Помысль Сергей Александрович : другие произведения.

Из прошлой жизни. Памятники и Православие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о нужности памятников в религии. На основе статьи из одного очень интересного журнала для христиан. Было написано несколько лет назад. Дописал, новыми размышлениями

  Памятники святым. Нужны Православию ?
  17 мая 2021
  
   Как реакция на статью из одного журнала - Благодатный Огонь.
  
   Философское. Листая интернет, нашёл любопытное, православно-религиозное издание. Оно законно, разрешено в стране и ... интересно. Одна из статей, посвящена памятникам в России - вообще, и новым памятникам, современным. Надеюсь, это не нарушает правила Дзена.
  
   Прежде чем подумать, отписать, хочу привести небольшую часть статьи из издания "Благодатный огонь" . Она большая, сложная. Хочу обдумать её в своей "берлоге". Выдержки из статьи, где цитируется статья упокоившегося более ста лет назад архиепископа Никона (Рождественского)
  "...когда Москва решила поставить памятник Царю-Освободителю, то покойный Государь, мудрый носитель народных идеалов, особенно был озабочен тем, чтобы этот памятник, поставленный в Кремле, этом, по его выражению "алтаре Руси православной, не нарушал своим мирским характером духовной гармонии святынь кремлевских. Он был прав: до сего времени Кремль не имел в себе ни одного памятника в западно-европейском смысле, для него ясно было, что такие памятники не вполне отвечают народному миросозерцанию. Народ знает памятники-храмы, но не памятники-статуи,..."
  https://blagogon.ru/digest/253/
  
   А ведь мудро сказано : памятники-храмы. Теперь можно бы сказать - здания-памятники. Почему мы стали строить одни "бетонные кубы-многоэтажки"?
   Ведь верно сказано. Не становимся ли идолопоклонниками ?... дальше больше
  "..К сожалению, когда мы, в течение последних двух веков, из своего "окна" любовались на Европу и жадно учились у ней "цивилизации", мы задом стояли к родной России и ея святому православию. Оттого и набрались оттуда привозных, часто самых дешевых понятий и воззрений без всякой их оценки, и спешили, как можно скорее, применить их к своей жизни, чтобы похвалиться пред "ученою" Европою: вот-де мы какие умники!..."
  https://blagogon.ru/digest/253/
   Как современно звучит ! Словно не сто с лишним лет прошло, а сегодня напечатано, про нас. У нас ментальная зависимость от запада, как алкогольная, наркотическая ...
  "...Почему Русский народ так холодно-безучастно смотрит на памятники-статуи? Ответ на это находим в книге Премудрости Соломоновой, гл. 14, ст. 14, - там сказано, что "памятники вошли в мир по человеческому тщеславию". А это чувство - нехорошее, не христианское, нехорошо оно, когда живет в сердце человека, нехорошо, когда и другие питают его чем бы то ни было. Когда достоинства, заслуги, подвиги признаются другими как проявление в человеке даров Божиих, когда все это обращается во славу Божию, когда в человеке гениальном признается величие дара Божия, тогда тщеславию нет места, и прославляемый приемлет похвалы с глубоким смирением, относя их всецело к Божией благодати. А когда о Боге забывают, когда все приписывают человеку, по крайней мере молчат о Боге, хвалят только человека и его "гений"..."
  https://blagogon.ru/digest/253/
  
  Там же, приводится практически - факт, чуть не перехода нас, православных, к идолослужению. В Ярославле. Разве возможно ставить памятник Богу?
  А можно обойтись без памятников святым ?
   Меня самого, давно стало смущать - "туристическое отношение", к Вере Православной. Не мне судить, не мне учить. Но это выглядит очень неправильно для меня. Со времён атеизма, даже раньше, у нас стало привычным, при первой, можно сказать - "пиар-необходимости", ставить памятники, называть улицы именами героев. Не торопимся? Не придётся ли как в постсоветское время, потом - срочно менять названия и сносить памятники?
  Не против памятников поэтам, писателям, художникам и тп.. называть их именами улицы. Но разве можно ставить памятники святым? Храм - ДА. Часовня. Но не страшит ли нас перспектива - вновь и вновь переименовывать. Грешить против Бога неоязычеством?
  У нас мало поэтов, художников, писателей, чтобы им ставить памятники? В Православии роспись в храмах, этого - мало? В старых православных храмах, уже удовольствие - рассматривать расписанные стены, архитектурные "завитушки". А какие иконы! Фрески!
  Может лучше потратить деньги, усилия скульпторов и архитекторов, на реставрацию старых храмов по всей Руси и не только? Может лучше создать барельефы из картинок и цветов ... в них?
  Мне не нравится эта, какая-то - неоязыческая традиция создавать скульптуры святым. Они заслужили вечную жизнь - живыми, а не каменно-бронзовыми.
  Надо подумать...
  
  Памятник. Ставить памятник святым. Православие 2.0.
  
  18 мая 2021
  
  Надо ли ставить памятник святым? Кому мы ставим памятники? Живым, или - усопшим ? Кто, в Православном Христианстве - усопший? Разве мы считаем святых - усопшими? Мне думается, они - ушедшие в иной мир, в ожидании последнего суда. "Уснувшие", упокоившиеся до времени. Зачем памятник - живым?
  У нас, памятник поставленный при жизни, называют - "культ личности".
  Ладно. Ещё раз - не против памятников.
  Вот, есть такой памятник в Пензе(было фото). Есть и есть. "Аллегория" сама "лезет": первопоселенец смотрит на православный храм, как на путь к Богу. Хотя само место, уже не первый год восстанавливается, как видно внизу уголка фото. Не первый год строят собор. Не первый год пытаются реставрировать рядом стоящий старинный особняк. Пока денег хватает, лишь на "бордюризацию" массовую замену асфальта плиткой, площади - гранитом, кажется, по всему городу. Несколько сотен миллионов руб. на плитку оказалось не жалко, а на реставрацию, опять - не хватает? Туристам - "важнее плитка под ногами"?
  Но здесь: и смысл памятника - нейтральный, и собор отдельно. Как написано в Писании :
  - "...21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу..." (ц)
  
  Евангелие от Матфея гл. 22 стих 21
  
   Смущает меня нонешний подход православных, к святыням. В прошлых "думах моей берлоги", рассказал о статье в "Благ.огонь" про памятники, привёл цитату оттуда - арх Никона(Рождественнского). И там рассказывалось о скульптурном новоделе 1995г примерно вот:
  Как по мне - "язычеством пахнет, идолопоклонством". Не знаю... Православные верят в Бога Живого. К иконам подходят - "со страхом и трепетом". А здесь... Кто и как подходит ?
  Люди, чрез икону просят, говорят, разговаривают не с изображением, а с Тем - Кого изобразили. А памятник для меня, это то, кого - вспоминаю, уважаю его былые успехи, талант, заслуги. Ушедшего от нас. Если от нас уйдёт Бог, Спаситель... это нельзя даже представлять!
  Какая-то мания "памятниковизации" пошла. То "Алёнка" чуть не как Бабу Ягу отольют. То "дырявого кентавра" под видом нового творчества сварганят: чистый плагиат ведь! Скульптуре кентавра - тысячелетия? Так чтобы это казалось народишку неоскульптуризмом - "сделать в нём дыру, развернуть голову к заду". Всё, и вы тут же - "непризнанный гений России"? Смысл только странный: на что смотрит этот недокентавр? На свой ... спину?
  А православным это - надо ? В первой части есть фото "статуи свободы в США". Ну вот, они долго молились, практически на неё, теперь как выяснилось, её же и - предавали, своим отношениям к свободе своих граждан, прессы, народом других стран.
  Однако...Нет, пора завязывать с философией, про еду вернуться бы...
  
  Рассказ из жизни
  
   Вот так размышлял, уже как несколько лет назад.
  В храмах, иной раз, можно наблюдать картину.
  Человек, заходит в храм, покупает свечи, заказывает обеденку и чуть не бежит по храму - расставляя свечи. В лучшем случае, немного постояв, или приложившись к иконе.
  Разве это молитва, разве это то прошение, которое по нашему мнению может услышать Господь Вседержитель, как у нас говорят в молитвах? А то, ещё: даже к иконе Спасителя и Матери Божией толком не подойдут. Забывая что всё в Руках Господа, сразу бежим к "нужной иконе"(хорошо, если понимая, что обращаемся к тому кто на ней изображён) - ставим свечу, скороговоркой излагаем просьбу, и ... скорее на выход. Хорошо, если и правда, на работу и по срочным делам торопимся. А то - в магазин и домой на диван, к "телефону".
  Из жизни, коротко.
  Мама с дочкой, забежала в выходной день в храм. Шла служба.
  Мама, заказала обедни и молебен, прошла с дочкой расставляя свечи. Спросила у одного из прихожан
  - Скажите пожалуйста: кому лучше поставить свечи, чтобы дочке экзамены хорошо сдать?
  Прихожанин, немного удивлённо посмотрел, подумал и ответил
  - Знаете, для начала Господу и Пресвятой Богородице помолитесь. Попросите прощения за все грехи, восславьте Спасителя, а потом попросите - что вам надобно-бы. Тут ещё, иконка есть, старенькая, намоленная - "Нечаянная Радость". Вот пред ней, Спасителя и Матерь Божию попросите о вашей нужде. Да, ещё тут иконка св. Екатерины Великомученицы есть, вот через неё к святой обратитесь, о помощи в обучении, в получении знаний. Старые люди говорят: св Екатерина - очень грамотная и умная, образованная была, за Веру пострадала. Может поможет вашей дочке учиться и экзамены сдавать.
  Мама с дочкой выслушали, поблагодарили прихожанина, поспешили к иконам. Спустя некоторое время, вышли из храма.
  Служба продолжалась. Хорошо если и правда - женщина бросились по нужде, по делам своим - готовиться дома к экзаменам.
  Вот такую истории. "подсмотрел-подслушал" в храме.
  Не знаю: как сложилась судьба у них, надеюсь - к лучшему.
  Но, так и живём: всё торопимся, даже на собственную жизнь, что прошла, боимся оглянуться. Боимся: вдруг вспомним о своих грехах, и халатности даже в стремлении к лучшему, в вечной жизни.
  Покаяться надо, а не просто вспоминать - жизнь коротка...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"