Аннотация: Отзыв на повесть Д.Маверика "Карусельные лошадки"
Джон Маверик "Карусельные лошадки"
Реалистический символизм и непринуждённая лёгкость стиля - отличительные признаки творчества Джона Маверика.
Впечатление от его прозы я бы обозначила словом "странное", потому что Маверик никуда не ведёт, ни в чём не убеждает, ничего не доказывает. Он не ломится в сознание и не пытается понравиться читателю, он просто рассказывает совершенно выдуманную историю как реально имевшую место в конкретном городе N.
Маверик - городской автор. Маверик - современный автор и, одновременно, на его рассказах, как на старом дорогом зеркале, лежит слой патины, паутины и пыли.
Лучше не вытирать эти наслоения - как можно знать заранее, понравится ли открывшееся отражение?
Более того, зеркало Маверика уводит.
Куда уводит?
Как сказать...
В повести "Карусельные лошадки" в это таинственное зазеркалье уходят все дети. Причём, автор не обещает ничего ни осиротевшим взрослым, ни очарованным детям. Очень в духе Маверика: оставить и читателя, и героев ни с чем.
Думаю, его проза не для тех, кто ищет опереться на что-то стабильное и стать увереннее в себе. Его проза - для сильных и самодостаточных. Остальных он высосет, а не напитает.
Сильных же его текст заставит остановиться, как вынуждает замедлить движение зыбкость опоры под ногами в пространстве сна или внутри миража а, остановив, заставит подумать, "камо грядеши?" - куда, собственно, идём?..
Но ещё вернее будет сказать, что "Карусельные лошадки", "Чайник, которого не было" и другие его тексты обращены к субъективной части нашего "я", и рисуют мир с другой стороны. И эта смена фокуса лично у меня вызывает лёгкий дискомфорт.
"Карусельные лошадки" - талантливо ли это?
Несомненно.
И очень специфично.
Качественная проза с ярко выраженной и хорошо сформировавшейся манерой повествования, делающей произведения Маверика узнаваемыми.
Вынуждена признать, что меня "засосало" в авторскую вселенную и никто не спрашивал моего мнения, нравится ли мне там, или нет. Главное: автор сумел удержать меня в своём мире до последней строки. А это дорогого стоит!
Вот фразы, которые остановили:
"...если в голове может находиться что угодно - всякие мысли, слякоть, дождь или снег - в сердце обязательно должны царить смех и радость"
"Для того, чтобы семя проросло, нужно немного воды и земли. Жалость - это та почва, на которой восходят не только семена добра, но и зла. Впрочем, верно и обратное".
"Про вчерашнего найденыша Томас сразу понял, что парень - живчик, а все непоседливое и живое непременно должно сидеть под замком".
"- Мы, дети, - проговорил Хайниц, и голос его сделался мягким и вкрадчивым, - слишком верим взрослым и все, что они нам бросают в сердцах, воспринимаем, как безусловную правду. Получается, что мы - это то, что наши родители о нас подумали. Но ведь так не должно быть, правда?"