Ковалёва Зоя : другие произведения.

Игрушки бабушки - старушки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ИГРУШКИ БАБУШКИ-СТАРУШКИ
  По узкой тропинке небольшого садика легко и радостно шагает небольшого росточка, с прямой спиной , старушка , голова которой словно на шарнирах вращается то вверх, то вниз, то вправо, то влево в поисках красоты и радости. Старушкой себя эта бабушка, вернее прабабушка, конечно, не считает, ведь всё зависит от самоощущения человека, а она, как раз, и чувствует себя соответственно поговорке "Старый, что малый!" А что? Почему бы и нет? Она уже не старший инженер в конструкторском бюро, не старший преподаватель в институте (сейчас это называется Университет), так чего бы ей и не быть просто Человеком, который пришёл на землю, чтобы радоваться и познавать окружающий её мир? Вот она и шагает своей "Солдатской" походкой (так смеялись над ней мальчишки , пристраиваясь к ней и изображая из себя солдат), обращая свой взор то на барашки от инверсионного следа пролетевшего самолёта, то на вершины ливанских кедров, перед которыми испытывает благоговейный восторг. Ничто не ускользнёт от её цепкого любопытного взора. То, что другие, занятые своей работой и делами, просто не замечают, доставляет ей порой несказанное удовольствие и радость. Вот на асфальте распластался высохший от летнего зноя резной жёлтый лист клёна. Бабушка в восторге восклицает:" Ах, как он красив!" - и рассматривает его прожилочки, весной по ним буйно бежал сок, который, надрезав кору дерева и вонзив в разрез желобок , любители кленового сиропа собирали в ведёрко, а потом готовили этот замечательно - вкусный и полезный напиток. А вот и "Анютины глазки" - цветы её детства, красоту которых она пыталась запечатлеть вышиванием, что получалось не известно, но ей кажется, что было красиво! А вот, и цветущая крупно - цветная магнолия! "Как мне повезло, - думает старушка, - ведь этот огромный белоснежный цветок, похожий на лотос "Виктория - Регия", цветёт только один день в году, в отличии от магнолии мелкоцветной, цветущей почти круглый год и распространяющей такой чудесный запах. Полюбовавшись, она продолжает свой путь. Тут ей на глаза попадается большой, с крепкими темнозелёными листьями, помидорный куст, выросший без хозяйского присмотра в неположенном месте, и тотчас же в её голове возникает тот клочёк земли (приблизительно шесть соток), расположенный на расстоянии пяти километров от железной дороги, куда она по субботам и воскресеньям добиралась сначала на трамвае, потом в плотно набитом вагоне электрички, а потом пять километров пешком по полям, лугам и перелескам до своего кусочка земли - огорода, где с удовольствием и любовью выращивала, картошку, капусту, морковку и вообще всё, что могло разместиться на нём, в том числе и помидоры. Правда помидоры не доспевали за короткое сибирское лето, но их снимали зелёными, упрятывали в валенки, а потом, зимой, радовали себя таким царским угощением. Поливали огород из ручья, протекающего в лесу, прыгая с коряги на корягу с ведром полным воды. Кажется, это было не просто, но зато клубника уродилась замечательная - крупная, запашистая и сладкая!...
   - Ну, хватит воспоминаний! - обрывает себя старушка и плывёт дальше, любуясь цветущей бохинией. Вдруг она обращает внимание на молодую филипинку, собирающую прекрасные цветы этого неизвестного ей ранее дерева. Старушка в восхищении: " Наверное будет плести венок для невесты или для дорогого гостя, - думает бабушка и представляет себе Джавахарлала Неру с длинным венком из экзотических цветов на шее, встречающего высоких гостей. "Как это поэтично!" - восклицает она и обращается к филипинке с вопросом, зачем та собирает цветы. "Для салата, - отвечает филипинка, - в нашей стране этот салат в большом почёте". Старушка несколько разочарована, но представив себе цветок бохинии в чашке с чаем, улыбается и радостно продолжает свой путь.
   Но что это? На высоком пне, чуть повыше нашей старушки, обмякнув всем телом, сгорбившись, грустно восседает большая кукла в красной шляпке, красных башмачках, в бело - жёлтом платьице и в кружевном фартучке. " И отчего это она такая грустная? - думает старушка, - и почему она здесь? Наверное, кто -то захотел подарить её прохожим," - решает бабушка, подпрыгивает и достаёт куклу...У куклы нет одной руки! "Бедняжка! - восклицает старушка, - Так вот отчего ты сидишь здесь, тебя просто -напросто выставили из дома, когда с тобой случилась беда... Нехорошо это. Ну, да ладно, это горе поправимо. В наше время уже и сердце научились пересаживать, а что стоит мне вернуть тебе руку. У меня где - то завалялась жёлтая блузка - пойдёт тебе на рукава, да и для руки что - нибудь найдётся".
   Довольная своей находкой, прижимая куклу к груди, старушка возвращается домой и при ближайшем рассмотрении обнаруживает, что у этой большой и мягкой куклы из спинки торчат провода, а внутри прощупывается что - то твёрдое, вроде пластины. Любопытная старушка достаёт это что - то и решает (старушка в молодости была радиоинженером), что, наверное, это - маленький магнитофончик и кукла умеет говорить. Кое - как соединив провода (выключатель оказался сломан), она слышит такое громкое пение, что от неожиданности даже вздрогивает. Мелодия так не привычна для её слуха и так пронзительна, что старушка тут же разъединяет провода, возвращает магнитофончик на место и отремонтировать его не пытается, хотя и очень любит такое занятие.
   Осуществив операцию по пришиванию новой правой руки - правда она оказалась несколько меньше левой, но это ни в коей мере не огорчило ни бабушку, ни куклу - старушка усадила её в большое старинное кресло, чему оказался очень рад большой белый котище, проживающий в этом доме и которому стало значительно теплее спать, прижимаясь к большой мягкой кукле. Тут же пристроился и маленький голубой медведик, которому уже давно было очень одиноко в этом огромном кресле.
   А кресло, между прочим, тоже достойно нашего внимания, потому что это не простое современное кресло из древесно - стружечного материала , а настоящее, может быть, из орехового или красного дерева, вышедшее из рук старательного краснодеревщика лет сто или больше назад. Глядя на его похожие на руки одлокотники, так и представляешь себе худого высокого старого джентльмена с закрытыми глазами и головой, откинутой на кружевную салфетку, приколотую к спинке кресла, и с газетой, выпавшей из рук, или Шерлока Холмса, у камина обсуждающего с доктором Ватсоном результаты своих последних детективных приключений.
   Замечательное кресло! И откуда бы оно могло появиться у нашей старушки? Никогда и ни от кого она - эта бабушка - не получала никакого наследства, ни копейки, ни клочка земли или дома. Так откуда же кресло? А вот откуда - с "Выставки"! В той стране, где волею судеб оказалась бабушка, существует замечательный обычай: всё, что уже не нужно в доме, выносить на улицу, благо, что нет дождей, предметы не испортятся, а кому -нибудь да пригодятся. Вот и это кресло не захотело оставаться под палящими лучами солнца и перебралось в небольшую комнатку старушки. Конечно, ей пришлось постараться избавить его от наслоений прошлого, но бабушка никогда не боялась работы, и кресло заняло своё достойное место в доме, где чтили старину.
   Кресло считало, что ему жутко повезло, ведь в этой комнате обнаружились ещё две тумбочки, столь же почтенного возраста. Одна из них тот час же тронула душу старого джентльмена , она была с гнутыми ножками, с инкрустацией на столешнице, с изящным маленьким ящичком для надушенных писем на бело - розовой бумаге верже. Другая была помоложе, несколько грубовата, но и она была того же племени, из настоящего дерева и без единого острого угла. Откуда эти дамы появились в этой комнате, кресло не интересовало, главное - он был в своём обществе.
   Кроме этих дам - тумбочек, пришедшихся старому джентльмену по душе, здесь присутствовал и стул, который вёл себя несколько надменно, повернувшись к обществу спиной. Дамы прощали ему этот маленький грех, ведь и он "свой", из той же эпохи. На нём сиживали дамы в кринолинах и кавалеры наполеоновской гвардии (по крайней мере, так думала наша старушка, с улыбкой оглядывая свои приобретения.)
   Да... Мы ещё забыли старый подсвечник с подвесками из (" может, Богемского хрусталя?, а, может, из Муранского лепного стекла?") и восьмисвечный канделябр, не столь уважаемого возраста, но зато всегда в моде. "Такие вещи должны храниться в музеях, радуя весь род людской, а не в доме какой - то ветхой старушки, - горделиво говорила бабушка, конечно же, не относя себя к этим "ветхим" и не торопясь отправить свои богатства в музей.
   Все стены комнаты, где собралось это почтенное общество, были увешаны картинами, что напомнило старому джентльмену-креслу, как оно однажды случайно оказалось во дворце, где обитало королевское семейство Марии Терезии с её двенадцатью дочерьми. "Говорят, а я-то это точно знаю, что королева очень любила своего мужа и взяла на себя все тяжести по управлению Австро -Венгерской монархией, предоставив своему мужу - королю заниматься его любимым занятием: наукой Ботаникой,- рассказывал старый джентльмен своим внимательным слушательницам. "Своих двенадцать дочерей она растила в строгости и дала им прекрасное образование и воспитание. Повзрослев, дочери были выданы замуж во все королевские дома Европы, что на долгие годы объеденило все Европейские государства, где на некоторое время воцарился покой и порядок. Кроме всего прочего, дочери Марии Терезии были обучены и рисованию, а их рисунки были использованы для оформления дворца. Глядя на эти чудесные, покрытые лаком картины никто и подумать не мог, что они выполнены не известными всему миру художниками, а молоденькими старательными девушками, пусть даже королевской фамилии".
   Так говорил старый джентльмен, оглядывая стены, сплошь покрытые картинами и рисунками. "Конечно, эти картины ни в какое сравнение не идут с тем, что мне посчастливилось увидеть, стиль не тот, чувствуется отсутствие школы... Да и вообще, тематика не та, что присуща художникам моего поколения, но... их интересно разглядывать, есть над чем подумать, разгадать, а что же хотел сказать художник? А, кстати, чьи же это картины? - спросил старый джентльмен, давая, наконец, возможность заговорить своим собеседницам, которые от нетерпения уже поскрипывали.
   - Да, это же наша хозяйка нарисовала, - воскликнула та, что помоложе, - на старости лет возомнила себя художницей!
   - Нет, нет, - перебила её старшая леди, та, что с гнутыми ножками и с инкрустацией на столешнице, - она не возомнила...Она ...Просто у неё появилось свободное время, которое надо же куда-то девать. Она любит живопись, музыку, всегда восхищалась и даже немножко завидовала самым великим мастерам, вот и решила узнать, на что же она-то способна. Кроме того, надо же детям и внукам показать дом, которого уже нет, и в котором она в детстве жила. Вот она и взялась за рисование... Да и надо же немного постоять, а то всё сидя, да сидя..." - заступилась за свою хозяйку старшая леди, она ещё помнила, как старушка старательно тёрла наждачкой её гнутые ножки, которые, очевидно, очень любил грызть шаловливый щенок, потом поливала их морилкой, красила и покрывала лаком. " А как она восстановила инкрустацию на моей столешнице! Не отличишь, от той, что была прежде! Нет, нет... Она не возомнила, она просто - полюбила..."
   - А давно ли наша хозяйка занялась рисованием? - поинтересовался старый джентльмен-кресло.
   - Мы, конечно, точно не знаем, но как-то здесь побывала пара любителей живописи, коллекционеры, они тоже задали ей этот вопрос, и она ответила, что в детстве всегда рисовала поздравительные открытки к Новому году, ко Дню международной солидарности трудящихся - Первому Мая и вообще ко всем торжественным дням. Потом долгое время она за это дело не бралась, но однажды, сидя в одиночестве на стуле и от нечего делать разглядывая свои ноги, она с удивлением заметила, какая красивая линия есть у неё на лодыжке, и ей тут же захотелось её нарисовать. Что она и сделала и с радостью обнаружила, что получилось неплохо. Потом она сделала копию с рисунка Брюлова, и с тех пор желание рисовать не покидает её.
   - А был ещё повод продолжить это приятное занятие, - вступила в разговор более молодая леди, - как -то довелось ей побывать в доме знакомых, врачей, любителей живописи, и она обратила внимание на большую картину, изображающую переулок с цветочной лавочкой в каком-то восточном городе. Картина так ей понравилась, что запомнилась в мельчайших подробностях. И вот, когда наша хозяйка перебралась в другой город и знакомилась с ним, на совершенно пустой, залитой солнцем улице, она обнаружила три картины, стоящие возле забора, одна из которых была точной копией полюбившейся ей картины с подписью того же автора. Другая картина изображала чайник, разрубленный громадным топором пополам, на которую смотреть было грустно. О третьей картине хозяйка ничего не рассказывала, очевидно, её забыла. Покрутившись довольно долгое время возле этой "выставки" и убедившись, что она никого не интересует, старушка взяла свою любимицу и счастливая отправилась домой. В дальнейшем такие ситуации случались с ней довольно часто, по вечерам она совершала моцион и многократно встречалась с картинами, брошенными их владельцами. Однажды ей встретилась даже картина художника, чьё имя упоминается на аукционе Сотби.
   - Очень интересный рассказ,- сказал старый джентльмен, - но как, всё же, она сама занялась живописью?
   - Так получилось, - ответила рассказчица, - что этот поток прекрасных картин вдруг иссяк, а ведь наша хозяйка уже привыкла получать эти дары, вот она и решила получать такие подарки от себя самой. А у неё есть свойство, видеть везде то, чего нет, различные образы или фигуры, которых на самом деле нет, а в её воображении они существуют. Вот, например, идёт она по улице и видит, впереди на тропинке лежит огромная чёрная собака. Однажды бабушку уже кусала собака, правда от радости, но бабушке-то каково? С тех пор она несколько побаивается собак, особенно маленьких, на тонких ножках, они нашу хозяйку не любят почему-то. Так вот, идёт наша хозяйка и видит впереди огромную чёрную собаку. Та лежит, не движется. Как обойти? Вернуться назад не хочется, а обойти страшновато. Пристыдила себя старушка, подняла голову повыше, да и продолжила свой путь. Подходит ближе, а собака не шевелится и, кажется, даже не дышит... Ближе... ближе... И вот перед старушкой - большой чёрный пластиковый пакет! Наша хозяйка облегчённо вздыхает, пытается обойти эту "собаку", но налетевший порыв ветра поднимает громадный пакет и бросает его в лицо нашей старушке, та падает, попав в цепкие его объятия, барахтается , пытаясь высвободиться. Песок запорошил глаза, объятия пакета крепки, мешают двинуться... Пришлось старушке довольно долго повоевать, прежде чем она освободилась от страстных объятий этой "собаки", которая всё-таки укусила её.
   - А при чём здесь живопись? - удивляется старый джентльмен-кресло.
   - Как причём? Разве Вы не обратили внимание, что на многих картинах изображены не люди, а какие-то "Чудики"? Это всё из той же серии, что и "Чёрная Собака", фантомы, которые бабушка видит там, где их нет. Сначала она зарисовывает их, потом придумывает историю их жизни, а потом переносит эту историю на холст. Вот вам и "Картина маслом".
   - А ещё, - включилась в разговор, внезапно вздремнувшая и тут же проснувшаяся старшая леди, - она отправляет эти несуществующие истории в несуществующий журнал и очень надеется, что они кого-нибудь, чему-нибудь научат или посмешат. Она у нас весёлая и любит посмеяться. Вот почему её "Чудики" скорее смешные, чем страшные. Не то, что у Босха...
   - Кстати, - продолжила более молодая леди, - я поняла, что журнал-то существует, только вот не на бумаге, а на чём?... Мне не понятно.
   - Да... Интересная хозяйка нам досталась... Скучно не будет... - проговорил задумчиво старый джентльмен.
   - Это уж точно, - к великому изумлению присутствующих, пробормотал, не оборачиваясь, спесивый господин- стул. "Когда наша госпожа соизволит играть на скрипке, я всегда к её услугам. Я очень люблю классическую музыку, да, наверное, и она тоже. Тогда вы все сможете лицезреть меня во всём блеске моей красоты. Правда, дворецкий куда-то в это время всегда исчезает, и нашей госпоже - какой стыд!- приходится самой разворачивать меня к вам лицом, что мне иногда даже интересно".
   Присутствующие дамы были так поражены, что не знали, как реагировать на такое заявление. Зато старый джентльмен-кресло с живостью обернулся к новому участнику разговора и поинтересовался, какую музыку предпочитает старая леди - их госпожа. На это спесивый господин ответил, что когда владелица этого замка соизволит взять в руки музыкальный инструмент - скрипку, то назвать музыкой то, что она играет, по его мнению, нельзя.
   - Так уж и быть, я назову это упражнениями, но госпожа утверждает, что, нарядившись во всё лучшее, что у неё есть, и на время удалившись отсюда, она возвращается довольная и весёлая с букетом цветов, полученным за свою игру, чему я, конечно, не верю.
   - Очень жаль, что господин стул так отзывается о своей благодетельнице, - шепнула старшая леди младшей, - ведь и его, засыхающего, она вернула к жизни. Но что делать -он прав!
   Такие разговоры вели между собой любимцы бабушки-старушки, а она в это время вязала носки всем окружающим, изощрялась, как могла, в кулинарии, с удовольствием играла в футбол со своими правнуками и читала одновременно три или четыре книги, но, к сожалению, мало , что могла из них запомнить.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"