|
|
||
Рассматривается, насколько соответствует действительности максима Екклесиаста 'что было, то и будет'. Показано, что библейские 10 Заповедей и 'Золотое правило' представляют собой правила, которые были сформулированы на основе исторического опыта и реализуются независимо от религиозных воззрений на физиологическом уровне |
Переписка Эйнштейна с М. Бессо // Эйнштейновский сборник 1977. М., 1980. С. 50
Кузьма Прутков
|
|
"Представьте себе людей, которые со дня своего рождения сидят в темной пещере лицом к стене. И вот за их спинами некие существа разжигают большой костер и устраивают праздничное шествие. Они несут на шестах разноцветные чучела птиц, рыб и зверей, рассыпая вокруг себя яркие цветы. Люди, сидящие в пещере, видят лишь тени участников шумного карнавала и, разговаривая между собой, делятся своими впечатлениями: "Смотри, тени смеются!" "Тени пляшут". "Тени чем-то расстроены..." Но если бы, эти люди могли обернуться и увидеть красочный, многогранный и необыкновенный мир, бушующий рядом с ними, то они бы тут же осознали, что их понятия о мироздании были крайне примитивны".
"С удивительной для него смелостью произносит Платон слова недоверия чувственному опыту: Вещи этого мира, который воспринимают наши чувства, не имеют истинного бытия; о них всегда можно сказать "будут", но никогда "есть". Они обладают только относительным бытием, они существуют только в целом и лишь через отношение друг к другу; отсюда их существование с равным правом можно назвать как бытием, так и небытием. Следовательно, они не могут быть также и объектами настоящего познания. Ибо познание относится к тому, что, будучи всегда постоянным, существует в себе и для себя, тогда как предметы опыта представляют лишь объект возбуждаемого чувством мнения. До тех пор, пока мы замыкаемся в пределах наших восприятий, мы уподобляемся людям, сидящим в темной пещере и связанным так крепко, что они не могут повернуть головы и увидеть что-либо, в то время как свет огня, находящегося позади, отбрасывает на стену перед их взорами теневые образы действительных вещей, которые, мелькая между ними и огнем, действительно являются самими собой, но только как тени на той стене. И ваша мудрость может быть сведена к тому, чтобы, исходя из последовательных опытов, предсказывать чередование этих теней".
Платон разрывает на две части представление о единстве мира: на представление о кажущемся мире и представление о мире идей, который единственно соответствует настоящей, вечной действительности
Библиотека антропософского движения
Мы умеем сказать с важным видом: "Так говорит Цицерон" или "таково
учение Платона о нравственности", или "вот подлинные слова Аристотеля". Ну,
а мы-то сами, что мы скажем от своего имени? Каковы наши собственные
суждения? Каковы наши поступки? А то ведь это мог бы сказать и попугай
Мишель Монтень. Опыты. Том 1.
Википедия,
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Энциклопедия "Символы, знаки, эмблемы".
Ямомото Цунэтомо
Лао Цзы
Станислав Лем, Разум, из книги "Мегабитовая бомба"
Юрий Ряшенцев
"Какою мерою даёте, такой воздастся вам"