Колосова Людмила Анатольевна : другие произведения.

Ленин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Ленин
  
   Daily routine - сказали бы англичане. Это - ежедневная рутина, они абсолютно правы, но только в этих ежедневных сонных скучных утренних делах появляются иной раз просветы - необъяснимое что-то возникает: образы из ничего, звуки, запахи; будоражит что-то сердце, цепляет душу или задевает какие-то струны...
  
   Каждое утро я веду внучку в садик, на часах восемь утра, выходим к лифту и, пока его ждём, мой взгляд упирается в обшарпанную стену рядом с мусоропроводом. Из мусоропровода иногда доносится какой-то скрежет, как будто заслонку русской печи отодвигают, а из ближайшей квартиры - чуть уловимый запах подрумяненного белого хлеба. Я улыбаюсь - на стене в обшарпанности краски я вижу лисицу, которая как будто разговаривает с Колобком. Лисица крупная в треть стены и Колобок. Мне очень хочется поделиться с внучкой своей находкой, и я обращаю её внимание на стену, но она не успевает разглядеть персонажей, приходит лифт, и мы уезжаем. Так повторяется каждый день: я вижу картинку, а она - нет. Эти проплешины на стене почти не меняются, ведь это не картинка из облаков на небе, но я вижу её, слышу звуки печной заслонки и чувствую запах хлеба - Колобок значит печётся! А она, маленькая девочка моя, не видит, не слышит и не чувствует! А я надеюсь... Показываю ей стену ещё и ещё раз, но она не проявляет интереса - для неё эта картинка не открывается...
   Сколько ему сейчас? Ну наверное к восьмидесяти... Так бывает - живет человек в большом городе, работает, занимается творчеством, времени не хватает на достопримечательности и музеи. А время несётся, пролетают десятилетия - не заметишь! И вот пенсия: время появилось, и поехал он на Заячий остров - в самое сердце Петербурга! А не был там... лет двадцать пять не был точно. Но что там измениться может? Собор на месте, усыпальница царей и великих князей, крепостные стены и тюрьма, давно превращённая в музей, даже Монетный двор - всё как было! Заячий остров оживили скульптурами зайцев, повеселело как-то, чистота, туристов не так много, месяц февраль на дворе, только гулять и наслаждаться! И вдруг натыкается он на памятник Петру Великому и настолько изумление его было сильным и неподдельным, что на своей страничке в ФБ он оставил сообщение: "Я не понимаю, как можно было выставить на всеобщее обозрение карикатуру на Петра Великого. Где наша хваленая Русская культура? Представляю, какой визг подняла бы наша Культурная Общественность, появись такая СКУЛЬПТУРА где-либо в Америке или в западной Европе, какой бы был вой! Стыд и позор вам, деятели русской культуры..."
   Я по глупости своей написала комментарий: "Сначала так все и говорили - уродца поставили, потом, на волне свободы, прониклись именем великого художника Шемякина и сказали, что Пётр таким и был... Теперь привыкли все (ко всему ведь привыкаешь). Нынче уродом его назвать нельзя - он заветные желания граждан со всего света выполняет, вон какой отполированный сидит - сияет весь!" На это получила в ответ прямо на своей странице: "Вы - умная женщина! Никак не ожидал от Вас оправдания уродства в искусстве. Был бы жив Петр, он бы так шмякнул Шемякина об его скульптуру, что от него не осталось бы мокрого места. Великих мира сего уродовать - великий грех! Какое это имеет отношение к искусству? На этой ноте полемику заканчиваю!"
  Пришлось ответить: "Разве я его оправдала? Совсем нет! Уродами и уродцами никогда никого не называю, а тут другого слова не подберёшь, а что туристы желания загадывают и верят, что он исполнит - уже сложившаяся традиция, - вот и сидит он там, уже четверть века будет в июне! Надеюсь, Петр не узнал себя в этом творении и по-прежнему своей рукой благословляет город, отождествляя себя с Медным Всадником!"
  Ему ответ мой понравился, но на следующий день на моей стене снова появилось искреннее негодование: "Представляю, что бы сделали коммунисты, изваяй он такого Ленина... Многим у нас наплевать на работы всяких Шемякиных, отсюда и упадок Русской культуры. Если даже в Черном квадрате Малевича увидели философские изыски, естественно, Шемякин - гений..."
  Конечно, он говорил о нашей гражданской пассивности, но в 1991 людям, если честно, было не до творений Шемякина. Я не любительница спорить, тем более что моё мнение не так уж сильно отличается от мнения этого человека, которого я очень уважаю и люблю, а ответить на такой комментарий пришлось: "Особенно никогда не интересовалась творчеством Шемякина, но, кажется, его выдворили из СССР ещё в начале 70-х. В 1991 на волне демократических перемен это творение было установлено на территории Петропавловской крепости как насмешка над Петром Великим. Последние изыски Шемякина (могу ошибаться) это поиск прекрасного в плевках и блевотине на асфальте (может и в этом что-то есть?). Что касается черного квадрата, сдается мне, пошутил Малевич "по-чёрному", а люди ищут всё что-то в том чёрном - и, что удивительно, находят! Обсуждают на полном серьёзе, думаю, не одну диссертацию написали, ну да я дилетант в этом вопросе". Кажется, он успокоился, и тема была исчерпана для такого общения как в ФБ.
   Но имя Ленина и плевки с блевотиной на асфальте, пробудили в моей памяти странный случай, совершенно мною забытый и вдруг всплывший абсолютно ясно в моём сознании.
   Наверное, это было в середине семидесятых. Отделение терапии военного госпиталя. Огромную палату человек на шестнадцать обеспокоили моим вселением, поставив прямо у двери дополнительную койку. Напротив меня в уголке лежала очень худенькая женщина, она очень редко говорила и всё время в потолок смотрела. Остальные наперебой целыми днями жужжали о своих болезнях, слушать это было невыносимо, и я тоже принялась разглядывать потолок. Размеры палаты впечатляли, да и потолки в этом здании были метров пять не меньше, а как раз в том углу, где тихая женщина лежала, с верхнего этажа видимо протечка случилась - потолок весь был в разводах. Она подолгу эти разводы разглядывала и в общей беседе не принимала участия. Я тоже смотрела какое-то время в потолок, но надо мной он был просто белый. Потом это занятие мне наскучило, и я пошла бродить по отделению и по госпиталю. В коридоре разговорилась с одним солдатиком, а он направлялся в библиотеку, я обрадовалась возможности почитать и увязалась за ним. Вот таким образом устроился мой досуг в больнице, я была рада отстраниться от действительности, окунувшись в литературу.
   В тот день как всегда утром был обход врача. Доктор формально спросил ту женщину:
  - На что жалуемся, больная?
  - Я хочу сказать не о болезни доктор, можно? - спросила она робко.
  - Можно, только недолго, больные ждут. А что, жалоб-то у вас нет? - он был раздосадован, что ли; со стороны казалось, что он недоволен чем-то.
  
  - Доктор, знаете, там, на потолке, - Ленин, и он смотрит на меня - красивый портрет! Посмотрите наверх! Видите?
  Доктор завёл глаза на потолок и увидел над её кроватью разводы от протечки. Он посмотрел грустно на больную, потом снова на потолок:
  - М-да... Давно вы это видите?
  - Дня три как он мне явился, гляжу на него, а он смотрит на меня, даже болезни свои забыла... А вы? Вы увидели?
  - Да... да... значит, жалоб нет, ну что ж, продолжим обход, - врач привычно двигался от кровати к кровати, выслушивая бесчисленные жалобы и назначая дальнейшее лечение. У моей кровати он едва остановился, отпустив шутку про хилое голодное и заморенное студенчество.
  Обход закончился. А женщина эта подаёт мне знак рукой, чтобы подошла. Я встала, накинула халат и остановилась у тумбочки. Она тихо говорит:
  - Посмотри наверх, видишь Ленина?
  Я послушно завела глаза на потолок:
  - Нет, не вижу...
  - Приглядись получше, и он тебе тоже откроется.
  Я присмотрелась, и ничего кроме разводов не увидела. Но мне эта больная была очень симпатична, и я верила, что она Ленина видит, поэтому присела на корточки, головой прикоснулась к её подушке и посмотрела наверх... Смотрела я долго и перед глазами уже поплыли чёрные паучки, заболела голова, но Ильича я так и не увидела.
  - Нет, не вижу, мне очень жаль, я пойду? - спросила я.
  - Ничего, в другой раз приглядишься и увидишь его! Увидишь, он и тебе обязательно откроется! - Ободряла она меня.
  В тот же день к ней пришёл ещё один доктор, осмотрел её, задавал вопросы разные: обычные про болезни и странные: про дни недели, даты и имена... После осмотра она опять врачу улыбается так светло и говорит:
  - Доктор, знаете, на меня Ленин с потолка смотрит! Тут протечка была, так вода каким-то удивительным проведением портрет Ильича нарисовала... Удивительно это! Ленин как живой! Посмотрите!
  Врач грустно посмотрел на неё, потом завёл глаза к потолку, но не для того, чтобы Ленина увидеть, тут совсем другое было...
   Я вышла в коридор, больные парочками перетирали сегодняшние новости; слышалось: и "полоумная", и "онкология", и "крыша поехала", и "дурочкой совсем стала". Мне она не казалась ненормальной, наоборот, из всех женщин в палате для меня она была самая нормальная, правда очень наивная и чистая (как мне тогда казалось не по годам, а сколько ей было - сорок, пятьдесят, шестьдесят, этого я не различала, она была намного старше меня и всё).
  На следующий день пришёл целый консилиум во главе с заведующий отделением. Мне очень хотелось, чтобы она не рассказывала о Ленине, но она совершенно просветлённым взглядом смотрела на врачей и предлагала им посмотреть на потолок.
  - Посмотрите! Вот сюда! Здесь разводы сгущаются и самым чудесным образом создают портрет! - исхудалую руку она протягивала к потолку и в надежде смотрела на докторов, но они переговаривались между собой и на потолок не смотрели.
  После обеда за ней пришли и сказали, что её переводят в другое отделение. Она послушно собрала вещи, напоследок подошла ко мне и сказала:
  - Перебирайся на мою кровать, там удобнее - не у двери всё-таки, - а про Ленина ни гу-гу... Попрощалась и ушла...
   Вся палата мне говорила про плохую примету менять место в палате, но это меня не остановило. Я собрала своё бельё и перестелила кровать. Смотрели на меня как на зачумлённую. Я легла, был тихий час, и солнечные зайчики бегали по потолку... Нет, я не видела Ленина. Было солнечно, тепло, спокойно и мне очень нравилось это место. Я гуляла по госпиталю, ходила в библиотеку, общалась с солдатиком, который тоже любил книжки читать, и лечилась.
   Однажды ночью я встала по нужде, а туалет был очень далеко от палаты - надо было пройти через кухню и столовую к лестнице. Страшно было идти - только тусклая лампочка на посту медсестры, а дальше темнота... Добравшись до столовой, я нащупала выключатель - зажглась лампочка... светлый пол столовой был чёрным, и вдруг пол зашевелился, и огромные полчища тараканов ринулись от света к щелям, их было так много, так много, что у меня подкосились ноги, и я была близка к обмороку. Мне и до этого говорили, что в госпитале тьма тараканов и клопов, но я не могла вообразить такое количество! В туалете было то же самое... Тараканы вогнали меня в стресс: тошнота подкатила, колотилось сердце, в висках стучало, в глазах была полная муть. Плохо помню, как я доплелась до палаты: присела на кровать, посидела некоторое время, потом подошла к окну - была полная луна. За окном было очень красиво: чуть-чуть от ветра покачивались жёлтые фонари, их свет наполнял палату жёлтым теплом, а с неба струился голубой свет луны и тоже заполнял пространство светом. Я совершенно успокоилась, стояла и просто смотрела какое-то время в окно, потом сняла халат, легла под одеяло и посмотрела наверх: с потолка на меня смотрел Ленин...
   "Он обязательно откроется тебе", - вспомнила я слова худенькой женщины. Я глядела на Ленина и удивлялась, как в разводах протечки на потолке мог родиться такой совершенный портрет... В палате были: я и Ленин - водяными разводами на белом потолке...
   По-разному мы все видим: моя внучка не видит то, что вижу я, но вдруг! Обрадуется, наверное, увидев лисичку и Колобка на стене. А вдруг и я увижу что-то, непостижимое сейчас для меня, в чёрном квадрате Малевича? В плевке клошара на набережной Сены? В кляксе блевотины бомжа у Московского вокзала? Pourquoi pas! Почему бы и нет?! Так говорят французы...
   ***
   А вчера начался ремонт в подъезде... Шпатлёвкой замазали "сказку" на стене у мусоропровода... Исчезли звуки заслонки русской печи... Улетучился запах свежеиспечённого хлеба... Жители дома давно ждали ремонта...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"