Кошкин Владимир Александрович : другие произведения.

Обычная школа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обычная школа, обычные проблемы взаимопонимания и взаимодействия. Эта пьеса была написана, когда я еще учился в ДВФУ. Едва ли она когда-нибудь будет поставлена, но своим текстом вполне может поднять настроение.

  ОБЫЧНАЯ ШКОЛА
  Драма в одном действии
  
  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
  А н н а М а р к о в н а Л ь в о в а, учительница.
  П е р в о к л а с с н и к и:
  М и ш а Л а п о ч к и н, двоечник.
  С т е п а Д в о й к а, двоечник.
  К и м Д в а, двоечник.
  С о р о н а Д в о е ч к а, двоечница.
  Т е н я (Т е р е н т и й) Е д и н и ц а, колышник.
  Т а н я (К о н с т а н ц и я) Л я, отличница.
  С и г н е Х а н с е н, троечница.
  И н с п е к т о р.
  
  Место действия - самая обычная школа. А н н а М а р к о в н а сидит за своим столом, первоклассники - каждый за своей партой. Напротив зрительного зала - большие часы, на которых видно текущее время в пьесе. В паузах между явлениями рабочие сцены переводят стрелки.
  
  ЯВЛЕНИЕ 1
  На часах 8:00.
  
  А н н а М а р к о в н а. Здравствуйте, дети!
  П е р в о к л а с с н и к и. Здравствуйте, Анна Марковна!
  А н н а М а р к о в н а. Садитесь. Первый урок у нас сегодня - русский язык. Ну-ка, Танечка, напомни, что я вам на дом задавала!
  Т а н я. Анна Марковна, вы задали составить предложение со словом "дедушка".
  А н н а М а р к о в н а. Спасибо. Лапочкин, говори, что ты составил?
  М и ш а. Дедушка отрастил себе пятнадцатую ногу.
  А н н а М а р к о в н а (под общий смех): Лапочкин, ты что?! Ты опять?! Двойка!
  М и ш а (всхлипывая): За что, Анна Марковна? Вы попросили составить предложение со словом "дедушка" - я составил предложение со словом "дедушка".
  А н н а М а р к о в н а. Дети, посмотрите на Лапочкина! Хорошее он составил предложение?
  Т а н я. Нет, Анна Марковна!
  А н н а М а р к о в н а. Миша, ты понял?
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Лапочкин правильно выполнил ваше задание, пе-ред всем классом сказал правду - вы несправедливо ставите ему двойку!
  А н н а М а р к о в н а. А ну молчать! Сейчас я и до тебя доберусь. Два, что ты составил?
  К и м. Сё.
  А н н а М а р к о в н а. Что - сё? Вот тебе и сё! И тебе двойка! Двойка, а ты?
  С т е п а. М-м-м...
  А н н а М а р к о в н а. Понятно. Двойка. Двоечка, и ты не составила?
  С о р о н а. Э-э-э...
  А н н а М а р к о в н а. Так, еще одна двойка. Хансен, теперь слушаем тебя.
  С и г н е. Дедушка умер.
  А н н а М а р к о в н а. Почему это дедушка умер?
  С и г н е. Я ему голову отрубила.
  А н н а М а р к о в н а. Это как???
  С и г н е. Показать?
  А н н а М а р к о в н а. Я тебе покажу! Я тебе так покажу! Тройка тебе с минусом за такое предложение! Ну хоть ты, Танечка, чем-нибудь меня порадуешь?
  Т а н я. Мой дедушка хороший.
  А н н а М а р к о в н а. Умница! Молодец! Ставлю тебе пятерку. Умеешь сердце успокоить.
  Т е н я. Протестую! Лапочкин составил предложение не хуже Ля! И даже длиннее!
  А н н а М а р к о в н а. А тебе, протестующий, вообще единица!
  Т е н я. Единица? За правду?
  А н н а М а р к о в н а. Единица, рот закрой! А то смотри, тряпку вот эту в рот запихну, и попылишь домой вот с этой тряпкой.
  С о р о н а. Ой, не надо!
  А н н а М а р к о в н а. Понял? А теперь откройте свои тетради и записывайте...
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 2
  На часах 8:40.
  
  А н н а М а р к о в н а. Нет, ну это же надо?! До такой степени не знать русский язык! Вам что, русский язык не родной?!
  С и г н е. Нет.
  К и м. Нети.
  А н н а М а р к о в н а. Кошмар... А тебе, Двойка? Тебе, Единица? Тебе, даже стыдно фамилию говорить, Лапочкин?
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! У Лапочкина не такая фамилия, что стыдно ее говорить!
  А н н а М а р к о в н а. Ох, Единица, доведешь ты меня... Про тряпку не забыл? Оценки за урок: Танечке - пять, Хансен - три, Двойке - два, Два - два, Двоечке - два, Лапочкину - тоже два, без ножа меня зарезал, а тебе, протестующий, вообще единица.
  М и ш а (всхлипывая): Анна Марковна, за что???
  А н н а М а р к о в н а. Сам должен понимать, за что! Не малыш ясельный! Обезьяну тут из себя делаешь! Итак, дети, следующий урок у нас - природоведение. Что я вам на про-шлом уроке рассказывала?
  Т а н я. Анна Марковна, вы про рыбок рассказывали.
  А н н а М а р к о в н а. Молодец! Лапочкин, отвечай, что ты знаешь про рыбок?
  М и ш а. Что рыбки не писают у людей на голове.
  А н н а М а р к о в н а (под общий смех): Да что ж это такое?! Опять двойка тебе!
  М и ш а (утирая слезы). За что, Анна Марковна? Разве писают?
  А н н а М а р к о в н а. Язык сейчас тебе пришью за такие ответы!
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Лапочкин правду сказал!
  А н н а М а р к о в н а. А где это у меня тряпка? Единица, я не забыла!
  Т а н я. Тряпка около доски, Анна Марковна!
  А н н а М а р к о в н а. Ну, сотри ею все, моя умница, и мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока.
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 3
  На часах 9:20.
  
  А н н а М а р к о в н а. Нет, ну я не понимаю: как можно так не знать и так не любить нашу русскую природу?!
  С и г н е (гордо). А я понимаю.
  А н н а М а р к о в н а. Что ты, Хансен, понимаешь?
  С и г н е. Я понимаю, как можно не знать и не любить вашу русскую природу.
  А н н а М а р к о в н а. Эх, Хансен, Хансен, ничего-то ты не понимаешь. Поставила я тебе тройку, да вот теперь думаю, что зря. Следующий наш урок - математика. Таня, девочка моя, напомни домашнее задание.
  Т а н я. Анна Марковна, вы задали составить задачу про корову.
  А н н а М а р к о в н а. Спасибо, Танечка! Лапочкин, а ну-ка, что ты составил?
  М и ш а. Корова распустила четыре крыла, а одно не распустила. Вопрос: сколько крыльев у коровы?
  А н н а М а р к о в н а (под общий смех). Да я тебя сейчас вышвырну за форту!
  М и ш а (в слезах). За что, Анна Марковна? Вы попросили составить задачу про корову - я составил задачу про корову.
  А н н а М а р к о в н а. И он еще вякает! Ну, Лапочкин, ты меня довел! Двойка тебе! Единица! Вот, в журнал ставлю - сначала двойку, а потом еще и единицу! Так ты меня довел!
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Нельзя две оценки ставить за один ответ!
  А н н а М а р к о в н а. А тебе, протестующий, одна единица - доволен?
  Т е н я. Лучше единица за правду, чем пятерка нечестная!
  А н н а М а р к о в н а. Кто еще составил задачу про корову, поднимите руки!
  Т а н я и С и г н е (одновременно поднимая руки). Я!
  А н н а М а р к о в н а. Остальным двойки. Ну, Сигне, какая у тебя задача?
  С и г н е. Я отрубила голову одной корове, другой корове, третьей корове, четвертой корове, пятой корове...
  А н н а М а р к о в н а. А где вопрос?
  С и г н е. Сейчас до него дойдем. Вот я отрубила голову шестой корове, седьмой корове, восьмой корове, девятой корове...
  А н н а М а р к о в н а. Да сколько всего у тебя коров?
  С и г н е. А это и есть вопрос.
  А н н а М а р к о в н а. Ох, Сигне, плохая твоя задача, но уж так и быть, поставлю троечку. Танечка, золотко мое, давай теперь тебя послушаем!
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 4
  На часах 10:00.
  
  А н н а М а р к о в н а. Ужас! Ни составлять задачи, ни решать не умеете!
  Т е н я. А вы нас научи́те.
  А н н а М а р к о в н а. Учила я вас, учила... Мучилась с вами, мучилась... И что?
  Т а н я. Да вы не расстраивайтесь, Анна Марковна. Я вам буду решать.
  А н н а М а р к о в н а. Вот умница, Таня! Вот это я понимаю - отличница!
  С т е п а. Дура ты, Ля, потому и отличница.
  А н н а М а р к о в н а. Что ты сказал?! Ну-ка встал, пошел в угол и стоять нам будешь весь следующий урок! За то, что обидел нашу Танечку!
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! У нас каждый имеет право на свободу слова!
  А н н а М а р к о в н а. Хватит! Какой у нас следующий урок? Ах да, рисование. Бумага, краски, кисточки у всех есть? Вот и молодцы. Тетради и ручки с парт убрали, бумагу с красками положили. А ты, Двойка, рисовать не будешь - так и стой в своем углу, и пусть тебе стыдно будет.
  С т е п а (из угла). Не будет.
  А н н а М а р к о в н а (вздох). И что из тебя, Двойка, вырастет?
  С т е п а. Да уж не Ля.
  А н н а М а р к о в н а. Значит, вот так и стой. А вы, дети, пишите на своих листочках: "Моя мама". Это будет тема нашего урока. Каждый свою маму будет рисовать.
  Т а н я. А папу можно?
  А н н а М а р к о в н а. А папу, Танечка, завтра.
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 5
  На часах 10:40.
  
  А н н а М а р к о в н а. Лапочкин!!! Это что такое?! Это у тебя мама?!
  М и ш а. Да, Анна Марковна, это моя мама.
  А н н а М а р к о в н а. А почему восемь глаз?! Почему четыре рта?! Почему ухо под носом растет?! Это у тебя такая мама?!
  М и ш а. Да, Анна Марковна, это у меня такая мама.
  А н н а М а р к о в н а. Так ты ее любишь, что восемь глаз ей нарисовал?!
  М и ш а. Я люблю свою маму. Это хорошая мама.
  А н н а М а р к о в н а. Двойка тебе за такой рисунок!
  М и ш а (всхлипывая). За что, Анна Марковна? Вы попросили нарисовать маму - я нарисовал маму.
  А н н а М а р к о в н а. На двойку ты ее нарисовал!
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Каждый художник видит мир по-своему!
  А н н а М а р к о в н а. Опять ты, Единица? А ну-ка, покажи, что ты мне нарисовал! (Смотрит.) Это что за черное пятно?
  Т е н я. Я маму рисовал.
  А н н а М а р к о в н а. А ты вообще на единицу нарисовал!
  С и г н е. Анна Марковна, у меня посмотрите!
  А н н а М а р к о в н а (смотрит). Вот молодец! Какая красивая фигура, какое разноцветное платье! Стоп! А где у мамы голова?!
  С и г н е. А я ее отрубила.
  А н н а М а р к о в н а. Маме - голову отрубила?
  С и г н е. Да.
  А н н а М а р к о в н а. Дети, хорошо маме голову отрубить?
  Т а н я и С о р о н а. Нет.
  А н н а М а р к о в н а. Вот-вот. Если я тебе, Хансен, голову отрублю, хорошо будет?
  С и г н е (сжав кулачки). А ну, попробуйте!
  А н н а М а р к о в н а. Только за платье тройку ставлю. Еще раз так нарисуешь - единица будет. (Просматривает рисунки.) Так, Два, тебе двойка. Двоечка, и тебе двойка. А те-бе, моя умница, как всегда, пять.
  С т е п а (из угла). Ну и дура.
  А н н а М а р к о в н а. Садись на место, Двойка, и сиди! И если еще раз рот откроешь, я тебе грязный твой язык мочалкой оботру!
  С т е п а (садится и широко открывает рот). Бэ-э-э.
  А н н а М а р к о в н а. А следующий наш урок - родная речь. Я вам задавала придумать рифму на слово "кошка". Лапочкин, ты что придумал?
  М и ш а. Кошка - пошка.
  А н н а М а р к о в н а. Да я тебя сейчас в помойное ведро вытряхну! Дети, ну что мне с Лапочкиным делать?
  С и г н е. Отрубите ему голову.
  А н н а М а р к о в н а. Я тебя, Хансен, не спрашиваю. Тебе, Лапочкин, двойка.
  М и ш а (сквозь слезы). Анна Марковна, за что?!
  А н н а М а р к о в н а. За то, что выступать опять начал.
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Лапочкин хорошую рифму сказал!
  А н н а М а р к о в н а. А тебе, протестующий, вообще единица! Двоечка, какая у тебя рифма?
  С о р о н а. Кошка - мяу.
  А н н а М а р к о в н а. Двойка. Это не рифма. Два, а ты что придумал?
  К и м. Коська - сё.
  А н н а М а р к о в н а. То же самое. Двойка. Тебя, Двойка, я вообще не спрашиваю - по глазам вижу, что не готов. Хансен?
  С и г н е. Кошка - я отрубила голову, и она поранилась немножко.
  А н н а М а р к о в н а. Ну что же, на троечку тянет. Ну а ты, Танечка, ласточка моя?
  Т а н я. Кошка - картошка.
  А н н а М а р к о в н а (радостно). Пятерка! Умница!
  С т е п а. Дура ты, Ля, потому и умница.
  А н н а М а р к о в н а (не слыша его). А теперь положите на парты книги и откройте их на странице 31...
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 6
  На часах 11:20.
  
  А н н а М а р к о в н а. Хотя бы читать я вас научила - уже легче на душе, которую мне Лапочкин сегодня всю вымотал. Следующий урок у нас - труд. Книги с парт убрали, все убрали, достаем цветную бумагу, клей, ножницы - будем сегодня клеить елочку.
  С о р о н а. Новогоднюю?
  А н н а М а р к о в н а. Новый год давно прошел, Двоечка. И не надо мне глупых вопросов!
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Это не глупый вопрос!
  А н н а М а р к о в н а (устало). Молчи, Единица. Хоть ты молчи.
  
  ЯВЛЕНИЕ 7
  На часах 12:00.
  
  А н н а М а р к о в н а. Лапочкин! Это у тебя елочка? Эти черные круги и синие квадра-ты - это елочка???
  М и ш а. Да, Анна Марковна. Это елочка. Это хорошая елочка.
  А н н а М а р к о в н а. Двойка тебе за такую елочку!
  М и ш а (сквозь слезы). Анна Марковна, за что?!
  А н н а М а р к о в н а. И он еще смеет спрашивать, за что! Да вся школа над ним уже смеется, а он еще себя тут выпячивает! Фу! Позор!
  Т а н я. А Васька слушает да ест.
  А н н а М а р к о в н а. Вот умница, Танечка! Посмотрите все на Лапочкина! Скажите все, что о нем думаете! Каждый! Я разрешаю!
  М и ш а (сквозь слезы). Анна Марковна, за что?!
  А н н а М а р к о в н а. Все молчат? Видишь, Лапочкин, у них даже слов нет! Вот до чего ты нас всех довел! Ты все понял?!
  С т е п а. А Танька слушает да ест.
  А н н а М а р к о в н а. Лапочкин, я тебя спрашиваю: ты все понял?!
  М и ш а (сквозь слезы) Нет...
  А н н а М а р к о в н а. Ах, нет! Ах, ему все еще разжевать на блюдечке надо! Какие мы важные!
  Т е н я (поднимает руку). Протестую! Лапочкин не понял, так вы сделайте, чтобы понял!
  А н н а М а р к о в н а. Отстань, Единица! А ты, Двойка, кончай под партой записки калякать! Забыл, что сейчас урок?
  С т е п а. А какой сейчас урок?
  А н н а М а р к о в н а. Последний наш урок. Музыка. И вот ты сейчас мне и ответишь: как зовут композитора Чайковского?
  С т е п а. Э-э-э... э... не знаю.
  А н н а М а р к о в н а. Двойка. Лапочкин, как зовут композитора Чайковского?
  М и ш а (сквозь слезы). Его зовут Алип-Сусь.
  А н н а М а р к о в н а. Ах, так?! Еще и Алип-Сусь?! Ну, ты меня довел окончательно. Мало того, что я ставлю тебе за это двойку...
  М и ш а. За что, Анна Марковна?! Его зовут Алип-Сусь, честно!
  А н н а М а р к о в н а. Кто его так зовет?!! Кто?!!
  М и ш а. Анна Марковна, я его так назвал, вот его так и зовут.
  А н н а М а р к о в н а. Что?!! (Стук.)
  Т а н я. Анна Марковна, в дверь стучат.
  А н н а М а р к о в н а. Войдите.
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 8
  На часах 12:15. Входит И н с п е к т о р.
  
  А н н а М а р к о в н а. Что вам угодно?
  И н с п е к т о р. Вы Анна Марковна Львова, учительница начальных классов?
  А н н а М а р к о в н а. Я. Что вам угодно?
  И н с п е к т о р (показывает документ). Инспектор отдела народного образования Ленинского района Лосев.
  А н н а М а р к о в н а. Вот! Вот! Вы вовремя! Поглядите на него! Поглядите на Лапочкина! Семь уроков сегодня - и семь двоек! Да еще вдобавок единица! Вот до чего он меня довел! Вот как он школу нашу позорит! Вот как он...
  И н с п е к т о р. Довольно. Сами признались? Вот и хорошо. Претензии, Анна Марковна, будут предъявлены не к нему, а к вам. Надеюсь, вы понимаете, что не обойдетесь выговором и едва ли обойдетесь увольнением. Я должен вас известить, что на вас поступила уже далеко не первая коллективная жалоба по поводу последствий того, что вы у первоклассников проводите подряд без перерыва по семь уроков.
  А н н а М а р к о в н а (меняется в лице, вздрагивает, обводит испуганным взглядом класс, с надеждой задерживает взгляд на Тене). Они... не... протестуют...
  С т е п а. А Танька слушает да ест.
   ЗАНАВЕС
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"