Константин Колонтаев "Как создавалась русская нация"
Одной из решающих причин переживаемого в настоящее время русским народом кризиса развития является его неопределенность с собственной этнокультурной принадлежностью. То есть, говоря проще, является ли Россия и русские частью европейской цивилизации, принадлежат ли к Азии или, наконец, сами по себе составляют особую цивилизацию?
Для ответа на этот вопрос необходимо иметь представление о действительной истории появления на свет русского народа и создания им своего государства, а для этого выяснить ту подлинную этническую основу, на которой появился русский народ. Для этого необходимо уничтожить значительное число мифов, догм и предрассудков, накопившихся как в исторической науке, так и в историческом сознании, и прежде всего миф о русских как об одном из славянских народов и вообще о существовании какого-то восточного славянства, состоящего из русских, украинцев и белорусов. Уничтожить вышеназванные исторические мифы и догмы тем легче, что к настоящему времени отечественной исторической наукой накоплен вполне достаточный материал, нуждающийся лишь в систематизации и обобщении.
Итак, для того, чтобы определить Россию как особую этнокультурную цивилизацию, необходимо развеять основной миф - миф об этнической принадлежности русских к славянским народам.
Живучесть этого мифа тем более удивительна, поскольку исторический опыт последних 1000 лет взаимодействия русских с другими славянскими народами показал противоречия их коренных интересов, основанных на принадлежности к различным типам этнокультурных цивилизаций.
Славянство явно, несмотря на различные противоречия как внутри себя, так и с другими европейскими народами, принадлежит к европейской цивилизации. Русские же, как показал этот же временной промежуток, составляют отдельную, собственную цивилизацию, не принадлежащую ни к Европе, ни к Азии. Еще раз подчеркиваю, что ни к Европе, ни к Азии, чтобы меня не назвали евразийцем. Поскольку я считаю, что евразийство представляет Россию либо как эклектическое смешение европейских и азиатских элементов, либо в лучшем случае как какой-то их синтез. Россия же - особый цивилизационный тип, резко отличающийся как от европейского, так и от азиатско-буддистского и азиатско-исламского типов. Единственным связующим элементом славян и русских является их принадлежность к одной языковой группе.
Как показывают многочисленные исторические данные, первоначальный этап формирования русского народа в том виде, в каком он известен к моменту создания в 882 г. н.э. Русского государства, происходил на основе взаимодействия двух основных этнических компонентов: славяно-кельтского и скифо-сарматского (иранского) на территории нынешней Украины. При этом, несмотря на победу в процессе такого взаимодействия славянского языка, решающим оказалось влияние именно иранского компонента, который передал новому народу свой этнокультурный код и наименование.
Слово "рос" (в других иранских диалектах рош, раша, рошна) восходит к древнеарийскому "раса" - чистый, светлый, благородный. Примерно в таком же, но в более узком значении, оно осталось и в славянорусском языке, в слове "русый".
Проникновение иранских племен на территорию нынешней Украины началось во второй четверти II тысячелетия до н.э. и было связано с появлением так называемой "срубной культуры", получившей свое название от погребений в бревенчатых срубах. Эта культура к тому времени распространилась от Днепра до нынешнего Монгольского Алтая и Синцзяна (Восточный Туркестан) в нынешнем Китае. Срубная культура принадлежит иранским племенам киммерийцев и скифов ("Итоги и перспективы советской археологии". Материалы Московского археологического совещания 1944 г., М., 1945, с. 161).
Следом за киммерийцами на территорию нынешней Украины и Крыма с востока откочевала и другая группа иранских племен - скифы. Современные данные исторической науки опровергают приводимые древнегреческими историками сведения о каких-то кровопролитных войнах между киммерийцами и скифами. В ближневосточных источниках сообщалось о киммерийцах и скифах как родственных племенах, устраивающих совместные набеги в страны Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока. По мнению известного историка данной темы И.В. Куклиной, киммерийцы были лишь передовым отрядом скифского союза иранских племен ("Дорогой тысячелетий", Симферополь, "Крым", 1969, с. 9; В.С. Ольховский, И.Н. Храпунов, "Крымская Скифия", Симферополь, "Таврия", 1990, с. 14-15; И.В. Куклина "Этнография Скифии", Л., 1985).
К началу I тысячелетия до н.э. племена киммерийцев и скифов, разместившись и обустроившись в степях Приднепровья, Крыма, Придонья, Поволжья и Северного Кавказа, начали совершать регулярные вторжения в Малую и Переднюю Азию, на Ближний Восток. Ассирийские тексты VIII-VII вв. до н.э. говорят о народе "гимрай", который явно отождествляется с киммерийцами. В этих походах киммерийцы громят Урарту, Лидию, Ассирию, доходя через Палестину до границ Египта. Вскоре следом за ними по этим же маршрутам начали совершать свои набеги скифы.
Сила этих набегов была такова, что уже ассирийский царь Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) стал искать возможности из врага скифов стать их союзником. И этот владыка, перед свирепостью которого трепетал весь Ближний Восток, отдал свою дочь в жены скифскому вождю Партатуа.
В дальнейшем скифская конница подходит к границам Египта, и фараон Псаметих откупается от вторжения щедрыми дарами. А со страниц Ветхого Завета плачет из-за киммерийцев и скифов пророк Иеремия: "Вот идет из северной страны народ, держит лук и короткое копье. Жесток он и не сжалится. Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как один человек. Лишь услышим весть о них, как опускаются у нас руки, горе схватывает нас, вражеский меч наводит ужас со всех сторон" ("Иеремия", Глава 6, стих 22-23). Другой неизвестный библейский автор описывал иранские вторжения как божье наказание за грехи своих соотечественников: "Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли, как орел налетит народ, языка которого ты не понимаешь, народ наглый. Колчан его, как открытый гроб. Все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься". ("Ветхий Завет". Второзаконие, Глава 28, стих 49-53).
Появляется на страницах Ветхого Завета и название той "северной страны", откуда приходят столь "злые и наглые люди" - "страна Рош" - и имена ее правителей - Гог и Магог (в семитской транскрипции, разумеется).
В 80-е гг. ХХ в. в США во время президентства Рейгана баптистские и другие протестантские проповедники, обосновывая рейгановский тезис об СССР как "империи зла", регулярно вспоминали и проводили сопоставления СССР со столь проклинаемой в Ветхом Завете "страной Рош".
В период I-III вв. н.э. на территорию нынешней Украины и Крыма приходит последняя волна иранских племен. Сначала сарматов, а затем аланов (яссов). Аланы стали предками нынешних осетин, последнего из иранских народов, проживающих на территории нынешней России и сохранившего один из иранских языков.
Когда речь идет об иранских племенах, ставших предками русского народа, не следует путать их с современной страной, называющей себя Ираном. На протяжении 2500 лет эта страна называлась Персией. Когда в 30-х гг. ХХ в. гитлеровская пропаганда интенсивно эксплуатировала арийскую тему, тогдашний персидский шах Реза Пехлеви решил, что у него и его подданных куда больше оснований именоваться арийцами, чем у немцев, и в 1936 г. он издал указ, по которому Персия переименовывалась в Иран.
На самом же деле сходство между иранцами и персами только по языку, да и то не в полной мере. Дело в том, что к моменту вторжения на территорию Персии иранских племен каспиев, гирканцев, албанов и ряда других эта территория была густо заселена конгломератом негроидных племен семито-хамитского и дравидского типов, и небольшая кучка иранцев растворилась среди них, правда, непонятно, каким образом перед этим сумев навязать им свой язык. После арабского завоевания VII в. н.э. и принятия ислама произошло и размывание самого иранского языка у персов: в нем в настоящее время порядка 50% арабских слов.
Теперь о втором основном этническом компоненте русского народа - славянах.
Накопленный исторической наукой фактический материал позволяет довольно подробно проследить историю возникновения славянства.
Основным историческим предком славян является одно из арийских племен - венеды. О венедах, выступающих под именем "энеты", сообщают еще мифы архаической Греции, рассказывающие о совместных походах по Малой Азии союза племен ахейцев, этрусков и энетов, кульминацией которых было взятие Трои. Затем их пути разделились. Ахейцы остались на юге Балкан, став родоначальниками древних греков. Этруски и венеды ушли в Италию.
Венеды появились в Италии в XII-XI вв. до н.э. (так называемая "Культура Эсте"). Они занимались земледелием и скотоводством. Особенно было развито коневодство. Существовал культ лошади. Главные города венедов в Италии: Атесте (современный Эсте), Патавиум (современная Падуя). Часть венедов откочевала на территорию современной Франции, и в дальнейшем среди кельтских племен Галлии встречалось племя венедов. (В. Модестов, "Венеты", Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия, 1906, No 1-3; Советская историческая энциклопедия, Т. 3, с. 331-334).
В дальнейшем сведения о венедах постоянно продолжают встречаться в древнегреческих источниках, где они выступают под именами "энеты" и "инды". Гесиод в VII в. до н.э. писал об "энетах", добывающих янтарь и торгующих им. Об "индах" упоминают Софокл в V в. до н.э. и Скилан в IV в. до н.э. (А.Л. Погодин, "Из истории славянских передвижений", СПб, 1901, с. 7-8).
Когда в ходе завоевания Италии римляне начали соприкасаться с венедами, то упоминания о них все чаще начинают встречаться в римских источниках. Первое упоминание об "индах" (венедах) в Риме у Корнелия Непота относится к I в. до н.э.
После начала войн римлян с венедами сообщения о венедах все чаще появляются в римских источниках. В начале I в. н.э. - это так называемые "Певтингеровы таблицы", путеводитель по империи и прилегающим к ней варварским территориям. В них местообитанием венедов указывается территория от Карпат до низовьев Дуная.
В написанной позже в том же I в. н.э. Плинием Старшим "Естественной истории" говорится о расселении венедов от Дуная до Балтийского моря.
Согласно книге Тацита "Германия" (II в. н.э.), венеды обитали от Карпат до Балтийского моря, и их западной границей была река Висла, отделявшая их от германцев. (В.В. Мавроди, "Происхождение русского народа", Л., 1978, с. 31-32).
После падения Римской империи упоминания о венедах, а затем и о славянах становятся очень частыми в европейских и византийских источниках. Авторы VI в. н.э. Иордан и Прокопий уже разделяют славян на западных и восточных (антов) и утверждают, что раньше они назывались венеды. О венедском происхождении славян писал в конце VIII - начале IX вв. английский хронист Алкуин. То же отмечал и писавший позднее Адам Бременский. Почти все средневековье словами "венден", "виндин" называли славян немцы (В.В. Мавроди, "Происхождение русского народа", Л., 1978, с. 33; Большая Советская Энциклопедия, М., 1971, Т. 4, с. 495).
Примерно за 150-200 лет до падения Римской империи произошло разделение прежней венедской общности на племенные союзы славян и балтов, хотя затем еще 1000 лет сохранялись промежуточные племена, например, близкое к балтам славянское племя кривичей и близкое к славянам балтское племя ятвягов (судавов).
Падение Римской империи считается основной причиной "Великого переселения народов", однако история славян и последующего возникновения древнерусского народа говорит о том, что это переселение началось гораздо раньше и что в результате него рухнула ослабевшая под грузом собственных противоречий Римская империя.
Значительную роль в этом сыграло практически одновременное вторжение на территорию нынешней Украины славян с запада, германского племени готов с севера и союза тюрко-угорских племен гуннов с востока.
Первыми начали свое вторжение в начале III в. н.э. готы, которые после ряда ожесточенных сражений покорили большую часть государств иранских племен на территории Украины и Крыма.
Воспользовавшись этим разгромом на территории Волыни и Галиции, с запада с территории нынешней Польши (к востоку от Вислы) и с Паннонии (нынешняя Венгрия) стали проникать славянские племена, подчиняя себе и ассимилируя проживавшее там смешанное ирано-кельтское население. Это проникновение привело славян к первому разделению на западных и восточных.
Прежде всего это коснулось крупного славянского племени "поляне". На основе его западной части в бассейне реки Вислы в VII-IX вв. н.э. сформировалась древнепольская народность, а на основе смешения восточных полян с иранским населением в Среднем Поднепровье - древнерусская народность.
В 70-х гг. IV в. н.э. на территорию нынешней Украины и Крыма, контролируемую готами, начинается вторжение пришедшего с востока гуннского союза племен, ядром которого являлось тюркское племя гуннов, вокруг которого группировалось несколько угорских племен и в которое был втянут захваченный по дороге ряд иранских племен сармато-аланской группы.
Союзниками гуннов в их борьбе с готами выступили проживавшие на территориях нынешней Западной Украины восточнославянские племена. В результате этого восточные славяне приобрели свое первое историческое название - "анты", что на древнетюркском языке означало "друг", "союзник".
В 375 г. н.э. потерпевшие ряд поражений от гуннов готы были разбиты антами в Среднем Поднепровье и после этого бежали в пределы Римской империи, в своем бегстве став первой волной варварских нашествий, приведших в дальнейшем к падению Римской империи.
О подробностях войны антов с готами, правда, в весьма тенденциозном виде сообщал готский историк Иордан (Иордан, "О происхождении и деяниях готов", М., 1960).
После разгрома готов началось расселение антов в Среднем Поднепровье, которое было им уступлено вождем гуннов Аттилой как членам Гуннской конфедерации. После распада в 453 г. н.э. после смерти Аттилы Гуннской конфедерации началось образование на территории Среднего Поднепровья различных государств со славяно-иранским населением. Очевидно, с этим процессом было связано упоминаемое в легендах основание в 484 г. Киева.
Археологической культурой, соответствующей процессу складывания на основе восточнославянского и иранского этнических компонентов древнерусской народности, является находящаяся в бассейнах рек Ворскла и Рось археологическая "культура пальчатых фибул". (В.М. Зубарь, Ю.В. Павленко, "Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси", Киев, "Наукова Думка", 1988, с. 8; П.М. Долуханов, "География каменного века", М., "Наука", 1979, с. 140).
Этот процесс формирования древнерусской народности не смогло прервать мощное вторжение в Европу в 530 г. тюркских племен авар. Покорив и поставив в зависимость от себя западнославянские племена, авары после нескольких ожесточенных стычек с антами были вынуждены признать их относительную самостоятельность, присвоив им тот же, что и гунны, статус "союзников". Попытка в 602 г. уничтожить этот статус и путем завоевательного похода включить антов в непосредственное подчинение Аварскому Каганату привела к тому, что в аварской армии во время ее похода на Русь вспыхнул мятеж. Шедший во главе войска аварский каган Апсих был убит, и вскоре после этого Аварский Каганат прекратил свое существование.
Ядром иранской, а затем славяно-иранской Руси была область в виде треугольника, основанием которого является река Рось, ее приток река Росава, вершиной - Киев, сторонами - реки Тетерев и Днепр. Здесь задолго до прихода сюда восточных славян обитали иранские племена, в названии которых в различных сочетаниях встречалась огласовка "рос". Это "роксаланы", "росы", "аорсы", "росомоны" и ряд других. Позднее в славянской языковой среде иранское слово "рос" ("рош") преобразовалось в "рус".
Из этого исторического ядра, находившегося на правобережье Днепра, процесс восточнославянского и иранского этнического взаимодействия распространился на левобережье, в треугольник нынешних городов Киев-Чернигов-Переяславль. Здесь славяне вступили во взаимодействие как с иранским племенем алан, подвергшемуся некоторой тюркизации, но сохранившему свой язык, так и с жившим тут же племенем болгар, перешедшим с иранского языка на тюркский. Это смешанное население относилось к так называемой сапто-маяцкой археологической культуре VI-VIII вв. н.э.
Процесс этнического взаимодействия славянских и иранских элементов древнерусской народности не прекратился и после образования Древнерусского государства. Массовый приток на Русь иранского элемента продолжался вплоть до конца XIII в. В Х в. это были тюркизированные племена болгар и печенегов.
Ассимилированные болгары положили начало влиятельному на Руси в домонгольский период черниговскому боярству. Кстати, слова "боярин" и "богатырь" - иранские. Пришедшие на смену болгарам печенеги разбили и вытеснили на Русь тюркизированные иранские племена торков (гузов) и берендеев. В свою очередь в XI в. печенегов разбили и вытеснили на Русь половцы, являвшиеся тюркизированными потомками иранских племен аланов и яссов.
Вытесненные на Русь тюрки, берендеи, печенеги нанялись на службу киевским князьям и были поселены в бассейне реки Рось, где они несли пограничную службу, отражая набеги половцев. Эти племена получили в Киевской Руси общее название "черные клобуки" ("черные шапки") и пользовались внутренним самоуправлением. У них были свои города Торчин, Канев, Юрьев. В дальнейшем "черные клобуки" стали селиться к югу от Чернигова. Там же затем стали селиться и нанимавшиеся на службу киевским князьям половцы, основавшие города Балин, Чешуев, Сугров, Шарукань. Они, как до них "черные клобуки", принимали православие и быстро обрусевали. Об этом процессе свидетельствуют русские имена их князей Роман Гзич, Глеб Тириевич, Ярополк Томзакович, Даниил Кобякович. (В.В. Мавроди, "Происхождение русского народа...", с. 114-115, 163-164, 166-168).
О сильном влиянии иранского элемента на формирование древнерусской народности свидетельствует и то обстоятельство, что и после образования Древнерусского государства в 882 г., в начале Х в. во время походов в Византию князей Олега и Игоря существовало заметное обособление жителей Среднего Поднепровья от других славянских племен Киевской Руси. В текстах мирных договоров с Византией отдельно упоминается "русь", отдельно славяне, отдельно варяги.
Об этом же свидетельствует и многочисленная иранская топонимика Среднего Поднепровья. Так, славянский вариант названия главной реки Киевской Руси - Славутич - так и не прижился. Она так и осталась Днепром, а точнее "Донаприс" ("Глубокая вода"). С этим же иранским словом "дон" ("вода") связаны названия ряда других крупных рек нынешних России и Украины: Дон, Днестр, Дунай.
Среднее Поднепровье насыщено иранскими назнваиями. Кроме уже упомянутых Роси и Росавы ("Чистая" и "Чистенькая") это реки Асмонь ("асман" - "камень"), Ропша ("ропша" - "лисица"), Сев ("сава" - "черный").
Многие иранские слова вошли в древнерусский язык настолько, что почти полностью вытеснили из него славянские эквиваленты. Например, иранское слово "табар" ("топор") и славянское "секира", иранское "спака" ("собака") и славянское "пес", иранское "хваршта" ("хорошо") и славянское "добре". Другое иранское слово "шана" - почет, уважение, честь - отсутствует в современном русском языке, но осталось в украинском. Иранское слово "рота" соответствует славянскому "присяга", позднее в XVII в. преобразовалось в название воинского подразделения. Другое иранское слово "туман" - славянское "мряка". Другим таким иранским словом является слово "сорок" , славянский аналог - "четыредесят".
Основное, что внесли иранские племена Среднего Поднепровья в преобразование восточных славян в новый русский народ, это была замена прежнего славянского (европейского) менталитета на традиционные, хранимые иранскими племенами, истинно-арийские духовные ценности и связанное с ними здоровое, основанное на реальном мироощущении, самосознание.
Это преобразование, духовная перекодировка была осуществлена путем замены славянского язычества иранским язычеством. К началу Х в. у русских осталось только одно славянское божество - Перун (он же Перкунас у балтов). Все остальные более-менее крупные боги - как Даждьбог, Сварог, Хорс, Семаргл, Велес - были иранскими. Большая часть религиозной терминологии и в современном русском языке имеет иранское происхождение. Само слово "бог" происходит от иранского "бхава". Другие религиозные термины "кумир", "хоругвь", "каять", "вопиять", "зло", "книга", "писание" див , вера , ирий (рай) небо ,святой , ватра (огонь) ,ворожить ,гадать (от иранского "гата") , жертва ,могила, писать , слово , чары , чаша , благо , зло , мудрый , вет (извет , совет , вещать,привет и .т.д.), вина , гой (здоровый) , хворь ,мир являются иранскими.(А.Никитин "Так что же сказал Заратустра ?"//журнал "Эхо планеты "- 2002-N32-c.25)
В области светской духовной культуры практически все древнерусские мифы, которые позднее преобразовались в сказки, также имеют иранское происхождение (Е.Е. Кузьмина, "В стране Кавата и Афрасиаба", М., "Наука", 1977, с. 99-100).
Аналогичным сборником мифов и легенд иранских племен об их многовековых странствиях по просторам Евразии и их набегах на Ближний Восток является и так называемая "Велесова книга".
Именно это усвоение восточными славянами истинно арийской традиции, которую сохранили иранские племена, и отделило русский народ от европейской цивилизации вообще и от славянской, в частности.
Дело в том, что если на степных просторах Евразии, включая нынешнюю Украину, находившиеся там цивилизации негроидных племен-выходцев из Северной Африки, как, например, "трипольская культура" на территории нынешней Украины с их сатанинскими религиозными культами, были практически полностью уничтожены вместе с жречеством несколькими волнами арийских вторжений, то в Европе кельтские племена, составлявшие большую часть ее арийского населения, разгромив существовавшие там негроидные цивилизации, полностью восприняли систему их кровожадных религиозных культов.
Само по себе слово "Европа" - древнесемитское. Так звали, например, одну из финикийских богинь (А.А. Молчанов, "Таинственные письмена первых европейцев", М., "Наука", 1980, с. 5-6).
Восприятие кельтами религии уничтоженной ими негроидной цивилизации в Европе было осуществлено буквально до мелочей: 1) "Священные рощи"; 2) строительство храмов вокруг какого-нибудь камня, скалы, глыбы, всего, что выделялось на ровном месте и объявлялось воплощением какого-либо божества (у кельтов такие храмы именовались "менгиры"; 3) многочисленное жречество, делящееся на несколько категорий с узкой специализацией, когда одна группа жрецов занималась непосредственным принесением в жертву людей и животных, другие исполняли ритуальные гимны, третьи занимались философскими изысканиями (К. Матвеев, А. Сазонов, "Пять жизней древней Сури", М., "Молодая гвардия", 1989, с. 93-94).
Но как показали недавние исследования , кельты не только восприняли духовную основу негроидных племён, населявших Европу в период неолита, но и смешались с ними в процессе завоевания Европы.
Последним реликтом доарийской негроидной Европы эпохи Неолита , является проживающая в настоящее время в Испании народность-баски. Язык басков похож на современный грузинский язык.
По данным исследований европейских генетиков опубликованных в германском журнале "Спектрум дер виссеншафт", дальними предками 75% нынешних жителей Европы являются те же племена , что и у басков. К этому мнению присоеденились и учёные- языковеды. По их данным, баскские корни имеются в названиях около 200 рек и озёр на территории от норвегии до Италии (журнал "Эхо планеты"-2002-No19-20-с.3-4).
И хотя затем римское завоевание кельтских племен в Европе привело к уничтожению всех этих культов и жреческих организаций, тем не менее, соответствующая перекодировка кельтов на чуждые прежним арийским духовным традициям жизненные и мировоззренческие ценности приняла необратимый характер.
После краха Римской империи кельты стали этнической основой формирования населения всех крупных европейских государств, таких как Франция, Великобритания, Ирландия, Испания, Бельгия, Голландия, Австрия, Швейцария, Северная Италия. И славяне во время своих странствий по Европе впитали в себя большое количество кельтского элемента. Именно этот заимствованный через кельтов у доарийских цивилизаций Европы генетический духовный аморализм современной западной цивилизации и является причиной ее хронического гниения, которое в настоящее время вступило в стадию распада.
Дальнейшее становление древнерусского народа связано с русской колонизацией территории от Западного Буга до Москвы-реки, где они ассимилировали местные балтские племена. Затем проникновение пошло на северо-восток и восток, где на этот раз пошла не ассимиляция, а обрусение гигантского массива финских племен. Эти племена полностью сохранили свой внешний облик и менталитет, но перешли на русский язык и приняли русскую веру сначала в виде язычества, затем в виде православия. Характерным примером подобного процесса является название г. Рязань, образованное от слова "эрзя" - имени одного из мордовских племен.
В целом вопрос об иранской основе формирования русского народа не разработан в должной мере. Хотя в 1692 г. Андрей Лызлов в своей книге "Скифская история" высказал предположение об этом. (А. Лызлов, "Скифская история", М., "Наука", 1990). В дальнейшем этой темы касались Татищев и Ломоносов.
В поэтической форме это звучит у А. Блока в поэме "Скифы". Но, к сожалению, отсутствие у поэта исторического образования привело его к написанию совершенно недостоверных пассажей насчет каких-то там "раскосых и жадных глаз", т.е. изображению скифов какими-то монголоидами. Хотя даже у подвергшейся тюркизации части иранских племен на территории нынешней Украины ("салто-маяцкая культура") темнели волосы, смуглела кожа, но никаких раскосых глаз и скул у них не появлялось.