Коновалов Сергей Владимирович : другие произведения.

Морские приключения: от рифового узла до ботиночного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


  
   Витя боролся со шнурками собственных ботинок. Шнурки отчаянно не хотели завязываться "в бантик" и все время норовили выскользнуть из рук. В конце-концов шнурки правого ботинка оказались намертво связаны странной формы узлом, который меньше всего напоминал бантик. А шнурки ботинка левого, Витя, уличив момент, когда улыбающийся старший брат Денис отвернулся, и вовсе просто засунул прямо в носок.
  
  -- Можно идти играть, - сказал Витя брату. - Ты обещал в пиратов.
  
   Посмотренный накануне мультфильм настолько понравился мальчику, что заснул он только после обещания брата поиграть с ним и его друзьями пиратов весь-весь день прямо с утра. Ведь брат - самый настоящий моряк, а значит это и не игра вовсе, а почти все взаправду.
  
  -- В пиратов, говоришь? - внимательно посмотрел на витины ботинки Денис. Потом присел на корточки, выдернул шнурки левого ботинка из носка, посмотрел на шнурки ботинка правого, почесал затылок.
  -- Давай договоримся так: если ты развязываешь свой узел, то я завязываю твои ботинки правильно и мы идем играть в пиратов так, как ты захочешь. Можешь стать капитаном брига и отдавать мне приказы. И я буду завязывать тебе шнурки каждое утро неделю. Нет, две недели. А если не развяжешь - мы часик поиграем в морских волков дома, но по моим правилам. Честное пиратское.
  
   Витя задумался. С одной стороны, у него были ботинки на липучках, подаренные мамой, яркие и красивые. Никаких шнурков вообще завязывать не приходится. С другой - капитан брига, старший брат, завязывающий ботинки младшему целых две недели подряд!
  
  -- Ладно - решился он. - Только без обмана.
  -- Я же сказал "честное пиратское" - Денис серьезно протянул руку для рукопожатия. Дерзай, покоритель морей и океанов. Каррамба.
  
   Витя пыхтел, сопел и даже повизгивал от разочарования, пытаясь развязать то, что он сам и завязал. В конце-концов, он кое-как вытащил ногу из зашнурованного ботинка и решительно поднес его ко рту, намереваясь пустить в ход зубы.
  
  -- Всё, хватит, - отобрал у мальчика обувь Денис. - Проиграл?
  
   Обиженный ребенок засопел, но кивнул.
  
  -- Это все узлы дурацкие. И зачем они нужны, если есть липучки? И ботинки эти твои... А ведь это ты мне эти ботинки привез - обиженно хрюкнул Витя, догадавшись, что его надули, схватил левый ботинок и кинулся в бой. - Так нечестно, - шутливо лупил он по ногам брата ботинком. - Так что я капитан брига и мы идем играть! А узлами пусть девчонки занимаются!
  
  -- А экзамен выдержишь на капитана брига, - не забывая парировать удары, смеялся Денис.
  -- Выдержу, - запыхавшийся Витя решительно положил ботинок на пол. - Это и будет игра в пиратов по твоим правилам, ведь так?
  -- Ну, почти - не стал спорить старший брат, развязывая так и не поддавшийся Вите узел. - У, накрутил-то! - восхищенно прищелкнул он языком, но тем не менее довольно быстро развязав бестолково связанные шнурки. - Все, оставим пока несчастные ботинки в покое, им и так досталось, пойдем в гостиную, я тебя экзаменовать буду.
  
   Забравшись с ногами в папино кресло, Витя с укоризной посмотрел на брата. Сейчас, наверное, думает, как какую-нибудь очередную каверзу придумать. А по виду и не скажешь. Вот как он так умеет?
  
  -- Итак, Витюш, экзамен. Ты - капитан брига. Настоящего пиратского парусника. Стоишь в тихой пиратской гавани маленького необитаемого острова. Тебе надо взять курс норррд - Денис настолько умело спародировал капитана пиратов из мультика, что Витя не выдержал и улыбнулся - норрд - вест. Какой это курс и как его определять я тебе потом расскажу. А сейчас - командуй.
  -- Поднять паруса! Отдать швартовы! - бодро отдал приказ Виктор, уже воображая себя капитаном.
  -- Капитан, тут какой-то узел! Мне его не развязать!
  -- Капитан, каким узлом крепить паруса к реям?
  -- Капитан, что нам делать капитан! Какие узлы вязать? Как развязывать завязанные?
  
   Старший брат пародировал то один, то другой голос, артистически заламывал руки.
  
  -- Капитан, на горизонте вражеское судно, а мы не можем поднять паруса!
  -- Черную метку капитану!
  -- Черную метку капитану!
  -- Ну что? - уже своим голосом произнес Денис. - По-прежнему считаешь, что узлы для девчонок?
  -- Так то особенные морские узлы, - растерялся Витя. - При чем тут какие-то ботинки? Разве ботиночный бантик морским узлом завязывают?
  -- А то! Я больше скажу, помнишь панно у бабы Веры в гостиной? Ну, макраме, ты еще с макаронами путал. Так вот это тоже самое что ни на есть морское занятие. Моряки придумали от нечего делать. Для них это вроде как развлечение было, они же эти узлы с огромной скоростью должны были уметь вязать и в любых условиях. Даже не очень сильный ветер - это же огромное количество завязанных и перевязанных узлов. Иногда надо уложиться даже не в минуты, а секунды. А ты ботинки завязать не можешь. Какой из тебя капитан брига?
  
   Мальчик недоуменно посмотрел на старшего брата, но тот, кажется, не шутил. Более того, достал из кармана 2 толстенькие такие веревочки.
  
  -- Ну что, капитан Виктор - имя, произнесенное с ударением на "о" звучало совершенно фантастически, начнем все сначала. И по-порядку. Ибо порядок на судне - это главное. Сейчас у тебя в руках самый настоящий обрезок конца с парусного судна "Виктория", нашей учебной яхты. Он по-прежнему пахнет солеными ветрами и дальними странствиями. Так что отнесись к нему со всем почтением. Витя машинально понюхал веревочку, которую брат зачем-то назвал концом. Пахнула она какой-то пластмассой.
  -- И что мы с ней будем делать?
  -- Как что? Тренироваться вязать морские узлы, конечно. Потом на ботинках потренируешься и можно на аборррдаж идти. Значит так, "ботиночный" узел "с одним бантиком" на судне будет носить гордое название "рифовый".
  
   Почему узел назвали "рифовым" Витя спросить побоялся, но само слово было знакомо еще по вчерашнему мультику, где эти самые рифы почему-то брали на парусах.
   - То есть, должен был носить, но потом девчонки все перепутали и стали на свой лад называть его "узел с одним бантиком", хотя откуда там на шнурках бантики? Ты видел? Вот и я не видел. К тому же, именно девчонки чаще всего завязывают его неправильно. Но мы же с тобой не девчонки? Мы пираты! Поэтому завязывать будем правильно, по-пиратски. Как ты думаешь, что главное для морского узла?
  -- Это легко. Чтобы держал крепко, - не задумываясь ответил Витя.
  -- Надежность, правильно. А еще?
  -- А больше ничего и не надо.
  -- Ой ли? Вспомни ботинок.
  -- Чтобы еще развязать было можно, - догадался мальчик.
  -- Вот! А в некоторых случаях, как я уже говорил, надо, чтобы узлы завязывались одним-двумя движениями и развязывались и вовсе только одним. Рифовыми узлами уменьшали и увеличивали площадь паруса, а значит уменьшали или увеличивали скорость парусника. Да-да, я в курсе, что вчера в мультике "брали рифы" не совсем для этого, - усмехнулся молодой моряк. - Видимо , этот момент в мультик тоже девчонка какая-то вставила. А потом, когда появилась мода на обувь со шнурками, оказалось, что узел идеально подходит и для их завязывания-развязывания. Дернул за веревочку - узел и развязался.
  -- А как они до этого ботинки зашнуровывали? Липучек-то не было еще, наверное?
  -- Липучек не было. Шнурков не было. Резинок, если тебе интересно, на обуви тоже не было. Вот как-то обходились пряжками-застежками, а то и вовсе деревянной обувью. Неудобно и мозоли натирает. К тому же, хорошая обувь стоила весьма недешево. Но это уже совсем другая история. Вернемся же к нашим эээ... - Денис смутился - веревкам. Давай, капитан, дерзай, переходим уже от теории к практике.
  
   Старший брат взял один конец веревки, которую он почему-то назвал концом. в правую руку, другой - в левую. Выглядел он при этом очень забавно. Как Витя посмотрел на него, еле удержался от того, чтобы хихикнуть, но потом так же серьезно повторил. Он еще не понял как это поможет ему научиться завязывать шнурки, но решил пока не задавать вопросов. Хм. А ведь если подумать, то получается, что оба веревочных конца - это как 2 конца одного шнурка, только не пропущенные через петли ботинок. Мальчик знал это, потому что сам, пусть и при некоторой помощи мамы, вставлял шнурки в ботиночные дырочки. Если бы у великанов были ботинки, то веревка, то есть, конец, вполне могла бы подойти ему под шнурок для них. Интересно, носят ли великаны ботинки? То есть, если бы великаны существовали, носили бы они ботинки? Как-то запутано получилось. Впрочем, все это можно уточнить и потом, тем более, что данной веревочки на шнурок для ботинка великана не хватит по длине.
  
  -- Я все понял - не дожидаясь объяснений от своего учителя, протараторил. - Два конца веревки - это как два конца одного шнурка, только между ними нет ботинка. И ноги, - подумав, решил добавить Витя. - И не надо смеяться над ребенком. Это не педоготично.
  -- А, ну если не педоготично, то не буду - улыбка на хитрющем лице стала еще больше. Наверное, говорить словами, значение которых еще не очень до конца понимаешь - не слишком правильно. Ведь всегда может оказаться, что ты все как-то не так понял.
  -- Но ты полностью прав. Рифовый узел можно завязать разными способами. И в разных ситуациях по-разному, но сейчас мы будем его завязывать так, как завязывают шнурки на ботинках. Теперь повторяй за мной. Правый конец заводим под левый. Решительнее, решительнее, вот так. Теперь слегка подзатянем образовавшееся колечко. Если его затянуть - получится узелок. Но нам это не надо. Нам надо, чтобы над узелком было достаточно шнура, чтобы продолжить с ним действовать. Если же ты завязываешь ботинок, то смело затягивай до конца. Почему? Потому-что ботиночные колечки не смогут дать затянуть его шнурок больше, чем требуется.
  
  -- А тут у нас ботинка нет - кивнул мальчик. Представив, что он завязывает шнурок на великанском ботинке, паренек приблизительно понял что к чему. - А дальше что?
  -- А дальше попробуй несколько раз проделать самостоятельно.
  -- Но это же очень просто.
  -- Ну, раз очень просто, тогда это займет у тебя несколько секунд. Кстати, узел так и называется - простой.
  
   Спустя 5 минут Витя уже перестал путаться в количестве "витков" и довольно уверенно делал простой узел. Конечно, помощь брата потребовалась еще несколько раз. Но теперь он вполне уверенно заводил правый конец шнура под левый и левый под правый, чтобы получить узел.
  
  -- Теперь, как ты выразился, "бантик". Хотя "бантик" - сухопутное слово. Кольцо, которое образовал простой узел нам не интересно. Интересны нам концы, которыми мы его завязали. Складываем один из них пополам. Да, один, - видя, что ученик хочет что-то сказать, мягко повторил Денис. - Потом сам поймешь почему.
  
  
  -- А теперь самое сложное для новичка. Считай, что вот эта петелька - это один двойной трос. И завязывай тот же самый простой узел. Но если ты заводил правый конец шнура под левый в первый раз, то во-второй - заводи левый под правый. И наоборот. Поэтому я и настоял, чтобы ты всегда делал простой узел одинаково. Когда поймешь как это работает окончательно - делай как удобнее, но пока проще запомнить так: сначала правый под левый, левый складываем пополам, все это - под правый. И запомни, сначала тебе будет довольно сложно понять где право-лево, так как концы-то оказываются то справа, то слева, поэтому ориентируйся по рукам. Одна рука у тебя всегда правая, а другая - всегда левая. Переплести руки так, чтобы они перепутались, даже ты не в состоянии. Ну а чтобы развязать, надо просто дернуть за конец шнура.
  
   Право-лево-лево право. Все было вроде бы просто. Но вот одна проблема. Вроде бы одинаково вяжешь узлы, но один вредный брат забраковывает, а при взгляде на другой согласно кивает. Впрочем, Витя и сам видел, что некоторые узлы выглядели как-то по-другому. Хотя и тот и тот развязывались одинаково.
  
  -- Правильно мыслишь - похвалил вопрос своего подопечного Денис. В принципе, для шнурков никакой разницы нет. Но узел-то сначала не для шнурков был предназначен. А для парусов. Завязанный шкотовый узел лучше держал нагрузку, его легче было развязать даже при сильном ветре. Поэтому у моряков второй узел считается "сухопутным". Но мы же в пиратов играем, не забыл? Так что учись сразу правильно, капитан. Да, кстати, можешь попробовать сложить не одну, а две петельки. И справа и слева. А дальше - все так же.
  
   Бантик получился почти моментально. И почти идеально. Мальчик уже видел разницу между "морским" способом завязывания и "сухопутным". Толстенькая веревочка позволяла заметить то, что было бы незаметно, практикуйся он на шнурках. Красоту "рифового" - Витя уже представлял, как будет хвастаться новым словечком перед друзьями - и некоторую несуразность его сухопутного варианта. Иногда, конечно, стороны еще путались, но брат сказал, что капитан Виктор уже понял разницу и дальше будет легче. А значит уже можно обуваться и идти к штурвалу брига на улицу.
  -- Если хочешь, то можешь взять кроссовки с липучками, - хитро предложил Денис.
  
   С одной стороны, Витя отчаянно боялся, что с ботиночными шнурками он что-то опять напутает, но публично признаться в собственном страхе было бы еще обиднее. Поэтому все-таки взял ботинки.
  -- Право под лево, сложить, лево под право, - пробормотал он, засовывая ноги в ботинки.
  
   В то, что узел получится с первого раза, мальчик не верил. Но узел получился. Вроде. Так, а если развязать? Робко дернул за один конец шнурка. Ничего. А за другой? Узел развязался. Витя гордо посмотрел на брата и повторил трюк с завязыванием-развязыванием узла сначала на одном ботинке, а потом на другом. Все получилось. Мальчик правда не мог быть до конца уверенным, что все завязанные узлы были настоящими морскими рифовыми. Возможно, даже наверняка, среди них затесалось несколько ботиночных. Не разглядишь же. Поэтому, с разрешения, он сунул свой кусок веревки в карман. Надо же и друзьям объяснить разницу. Капитан он или нет?
  
   Конечно, игра в пиратов пошла совсем не так, как Витя предполагал, ложась спать. Сначала он хвастался новыми знаниями, но потом, когда оказалось, что больше-то выучиться он ничему и не успел, все внимание ребятни переключилось на старшего брата, который показывал совершенно фантастические узлы, при этом, не только не забывая объяснять как и где может пригодиться тот или иной узел, но и шутить. Так что разделиться на два экипажа и начать морской бой удалось только спустя еще час времени и нескольких денисовых коронных фокусов с веревочкой.
  
  -- Каррамба! Матросы взять рифы, - кричал в полной уверенности, что теперь-то он знает что это такое Витя.
  
   Конечно, мальчик уже понимал, что все может оказаться не так просто как кажется, но все-таки хорошо, когда на улице хорошая погода, есть тот, что все расскажет и покажет. Да и с правильно завязанными шнурками ходить удобнее. И чего он раньше интересного видел в этих липучках? Они же такие скучные. Уже заходя в квартиру, младший брат взял у старшего слово научить его еще некоторым морским узлам, особенно тому, что вяжется одной рукой. Разумеется, капитан Виктор еще не знал того, что "беседочный" или по-сухопутному "спасательный" узел был показан не случайно.
  
   Самостоятельно развязанные шнурки и снятые ботинки говорили о том, что новые морские приключения с узлами ему вполне-вполне по плечу, а это значит... Впрочем, что это значит Витя додумать не успел, мама, вернувшаяся с работы, уже приготовила ужин и он только сейчас заметил, как проголодался. Пересказ всего того, что произошло за день подождет, сейчас надо мыть руки и идти кушать. А уже потом, когда с работы вернется и папа...
  
   remiron08@yandex.com
  
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"