Аннотация: По поводу комментария 550, который написал Эдуард Качан.
Препоясания, которые сотворили себе Адам и Ева сразу же после грехопадения, были не только его следствием. Кроме того, они были символом возникновения новой их (духовной) связи - теперь со змеем. Если в Эдеме Адам был связан напрямую только с Богом, то, будучи изгнанным оттуда, он оказывается связан напрямую только со змеем. И символом этой связи выступает препоясание.
Кроме того, препоясание выступает и символом новой парадигмы существования перволюдей. Они вступили на путь иного, цивилизаторского отношения к сотворённому Богом миру, когда его рассматривают в первую очередь как инструмент. Причём рассматривают как инструмент не только мир, но и самого Бога, творческое могущество Которого использовалось бы теперь в целях, указанных змием. Именно поэтому Бог отсекает такую возможность, и изгоняет людей из Эдема.
Ранее Адам должен был служить этому миру; теперь он полагает, что мир должен служить ему. До грехопадения Адам, совместно с Богом, должен был возделывать Эдем, всё более раздвигая его границы, пока не охватит всё мироздание. Об этом очень хорошо пишет Максим Исповедник (Migne, PG, v. 90-91). По Максиму, человек в раю был своего рода 'точкой роста', посредством которой развивалось мироздание в целом.
После грехопадения Адам также стремиться охватить всё мироздание, но теперь уже в рамках падшей инструментальной цивилизации, то есть с помощью змия. Своё высшее развитие это предельно эгоистичное отношение к миру выражается в научно-технологическом энтузиазме эпохи модерна.
Поэтому можно утверждать, что зачатками парадигмы модерна были те самые первые препоясания. В самом деле: до грехопадения Адам и Ева почему-то обходились без них, это было именно усовершенствование, новшество.
Причём новшество, введённое в обиход помимо Бога, то есть не учитывая Его волю, цели и намерения. Это самочинное новшество оказывается проявлением адамова своеволия, утверждения своего автономного "я", то есть нарушает духовную связь человека и Бога. Они теряют целостность этой связи. Совместное действие Бога и человека отныне невозможно.
Их со-творчество оказалось разрушено. Всё, что сделает теперь Адам, будет наслаиваться на эти первые препоясания. Развитие мироздания (поскольку перволюди были "точкой роста") двинулось по иному пути. Адам был как бы потерян для Бога.
Именно поэтому Бог вопрошает: "Адаме, где еси?" (Быт., 3:9). Духовная связь, единоволие, единомыслие Адама и Бога нарушены, и потому Бог задаёт этот, на первый взгляд бессмысленный, вопрос.
Собственно, пришествие Христа должно было в первую очередь перенаправить движение всего человечества в первоначальное русло совместного творчества с Богом, с тою лишь разницей, что вместо одного лица у нас выступает новый делатель - совокупный Адам, то есть всё человечество. Именно они - первые христианские 'клеточки' - оказываются 'точками' роста, вокруг которых постепенно должно сплотиться всё человечество. Тем самым оно должно быть единомысленно в исполнении первоначального Божьего замысла.
Меня обязательно поименуют еретиком, и тем не менее, я уверен, что в плане понимания устройства мира Ветхий Завет важнее, так как в нём описывается первоначальный проект. И Новый Завет должен быть подчинён Ветхому, так как в нём содержится (единственно возможное) средство для реализации 'Ветхого' проекта. Средство подчиняется цели (в нашем случае произошло наоборот). Другое дело, что без Нового Завета мы бы этот 'Ветхий проект' толком никогда не поняли....
Первоначальный замысел Бога не был отменён, поскольку Сын Божий не сказал - и даже не намекнул - об этом. Земля по-прежнему растит 'терния и волчцы', но теперь мы имеем способ жизни среди них, а именно отделение зёрен от плевел (Мф. 13:25 и сл.).
Более того: коль скоро существовал первоначальный 'проект', замысел Бога в отношении мироздания, то этот замысел никуда не мог деться. Бог посылает Своего Сына людям, чтобы прежде всего напомнить о существовании замысла. Пришествие Христа (в этом смысле) выполняет функцию чисто утилитарную: как средство восстановления человеческого рода. 'Вернитесь к изначальной системе отсчёта' - как бы говорит людям Иисус, - 'а для начала измените отношение друг к другу и к материальным ценностям'.
Именно поэтому Иисус уделяет столь большое значение проблеме единства Своих последователей, и молит об этом Своего Отца в последней молитве на горе Елеонской. Он всё снова и снова повторяет одно и то же:
"Отче святый! соблюди их во имя Твоё, чтобы... они были едино (Ин., 17:11)".
"Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино" (Ин., 17:20-21),
"да будут едино, как Мы едино" (Ин., 17:23),
"да будут совершены воедино" (Ин., 17:23).
В последнем случае Иисус употребляет слово "тетелейоменой", которое переводится как "завершать, совершать, доводить до совершенства".
Нетрудно видеть, что единство между учениками и нужно в первую очередь для того, чтобы реализовать первоначальный Божий 'проект'. И для того же нужна специфическая христианская любовь - это есть средство привлечения других к основному 'проекту'. Если бы цель человека заключалась исключительно в спасении, то не было бы нужно единство. Спастись можно и по одиночке - собравшись вдвоём или втроём. .
Без сомнения, у человечества достаточно ума, чтобы осознать истинную цель своего существования. И это обязательно должно было быть кем-то сделано. Невозможно представить себе, что до такой очевидной идеи не догадались ранее. Наверняка время от времени находились теоретики, которые писали об этом.
Однако в истории действовало слишком много сил, заинтересованных в том, чтобы общее развитие человечества пошло в ином направлении. Соответствующие авторы (или проповедники) тщательно замалчивались (есть подозрение, что и уничтожались под именем 'еретиков').
Полагаю, что развитие католической церкви какие-то силы сознательно направили с самого начала по ложному пути копирования Римской Империи. "Камень веры" не должен был обитать на одном месте, но быть странствующим проповедником, как и Иисус. Об этом странствующем образе жизни Христос высказывается вполне недвусмысленно: "Идите, научите" (Мф., 28:19). Он не говорил ап. Петру: живи а Риме, организуй там кафедру, заведи нужные связи, интегрируйся в местный истеблишмент... Он трижды сказал: "паси агнцев Моих" (Ин., 21:15).
Всё правильно; но ведь пастух бродит вслед за стадом, или направляет его, он всё время в движении. Как можно пасти стадо, сидя на одном месте? И что это за овцы, которые сидят по своим домам? В арсенале Иисуса было достаточно образов (например, живущих в селениях, обладающих или управляющих чужим имением, и так далее), и потому он использовал образ пасущихся овец отнюдь не случайно.
Осев на одном месте, римский первосвященник очень скоро стал воспринимать 'овец' как своих, но не Божьих, а себя любить больше, чем Иисуса. Иисус не случайно трижды спрашивает, любишь ли Меня? Тем самым намекая, что пасти овец можно только любя Бога. "Любишь Меня => паси овцы Моя".
Любовь к Богу и забвение собственного эгоистичного 'я', борьба с непрерывными начальственными амбициями выступают как условие такого 'пастушества'.
Истинное, духовное подчинение 'овец' Первому Апостолу было возможно лишь в том случае, если он бродит, а не сидит, как император, на троне в пышном дворце с многочисленной челядью. Утратив "дух бродяжничества", наследники первого апостола утратили и всю свою харизму. Это было новое грехопадение, на которое никто не обратил внимание. Оседание Первого Апостола в Риме было аналогично созданию препоясания.
Полагаю, что и протест Православия был направлен в первую очередь против папы-как-копии Римского императора. После разделения Церкви никакое истинное единство христиан стало невозможно.
Это означает, что корень зла - в оседании папы в Риме. Кто в этом виноват? Кому принадлежит эта идея? Почему это до сих пор не было расследовано?
Система, выросшая из первоначальных препоясаний, получила прекрасное развитие. Сейчас, когда всё человечество (кроме, может быть, Белоруссии) жёстко контролируется с помощью соответствующих "препоясаний" - "международных" институтов, банковской сферы и СМИ, что-либо донести до людей уже невозможно.
И невозможно ничего исправить - возникла церковная иерархия, материальные интересы которой связаны с сохранением status quo. И которая - по крайней мере на Востоке - жёстко связана с олигархами и правящей элитой. Одна элита всегда поддерживает другую.
На фундаменте двух обломков единой Церкви выросли две враждебные цивилизации, основанные на взаимоисключающих принципах. Западная - на римском принципе наслаждения и уважения законов, и восточная - на идеологии служения и долга. Они объединятся в лучшем случае в результате новой мировой войны...
Человечество, по сути дела, обречено. Идея целостного Божьего "проекта" оказалась заменена: на Западе - на идею объединения всех во имя объединения, на Востоке - на спасение души во имя спасения. Практически никто не воспринимает проблему целиком; о первоначальном 'проекте' никто не думает, а тех одиночек, кто способен на это, тут же обвиняют в ереси. Человечество двинулось совершенно в другую сторону, и выбирает направление его движения тот же, кто в своё время предлагал Еве отведать запретный плод.
Это означает, что Творец свернёт данный неудавшийся проект и затеет новый, под названием "сотворение мира". Он и Сам об этом открытым текстом говорил...