Во времена Пушкина, или со значительными вариациями сейчас, но все же театр был и остается Зрелищем, Таинством, Эмоциональным Действом и Праздником для Души.
В сияющем зале Большого или в модернистском подвале какой-либо новаторской студии, главное, что дает театр - это встреча с музами Мельпоменой, Талией или Терпсихорой. И еще театр приносит такие разнообразные ощущения и порывы души, которые вмещает в себя звучная и не всегда широко известная театральная терминология. Скажем, Катарсис, или Амплуа, или Травести. Я хочу взять на себя смелость и написать об этих театральных терминах применимо к реальной жизни. Потому что не скажешь лучше Шекспира - "весь мир - театр, в нём женщины, мужчины - все актеры".
Катарсис
Катарсис - это термин древнегреческого театра и означает это очищение трагическим.
Самым тяжелым и непереносимым было открывать утром глаза. Снотворные таблетки хорошо исполняли свою работу, 6 часов глубокого, вязкого сна без сновидений были спасением и создавали отдушину для скорби и боли, которые вновь возвращались, как только уходил сон. Прошло три года после трагической смерти ее молодoго, цветущего и улыбчивого мужа. В то, что его больше нет, до сих пор не верилось. Перед глазами все еще стаяла фантосмогорическая картина, когда ее мальчишки стояли над телом отца и кричали "папа, ну вставай же", а он просто упал, играя в футбол, и умер. Просто умер. Как будто это возможно - умереть просто. Врачи потом говорили, что он и боли почти не успел почувствовать, так мгновенно это произошло. Сколько тогда вспомнилось всего, чему не придавала она значения, что считала шуткой, причем неудачной, и ни за что бы не поверила, что это произойдет в реальной жизни, как будто это было им предсказано.
- Неужели так трудно любимому мужу чаще жарить котлеты, а? Вот возьму и умру от острого дефицита котлет в организме. Будешь тогда локти кусать, что недокормила мужа котлетами, - Он смеялся при этом, беззаботно и заразительно, так что всем было понятно, что слово "умру" в этом контексте было необыкновенно комичным.
Невозможно было уговорить его пойти к врачу на ежегодный медицинский осмотр.
- Ну ты же знаешь, Аленка, что я здоров как бык. Мне просто стыдно, что я время отниму у кого-то, кому действительно нужна медицинская помощь. Скажут, "зачем приперся, на тебе мешки можно возить"
В тот день она жарила котлеты, и он обещал, прийдя после футбола, съесть все, нe оставив сыновьям. Она потом сидела над миской с котлетами и мысленно говорила ему:
- Кому теперь нужны эти чертовы котлеты, раз ты их есть не будешь.
Спустя короткое время вдруг оказалось, что она не умеет выписать чек или заполнить элементарно простую форму. Она преподавала музыку, и по котлетам, хотя он и жаловался, тоже была большим мастером. А все остальное было его ведомством, его ответственностью, его функцией. Сыновьям было 14 лет, казалось бы, возраст вполне серьерзный и ответственный, но он и их баловал, мол успеют еще свое напахать и наработать.
Долгое время она испытывала чувство непроходящей вины за его ранний уход. Вот если бы убедила его ходить к врачу хотя бы раз в год, вот если бы врач увидел риск инфаркта и его предотвратил. Вплоть до того, что надо бы чаще радовать его котлетами, как будто в котлетах было спасение.
Сыновья ее, Илья и Павел, которые всегда казались легкомысленными и вытянувшимися не по возрасту бездельниками, вдруг повзрослели в один день. Как они скрывали от нее свои слезы, как в одиночку ходили ма могилу отца, чтобы поговорить с ним, хотя до того страшного дня они всего, со смертью и кладбищами связанного, побаивались.
Ее маленькие мудрецы, ее рано возмужавшие физически и психологически парни, сами ощущали огромную потерю, но пытались успокоить ее.
Павел однажды сказал:
- Мам, почему такое происходит? Когда мы с Илюшкой папу вспоминаем, то улыбаемся, потому что он был такой веселый, смешной, позитивный, радостный. А когда ты о папе думаешь, то все время плачешь. Ты должна просто по-другому свои мысли построить: не думай, "какое горе, что он ушел", а думай, "какое счастье, что он БЫЛ". Ведь его, такого замечательного, просто могло не быть, мог быть другой, недобрый, грубый, злобный. Такое счастье, что он, самый лучший, был в нашей жизни.
Много было такого, что добавляло боли к незаживающей глубокой ране. На имя Игоря, ее ушедшего мужа, то и дело приходили электронные и бумажные приглашения на футбол - многие в их районе и за его пределами помнили его как сильного спортсмена и веселого и доброжелательного человека. Как куском ржавого железа по сердцу были эти письма от людей, которые совсем не хотели ее травмировать. Однажды, почти сразу после смерти Игоря, мама ее лучшего ученика поинтересовалсь, отмечaет ли Алена день Святого Валентина. Женщина знала, разумеется, что ее Валентин недавно умер, но было это беззлобное, хотя и бездумное любопытство, почти автоматически-стандартный вопрос, на который Алене просто нечего было ответить.
А ее давняя приятельница, долго и безуспешно пытающаяся избавиться от буйного мужа-алкоголика, и вовсе однажды заявила:
- Ты, Алена, счастливая, у тебя муж умер, а не гоняется за тобой с топором.
- Наташа, ты сама себя слышишь? Я счастливая, потому что Игорь умер? Как у тебя язык повернулся такое сказать?
Наташа стала суетливо объяснять, что она неудачно выразилась, что она совсем не то имела в виду. Алена не стала больше ничего уточнять, они с Наташей оставались в приятельских отношениях, хотя слова "счастье" уже давно не было в ее лексиконе.
А жизнь продолжалась. Теперь ее мальчишки сетовали, что у них может наступить дефицит котлет в организме, потому что мама котлеты жарит нечасто. Она разговаривала с Игорем, радовалась успехам своих сыновей, и делилась радостью с ним. Иногда жаловалась на что-то и просила Игоря помочь. Нет, она совсем не была суеверной, просто хотела верить, что Игорь теперь их ангел-хранитель и может защитить их от всякого лиха. Она даже стала встречаться с одним славным человеком, а дети ее в этом поддержали. И иногда ей казалось, что трагедия потери сделала их в чем-то лучше и чище. Очень тяжелой ценой, но сделала. Значит катарсис существует не только в античных трагедиях, не только в театре. Все люди актеры в театре жизни.
Амплуа
Иначе, чем артистка, Малинину никто не называл. И была она артисткой по жизни, правда, без четко очерченного амплуа, могла быть и трагедийной, и комедийной равноценно успешно. Все зависело от того, что в данный момент было ей интереснее, а порой и выгоднее. Скажем, когда ее задушевная подруга поссорилась со своим женихом, и очень болезненно этот разрыв переживала, Малинина ходила чернее тучи, легкий тщательно продуманный беспорядок на голове, мол, не до красоты теперь. Слегка подпухшие глаза - мы плакали вместе с Динкой. Пойти в кино вечером? Да что вы, какое кино, я должна быть с Динкой, вдруг я ей буду нужна, подставлю ей свое плечо. Только спустя несколько месяцев, стало известно, что Малинина, как говорят, имела виды на Динкиного жениха. Посылала ему написанные от руки записки, ведь было это в до-СМСную эру, докладывая, что Динка его не стоит, что она истеричка и гордячка, а его решение с Динкой расстаться почти накануне свадьбы - самое правильное. И только она, Малинина, знает, какое сокровище недооценила Динка в его лице. Правда, блистательная игра Малининой не была по достоинству оценена женихом Динки. Пропал всуе ее драматический талант.
Комическое амплуа, как уже говорилось, тоже было Малининой не чуждо. По курсу ходили слухи, что молодой преподаватель общего языкознания очень смешлив и его хлебом не корми - дай рассказать или послушать анекдот. А надо вам сказать, общее языкознание - предмет не из легких. Если в техничeских вузах говаривали, что вот сдашь сопромат, тогда и жениться можно, то для преимущественно женского филфака, успешная сдача экзамена по общему языкознанию означала высокие шансы скорого замужества. В это верилось, экватор на пути к диплому пройден, свадьба не за горами. Малинина не могла не попытать счастья: сначала успешно сдать сложный экзамен, а вслед за ним, как жар-птицу за хвост, поймать призрак манящего впереди скорого замужества. Была она - одно слово артистка - назаурядным рассказчиком анекдотов, и вместе с подготовкой по языкознанию, coбрала целую коллекцию анекдотов, сгруппировав их по темам и уровню откровенности. Билет она знала, ответила прилично, a в заключение решила перейти к анекдотам. Hо по иронии Малининской судьбы эти анекдоты, то ли ему уже знакомые, то ли излишне фривольные из уст студентки, то ли просто неуместные на экзамене, его возмутили, и это был ee оглушительный провал.
Непростое оно - искуство артиста, особенно артиста с таким широким диапазоном.
Травести
Травести - это театральное амплуа, когда женщина исполняет роли мальчиков. Зайчики и белочки тоже входят в репертуар актрис-травести. Если кто-то думает, что для исполнения ролей малышей и зверушек требуется меньше таланта и эмоциональных затрат, то так думающий человек глубоко ошибается. Ирина была виртуозной исполнительницей-травести. Нет, она не вкладывала в роли белочек трагизм леди Макбет или отчаяние влюбленной пушкинской Татьяны, но она была настолько реальной, настолько очаровательной и забавной или трогательной в зависимости от содержания пьесы, что невозможно было не воспринимать ее всерьез и с большим доверием. При этом Ирина была не просто хороша собой, она была совершенна, только в несколько уменьшенной пропорции. Когда в ее 16 лет стало ясно что выше своих "метра с кепкой" ей никогда уже не вырасти, мама стала беспокоиться, что мол ей и мужа не найти, и вообще никто на нее - крохотулю - не взглянет. Но мама явно недооценивала возможности своей Иришки. Она решила поступать в престижный театральный вуз, и ее приняли туда без малейших затруднений. "Как будто только меня и ждали," - как потом Ирина всем рассказывала. Успехами на театральном поприще дело не ограничивалось. Ирина необыкновенно нравилaсь мужчинам, причем преимущественно мужчинам высоким и статным. Первым ее мужем стал ее однокурсник, который, имея внешность Апполона, артистом был посредственным и откровенно ревновал свою талантливую жену не только ко всем мужчинам, но и к ее профессиональному успеху. А Ирине между тем нравилось выходить замуж. Она одинаково легко пленяла мужские сердца, и столь же легко с мужчинами расставалась. Единственный в многочисленных браках сын унаследовал лучшее от обоих родителей, был красив, высок и талантлив. Он, правда, не выбрал актерскую стезю, но был одаренным и самобытным художником. Последний из мужей Ирины, или как она называла "нынешний муж" любил ее до безумия, будучи значительно ее моложе. А она была в той поре, когда возраст начинает чувствоваться и заметно проступает в прекрасных чертах лица. Когда однажды "нынешний муж" сказал со всей возможной нежностью в голосе, что играть белочек в твои "-надцать", это уже немного грустно, и пора бы подумать о смене репертуара, Ирина, не сомневаясь ни одной минуты, предложила ему стать мужем предыдущим, потому что она не хочет слышать унижающиe ее сентенции от близкого человека. Муж знал, что выяснения отношений не потребуется: раз Ирина сказала, то так и будет.