Корвин Алексей : другие произведения.

Приложение 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В 1941 ГОДУ РУССКИХ ИЗ СУВАЛКСКОГО КРАЯ, ВКЛЮЧЁННОГО В СОСТАВ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ - вынужденное переселение почти 9 тыс. русских (по др. сведениям около 10 тыс.) из Сувалкского края в январе-марте 1941 года. После оккупации в 1939 году Германией Польши Сувалкский край был включён в состав Восточной Пруссии. Город Сувалки, некогда губернский город Российской империи, был переименован германскими властями в Судауэн. Планы Германии на ближайшую перспективу предусматривали этническую чистку Сувалкского края и заселение его немецкими колонистами. В 1941 году германскими властями было принудительно выселено с данной территории 14 528 человек. Русские, в основном старообрядцы, составляли около 62 % переселенцев из Сувалкского края. Остальные - белорусы и литовцы. Принудительная миграция русских, вместе с другими группами населения этого края, была предусмотрена соглашением между Германией и СССР от 10 января 1941. Участники прошлых событий и современные исследователи единогласно признают, что при переселении русских, литовцев и белорусов из Сувалкского края в СССР немецкие оккупационные власти прибегали к косвенному и прямому принуждению. Поэтому в данном случае мы имеем дело со смешанной, насильственной (депортация) и добровольно-вынужденной международной миграцией. К тому же, эта принудительная миграция является специфическим случаем. Внешне она выглядела как обмен населением между СССР и Германией. Отличительным ее признаком было, помимо фактически репрессивно-карательной функции, ее прямое действие, основанное на верховном политическом решении и оформленное международным соглашением, не подлежащим ни обжалованию, ни даже обсуждению выселяемыми с родины людьми. Насильственный и даже репрессивно-карательный характер миграции явно выражался прежде всего в действиях властей нацисткой Германии. Это происходило с молчаливого согласия правительства СССР. Подготовка к этой принудительной миграции русских, как литовцев и белорусов, из Сувалкского края в Литву началась уже в конце 1940. Согласно договору с советской стороной, она была осуществлена в своем завершающем этапе в намеченные сроки, т. е. с января по конец марта 1941.
   Оккупация и раздел Польши в 1939, принудительная миграция большинства руссских из Сувалкского края в 1941 нанесла огромный удар в первую очередь по русской старообрядческой общине региона и ее традициям, сложившимся на протяжении нескольких столетий на этих землях, начиная с XVIII в. В итоге перемещения были опустошены целые деревни: Глубокий Ров, Бяла Гура, Николаев, Буда Русска, Водзилки и др. Другие деревни пришли в упадок, например, Шуры, Липняки и др. В Сувалкском крае почти уничтожен традиционный русский крестьянский уклад жизни и хозяйствования.
   Главным занятием местных русских жителей было земледелие. Они также были известны как мастера-плотники, изделия которых - полозь, оглобли, обручи - пользовались признанием и в других регионах. Беднейшие группами ездили на заработки в Варшаву, под Краков и Люблин и т.д., строили дороги, копали колодцы, плотничали. Занимались и торговлей. Их можно было встретить, наряду с евреями, литовцами и мазурами, на рынках в Сейнах, Сувалках и Августове. Женщины продавали отличное масло, творог и пироги, зазывая на полупольском-полурусском: "скоштуйте пане". Торговали также тканями. Труд, экономичность, упорство сделали этих людей зажиточными и даже в известной степени богатыми. Включение Сувалкского края в состав Восточной Пруссии и принудительное выселение оттуда русских уничтожило эту колоритную этническую группу.
   От принудительного выселения смогли уклониться немногие. Это наглядно характеризует упадок православной веры в регионе. Так, старообрядческая церковь была обречена на существование без многих своих храмов, без большинства своих духовных отцов, причетников и большинства верующих, которые по воле лидеров Третьего Рейха были вынуждены переселиться в Советский Союз. Если в 1938 в Сувалкском и Августовском уездах действовало 8 общин, насчитывающих более 10 тыс. русских старообрядцев, то в 1947 здесь было лишь 2 общины (в Водзилках и Габово-Грондах) и около 1 500 староверов. После выселения русских верующих два оставшиеся без хозяев храма (в Сувалках и Погорельце) были повреждены, а три (в деревнях Глубокий Ров, Пиявно-Русская и Штабники) были полностью разрушены.
   Регионом выселения русских в 1941 стала Литовская ССР, хотя переселенцы ожидали, что их перевезут в глубь СССР, даже в Сибирь. Вопросы, касающиеся приема и поселения прибывающих из Германии лиц, решал уполномоченный по делам переселения жителей в Литовской ССР (работал до 5 июня 1941). Для приема прибывающих из Сувалкского края были созданы два пограничных пункта - в Калварии и Лаздияй. Переселение закончилось до 24 марта 1941. В отличие от германского военного и полицейского сопровождения по территории Восточной Пруссии, в СССР прибывших встречали гражданские чиновники и должностные лица, а в некоторых случаях - даже с оркестрами и торжественными речами. Для их обустройства была создана целая программа, включающая меры по их расселению, обеспечению работой и материальному снабжению. Правда, на практике (советской практике) все эти планы превратились для местных властей в сложную и даже трудноразрешимую административную и хозяйственную задачу. По официальным сведениям, расселение прибывших в Литву было завершено к 29 мая 1941. Русские из Сувалкского края, как и другие переселенцы, были неравномерно размещены разными группами почти по всей Литве: главным образом в Таурагском, Расейняйском, Шяуляйском, Паневежском, Вилкавишкском, Мариямпольском, а также Укмергском, Каунасском, Кедайняйском, Рокишкском, Алитусском, Виленском, Тракайском и других уездах. Их материальное обеспечение и общее состояние по социальным группам и разным уездам была неодинаковым и далеко не удовлетворительным, нередко тяжелым и даже крайне плохим, несмотря на помощь властей. Их психологическое самочувствие сравнимо с состоянием ссыльных людей, выброшенных из своего собственного дома. Однако с началом войны между Германией и СССР (22 июня 1941) дальнейшую судьбу русских переселенцев снова решали немецкие оккупационные власти. Непросто и порой трагически сложилась дальнейшая судьба русских из Сувалкского края, перемещенных в Литву в 1941. Многие из них во время немецкой оккупация были повторно перемещены (июнь 1942 - май 1943), вынужденные уступить местожительство новым немецким колонистам. Сотни из них были вывезены на принудительные работы в Германию. Некоторые попали в концлагеря. Часть была насильно мобилизована в немецкую армию, некоторые погибли на фронте. Даже после 1945 года, во время литовского движения сопротивления десятки этих русских людей пострадали, некоторые были расстреляны отрядами партизан. "Лесные братья" стереотипно воспринимали их как "врагов" и "колонистов", приехавших организовывать колхозы. В отличие от выселенных из Сувалкского края литовцев (от 35 до 80% их вернулось в послевоенные годы в Польшу), очень немногим русским удалось возвратиться после 1945 года на свою родину, в Сувалкский край. Будучи в подавляющем большинстве крестьянами, многие из них не смогли обустроиться на литовском селе, охваченном партизанской войной и коллективизацией, и переселились в города - Клайпеду, Шилуте, Каунас, Вильнюс и другие. Без дополнительных объяснений понятно, почему особенно много Сувалкских русских переехали после 1945 года на территорию Клайпедского края, освобождённую от немецкого населения. Литовцы в Клайпеде тоже являются мигрантами, поэтому русские оказались с ними на равных правах. Они и поныне живут в Шилуте и Клайпеде, где создали отдельные старообрядческие общины. Некоторое количество русских, изгнанных немцами с родной земли, включённой в 1939 году в состав Восточной Пруссии, осели после 1945 года в Калининградской области, бывшей части Восточной Пруссии. Испытав долю ссыльных, русские староверы из Сувалкского края постепенно влились в общественную жизнь Советского Союза. В большинстве своём они утратили свой старый крестьянский образ жизни. Поселившиеся на территории Калининградской области в силу известных причин утратили свою религиозную идентичность и растворились среди переселенцев из других мест. Напротив, оказавшиеся на территории Литвы сохранили чёткое национальное самосознание, сохранили в большинстве принадлежность к старообрядческой церкви, составив костяк общин Клайпеды и Шилуте.
   ? Лит.: Ki?ien? В., "Prievarta perkelt?j? iš Suvalk? krašto 1941 m. ? Lietuv? asmen? problemos", Molotovo-Ribentropo pakto pasekm?s: 1997 m. rugpj??io 22-23 d. konferencijos Marijampol?je med?iaga. Vilnius, 1998, p. 86-102; Arbušauskait? A., Gyventoj? mainai tarp Lietuvos ir Vokietijos pagal 1941 m. sausio 10 d. sutart?. Klaip?da, 2002. Г.П.
  
   История присоединения к Восточной Пруссии в 1939 году завоёванных славянских земель (до революции Сувалкский край был частью России), история насильственного выселения немецкими властями русских из присоединённого к Восточной Пруссии Сувалкского края, история переименования города Сувалки в Судауэн - всё это замалчивается составителями программы курса "История Западной России". Почему? Тактика замалчивания подобных исторических фактов играет на руку русофобам и сепаратистам, требующим переименовать Калининград в Кенигсберг, обвиняющим Россию в захвате Восточной Пруссии и выселении отсюда немецкого населения. Между тем, обнародование факта насильственного выселения в 1941 году русских из присоединённого к Восточной Пруссии Сувалкского края помогло бы смягчить страсти: немцы первые начали политику насильственного выселения коренных жителей и переименования городов. Кто же виноват в том, что ЭТО к ним ВЕРНУЛОСЬ?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"