Величайшей трагедией Европы и всего человечества в ХХ веке стала мрачная эра господства идеологии и практики нацизма в Германии тридцатых-сороковых годов. В работах многих ученых проанализированы социально-исторические предпосылки, экономические, политические и идейные причины этой трагедии с целью окончательного разоблачении человеконенавистнической сущности нацизма и недопущения подобного впредь.
Полезным в этой связи будет обращение к тем представлениям о культуре, закономерностях ее развития и роли в обществе, которые лежали в основе нацистской идеологии. Ее создатели по сути дела довели до предельного выражения идеи кризиса и упадка культуры, получившие свое выражение в новейшей философии, и провозгласили себя подлинными спасителями культуры. Вся идеология и практика нацизма была пронизана верой в свое мессианское призвание в благородном деле спасения и возрождения человеческой культуры.
Это противоречие между констатацией кризиса и упадка культуры и собственным видением его преодоления, а тем более попыткой практического воплощения этого преодоления до сих пор оказывает самое судьбоносное влияние на развитие человеческой истории. Особенно принимая во внимание, что многие идеи, лежащие в основе разрешения этого противоречия, вновь и вновь воспроизводятся на аналогичной почве в наше время.
Наиболее полное и отчетливое изложение позиции нацистской идеологии по вопросам всемирно-исторической миссии немецкой нации в деле утверждения высшей человеческой культуры можно найти в главном труде вождя национал-социализма А.Гитлера "Моя борьба", ставшем библией нацизма. Эта книга, написанная в заключении в 1924 году, обобщила практику послевоенной культурной жизни Европы, ставила цели, формулировала задачи и рисовала картины её будущего, во имя чего призывала жить и бороться всех настоящих немцев.
Обращение к этой работе позволит ввести в научный оборот для все- cтороннего изучения, анализа и критики идейный материал, до сих пор находящийся под запретом и вызывающий священный страх у политиков и идеологов вследствие чудовищной травмы, нанесенной человечеству политикой и практикой нацизма.
При этом следует иметь в виду, что сам вождь национал-социализма видел свое призвание не просто в политической борьбе за утверждение интересов германской нации, а гораздо шире - в спасении человеческой культуры. "Я стал политиком,- рассказывал Гитлер в ночь с 25 на 26 января 1942 года в ставке "Вольфсшанце", - против своей воли. Политика для меня - это только средство достижения цели. Есть люди, которые считают, что мне трудно будет оставить эту деятельность. Нет! Это будет самый счастливый день моей жизни, когда я уйду из политики и оставлю за спиной все заботы, мучения и огорчения. Я сделаю это, как только после окончания войны решу свои политические задачи...Войны приходят и уходят. Единственное, что остается, это культурные ценности". 1
Вопреки щироко распространенному мнению об авторе этого труда как недоучившемся художнике, дослужившемся в первую мировую войну до чина ефрейтора и не получившем систематического образования, его биограф В.Майзер утверждает прямо обратное. Он подчеркивал незаурядные способности, таланты и трудолюбие А.Гитлера в деле самообразования, позволившие ему стать не только политическим, но и идейным вождём национал-социалистического движения. "Самые видные руководители НСДАП, - пишет он, - Гесс, Геринг, Эссер, Штрайхер, Розенберг, фон Шойбнер-Рихтер, Людекке, Аман, Рем и Франк - с самого начала были не учителями, а всего лишь учениками Гитлера". 2
Совершенно очевидно, что Гитлер в своем труде явно опирается на предшествующую идеологическую традицию, прежде всего идеи А. Шопенгауэра и Ф.Ницше. Это проявляется в его представлениях о вырождении культуры и человечества, о глубоком кризисе и ослаблении самих корней жизни, жизненных инстинктов, силы воли, о призвании "благородной расы" в деле спасения культуры и утверждении "морали господ", стоящей выше обыденных представлений о человеке и человечности. Однако он не ограничивается только философско-культурологическом анализом, постоянно проецируя его на социальную реальность и высказывая собственные идеи относительно причин упадка культуры и способов его преодоления. При этом он разрабатывает целую программу практических политических, организационных и культурных направлений деятельности своей партии.
Интересно, что Гитлер нигде особенно не задевает христианскую религию и церковь, чем рьяно занимался Ницше. По сути дела он просто отодвигает их в сторону, стремясь объяснить религиозным деятелям, "что их царство не от мира сего" и заявляя: " Я не занимаюсь догматами веры, но и не потерплю, чтобы священник занимался земными делами".3
Гитлер находит более земные причины угнетенного состояния германского народа, который призван, по его мнению, самим Богом к руководству человечеством, а также указывает на реальных врагов на пути спасения человечества и культуры.
В первой части своего труда "Расплата" автор констатирует невыносимую ситуацию вырождения, упадка и медленной гибели германской нации, являющейся подлинным творцом всего культурного прогресса Европы и ведущей свое происхождение от благородных прародителей всей индоевропейской расы - ариев. Если арийцы - подлинные творцы и создатели культуры, изобретающие и открывающие ее пути, то остальные народы в лучшем случае ее носители и пользователи, а в худшем - разрушители.4
Весь этот упадок культуры, по Гитлеру, есть расплата за ослабление инстинкта жизни, за постигшую немецкую нацию "внутреннюю гнилость и трухлявость".
В качестве внешних видимых причин поражения Германии и ее культурного вырождения он видит засилье в германской экономике мирового финансового капитала, господство мировой плутократии, или как сказали бы теперь, процессы мировой глобализации. Эти процессы приводят к разорению немецких хозяйств, к массовой безработице и пауперизации населения, к социальному расслоению и взаимному озлоблению и ненависти внутри немецкой нации, к ее духовной деградации.
Германия оказалась зажатой и стиснутой между странами западной демократии и русским большевизмом, что поставило под вопрос ее будущее выживание и выполнение всемирно-исторической миссии - установлению "нового порядка".
Гитлер красочно описывает все бедствия, выпавшие на долю Германии в послевоенном мире и неправильную политику немецкого государства, лишь усугубляющую их. Это прежде всего зависимость от мирового капитала, осуществляющаяся через ликвидация личной частной собственности и насаждение акционерной, через биржи и банки, через бесконтрольное распространение торгашеских отношений, власти денег и всеобщей продажности. Это ослабление монархического единовластия и насаждение парламентской демократии с ее постоянными дискуссиями, разногласиями и неспособностью к решительным действиям, что делает ее "безответственностью в чистом виде"5. Это распространение в духовной культуре демократических "свобод" и идеологии либерализма, просвещения с их идеями толерантности и веротерпимости, морального релятивизма и скептицизма.
Под бесконтрольным воздействием печати, литературы, искусства происходит процесс разложения "немецкого духа" и единства немецкой нации, подрывается уважение к ее историческому призванию, оплевывается
"самое могущественное орудие немецкого народа в его борьбе за свободу и пропитание его детей"6 - её армия. "Свободная пресса" прививает неуважение к "самому лучшему в мире" немецкому государственному аппарату, который, к сожалению, подвергается действительной порче вследствие многопартийности и коррумпированности. "Новаторское" современное искусство через "сумасшедшие фантазии погибших людей" пропагандирует пошлость и разврат, "грязь и гадость", отравляя моральным ядом здоровье нации.
В области образования господствует губительное наследие просветительства, которое делает людей многознающими, но не способными на проявление воли и характера, физически негодными на несокрушимое действие.
В основе же всего распада, - и тут автор делает главное открытие, ставшее впоследствие квинтэссенцией всей нацистской идеологии, - лежат "грехи против крови и расы, являющиеся самыми страшными грехами на этом свете"7, обрекающие предающиеся им нации на гибель. "Всё развитие культуры обусловливается прежде всего расой...главной задачей государства поэтому должно являться сохранение расы, улучшение расы".8
Законом природы объявляет Гитлер задачу сохранения расовой чистоты, которая только и может обеспечить восходящее развитие человеческих способностей к творчеству культурных ценностей, в то время как скрещивание рас ведёт к их деградации, физическому и умственному регрессу.
"В онегритянившемся мире ублюдков все человеческие понятия о прекрасном и возвышенном, все человеческие представления об идеальном будущем были бы навсегда потеряны",9- пишет он, считая дикостью буржуазную практику смешения национальности с гражданством. Китаец или негр никогда не превратятся в германцев, даже если научатся говорить по немецки, будут платить налоги и голосовать за буржуазные партии, ибо это не "германизация" населения, а его реальная "дегерманизация", потому что это не что иное, как действительный процесс разжижения и уничтожения германской расы и крови.
Выступая предтечей современной критики политики "открытых дверей" и "прав человека" в западных странах, ставшими многонациональными и поликонфессиональными и породившими расовые, национальные и религиозные противоречия в культуре, Гитлер указывает на Францию. Для него это пример того, как под воздействием сильнейших деструктивных влияний смешения наций и конфессий сложилась ситуация, при которой "скоро можно будет уже говорить о возникновении нового африканского государства на европейской территории".10
Целью же правильной политики, считает автор, является "сохранение народного начала", укрепление его способности к решительной самоотверженной борьбе за выживание, к утверждению в жизни силой и могуществом. Для трусливых народов нет места на земле, утверждает Гитлер, полагая, что только сильные, сплочённые и вдохновленные народы смогут очистить на земле место для своего выживания и развития. В основе этого стремления к расширению территорий, к культурной экспансии лежит инстинкт выживания и самосохранения, который противостоит так называемой "человечности". "Гуманизм", "человечность" есть лишь "выражение чего-то среднего между глупостью, трусостью и самомнением. Человечество стало великим в вечной борьбе - человечество погибнет при существовании вечного мира". 11
При этом " во время войны наиболее гуманным является - как можно скорее расправиться с врагом. Чем беспощаднее мы воюем, тем быстрее кончится война"12. Вообще гуманизм и пацифизм уместны лишь после завоевания мира высшей расой и установления "нового порядка".
Считая главной задачей культуры "сохранение расовых основ человечества", чистота которых в свою очередь только и может обеспечить, культурный прогресс, Гитлер провозглашает задачу своего движения - "помогать победе лучшей, более сильной расы, которая должна подчинить себе худшую и более слабую расу".13
Естественно, что таковой он считал именно немецкую нацию, возрождение которой он видел на путях преодоления главного недостатка современного государства - "непонимания важности расовой проблемы" и необходимости решения вопроса "об оздоровлении нашего национального инстинкта самосохранения".
Поэтому начинать надо с создания "чисто германского государства, действительно представляющего германскую нацию",14 только и способного всеми средствами обеспечить главное условие выживания и подъёма нации - чистоту крови и расы.
Главными врагами на этом пути Гитлер посчитал евреев - народ, не имеющий собственной территории, государства, культуры и искусства, притворяющийся некой религиозной общностью, но на самом деле паразитирующий на достижениях культуры других народов, мимикрирующий под представителей других наций.
Уже в 1919 году при вступлении в Немецкую рабочую партию Гитлер написал "исследование" по еврейскому вопросу, где утверждал, что "еврейство представляет собой безусловно расу, а не религиозное сообщество...налицо факт, что среди нас живет не немецкая, а чужая раса, которая не хочет и не может пожертвовать своими расовыми особенностями, отказаться от своих чувств, мыслей и стремлений и которая тем не менее имеет в политическом плане те же права, что и мы".15
Что же это за особенные чувства, мысли и стремления, которые вызывают такое возмущение Гитлера?
Это сосредоточенность на чисто материальных вещах, которые, - пишет Гитлер, - "по нашим понятиям, не могут быть высшей целью. Ценность каждого человека определяется уже не его характером, не значением его достижений для общества, а исключительно величиной его состояния...Величие нации измеряется уже не по сумме её моральных и духовных сил, а только по богатству её материальных ресурсов. Из этих чувств вырастают те мысли и стремления к деньгам и к защищающей эти деньги власти, которые заставляют еврея выбирать любые средства для достижения этих целей и безжалостно пользоваться ими"16.
Поэтому его власть - "это власть денег, которая с помощью процентов бесконечно умножается в его руках...Всё, что заставляет человека стремиться к высшим идеалам - будь то религия, социализм или демократия, - превращается для него в средство, чтобы удовлетворить свою алчность к деньгам и власти"17.
Отсюда спасение высших идеальных ценностей культуры предполагает, как считал Гитлер ещё в 1919 году, "полное удаление всех евреев"17, или, как он выразился в 1941 году - "окончательное решение еврейского вопроса".
Главное искусство, которым евреи овладели в совершенстве, считает он, - это быть "виртуозами лжи", ловкими мошенниками, торговцами, финансистами, ростовщиками, - вообще людьми, способными втереться в доверие и сделаться нужными верхушке любой нации, подчиняя её себе и употребляя в своих целях.
Основной их целью является мировое господство и подчинение других народов, но достигается они не в открытой борьбе, а исподволь, разлагая другие нации изнутри. Ведь у них "хватает наглости" притворяться другими нациями, становиться "немцами", "англичанами", "французами"!
Но кровь-то их как была, так и осталась чужой, обусловливая особенности их подлинной культуры поведения - жадного, эгоистичного, расчётливого, мелочного и злобного, тщательно маскируемого внешним радушием и благочестием. Они, по мнению Гитлера, не способны ни к чему благородному, великому, самоотверженному, что отличает креативные в культурном отношении нации. Даже их сплочённость и взаимопомощь могут
существовать лишь при наличии угрозы, опасности или соблазна общей добычи. Одни на этом свете они скоро задохнулись бы в собственной мерзости и самоистреблении, ибо их жизнь - это всегда есть жизнь "себе
на уме".
Сначала они стремились добиться своих целей через торговлю и деньги и, значительно преуспев в этом, теперь используют политику и идеологию демократии и либерализма, гражданских прав и свобод, интернационализма и веротерпимости, лишь бы только подорвать расовые и национальные перегородки, ослабить жизненные силы нации и её культурную самоидентификацию. Опираясь на силу финансового капитала, на полученные льготы и привилегии, которые им жалуют стоящие у власти предатели всякой нации, евреи образуют самое ядро мировой плутократии, направляя ход мировой истории в своих интересах.
Они проникли всюду, возглавили политические партии рабочих, профсоюзы и другие общественные организации, используя их прежде всего для разжигания самых низменных страстей и классовой ненависти между хозяевами и рабочими, натравливая их при помощи лжи и клеветы друг на друга и разрушая этим единство национальной культуры и чужое для них отечество.
"Самым страшным примером в этом отношении является Россия, где евреи в своей фанатичной дикости погубили тридцать миллионов человек"18, воспользовавшись для этого теорией марксизма, этого "исчадия преступного мозга", и практикой русского большевизма, который есть "только новая, свойственная ХХ веку попытка евреев достигнуть мирового господства"19
Поэтому борьба с ними должна вестись не на жизнь, а на смерть, ведь "евреи держат за горло все народы мира, и только силой меча можно заставить эту руку убраться от горла"20,- объявляет автор свой крестовый поход.
Для укрепления национального и культурного единства, предотвращения классового раскола и примирения сословий Гитлер требует от государства проводить политику давления на предпринимателей, вынуждающую их идти на уступки справедливым требованиям рабочих, в которых он видел "главный ресурс". Он призывает национал-социалистическое движение опереться на "людей труда", не забывая при этом бороться за повышение их жизненного уровня, но и не давая "крикунам" из профсоюзов и других партий увлечь трудящихся непомерными требованиями, способными лишь разорить налаженное дело. Только так возможна подготовка к сплочению нации "в единой воле к борьбе".
Если евреи основывали своё господство на сломе национального государства, то каждый немец обязан любить свое государство и служить ему. Это возможно лишь в подлинно национальном государстве, где нет враждебных классов, где хозяева и трудящиеся, служащие и лица свободных профессий в равной степени являются слугами народа и должны в меру сил работать на благо нации и государства.
Таким образом, именно национальное государство, базирующееся на принципах чистоты крови и расы, должно обеспечить культурное единство нации, её творческий исторический потенциал. В таком государстве нет места либеральной демократической болтовне, и хотя представительные органы здесь сохранены, все они вплоть до парламента имеют лишь совещательное значение, когда решение принимает вождь, а не некомпетентное большинство. В отличие от ведущей к вырождению демократической политической культуры здесь господствует принцип "власть каждого вождя сверху донизу и ответственность перед вождём снизу вверх"21, что обеспечивает концентрацию национальной воли, её целеустремленность и действенность.
Разумеется, в национальном государстве не должно быть раздирающей его многопартийности, и наоборот, должна существовать высокая культура
селекции и выдвижения ярких личностей, лучших " сынов народа", наверх для руководства, принятия ими на себя всей полноты власти и ответственности за её использование.
Отсюда преувеличенное внимание к воспитанию сильных личностей, способных брать на себя ответственность за великие решения и мужественные поступки. Всё общество должно "представлять собой воплощенное стремление поставить личность над массой, то есть подчинить массу личности"22
"Раса и личность - вот главные факторы нашего мировоззрения"23.
Гитлер намечает целую систему мер по возвеличиванию личности, начиная, естественно, с расовой селекции, государственной гарантии чистоты брака, и доводя их до воспитания физически здорового, закалённого поколения, у которого духовное воспитание в первую очередь направлено на развитие воли и силы духа, а уж затем образования и знания.
Мальчиков с детства нужно воспитывать как солдат, а девочек - как будущих матерей. В их характере необходимо культивировать идеализм и романтизм возвышенных идеалов, самоотверженность и готовность к беззаветному служению во имя расы, нации, родины и её вождя. Именно соперничество между личностями в силе воли, мужестве, решимости, преданности возвышенным идеалам, в высоком чувстве ответственности служит основанием для отбора и селекции лучших, способных руководить и вести за собой.
В воспитании народа Гитлер огромную роль отводил деятелям культуры и искусства, которые должны были своим искусством служить идеологии национального немецкого государства посредством воплощения и изображения "вечных" законов природы, каковыми он считал беспощадную борьбу, неприкрытое насилие и последовательную жестокость.
Намеченная программа дополняется автором детально разработанной теорией пропаганды и агитации в духе провозглашаемых им идей, демонстрирующая выдающиеся способности автора в искусстве возглавлять, вдохновлять и направлять массы людей. Задолго до доктора Геббельса, Гитлер выступил величайшим мастером пропагандистской работы, призывая обращаться не к разуму, а к чувствам толпы, используя главный закон пропаганды: "Всякая пропаганда обязательно должна ограничиваться лишь немногими идеями, но зато повторять их бесконечно" 24.
Неудивительно, что эти идеи нашли питательную почву в разорённой и униженной, но остающейся одной из величайших в мире наций. Они вызвали огромный подъём и воодушевление в народе, сумевшем в исторически короткие сроки восстановить экономику, государство, военную машину и развязать самую жестокую и масштабную войну против всего мира.
Весь мир убедился, как опасны идеи расового и национального превосходства, величия собственной культуры перед другими культурами и цивилизациями, как далеко могут завести представления об исключительности и мессианском характере своей культурно-исторической миссии в жизни человечества. Стало очевидным, что нельзя оставлять великие народы в униженном и безвыходном положении, когда уязвлённая национальная гордость и патриотизм могут легко превращаться в самый крайний и оголтелый национализм и шовинизм.
Более того, одним из уроков произошедшей трагедии можно считать то, что всякая культурная отсталость и больших, и малых народов опасны не в меньшей степени для благополучных народов, чем для самих аутсайдеров. Ибо она провоцирует социальную напряжённость, социальную зависть, ненависть, которая обязательно выплеснется в агрессии со стороны аутсайдеров.
Поэтому цивилизованное человечество крайне заинтересовано в преодолении культурной отсталости, в выравнивании социального развития, которое возможно только на путях взаимодействия и сотрудничества. Серьёзным уроком для человечества стало выявление сущностной связи между национализмом и тоталитарными тенденциями в общественном устройстве. Не менее поучительными являются последствия превознесения и противопоставления им героической личности массе посредственностей, которые формируются на конвейере.
Можно поэтому считать национал-социалистический опыт культурного строительства трагическим экспериментом человечества, выявившим тупиковые и смертельно опасные для человечества пути.