Даосоизм - религия, сложившаяся в Китае во 2 - 3 веке новой эры на основе философского учения о "дао", возникшего в 6 - 5 веке до н.э.. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы ( Ли-Боянь, род. в 604 г. до н. э.), а виднейшим его представителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей. Это трактат "Лао-цзы", который более известен под названием "Дао дэ дзин"( "Книга о пути и силе") и "Чжуан цзы".
Основным понятием даосизма является "путь" ("дао"), толкуемое как основа, закон, порядок вечного изменения мира и людей. Этот "путь" не зависит ни от богов, ни от человека и невыразим в словах, но предполагает "естественность" процесса изменения всего сущего. Являясь первоосновой и закономерностью бытия всего сущего, "дао" выступает в даосизме субстанцией-основой и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. "Дао" присутствует во всём, но не исчерпывается ничем единичным, не познаётся разумом и не выражается в словах. "Дао" также рассматривается как порождающее начало всего сущего и синоним единого мирового целого.
"Дао" присуща благая сила - "дэ" ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причём формы проявления - действующие субъекты рассматриваются как воплощение "дао".
Важнейшими принципами даосизма являются также "цзы жань" ("самоестественность", "спонтанность") и "увэй" ("неотклонение от пути", "недеяние"). Первый из них дословно означает то, что само по себе таково, каково оно есть. Это означает, что дао абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования "дао", т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с "дао" (природой) человека, а в макрокосме - с "дао" Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен "следовать вещам". Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы "плыть по течению в нужном направлении". Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет "мягкому побеждать твердое" и "слабому превозмогать сильного". Всякое же действие, противоречащее "дао", означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом - для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее имманентным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий "дао", не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. "Мудрый говорит себе: я освобождаюсь от стремления совершать (принцип "увэй",- В.К.),- и люди сами собой меняются к лучшему; я стремлюсь к тишине и покою, и люди сами собой приходят к порядку; я не ведаю делами управления, а люди сами по себе обретают достаток",- говорится в 57 стихе книги "Лао-цзы". Позднее под влиянием буддизма принцип "увэй" стал всё больше трактоваться как вообще отказ от активной внешней деятельности, как пассивность, компенсируемая внутренним усилием духа.
Как религиозная система даосизм сформировался в 2 веке н.э. как синтез типологически близких учений Лао-цзы и Чжуан-цзы, усилившего мистическое истолкование "дао" и принципа "увэй", философских школ натурфилософов, верований шаманов, практики магов и доктрины "бессмертных святых". Постепенно сформировался и культ обожествления Лао-цзы.
Во 2-3 вв. под влиянием буддизма в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психоделических методов созерцательной медитации. Основное внимание начинает уделяться приемам внутреннего самосовершенствования. Эта тенденция приводит к появлению в 12 в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которой - школа "Пути совершенной истины" становится ведущим даосским направлением и остается таковым вплоть до настоящего времени. Основное внимание эта школа уделяет нравственному совершенствованию и даосской практике созерцания. Основной целью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижение бессмертия . Учение о бессмертии предполагает, что последователь даосизма, посредством определенной практики, включающей в себя гимнастические и дыхательные упражнения, правила половой гигиены, медитацию и алхимию может достичь не только духовного, но и физического бессмертия, а также развить в себе сверхъестественную силу и способности. Поскольку даосизм отрицает бессмертие души, отделенной от тела и рассматривает человека в качестве целостного психофизического существа данная доктрина предполагала два аспекта религиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательные упражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация). Так как источником жизни в даосизме считается "дао", то и само бессмертие рассматривается как достижение полного единства с ним. Из всех методов обретения бессмертия наиболее важным считается алхимия. Даосская традиция выделяет два типа алхимии: "внешнюю" и "внутреннюю". "Внешняя" алхимия основана на вере в возможность создания эликсира бессмертия или путем производства "искусственного золота", или путем создания эликсира из киновари и ее соединения с другими веществами. "Внутренняя" алхимия, исходя из тезиса о подобии микро- и макрокосма, человеческого тела и Вселенной, считает возможным создать эликсир бессмертия в самом организме из его соков и тонких энергий ("ци", "цзин", "шэнь") посредством психофизических упражнений и созерцания. При этом было разработано оригинальное учение о строении человеческого организма, в основе которого лежит концепция "каналов" ("цзин"), по которым "ци" циркулирует по телу, и так называемых "киноварных полей" ("дань тянь") - своеобразных резервуарах и средоточиях "ци". Постепенно "внутренняя" алхимия вытеснила "внешнюю", которая, начиная с позднего средневековья, стала восприниматься как ложная.
К 10 - 12 векам в Китае существовало уже множество постоянно возникающих и распадающихся даосских сект. Господствующий класс в целом игнорировал даосизм, хотя в отдельные периоды существовали попытки провозгласить его государственной религией, возводить даосские храмы и делать обязательным изучение "Дао дэ дзин".
К XIII в. религиозный даосизм уже располагал сформировавшимся институтом священнослужителей, готовивших себе смену, детально разработанной системой обрядов, каноническими книгами и пантеоном многочисленных божеств, обладающих различной степенью могущества. При этом единой централизованной структуры, которая могла бы осуществлять верховное руководство всеми общинами, в даосизме так и не возникло.
Даосское духовенство подразделялось на две основные категории. К первой из них, высшей, относились даосские монахи. Они жили при больших монастырях (являвшихся, как правило, духовным центром одной из даосских школ или сект, но организационно считавшихся самостоятельными), имели хорошее образование и посвящали свою жизнь медитации и изучению канонических трактатов, создавая большие библиотеки и коллекции рукописей. Они соблюдали строгое безбрачие, как правило, были вегетерианцами и отличались от мирян внешним видом. Под руководством монахов при монастырях проходили курс обучения проповедники, маги, врачеватели и гадатели, составлявшие вторую, низшую категорию даосского духовенства - его практиков. Получив необходимые знания в монастыре, священнослужители-практики разъезжались по стране и выполняли свои обязанности (гадания, предсказания, врачевание, призвание и изгнание духов и другие обряды) в местных общинах. Они обзаводились семьями и жили так же, как и окружающие их миряне, от которых они не отличались ни одеждой, ни внешним видом. По традиции, перед совершением того или иного обряда даосский священнослужитель должен медитировать, соблюдать половое воздержание, а также не употреблять спиртных напитков и пряной пищи. После нескольких месяцев такой подготовки его тело "заряжается" силой звезд, которую он посредством обрядовых песнопений и телодвижений может передавать на землю. И только получив заряд такой энергии, священнослужитель может изгонять злых духов, лечить болезни и обновлять жизненные силы и плодородие земли в той общине, которая заказывает соответствующий обряд. Даосский культ природы и учение о бессмертии оказали сильнейшее влияние на различные сферы материальной и духовной культуры Китая: науку (медицину и химию, уровень которой позволил сделать такие выдающиеся изобретения, как бумага и порох), искусство и литературу. Культ природы также сыграл огромную роль и в развитии китайской пейзажной живописи.
Последователи различных направлений и сект даосизма выдвигали несходные принципы благочестия и образа жизни, но сходились в признании пяти заповедей и десяти добродетелей. Пять заповедей весьма напоминают выдержку из христианских "десяти заповедей", что демонстрирует их общечеловеческое содержание: не убивай, не лги, не пей вина, не воруй, не прелюбодействуй. Десять добродетелей отражают обычаи и традиции общинно-патриархального уклада Китая и характерный для даосизма культ природы, гармонии и порядка. Это сыновний долг, верность к старшим, любовь, терпение, увещевание против злых деяний, самопожертвование, разведение животных и посадка деревьев, постройка дорог и колодцев, просвещение неразумных, чтение священных книг и соблюдение церемоний.
Наряду с этим нравственным кодексом даосизм включал множество всяческих суеверий и предрассудков, что характерно для стран с традиционным укладом жизни (гадания, заклинания, знахарство, призывания "добрых духов" и "изгнание злых", колдовство и алхимия).
Начиная с позднего средневековья влияние даосизма стало ослабевать, и он постепенно стал вытесняться другими религиями. В настоящее время его влияние в современном Китае невелико.