Котлов Александр : другие произведения.

Крымские зарисовки. Из лучшего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На конкурс "Моя Планета - 2021"

Панорама Южного берега Крыма []
  
   Есть на нашей "старушке" Земле один чуднейший уголок природы. Называется он КРЫМ. Всего его знают. И большинство из вас, дорогие мои читатели, конечно, не раз там бывали, правда?
   А я? И я, конечно там был.
   Когда я слышу слово "Крым", оно всегда порождает в моей душе какое-то необычное волнение. Оно почему-то очень мне напоминает те ощущения, которые испытывает человек, познавший наипрекраснейшее чувство, которое он только может испытать в своей жизни - чувство любви.
   Действительно, как можно не полюбить этот уникальный полуостров, который, несомненно, является самым интересным "обьектом" всего побережья Чёрного моря.
   Свой рассказ о Крыме я назвал "Крымские зарисовки". Зарисовками когда-то назывались короткие телепередачи, посвящённые каким-то красивым местам нашей необъятной тогда страны. Под красивую лёгкую музыку на экране телевизора шли кадры, посвящённые природе или, например, красивым достопримечательностям разных городов СССР. Эти несколько минут позволяли телезрителям расслабиться, передохнуть между просмотром "громоздких" телепередач советского телевидения, которые не всегда отличались высоким качеством. А сейчас такого уж нет... Всё свободное от передач и фильмов "эфирное" время забито рекламой. Настало "время делать деньги"! О прекрасном забыли. А жаль...
   Я решил составить свой рассказ из таких вот небольших "зарисовок" моих крымских приключений, которые остались навсегда в моей памяти. И весёлые, и грустные; и яркие, и не очень... Почему именно эти мгновения остались в моей памяти? Кто знает... Так уж получилось.
  
   Итак...
  
   "ЗАРИСОВКА" ПЕРВАЯ - "Симферопольское сидение"
  
   1990 год, лето, июль. СССР осталось жить год с небольшим.
   Я впервые еду в Крым. Не сам, конечно, а с отцом. Ведь мне только 14 лет. Мы едем по путёвке, в составе тургруппы, собравшейся в Львовском бюро путешествий и экскурсий для поездки в Керчь.
   Наш поезд отстаёт от графика почти на 3 часа. Долго стояли на станции Пятихатки Днепропетровской области из-за аварии на дороге. В аварию попали не мы.
   Наш плацкартный вагон забит до отказа. Заняты даже некоторые грузовые полки. Виноваты жадные проводницы: понапускали "подпотолочных" пассажиров. А соседний вагон полупустой. Там проводники порядочнее. Лето, жарко, духота... Это первая, но, увы, не последняя неприятность, которая ждёт нас в этой поездке. В вагоне дышится с трудом. Мы очень устали от этого всего за сутки. Все с нетерпением ждут конца пути.
   Наконец-то! В пол-восьмого утра наш поезд прибывает на симферопольский вокзал.
   Выходим. По перрону ходят дяденьки и покрикивают: "Ялта! Кому до Ялты?". Мне, неоперившемуся юнцу, ещё невдомёк, кто это такие. А это знаменитые крымские таксисты. На своих "Волгах" возят курортников на Южный берег. Дерут "по-чёрному". 50 рублей (почти ползарплаты советского инженера) за доставку? Нетушки! Да и нас же должен ждать автобус.
   А вот и вторая неприятность - никакой автобус нас не ждёт! Руководитель группы, женщина уже пенсионного возраста, но ещё очень энергичная (ветеран войны, в звании капитана медицинской службы) и мой отец, который ей добровольно помогает, пытаются найти выход. Но Керченское бюро путешествий по телефону "отмахивается" от нас - мол, ничем помочь не можем. На обычный же рейсовый автобус из Симферополя до Керчи билеты есть только на пять часов вечера. Некоторые малодушные громогласно заявляют, что если б не было им жаль потраченных денег, они б сели на самолёт и улетели обратно.
   Наконец, в ответ, наверное, на десятый звонок в Керчь, там предлагают решить проблему таким образом - в этот же день автобусами из Керчи в Симферополь возвращаются две тургруппы с отдыха. Мы должны "поймать" хотя бы один из этих автобусов. Номера их нам сообщают. Но куда они везут людей, на вокзал или в аэропорт, керченские чиновники бюро путешествий пока не знают. Что ты скажешь... В общем, советский, вернее, "совковый", сервис.
   Пока сидим на вокзале. Наконец около полудня узнаём - автобусы прибудут в аэропорт.
   Со всеми чемоданами и "клумаками" садимся в обычный городской троллейбус и по солнцепёку (ведь уже 12 часов дня), обливаясь потом, добираемся до аэропорта. Садимся в тень под крымскими соснами и ждём. И надеемся, что в этот день мы всё же увидим море...
  
   "ЗАРИСОВКА" ВТОРАЯ - "Печаль Аджимушкая"
  
   Тот же 1990-й год. Мы отдыхаем уже вторую неделю. Эпопея с добиранием до места отдыха закончилась удачно. В аэропорту Симферополя нас, "беспризорных", забрал тот самый автобус, привёзший отъезжающих из Крыма. До Керчи ехали долго - пять с половиной часов. По дороге можно было обозреть во всей красе Крымские горы, но я этой красоты не увидал, потому что меня, уставшего от "сидения" в Симферополе, сморил сон. В Керчи, после того как нас поселили в гостинницу с одноимённым названием, группа разделилась. Отдыхали раздельно - семьями, парами, компаниями. Собирались только на, предлагаемые турбюро, экскурсии по Керчи и окрестностям. И то не все. Ну, так оно и понятно - мы ж группа случайно встретившихся людей. Как говорится, а потом - "кто в лес, кто - по дрова..."
   И вот, экскурсия в Аджимушкайские каменоломни. Находятся рядом с Керчью. Это место скорби. Во время Великой Отечественной войны там погибло много наших солдат и мирных жителей, которые не успели отступить из Крыма в 1942 году после неудачного контрнаступления Советской Армии. Немцы, после многих бесплодных попыток уничтожить гарнизон каменоломен обычным оружием, затравили людей газами.
   Нас везут туда автобусом - уже без приключений. Шофёр оказывается львовянином, женившимся на крымчанке. Узнав, что мы со Львова, выспрашивает: как там, на родине? А как во Львове? Да так, как почти повсюду в СССР. Дела неважные. Перестройка зашла в тупик, стране осталось жить ещё только какой-то годик с хвостиком. Всех нас ждут "лихие девяностые". Но мы пока этого ещё не знаем. И это хорошо.
   Экскурсовод предупреждает, что внизу холодно - до +12RС. На "поверхности" же - +35RС! Нужны куртки, а у нас их нет. Не учли. Ничего - потерпим. Бабуля-билетёр в шутку предлагает женщинам с детьми, из группы, снять юбки и надеть на своих чад. Все смеются.
   Что ж, пошли вниз. Вниз, в глубокую, как кажется, темноту уводят крутые ступени.
   Начинается экскурсия. Мы идём по каменному ходу. Темно. Освещение обеспечивают электрические лампы, установленные на уровне коленей; расположены они на расстоянии нескольких метров одна от другой. Горят они неярко. Экскурсовод говорит, что это специально: чтобы посетитель быстрее понял какая здесь трагедия произошла когда-то... Также женщина предупреждает, что сходить с освещённой дороги, сворачивать в боковые проходы опасно - можно заблудиться или провалиться куда-то. Каменоломни занимают немалую площадь, и найти пропавшего человека будет очень нелегко. Мы идём этой "тропой скорби" целый час, слушаем печальный рассказ о сражавшихся и погибавших здесь в муках людях. Холодно и темно. Еле светятся лампы внизу... Справа и слева иногда мы видим каменные залы, вырубленные в камне. В них иногда можно заметить ржавое оружие времён Великой Отечественной, какие-то ящики, груды камней, из которых защитники каменоломен делали защитные стенки. Особенно грустно было увидеть камеру, где лежали детские игрушки, старая детская коляска... Наш экскурсовод рассказала нам, что сюда, в каменоломни, тогда, при отступлении в 1942-м, заехали даже несколько грузовиков - потом вход за ними завалили. Да, это была печальная экскурсия. Но вот и конец. Поднимаемся на поверхность - к солнцу, к жаре. Мы вернулись в своё время.
  
  
   "ЗАРИСОВКА" ТРЕТЬЯ - "Алупка - городок под Ай-Петри"
  
   Год 1995-й. Мне 19 лет. После четырёхлетнего перерыва мы с отцом снова выбрались "на моря". До того последний наш выезд был в Одессу в августе 1991-го - перед тем самым "путчем". Потом пришли "лихие 1990-е".
   Мы впервые приехали на Южный берег Крыма. Это - одно из чудеснейших мест на Земле! Не покидая нашей страны, оказываешься как-будто на Средиземном море! Красивейшее, незабываемое место!
   Удалось "вырваться" на море, да на ещё какое! Я этим даже немножко горжусь. На дворе середина 1990-х, разрухи, что на дворе, что в головах у людей, ещё пруд пруди, а мы вот на море попали...
   Мы отдыхаем в Алупке. Этот городок находится в 20 км от Ялты. Относится к территориальному образованию под названием Большая Ялта, куда, кроме Алупки, входят Ливадия, Мисхор, Кореиз и Симеиз. Алупка на татарском означает - "лисья нора". Она довольно широко раскинулась по берегу моря. Есть Алупка и Алупка-2. Из Алупки открывается прекрасный вид на скалу Ай-Петри, потому что под ней она и расположена. Хорошо видно самую известную крымскую канатную дорогу, проложенную на её вершину. Когда мы добирались автобусом из Симферополя до Алупки, по дороге водитель подобрал "голосовавшую" женщину - очевидно, свою старую знакомую. Из завязавшегося между ними разговора мы узнали, что, оказывается, на Ай-Петринской "канатке" недавно было то ещё ЧП. Водитель рассказал, что на "канатке" внезапно отключили электроэнергию и люди в вагончиках "провисели" так на жарком июльском солнышке целых восемь (!) часов. Дама охала-вздыхала и всё выспрашивала своего приятеля - мол, а как же они там решали проблему отправления естественных потребностей, которая неминуемо должна была перед ними встать, помимо всего прочего.
   Алупка - скорее не город, коим он считается официально, а довольно большое селение. Его "жилой фонд" состоит, в основном, из частных домов и домиков. Есть несколько пятиэтажек-"хрущёвок". Главным объектом в городе является, безусловно, красивейший Воронцовский дворец, построенный в ХIХ-м веке. А также, известный на весь бывший Союз, детский санаторий им. Боброва. И дом лётчика, Героя Советского Союза, Ахмет-Хана Султана.
   Что же сказать о самой Алупке? Постараюсь сказать кратко и по существу. Это... Узкие улочки, вьющиеся серпантином вдоль моря... Великолепнейшие виды, открывающиеся на море и Крымские горы, практически из любого её уголка... И добрые люди, которые там живут - весьма непросто и нелегко. Но которые всегда рады гостям их симпатичнейшего городка!
  
   "ЗАРИСОВКА" ЧЕТВЕРТАЯ - "Киносъёмки"
  
   Год всё тот же - 1995-й. Мы продолжаем наш отдых на Южном берегу Крыма (далее буду называть его коротко - ЮБК). Море, солнце... Ходим на полудикий алупкинский пляж.
   Но "пляжные" впечатления, конечно, не главное, что я "вынес" из своей первой поездки в Алупку. Я уже успел упомянуть, что здесь находится Воронцовский дворец. Это уникальный объект, который, кажется, даже входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Построен он был для графа Воронцова - губернатора Новой России. Того самого - "полумудреца-полуневежды" из едкой эпиграммы Александра Сергеевича Пушкина. Что совершенно не соответствовало истине. Александр Сергеевич как поэт был велик, а в "общечеловеческом" плане был довольно-таки мелкой личностью. Мот, гуляка, "непроходимый бабник"... Приударил он, в бытность свою в Одессе, за супругой губернатора, госпожой Воронцовой. Супруг имел полное право вызвать того "к барьеру", но не сделал этого. Потому что, понимал, что этот довольно низкий человек, но ВЕЛИКИЙ ПОЭТ, нужен России. А тот - "полумилорд, полукупец..."
   Впрочем, я отвлёкся, извините.
   И вот, для этого незаурядного человека, который, будучи губернатором всего юго-запада России, немало сделал хорошего для своей "вотчины", был выстроен прекраснейший дворец. В этом сооружении каким-то бесподобным и, до сих пор мне так и не понятным, способом сочетаются несколько совершенно разных архитектурных стилей. Это и средневековая готика Западной Европы, и архитектура Востока с его минаретами, арками, поразительно напоминающими Тадж-Махал, и архитектура "предвикторианской" Англии... Этот архитектурный ансамбль протянулся по берегу на добрую сотню метров. Конечно же, мы побывали там не один раз. В один из приходов видим странную суету у входа во дворец. Видим группу людей, одетых в костюмы, как-будто из сказок. Перед нашими глазами расхаживают турецкие янычары с саблями, мусульманский мулла в чалме, полуголые люди, которые, видать, должны исполнять роль невольников... Решаем, что невзирая на лихие годы, какая-то, ещё не обанкротившаяся, киностудия бывшего СССР решила снять фильм-сказку для детей. Впоследствии я узнал, что за фильм там начинали снимать при нас, когда на украинские телеэкраны вышел первый украинский телесериал "Роксолана" - довольно-таки слабая, по мнению кинокритиков, "фильма". И Воронцовский дворец тогда исполнял роль дворца самого султана Блистательной Порты.
   Алупка.
   Дворец графа Воронцова окружает великолепнейший "английский" парк. Так приятно ходить по тенистым аккуратненьким аллеям и аллейкам, под реликтовыми крымскими деревьями. На территории парка есть ручьи и каскады. Отдельно стоящие скалы и зелёные-презелёные лужайки, так ровно-ровнёхонько подстриженные. Такие лужайки любят по сию пору устраивать англичане в своих парках. Слышал я, после, при просмотре одной познавательной телепередачи, что когда в ХIХ-м веке у английских ландшафтных архитекторов любопытные иностранцы выспрашивали, как им удаётся обустраивать такие симпатичнейшие поляны, то те ответили, что в этом нет никакого секрета. Надо просто регулярно поливать и подстригать траву. Но делать так 300 лет!
  
   "ЗАРИСОВКА" ПЯТАЯ - "Экскурсия по дворцу в Алупке"
  
   Прошло два года - на дворе 1997 год. И мы снова приехали в Алупку.
   Перед тем, как рассказывать, как мы продолжили наше знакомство с Крымом, обмолвлюсь об одном факте, свидетелями которого мы стали, когда наш поезд преодолевал последние метры перед тем, как въехать на симферопольский вокзал. Так вот, при въезде в "главные транспортные ворота Крыма", мы видим надпись на стенке одного из складов, (высотой в рост человека) - "КРЫМ, РОССИЯ, ФЛОТ - ЕДИНЫ!". Вот так - коротко и ясно, как говорится.
   Снова ходим утром на любимый пляж со скалой "Лягушка", гуляем там же вечером, любуясь закатом... С удовольствием, не единожды, ходим погулять в парк Воронцовского дворца, один раз даже присоединяемся к экскурсии по дворцу и парку.
   Я впервые в своей жизни был вынужден подвязать на свои ноги, обутые во "вьетнамки", музейные чехлы для обуви, которые до того видал или в кинофильмах или в очередной серии мультфильма "Ну, погоди!" о приключениях Волка и Зайца в музее. Оно и понятно - полы во дворце из красивейшего старинного паркета, который надо беречь. Внутри дворца очень интересно. Всё такое старинное... Особенно впечатляют огромные картины мастеров ХVIII-го и ХIХ-го веков. В небольшой оранжерее дворца, кроме экзотических растений, выставлены бюсты бывших "владетелей" дворца - из рода Воронцовых, разумеется. Папа, полушутя-полувсерьёз, тихо, чтоб не мешать экскурсоводу, говорит мне, что я в профиль - вылитый первый хозяин дома. Да-а-а... Что-то есть похожее в форме носа... С большим интересом осматриваем комнаты, которые занимал в 1945 году, в дни Ялтинской конференции, господин Черчилль. Оно и понятно, почему он здесь был поселен своим другом, "дядюшкой Джо" (И.В. Сталиным): "истому" англичанину, конечно же, больше был бы приятен интерьер его временной квартиры в английском стиле. А дворец внутри действительно напоминает жильё богатых англичан эпохи Викторианской Англии. Ведь многие представители рода Воронцовых были "англоманами".
   В общем, познакомились мы, наконец, с алупкинским архитектурным шедевром и изнутри тоже.
  
   "ЗАРИСОВКА" ШЕСТАЯ - "Байдарские ворота и храм на краю пропасти"
  
   Год всё тот же - 1997-й. Мы записались на экскурсию по ЮБК. В этой поездке нам предстоит узнать немало интересного. Мы увидим горный Крым. А потом побываем у моря. Сначала нас везут к Байдарским воротам. Это памятник ХIХ-го века: построен в 1848 году. На главном перевале (с одноимённым названием) через главную гряду Крымских гор стоит большая арка каменных ворот. Построены эти ворота были в честь окончания строительства шоссе (старого) "Ялта - Симферополь". Сложена арка ворот из, уже потемневших от времени, камней. Высота её - метра четыре, не больше. Вот и всё. Посмотрели на неё. Кто хотел - сфотографировал её. И поехали дальше.
   А дальше было гораздо интересней! Мы увидали церковь на краю скалы! Недалеко от Фороса, на высокой скале (высота над уровнем моря 412 м!), которая находится над самим шоссе из Фороса в Севастополь, в каких-то двух десятках метров от её края, стоит православный Храм Воскресения Господня. Причина его постройки именно здесь очень красива. По крайне мере так следовало из рассказа нашей женщины-экскурсовода. По её словам, именно здесь в конце ХIХ-го века произошла одна история, в которой есть признаки чудесности. Дочка одного из российских магнатов (не помню фамилии, которую она назвала), у которого были здесь имения, совершала в этих местах конную прогулку. Что-то испугало лошадь и та, как говорят относительно испуганных лошадей, понесла - прямо в пропасть. И остановилась только на её краю. Очевидно, вняв молитвам перепуганной девицы. А благодарный отец на свои деньги выстроил здесь церковь Воскресения Господня. Официальная же версия гласит, что "... церковь возведена на средства владельца имения Форос, чаепромышленника А. Г. Кузнецова по проекту академика Н. М. Чагина в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги".
   Церковь эта небольшая. Снаружи она уже в то время была отреставрирована, а вот внутри... За годы действия в стране идеологии "исторического материализма" храм этот пострадал значительно. Иконостас его был уничтожен или вывезен, не помню точно. На то, что мы увидели, смотреть было нелегко... Внутри храма, на простой стеночке из ДСП, которая исполняла роль иконостаса, висели всего несколько икон. Конечно же, не старинных, а только их копий. На стенах церкви икон тоже было крайне мало. Но, в конце-концов, смысл веры христианской ведь не в этом. Главное, что храм возрождался и, я верю, сейчас он стал столь же прекрасен как когда-то. По крайней мере, фото и информация, почерпнутая мною из Интернета подтверждают, что я не ошибаюсь в своих предположениях.
   После чего мы едем в Форос, осматриваем дендропарк одного санатория и возвращаемся домой. Правда я, наивный, полагал, что нас завезут на бывшую дачу Михал Сергеича Горбачёва, где он был арестован путчистами в августе 1991 года. Интересно было б осмотреть эти места! Как там отдыхали генсеки когда-то... Но, конечно же, попасть туда мы никак не могли. Дача эта перешла "по наследству" президентам Украины (вернее управлению их делами или как оно там называется - не знаю), представляла собой закрытый объект и посему осмотру туристами и прочими бездельниками не подлежала.
   Такая вот была небольшая экскурсия. Вспоминаю иногда её: особенно православный храм на скале. Это незабываемо!
  
   "ЗАРИСОВКА" СЕДЬМАЯ - "Крымская весна в Партените-Фрунзенском"
  
   На календаре год 2008-й. Ранняя весна - март. Да, прошло уже почти 11 лет, как я не был в Крыму. И, вот, я снова здесь и снова не один. Это место, в котором я теперь оказался, называется Партенит. В переводе с латыни - "девственный", "чистый". В советском прошлом он, временно, носил название Фрунзенское. Приехал я, конечно же, уже не с отцом. Да и куда там - пора бы уже честь знать, как говорится. Приехал я сюда с девушкой и причина моего приезда сюда довольно необычна... Вот и всё, что я могу Вам рассказать. Да больше и не надо, мне думается.
   Теперь о Партените. Партенит находится у Медведь-горы. Только расположен он с другой её стороны - противоположной той, где находится Гурзуф и всемирно известный пионерлагерь "Артек". Аю-Даг (Медведь-гора по-татарски) очень хорошо виден из окон маленькой квартирки, которую мы снимаем во вполне обычной советской 'девятиэтажке' 1980-х годов постройки. Действительно, как-будто огромнейший медведь спит на берегу моря... В самом городке, небольшом и очень уютном, как почти все городки и посёлки ЮБК, из объектов сферы отдыха есть только два - санаторий "Крым" и база отдыха "Маяк" (или "Маяковское", не помню точно). И вот, в этом-то санатории "Крым" есть маленький дельфинарий, обустроенный в большом бассейне с морской, естественно, водой. Сюда привозят детей с ДЦП со всего бывшего СССР. Но о дельфинарии ниже. Сейчас мой рассказ о Партените.
   Все мои впечатления от той поездки овеяны благоуханием просыпающейся крымской природы. Крымская весна совсем не такая, как у нас... Видишь становящиеся всё более зелеными горы и их предгорья, чувствуешь на своих щеках порывы морского бриза, который день ото дня становится всё теплее и теплее... И эти запахи крымских цветов и разных экзотических растений... Крымские подснежники, кстати, куда как красивее и больше наших. Наши-то - такие маленькие, беленькие. А эти... Крупные венчики, чем-то напоминающие колокольчики. И цвет их не такой простенький, белый, а яркий - фиолетово-голубой. И пахнут куда как сильнее. Всё другое в Крыму - более красивое, более приятное...
   Сам городок очень симпатичный. Застроен частными домиками. Есть также несколько жилых многоквартирных пяти- и девятиэтажных домов, в одном из которых мы и поселились. Прогуливаясь по Партениту, на стене одного из них я обнаружил большущую мемориальную доску, которая гласила, что здесь жил участник Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, герой Советского Союза. Увы, имени этого солдата Победы я не запомнил.
   В городке есть хороший, как теперь говорится, мини-маркет и есть даже магазин стройматериалов, что, думается мне, для ЮБК довольно необычно.
   Хороший городок! Люди приветливые. Мы особенно ощутили это в день 8 марта, когда всё население вышло прогуляться. Конечно же, все отправились к морю. Так как почти весь партенитский участок побережья занимает пляж санатория "Крым", то мы, как и все остальные приезжие и местные жители, смогли вдоволь нагуляться по аллеям его небольшого дендропарка, так как вход в этот день на территорию санатория был свободный. А море, увы, было ещё слишком холодным, чтоб купаться. Только несколько полупьяных парней-"туземцев" повеселили народ, попробовав окунуться. Но эти "герои" быстро выскочили обратно, чем успокоили тех, кто за них волновался, а таких, думается мне, было не так уж мало.
   Хорошо в Партените! Приезжайте туда отдыхать, друзья.
  
   "ЗАРИСОВКА" ВОСЬМАЯ - "Взгляд из окна севастопольской электрички"
  
   А вот уже и год 2010-й. Пока что "крайний", как говорят лётчики, для меня в моих встречах с Крымом. Я снова приехал сюда. На сей раз - в Севастополь. И снова буду здесь не один.
   Я вижу себя на перроне Симферопольского вокзала, ожидающим электричку на Севастополь. Начало августа. Жара. Самый разгар купального сезона. Людские волны катятся мимо меня. Кто уже возвращается в "родные пенаты" с моря. А кто и, как я, только прибыл получить немножко здоровьица "от щедрот" крымского климата. Хотя, вообще-то, для меня оздоровиться в этой поездке вовсе не главное.
   Девушка-кассир, одетая в элегантную летнюю форму, подсказывает мне, в ответ на мой вопрос, как узнать когда подадут мою электричку, смотреть на уличное табло, расположенное у выхода с первого перрона. И я присоединяюсь к толпе таких "наблюдателей" ...
   Наконец электричка подана. Садимся. Отъезжаем. Чистые вагончики! Ехать часа два. В Севастополь я ещё не ездил поездом. Знаю, что вокзал в этом немаленьком городе (если верить слухам, этот город русской славы имеет огромную площадь - она равна площади Москвы, а народу живёт раз в 25 меньше, вот так!) как раз маленький. Ничего, мы всё увидим сами. И интересно, конечно, будет обозреть местности, вид на которые откроется из окна вагона, неторопливо выползающей из Симферополя, электрички.
   И я еду... Час... Второй... Жарко. Наш электропоезд остановок делает много. Из окна видны Крымские горы, но в них мы, конечно, въезжать не будем. Оставляем их "слева по борту". Проезжаем через череду холмов. Из названий остановок запоминается только одна - "Мекензиевы горы". Это уже почти у самого Севастополя. Эти холмы названы в честь генерала Макензи, который командовал английскими экспедиционными войсками во время первой обороны Севастополя в 1854 году. По дороге ещё замечаю странные песчаные насыпи. Немаленькие такие... Что это? Не знаю (позже мне станет известно, что то было все, что осталось от позиции гигантской немецкой пушки "Доры" в 1942 году обстреливавшей Севастополь). Едем дальше. Проезжаем длиннющий туннель. Едем в темноте минут 5-7, не меньше. Ничего себе "туннельчик"! И - вот и Севастополь! Главный город Крыма. Город русской славы. Железнодорожная колея проложена по берегу бухты. Вижу корабли в порту. Гавань большущая и очень удобная. Недаром Григорий Александрович Потёмкин именно её выбрал как главную базу для Черноморского флота России.
   Вот и приехали. Убеждаюсь, что в этом огромном городе вокзал действительно маленький.
   А теперь - к морю!
  
   "ЗАРИСОВКА" ДЕВЯТАЯ - "По историческим местам"
  
   Мы отдыхаем в Севастополе. Изрядное время поглощают разные хлопоты. Бытовые, конечно тоже. Хоть мы и снимаем комнату в чужой квартире, но кто ж побеспокоится об завтраке-обеде-ужине и прочих, хлопотных и не очень, повседневных мелочах, как не мы сами? Хозяйка жилья весь день пропадает на базаре, который находится прямо напротив её дома. Да и не обязана она нам варить обед. Очень приятная, достойная, кстати, женщина. Дай Бог ей здоровья.
   Но всё же, иногда, вечером, у нас выдаётся свободная пара-тройка часиков.
   И мы решаем вечерком, после дневных хлопот, когда станет попрохладнее, выбраться в центр города погулять. Центр Севастополя, как известно, находится на берегу моря. Где же ему ещё быть? Находится он на берегу главной бухты, на Южной стороне. Там Графская пристань, там памятник адмиралу Нахимову, памятник Погибшим кораблям... Всё самое-самое дорогое для русского человека, что он должен знать, чтить и беречь, находится там. Да и не только русского! В Великую Отечественную кровь за Севастополь проливали сыновья и дочери, верно, всех народов СССР. Да и были они тогда, правду говоря, одним народом...
   С нашего проспекта Революции в центр мы добирались на обычном троллейбусе. Этот раритет имел очень "советский" вид. Был он точно таким, какие я видел в своём раннем детстве. Лет им, поди, уже немало, а работает техника! И довольно исправно.
   В центре мы, естественно, "направили свои стопы" к главным историческим достопримечательностям города. Осмотрели их по очереди. Прогулялись по набережной...
   В общем, прошлись-полюбовались городом. И пофотографировались, конечно. А как же без этого! Спустились на набережную и, не успев ещё толком осмотреться, услышали призывный крик. Нас звал хозяин небольшого симпатичного катерка, который был пришвартован тут же, у небольшого пирса. Дяденька стал нам предлагать прокатиться по бухте и тем самым пополнить "недокомплект" пассажиров его "плавсредства". Недёшево это оказалось, но скупиться я не стал. Мы присоединились к нескольким, уже чинно сидящим на "банках'" (то-есть лавкам, по-сухопутному) катерка гражданам из разных краёв нашей когда-то единой страны, и тут же отплыли. Хозяин (он же и рулевой и гид в одном лице) повёл катер по бухте, делая этакий большущий круг. Попутно рассказывая обо всех достопримечательностях, которые появлялись перед нами. Как писал мой любимый писатель, Александр Дюма, в романе "Граф Монте-Кристо" - "прогулка была изумительная, погода великолепная". И видимость отличная! Но, конечно же, целью нашего небольшого "вояжа" был отнюдь не замок Иф. Сначала мы пошли к Северной стороне. На её берегу сохранились равелины, которые в XIX-м веке были главными "опорными пунктами" обороны гавани. Равелины - это мощные форты, вооруженные несколькими десятками орудий. Они надёжно "прикрывали" гавань от вторжения врага. Стены их белого цвета, поэтому они хорошо видны издалека. Потом мы прошли самое узкое место бухты, где в неё с Южной стороны выдаётся небольшой мысок. Здесь, во время Крымской войны, в 1854г. был сооружён плавучий мост, по которому с берега на берег русское командование оперативно перебрасывало подкрепления. Хозяин-рулевой рассказывал нам не только об этом. Он рассказывал о зданиях и сооружениях на берегу, которые сразу приковывают взгляд. Конечно же, мы не могли обратить внимание на несколько красивых зданий постройки XIX-го и начала ХХ-го веков. В них сейчас находятся разные городские учреждения. В частности, довольно красиво здание, в котором находится Морской аквариум. Там я побывал ещё в 1997 году. Действительно, там представлено изрядное количество обитателей морей и океанов Земли. Ещё нам понравилось здание Севастопольского дворца юношеского и детского творчества. Гид не забыл упомянуть и предприятия, обслуживающие корабли. Севастополь ведь большущий порт и моряки здесь - "главные" люди.
   После наш катерок, повинуясь движению руля, направил свой бег к военным гаваням Севастополя, в которых стоят военно-морские флоты России и Украины.
   Севастополь. Корабли ВМФ России  []
   Относительно последнего уже можно писать "стоял". Мы смогли издалека обозреть несколько боевых единиц ВМС России. Как надводных, так и подводных. Особенно запомнилась российская подводная лодка, проходящая плановый ремонт. Потому как стояла она у пирса судоремонтного завода. Над нею гордо реял "андреевский" флаг...
   Хоть эти корабли давно уже устарели и, в нынешних реалиях, если смотреть правде в глаза, не представляют уже той силы, которой они были во время своей молодости (на закате "холодной войны" ХХ-го века), но близко к ним подходить всё равно было нельзя. "Поглазели" на них издалека. И я загрустил... Про себя. В голову пришла мысль, что годятся эти корабли, видать, теперь только для ежегодных парадов, которые проводятся в Севастопольской бухте в последнее воскресенье июля.
   Покружив по бухте, мы вернулись к причальчику, откуда отправились в наш небольшой сорокаминутный "вояж".
   Но, скажу я Вам, друзья, что эти сорок минут были одними из самых лучших минут, проведённых нами на этой земле прекрасной...
   Что ещё запомнилось из той прогулки? Мы, возвращаясь, шли по центру города. К нам подошёл паренёк, у которого на руке сидел странный зверёк, чем-то похожий и на суслика и на ондатру одновременно. Предложил сфотографироваться. Это была шиншилла! Из их меха шьют для дам богатые одеяния. А тут из бедного зверька игрушку для туристов сделали. Не люблю я такого...
   А потом мы, довольные кто чем, вернулись домой.
  
   "ЗАРИСОВКА" ДЕСЯТАЯ - "35-я батарея"
  
   Мы, пока, ещё здесь, в городе-герое Севастополе. Однажды, проезжая по городу, видим большой указатель, на котором написано "35-я батарея". В конце-концов, заинтересовавшись, решили узнать, что это за объект. Вышли на ближайшей остановке и пошли в сторону, куда указывала стрелка. Идти пришлось недалеко. Мы скоро увидали несколько вагончиков и бункер. Подойдя ближе, увидели доску с надписью, которая нам всё пояснила. Оказалось, что это бронебашенная батарея береговой обороны, построенная перед Великой Отечественной и предназначенная для защиты южной части Севастополя с моря и, частично, с суши, потому что дальнобойность её орудий составляла несколько десятков километров. Северную часть севастопольского укрепрайона прикрывала такая же 34-я батарея. Бронебашенной она называлась потому, что орудия были установлены в орудийной башне, подобной тем, которые устанавливались на боевых кораблях. Но основой для неё был бетонный бункер, уходящий глубоко в землю. Сейчас орудий там никаких, конечно, нет. Есть только броневой колпак башни, закреплённый уже "намертво".
   Также, из объявления висящего на заборе, мы узнали, что экскурсии по батарее бесплатные. Висел график экскурсий. Из него следовало, что экскурсии туда водят каждые полчаса. Но мы немножко опоздали и нам надо ждать сбора следующей группы. Долго, правда, ждать не пришлось. Подошли ещё несколько человек. Потом пришла женщина-экскурсовод и повела нас.
   То, что мы увидели и услышали, впечатляло! Сущая правда! Экспозиция была расположена в казематах батареи. Особенно поразил вид огромных 305-милиметровых снарядов. А также рассказ нашего экскурсовода о последних днях обороны этого опорного пункта в 1942 году. О том, как мужественно бились её защитники... О том, что все внутренние помещения батареи были забиты ранеными... Нас провели по узкой потерне (шириной в полтора размаха моих плеч), которая вывела нас к морю, где был причал для кораблей. Так вот, гид рассказывала, что этот проход, где трудно разойтись двум людям, тоже был забит до отказа, а причал, остатки которого мы увидели из отверстия, пробитого в скале и находящегося на высоте метров десяти над морем, рухнул под тяжестью тел тех, кто выбрался на него и тщетно ждал прихода кораблей. Тщетно, потому что, как уже известно теперь, армия защищавшая Севастополь была сознательно брошена советским командованием на произвол судьбы. Никто не собирался эвакуировать наших солдат. Это был, так называемый, гамбит. Но гамбит страшный. Наши солдаты должны были погибнуть и своей смертью задержать врага. Так и произошло...
   Также меня поразили в самое сердце слова о том, что в бухте, которую мы видели, вся вода была красной от крови... Страшная штука война... Только в таких местах начинаешь это хоть немного осознавать...
   Когда экскурсия закончилась, наш милый гид раздала нам георгиевские ленточки с надписью "Севастополь. 35-я береговая батарея". Это была самая дорогая вещь, которую я привёз из Крыма...
  
   Ну, вот пока и все, уважаемые мои читатели!
   Питаю надежду, что вам хоть немножко, но все же было интересно.
   Но это ведь не конец, вы понимаете, конечно, друзья? Я верю, что всё образуется и в очень недолгом времени он снова будет встречать нас всех гостеприимно...
   Как добрый хозяин дорогих гостей!
   А ваш автор обязуется обязательно поделиться с вами всем интересным и замечательным, что он, несомненно, ещё увидит и встретит в Крыму.
   Как говорится - "по секрету всему свету"!
   "Пуркуа па", как говорят французы?
   Почему бы и нет?
   г.Львов, июнь 2014г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"