревня Островцы, окруженная водами озера и впадающей в него речки Прутачны, названной так от кустарников, или прутьев, в обилии растущих по берегам ее. В Островцах, кроме рыбной ловли, занимаются землепашеством и огородничеством. В Островцах есть деревянная часовня и кладбище, на месте, будто бы, упраздненной церкви. В 2-х верстах от Островцов, на том же берегу, есть деревня Подолешье, с ветхою, деревянною часовнею, во имя св. Анастасии. Крестьяне деревень Погорелец и Заходы занимаются земледелием. Всех прихожан мужского пола 1038, женского 1138.
  
  г) Национальный корпус русского языка
  * Псковская 1-я летопись. Погодинский список. Продолжение Погодинского списка (1464-1547): "Того же лѣта поставиша новоую церковь святого мученика Георгиа в Островцах, отделя от большие волости ото Мды".
  * М. А. Кузмин. Дневник (1906): "Ездили; везде свадьбы; по Мде и Мете черные леса на горах и дорога по реке, по которой ездишь с бубенчиками".
  
  5) Вывод
  
  Из старорусских источников известно, что в бассейны рек МСТА и МДА послужили началом формирования административной, хозяйственной и налоговой системы Киевской Руси во время правления княгини Ольги (ок. 945-950 гг.). Основной фигурой в государстве стал князь, проводником его решений выступала дружина. Начало Князя и Дружины - конец родоплеменной организации общества. Дружина служила не за землю, а за свою долю добычи получаемой в виде дани, с родоплеменного общества. Перепродавая эту добычу, дружинник становился единомышленником князя, богател вместе с князем; летописец в ПВЛ отразил деятельность князей и интересы всего общества. В этом обществе все ценные мотивации вращаются вокруг дани (ренты). Дань до княгини Ольги была стихийной (безразмерной), согласия между "княжеской" группой и родоплеменной территорией не было. Востание древлян заставило княгиню создать систему княжеской повинности, организация административной и налоговой системы привела к образованию новых терминов. В этот период произошел частичный переход земельных владений от старой родоплеменной знати к новой княжеской управленческой и военной знати. Топоним и гидроним МДА видимо обозначал земельный участок или территорию, перешедший от родоплеменной знати к княжеской знати, к воеводам и дружинникам. Участок земли вместе с жившим там населением давался для "прокормления" воина, т.е. для содержания и вооружения воина (лошади, оружие, одежда, продовольствие).
  
  6) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Общий вид
  русск. МДА = наоборот АДМ = ивр. АДАМА אֲדָמָה земля, земельный участок, пашня, землевладелец, владение. Транслитерация, передача термина иврита АДАМА средствами церковнославянского языка, в ходе которой исчезали некоторые гласные буквы при сохранении согласных знаков. Согласные, по древней письменной традиции принадлежат Богу.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H127. Оригинал: אֲדָמָה. Произношение: адама. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H119 - земля, почва, страна; Синонимы: H776 (אֶרֶץ‎), H7704 (שָׂדֶה‎); в том числе земельный участок, владение.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 7; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43...
  
  в) Библейский образ
  * Захария 13:5: "Каждый из них скажет: "Я не пророк, я - земледелец (человек работающий на земле). Земля (ивр. АДАМА) - вот чем я владею с детства".
  * Исайа 28:20: "Разве пахарь, когда настает время сева, только пашет, только боронит свою землю (ивр. АДАМА)?
  * Исайа 20:23: "Семенам, что ты в землю посеял, дождь послан будет. Урожай, что земля (ивр. АДАМА) принесет, будет богат и обилен. В тот день будет твой скот пастись на пастбищах обширных".
  
  Таким образом, сегодня мы можем истолковывать топоним и гидроним МДА как конкретный участок земли (ивр. Адама) - земельную собственность дворянина, помещика, монастыря или церкви. Термин - библейский, следовательно, распространение его на русском культурно-религиозном пространстве связано с просветительской деятельностью русской Православной Церкви. Первоначально, во время княгини Ольги, скорее всего, означал участок земли с жителями, который обеспечивал деятельность княжеского дружинника или воеводы. Собственно общеевропейская традиция содержания конного воина, рыцаря.
  Кишинев, 11.2. 2025 г.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"