Аннотация: Данное произведение учавствует в конкурсе
Оба.
Пьеса в двух действиях, в антракте проходит семь лет.
Автор В. Кон.
Москва 2002г.
Действующие лица:
Человек искусства
Человек жизни
Фея
Пролог
Случайные зрители.
Сцена 1.
На дереве, прижавшись, друг к другу, сидят две крючившиеся фигурки. Дрожат от холода. Воет метель, но сыпет мягкий снег.
Голос слева - В-в-в-выы-ы-ы слышали про последнее достижение нашей техники.
Голос справа - В..В..Вы. Имее.. те в... виду инверсию.
Голос слева (оживившись) - А это что?
Голос справа (напряженно) - Вы откуда?
Голос слева (добродушно улыбнувшись) - От туда.
Видно, что фигурка слева сделала какой-то жест.
Голос справа (глубокомысленно) - А-а-а-а-а.
Голос слева (трогательно) - Даа-а-аа-а.
Голос справа - И что там нынче.
Голос слева - Э-э-э-э... что вы имеете в виду?
Голос справа - В виду?
Голос слева - Та.
Голос справа - Нуу-у-у... Как там... у вас.
Голос слева - Да, ничего.
Голос справа (напряженно) - Сложно?
Голос слева (пытаясь облегчить ситуацию) - Обычно.
Голос справа (тускнеет) - По-прежнему.
Голос слева (пытаясь развеселить собеседника) - Да нет... не то чтобы совсем.. просто...
Голос справа (мрачно, перебивая) - Жизнь.
Голос слева (еще больше прикладывая усилия чтобы разрядить ситуацию) - Ну, не то чтобы очень.. но так ничего, бывает даже что и хорошо.
Голос справа (тяжело, словно вбивая гвозди) - Хо-ро-шо.
Голос слева (побеждено) - Да.
Голос справа (сквозь микро паузу) - Ну вот. (Микро пауза) Жили-жили и дожились.
Сквозное завывание метели.
Голос слева (пытаясь перекричать шум ветра) - Может спустимся?
Голос справа (испуганно) - Куда? Туда?!! Нее-е-ет.
Голос слева (жалобно) - Ну там ....потеплее все-таки.
Неожиданно наступает тишина. Через мгновение слышно звук падающего тела. Мягкий шлепок.
Человек слева (радостно спрыгивая с дерева) - О! окоченел.
Сквозь падающий снег видна возня одного человека над другим.
Человек слева (участливо) - Сейчас, сейчас. Гимнастику сделаем, кровь побежит по жилам. Жить захочется, любить, делать чего-нибудь.
Человек справа (нервно вырывается из рук человека слева, судорожно отстраняясь на пятой точке в глубь пространства) - Нет, нет, нет!
Человек слева (подползая к нему на четвереньках) - Да, да, да.
Человек справа (вскакивая и отворачиваясь) - Да нет же!
Человек слева (трогательно) - Ну почему же?
Человек справа (в истерике, не оборачиваясь) - Нет, нет, нет.
Последний звук зависает в воздухе эхом. Снег резко прекращается.
Человек справа (словно ребенок) - Ой.
Человек слева (серьезно, не меняя положения) - Доигрался.
Человек справа (чуть обернувшись, совсем по-детски) - Я не хотел.
Человек слева (очень серьезно) - Мы всегда чего-то не хотим, а получается... (поворачивается всем существом к залу, подбирает коленки, обхватывает их руками. Тихо и осторожно добавляет) - Следить надо.
Человек справа (бросается к человеку перед ним на колени) - Я не хотел, правда.
Человек слева (прижимает голову человека справа к своей груди, покачиваясь из стороны в сторону) - Ребенок. Вечный ребенок.
Человек справа (приподнимая голову) - Да?
Человек слева (по-отечески мягко улыбнувшись, возвращает его голову себе на грудь) - Да.
Вся сцена распускается цветами, которые раньше выглядели как бугорки.
Сцена 2.
Человек справа радостно прыгает по цветущему лугу.
Человек слева - Ну будя, будя. (поднимаясь) Надо собрать... ромашки в одну сторону, мать-мачеху в другую, зверобой и тысячелетник можно вместе, чертополох не сгодиться, одуванчики оставь - пусть тешат глаз.
Человек справа (в удивлении замирает) - И...?
Человек слева (согнувшись, собирает) - Что и? - и засушим, потом зимой сгодиться. О-от всякой слабости.
Человек справа (веско произнося каждое слово) - Ты хочешь сейчас лишить землю красоты, во - имя того чтобы спасти себя потом.
Человек слева (выпрямившись, отвечает в лицо) - Да.
Человек слева опускает голову, поискав что-то глазами в траве, вдруг резко вскидывает правую руку вверх, и наносит удар по лицу человека слева. Человек слева ахает и опускается на землю, рассыпая цветы. На глазах у человека справа стоят слезы. Он опускается на землю, подползает к лежащему навзничь человеку.
Человек справа (поднимая тело, трясет его) - Ну вот зачем, зачем? Почему ты всегда такой. (укладывает голову человека слева себе на колени. Гладит его по лицу.)
Человек слева открывает глаза, смотрит на человека справа, их взгляды встречаются. Время останавливается. Человек слева отрывает руку от земли. Рука какое-то время зависает в воздухе и плотно приклеивается к лицу человека справа, потом проходит по лицу, словно собирая его в комок и, напоследок схватив нос, подтягивает его к лицу человека слева. Человек справа начинает вопить, пытаясь оторвать руку соперника. Человек слева напряженно всматривается в лицо противника и отталкивает его, его рука дописывает движение в сторону головы человека слева, словно укладывает волосы назад. Отстранившийся человек справа, держится за нос и удивление в его глазах переходит в восторг. Он внимательно следит за тем как человек слева тяжело встает, опираясь рукой в собственное колено, и уходит на край сцены.
Человек слева (через плечо) - Ты это.. того ...помягче ...та. (собирается уйти)
Человек справа (вскакивает, бежит через сцену, удерживает человека за плечи, поворачивает к зрителю) - Дерево.
Человек слева (поднимает глаза на собеседника, пытаясь понять) - Ммм?
Человек справа (смущенно улыбаясь) - Жизнь.
Человек слева (опускает взгляд вниз) - Аааа....
Какое-то время стоят размышляя.
Человек справа (нарушая паузу) - Может выпьем?
Человек слева (чуть колеблясь, силясь внутренне противостоять искушению) - Мне нельзя. У меня эта... как его...
Человек справа (радостно) - Прямая кишка! Вылечим. Есть превосходное средство (мягко уводя собеседника к дереву) Садись. Закрой глаза и представь огромный чан воды, и ты весь в нем - купаешься, бултыхаешься... (сам порхает как бабочка, вдруг приземляется рядом на землю, вцепившись глаза в глаза.) Ты в чреве матери.
Человек слева (словно под гипнозом, одними словами пытаясь освободиться от наваждения) - Не, я не могу. Меня этому не учили.
Человек справа держит его взглядом, на лице расплывается улыбка. Она отражается на лице человека слева, только чуть в искаженной форме.
Человек справа (отбрасывая ситуацию, выпрямляется) - Ну ладно. Скажи... (поворачивается к человеку слева. Тот весь дрожит, словно в лихорадке) - Ты чего дрожишь?
Человек слева (бросаясь в прыжке на собеседника) - Сволочь.
Оба падают. Чертыхаются. Устав, разваливаться по - разные стороны.
Голос человека справа (легкий, словно ветерок) - Какое небо... в алмазах. Кстати (поворачивается на бок к человеку слева, подпирая голову рукой) Ты видел, когда-нибудь небо в голубых алмазах?
Человек слева (поднимает верхнюю часть тела к зрителю, опираясь, то на одну, то на вторую руку) - Оно просто голубое. Или черное, когда ночью.
Человек справа (воодушевлено) - Нет, это когда такое состояние, когда внутри тебя все переливается.
Человек слева (мрачно) - Что переливается?
Человек справа (заискрившись) - Ну это когда.. (свободной рукой показывает, как переливается один сосуд в другой) Мысли в чувства, а чувства в мысли. Вот.
Человек слева (поворачивает к нему голову, смотрит как на сумасшедшего) - Ты что философ?
Человек справа (падает спиной на землю, разбрасывая руки, закинув голову, радужно произносит) - Да нет, я... ну, в общем, принадлежу искусству.
Человек слева (с облегченной мудростью) - Аа-а-а, понятно.
Человек искусства /бывший справа/ (не отрывая головы от земли, бросает коротко вверх) - А ты?
Человек слева (отряхивая сидя с колена пыль)- А я как раз того...
Человек искусства (от неожиданности резко отрывает себя от земли) - Что философ?
Человек слева (чуть покачивая головой) - Да не то чтоб... просто думаю о жизни, когда чего ни будь делаю.
Человек искусства (с еще большим интересом, в котором появляется ехидство) - Ну и как?
Человек жизни /бывший слева/ - Чего как?
Человек искусства (с уже не скрываемым нахальством) - Делается и думается?
Человек жизни (серьезно) - Вот пока чего ни будь делаешь, чего-то понимаешь, а как перестаешь, так и бессмыслица полная.
Человек искусства (крякает, перебивая) - Хоть пруд пруди.
Человек жизни (поворачивает к нему серьезное лицо) - Это ты о чем?
Человек искусства, глядя на серьезное лицо соперника, расплывается в добродушно-снисходительной улыбке, собирает губы и чмокает ими словно целует. Переворачивается на живот и равнодушно отворачивается. Человек жизни, не открывая взгляда от человека искусства встает, подходит к его телу. Замирает.
Человек искусства (словно очнувшись через какое-то время, поворачивает голову и смотрит снизу вверх на человека жизни) - Ты чё??
Человек жизни пихает его ногой в бок.
Человек искусства (возмущенно, поднимается) - Ты че? сумасшедший? (наткнувшись на каменное лицо соперника, стушевывается, отходит в сторону бормоча) - Все философы сумасшедшие. Надумают себе чего, а людям потом расхлебывай.
Человек жизни неожиданно догоняет его сзади, хватает за волосы и волком тащит в противоположную сторону. Человек искусства орет благим матом, пытаясь освободиться из цепкой хватки, но помогает ногами, чтобы облегчить передвижение. Человек жизни бросает его на краю сцены как бревно. Отходит в сторону.
Человек искусства (качаясь по земле от дикой боли, лихорадочно массирует голову) - Да я же пошутил.
Человек жизни (спокойно) - Там яма.
Человек искусства (забыв про боль) - Что?
Человек жизни - Оттуда бы ты не выкарабкался... бы.
Человек искусства (неожиданно взрывается) - А может мне туда нужно. Может у меня судьба такая. Может у меня ремесло такое.
Человек жизни разворачивает человека искусства, и, подталкивая, перемещает обратно к тому месту.
Человек искусства (изворачиваясь, пытаясь освободиться) - Ты не смеешь меня заставлять. Это должно быть добровольно, иначе все превратиться в ад.
Человек жизни (неожиданно прекращает свои наступательные движения)- Ты веришь в ад?
Человек искусства (освободившись, отходит в сторону, зло, бросая на ходу)- Да нет так, к слову пришлось.
Человек жизни, подскакивает, хватает его за шкирку и толкает его к некоторому месту с удвоенной силой.
Человек искусства (пытаясь из последних сил вырваться, слабо сопротивляется) - Да ёрничаю я. Ты что подтекст не понимаешь?
Человек жизни (задерживается, держа на весу человека искусства) - А это что такое?
Человек искусства (смирено, пытаясь вложить всю свою убедительность в слова) - Не могу я говорить прямо святые слова.
Человек жизни (не отпуская, держит его как котенка) - Почему?
Человек искусства (делает круговое движение головой, словно говорит с бестолочью) - Стыдно.
Человек жизни (не отпускает) - Чего?
Человек искусства (начинает истерить, дергаясь на весу) - Ну как чего?! Как чего?!
Человек жизни (смотрит ему прямо в глаза) - Искренности.
Человек искусства ошеломленно замирает. Человек жизни отпускает его, отворачивается, уходит.
Человек искусства (тихо, вдогонку) - Эй!
Человек жизни останавливается, поворачивается, смотрит на него.
Человек искусства (прижимая руку к груди) - Помоги мне.
Человек жизни (повернувшись, бросает через всю сцену человеку искусства) - Вы боитесь быть узнанным.
Человек искусства (поддавшись вперед, всем телом, но, не сходя с места) - Узнайте меня.
Человек жизни идет к нему, по дороге протягивая руку вперед. Человек искусства напряженно, с восторгом, ждет, что сейчас что-то произойдет. Человек жизни застывает на середине, его рука опускается, неожиданно взлетает вверх, кружиться над головой и опускается на лоб, стекает по лицу, смотрит сквозь пальцы, отстраняет ладонь, высовывает язык.
Человек искусства - Несколько сумбурно.
Человек жизни - Природу нужно дрессировать. Дрессура такая своей природы.