Круговорот жизни. Уважаемый Софокл! Вы презираете "труд на благо своей мошны". Есть у Гегеля в "Феноменологии духа" текст, в котором он рассматривает добродетельное сознание и круговорот мировой жизни. Последний как раз олицетворяет борьбу и сотрудничество частных интересов людей, стремящихся в выполнению разных частных целей, и прежде всего цели набить мошну, разбогатеть. А первое выражает позицию некоего философа-моралиста, который стоит в гордой позе и презрительно смотрит на тех, кто там, внизу, в круговороте жизни, копошится, как червь.
Можно себе представить, что говорит этот моралист: "Несчастные, презренные, вы не знаете, что такое высокая нравственная цель, что такое благо человечества, что такое патриотизм. Тьфу на вас!" А круговорот работает, производит продукты питания, одежду, машины, воспитывает детей, лечит народ. И считает - о, ужас! - свой возможный и реальный заработок. Считает деньги, откладывает их про запас... И не реагирует на страдания моралиста. Но, вероятнее всего, он и не подозревает о его существовании. Моралист хочет исправить этот презренный мир, придумывает разные способы борьбы с ним. Если у него с исправлением ничего не выходит, он нервничает, злится, теряет равновесие. Один уходит в террористы, другого настигает инфаркт, а третий, умный философ-моралист, садится за стол, (ныне за компьютер) и начинает строчить, строчить. Чтобы вылить свое возмущение и опубликовать.
Побеждает, естественно, круговорот жизни, потому что он силен и вездесущ. Послушаем, однако Гегеля: "Таким образом, круговорот жизни оказывается победителем во всем том, что добродетель предпринимает против него в противоположность ему... Он побеждает пышные речи о благе человечества, о притеснении его, о жертвах в пользу добра, о злоупотреблении дарами. Подобные идеальные сущности и цели в общем оказываются пустыми словами, которые возвышают сердце, но оставляют разум пустым, назидают, но ничего не созидают... В просвещении нашего века ничтожество этой болтовни, по-видимому, бессознательно уже обнаружилось, так как всевозможные приемы таких ораторов утратили всякий интерес, и эта утрата выражается в том, что они вызывают лишь скуку".
И Маркса этот круговорот жизни не устроил. И Ленина, и Сталина. Маркс сказал: "Прежние философы лишь объясняли мир, но задача состоит в том, чтобы изменить его". Жизнью надо скрупулезно управлять - никакого самотека, никакого хаоса! И он, засучив рукава, приступил к делу. Но сил, естественно, не хватило. Русским большевикам удалось забраться на трон в огромном государстве, и они стали превращать его в "одну фабрику", в предприятие с центральным управлением и миллионами наемных работников. И Ленину сил не хватило - дело довел до конца Сталин. Ленин немало говорил о сознательном творчестве масс. Он был фанатиком Марксовой идеи. Но о каком творчестве может идти речь, если все привязаны к одному колесу? Привязаны и крутят его, и ходят по кругу. Так раньше лошади тянули по кругу конную молотилку. Можно этот труд "лошадей" назвать трудом по способностям, по увлечению, трудом счастливым - слова все выдержат. Только по сути он будет вариантом смягченного рабства. Гегелевский круговорот жизни - стихия, но в ней каждый блюдет свой интерес, в нем каждый трудится свободно. А в итоге общество имеет положительный результат.
Гегелю было всего 37 лет, когда он написал свою "Феноменологию духа" (1807 год). 37 лет - да это же молодой человек! А какая сила духа! Какая глубина! Позавидуешь Германии того времени. Среда, 21 марта 2012 года