Китаец встретил Исполнителя в живописном месте Большого Хингана, как брат встретил бы брата, которого давно не видел. Рядом с небольшим плато, на котором стояла, скрытая от посторонних глаз, хижина отшельника, журчала горная речушка с кристально чистой водой.
- Я ждал тебя - сказал Китаец вместо приветствия - и рад, что ты не обманул мои надежды.
- Тебя ищут - в ответ сказал Исполнитель - задействованы лучшие силы, от которых не скроешься и за Великой Китайской Стеной.
- Тебя скоро тоже будут искать - ласково улыбнулся Китаец - но можешь не волноваться, здесь нас с тобой никто и никогда не найдет.
- Почему ты ждал меня? - спросил Исполнитель.
- В первые дни нашего знакомства я тебе не все сказал. Просто тогда это было еще рано, а сейчас, пожалуй, могу тебе рассказать, почему я очутился в России, а не ушел с остальными монахами в горы. Китаец сделал небольшую паузу, а затем продолжал.
- Мир так устроен, что у каждого мастера может быть только один настоящий ученик, который не только сможет постичь в совершенстве искусство учителя, но и дать продолжение его развитию, привнося в него свои элементы, свое новое видение, тем самым, продлевая жизнь учению. С такой задачей не справляются, порой, а точнее всегда, за редким исключением, даже дети мастера. Поэтому настоящий мастер вынужден искать своего ученика на стороне. Но, обретя его, он заново рождается, его жизнь снова наполняется смыслом, процесс его духовного обогащения ускоряется в десятки раз - это, собственно, и толкает мастера на поиски своего ученика. Еще тогда, до прихода в Россию, в монастыре, в своем познание Дао, я достиг того предела, преодолеть который мне мог бы помочь только мой ученик, понимаешь, только мой.
Увы, не каждому в жизни выпадает счастье встретить своего ученика. Чаще всего встречаются ложные ученики, которые либо быстренько нахватавшись вершков, начинают мнить себя выше учителя и уходят от него, считая, что тот ничего не смыслит. Либо, получив знания, извращают его потом до неузнаваемости. Либо растрачивают знание по мелочам, употребляя его для получения ежеминутного удовольствия. Либо хорошо усвоив науку учителя, не смогут дать его искусству продолжение, и искусство умирает вместе с такими учениками. Такие ученики горе учителю, его учению и своей судьбе. И их беда не в том, что они родились такими нерадивыми, и не в том, что учитель не смог из них ничего путного сделать, нет. Просто они в своей жизни встретили не своего учителя. И дай-то Бог, чтобы им в дальнейшем повстречался их учитель, ибо только он их сможет спасти.
Мне в жизни повезло, я смог отыскать тебя, хотя, на это у меня ушло несколько лет упорных медитаций. Остальное было проще - очутиться в России и сделать так, чтобы меня привели к тебе - Китаец широко улыбнулся.
- Я всегда был уверен, что ученик ищет своего учителя, а не наоборот.
- Ученик слишком несмышлен, чтобы знать своего учителя. Найти своего ученика всегда был удел учителя. Когда-нибудь и у тебя возникнет потребность в своем ученике, и ты отправишься на поиски того, в ком ты сможешь продолжить дело всей твоей жизни.
- Но разве ты не передал мне все свои знания там, в России.
- Нет, да и никак не мог - спокойно ответил Китаец - ты еще до конца не был готов для получения сакральных знаний. Во-первых, от этого тебя отвлекала твоя служба. А делать два дела сразу нельзя. Невозможно одновременно видеть и Солнце и Луну, даже в минуты затмения - всегда чего-нибудь ускользнет от твоего внимания. Во-вторых, мне необходимо было подготовить благодатную почву, в которую можно будет сеять зерна знаний, не боясь, что они умрут, так и не пустив корня. Чем я собственно и занимался все эти годы с тобой, и уж коли ты здесь, то значит, мой труд не пропал даром - почва готова, да и служба твоя тебе больше не мешает - теперь я могу приступить к передаче тебе своего мастерства, своих знаний.
Я знаю, у тебя при переходе границы было не все гладко.
- Да, замялся Исполнитель - наряду пограничников, который проследовал мимо меня, я смог внушить, что меня рядом нет, поэтому они меня и не увидели, а вот с собакой справиться не смог, вот она меня и учуяла. Хорошо, что пограничники решили, будто пес отвлекся на зайца. Хотя, я полностью контролировал ситуацию, но собака меня насторожила, ее поведение для меня пока загадка.
- Мозг пса блокирован командами его хозяина. Нужно было вначале прочитать хозяина, а потом работать с псом, разблокировав его сознание.
Практически учение началось с первого дня, и продолжалось еще около двенадцати лет. Но однажды Китаец сказал Исполнителю, что учение подошло к концу, что он передал Исполнителю все свои знания, и теперь должен идти, совершить последнее таинство, для достижения просветления.
Еще Китаец сказал, что Исполнитель здесь останется не на вечно, что и его приобретенные знания скоро поманят в дорогу. Исполнитель это и сам чувствовал, и еще он чувствовал, как с каждым днем у него растет беспокойство за Россию, где скоро, он это знал, начнется тяжелое время перемен. А пока у него есть немного времени, чтобы усовершенствовать в себе знания Китайца.
Утром Исполнитель не обнаружил Китайца, но он уже этому не удивился.
Последующие пять лет, Исполнитель прожил в той самой лачуге, медитируя под журчание горной речушки, спускаясь иногда в долину, к людям, что бы исцелить того, или иного тяжелобольного. Его для этого никто не звал, да и позвать не мог - никто не знал, где его искать - он сам появлялся в нужную минуту и поднимал больного на ноги. О нем не ходили в народе легенды, никто не почитал его за святого, для Китая появление в деревне странствующего лекаря - явление обыденное, люди уважали его, как хорошего мастера, только и всего, да и Исполнителю лишняя шумиха вокруг себя, тоже была не нужна.
Но однажды, во время утренней медитации, для него прозвучал сигнал бедствия из России, этот же сигнал, но чуть понастойчивее, прозвучал во время вечерней медитации. Он понял, что пришла пора возвращаться домой, что он нужен там, что сейчас там его место.
В эту ночь он прощался с этим гостеприимным уголком, освященном Господом, для чад своих возлюбленных. Здесь прошли его счастливейшие годы. Здесь он обрел гармонию души и тела, как единый дух, способный постичь Премудрость Бытия. Здесь он познал настоящую дружбу. Теперь он изведал и сердечную горечь расставания.
Утром, когда рассвело, и красные угли в костре превратились в белый пепел, он встал, оглядел последний раз горную речушку, много лет поившую и кормившую его, хижину, давшую ему приют, взял в руки посох и отправился в путь.
* * *
Уже через месяц он на поезде подъезжал к Иркутску. Гладко выбритый, аккуратно подстриженный, в хорошем, но не очень дорогом костюме он походил на солидного интеллигентного человека, лет пятидесяти - не бог весть, какая редкость даже для этих дремучих мест.
Все было хорошо, единственно не хватало документов. Немного помедитировав он нашел одного бомжа, который накануне умер на городской свалке и похоронен там же, такими же, как он сам бомжами, которые и имени-то его толком не знали. Он, как нельзя, кстати, подходил Исполнителю. Сергеев Михаил Викторович, родился в 1943 году, в поселке Листвянка Иркутской области. В 1970-м закончил факультет радиоэлектроники Иркутского университета. Работал на предприятиях Иркутска и Ангарска. В 1992 году попал под массовое сокращение, в том же году развелся, оставшись без средств к существованию. Перебивался случайными заработками, пока в 1993-м не встретил своего институтского друга, который и предложил ему, видя его бедственное положение, войти в его бизнесе. Институтский Друг занимался оптовыми поставками различной оргтехники и под залог недвижимости Михаила Викторовича, а именно трехкомнатной квартиры в Ангарске и дома в Листвянке предложил войти в долю.
Но случилось самое страшное. Ту фуру с партией компьютеров, самую его первую, на перегоне между Иркутском и Ангарском остановили какие-то люди в комуфляжах, масках и с автоматами. Водителей избили и бросили в придорожной канаве, а сама машина укатила в неизвестном направлении. Так, вдобавок ко всему, Михаил Викторович остался еще и без жилья. Институтский Друг глубоко и очень искренне сочувствовал ему. Утешая, он говорил, что бизнес есть бизнес, что это всегда риск, что можно потерять сегодня, зато завтра..., что он, и он тыкал себя в грудь пальцем, он потерял намного больше, почти на пол лимона зелени и при этом не бежит вешаться. Ободренный теплым участием Друга, Сергеев оказался на городской свалке, среди таких же бомжей, среди таких же отбросов общества, среди такого же отработанного материала.
Он не знал, что Институтский Друг вел свой бизнес вместе с крышующем его местным авторитетом средней величины, курировавшим часть Ангарска, Колей Магаданом. Нападение на фуру, по наводке Институтского Друга, было его рук дело. И теперь после продажи этой злосчасной партии компьютеров оставалось только поделить по-честному выручку. Коля Магадан мог бы конечно заодно кинуть и Институтского Друга, но, во-первых, он не смог бы незаметно от своего босса, курировавшего всю область, их продать. Да и вообще продать, так как ничего в этом не смыслил. А во-вторых, он не хотел терять такого замечательного компаньона, как Институтский Друг. Ну, и, в-третьих, Коля любил при случае показать свои великодушие и честность, какие только могли быть у вора.
Исполнитель приехал в Ангарск, ему не составило особого труда снять себе номер в гостинице, сходить в отделение милиции, заказать себе паспорт на имя Сергеева Михаила Викторовича и получить его на следующий день. Оставалось только навестить Институтского Друга, и, собственно говоря, больше никаких дел в этом городе у него не было.
Исполнитель зашел в офис к Институтскому Другу за деньгами, примерно за пол часа до приезда за теми же деньгами Коли Магадана. Получив от Институтского Друга все деньги, какие у того только были, примерно пол миллиона долларов США, он уехал на такси в Иркутск, сел на самолет и вечером уже был в Питере. То, что произойдет с Институтским Другом и с Колей Магаданом, ему было не интересно, он и так знал, что произойдет.
Развязка этой истории была слишком очевидна. Примерно, через двадцать минут после ухода Исполнителя, в офис вошел Коля Магадан. Институтский Друг встретил его совершенно идиотской улыбкой. Он улыбался, изо рта текли слюни, и все время повторял: Коля не волнуйся, я все сделал, как ты просил. Магадан так и не смог у него добиться, что именно он сделал, а главное, где деньги. В ярости он застрелил его, выпустив в него всю обойму из своего ТТ, но и сам уйти далеко не успел. В дверях он столкнулся с тем, кого меньше всего хотел видеть в ту минуту, а именно с коронованным вором по кличке Медведь, курировавшим всю область. Медведь быстрее, чем милиция, вышел на организатора разбоя на дороге. Но Магадану пришлось держать ответ не за это, а за то, что он собирался утаить от общака, скрысятничить, одним словом. Но деньги бесследно исчезли и для Медведя.
Трупы Институтского Друга и Коли Магадана закопали в одной и той же куче мусора на городской свалке, где они и предстали перед крысиным судом, высшим судом, подводившим итог всей их жизни. Где крысы выступили и судьями, и адвокатами, и присяжными, и палачами.
* * *
Прибыв в город на Неве, Исполнитель снял себе однокомнатную квартиру на пол года, уплатив все деньги сразу, к великой радости хозяина квартиры. Начать он решил с разведки. Ему нужно было, предварительно изучить тот мир в который он попал, ту атмосферу, в которой ему предстоит действовать, узнать, чем дышит город, чем живет. После легкого завтрака он отправился на прогулку. Та легенда, что он заранее приготовил для всякого рода случайных любопытных знакомых, соседей, участкового или дворников, похоже, как он понял, ему не пригодится. Он увидел, что все изменилось, что времена любопытных соседей и бдительных дворников давно прошли, и до него абсолютно никому нет никакого дела. Но на всякий случай был готов отрекомендоваться, как инженер электронщик, приехавший на заработки из Иркутска. Да и серенький, добротный, но не броский костюмчик, не плохо сидевший на нем, как раз соответствовал этому образу.
Первое, что ему бросилось в глаза по приезде, это не то, как изменился сам город - нечто подобное он ожидал увидеть. Не то, что он превратился в большой базар, где торговали везде, при любом скоплении народа, от чайных ложек, до автоматов Калашникова. Нечто похожее он уже видел в первые послевоенные годы, хотя, тогда порядка было больше и где попало не торговали. Исполнителя поразили сами люди. В отличии от послевоенных их лица не выражали ничего, ни радости, ни печали, ни скорби, ничего. Каждый из них куда-то шел, что-то делал, но как-то машинально, по инерции.
Создавалось впечатление, что это не живые люди, мозг которых реагирует на каждую мелочь, а некие роботы, действующие по некой программе. Они не ругались, не спорили, если кто-то и пробовал шутить, то ответом ему было гробовое молчание и непонимание, к чему тот это сказал. Исполнитель попробовал было почитать их мысли, но ничего определенного в их головах не увидел, ни планов, ни целей, ничего. Единственное, что более менее проглядывалось, так это полное неверие, ни в планы, ни в цели. Все укрылись, каждый в своей раковине, и выжидали. Это походило на затишье перед большой бурей.
Пройдясь по Невскому, он свернул на улицу Герцена и, к своему изумлению, обнаружил, что она теперь называется Большая Морская, да и вообще многие улицы были переименованы, что вносило дополнительную сумятицу в это и без того сумбурное время.
В Союзе Художников открывалась выставка какого-то Чикина. Сама фамилия Исполнителю ни о чем не говорила, да и большим знатоком живописи он никогда не был, но решил зайти посмотреть. Ибо он знал, что художник, хочет он того, или нет, но всегда, в первую очередь отображает свое время, время в котором он писал ту, или иную картину, а уж потом все остальное, будь то исторический сюжет, или фантазии будущего. Так что познакомить Исполнитель с настоящим лучше всего мог только художник, и лучше, если это будет талантливый художник.
На выставке, как понял Исполнитель, посетителей, не считая его самого, почти не было, в основном там находились друзья и знакомые самого виновника торжества. Все они выглядели состоявшимися, респектабельными, востребованными, кроме одного, который и привлек внимание Исполнителя. Он на фоне остальных смотрелся каким-то растерянным и потерянным, чем-то напоминал тех, на улице, только в отличии от них в нем чувствовался огромный творческий потенциал, но похоже, он не знал куда его приложить. Надо будет помочь парню - машинально подумал про себя Исполнитель.
А выставка, в целом, ему понравилась. Он, грешным делом, рассчитывал увидеть какую-нибудь авангардную мазню, с огромной претензией на открытие Истины, озарение Абсолютом, но его взору предстали милые сердцу и хорошо знакомые реалистические сюжеты. Художник, писавший их, был, несомненно, талантлив, правда, картин написанных непосредственно сегодняшним днем Исполнитель, к своему сожалению почти не увидел. За исключением одной, полугодичной давности, но и по ней Исполнитель мог оценить то время, в которое он попал. Остальные были написаны значительно раньше, самой старой было, наверно, лет пятнадцать, не больше. Так перед Исполнителем во всей своей красе предстала история его страны за тот период, что он отсутствовал.
Из увиденного он понял, что страна шагнула на следующую ступень своего эволюционного развития. Таинства и священнодействия, управлявшие ею раньше, перестали действовать, они утратили свою магическую силу и мир, так бережно создававшийся с 1917-го года, стал рушиться. Это и послужило толчком для перехода, толчком в поисках той духовной пищи, которая позволит людям достичь гармонии своего существования. Только сейчас они еще в растерянности - старая пища уже не питает, а где взять новую, никто толком не знает - тяжелое время - время Великих Перемен, как сказал бы Китаец.
В этот день он больше никуда не пошел, информации для размышлений у него и так накопилось предостаточно. Придя домой, он погрузился в глубокую медитацию и пробыл в этом состоянии до глубокой ночи.
На следующий день он уже знал, как ему надо действовать. Утром, как обычно, он сделал зарядку, позавтракал, надел свой серый костюм и вышел на улицу. Сегодня ему предстояло посетить Андреевский рынок, что на Васильевском острове.
Придя на рынок, он не обнаружил ничего нового, да особенно и не надеялся. Те же грязные прилавки, на которых были разложены кухонная утварь, поношенная одежда, старый столярный и слесарный инструмент, в общем, все, как везде. Но Исполнителю нужно было не это. В углу двора на ящиках примостился паренек, который бойко зазывал:
Кручу, верчу,
Запутать хочу!
Подходи, не зевай,
Своё счастье испытай!
Он-то и нужен был Исполнителю. Паренек сидел на одном ящике, а на другом, положив на него картонку, манипулировал тремя непрозрачными пластмассовыми стаканчиками. Рядом с ним, но чуть в стороне стояли три здоровых молодца в спортивных костюмах. Охрана, догадался Исполнитель, а где же подсадка? А, вот и он, голубчик! Дождавшись, когда вокруг паренька скопилось достаточно зевак, от пивного ларька отделился сотрапезного вида мужичек и тоже подошел к пареньку попытать свое счастье. Мужчина, обращался к нему паренек, проверьте свою удачу, я чувствую вам обязательно должно повезти.
Игра простая - ставка - тысяча, отгадываете, где шарик, получаете выигрыш, нет, но может до этого дело и не дойдет. Не упускайте свой шанс! И мужик, конечно соглашался. Парнишка быстро вертел стаканчиками, потом, прекратив манипуляции, спрашивал: где? В среднем - отвечал мужик. Правильно - оглашал парнишка - получите свой выигрыш. И мужик, весь в не себе от счастья, уходил, помахивая тысячной купюрой над головой, обратно к пивному ларьку.
Правда, спустя некоторое время, к нему подходил один из спортсменов и забирал эту тысячу, оставляя ему мелочь на пиво. После такого быстрого обогащения любителя пива, азарт и жадность делали свое черное дело с остальными свидетелями его фурора, которые вскоре отходили прочь сердитые и опустошенные, в буквальном смысле. Через некоторое время эта трагикомедия разыгрывалась снова, но уже для других зрителей, которые не без участия любителя пива очень быстро становились действующими лицами этой до смешного серьезной пьесы.
Что-то до боли знакомое повеяло Исполнителю от увиденного. Он вспомнил, как его, самонадеянного дурачка, вот так же обобрали до нитки летом 46-го, на рынке в Замоскворечье. Там было, в общем-то, все то же самое, только тогда он играл в три карты, разложенные рубашкой вверх, и после манипуляций ими нужно было отгадать одну из них. Когда же он понял, что его просто обманывают, ему пришлось пустить в ход кулаки, что бы вернуть свое. Тогда это называлось "крутить три листика", теперь же он услышал новое для себя слово "наперстки". Тогда он всю эту шайку-лейку отправил в больницу с множественными переломами, и ему потом пришлось сочинять целый роман, объясняя случившееся, сначала в милиции, а потом своему начальству. И начальство его даже поблагодарило, как "защитника" инвалида-фронтовика, но впредь посоветовало понапрасну не светиться. Теперь же он решил обойтись без кулаков, по крайней мере, без своих.
Исполнитель подождал, когда Любитель Пива снова подойдет к Наперсточнику, и, услышав - не упускайте свой шанс! Не торопясь, направился к небольшой группе потенциальных жертв.
- Где? - вопрошал Наперсточник.
- В среднем! - не задумываясь, отвечал Любитель Пива.
- Правильно! Вы выиграли! Получите ваш выигрыш! Кто еще желает? Господа, смелее! Удача смелых любит.
Ну, ничего не изменилось с 46-го года - подумал Исполнитель, а в слух произнес - я хотел бы попробовать - но как-то неуверенно.
- А если больше - осведомился Исполнитель - ну, скажем, по десять тысяч.
- Можно и по десять - оживился паренек, предвкушая крупную добычу.
- Только вы, молодой человек, меня извините - стесняясь, проговорил Исполнитель - но сначала я хотел бы убедиться, есть ли у вас такие деньги.
- Деньги есть - утвердительно мотнул головой Наперсточник, вынув из кармана внушительную пачку денег, и тут же засунул ее обратно в карман.
362 тысячи - моментально сосчитал Исполнитель - месячная зарплата целой строительной бригады. - Ну что ж, необходимые условия соблюдены, в таком случае, приступим, и вынул из кармана пухлый бумажник, давая понять, что игра может быть долгой.
При виде бумажника, глаза у Наперсточника заблестели еще больше. Именно этого Исполнитель и добивался. Среди зрителей возникло оживление, только спортсмены, стоявшие в сторонке, по-прежнему, продолжали болтать о своем, все происходящее, похоже, их не интересовало.
Наперсточник приподнял один из стаканчиков, извлек оттуда шарик, вырезанный из поролона, и продемонстрировал его всем - вот, мол, этот шарик. Затем так же демонстративно положил его на сымпровизированный стол и накрыл стаканчиком. Игра началась. Парень специально, давая возможность Исполнителю проследить за стаканчиком с шариком, не торопливо поменял стаканчики местами.
- Где? - спросил он.
- Вот здесь - без труда указал Исполнитель на требуемый стаканчик. Хотя, он и без наивных манипуляций Наперсточника прекрасно видел шарик так, как будто никакого стаканчика вообще не существовало.
- Мужчина - объявил Наперсточник - вы выиграли, вот получите свой выигрыш, и он, достав все ту же пачку денег, отсчитал Исполнителю 10 тысяч. - Мужчина, сегодня, похоже, ваш день, удача благоволит вам, не стоит упускать такой случай.
- Согласен - сказал Исполнитель, с заметным азартом в голосе. - Давайте еще по десять.
Оживление в зрительских рядах усилилось.
- Итак, на кону 10 тысяч рублей - объявил рыночный крупье, и стал так же лениво передвигать стаканчики. - Где? - снова спросил он, закончив манипуляции.
- Здесь - чуть не выкрикнул Исполнитель, весь бледный от волнения.
- Мужчина, вы снова выиграли, вам сегодня определенно везет. Предлагаю повысить ставки до 50 тысяч рублей - вел свою игру Наперсточник.
- Да чего там мелочиться - взволнованно засуетился Исполнитель - играть, так играть, коль карта пошла. Предлагаю на все, и он, раскрыв свой бумажник, не вынимая денег, сделал вид, что считает их. - У меня получается 340 тысяч, а у вас, юноша, наберется такая сумма?
Наперсточник то же вынул свои деньги и пересчитал их - 342 тысячи - как раз то, что надо. Уважаю смелых людей, поэтому из уважения к вам, я принимаю ваш вызов.
На этот раз его руки заработали значительно быстрее. Исполнитель наблюдал, как шарик быстро перемещался с правого края на левый, с левого в середину, снова влево и вдруг исчез, ни в одном стаканчике его не было. Незаметно для зрителей, но не для Исполнителя, шарик перекочевал в левую руку манипулятора.
- Где? - спросил Наперсточник, и тонкая, еле заметная ухмылка уже начинала играть на его лице.
До этого, возбужденный азартом Исполнитель, вдруг стал совершенно спокоен. Он тихо и медленно, растягивая слова, произнес - шарик, молодой человек, зажат у вас в ладони левой руки, покажите.
К своему удивлению, Наперсточник не стал лезть в бутылку, давая сигнал охране, а разжал ладонь, в которой действительно оказался шарик.
- Я выиграл - также медленно произнес Исполнитель - будьте любезны, юноша, вернуть мне мой выигрыш.
Наперсточник вынул из внутреннего кармана все деньги, что у него были, и протянул их Исполнителю, при этом рот его был открыт, а глаза, как-то отрешенно, не мигая, смотрели на стаканчики. Зрителей, почему-то, вся эта история нисколько не взволновала, они еще немного постояли и, видя, что никакого продолжения не будет, стали расходиться. Все случившееся тут же вылетело у них из головы.
Исполнитель взял у Наперсточника деньги, отсчитал две тысячи сдачи и сунул их парню в руку. Затем, он направился к выходу мимо бритоголовых спортсменов, которые по прежнему стояли и о чем-то небрежно болтали между собой, ничего не видя вокруг.
Вечером на рынок, за ежедневной данью прикатил на латаной-перелатаной старенькой волге с оленем на капоте, король рынка Лёня Корней со своей группой поддержки. Наперсточник его встретил сидящим все в той же позе - с открытым ртом, тупо глядя на свои стаканчики, в руке он держал четыре купюры по пятьсот рублей. Спортсмены же вообще не обратили на Корнея никакого внимания. Они так же, как и несколько часов тому назад, мирно стояли и болтали о своем. Их, избитых до полусмерти, всех четверых увезли в больницу из одного глухого дворика, расположенного неподалеку от рынка.
В милиции, узнав, кем являются потерпевшие, уголовного дела заводить не стали - сами разберутся, не маленькие, и без них голова кругом идет. Тем более, что при Корнее порядка на рынке заметно стало больше: исчезли хулиганы, карманники, да и прочей шпаны тоже не стало. В торговых рядах тоже наметился порядок: перестали скупать и торговать краденное, прекратились драки между торговцами из-за места - одним словом Корней им пока был нужен, и поэтому они прощали ему некоторые его шалости.
Единственный, кому удалось избежать Лёниного гнева, был Любитель Пива. Почувствовав неладное, он вовремя смылся и долгое время, потом на рынке не появлялся.
Исполнитель вышел с рынка к Большому проспекту, сел на скамейку перед рынком и стал ждать того, ради которого он сюда пришел, ради которого разыграл весь этот спектакль с Наперсточником. То, что тот, который ему нужен, находился на рынке, он знал точно. Запах Конторы он научился чуять за версту еще после Гданьской операции, и этот запах был на рынке, и исходил он от того, ради которого Исполнитель пришел на рынок.
Ждать пришлось не долго. Через несколько минут с рынка вышел еще один человек. В крепком парне, лет тридцати, Исполнитель без особого труда разглядел человека Конторы, прошедшего спец. подготовку. Человек подошел к Исполнителю и несколько стесняясь проговорил:
- Извините, я сейчас был свидетелем вашего крупного выигрыша, не могли бы вы дать мне немного денег. Понимаете, я попал в несколько затруднительное положение, остался без денег и документов... вы не подумайте, мне не на водку, просто я не ел несколько дней, я голоден.
- Пойдем, поедим, и я с тобой заодно.
* * *
По дороге Исполнитель для приличия стал расспрашивать парня о том, что же такое с ним произошло, ибо прочитать его было совершенно невозможно - эффект пограничной собаки - догадался Исполнитель. Похоже, этот паренек подвергся в Конторе спец. обработке, поэтому на него не подействовала установка, которую послал Исполнитель всем в радиусе тридцати метров. В свое время он слышал, что контора проводит какие-то работы в этом направлении, и ему даже приходилось сталкиваться с теми, кто подвергся такой обработке. Но это были единицы - кодировали только избранных, от четкой работы которых зависело очень и очень многое. Неужели, за то время, что он отсутствовал, они сумели запустить это дело на поток. Тогда - дело дрянь. Вот откуда исходил сигнал опасности для Державы. Работа, похоже, предстоит серьезная.
- Так что же ты, такой молодой, здоровый и не можешь заработать себе на еду?
- А где?
- Да, хоть, на том же рынке.
- Мне это как-то и в голову не пришло. А что касается работы, то у меня была работа, но, я ее потерял, а новую... - парень задумался, ему и в голову не могло придти, что у него вообще может быть какая-нибудь другая работа - новую еще пока не нашел.
- А кем работал-то - допытывался Исполнитель - если не секрет.
- Агентом... Агентом по недвижимости, в одной фирме. - Было видно, что он совершенно не умеет врать, что это не его, что ему стоит немалого труда говорить совсем не то, о чем он думает.
- Так что же случилось то, фирма что ли прогорела?
- Фирма? - удивился парень, - нет, фирма не прогорела, да и вряд ли когда-нибудь прогорит, просто мне пришлось оттуда уволиться.
- Ну, хватит болтать, заходи, и Исполнитель слегка подтолкнул его к дверям закусочной - смелее, банкет оплачен.
Это была первая попавшаяся им на пути закусочная. Исполнитель взял парню двойную порцию сосисок с пюре, стакан кофе с молоком и пирожок с мясом. Себе он взял стакан томатного сока и пирожок с рисом. Они сели за столик в углу небольшого зала.
Народу там было немного - в соседнем углу небольшая компания мужиков, подогретая распитой бутылкой, с жаром обсуждала рост инфляции, да у дверей перетаптывались с ноги на ногу мужик с бабой. Хотя, определить кто из них мужчина, а кто женщина, было довольно затруднительно, из-за их одинаково опухших от постоянного возлияния лиц, и одинаково осипших, хриплых голосов. Да и одеты они были совершенно одинаково - грязные вытертые джинсы, стоптанные рваные полукеды, выцветшие на солнце футболки, лишь у дамы под футболкой еще угадывались отвисшие первичные половые признаки. Поначалу эта парочка бросала косые взгляды на Исполнителя с его спутником, но, убедившись, что им от них ничего не обломится, оставили эту затею.
Исполнитель наблюдал, как его загадочный знакомый пожирал тарелку с едой глазами, но у него хватало выдержки, не набросится на нее. Он ел, как и подобает офицеру - не торопясь, тщательно пережевывая пищу. Затем Исполнитель, пользуясь случаем, стал проводить предварительное обследование его мозга. Аномальные зоны на коре головного мозга бросились Исполнителю в глаза сразу, он их насчитал, аж целых четыре. Многоступенчатое кодирование - догадался Исполнитель - с таким он еще никогда не сталкивался.
В закусочную зашел милиционер, купить себе сигареты, и Исполнитель заметил, как его визави весь сжался, опустив низко голову. Он походил на сжатую до упора пружину, готовую распрямиться, все сметая на своем пути, при первой же оплошности державшего ее, и прибывал в такой позе до тех пор, пока блюститель порядка не покинул закусочную. При этом, две аномальные зоны из четырех проявили максимальную активность.
Так у парня еще и с законом не всё слава богу. Похоже, этого милиционера сейчас спасло то, что он ленивый и не ревностный служака, а заодно и всех присутствующих в этой забегаловке. Исполнитель давно оценил потенциальные возможности этого парня в бою. Он представил себе на мгновенье, что бы могло случиться, если бы милиционеру вдруг взбрело в голову спросить документы у этого помятого и давно не бритого субъекта. Надо думать шансов на то чтобы выжить этот парень не оставил бы никому - ни мужикам в углу, ни буфетчице, ни даже этой пьяни, хотя этим и ядерная бомбардировка не страшна - выживут.
- У тебя семья-то есть? - спросил он у молодо человека, когда тот допивал уже свой кофе.
- Семья? - мышцы его лица сначала напряглись - он пытался что-то вспомнить, но вдруг его лицо исказила гримаса ужаса и он, схватив свое лицо, руками разразился страшными рыданиями. Он плакал, как плачут, когда потеряли самое дорогое в жизни, и которое уже никак не вернуть. Мужики в углу притихли, видя, что сами они ничем этому парню помочь не могут. Спитая парочка поспешила быстро удалиться по добру, по здорову, от греха подальше - такая картина была не для их, и без того истерзанной алкоголем, нервной системы.
Исполнитель заметил, что во время такого душевного срыва аномальные зоны на коре головного мозга парня исчезли полностью и он наконец смог прочитать тайну своего загадочного знакомого. Перед внутренним взором Исполнителя прошла вся жизнь Топтуна и детдом, и Рязанское училище, и Ангола, и легкая контузия в Афганистане, после которой он попал в отдел наружного наблюдения Конторы. В Конторе он подвергся четырехступенчатому кодированию. Но это был эксперимент - это радовало Исполнителя - значит, до конвейера пока дело еще не дошло. То, что он убил свою жену, самого дорогого для себя человека, это конечно плохо, но винить его в этом нельзя - виновата Контора, со своими топорными экспериментами с психикой человека.
Топтун начинал приходить в себя, и аномальные зоны стали возвращаться на прежнее место. Исполнитель стер в памяти у всех присутствующих в закусочной свое с Топтуном прибывание в ней. Когда он окончательно очухался, они вышли на улицу, и Исполнитель, сказал ему - Тебя ищут.
- Я знаю. - Топтун даже не обратил внимание на то, что этот незнакомец заговорил с ним на тему, о которой он ничего не должен был знать.
- Тебе надо уходить из города.
- А как? Они ведь перекрыли все выходы, все вокзалы, аэропорт, все дороги, включая и водные пути.
- Есть один, который они не учли. Сегодня ночью с московской товарной отправляется товарняк с буровым оборудованием до Ачинска. Спрячешься в одном из вагонов, доедешь до места, завербуешься в какую-нибудь буровую бригаду и какое-то время поживешь там. Паспорт свой выкини - он тебе больше не пригодится. На месте назовешься другим именем - там особенно не будут допытываться кто, да что, там всякого сброда хватает. Ну, а со временем оглядишься, и сам поймешь, как тебе дальше поступать. А пока пойдем ко мне домой - надо собрать тебя в дорогу, да и отдохнуть тебе также не мешает. Они молча пошли пешком на Петроградскую сторону, и каждый думал о своем.
Исполнитель прочитал не только его прошлое, но успел заглянуть и в будущее Топтуна, и оно вырисовывалось не таким уж безоблачным и счастливым. Детей, конечно, родители его погибшей жены не отдадут ему никогда, да и вряд ли он когда-нибудь их сможет увидеть. Не далее, чем следующей весной он в свой выходной отправится в поселок, и на его глазах две школьницы провалятся под лед. Топтун, не задумываясь, бросится в воду.
Девчонок-то он спасет, а вот сам выбраться из воды не сможет - наст под ним подломится и его течением затянет под лед. На панихиде в поселковой церквушке будет весь поселок, а ведь никто даже не будет знать его настоящего имени.
Исполнитель так же знал, что это один из вариантов его будущего - выбор всегда останется за ним, за Топтуном.
* * *
В это время люди генерала Степанова вышли на след Топтуна. На Андреевском рынке их осведомитель сообщил им, что видел этого человека на рынке, и что он совсем недавно вышел из рынка, но далеко, надо полагать, уйти не мог. Оперативники, как легавые, взявшие след зверя, стали рыскать на всех близлежащих улицах. На одной из них, попавшийся им на встречу, сержант милиции сообщил им, что видел похожего гражданина в забегаловке, что через два дома. В закусочной они объект не обнаружили. Буфетчица, глядя на фотографию Топтуна, только развела руками, мол, не видела, не заходил, она бы уж запомнила интересного мужчину, а так, кроме вон тех мужиков в углу, да Алика с Зинкой последние два часа никого не было. Мужики, распивавшие очередную горькую, также сказали, что никто похожий при них не заходил. Да, какая-то сладкая парочка тут вертелась, но они мало, чем похожи на того, кого вы ищите. Выйдя из закусочной, оперативники в соседней подворотне увидели тех самых Алика с Зинкой, куривших, найденные ими бычки.
Опера подошли к ним и, не представившись, показали им фотографию.
- Этот гражданин заходил в закусочную?
Алик своим сильно развитым шестым чувством просёк, что тут можно неплохо поживиться.
- А если скажу, то, что я с этого буду иметь? - вопросом на вопрос ответил Алик, изображая из себя ну очень крутого бизнесмена, который привык сотрудничать только на взаимовыгодных условиях.
Ответом ему был страшный удар в солнечное сплетение, и Алик понял, что сегодня явно не его день, а с этими странными ребятами, которые ни на ментов, ни на бандитов совсем не похожи, лучше в азартные игры не играть, а рассказать все что знаешь.
- Да вон они по той стороне идут - корчась от боли, прохрипел Алик, указывая грязным пальцем на Топтуна с Исполнителем, которые, не торопясь, шли по противоположной стороне.
Наградой за его страдания была бумажка в пятьсот рублей, которая легла Алику в ту самую протянутую руку.
- И о нашем разговоре никому не слова, если что, из-под земли достанем - уяснил?
- Какой базар, братан!
Оперативник еще раз взглянул на новоявленного родственника, сплюнул, и бригада из трех человек поспешила догонять Топтуна. На ходу, посовещавшись, они решили, что придется убирать и второго, если он в ближайшее время сам куда-нибудь не свалит. Потому что на сообщника он мало, чем походит, скорей всего просто случайный попутчик. Лишние жертвы им были не нужны, но если окажется, что топтун успел ему что-нибудь наболтать, то генерал им этого не простит, поэтому решили все-таки не рисковать и валить обоих.
Не торопясь, шагая с Топтуном по направлению к своему дому на Петроградской, Исполнитель почувствовал за собой слежку, и от следивших несло не только Конторой, к этому запаху примешивался еще один запах - запах смерти, причем и для Топтуна, и для него самого. Те, что шли за ними по пятам не были закодированными, поэтому Исполнитель легко прочитал и кто они, и что из себя представляют, и кто их послал, и с какой целью.
В свое время Исполнитель досконально изучил город с его непростой системой проходных дворов, чердаков и подземных коммуникаций, так как основную работу ему приходилось выполнять именно в этом славном городе трех революций. Решение пришло сразу. Исполнитель с Топтуном свернули в один из дворов и притаились в одной из проходных парадных. Не прошло и минуты, как туда вбежали опера, они вначале остановились, прислушиваясь, не раздастся ли какой-нибудь шум, но ничего не услышав, стали оглядываться на все парадные.
- Ты их знаешь? - спросил Исполнитель у Топтуна.
- Нет, ни разу не видел.
- А кто такой генерал-майор Матвеев?
- Кто вы? - недоуменно спросил Топтун.
- Я твой ангел хранитель, а эти люди по приказу генерала Матвеева пришли тебя убить, а заодно и меня.
- Генерал Матвеев, это начальник одного нашего особого отдела, где я, кстати, проходил медицинский осмотр.
- Один раз проходил?
- Нет, раза три, или четыре туда вызывали.
- Ладно, если они тебе не нужны, то я их сотру.
- Да нет, они мне не нужны.
Дальше события стали разворачиваться столь стремительно и совершенно непонятно для Топтуна, что он смотрел на происходящее во дворе, как на какую-то сюрреалистическую фантазию.
Опера вдруг выхватили свои пистолеты и начали друг в друга палить без предупреждения. Через несколько секунд все было кончено - три трупа с пистолетами в руках в более-менее художественных позах лежали, украшая собой пустынный двор.
Исполнитель с Топтуном прошли через проходную парадную и как ни в чем ни бывало вышли с другой стороны. Не привлекая к себе внимания, они продолжили свой путь к дому Исполнителя.
ВСТРЕЧА НА ПРОСПЕКТЕ ЩОРСА
Было около двух часов пополудни, когда Рождественский вышел на проспект Щорса, без труда отыскал дом, в котором жил шеф. Во дворе стояла припаркованная знакомая машина, значит, тот уже приехал и ждёт его. Накануне Валерий Залманович попросил Рождественского приехать к нему домой, на городскую квартиру, для очень важного (это он особенно подчеркнул) разговора. С кем будет этот разговор, и о чём конкретно шеф не сказал, но намекнул, что возможность дальнейшей практики будет во многом зависеть от результатов этой встречи. Поскольку о том, чтобы отказаться, речи быть не могло ,доктор подчинился.
Он поднял глаза вверх, словно пытаясь увидеть своего начальника в окнах третьего этажа. Дом в стиле модерн с потемневшими от времени шершавым стенами четко прорисовывался на фоне белёсого неба, подобно фантастическому паруснику, парящему в воздухе. Странная мысль посетила Рождественского: ему вдруг показалось, что он жил здесь когда-то, лет сто назад. Ощущение ушедшего времени было абсолютно осязаемым: ему виделись не реалии прошлой эпохи, а жутковатое чувство попадания в сгусток иного времени.
Люди, мечтающие путешествовать во времени как туристы, рассчитывают приятно пополнить свой познавательный багаж, не подозревают даже как далеки их представления о времени от истинных. Любое время материально, оно имеет свой запах, цвет, это живая субстанция, как и мы сами.
Время живет не вне нас, но нельзя сказать, что оно внутри нас. Мы сами созданы из Времени, наши взаимоотношения со Временем такие же интимные и неразрывные как взаимоотношения не рождённого ещё ребёнка и его матери. Невозможно отделить одно от другого, не нарушив законы жизни, невозможно определить, где мы, а где время: мы и есть время.
Он усмехнулся своим невольным фантазиям и шагнул внутрь. Дверь квартиры ему открыл сам Валерий Залманович. Он казался более флегматичным и расслабленным, чем обычно, так что Рождественский, хорошо изучивший своего шефа за годы совместной работы, сразу понял, что тот крайне нервничает.
- Прошу - коротко пригласил он, дождавшись, когда Рождественский снимет плащ.
Они прошли в довольно просторную комнату, служившую гостиной. Два поколения Зельцферов жили в этой квартире. Валерий Залманович был представителем третьего поколения этой во всех отношениях достойной семьи, и то ли из чувства уважения к памяти отца и деда, то ли просто из-за обычной лени, оставил здесь всё почти без изменения.
Обстановка добротного старомодного комфорта нравилась Рождествескому: ничего не раздражало глаз, никакого евростандарта, никаких новомодних перестроек и придумок. Так и казалось, что сейчас их встретит хозяин квартиры, старенький профессор прежних времён, с аккуратной бородкой и в очках-пенсне.
Навстречу им поднялся мужчина, лет сорока пяти, крепкого телосложения, чуть выше среднего роста, с лицом, как пишут в милицейских протоколах, без особых примет. Случись им столкнуться где-нибудь случайно, Рождественский вряд ли бы признал гостя своего шефа.
- Проходите, проходите, Илья Александрович, - произнёс тот тоном радушного хозяина, сам продвигаясь навстречу и протягивая руку для рукопожатия.
- Валентин Григорьевич, - представился он, крепко и вместе с тем осторожно пожимая руку доктору.
- Нет, мы с вами никогда не встречались, - ответил он на его немой вопрос, видя, что доктор удивлён его свободной манерой обхождения.
Они расположились в удобных глубоких креслах напротив друг друга. Хозяин дома так и остался стоять в дверях, явно не зная как поступить: принять участие в беседе его никто не пригласил, а выйти из комнаты у него не было предлога. Валентин Григорьевич разрешил его сомнения.
- Валерий Залманович, сообразите-ка нам, пожалуйста, чайку, и покрепче, пожалуйста. Господин Рождественский пьёт обычно чай, правда, самовара у нас, к сожалению нет.
Рокочущий баритон прозвучал неожиданно добродушно. Валентин Григорьевич, опять удивил доктора, на этот раз своей осведомлённостью о его привычках.
- Илья Александрович, не стану вас томить неизвестностью, перейдём прямо к делу: нам необходима ваша помощь, т.е. ваши неординарные способности к диагностике. Поясню: человек, которому вам предстоит поставить диагноз, отсутствует, и увидеть воочию вы его не сможете. Предвидя ваши возражения, могу сказать, что у нас есть видеозапись, и она будет вам представлена, если хотите прямо сейчас. Я довольно обстоятельно знаком с вашими исследованиями, и знаю об их блестящих результатах. Да, да, не скромничайте, Илья Александрович, остановил он доктора, видя, что тот снова что-то хочет ему возразить.
- Что я должен выяснить об этом человеке? -спросил несколько дотоле сбитый с толку, Рождественский, успокоившись при мысли о начале привычной работы.
Всё, что сможете. То есть всё, что сочтёте нужным нам сообщить - почему-то поправился гость, мгновенно отметив неуловимое выражение на лице доктора.
Валентин Григорьевич включил видеозапись, и пока доктор смотрел, встал, отошёл к окну, закурил. Видеозапись была короткой, и представляла она Топтуна, рядового сотрудника Конторы, ставшего за последнее время её главной головной болью.
Когда запись закончилась, доктор какое-то время молчал. Валентин Григорьевич, вернувшийся на своё место, не торопил его и терпеливо ждал.
То, что произошло в последующие минуты, поразило его. Рождественский не только нарисовал абсолютно достоверный психологический портрет человека, с которым никогда не был знаком. Он сделал ещё блиц диагностику состояния органов и систем Топтуна, включая и основные генетические особенности его организма. А так же отметил время важнейших стрессовых ситуации, (не останавливаясь, однако на бытовых подробностях, которые он не считал важными в судьбе человека) Но, окончательно сражён был Валентин Григорич, когда доктор сообщил ему, что человек, о котором они сейчас говорят, мёртв.
По долгу службы полковнику приходилось знакомиться с деятельностью людей, обладающих паранормальными способностями, особенно в последние годы, когда число подобных феноменов в России резко возросло. Он не солгал, сказав, что внимательно следил за исследованиями Рождественского, умолчав, однако, что, а точнее кто был источником информации, и кто удовлетворял всеобъемлющую любознательность Конторы по этому деликатному вопросу.
По вполне понятным причинам, полковник не упомянул об отчётах, которые аккуратно предоставлял господин Зельцфер, тем более что, как только успел он понять, отчёты эти были далеко не полные и не отражали в должном объёме информацию о поразительных возможностях скромного доктора. Кое о чём осторожный и практичный Зельцфер явно умолчал, так, на всякий случай. А может быть, на это была своя причина, о которой полковнику ничего пока не было известно.
Полковник вспомнил, что ещё тогда, просматривая первые отчёты, невольно отмечал про себя, что Рождественский мог бы стать одним из лучших практикующих экстрасенсов, но почему-то не стремился к этому. Понял полковник и то, что странный доктор не только ни гордился своими возможностями, но даже не считал их чем-то особенным или чудесным, и что предметом истинных его информационных интересов было ни что, где, когда, а только, как и почему.
В теперешнем случае непредвиденного осложнения с Топтуном Валентина Григорьевича тоже интересовало, как и почему: интересы у них с Рождественским вроде бы совпадали, но риск привлечения постороннего человека, тем более такого человека, к исследованиям Конторы был слишком велик. Однако выхода не было, кроме того, полковник надеялся всё же удержать ситуацию под контролем, а в худшем случае..., но об этом он решил сейчас не думать.
- Не могли ли бы вы подробнее остановиться на причине самоубийства нашего агента - вслух произнес он, решив больше не играть с доктором в кошки-мышки.
- Психика этого человека была подвергнута спецобработке - доктор осторожно подбирал слова.
- В его сознание были внесены определённые программы поведения, назовём этот процесс условно кодированием.
- Значит, вы, Илья Александрович, считаете, что это и послужило причиной психического сбоя у нашего агента? - полковник медленно и весомо ронял каждое слово своего вопроса.
- Нет, само по себе, нет.
- ?!
- Видите ли, некоторых людей вообще не следует подвергать серьёзному психическому воздействию, последствия могут быть самые непредсказуемые. Это люди с особенной энергоструктурой, имеющей отклонения, или точнее сказать аномалии энергообмена. Очевидно природных аномалий очень много, мне пока удалось выделил наиболее яркие и сильные из них. Каждую такую энергоструктуру, имеющую аномалию, я называю биополем - "Икс".
- И что же, вы можете определить, у кого есть такое биополе- Икс, а у кого оно отсутствует?
Рождественский, поглощённый ответственностью момента и для того чтобы лучше сосредоточиться и передать свою мысль, избегал до сих пор встречаться глазами с взглядом собеседника, он всегда так поступал во время сеансов. Но сейчас он прямо взглянул на полковника и едва не вздрогнул от неожиданности: перед ним сидел совершенно другой человек, ничуть не похожий на того, кто так радушно приветствовал его накануне. Сделав над собой значительное усилие, чтобы уйти от диктата этого властного взгляда, доктор твёрдо произнёс:
- Да, это возможно определить. И даже в отсутствии пациента - уточнил он, предвидя следующий вопрос полковника.
Наступила пауза, полковник снова встал, прошёлся по комнате, закурил. Он явно обдумывал слова Рождественского, колеблясь и не зная, стоит ли продолжать беседу с эти странным доктором, или, может быть, просто сомневаясь, готов ли он, Валентин Григорьевич, узнать нечто такое, что не знает ещё никто, и как повлияет на него самого это знание. Наконец он принял решение.
- А почему он убил свою жену, эти люди с биополем Икс, убийцы? - неожиданно спросил он, останавливаясь перед креслом Рождественского и глядя на него сверху вниз.
- Скорее самоубийцы. Убийцей этот человек стал как раз из-за кодирования.
Доктор выговорил эту фразу с усилием, не имея ни малейшего желания объяснять её смысл, но это ему как раз и предстояло сделать, так как полковник, опустился в кресло и молча смотрел на него, всем своим видом олицетворяя неумолимое ожидание пояснения.
- Особенность этого случая состоит в том, что пациент (доктор употребил этот термин по привычке) уже имел, говоря коротко и понятно... Он невольно запнулся, не желая обидеть полковника.
- Ну, ну, Илья Александрович, я же не кисейная барышня, продолжайте и не отвлекайтесь, пожалуйста.
- Этот пациент уже имел природную кодировку, если так можно выразиться.
- То есть?
Дело в том, что у всех людей без исключения, - при этих словах доктор выразительно посмотрел на собеседника, - есть некие механизмы психического функционирования, делающие их управляемыми существами.
- То есть вы хотите сказать, - начал было полковник.
- Что все мы - зомби.
ЗОМБИ - ЭТО МЫ
Несколько секунд полковник смотрел на Рождественского, молча, стараясь понять, шутит ли он или, что ещё хуже, не в ладах с собственной крышей.
- Вы имеете в виду, конечно, спецобработку? - наконец выговорил он.
- Ничего похожего я не имею в виду.
Лицо доктора приняло, не подобающее случаю лукавое выражение. Теперь он был в своей стихии, и как всегда пришло ощущение абсолютной свободы, защищённости и невероятной силы, ощущение, что он может всё, или почти всё.
- Программирование сознания, блокирование памяти и прочие эффектные штуки - это возможности искусственного манипулирования психикой человека. Всё это мало интересно.
А ни случалось ли вам, Валентин Григорьевич. видеть в жизни примеры ничем не объяснимой и буквально рабской зависимости у людей, которые никакой спецобработке не подвергались, и, заметьте, у психически здоровых лиц?
Итак, поставим вопрос следующим образом: существуют ли в психике человека механизмы естественного зомбирования? Назовём эти механизмы условно самозомбированием.
Да, существуют. А теперь представьте себе на минуточку, что такой механизм включился, спонтанно, без видимых причин, вдруг. И что же произойдёт? Совершенно неожиданно для окружающих и себя самого человек становится буквально рабом. Чего? Да чего угодно: пристрастия, идеи, странной манеры поведения, другого человека, наконец, если речь идёт о партнёрстве, интимном или деловом, не имеет значения.
И происходит катастрофа: рушатся благополучные браки, успешные карьеры, состояния пускаются на ветер, совершаются серьёзные проступки и даже преступления. Но что самое интересное, причину происходящего не может объяснить никто, включая самого автора всех этих деяний.
Вы спросите, почему? Да потому, что сам человек не отслеживает изменения в своём поведении, он их просто не осознаёт, он - зомби!
Мне иногда в голову приходила мысль, о том, что мировая литература так много времени и таланта потратив на объяснение непостижимых движений человеческой души, оперирировала такими понятиями как божий промысел, рок, происки дьявола и тому подобное, так ничего в сущности и не объяснила.
Всё было бы гораздо проще, если бы людям было известно о механизмах психического самозомбирования: тогда можно было бы многое понять, и не жаловаться попусту на бога, не обвинять понапрасну дьявола в своих несчастиях.
- Вы не верите в дьявола, доктор? - попробовал пошутить полковник.
- Я просто не люблю, когда за человеческое отвечает не человек, это - не правильно. И уж, если какое-то явление имеет своё естественное объяснение, я всегда стараюсь находить его.
Природа возникновения подобных феноменов психики никакого отношения к проискам сил зла не имеет, и дьявол тут совершенно ни при чём. Механизм самозомбирования может быть включён средой обитания человека, точнее нарушением её экологии.
- Ну, доктор, вы просто меня разочаровали - совершенно искренне огорчился полковник. - Я то надеялся, что нечто необычное движет нашими поступками, а вы вдруг запели хвалу партии "зелёных".
Рождественский посмотрел на искренне огорчённого собеседника и невольно улыбнулся.
- Говоря об экологии обычно имеют в виду загрязнение природы, истребление ресурсов, разрушение озонового слоя и прочее. И проблемы человека представляют как производное от этих внешних факторов: вода, пища, воздух - болезни порождённые загрязнением этих компонентов. Однако, на мой взгляд, не менее важно учитывать и состояние того энергоинформационного пространства, в котором существует человек, ту среду обитания, которая физически невидима, но значение которой в жизни человека, на самом деле основополагающее.
Уж простите, доктор, но ваше так сказать открытие гроша ломаного не стоит - всё это уже было: и тотальная система пропаганды, и фюреры, и бредовые идеи. Вы ведь именно это имели в виду, говоря о загрязнении энергоинформационного пространства? Всё это в прошлом и не повториться опять, такие уроки истории учат многому.
- Уроки истории не учат ничему, иначе история не ходила бы вечно по кругу как слепая лошадь.
- И всё же зомбировать психику целой нации в современных условиях? Это что-то из области фантастики.
- А как же идея власти денег? Успех, как смысл жизни, причём нередко любой ценой? И уже современные СМИ вовсю стараются, чтобы привить нам именно эти ценности, и ведь небезуспешно, надо признать. Так что же выходит, мы тоже - зомби?
Рождественским овладел азарт ярого спорщика, он в свою очередь встал, сделал несколько шагов по комнате, вернулся на место и в выжидательной позе остановился перед собеседником, глядя на него сверху вниз.
- И всё же вы не правы, доктор: в тоталитарных системах присутствует фактор страха, который и вынуждает подчиняться воле власти, даже вопреки своим убеждениям.
Полковник произнес эту фразу настолько серьёзно и прочувствовано, что Рождественскому невольно подумалось, что о компромиссах с совестью тот знал явно не понаслышке.
- А искренняя любовь к вождям? Это тоже из страха? - продолжал нападать он на собеседника.
- Илья Александрович, не томите! - в шутку взмолился полковник - уж вы то наверняка знаете ответы на все эти вопросы.
- Говоря о разрушении энергоинформационной среды, я не имел в виду пропаганду, репрессии и прочее. Это вторичная составляющая, первопричина же в другом. Вспомните, что именно предшествует всем этим реалиям жизни, с чего собственно всё начинается?
Революция в системе нравственно-этических ориентиров: всё, что было белым, объявляется чёрным, и наоборот, всё, что было нельзя, отныне можно. Эта революция в системе нравственно этических ценностей фатальным образом сказывается на психике людей - на глубинном подсознательном уровне происходит некий сбой, похожий на "зависание" компьютера.
Приведу наглядный пример. Сравним условно поток нашего сознания с потоком движущегося транспорта на дорогах: так вот нравственно-этические ориентиры служат как бы указателями для этого движения. Что случится, если одновременно поменять все указатели? Хаос, или точнее затяжной подсознательный шок, если говорить применительно к психическому здоровью общества. Вот такое состояние затяжного, подчёркиваю, подсознательного, то есть никак не отслеживаемого сознанием, шока и есть питательная среда, основополагающее условие для тотального зомбирования целой нации.
В таком состоянии людям можно "скормить" любую, абсолютно любую информацию, даже самую дикую и бессмысленную. Они это просто не заметят, потому, что критически оценить и отвергнуть её они будут не в состоянии.
Иначе бы ни бредовые идеи фюреров всех мастей, ни усилия многочисленных спецслужб не в состоянии были бы подчинить себе волю целых народов, если бы сама природа ни создала готовые механизмы самозомбирования у каждого человека.
- Замечательная идея, доктор! Значит, следуя вашей логике, все мы, человечество то есть, в один прекрасный момент можем превратиться в зомби и пожрать друг друга?
Полковник не скрывал насмешки, но Рождественский как будто даже обрадовался этому вопросу.
- Хороший вопрос, но то, что это ещё не случилось, заслуга не наша, человечества то есть: тоталитарные системы, к счастью, ещё не существовали в масштабах целой планеты. Так что не всё человечество теряло способность критически оценивать действительность, это, во-первых. А, во-вторых, сам процесс самозомбирования обратим, как у отдельных людей, так и целых народов. Если устранить причины его породившие, сознание возвращается в норму, без каких либо последствий для психики человека.
- Позвольте, доктор, а совесть, а раскаяние?
Теперь настал черёд задуматься Рождественскому: насколько искренен его собеседник, и зачем ему понадобился этот не совсем корректный экскурс в этику.
- А вы видели кающихся? - спросил он, прямо взглянув на собеседника.
- Обиженных, озлобленных, обвиняющих во всём Сталина, Гитлера, Совдепию - сколько угодно, а вот кающихся увидеть мы не можем, потому что их нет, ну, по крайней мере, в массовом варианте. Люди просто не могут отождествить себя сегодняшних с собою тогда. Они говорят, что время было такое, что им приказали, что они боялись. Дело, конечно, не в этом, просто они были зомби, и, если бы оценка их деяний не была бы сделана позднее, уже с позиций здравого сознания, они просто забыли бы всё, и жили бы себе дальше, как ни в чём ни бывало.