Народные костюмы води украшались клинообразными вставками, что дало повод отдельным исследователям выводить от них название народа. Я считаю маловероятным вариант, при котором деталь одежды могла бы дать название народу. Возможно, эта особенность одежды и название народа порождены общей первопричиной. Д.В.Бубрих считал, что название народу всегда даётся его соседями. Поскольку водь образовалась при вхождении в земли древних саамов, довольно вероятно было получить этноним именно от них.
Также интересен тот факт, что в элементах костюмов саамов, а также в оформлении люлек, оленьей упряжи также присутствуют треугольные символы.[74]
Шведский исследователь Иоанн Шеффер в XVII веке зафиксировал важную для нас особенность духовной культуры лопарей. Шеффер в своей книге "Лаппония" сообщает, что кроме трёх главных богов (Тора, Сторюнкара и Бога Солнца) лапландцы почитают и множество мелких, которых они называют сейтами. Исключение составляет лишь одно божество, именуемое лапландцами Виру Акха. По мнению Шеффера, это тот самый бог, о котором Олаф Петерсон Ниурений писал: "У кемских лопарей есть бог Виресака, который имеет человеческое лицо на вершине обрубленного дерева." Кемские и торнеоские лопари называют его также Вирка и Виру Акка. Это был единственный бог, носивший специальное имя и являвшийся объектом поклонения торнеоских лопарей.[75]
Виру Акка в переводе с карельского означает старуха из Эстонии.
Итак, при огромном расстоянии между нынешними местами проживания води и саамов, некоторые необычные этнографические детали и ключевые моменты истории являются для них общими.
[74] Косменко А.П., Традиционный орнамент финноязычных народов северо-западной России. Страницы 26, 27, 35, 38 - 41, 45.
[75] Иоанн Шеффер, "Лапландия", Глава IX. О некоторых пережитках язычества у лопарей.