Колонтаев Константин Владимирович : другие произведения.

И мы, с тобою сумели Истории послужить

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Константин Колонтаев 'И мы, с тобою сумели Истории послужить'
  
  
  Вместо введения. 'Шагнуть за Горизонт и жить - интересно'
  
  В начале июля 2008 года, исполнится 20 лет, с того момента, когда мне Константину Владимировичу Колонтаеву, и ещё примерно семидесяти бывшим студентам пятого курса исторического факультета, а, на тот момент выпускникам тогдашнего Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе (в настоящее время - Таврический национальный университет), в первых числах июля 1988 года, в торжественной обстановке университетского актового зала, вручили дипломы об окончании данного высшего учебного заведения.
  
  Из нашего выпуска 1988 года, около десятка выпускников, составили иностранные граждане, из, почти всех населенных континентов Земли, за исключением Северной Америки и Австралии. Это были уроженцы, таких стран, как Коста - Рика (Центральная Америка), Афганистан, Греция, Южный Йемен (Народно - Демократическая Республика Йемен), Тибет, Палестина, Гвинея - Бисау, Мали.
  
  Некоторые из этих стран, к настоящему времени, например как Южный Йемен, Демократическая Республика Афганистан, подобно моему СССР исчезли с политической карты мира, другие как Тибет и Палестина, всё ещё борются, за то, чтобы стать суверенными государствами.
  
  В связи, с этим 20 - летним юбилеем выпуска 1988 года, я могу сказать, что повседневное общение, во время учёбы на историческом факультете Симферопольского университета, в течении пяти лет, с таким достаточно большим количеством, представителей различных народов и рас нашей планеты, как с учившимися непосредственно на моём курсе, так и на других курсах исторического факультета, а так же ряда других факультетов нашего университета, позволило мне, во многом раздвинуть горизонты своего мышления и научится мыслить глобально.
  
  В этом плане очень много знаний о таком регионе нашей планеты как Латинская Америка, дала мне дружба с Карлосом Херардо Круз Чавес или если короче то Карлос Круз - однокурсником из Коста - Рики
  
  Да, как говорится: 'Мысли - глобально, действуй - локально'. Так, в общем, у меня и получилось.
  
  А, в целом, получилось то, что описано вот в этих строках. Одной из бардовских песен, написанных в начале 70 - х годов прошлого теперь 20 - го века в стенах исторического факультета Симферопольского университета, и вскоре ставшей его неофициальным гимном:
  
  - А, жизнь, брат, такая штука,
  - Всё в ней, далеко, не просто
  - Пять лет, нам учиться, вместе
  - Пять лет, нам, учиться жить
  
  - И, трудность, большой науки
  - И, радость, больших открытий
  - За, это, нелегкое время
  - Сумеем, мы пережить
  
  - Мы, клятву Истории дали
  - У горных костров Мангупа
  - И, мы, с тобою сумеем
  - Истории, послужить!
  
  А так же и в другой на мотив песни Владимира Высоцкого 'Утренняя гимнастика'
  
  'Говорят что на истфаке, продержаться может всякий'
  
  Говорят, что на истфаке
  Продержаться может всякий,
  Нужен только минимум терпения.
  Скажем прямо - это ложь,
  Вот поучишься - поймешь,
  А, поняв, дойдешь до облысения.
  
  Приготовьтесь к семинарам,
  Каждый день по три - то пары.
  Ширится, растет образование.
  Если хилый - в академ,
  Чтоб не выгнали совсем,
  Вовремя хватай заболевание.
  
  Если вы в своей стихии,
  Не страшны вам три - четыре,
  Всякая латынь и этнография,
  Новая, новейшая, древняя, древнейшая,
  Палео и историография,
  
  Иностранные языки,
  Поначалу очень дики,
  В них не произносится, а лается.
  Но стерпится, и слюбится,
  Сдастся и забудется
  В жизни все течет, все изменяется.
  
  Аты - баты, люди-звери
  До и после нашей эры,
  Бурные восстания народные.
  Македонский, Роттердамский,
  Даниленко и Домбровский
  Вам заменят маму вашу родную.
  
  Если вы уже устали,
  Отупели и отстали,
  Вам до фонаря искусство Африки.
  Марш на укрепляющую,
  Нервы закаляющую,
  Если жив пока еще педпрактику.
  
  Глава 1. 'Пришедший После' или начало моего познания Истории
  
  И, так, с чего же собственно, началось моё служение Истории? Я думаю, что именно с того, что имела место, прежде всего моя осознанность и целеустремленность к этому служению. И, к тому же этот процесс был во многом наследственным связанным с высоким уровнем гуманитарной культуры моих родителей, хотя они оба отец - Колонтаев (Колонтай) Владимир Константинович и мать - Колонтаева (Крылова) Галина Тихоновна, имели за плечами только среднее техническое образование. У отца - техникум сельской механизации, у матери Орловский гидротехнический техникум.
  
  Продолжая тему своей хорошей наследственности в плане подготовки к будущему овладению мастерством по настоящему профессионального историка, могу сказать, что среди небольшого количества уцелевших к настоящему моменту в памяти картинок - воспоминаний раннего детства, остались кадры репортажей о начале арабо - израильской войны 1967 года, с экрана, находившегося тогда в нашей квартире в городе Николаеве, черно - белого телевизора марки 'Весна'. В том, 1967 году, мне было три года.
  
  А, одно из воспоминаний четырёхлетнего возраста, в 1968 году, касается рисунка на обложке одного из номеров, тогдашнего единственного в СССР дайджеста иностранной прессы предназначенного для так сказать, широких народных масс - еженедельной газеты 'За рубежом', посвященного отражению налётов американской авиации на территорию тогдашнего Северного Вьетнама (Демократической Республики Вьетнам). Эту газету тогда выписывал мой отец, служивший мичманом на противолодочном вертолетонесущем крейсере 'Москва' Черноморского флота, в должности старшины команды электриков электромеханической боевой части (БЧ-5).
  
  Сентябрь 1973 года, запомнился мне 9 - летнему тогда пацану, шквалом статей и фотоиллюстраций, в тогдашней советской прессе всех уровней, от центральной до нашей местной севастопольской, в лице газет 'Слава Севастополя' и 'Флаг Родины', посвященных реакционному военному перевороту в Чили, под руководством генерала Пиночёта.
  
  Ну, а ежедневно читать все выписываемые моими родителями газеты и журналы я начал спустя год, в десятилетнем возрасте в 1974 году. И, например, летом 1975 года, находясь в пионерском лагере на Северной стороне Севастополя вблизи пляжа Учкуевка, и получив за хорошее поведение от вожатых неофициальное право не надолго самостоятельно покидать территорию лагеря, я шел к ближайшему газетному киоску и покупал газету 'Известия' поскольку именно в ней, тогда, был наиболее мощный международный раздел. Помню новости из Северной Африки, о боях в Западной Сахаре и военном перевороте в связи с этим в Мавритании.
  
  Примерно в это же время начало вызревать и моё увлечение военным делом и военной историей в результате систематического чтения выписываемых отцом нескольких военных журналов, из которых сейчас в памяти, почему - то остался только узкопрофессиональный 'Старшина - сержант', в дальнейшем переименованный в 'Знаменосец'.
  
  Ну, а к постоянному чтению художественной литературы меня приучила моя матушка.
  Вот, так и было предопределено моё увлечение сначала историей, а затем в дальнейшем и рядом других общественных наук. В полной мере, это определилось к 7 классу севастопольской средней школы ? 2, то есть в 1978 году.
  
  Именно тогда в возрасте 14 лет я поставил перед собой задачу, стать профессиональным историком или политиком. С политикой как - то не вышло, а, вот с призванием к истории - вполне. Профессиональным историком я всё - таки стал.
  
  
  Глава 2. Симферопольский университет - постижение Смысла Жизни и Смысла Истории
  
  Ещё в школе, где - то в 5 - 6 классе, я твёрдо решил стать профессиональным историком, хотя тогда вряд ли смог бы ответить на вопрос 'а зачем это тебе нужно?'. Ответ на этот вопрос я получил только тогда, когда в 1983 году стал студентом исторического факультета Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе.
  
  Ответ на вопрос о том, зачем быть историком дал мне доктор философских наук Валерий Николаевич Сагатовский, который читал на лекции по одному из разделов курса диалектического материализма.
  
  В 1992 или в 1993 году профессор В. Н. Сагатовский, уехал из Симферополя к себе на родину в Ленинград, и с тех пор я его больше не видел, но продолжаю до сих пор считать его одним из величайших философов конца 20 века, поскольку именно он открыл мне как Смысл Жизни, так и Смысл Занятия Историей.
  
  Этот вопрос о Смысле Жизни, который сводил с ума, а то и в могилу многих интеллектуалов, к примеру Л. Н. Толстого, в изложении В. Н. Сагатовского имел очень простой ответ. Согласно Формуле Сагатовского, Смысл Жизни заключается в том, чтобы сначала, как можно больше узнать об окружающем тебя мире, понять его закономерности, узнать его человеческую и природную составляющую, а затем, основываясь на результатах этого познания начать пытаться изменять этот окружающий тебя мир в лучшую сторону, на основании полученных тобой представлений о нём.
  
  В общем, Знание - Сила! Узнав одно, можно затем с его помощью узнать ещё больше, а узнав ещё больше можно подумать о том, как это Знание применить и какую из него можно извлечь пользу.
  
  Получив от Сагатовского, эту Формулу Смысла Жизни, я понял, что главным способом познания окружающего меня мира является изучение его истории. Как сказал об этом другой великий мыслитель Николай Гаврилович Чернышевский 'Без истории предмета, не понятия предмета и значит, нет самого предмета'.
  
  Вооружившись этим постулатом Н. Г. Чернышевского, я будучи студентом исторического факультета Симферопольского университета энергично взялся за Дело Служения Истории.
  
  В результате, я, будучи только на втором курсе, в феврале - мае 1985 года, написал студенческую курсовую работу на тему 'Михаил Васильевич Фрунзе и создание территориальных войск Красной Армии в 1921 - 19 25 годах'.
  
  В ходе написания этой моей первой научной работы выяснилось, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет ни одного обобщающего научного труда на эту тему и таким образом эта моя курсовая студенческая работа и стала таким первым обобщающим научным трудом. Подозреваю что спустя 23 года, на момент написания этих строк (апрель 2008 года) эта ситуация остаётся в том же самом виде.
  
  Когда спустя два года, в 1987 году, эта моя работа по территориальным войскам Красной Армии, была направлена на Всеукраинский конкурс студенческих научных работ посвящённый 70 - летию Великой Октябрьской социалистической революции, то в представлении на этот конкурс от кафедры 'Истрия СССР', писалось следующее: 'Данная работа представляет собой оригинальное исследование, основанное на использовании всех основных видов источников и литературы по данной теме'.
  
  Добавлю ещё, что кроме показа значения системы территориальных войск для военного строительства в СССР в 20 - 30 - е годы, в этой работе так же содержался подробный анализ значения опыта создания в Советском Союзе этих войск для последующего процесса создания вооруженных сил в социалистических странах возникших после Второй Мировой войны.
  
  В 1985 - 1986 годах я, занимаясь два курса в 'Группе конкретных социологических исследований' Факультете общественных профессий университета, так же получил дополнительное социологическое образование. Причём получение этого дополнительного образование было, отнюдь не формальным, поскольку помимо лекций оно включало в себя участие в конкретных социологических исследованиях, крупнейшим из которых стал проведённый 29 ноября 1985 года, круглый стол 'Ценности и Идеалы. Проблемы и Решения', Перед началом работы круглого стола профессор доктор философских наук В. Н. Сагатовский прочёл лекцию на эту тему.
  
  Результатом этого дополнительного образование стало вручение мне 6 ноября 1986 года удостоверения социолога, а вскоре после этого30 января 1987 года я был принят в члены Советской Социологической Ассоциации (ССА) и 12 марта 1987, мне и нескольким другим студентам получившим дополнительное социологическое образование был вручен в торжественной обстановке членский билет ССА.
  
  В 1985 году, началось моё становление не только как профессионального историка и социолога, но и как профессионального журналиста.
  
  Почему мне тогда пришла в голову мысль стать не только профессиональным историком, но и профессиональным журналистом? Во - первых потому, что я решил с помощью журналистики начать реализовывать вторую часть Постулата Сагатовского, а именно о том, что окружающий тебя мир, надо не только познавать, но и преобразовывать, изменять в лучшую сторону. А профессия журналиста даёт для этого определённые возможности. Ну а во - вторых, как гласит раннесредневековая арабская пословица: 'Мудрец, который не делится своими знаниями с окружающими, подобен ослу везущему повозку с книгами'.
  
  В результате, осознания мной, этих двух основных факторов Смысла Жизни, 6 марта 1985 года, в очередном номере печатного органа Симферопольского университета, газете 'Университетская жизнь', появился первый в моей жизни печатный материал, в виде репортажа 'Имя Фрунзе на знамени нашем', о состоявшихся не задолго до этого в университете 'Фрунзенских чтениях', посвящённых отмечавшемуся тогда 100 - летию со дня рождения М. В. Фрунзе, имя которого тогда носил Симферопольский государственный университет.
  
  С этого момента публикации различного вида публикации в средствах массовой информации стали неотъемлемой частью моего Научного Творчества и Испытующего Научного Духа.
  
  А главным подтверждением стремительного достижения мной статуса опытного профессионального журналиста стало сначала получение в конце 1985 года удостоверения внештатного корреспондента газеты 'Крымский комсомолец' - печатного органа Крымского областного комитета Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи Украины (ЛКСМУ), а затем 1 декабря 1986 года, интервью с одним из самых на тот момент известных мастеров детективного жанра в Советском Союзе Юлианом Семёновым.
  
  Взять это интервью удалось благодаря тому, что по инициативе администрации и партийного комитета Севастопольского приборостроительного института (на момент написания этих строк Севастопольский национальный технический университет), в одной из самых больших его аудиторий 1 декабря 1986 года состоялась встреча Юлиана Семёнова с преподавателями и студентами этого единственного на тот момент высшего учебного заведения Севастополя. И так получилось, что я оказался единственным журналистом на этой встрече в качестве внештатного корреспондента газеты 'Крымский комсомолец'.
  
  После окончания встречи Юлиана Семёнова с публикой, я около часа беседовал с ним о разных аспектах его литературного творчества. Итогом этой встречи с маститым автором стал текст подготовленного мной интервью, который я на следующий день отнёс в редакцию 'Крымского комсомольца, на страницах которого оно было опубликовано 13 декабря 1986 года, к сожалению, в сильно урезанном виде. В дальнейшем, спустя 22 года это интервью было в более - менее полном виде опубликовано в севастопольской газете 'Колесо' - 2008 - ? 41 - с. 11. И, наконец, полностью, это интервью с Юлианом Семёновым было опубликовано в Севастополе в виде брошюры в октябре 2021 года.
  
  В результате как потом оказалось это моё интервью с Юлианом Семёновым стало единственным в его жизни, которое он дал корреспонденту крымской газеты за всё время его посещений Крыма и Севастополя в 50 - 80 - е годы прошлого века.
  
  Следующим этапом подтверждением моего становления в качестве профессионального историка стало написание на 3 курсе обучения, в феврале - мае 1986 года, курсовой работы 'Создание М. В. Фрунзе военной доктрины Красной Армии в 1921 - 1925 годах'. И эта моя студенческая курсовая работа, так же спустя 22 года после её написания остаётся единственным обобщающим научным исследованием по данной теме.
  
  Подведением итогов моего научного творчества в студенческие годы стала сначала курсовая (на 4 курсе - 1987 год), а затем после дополнительной доработки в феврале - мае 1988 года и дипломная работа 'Вторая Конная армия против белогвардейских войск генерала Врангеля'.
  
  В этой дипломной работе мне удалось первому и последнему в тогдашней советской и нынешней постсоветской исторической и военно - исторической науке, свести воедино и обобщить все имевшиеся на тот момент материалы по данной малоизвестной на тот момент теме Гражданской войны в России 1917 - 1922 годов.
  
  Вот, что писал в 1988 году, в своей рецензии на эту мою дипломную работу доцент кафедры 'История Украинской ССР' исторического факультета Симферопольского университета В. А. Широков: 'Данная работа, посвящена наименее исследованному и забытому вопросу. В ней студент Колонтаев К. В. показал процесс формирования, состав и особенности боевых действий Второй Конной армии против врангелевцев. Особенно важным является обобщение о том вкладе в дело разгрома врага, который осуществила Вторая Конная армия. Таким образом, данная работа представляет научный интерес и может быть рекомендована к опубликованию'.
  
  Таким образом, данная рецензия зафиксировала мой подъём на Должную Высоту Научного Уровня и зафиксировала моё становление в качестве Глубокого и Содержательного Историка.
  
  Что касается последней фразы из этой рецензии, то опубликовать эту мою работу по истории Второй Конной армии удалось только спустя 33 года после её написания, а именно в 2021 году в Севастополе, по следам празднования 100 - летнего юбилея освобождения Крыма и Севастополя от белогвардейских войск генерала Врангеля.
  
  Попутно с завершением написания дипломной работы, мной 12 марта 1988 года, была написана ещё одна работа по истории гражданской войны на территории Крыма и Севастополя, которая называлась 'Печать Крыма и Севастополя при Врангеле'. Эта моя работа стала третьей и последней в советской историографии и в дальнейшем как советской, так и в постсоветской историографии данная тема никем больше не затрагивалась.
  
  Первая попытка опубликовать работу 'Печать Крыма и Севастополя при Врангеле' была предпринята мной в 1994 году, тогда она появилась 22 февраля 1994 года на страницах севастопольской газеты 'Флаг Родины' (печатный орган Черноморского флот), но к сожалению в очень сильно урезанном виде. Затем в почти полном виде опубликована на страницах московской газеты 'Дуэль' - 1999 - ? 27 - с. 6. Потом опять частично публиковалась во 'Флаге Родины' 24 октября и 5 ноября 2002 года. Вновь в сокращённом виде появилась в 'Литературная газета: Севастополь - Крым' - 2007 - ? 2- с.2. И наконец в полном виде была опубликована в Севастополе, в 2020 году, в виде брошюры в ходе проведения юбилейных мероприятий посвящённых 100 - летию освобождения Крыма и Севастополя от белогвардейских войск генерала Врангеля.
  
  А за две недели до получения диплома об окончании исторического факультета Симферопольского университета, 14 июня 1988 год, я написал работу 'Перекоп - Белый Верден? Мифы и реальность'. Эта работа сразу же положила конец, существовавшему к этому времени на протяжении 68 лет историческому мифу о якобы 'неприступных врангелевских укреплениях на Перекопе, из бетона и стали'.
  
  Эта работа была впервые опубликована в газете 'Вечерний Севастополь' от 27 февраля 1996 года. Через два месяца она была опубликована в журнале 'Московский журнал' - 1996 - ? 4 - с. 57 - 58. Затем она появилась на страницах газеты 'Народная армия' (печатный орган министерства обороны Украины) 4 апреля 1996 года. Далее последовала её публикация в московской газете 'Дуэль' - 1999 - ? 10 - с. 6. А потом несколько публикаций в газетах 'Крымское время' от 9 ноября 2000 года, 'Севастопольский меридиан' - 2000 - ? 15 - с. 8, 'Красная звезда' (печатный орган министерства обороны Российской Федерации) от 6 января 2001 года. В последний раз эта работа была опубликована в виде брошюры в Севастополе в 2020 году, к 100 - летию освобождения Крыма и Севастополя от белогвардейских войск генерала Врангеля.
  
  Данная работа была написана 20 - 25 апреля 2008 года, с небольшими дополнениями в мае 2024 года.
  
  
  Приложения 'Ты сам себе боец и значит, всё зависит от тебя!'
  
  Константин Колонтаев 'Ценности и Идеалы. Проблемы и Решения'
  
  О такой сложной и по настоящему злободневной проблеме, как проблема ценностей и идеалов, члены группы 'Конкретных социологических исследований' комсомольского бюро исторического факультета и студенты, заинтересовавшиеся этой темой, узнали на состоявшейся специально для них 29 ноября 1985 года лекции профессора, доктора философских наук В. Н. Сагатовского.
  
  Хотя доклад и назывался 'Ценности и идеалы студенческой молодёжи', в нём речь шла, прежде всего, о том, что означает эта проблема ценностей и идеалов так сказать вообще и каким образом анализ этих явлений применять в практике общественной жизни.
  
  Итак, что же представляет собой понятие 'ценности', в социологическом смысле этого слова? Ценности как социологическое понятие означают общественные представления о различных видах жизненных благ и способах их получения.
  
  В том или ином виде понимания общественных ценностей сконцентрирован общественный опыт того или иного человека и групп людей, на основе которого они определяют своё индивидуальное и общественное поведение.
  
  Что касается Идеалов, то это чёткое осознание и обоснование, тем или иным человеком или группой людей (общественных групп), различных общественных норм, определяющих жизнь человека или общественных групп в обществе и жизнь общества в целом.
  
  Взятые вместе общественные ценности и идеалы составляют жизненную позицию человека и общественных групп. Жизненная позиция регулирует процесс взаимодействия человеческих потребностей их удовлетворения. Определяя тем самым поведение человека и человеческих групп. Таким образом, тот или иной вид поведения человека означает ту или иную его жизненную позицию, как по отношению к окружающим, так и к обществу в целом.
  
  Что касается негативной формы жизненной позиции того или иного человека, то её основная причина в том, что по тем или иным обстоятельствам тот или иной человек, начинает смотреть на окружающих не как на таких же людей как он то есть субъектов, а как на объекты - объекты манипуляций с его стороны, манипулируя которыми можно добиться для себя тех иных выгод.
  
  Причём изменить подобное негативное поведение того или иного субъекта весьма трудно, поскольку его негативная жизненная позиции за время своего существования находит себе защиту (оправдание) в хорошо отработанной системе мотиваций. То есть при желании, он может оправдать и прежде всего перед собой, любой свой поступок или поведение в целом. Пока ещё никто не сказал хотя бы даже себе лично, что я сделал то - то и то - то, потому что я подлец.
  
  Поэтому для изменения общественного поведения человека необходимо изменить его жизненную позицию. А для этого надо составить чёткую комплексную программу действий, ориентированную на достижение максимального результата и эта программа должна основываться на всестороннем знании объекта воздействия. Это единственно возможный в современных условиях метод воспитания и изменения поведения, как отдельных индивидов, так и в целом общественных групп. И комсомольским работникам, а так же всем кому приходиться постоянно работать с людьми, необходимо это учесть и использовать.
  
  Данная статья была написана 29 ноября 1985 года. Была опубликована с некоторыми изменениями в газете 'Вечерний Севастополь' 6 июня 1996 года. Вторая публикация данной статьи была в подготовленном в 2018 году Константином Колонтаевым сборником статей 'История комсомола Севастополя и Крыма' - Севастополь: 'Севастопольский вымпел', 2018. - с. 10. В третий раз эта статья была опубликована в сборнике статей Константина Колонтаева 'Социология в Крыму и Севастополе на рубеже эпох' - Севастополь: 'Севастопольский вымпел', 2019. - с. 7 - 8.
  
  Константин Колонтаев 'Как спасали пушку'
  
  В середине 1989 года, набиравший силу в СССР горбачевский процесс одностороннего разоружения докатился и до Севастополя - главной базы Черноморского флота. Под газовые резаки инкерманского цеха 'Вторчермета' в ходе выполнения директив, спущенных сверху, попала батарея 180 - миллиметровых железнодорожных орудий постройки 1939-1940 годов, входившая в 1941- 1944 годах в состав береговой артиллерии Черноморского флота. В 1942 - 1943 годах она принимала участие в обороне Кавказа. После окончания войны батарея еще лет десять находилась в строю, затем орудия были законсервированы на одном из артиллерийских складов в окрестностях города, рядом со станцией Мекензиевы горы. И вот, спустя тридцать с небольшим лет их решили пустить под нож.
  
  'Вторчермет' благополучно разрезал три пушки. И собирался резать четвертую. Но спохватились ветераны. Ведь орудия подобного типа сами по себе памятник. Как истории, так и достижений отечественной военно - технической мысли. Однако дирекция инкерманского цеха, начавшая тогда проникаться основами рыночной экономики, просто так отдать пушку не захотела, потребовав взамен количество металлолома, равное ее весу (140 тонн). Тогда ветеранская общественность обратилась к горкому комсомола, который тогда, среди прочего, ведал еще и организацией сбора металлолома и макулатуры в учебных заведениях города Севастополя. В горкоме этот вопрос поручили мне Константину Колонтаеву, как отвечающему в нём за оборонно - массовую работу и военно - патриотическое воспитание.
  
  Пришлось пробежаться по школам и ПТУ Севастополя, поговорить с их руководством и, за несколько месяцев осени 1989-го и весны 1990 года учащимися общеобразовательных и профессионально - технических учебных заведений было необходимое количество металла для 'Вторчермета'
  
  Затем силами флота и железнодорожников весной 1990 года пушка была отремонтирована, покрашена и установлена возле автовокзала, рядом с паровозом бронепоезда 'Железняков'. И вот, 8 мая 1990 года, накануне празднования 45-летия Победы, состоялась торжественная церемония открытия этого нового памятника.
  
  
  
  
  
  Константин Колонтаев 'Зарождение движения ветеранов афганской войны в Севастополе'
  
  15 февраля 1989 года, после почти десяти лет войны, завершился вывод группировки советских войск из тогдашней Демократической Республики Афганистан. К этому времени в городах Советского Союза разворачивался процесс формирования общественных организаций ветеранов
  афганской войны.
  
  Севастополе этот процесс начался в 1986 году по инициативе одного из участников
  боевых действий в Афганистане Юрия Зубко, который тогда был заведующим отделом оборонно-массовой работы горкома комсомола. В марте 1987 года под его руководством при городском комитете комсомола была создана городская секция воинов-интернационалистов и запаса. Основным направлением деятельности этой секции стало установление связей между ветеранами афганской войны, проживавших в то время в Севастополе, их дальнейшее сплочение. Также секция организовывала выступление воинов - 'афганцев' в школах, на предприятиях и учреждениях города, вела борьбу за получение ими установленных законодательством льгот, оказывала помощь инвалидам и семьям погибших, ля привлечения 'афганцев', проживавших в Севастополе, к работе в секции, в помещении тогдашнего горкома ВЛКСМ на улице Воронина дом ? 10, была создана из активистов секции дежурная группа. К середине 1987 года в составе секции воинов - интернационалистов было 20 человек из всех районов Севастополя.
  
  Осенью 1987 года Юрий Зубко, будучи уже вторым секретарем
  Севастопольского горкома комсомола, на базе секции создал 'Севастопольский
  городской совет воинов - интернационалистов и запаса'. Вскоре после этого
  возник и Гагаринский районный совет воинов - интернационалистов и запаса во
  главе с Александром Ковалем.
  
  В конце 1987 года Юрий Зубко был переведен в аппарат Центрального
  Комитета комсомола Украины и назначен в Киеве председателем
  Республиканского Совета воинов - интернационалистов и запаса Украинской ССР. Вскоре после его отъезда из Севастополя деятельность городского совета воинов-интернационалистов фактически прекратилась. Продолжал работать Гагаринский районный совет воинов - интернационалистов, преобразованный позже в Гагаринский районный клуб воинов - интернационалистов 'Долг'. По инициативе возглавлявшего в Киеве республиканскую организацию ветеранов Афганистана Юрия Зубко в Севастополе 4 - 8 июня 1988 года был проведен I Слет воинов - интернационалистов и запаса Украинской ССР. Общение в ходе этого события ветеранов афганской войны из различных областей Украины, обобщение опыта работы и различных инициатив дали новый толчок дальнейшему развитию движения ветеранов Афганистана в Севастополе.
  Новым этапом в развитии этого движения в нашем городе стало создание в конце декабря 1988 года в Ленинском районе клуба воинов-интернационалистов 'Саланг'. Он был создан по инициативе служившего тогда в штабе Черноморского флота лейтенанта Игоря Лисиненко, который до этого служил в Афганистане военным переводчиком. Председателем клуба 'Саланг' был избран Геннадий Ковшов - рабочий автобазы 'Турист'.
  
  Спустя несколько недель, по инициативе Игоря Лисиненко 14 января 1989 года в Севастопольском Доме политпросвещения состоялось учредительное собрание Севастопольского городского клуба воинов-интернационалистов и запаса 'Возвращение'. Свое название он получил в честь предстоявшего в то время завершения вывода советских войск из Афганистана. Клуб объединил 117 человек или почти половину ветеранов- 'афганцев', проживавших тогда в Севастополе. В здании горкома партии для клуба было выделено помещение, а для массовых мероприятий предоставлялся актовый зал. Работе клуба постоянно оказывал помощь инструктор идеологического отдела горкома партии Владимир Волченко. Председателем 'Возвращения' был избран Игорь Лисиненко, его заместителем Александр Ивков.
  
  Руководил деятельностью 'Возвращения' совет клуба. Он состоял из 'Суда чести', жилищно - бытовой комиссии, женсовета, хозрасчетного звена, пресс - центра.
  
  'Суд чести' осуществлял разбор дел внутри клуба, претензий со стороны граждан и организаций к членам клуба. Вел борьбу с разного рода лицами, не служившими в Афганистане, но пытавшимися выдавать себя за ветеранов - 'афганцев', с целью незаслуженного получения различных льгот. Жилищно-бытовая комиссия занималась решением жилищных проблем членов клуба. При содействии горкома партии и горисполкома ею весной 1989 года был создан при городском ремстройтресте 'Молодежный жилищный комплекс' (МЖК) для строительства жилья членам клуба.
  Хозрасчетное звено занималось различными видами производственно - коммерческой деятельности. Оказывало помощь членам клуба в трудоустройстве и занятию индивидуальной трудовой деятельностью. Женсовет, возглавлявшийся вдовой майора морской пехоты Черноморского флота, погибшего в Афганистане, Татьяной Михайловой был создан в марте 1989 года. Занимался привлечением жен ветеранов - 'афганцев' к общественной работе, заботился о семьях погибших, создании нормальных условий для быта и отдыха семей членов клуба. Пресс - центр клуба, который 1989 - 1990 годах возглавлял Константин Колонтаев, который не являлся ветераном Афганистана, но постоянно освещал деятельность клуба на страницах тогдашних севастопольских и крымских газет.
  
  Вскоре после создания 'Возвращения' под его эгидой в Балаклавском районе весной 1989 года был создан клуб воинов-интернационалистов 'Действие'. Общественная деятельность ветеранов Афганистана в те годы не ограничивалась устройством своих личных дел. Начиная с первых шагов своего движения в Севастополе, они до конца 1990 года регулярно участвовали в организации и проведении военизированных детско-юношеских игр 'Зарница', 'Орленок', 'Рубеж', работали в подростковых клубах, выступали перед учащимися школ, профтехучилищ, техникумов, вузов, личным составом воинских частей. Организовывали вечера памяти, которые одновременно были вечерами встреч с населением города. Первый такой вечер прошел во Дворце культуры рыбаков 19 января 1989 года, Весной 1989 года клуб 'Возвращение' принял участие в разработке общегородской программы патриотического воспитания 'Город и флот - едины'.
  Тогда же возникла идея создать в городе музей, рассказывающий об участии севастопольцев в афганской войне. Эта идея была реализована спустя десять лет - 15 февраля 1999 года к 10 - летию вывода советских войск из Афганистана.
  
  Весной 1989 года членами 'Возвращения' в средней школе ? 14 был создан военно - патриотический клуб 'Юный десантник'. Также военно - патриотическим воспитанием населения занимались и районные клубы. Например, 15 марта 1989, в Матросском клубе состоялось первое выступление вокально - инструментального ансамбля клуба 'Саланг' под руководством Алексея Самойленко. Большую помощь в создании этого ансамбля оказало командование школы водолазов Черноморского флота, предоставив музыкальную аппаратуру и место для репетиций. Члены городского и районных клубов воинов - интернационалистов принимали участие во всех массовых военно - патриотических мероприятиях, проходивших в 1989 - 1990 годах в Севастополе и за его пределами. В частности, участвовали в работе Слета руководителей клубов воинов-интернационалистов Украинской ССР в феврале 1989 года в Киеве. Находились в составе Севастопольской делегации, участвовавшей 4 - 12 сентября 1989, в праздновании 45 - летия освобождения Болгарии советскими войсками. В это же время 8 - 10 сентября 1989 года руководством 'Возвращения' во главе с его председателем Игорем Лисиненко участвовали в городском слете юнармейского актива в лагере 'Горный'.
  
  Признанием ведущей роли Севастополя на территории Крыма в качестве центра движения ветеранов Афганистана стал II Слет воинов - интернационалистов Крымской области в Севастополе 18 - 19 ноября 1989 года. В нем участвовало 115 делегатов из 12 городов и районов Крыма. На слете были подведены итоги развития движения ветеранов Афганистана в Крыму и Севастополе за предшествовавшие три года. Новым председателем Крымского областного Совета воинов - интернационалистов был избран симферополец полковник Владимир Севостьянов. Его заместителем - севастополец капитан Владимир Иващенко.
  
  Наиболее тесные контакты у движения ветеранов афганской войны в Севастополе установились с горкомом комсомола. Многие из ветеранов - 'афганцев' становились руководителями городской комсомольской организации. В июле 1989 года председатель клуба 'Возвращении' Игорь Лисиненко стал секретарем горкома комсомола по идеологии. Другой член руководства 'Возвращения' Анатолий Землянский в это же время возглавил в горкоме сектор оборонно - массовой работы.
  
  В дальнейшем Игорь Лисиненко уехал в Москву и в 90 - е годы прошлого века стал там президентом фирмы 'Майский чай' и депутатом Государственной Думы Российской Федерации.
  
  Распад СССР и связанное с этим стремительное изменение политического, экономического и государственного устройства привели и к заметному изменению в движении ветеранов Афганистана. К началу 1992 года прежняя структура городского и районных клубов исчезла. На их месте 27 февраля 1993 года был основан Севастопольский Союз ветеранов Афганистана, существующий и в настоящее время.
  
  
  Константин Колонтаев 'Возвращая из небытия'
  
  Содержание заголовка этой статьи именно, так должным образом определяет смысл деятельности поискового отряда 'Долг' Севастопольского медицинского училища, который в октябре нынешнего 1990 года отмечает первое полугодие с момента начала своей поисковой деятельности. За эти прошедшие шесть месяцев, определилось главное направление в деятельности 'Долга', которое заключается в поиске и последующем перезахоронении останков воинов павших в боях за Севастополь в годы Великой Отечественной войны, установление по возможности их имён. Одновременно в ходе проводимым отрядом поисковых операций решаются так же задачи героико - патриотического воспитания и краеведения.
  
  История создания поискового отряда 'Долг', началась с того что несколько лет назад в Севастопольском медицинском училище был создан историко - краеведческий клуб 'Поиск', возглавляемы преподавателем истории и обществоведения капитаном 2 ранга запаса Юрием Борисовичем Бреславским. Этот клуб занимался историей возникновения медсестринского движения в Севастополе, историей создания и деятельности медицинских учреждений нашего города, участием севастопольских медиков в событиях в Афганистане, Чернобыле. Кроме того члены этого клуба оказывали помощь городской редакции 'Книги Памяти'.
  
  Но многим членам клуба и особенно его мужской части хотелось чего - то большого в поисковой деятельности и прежде всего, каких - то более активных действий. В результате, где - то в ноябре 1989 года, Юрий Борисович Бреславский пришёл в горком комсомола поговорить о том, что может руководство городского на эту тему. В результате его направили ко мне Константину Колонтаеву, который занимал в идеологическом отделе горкома на тот момент должность инструктора горкома комсомола по оборонно - массовой работе.
  
  В ходе нашей беседы с Юрием Борисовичем, я предложил ему из мужской составляющей клуба 'Поиск' сформировать поисковый отряд для работы на местах боёв с целью поиска и последующего перезахоронения останков, павших в боях за Севастополь советских воинов и предложил назвать его 'Долг', как моральный долг нас живущих перед теми кто погиб защищая нас и наше будущее.
  
  Свою практическую деятельность поисковый отряд 'Долг' с разведывательных выходов на места боёв, изучая особенности происходивших здесь событий во время обороны и освобождения Севастополя. В этом большую помощь отряду оказал заведующий клубом села Обронное и одновременно директор размещённого в этом клубе народного музея обороны и освобождения Севастополя Владимир Емельянович Сергиенко, он же ветеран поисковой работы в Севастополе, с которым я познакомил Ю. Б. Бреславского после нашей с ним беседы в горкоме комсомола, с целью позаимствовать необходимый опыт организации практической поисковой деятельности.
  
  Помимо помощи 'Долгу' при содействии Сергиенко для туристического клуба Севастопольского медицинского училища было разработано десять туристических
  походов по местам боёв, по которым за девять месяцев этого года прошли в общей сложности 800 человек. Так же теперь станут традиционными посещения народного музея в клубе села Оборонное первокурсниками медицинского училища. Вот так поисковая работа проводимая сравнительно небольшим количеством учащихся медицинского училища обеспечивает военно - патриотическое и нравственное воспитание всего коллектива учащихся.
  
  Первой практической поисковой акцией 'Долга' стало проведение поисковой операции в Инкермане. Это было связано с тем, что долгое время жители домов ? 8 и 10 на улице Погорелова в Инкермане долгое время безрезультатно сообщали в различные государственные органы, о том, что в общем дворе их домов находится братская могила советских воинов погибших в конце июня 1942 года в боях на этой территории и позже захороненных местными жителями. В конце концов, эта информация дошла до только что созданного 'Долга' и было решено с раскопок в Инкермане, начать практическую поисковую работу отряда.
  
  Произведённые в конце апреля - начале мая 1990 года раскопки во дворе этих домов в Инкермане позволили обнаружить останки 6 воинов из 82 - го отдельного инженерно - сапёрного батальона Приморской армии и шестимесячного ребёнка сына тогдашней местной жительница по фамилии Луценко, погибшего примерно в тоже время в результате одной из немецких бомбёжек этой территории. Так же был обнаружен один специальный медальон, в котором был найден документ позволивший установить, что одним из погибших был лейтенант Вылегжанин.
  
  В ходе раскопок поодаль от основного захоронения были обнаружены останки человека завёрнутого в саван. На его черепе имелась узкая и довольно длинная пробоина. Беседа с местными жителями которые были свидетелями разворачивавшихся здесь в конце июня 1942, событий, позволили открыть ещё одну страницу трагической и одновременно героической эпопеи Второй обороны Севастополя.
  
  Нынешняя улица Погорелова в Инкермане проходит вдоль склона скалистого холма, в котором имеется достаточно большая по размерам пещера, в которой в июне 1942 года находился медпункт 82 - го отдельного инженерно - сапёрного батальона Приморской армии и убежище для местных жителей, друг от друга их отделяла искусственная каменная стенка остатки которой видны до сих пор.
  
  В последние дни Второй героической обороны Севастополя, 29 июня 1942, боец этого инженерно - сапёрного батальона Сергей Синицин, укрывшись во входе в эту пещеру, в течении всего дня отстреливался от примерно взвода немецкой пехоты и к вечеру этого дня, когда стрельба стихла, выглянул из пещеры, что бы оценить обстановку, но почти сразу же был убит ударом штыка в голову притаившимся снаружи у входа немцем. На следующий день он был похоронен укрывавшимися в пещере мирными жителями рядом со своими товарищами сапёрами, погибшими за две недели до этого.
  
  После этой своей первой и сразу успешной поисковой акции с мая по октябрь нынешнего 1990 года, бойцы 'Долга' вели поисковые работы на различных участках территории горно - лесного массива Мекензивые горы: Второй кордон, Тёмная балка и Камышловский овраг. За это время здесь ими было найдено 454 останков советских воинов погибших в период боёв обороны и освобождения Севастополя. Единственное, что вызывает сожаление, это то, что разными способами удалось установить имена только 10 из них. Их перезахоронение должно состояться в ходе Общегородской церемонии Памяти на Братском кладбище Великой Отечественной войны 28 октября нынешнего 1990 года.
  
  А до этого 6 октября у Цыганского тоннеля были перезахоронены найденные во время первого поискового выхода в Инкермане шесть сапёров и ещё двух красноармейцев чьи останки обнаружили учащиеся школы ? 17 у подножья горы Сахарная Головка.
  
  Во время своих поисковых работ на Мекенизиевых горах бойцы 'Долга' кроме многочисленных следов последней войны, так же обнаруживали и другие памятники истории. Вблизи Второго кордона - это были таврские могильники в виде каменных ящиков (дольмены), а на самом Втором кордоне небольшое Братское кладбище Первой героической обороны Севастополя 1854 - 1855 годов, на котором были похоронены русские воины погибшие во время сражения на Черной речке 4 (16) августа 1855 года.Об этом говорит одна из уцелевших могильных плит на которой видна полустёртая надпись: 'Здесь погребён подпоручик Александр Павлович Павловский 601 - й батареи гвардейской бригады убитый в сражении 4 августа 1855 года'. К сожалению, здесь не обошлось без присутствия печально известных современных вандалов роющихся на местах боёв, в результате чего плита сдвинута с места захоронения и часть её отколота Таковы вкратце первые итоги поисковой работы 'Долга'.
  
  А тем временем ряды поисковиков из Севастопольского медицинского училища растут. Начинался он с 15 человек, а сейчас в нём 36, к тому же отряд постепенно начинает становиться общегородским. В его ряды помимо учащихся - медиков, за последнее время, так же вошли и учащиеся из СПТУ ? 2 и ? 3, студенты Севастопольского приборостроительного института. Соответственно будет расширяться и объём поисковых работ отряда.
  
  Даная статья была написана 14 октября 1990 года. Была опубликована в газете 'Слава Севастополя' 19 декабря 1990 года и в 'Информационном вестнике Республиканского центра военно - патриотического воспитания молодёжи в Севастополе' - 1990 - ? 10 - с. 22 - 23.
  
  
  Константин Колонтаев 'Военно - историческое движение реконструкторов - униформистов в Севастополе'
  
  Стремительное развитие вооруженных сил в современную постиндустриальную эпоху, повышая их мощь, и в то же время приводит очень часто к незаметной утрате многих накопленных за сотни лет военных традиций, что существенно обедняет духовную сторону военной службы.
  
  Сохранить воинские традиции прошлого, вернуть их в современную жизнь - одна из важных задач движения военно - исторических клубов.
  
  Под влиянием развивающегося в России во второй половине 80 - х годов прошлого века движения военно - исторических клубов, в 1990 году возникла идея создать аналогичный клуб в Севастополе.
  
  В январе 1991 года по инициативе ряда сотрудников Музея героической обороны и освобождения Севастополя и некоторых энтузиастов военно-исторического движения в Севастополе был создан 'Клуб любителей истории Отечества' (КЛИО).
  
  Члены клуба поставили перед собой задачу возрождения лучших традиций отечественных и зарубежных армий, реконструкции военной формы и вооружения различных эпох, изучения отечественной и мировой военной истории, распространение военно-исторических знаний среди жителей и гостей города, военнослужащих Черноморского флота.
  
  За время своего существования, клуб несколько раз менял название. В 1991-1993 годах - 'Клуб любителей истории Отечества', затем в 1993 - 1996 годах - 'Севастопольский военно - исторический клуб'. В 1996 - 2000 годах - Севастопольский военно -исторический клуб 'Воин'. С 14 января 2001 года по настоящее время - 'Севастопольская ассоциация военно-исторических клубов'.
  
  По мере развития военно-исторического движения в Севастополе, неоднократно изменялась и совершенствовалась его внутренняя структура. В 1991 - 1993 годах в клубе были секции: 'Группа реконструкции наполеоновской армии' и 'Группа реконструкции русской униформы'.
  
  Осенью 1994 года, в составе клуба появилась секция 'Вторая мировая война', занимавшаяся реконструкцией красноармейского обмундирования и униформы германской армии периода второй мировой войны.
  
  Спустя два года, в 1996 году, клуб состоял из секций: 'Батальон моряков императорской гвардии', 'Артиллерия императорской гвардии', '17 - й легкий пехотный полк', 'Владимирский пехотный полк'. Первые три секции представляли наполеоновскую армию, а 'Владимирский пехотный полк' - русскую армию периодов Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853 - 1856 годов.
  В 2000 году движение севастопольских реконструкторов - униформистов выглядело следующим образом: Севастопольский военно - исторический клуб 'Воин', в который имел следующие направления деятельности: европейское и восточное средневековье ХII -ХIV веков, наполеоновские войны. Так же был создан клуб 'Росс - патриот' (бывший 'Владимирский пехотный полк') и клуб 'Вторая мировая война'.
  
  Руководителями клуба в разное время были: 1991 год - Михаил Мавроди, 1992 - 1994 - капитан - лейтенант Игорь Фролов, 1994 - 1996 - Константин Колонтаев, 1996-1998 - Юрий Гомонов, 1998-2000 - Алексей Фалько.
  
  После преобразования 14 января 2001 года клуба 'Воин' в 'Севастопольскую ассоциацию военно - исторических клубов' ею руководит совет командиров, состоящий из командиров военно - исторических клубов, входящих в данную ассоциацию.
  
  С момента своего создания военно - историческое движение Севастополя постоянно проводит целый ряд массовых мероприятий и участвует в аналогичных за пределами города, прежде всего, в Российской Федерации. А начиная с 2001 года, так же и в различных европейских странах.
  
  Это, прежде всего, с 1994 года ежегодный Севастопольский фестиваль военно-исторических клубов, рыцарские турниры (с 1996 года), ежегодные майские реконструкции штурма Сапун - горы 7 мая 1944 года, которые проходят, начиная с 1994 года.
  
  С того же года берет начало участие севастопольских униформистов в театрализованных военно - патриотических постановках во время празднования Дня флота Российской Федерации.
  
  Данная статья была написана 1 декабря 2004 года. Была опубликована в севастопольской газете 'Флаг Родины' 29 декабря 2005 - с. 7, 29 июля 2006 - с. 7, 19 января 2007 - с. 5, в газете 'Севастопольский меридиан' - 2006 - ? 39 - с. 6, в севастопольской газете 'Колесо' - 2009 - ? 27 - с. 16, в 'Севастопольской газете' - 2010 - ? 4 - с. 4.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"