Корнеев Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Наскальные рисунки индейцев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    глава из книги "Дикий Запад по-прежнему дик"

  Каньоны Северной Америки видели немало. Не раз боевой клич индейцев отражался от их красно-коричневых стен, наполняя ужасом души белых поселенцев. Но не стоит думать, что скалы - всего лишь молчаливые свидетели событий, происходивших под жарким солнцем пустыни в течение многих столетий. Помимо шрамов от неумолимой эрозии на них остались загадочные знаки, сделанные человеком. Именно эти знаки рассказывают маленькие истории давно ушедших цивилизаций.
  Петроглифы - так называют изображения, высеченные на поверхности камня с помощью каменных орудий. Древние граффити волнуют умы не одного поколения археологов, пытающихся заглянуть в духовный мир людей, населявших юг США тысячи лет назад. Места, где обнаружены петроглифы, до сих пор имеют огромное значение для современных индейцев. Смысл многих символов остается неизвестным, но разгадка - возможна! Например, сравнительно недавно ученые предположили, что петроглифы в виде спирали могли быть солнечными календарями.
  Существуют десятки тысяч петроглифов. Даже для краткого их описания понадобилась бы целая книга, поэтому я попытаюсь рассказать лишь о тех, которые мне довелось увидеть самому. Начну с петроглифов, обнаруженных на окраине города Альбукерка (штат Нью-Мексико), где был организован заповедник для охраны древних изображений. Он состоит из нескольких участков - каньонов Пиедрас-Маркадас, Бока-Негра и Ринкондада. Есть здесь также маршруты, ведущие к конусам потухших вулканов. Холмы, покрытые базальтовыми глыбами, отмечают территорию, которую когда-то покрывала растекавшаяся лава. За долгий срок после извержения (около 150 тысяч лет) изначально серая поверхность базальта окислилась под воздействием солнца и воздуха, приобретя черно-коричневый цвет, нечто вроде многовекового "загара". Снимая внешний окислившийся слой каменным зубилом, индейцы получали светлые изображения на темном фоне.
  Каньон Бока-Негра представляет собой участок песчаной пустыни, окруженной каменистыми возвышенностями. Это один из самых благоустроенных фрагментов заповедника. Там есть даже места для пикников, так что его вполне можно считать городским парком. Тропинки ведут посетителей вверх на склоны, открывая новые и новые изображения на камнях. Поднявшись на плоскую вершину холма, можно увидеть низкие овальные ограждения из груд булыжников. Возможно, это остатки религиозных строений. По другой версии, их использовали испанские исследователи в качестве загонов для скота. Отсюда открывается прекрасная панорама города Альбукерка, построенного на берегах реки Рио-Гранде. На дальнем плане - горы.
  В самом начале тропы - петроглиф в виде узора с элементами, напоминающими многоярусные дома индейцев (пуэбло). Стены пуэбло покрывались коричневой глиной, а перекрытия между этажами делались из бревен. Такие "многоэтажки", вероятнее всего, принадлежали отдельным кланам (семьям). Помимо трех силуэтов пуэбло на камне выцарапаны другие знаки. Получился узор очень похожий на карту-схему. К сожалению, эта карта, даже будучи расшифрованой, вряд ли приведет к сокровищам. В здешних местах индейцы жили довольно бедно. Они выращивали кукурузу, бобы и тыквы на искусственных террасах вдоль реки Рио-Гранде. Охотились, в основном, на кроликов. О золоте речи быть не может, хотя связи с богатой драгоценными металлами Центральной Америкой у местных индейцев были. Об этом свидетелствуют петроглифы с изображением попугаев ара (macaw), которые обитают в тропических лесах Мексики.
  Другой интересный тип изображений - плоды юкки. Для жителей американских пустынь это растение имело большое значение. Индейцы использовали листья юкки для того, чтобы плести корзины, веревки, циновки и даже обувь, которую можно считать аналогом русских лаптей. Цветы и незрелые плоды юкки шли в пищу после тепловой обработки. Корни растения, содержащие сапонины, использовались в качестве мыла.
  В каньоне Ринкондада находятся еще сотни изображений, среди которых можно найти змей, черепах, птиц и койотов. В мифологии индейцев каждое животное является носителем определенных качеств. Змея - символ способности изменить жизнь к лучшему, поскольку змея может сбрасывать свою старую кожу. Изображение змеи напоминало о том, что нужно стараться найти способ преобразования негативного в позитивное. Образ черепахи используется как символ уважения к Матери Земле. Черепаха всегда была весьма почитаемым животным, поскольку она носит свой дом с собой. Койот - великий шутник и хитрец, часто испытывающий мудрость и терпение людей.
   Базальтовые валуны в районе Альбукерки имеют небольшой размер, поэтому на каждой могут уместиться лишь несколько изображений. Но в соседнем штате Аризона есть огромная глыба, известная как камень-газета. Она испрещена петроглифами, словно газетный лист - буквами. Этот камень когда-то откололся от скалы и упал неподалеку. Его поверхность тоже покрыта пустынным "загаром", прекрасным фоном для изображений. Камень-газета находится на территории Национального парка Окаменевший лес, где помимо большого количества окаменевших деревьев и холмов из осадочных пород, окрашенных в необычные цвета (многочисленные оттенки серого, красного и фиолетового), есть древние руины небольших пуэбло. Слово "пуэбло" переводится с испанского как "деревня".
  Далеко не всегда рисунки несли культовый смысл. Многие из них были сделаны для того, чтобы обозначить тропу, указать путь к воде, отметить границы территории клана. Другие символы использовались в качестве иллюстраций к мифам. Индейцы высекали петроглифы, чтобы оставить память об удачной охоте или героическом поступке, точно так же, как мы возводим памятники в честь каких-либо знаменательных событий. Есть петроглифы с изображениями конкистадоров на лошадях - явное следствие встреч с искателями страны Эльдорадо.
  Для аграрных цивилизаций характерно особое внимание к астрологии, поскольку по изменению положения солнца можно предсказать смену времен года или начало сезона дождей. Индейцы, жившие в пустынях Северной Америки, не были исключением. Одним из доказательств этому служат петроглифы в виде спирали. Долгое время спираль считалась символом воды. Однако, не всегда этот знак встречается поблизости от рек или озер. Здесь нужно сказать, что каждое племя могло иметь свою интерпретацию одного и того же символа. Кроме того, изначальное значение символа могло теряться. Скорее всего, так и случилось с петроглифами-спиралями, авторами которых были индейцы Анасази, загадочное племя, исчезнувшее задолго до того, как в каньонах Дикого Запада поселились навахо.
  В конце прошлого века археологический мир взбудоражила сенсационная теория. Ученые обнаружили, что строения, остатки которых находятся в каньоне Чако на севере штата Нью-Мексико, имели ориентацию, тесно связанную с астрономией. С V-го по XIV-ый век в каньоне жили Анасази, оставившие после себя сложные комплесы каменных зданий и ... наскальные рисунки. Проверка взаимодействия солнечного света и спиральных петроглифов показала, что луч солнца, проходящий сквозь щель между соседними камнями, достигает центра спирали в день летнего солнцестояния, когда солнце находится в наивысшей точке над горизонтом. После 21 июня луч проходит правее центра спирали. Наличие похожих закономерностей установлено и для лунного света. Ночью в пустыне прохладно, так что с этой точки зрения использование лунных календарей было даже удобней.
  В архитектурном комплексе Пуэбло-Бонито (тот же каньон Чако) меня поразили большие размеры кив. Кивы - подземные строения овальной формы, предназначение которых остается неизвестным. Вероятно, эти помещения служили местом, где собирались члены клана и проводились общественные мероприятия. Трудно сказать, были ли кивы подобием храмов или нет. Но мне приходилось видеть современных индейцев, стоящих, преклонив колено, у древних развалин. Обычно размеры кив достигают несколько метров - такой же масштаб, как и у базилик средневековых поселений горного Крыма. Но кивы Пуэбло-Бонито имеют длину более 50 метров и смахивают скорее на концертный зал.
  Несмотря на то, что ученые постепенно разгадывают загадки каньона Чако, он все еще остается полон тайн. Подсчитано, что в каньоне могло жить около пяти тысяч индейцев, но археологи затрудняются объяснить каким образом такое количество людей могло прокормиться, ведь согласно результатам исследований годичных колец на бревнах, климат здесь раньше был не слишком благоприятным. Участки, на которых велось земледелие не могли обеспечить пищей больше, чем две тысячи человек. Значит ли это, что большинство из многочисленных комнат пуэбло (около 600 в одном только Пуэбло-Бонито) были лишь временными жилищами для гостей? Определенное географическое расположение строений по отношению к отдаленным поселениям и наличие следов дорог заставляет задуматься не был ли этот каньон крупным культурным или торговым центром.
  Путешествия по каньонам Юго-Запада США оставили множество незабываемых впечатлений, включая встречи с необычными животными и посещения индейских резерваций с передвижными домами, окруженными пустым пространством бэдлэндов. Не понравились лишь грунтовые дороги, на одной из которой я умудрился перевернуть автомобиль. К счастью, местный полицейский по фамилии Whitehorse (Белая Лошадь) был предельно корректен и компания, у которой мы брали машину в аренду, предоставила нам другую на следующий день. Возможно то, что многие индейские исторические памятники расположены в труднодоступных местах, даже к лучшему. Так они надежней сохранятся. Ведь зачастую изображения на камне - все, что осталось от исчезнувших культур, и любой вандализм (следы от пуль, свежие царапины) наносит непоправимый вред.
  В наше время древние символы начали свою вторую жизнь - современные мастера активно используют их в дизайне украшений, керамических изделий, плетеных корзин, циновок и, конечно, сувениров. В этом смысле наиболее популярна фигурка танцующего музыканта, играющего на флейте, Кокопелли (Kokopelli). Согласно легендам, распространенным в долине реки Рио-Гранде, Кокопелли - дух, бродящий между людскими поселениями с заплечным мешком, полным песен. Этот индейский менестрель олицетворял веселье жизни. Есть шанс, что Кокопелли мог быть реальной личностью. Как символ плодородия, он особенно почитался в период посадки кукурузы. Но молодые девушки должны были остерегаться Кокопелли, который был также и великим соблазнителем. В своем мешке он приносил не только семена и новорожденных младенцев, но и искусно сотканые покрывала для соблазнения юных красавиц. Стилизованые изображения Кокопелли можно найти повсюду в Нью-Мексико, особенно в столице штата, городе Санта-Фе, славящимся обилием галерей и магазинчиков с работами мастеров различных видов искусства. Среди мастеров - много коренных американцев, индейцев, гордящихся своей принадлежностью к таким племенам как навахо, зуни и хопи. Они видят в искусстве и ремеслах способ сохранения традиций. Это здорово, что наследие древних продолжает вдохновлять. Ведь кто-то мудрый сказал, что только у народа, не теряющего связь с прошлым, есть будущее.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"