Константин Колонтаев "История создания и деятельности левых политических партий в Севастополе и Крыму после распада СССР" (Сборник статей)
1. "Политический портрет Севастополя сегодня"
Любое смутное время имеет два основных признака: с одной стороны бурная политизация и вовлечение в политическую борьбу даже тех до этого ни о чём таком и не помышлявших, а с другой стороны, как раз в следствии, этого массового втягивания больших, ранее аполитичных слоёв населения в политическую борьбу, имеет место быть поразительная неустойчивость и переменчивость как политических взглядов, так и самих политических структур. И, как результат - массовое развитие политического оппортунизма и перелётов из одного политического лагеря в другой.
Всё это, часто крайне затрудняет даже самый поверхностный анализ нынешних политических событий. Однако всё же разбираться в них надо, а точнее даже необходимо, причем часто и не специалисту - политологу, а простому обывателю, поскольку во время политических смут действует закон, гласящий: "Если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой".
Один из самых интересных моментов в том, что мы сейчас переживаем - это парадоксальное явление информационного голода при видимом изобилии новостей, в результате получается интересная вещь, когда мы живущие в Крыму и Севастополе, при наличии элементарного желания можем быть отлично осведомлены о политических событиях за рубежом, в нашей стране, но о том, что происходит у нас так сказать под боком имеем самые смутные представления. Поэтому, с целью сделать эти представления, гораздо менее смутными хотя бы в отношении Севастополя, я решил написать его политический портрет, как города, в котором я живу.
И, так - небольшая предыстория данного вопроса. В силу таких обстоятельств, как более высокий уровень жизни сложившийся за последние сорок лет, а так же специфической социально - демографической структурой населения на 25% состоящих из лиц пенсионного возраста, в основном из числа ветеранов вооруженных сил и войны и ещё на 25% военнослужащих и членов их семей, политическое многообразие вызванное перестройкой начало оформляться в нашем городе по сравнению с Киевом и Москвой, довольно поздно примерно в конце 1988 - начале 1989 года, то есть с опозданием на полтора - два года.
Первыми появились на свет божий и начали публично проявлять себя так называемые "демократические силы", которые вначале были представлены политическим клубом "Действие", превратившемся к концу 1989 года в "Севастопольскую социал - демократическую ассоциацию". Данная политическая организация, никогда не насчитывавшая более 50 членов, строила свою деятельность на проводимых ежемесячно митингах, никогда не собиравших более 200 человек, которые проводились на разные, по преимуществу вычитываемые в журнале "Огонёк" темы.
После провала своих кандидатов на выборах в местные Советы, проходившие в марте 1990 года, эта политическая структура фактически прекратила своё существование. И в результате почти весь 1990 год в Севастополе отсутствовала политическая оппозиция, если конечно не считать кучки опереточных сторонников "Демократического союза", возглавляемого, находящейся в Москве, В. Новодворской, а так же отдельных сторонников движения "Единство" (ныне Всесоюзная коммунистическая партия большевиков во главе с Ниной Андреевой) и "Движения коммунистической инициативы" (ныне Российская коммунистическая рабочая партия).
В начале 1991 года, в составе городской организации КПСС возникла немногочисленная "Марксисткая платформа", а сторонники "Единства", несколько расширив свои ряды, создали в городе местную организацию этого движения.
Известные события конца августа 1991 года, конечно, внесли определённые изменения в политический пейзаж и перетасовали карты в политической колоде как в целом по стране так и в Севастополе. В результате к декабрю 1991, расклад политических сил в Севастополе выглядит следующим образом: наиболее крупной политической силой является севастопольская городская организация Социалистической партии Украины, в состав которой вошла часть бывших членов КПСС, а так же члены "Марксисткой платформы" и движения "Единство". Численность организации 1500 человек. Первой её массовой акцией стало проведение городского митинга на площади Нахимова 7 ноября 1991 года посвящённого 74 -й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. На нём присутствовало 4 тысячи человек.
Пророссийское патриотическое движение в отличии от остального Крыма, а точнее крымской столицы - города Симферополя, в Севастополе ещё организационно не оформлено. Его программные лозунги аналогичны с такими же у "Республиканского движения Крыма". Во главе пророссийских сил Севастополя находятся депутат Севастопольского городского Совета и Верховного Совета Автономной Республики Крым А. Г. Круглов и его брат Г. Г. Круглов, а так же председательница "Севастопольского общества русской культуры" М. В. Сибелёва. Численность этого движения 250 - 300 человек. Им проведено три митинга с числом присутствующих от 800 до 2000 человек.
В октябре - ноябре 1991, в Севастополе начало формироваться "Севастопольское движение демократических реформ". Он немногочисленно и практически не имеет рядовых членов, поскольку состоит из сотрудников аппаратов районного и городского Советов, директоров предприятий и представителей администрации научных учреждений города. Явно выраженных лидеров пока не имеет. Наиболее заметными фигурами из числа тех, кто руководит этим движением, являются: заместитель председателя городского Совета В. В. Саратов (ранее первый секретарь Нахимовского райкома КПУ), главный бухгалтер предприятия "Муссон" Ступников - депутат Верховного Совета Украины (ранее второй секретарь Севастопольского горкома КПУ), а так же академик Академии наук Украины - профессор Поликарпов.
Программные заявления "Севастопольского движения демократических реформ"аморфны и расплывчаты, единственное конкретное предложение, причём подаваемое чуть ли не как панацея от всех бед - это учреждение в городе мэрии и районных префектур, с резким сужением полномочий Советов всех уровней. Пока это единственная и очень "демократичная" реформа предлагаемая данным движением.
Говоря о наличии в нынешнем Севастополе других более мелких политических структур, можно упомянуть так же о до сих пор ещё существующей в составе городского Совета депутатской фракции или группе "Альтернатива". Эта депутатская группа, которую возглавляет В. А. Козлов, состоит из нескольких депутатов городского Совета, именующих себя "демократически настроенными". Никакого практического влияния на политическую обстановку в городе она не оказывает, ограничиваясь разного рода шумными политическими демаршами во время сессий городского Совета.
Жалкое существование влачат в Севастополе остатки прежней городской организации партии "Демократический союз", которые вошли в блок с севастопольскими анархосиндикалистами. Себя в этом году они проявляли пикетами у приходящих в Севастополь с визитами иностранных военных кораблей. Так командиру итальянского корабля они вручили обращение к итальянскому правительству с требованием немедленно освободить из тюрем террористов из "Красных бригад", англичанам заявили протест о том, что приход их корабля в Севастополь: "поддерживает стоящую у власти в городе "коммунистическую мафию" и остальное в том же духе.
Вот такое бурление политической жизни в Севастополе имело место в подходящем сейчас к кону 1991 годе.
Данная статья была написана 5 декабря 1991 года. Была опубликована в газете "Крымские известия 27 декабря 1991 - с. 5.
2. "Встреча с избирателями"
На днях 5 марта нынешнего 1992 года, в Севастополе по инициативе городских организаций Социалистической партии трудящихся Крыма, Всесоюзного общества "Единства", Республиканского движения Крыма состоялась встреча избирателей с народным депутатом СССР от Севастополя Виктором Ноздрёй. В этой встрече принял участие и автор данных строк.
Эта встреча состоялась в нашем городе впервые после роспуска в сентябре 1991 года Съезда народных депутатов СССР. На данной встрече был поставлен вопрос об участии В. Ноздри в работе открывающегося 17 марта 1992 года в Москве 4 - го Съезда народных депутатов СССР, который собирается провозгласить воссоздание СССР и избрать заново его высшие органы власти: Президента и Верховный Совет СССР.
Во время этой встречи народному депутату Ноздре были заданы вопросы о его отношении к созыву съезда, и его готовности участвовать в его работе. После весьма уклончивых и двусмысленных ответов со стороны Ноздри, обстановка в зале очень накалилась и только усилиями президиума этой встречи смогли вернуть её в рабочее русло. В конце концов. После настойчивых призывов многих из участников встречи к народному депутату Ноздре уважать волю своих избирателей, а так же предупреждения со стороны лидера севастопольской организации РДК А. Г. Круглова о его политической и моральной ответственности Ноздря согласился поехать в Москву и принять участие в съезде.
Затем на встрече был обсуждён вопрос о проведении в Севастополе 15 марта 1992 года общегородского митинга в поддержку открытия в Москве 4 - го Съезда народных депутатов СССР и избрании на этом митинге делегации представителей общественности города для поездки в Москву с целью участия во Всенародном вече, котрое должно сопровождать и защищать этот съезд.
В результате было решено провести общегородской митинг в поддержку открытия съезда в Москве 15 марта 1992 года в 11часов на площади Нахимова и избрать на нём для поездки в Москву на Всенародное вече делегацию из представителей городских организаций поддерживающих созыв этого съезда.
Данный информационный материал был подготовлен 6 марта 1992 года. Ранее не публиковался.
3. "Советский Союз существует, Конституция СССР действует"
В этом заголовке заключается основной смысл решений VI Чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР и Всенародного Вече, собравшихся в Москве 17 марта 1992 года, в годовщину общесоюзного референдума 17 марта 1991 года, на котором 75% граждан СССР проголосовали за единый Советский Союз.
Накануне этих событий в Севастополе 15 марта 1992 года состоялся общегородской митинг в поддержку предстоящего Чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР и Всенародного Вече. На этом митинге была утверждена делегация представителей политических партий и общественных организаций, направившаяся затем в Москву для участия во Всенародном Вече. В составе этой делегации находился и автор данной статьи.
Направившаяся в Москву делегация представителей Севастополя состояла из представителей городской организации Социалистической партии Украины К. В. Колонтаева и И. Н. Панюты, лидера Севастопольского общества за марксист4ко - ленинские идеалы "Единство" - А. В. Черникова и депутата Верховного Совета Крыма и Севастопольского городского Совета - А. Г. Круглова.
При этом можно отметить следующий факт, что если в Российской Федерации митинги в поддержку Съезда и Вече состоялись более чем в ста городах, то на Украине всего в двух: в Севастополе и Харькове. Это конечно не означает, что жители остальных против городов Украины против возрождения единой страны, это скорее показатель степени организованности и работоспособности тех или иных местных организаций партий и общественно - политических организаций борющихся за восстановление СССР.
Делегация от Севастополя прибыла в Москву вечером 16 марта, а уже раним утром 17 марта нынешнего 1992 года, мы находились на Манежной площади, где стали собираться аналогичные делегации со всех концов нашей необъятной Родины, прибывшие в Москву выразить поддержку открывающемуся там Съезду и принять участие в Вече.
В начале Веча на нём присутствовали народные депутаты СССР, которые затем в 11 часов стали возле собора Василия Блаженного садиться в автобусы, чтобы отправиться к месту проведения Съезда, который из - за яростного противодействия российских и московских властей удалось провести в сельском клубе посёлка Вороново Подольского района Московской области.
Съезд длился недолго - полтора часа. На нём был избран его постоянный рабочий орган - Постояннодействующий Президиум в составе 15 человек, председателем которого стала народный депутат СССР Сажи Умалатова.
Так же на Съезде был принят целый ряд документов: Заявление Съезда в котором объявляется о продолжении существования СССР и восстановления действия Конституции СССР 1977 года в полном объёме, постановление "О защите конституционного строя СССР", постановление "Об отставке президента СССР М. С. Горбачёва". Так же Съездом были приняты заявления "О недопустимости вмешательства иностранных государств во внутренние дела нашей страны" и "О недопустимости втягивания страны в НАТО".
Эти решения Съезда поддержало проходившее одновременно с ним, в центре Москвы 350 - тысячное Всенародное Вече, выразившее поддержку народа идее единой страны. Впервые после уничтожения СССР силам, выступающим за единый Союз, удалось собрать такое количество людей. И после этого, просто стыдно было наблюдать жалкие потуги так называемых "демократических средств массовой информации" приуменьшить и извратить значение этого грандиозного события. Дальше всех в этом направлении пошли пресловутые "Аргументы и факты", сообщившие, что в Вече приняли участие "всего 15 тысяч человек. Но, разумеется, что никакая ложь, как самая грубая, так и утончённая, не сможет остановить стремление народа к воссозданию единства нашей прежней общей Родины - Союза Советских Социалистических Республик!
Объём статьи не даёт возможность сообщить дополнительные подробности об этом без преувеличения историческом событии, поэтому желающим получить более подробную информацию, рекомендую номера газеты "Советская Россия" за 19, 21 и 24 марта1992 и еженедельник "Литературная Россия" номера 11 и 12 за март 1992 года.
Данная статья была написана 28 марта 1992 года. Была опубликована в севастопольских газетах "Труженик моря" (печатный орган Севастопольского производственного объединения рыбной промышленности "Атлантика") в номере от 10 апреля 1992 и в "Рабочее слово" (печатный орган Севастопольского морского завода) выпуск за апрель 1992 года.
4. "В Крыму создан Союз Коммунистов Крыма"
Вчера 13 июня 1992 года, в Симферополе состоялась учредительная конференция "Союза Коммунистов Крыма". Свыше ста делегатов представлявших Союзы Коммунистов Симферополя, Севастополя, Евпатории, Ялты, Джанкоя, Керчи и шести сельских районов Крыма заслушали доклад председателя организационного комитета по созданию "Союза Коммунистов Крыма" - Л. И. Грача о подготовке данной конференции и о политической обстановке на Украине и в Крыму.
После окончания доклада Л. И. Грача делегаты конференции обсудили и приняли Устав Союза Коммунистов Крыма, избрали его Координационный Совет, а так же председателя Координационного Совета и четырёх его заместителей.
Председателем Координационного Совета Союза Коммунистов Крыма был единогласно избран Леонид Иванович Грач , который до сентября 1991 года, являлся первым секретарём Крымского республиканского комитета КПСС.
Конференция завершила свою работу принятием "Обращения к коммунистам и народу Крыма".
Данный информационный материал был подготовлен 14 июня 1992 года. Был опубликован в севастопольской газете "Флаг Родины" 17 июня 1992 года.
5. "В Севастополе создана городская организация ВКПБ"
Вчера 20 июня 1992 года, в Севастополе состоялась городская учредительная конференция по созданию в городе местной организации Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков. Для руководства деятельностью учреждённой городской организации ВКПБ было избрано Бюро в количестве пяти человек.
Созданная в Севастополе местная организация ВКПБ стала первой организованной структурой этой партии на Украине.
В завершение своей работы конференция приняла решение поддержать обращение Севастопольской секции Советского комитета ветеранов войны в Конституционный суд Российской Федерации с протестом по поводу запрещения деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР.
Данная информационная заметка была подготовлена 21 июня 1992 года. Была опубликована в севастопольских газетах "Флаг Родины" 24 июня 1992 и "Слава Севастополя" 25 июня 1992 года.
6. Отрывок из статьи "Политические партии Российской Федерации сегодня"
Переходя к вопросу о состоянии дел в нынешнем коммунистическом движении Российской Федерации, нужно отметить, что в настоящее время несмотря на наличие в ней свыше двух десятков партий и движений именующих себя коммунистическими, реально влияют на политическую обстановку в стране только две из них - Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ).
Одной из первых партий в Российской Федерации именующих себя коммунистическими, стала ВКПБ, которую возглавляет Нина Андреева. После появления известной статьи Н. А. Андреевой в апреле 1988 года в газете "Советская Россия", вокруг неё стали группироваться сторонники её политических взглядов, вместе с которыми она создала в 1989 году так называемое "Всесоюзное общество за коммунистические идеалы "Единство", а в 1990 году "Большевисткую платформу" в КПСС. Наконец в ноябре 1991 года на учредительном съезде в Ленинграде, обе эти структуры были преобразованы во "Всесоюзную коммунистическую партию большевиков" (ВКПБ), которая объявила, что действует не только на территории Российской Федерации, но и на территориях всех остальных бывших республик бывшего СССР.
ВКПБ как партия как носящая в своём названии слово "всесоюзная", не была официально зарегистрирована в Российской Федерации и других республиках бывшего СССР, поэтому ведёт свою повседневную политическую деятельность через общество прошедшее перерегистрацию общество "Единство". В настоящее время численность ВКПБ от 50 до 60 тысяч человек и примерно 100 тысяч сочувствующих.
Российская коммунистическая рабочая партия была создана на учредительном съезде 23 - 24 ноября 1991 года, который был демонстративно проведён на родине Ельцина городе Екатеринбурге (Свердловске). Эта партия была создана на базе "Движения коммунистической инициативы" в КПСС, в конце 1989 года, в ходе подготовки к досрочному XXVIII съезду КПСС. После запрета в конце августа 1991 года, режимом Ельцина КПСС, Движение коммунистической инициативы приняло решение преобразоваться в партию.
На момент создания в конце ноября 1991 года, в РКРП насчитывалось 10 тысяч членов. В апреле 1992 года, руководство РКРП объявило, что в партии состоят 150 тысяч человек (что превышало численность всех остальных политических партий РФ вместе взятых) и что местные организации партии созданы во всех областных центрах, во всех городах и большинстве районов Российской Федерации.
РКРП возглавляет и направляет деятельность таких общественно - политических организаций как "Трудовая Россия" и "Трудовая Москва", которые организуют массовые антиправительственные митинги и демонстрации в Москве в январе - июне нынешнего 1992 года. Численность эти массовых политических акций составляет от 100 до 300 тысяч человек.
В настоящий момент официальных лидеров в РКРП нет, однако, в ходе массовых митингов и демонстраций в Москве в январе - июне 1992 года, в качестве неофициального лидера этой партии стала выделяться фигура Виктора Анпилова секретаря Московского горкома РКРП. До начала своего прихода в политику в завершающий период горбачёвской перестройки, он был сотрудником латиноамериканского отдела Московского радио, а ещё ранее в 1981 - 1985 годах корреспондентом в Никарагуа.
Программа выхода Российской Федерации из экономического и политического кризиса у ВКПБ и РКРП одинакова - это ликвидация частной собственности и возрождение СССР, с последующим возобновлением прерванного перестройкой строительства бесклассового социалистического общества и переходом к коммунизму.
Дана статья была написана 12 июля 1992 года. Ранее не публиковалась.
7. Отрывок из статьи "Политические партии Украины сегодня"
Левая оппозиция на Украине в настоящее время представлена несколькими силами. Прежде всего - это Социалистическая партия Украины, возглавляемая депутатом Верховного Совета Александром Морозом. Так же в Киеве, Днепропетровске, Харькове Донецке, Крыму созданы региональные "Союзы коммунистов" и там же, а так же во Львове и Севастополе настоящее время формируются местные партийные организации Всесоюзной коммунистической партии большевиков, возглавляемой Ниной Андреевой.
Наиболее крупной и влиятельной левой партией Украины является Социалистическая партия Украины (СПУ), которая к настоящему времени имеет свои партийные организации во всех областных центрах и крупных городах, а так же и во многих сельских районах. Примерная численность СПУ 40 - 50 тысяч человек. Печатный орган партии еженедельная газета "Товарищ" издающаяся на русском и украинском языках. СПУ представлена в Верховном Совете Украины 10 депутатами.
Данная статья была написана 13 июля 1992 года. Была опубликована в Севастополе в газете Учебного отряда Черноморского флота "Вымпел" 30 сентября 1992 года, под заголовком "Пёстрая политическая карта. То ли ещё будет".
8. "Конституция должна быть основным законом, а не средством политической маскировки"
Одной из заметных тем сегодняшней политической жизни Украины стало обсуждение её новой конституции. Которая должна заменить пока ещё действующую в этой стране конституцию Украинской ССР. В начале августа нынешнего 1992 года проект этой новой Конституции был опубликован в большинстве газет Украины, в том числе и в нашей городской газете "Слава Севастополя". И те из жителей нашего города, кто имеет интерес к событиям политической жизни, смогли с этим проектом ознакомиться.
Ну а поскольку автор этих строк с весьма юного возраста интересуется политикой то и он с этим проектом новой украинской конституции внимательно ознакомился. В связи с этим ознакомлением, если говорить о самом первом и поверхностным впечатлением от этого проекта, то его можно выразить словами известного в период Гражданской войны украинского политика, возглавлявшего одно время правительство тогдашней независимой Украины В. Винниченко: "И, вот на европейском горизонте появилась диковинная фигура: крестьянская физиономия, обсыпанная самой дорогой пудрой, размалёванная буржуазными красками, обмотанная шелками. Эта странная фигура стала появляться, то в одном, то в другом европейском городе, вызывая у европейцев удивление и даже замешательство, так никто не мог понять, кто она и какой смысл имеют её поступки. Наконец от сведущих людей европейцы стали узнавать, что, это украинская дипломатическая миссия, которая должна была в наилучшем виде представить перед Европой украинскую нацию, чтобы Европа не подумала, что украинцы - какая - то незрелая мужицкая, а то и боже сохрани большевисткая нация. Но только стыд и смех возбуждали эти миссии, посольства атаманско - хуторянского государства".
Да что касается дорогой пудры, буржуазных красок (косметики если по - современному надо полагать), шелков, то их в нынешнем проекте новой украинской конституции действительно напихано, что называется, не меряно. Тут вам и статья 1, о том, что Украина является демократическим, правовым, социальным государством. Хорошо бы было если бы господа законодатели составлявшие сей проект попутно объяснили, что это такое "социальное государство". Ну а что касается "правового государства" то любое государство является правовым, так всегда имеет воплощенное в законах нормы своего существования. Если есть государство, значит, есть право. Нет государства - нет права.
Аналогичный красиво - бессмысленный характер имеет статья 8, гласящая, что Украина признаёт приоритет общечеловеческих ценностей и уважает международное право. Если к понятию "международное право", особых вопросов нет, то с приоритетом общечеловеческих ценностей полнейшая неясность, поскольку, сколько людей столько у них моральный и общественно - политических ценностей, чаще всего прямо противоположных друг другу. К тому же, в отличии от международного права котрое зафиксировано документально, никакого официального международного свода документов которые бы фиксировали эти самые "общечеловеческие ценности" попросту не существует. Думается, что это обстоятельство было прекрасно известно составителям проекта новой конституции, но их дебильное стремление в духе "чтобы всё было как у людей" заставляет их, что называется, не обращать внимание на подобные "мелочи". Наверно именно этим можно объяснить появление в данном проекте высокопарно - демагогических перлов типа: "все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах (статья 10), что является дословным плагиатом из американского "Билля о правах".
Ещё больший перл - статья 9, объявляющая, что граждане Украины имеют право оказывать сопротивление любому, кто будет противоправно ликвидировать демократический строй. По этому поводу сразу же возникает вопрос, насчёт того а можно ли сопротивляться тому кто этот демократический строй будет ликвидировать по праву? И какой вообще способ ликвидации демократического строя правовой, а какой нет? В целом подобных статей - "перлов" в проекте несколько десятков, но их дальнейшее перечисление и комментарии к ним заняли бы множество страниц машинописного текста.
Можно было бы и дальше весело резвиться по поводу многочисленных ляпов и разного рода неувязок и многочисленных логических противоречий в том, что нам пытаются навязать в качестве новой конституции, но к сожалению после чтения других разделов этого документа, желание смеяться как - то быстро пропадает, поскольку становиться ясно, что убогость первых разделов декларирующих всевозможные права и свободы вплоть до права чуть ли не вооруженного сопротивления государственным властям, если они на эти свободы покусятся (статья 9), объясняются, отнюдь не заботой авторов о правах сограждан, а той самой "дорогой пудрой" и "буржуазными красками", о которых в своё время писал Винниченко и которые нужны для маскировки той самой опять таки по словам Винниченко атаманско - хуторянской диктатуры под властью которой находится нынешняя Украина.
Если взглянуть в этот проект попристальней и поглубже, то можно заметить, что предлагаемая новая конституция предполагает закрепить на длительный период времени существование нынешнего режима беспартийной бюрократической диктатуры, которая в своё время получила наименование "бонапартизм". Основными признаками диктатуры бонапартисткого типа является, постоянно подчёркивая ею, её якобы беспартийность и надклассовость.
Бонапартизм как тип политического режима постоянно подчёркивает, что беспартийное государство - это лучший вариант государственного устройства, поскольку борьба политических партий дестабилизирует и в конечном счёте разрушает общество и государство, поэтому нужно ограничивать партийную деятельность и не допускать политические партии к власти.
Насколько данная характеристика бонапартизма соответствует нынешним украинским политическим реалиям? Для ответа на этот вопрос берём статьи 3 и 96 проекта конституции. Последний абзац статьи 3 гласит: "Ни одна часть народа или политическая партия, организация, другая группировка не могут присваивать право осуществлять государственную власть". Одна только эта формулировка разбивает вдребезги все потуги авторов проекта конституции изобразить себя демократами западного типа, поскольку основная черта западной формальной парламентской демократии, это именно стремление "части народа" в лице какой - либо политической партии победить на парламентских или президентских выборах и тем самым "присвоить себе право осуществлять политическую власть". Таким образом, несколько строчек последнего абзаца третьей статьи этого украинского конституционного проекта, фактически упраздняют принцип многопартийности и борьбы политических партий за власть, что является фундаментом формальной демократии западного типа и пытаются превратить формирующуюся в Украине многопартийность в средство маскировки стремления анонимной группы лиц сохранить фактически узурпированную ими политическую власть.
Что касается содержания статьи 96, то оно даёт властям возможность держать под своим контролем любую политическую партию или общественно - политическую организацию, поскольку согласно этой статье: "Полномочия общественных объединений не могут служить основанием для ограничения конституционных прав и свобод членов этого объединения". На основании этого положения в случает принятия данного проекта конституции власть получает возможность преследовать и в конечном счёте запрещать любую партию или общественно - политическую организацию как нарушающую конституционные права и свободы своих членов. Сделать это тем легче, что любая партия, общественно - политическая организация и даже просто общественная организация имеет свою внутреннею дисциплину обязательную для своих членов, которая неизбежно ограничивает их права. И те, кто вступает в её ряды, с этим заранее добровольно соглашаются
В результате применения статьи 96, получится декоративная многопартийность, когда для прикрытия истинной сущности бонапартисткого режима будет наличествовать десяток другой марионеточных разнокалиберных "партий".
Другой чертой бонапартизма является социальная демагогия, постоянные уверения в своей надклассовости, стремление к "общественному примирению" и "классовому миру". По данному поводу достаточно например взглянуть на статьи 1 и 48. Статья 1 объявляет Украину "социальным государством", а статья 48 обещает гражданам Украины "доступное и бесплатное образование". Но в конце этой 48 - й статьи имеется примечание, что уровень доступности и бесплатности образования будет определяться законом. Интересно, каким будет уровень бесплатности образования по будущему закону об образовании в Украине, до 4 класса или до 8?
Тоже самое касается и здравоохранения, которое как объявляется в конституционном проекте: "будет сочетанием платного и бесплатного". Ведь о сочетании платного и бесплатного здравоохранения можно будет смело говорить даже в том случает если 99% его будет платным а 1% бесплатным.
Таким образом, проект этой конституции, по сути, предполагает полное уничтожение основных социальных завоеваний советской эпохи: полностью бесплатного образования и здравоохранения, которые были в последний раз закреплены Конституцией Украинской ССР 1978 года.
В качестве одной из новых свобод данный проект конституции в статье 42, предлагает право на забастовки, но тут же, эта статья по уже установившемуся обычаю данного проекта, в конце имеет примечание, которое фактически этого права лишает: "Забастовка не допускается, если она может создать непосредственную угрозу здоровью и жизни людей". Ну, так под таким предлогом можно при желании запретить практически любую стачку, поскольку любой социальный конфликт содержит такую угрозу.
Такова защита в проекте интересов труда, а какова тогда там же защита интересов капитала? А вот тут в отличии от декларативных прав для трудящихся, в проекте по данному вопросу царит полная ясность и никаких оговорок и примечаний. Тут для владельцев капитала есть абсолютно, всё: и право полного владения своей частной собственностью и извлечения из неё всевозможной прибыли и самое главное полная безнаказанность и бесконтрольность этого процесса, поскольку посвящённая этому статья 74, звучит однозначно и категорично: "Запрещается вмешательство государственных органов в непосредственную хозяйственную деятельность предпринимателей за исключением военного и чрезвычайного положения".
А между тем в так называемых "цивилизованных странах" Запада, на которых так любят ссылаться нынешние украинские политики, государство, вот уже свыше 60 лет активно вмешивается в "непосредственную хозяйственную деятельность предпринимателей", причём в самое обычное мирное время.
В общем, чем больше вчитываешься в этот проект новой украинской конституции, тем окончательно устаёшь изумляться его редкостному лицемерию и какому - то примитивному хитрованству, покоящемуся на какой - то очень порочной, но незыблемой уверенности, что "народ - скот, куда погонишь туда и пойдёт".
По этому поводу, как - то невольно вспоминаются другие образцы "конституционного творчества" на территории той же Украины периода 1941 - 1944 годов, когда в захваченных немцами городах уже спустя пару - тройку часов после входа туда "доблестный германский зольдатен" на стенах домов и заборах появлялись листовки в которых "герр военный комендант" сообщал жителям по какой "конституции" они отныне буду жить.
И хотя эта "конституция" была и весьма краткой (не более 30 пунктов, по нескольку строк в каждом, абсолютное большинство из которых носили запретительный характер и сулили смертную казнь за их нарушение), но при этом надо признать, что в отличии от данного конституционного проекта "комендантские конституции" немецких оккупантов, всегда отличались предельной чёткостью, ясностью и краткостью.
Если же говорить о современном зарубежном конституционном опыте, то сей украинский конституционный проект больше всего похож на конституции нынешних латиноамериканских стран, в которых содержатся всевозможные свободы и отменена смертная казнь, но при этом жители многих этих стран, живущих под сенью этих весьма демократических конституций, очень часто по утрам обнаруживают возле стен своих домов обезображенные трупы политических противников, находящихся у власти режимов, которые незадолго до этого, будучи вполне себе живыми людьми, были увезены "неизвестными лицами в неизвестном направлении".
Этому хочется напомнить призыв известного русского демократа - демократа без кавычек Виссариона Белинского, который в своём хорошо многим известном "Письме к Гоголю" отмечал, что не надо новые законы писать, а добиваться элементарного соблюдения хотя бы тех, что уже имеются.
Данная статья была написана 23 августа 1992 года. Была с серьёзными сокращениями и изменениями опубликована в газетах "Слава Севастополя" 10 сентября 1992 и "Флаг Родины" 13 октября 1992 года.
9. "Севастопольские бюрократы и либералы пытаются политизировать городскую топонимику"
В Севастополе собираются приступить к форсированному расставанию с прежним советским прошлым. К такому выводу заставляют придти результаты недавнего очередного заседания городской комиссии по топонимике при городской администрации.
Согласно предложению, поступившему от Севастопольской городской администрации, на заседании городской комиссии по топонимике были намечены общие направления плана по изменению названий улиц и площадей города, связанных с советским периодом истории Севастополя
В связи с этим, по предложению одного из членов комиссии по топонимике - президента Клуба Любителей истории Севастополя В. А. Милодана, было решено начать процесс переименования с улицы Нефёдова. По высказанному им мнению, это особенно удобно в качестве первого шага, поскольку Нефёдов, в 1940 - 1942 годах возглавлял Севастопольский городской отдел НКВД Крымской АССР, что учитывая исторически сложившуюся репутацию данного учреждения, позволит начать процесс переименования улиц и площадей в городе без особых препятствий.
Так же на заседании комиссии было решено, учитывая деликатность проблемы, затрагивающей политические убеждения и чувства многих жителей города, провести переименование площади и улицы Ленина, в последнею очередь.
Данный информационный материал был подготовлен 25 сентября 1992 года. Был опубликован в севастопольской газете "Флаг Родины" 1 октября 1992 года.
10. "Такой Конституции нам не надо"
Так единодушно решили участники собрания жителей Севастополя по обсуждению проекта новой Конституции независимой Украины, которая должна заменить прежнею действовавшую ещё во времена Украинской ССР.
Это собрание, состоялось 17 октября 1992 года на летней эстраде Приморского бульвара и было, организовано Севастопольским горкомом Социалистической партии Украины.
Все выступавшие на этом собрании обращали внимание на откровенно антинародный характер данного проекта лишающего большинство населения социальных гарантий имевшихся в СССР (права на труд, бесплатное здравоохранение и образование), закрепляя тем самым постоянно растущее социальное расслоение нашего общества.
В заключении данного собрания было решено потребовать соблюдения всё ещё действующей Конституции Украинской ССР и восстановления самого СССР.
Данное информационное сообщение было подготовлено 17 октября 1992 года. Ранее не публиковалось.
11. "Обращение Севастопольского горкома Социалистической партии Украины к жителям Севастополя"
Севастопольцы! Наша страна находится накануне своего знаменательного юбилея - 75 - летия Великой Октябрьской социалистической революции, оставившей настолько глубокий след в мировой истории, что никакие потуги её врагов оклеветать и извратить это величайшее событие не будут иметь успеха.
Сейчас наша страна, а вместе с нею и весь остальной мир смог реально ощутить, что означала для всех народов Великий Октябрь. Междуусобные войны, смерть, голод, безработица, постоянно растущее обнищание, вот к чему привело исчезновение завоеванных 75 лет назад прав и свобод.
И эти бедствия - это только начало, если мы и далее будем уповать на чудо и ждать. Что кто - то другой поможет нам. Право на достойную жизнь обретается только в борьбе. Поэтому приближающееся празднование 75 - летия Великого Октября и ваше активное участие в нём даст вам всем возможность ясно и чётко напомнить продажной и бездарной власти о том, что ваше терпение на исходе, и что вы берёте судьбу страны и ваши собственные судьбы в свои руки. Ваше участие в празднике станет вашим протестом против нынешних мерзостей запустения и вашим вкладом в дело восстановления нашей Великой Родины - СССР.
Ждём вас 7 ноября 1992 года к 10 часам утра на площади Нахимова, откуда после митинга начнётся наш октябрьский марш по центральным улицам Севастополя.
Данное обращение было подготовлено Константином Колонтаевым 26 октября 1992 года. Затем было напечатано в виде листовок и таким образом распространялось по городу.
12. "Народ безмолствует, но что он при этом думает?"
На, этот непростой вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи взялись ответить севастопольские социологи - члены Севастопольского отделения Социологической ассоциации Украины, проведя в ноябре 1992 года, по заказу Республиканского научно - практического социологического центра (город Киев), опрос общественного мнения в Крыму и Севастополе.
Среди множества вопросов анкет, на которые отвечали опрашиваемые, можно выделить несколько тех, в которых содержится оценка жителями Крыма и Севастополя той общественно - политической ситуации, которая сложилась в Украине в настоящее время. Так, например, отвечая на вопрос: "Как вы считаете, в каком направлении идут дела на Украине?", порядка 100% опрошенных ответили "в неправильном". Отвечая на вопрос какие проблемы перед населением Украины стоят наиболее остро 80 % опрошенных назвали рост цен, 20 % коррупцию и преступность, 18 % межнациональную напряжённость, 10 % безработицу. Поэтому вполне понятно, что отвечая на вопрос "Удовлетворены ли вы теми политическими изменениями, которые произошли за минувший год в Украине?", то около 100 % опрошенных выразили свою неудовлетворенность.
Интересные данные содержаться в ответах на вопрос о степени доверия к политическим руководителям и органам власти Украины и Российской Федерации. Так президенту Украины Кравчуку не доверяют 90 % опрошенных, такое же количество не доверяет Верховному Совету Украины. В отношении, председателя Верховного Совета Украины Плюща и главы Кабинета министров Украины Кучмывсе опрошенные затруднились высказать какое - либо определённое мнение. Президенту Российской Федерации Ельцину не доверяют 90 % опрошенных. Зато "Содружеству независимых государств" (СНГ) выразили доверие 100 % опрошенных.
Ответы опрашиваемых на вопрос позиции, каких политических партий Украины им близки, так же весьма характерны. Из десяти наименований находящихся в данной анкете политических партий Украины, опрошенные смогли назвать только Рух и Социалистическую партию Украины СПУ). Сторонников Руха среди опрошенных не оказалось, а СПУ выразили свои симпатии по различным вариантам ответов от 30 до 60 % опрошенных. Средний показатель симпатий к Социалистической партии Украины, таким образом, составил порядка 45 - 50 %.
Сторонники левых сил Украины в Крыму, если судить по данным этого опроса - это люди в возрасте от 30 до 60 лет, с образованием не ниже среднего специального или полного среднего. По профессиональной принадлежности большинство из них - это квалифицированные рабочие, служащие и работники среднего звена органов государственного управления.
Таковы показатели социального среза крымского общества на ноябрь 1992 года.
Данная статья была написана 10 ноября 1992 года. Была опубликована в севастопольских газетах "Флаг Родины" 19 ноября 1992 - с. 1 и "Слава Севастополя" 27 ноября 1992 - с. 3.
13. "Мы чтим ваш подвиг города - герои!"
Одним из главных событий предстоящих в Севастополе в нынешнем 1993 году, празднования двух знаменательных дат: 49 - й годовщины освобождения Севастополя от немецких захватчиков и 48 - й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, станет Слёт делегаций городов - героев СССР, который состоится в нашем городе 8 мая нынешнего 1993 года.
Представители различных общественных организаций, партий и политических движений, которые прибудут в Севастополь в составе делегаций городов - героев, обсудят вопрос о путях восстановления Советского Союза, как единого многонационального государства и роли городов - в этом восстановительном процессе.
А возможность внести свой вклад в восстановления СССР города - герои имеют, ведь все они находятся на территории тех трёх союзных республик, которые составляли основу СССР, а именно: России, Украины и Белоруссии. Их, общая многовековая героическая история, объективно служит делу нового сплочения их трёх братских народов.
Их заслуги должен помнить каждый, кто продолжает считать себя гражданином СССР - страны, которая пусть и переживает временные трудности, но по - прежнему занимает одну шестую всей суши нашей планеты, страны, которая была, есть и будет камнем преткновения для любых претендентов на мировое господство, где бы они не появлялись.
Даная статья была написана 30 апреля 1993 года. Была опубликована в севастопольской газете "Флаг Родины" 8 мая 1993 и 7 февраля 1995 года.
14. "Союз Рабочих Севастополя поддерживает шахтёров Донбасса"
Совет "Союза Рабочих Севастополя" на своём очередном заседании принял заявление нынешней политической и экономической ситуации в стране. В этом заявлении, в том числе выражается полная поддержка и солидарность севастопольских рабочих с недавней акцией протеста шахтёров Донбасса против нынешней политики антинародного режима правящего Украиной.
В тоже время Совет "Союза Рабочих Севастополя", считает необходимым расширить требование бастующих шахтёров, включив в них, такие политические требования, как: ликвидация института президентства, восстановление полновластия Советов и воссоздание Советского Союза, поскольку без выполнения этих требований, невозможен выход из нынешнего политического и экономического кризиса.
Данное информационное сообщение было подготовлено 10 июня 1993 года. Было опубликовано в газете "Слава Севастополя" 15 июня 1993 года
15. Совместное заявление Севастопольского Российского Народного Совета, Севастопольского отделения Фронта Национального Спасения и Севастопольского отделения Всесоюзного марксистко - ленинского общества "Единство"