Конкурс Критики : другие произведения.

Произведение 13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


  
   Автор данного произведения Ахмадулина Белла
  
  

ПОСВЯЩЕНИЕ ДАМАМ И ГОСПОДАМ, ЗАПЕЧАТЛЕННЫМ ФОТОГРАФОМ ЛЕТОМ 1913 ГОДА В Н-ской ГУБЕРНИИ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

     
     

Уходит жизнь - уж так заведено, -

Уходит с каждым днём неудержимо.

И прошлое ко мне непримиримо,

И то, что есть, и то, что суждено.

Петрарка

Сонет CCLXXII

...Над вымыслом слезами обольюсь...

Пушкин

     
      Кто бы они ни были, им остается ровно год: для непрестанных празднеств и торжеств, фейерверков, кавалькад, балов-аллегри, музыкальных вечеров, любительских спектаклей и для любви, конечно, для любви, как всегда -- особенной и роковой, как никогда -- особенной и роковой в то лето крайнего и последнего благоденствия. Ясные сухие погоды перемежались краткими грозами, вольное электричество гуляло в воздухе, но они уже привыкли знать, что оно, вопреки Зевсу и Юпитеру, укрощено Эдисоном для свечения матовых лампионов, блеска витрин, услужливости лифтов и еще каких-то моторов и механизмов. И есть громоотвод. Однако вскоре, 20 июля, в день Илии пророка, так полыхнет и громыхнет, что кто-то, в шутку, перекрестится и скажет, как нянька говаривала: "Не из всякой тучи гром, а и грянул -- не про нас. С нами Царица Небесная!" Радуги строились и разрушались над церковью на холме. Но оставались другие, более прочные, как барыням казалось: в хрустале бокалов и люстр, в скромных алмазных подвесках. Тихий предпогожий закат омрачался вмешательством знаков и фигур, раздражительно менявших очертания, словно писавший черным по алому, отчаивался, ужасался непонятливости этих групп и сборищ внизу. Солнце - вдруг навсегда? - быстро уходило за дальнюю хвою. Граммофон самовольно провожал его арией Каварадосси: "И вот я умираю... Ах, никогда я так не жаждал жизни!" В деревянное основание поющего устройства был привнесен ме дальон с изображением Льва Толстого. Трех лет не прошло, как умер великий мучительный человек, они уже освоились с грандиозностью его ухода прочь, без гнета его постоянного назидания и укора втайне им полегчало, но и страшно становилось от покинутости им на беспризорную свободу. Впрочем, все было хорошо и прекрасно - как никогда прежде и потом.
      Действующие лица помещены в Н-ской губернии, но воображение льнет к близости Петербурга, соотнося сосны, березы, молодой ельник, туалеты дам, осанку кавалеров и вольное усмотрение сочинителя. Это был доброкачественный, добропорядочный, двояко отчетливый круг: средне-высший, статско-военный, замкнуто-широкий. Знали бы они, что семьдесят семь лет спустя кто-то войдет в их круг через увеличительное стекло, чтобы любить их, любоваться ими, скрывать от них обреченность всего, что кажется им незыблемым, неотъемлемым, необоримым.
      Нечего каркать, у них впереди - целый год, даже больше года, это чудное лето молодо-зелено, у меня же, для соседства с ними, -- минувший день, иссякающая ночь, они могут медлить, я спешу. Они медлят, я спешу, но и следующая, нынешняя, ночь на исходе. Значит ли что-нибудь для них, что я прихожусь им незримым сторожем с неслышимой колотушкой, упасающим их покой? Но это у меня осень и ночь под утро, у них -- летний полдень, они все так же покойны и беспечны. Я прижилась к ним, я знаю о них больше, чем они, не проболтаться бы ни им, ни Вам. Кое-что все же можно сказать, не нарушив щепетильных правил.
      Молодая дама и офицер разделены деревом, наглядной чертой невидимых препон, но осязаемый пунктир пульсирует между ними, съединяя их в остановленном мгновении, сохранном поныне. Только они смотрят в объектив, только для них это важно. Через минуту они встанут и пойдут по аллее. Она откроет и закроет зонтик. Спросит: - Когда Вы едете? - Завтра. - Новое назначение благоприятно? - В известном Вам смысле. И в том смысле, что везде одно и то же. - Вот как? - Я хотел сказать: для меня, во мне.
      Он смотрит на анютины глазки, приколотые к атласному поясу белого платья. В его сапогах отражается свет, на лице лежит тень, в значение которой она будет бессмысленно вчитываться в декабре следующего года. Привычный уже заголовок газетных сообщений, предшествующий списку убитых и раненых, покажется несообразным, непонятным:
      "С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ".
      Горничная подумает, что барыня сделалась похожа на слабоумную кухаркину девочку. А она все будет повторять про себя: - Откуда? Ах, да, с театра. Но что за театр такой? Действий, разумеется. Зачем, каких? Военных. С театра. Военных. Действий.
      Зато он никогда не узнает, и дико, несусветно, безобразно было бы жить и знать, что через малое страшное время от всей ее прелести и гордыни останется обрывок тюля, осколки зеркал, букет анютиных глазок, раздавленный пьяным подкованным каблуком. Но я - автор сочинения - не хочу, не позволю. Пусть не год, не лето, но целый тот день еще принадлежит им, их силуэты еще видны в бесконечной аллее, и теперь видны.
      Я привыкла ко всем участникам фотографического сюжета, привязалась к полным дамам в брюссельских кружевах, даже к той, в шляпе с высоким эспри, делающей кому-то ручкой, пока изящный ироничный офицер, всеобщий и мой любимец, поднимает и преподносит оброненный платок. Он видим нам во всю свою складную долговязость, умеющую умерять глиссаду вальса, преломляться в колене, безукоризненно облекать бока обожаемой лошади. С какой стати мне отпустить его в близкую погибель? Пусть на той же пиршественной лужайке выпьет веселого вина, перемолвится словом с приятелем, тем, с меланхолическими глазами и усами, тайком посвященными Лермонтову, чем и был дразним.
      Я не стану смущать милую супругу высокопоставленного лица, застенчиво позирующую в велосипедной упряжке. Она известна чистотой религиозных чувств и благотворительной деятельностью, ее тяготит богатство, и напрасно, вскоре она совершенно искупит его греховность.
      Трое скептических офицеров отвлечены от вина фотографом, один, еще не раскуривший сигару, раздражен докучливой помехой. Не говорить же им до времени, что они проиграют войну. Жизнь - что? - она заведомо посвящена России, но и Россию они проиграют. Или нет?
      При снисходительности офицера в белом кителе, скрытом неодобрении нижних чинов и любопытстве местных ребятишек дама неловко целится из винтовки. Пусть всегда пребывают в той же позиции, не зная, что они - сами мишень, уже взятая на прицел тем, кто не промахнется, хоть и стреляет хуже, чем они.
      Мне жаль прощаться с ними, но я оставляю их не на растерзание грядущему, а разгару лета и беспечного пикника, вблизи породистых вин и десерта, увенчанного ананасом.
      Еще не вечер, более года остается им до сараевского убийства и последующих событий. Я желаю им счастливого пиршества, драгоценных великих пустяков, из коих состоит выпуклая, живая, как бы бессмертная жизнь на снимках. Пусть здравствуют и благоденствуют, пока возможно. Безмолвно добавляю: Вечная память.
  
  
      1990
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"