Ни что так не провоцирует вербальную диарею, как мысль о том, что через четыре-пять часов надо будет встать и переться на работу и в течение восьми часов логично мыслить на двух языках. О двух языках. У меня в голове давно про запас хранится воображаемый диалог:
-- Ну как же, ты же русская!
-- Я не русская, я гражданка Российской Федерации.
-- Но ты же говоришь по-русски!
-- Я говорю и думаю на двух языках и хочу выучить третий.
О патриотизме. Да, гимн советского союза и российский триколор не вызывают у меня восторженной дрожи в коленках, и мне, по большому счету наплевать латиницей или кириллицей будут в 2050м году набиваться передовицы государственных периодических изданий. Я, в сущности, примитивно организованное существо: до тех пор пока мое биологическое существование доставляет мне не слишком много физической боли, я не обращаю внимание на идеологические кружева, маскирующие все то же синхронно-всеобщее желание прожить эту жизнь с минимальными потерями.
Мой случай -- это не где хорошо, там и родина, а совсем наоборот: есть на земле точки, куда я привыкла ставить свои ноги, и мне там хорошо, или во-всяком случае не так неприятно, как в других местах. Деревья врастают в землю от неподвижности, а отсутствие перемен наращивает вокруг кокон-космос. Это означает, что покушение на этот космос вызовет у меня сильную агрессивную реакцию. Зерно того самого пошлого патриотизма.
И я утверждаю следующее. Если уж говорить о патриотизме, то патриотизм -- это реакция самозащиты, но у кошки, защищающей своих котят больше прав считаться патриоткой своей маленькой кошачьей ойкумены, чем у всех рядовых российской армии.
Я не полная идиотка и не так уж сильно переутомилась сегодня на работе, чтобы не понимать, что то, что я пытаюсь описать -- не более, чем идея в ее платоновском смысле. Утопия -- всегда утопия и всегда примитивна, а разрозненный калейдоскоп из семи миллиардов эгоизмов выглядит даже не плоско, не отвратительно, а неправильно. Похоже, что маятник снова проскочил нужную точку и уперся в тупик.
Можно предположить, что выход -- в малых объединениях, где каждый знает каждого, если не как человека из плоти и крови, то, по крайней мере, как отличную от себя личность. Классическое образование автоматически подкидывает мысль о греческом полисе, но здесь мы упираемся в проблему гражданства / элитарности. А это уже немного другая история.