К средине 19 века церковь и гражданские власти продолжали преследование раскольников. Преступления против церкви считали тяжкими. Наказывали всех уклонившиеся от православия. В деревне Косулиной Долговской волости получила распространение секта часовенного согласия беспоповщины. Беспоповщина обозначала то, что старообрядцы не приняли реформ Никона, не признали новых попов, а священников рукоположенных в сан, которые бы выполняли обряды по-старым обычаям не стало вследствие преследования со стороны властей. по причине естественного убытия; некому стало обучать , не стало старых иерархов. Поэтому староверческое учение стало распадаться на мелкие секты, в которых старшины и наставники заводили свои порядки, выдавая их за подлинное ''древлее'' учение. Церковнослужителям в то время было вменено в обязанности контролировать своих прихожан. Они следили, чтобы православные не уклонялись в иное христианское вероисповедание, чтобы не заводили скитов, не строили новых молитвенных зданий и не обращали для этой цели жилые помещения. За уклонение от православия налагали церковное и гражданское наказание. Существовала двойная подсудность. Отступившие от православия в другое христианское вероисповедание отсылались к духовному начальству для увещания и вразумления и поступления с ними по правилам церкви до возвращения в православие. Правительство брало на себя заботу об охране их малолетних детей и подвластных им крепостных людей и соседей от совращения в раскол, по этой причине осужденные могли быть высланы в сибирские губернии.
Дела об уклонившихся в раскол рассматривало духовное начальство Уфимской Духовной Консистории, светское начальство наблюдало и выполняло судопроизводство в Челябинском уездном суде. Приходскому духовенству не разрешалось обращаться к светским властям по вопросам, касающихся раскола. Рекомендовалось такие дела начинать с рассмотрения их у епархиального архиерея, к нему следовало обращаться священнику прихода, в котором обнаружены нарушения допущенные раскольниками. Духовное начальство давало ход делу только в обстоятельствах действительной важности, в том числе при совращении из православия в раскол и в случаях успешного влияния раскольников на православных. Противозаконные поступки расследовала гражданская власть, духовенству не разрешалось вмешиваться в полицейские распоряжения, ограничиваясь кругом действий духовного характера. Существующий закон предусматривал быть снисходительными к давнишним раскольникам за их инакомыслие о вере, однако был строг к совратителям православных в раскол. Гражданское начальство следило, чтобы раскольники не оказывали влияния на православных, а потому не дозволяло совершать раскольнические обряды явно, с публичными признаками сопутствующими расколу. По такому поводу не разрешались раскольникам крестные ходы, пение вне молельни, а так же пение в молельне, которое слышали бы со стороны. Не допускалось при сопровождении тел умерших публичное ношение в мантий, клобуков, раскольнических монашеских одеяний, чтобы не привлекать православный народ. В Долговской волости в средине 19 века известно о рассмотрении нескольких дел раскольников, в том числе: в деревне Косулине дело об уклонении в раскол; дело о переделке молельни в деревне Жуковой, дело о сводных браках в деревне Белоноговой. В качестве примера следует познакомиться с указанными делами, имеющими различные составы нарушения закона раскольниками.
Начало делу об уклонении в раскол, которое рассматривал Челябинский уездный суд с мая 1857 года по февраль 1860 года крестьян Кокшаровых из деревни Косулина Долговской волости сигнал, который дал своему церковному начальству священник Долговского прихода о том,что семья крестьян Кокшаровых не посещает церковь, не ходит к причастию. К расследованию подключается пристав 4-го стана. Он собирает сведения. Выясняет, что Парасковья Кокшарова оформляла паспорт законным образом, чтобы побывать у св. Сафония в Нижегородский области, основателя секты часовенной. В пору её паломничества Сафоний уже скончался, на месте его скита образовался центр раскольников часовенной секты. Туда сходила Парасковья учиться старой вере, тем самым укреплялась в расколе. В церковь не ходит, продолжает пояснение пристав, соседям объясняет свою приверженность к старой вере. Некоторые жители предварительно показали, что Кокшарова совращает их в раскол. Но в ходе дела этот момент был замят и свидетели, подобранные приставом показывают, что совращения окружающих в раскол не было. Кокшарова получила более мягкое наказание. Отправлена на вразумление и увещевание до тех пор пока не возвратится к православию.
''В ходе расследования дела фигурируют следующие обстоятельства данного дела: ...крестьянка деревни Косулиной Парасковья Кокшарова, несмотря на сделанные в присутствии Духовной Консистории увещевание (уговоры и беседы назидательно-поучительного характера) присоединиться к святой церкви не согласилась и осталась непреклонно в расколе. Прасковья Яковлева и муж её Иван Иванов Кокшаровы показали, что лет 20 тому назад состояли они в православии и уклонились в раскол по благословению своих родителей, в раскол никого не склоняют и обратиться вновь в православие не желают. Крестьянский сын Пётр и их дочери Прасковья и Татьяна показывают, что по примеру родителей своих состоят в расколе с самого рождения. 1856 года ноября 6-го дня приставом 4 стана Челябинского уезда и при документах со стороны Духовной и Государственной власти в качестве свидетелей были выбраны жители Куртамышевской волости деревни Косулиной, государственные крестьяне, неграмотные, православного вероисповедания, бывающие на исповеди. Они дали клятву, чтобы подтвердить правдивость своих слов в суде. Записано полностью показание крестьянина Нестора Денисова. Под показанием расписались ещё 24 крестьянина, которые являются свидетелями в суде, они согласились и подтвердили показание Н. Денисова. За неграмотностью доверили за себя поставить роспись.
1 Нестор Алексеев Денисов 50 лет, одной со мной деревни крестьянка Парасковья Кокшарова и муж её Иван с семейством были православными, но когда именно уклонились в раскол я сказать не могу. Родители Кокшарова по смерти тоже были православные. Каковы причины заставили Кокшарову с семейством оставить православие и присоединиться к расколу я тоже не знаю. Явно и искренно раскольнические обряды Кокшарова не оправляет и православных в раскол не совращает. 2 Лаврентий Петров Ярушин 38 лет . 3. Григорий Иванов Ярушин 35 лет. 4. Липин Степан 55 лет. 5. Андрей Игнатьев Косарев 70 лет. 6. Яков Емельянов Борчанинов 60 лет 7. Ларион Игнатьев Детков 50 лет. 8 Астафей Ярушин 55 лет. 9. Николай Евдокимов Пеньковский 60 лет. 10. Никита Григорьев Гомзяков 30 лет 11. Пётр Ульянов Борчанинов 12. Козьма Григорьев Хохлов. 13. Никита Спиридонов Грохотов 27 лет. 14.Харитон Васильев Липин 38 лет. 15. Дмитрий Семёнов Липин 38 лет. 16. Клементий Савельев Ярушин 40 лет, 17. Максим Иванов Вишняков 50 лет. 18. Иван Андреев Корнев 25 лет. 19. Ефим Васильев Борчанинов 30 лет. 20. Петр Егоров Белоусов 27 лет. 21 Павел Фёдоров Грохотов 35 лет 22. Пётр Ефимов Кокшаров. 22 года 23. Василий Гордеев Ярушин 53 года. 24. Игнатий Алексеев Кутиков 42 года 25. Матвей Пеньковский 30 лет.
Руку приложил уволенный от службы писец Пётр Кирилов.
Уездный суд определяет государственную крестьянку Парасковью Яковлеву Кокшарову, мужа её Ивана Иванова, детей их Петра, Парасковью, Татьяну отослать к духовному начальству для увещевания, вразумления их для обращения к православию и поступлению с ними по правилам церковным и сообщить в Уфимскую Духовную Консисторию. Причём взыскать с Кокшарова выданные по настоящему делу уездному стряпчему прогонные деньги в количестве 11 руб. 10 коп.
Семья Кокшаровых подверглась наказанию согласно ''Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.'' К исправительным наказаниям относилась статья 191. ''Отступившие от Христианской веры Православного или другого исповедания в веру не Христианскую, отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания, для увещания и вразумления. До возвращения в Христианство они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку.''
Крестьяне деревни Косулиной Кокшаровы избежали наказания по более тяжёлой статье благодаря односельчанам, которые показали, что совращения в раскол не было.
За совращение в раскол им бы грозила уголовная статья 195, по которой: ''За совращение из Православного в иное Христианское вероисповедание, виновный приговаривается: к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного года до двух лет. Когда ж будет доказано, что для совращения из Православного в другое Христианское вероисповедание были употреблены принуждение и насилие, то виновный подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для второй степени наказаний сего рода''/
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Следы раскольнической семьи Кокшаровых не теряются. Увещевание, проведённое в 1860 году достигает своей цели. В 1923 году, когда при Советской власти церковь уже была отделена от государства, регистрировались религиозные общества. Сын Петра Кокшарова, судимого по данному делу о расколе, Кокшаров Фёдор Петрович записан в Косулинское религиозное общество православным.