Аннотация: Обзор текстов пятой группы конкурса "Нереальная новелла"
Обещала отчитаться за поставленные оценки. Очень занята, и потому обычного поглаживания за ушками и щекотания нежного авторского брюшка, увы, не будет. Как-нибудь в другой раз. А теперь просто выскажу свои субьективные впечатления.
Считаю: это лучший текст в пятой группе. Метафорично, образно, очень похоже на сагу. Отлично построен сюжет, читать было интересно. Тема Певца, личной свободы, гражданского мужества и, с другой стороны, обывательства как явления, актуальна всегда. Ставлю пять баллов. Спасибо, Андрей Андреевич!
"...на ноги наброшен плед, казавшийся довольно тёплым и уютным" -
начинает автор, и в продолжение всего повествования старательно поддерживает состояние недоумения и недопонимания, в котором пребывает, пребывает, и пребывает главный герой.
Судите сами:
1. "Или это Помпеи, и всего через несколько минут начнётся извержение Везувия? Или Хиросима августовским утром?2
Действительно, нереально отличить Помпеи от Хиросимы.
2. "На полу нет случайно забытых детских игрушек, на полках или тумбочке - даже намёка на женское присутствие".
Автор, за мной тоже не остаётся детских игрушек уже несколько десятков лет. И я не оставляю намёки на тумбочках. Но всё-таки, поверьте на слово, я - есть! :-))))))
А в следующем абзаце ГГ просто сразил меня наповал убойной логикой и сверхнаблюдательностью:
"Немолодой мужчина за письменным столом. Несколько испещренных не слишком разборчивым почерком листов перед ним... Возможно, я наблюдаю написание песни - она станет впоследствии гимном, или сочинение концовки романа - его будет изучать каждый школьник, им будут зачитываться поколения. А может, только что был изобретён полупроводниковый триод, или робот, или интегральная микросхема, или лазер, или водородная бомба, или пластмасса, или пилотируемый космический корабль. Или же была обнаружена частица с качествами тахиона, разработано устройство телепортации, открыто лекарство от рака. Я видел, но не имел понятия - что".
Стоит немолодому мужчине сесть за письменный стол, испещрить бумагу неразборчивым почерком, и - готово: поющий гимны пластмассовый робот на триодах с качествами тахиона испытывает лекарство от рака, а заодно и от сочинения романов...
"Небольшая кроватка, на ней кто-то спит. Мальчик? Девочка? - Не могу рассмотреть, слишком темно. У окна, спиной ко мне, стоит кто-то ещё. Женщина. Мать спящего малыша? - Не знаю. Я могу лишь строить догадки. Она стоит, вглядываясь в ночную мглу, как будто кого-то высматривает, ждёт. Сколько она уже так стоит? - Понятия не имею. Но, судя по позе, думаю, что давно. У порога разгадки какой тайны я нахожусь?"
Сие есть таинство великое, автор.
Для Вашего героя, затрудняющегося отличить создание песни от изобретения водородной бомбы, а мальчика от девочки в кромешной тьме, но зато знающего, кто и как долго стоит в одной позе, весь мир - одна большая непостижимая шарада. Ага.
Идём дальше.
В конце каждого фант-монолога ГГ меня ждала фига. Именно так я восприняла бесконечные авторские ремарки: " не суть важно", " не будем вдаваться в подробности", "кроме того, это сейчас и не важно", "но не думаю, что вы действительно так уж жаждете сейчас услышать моё объяснение", "но поверьте мне на слово - вам оно ( в смысле, знание) в данный момент ни к чему". И т.д. и т.п.
"По профессии я... да это, в принципе, не суть важно"...
"... есть такой проект: "Нора крота". Ну, о нём вообще почти никто не знает. И я бы не знал. Услышал о нём случайно. Чистая случайность. Да, именно так. Верно, ничто не случайно - такая теория тоже имеет место быть. Но... не будем вдаваться в подробности. Кроме того, это сейчас и не важно. Как впрочем не важно, каким образом мне стало известно о проекте "Нора".
"Верю ли я в интуицию? - Да, в каком-то роде, но у меня по этому поводу есть своя версия объяснения данного феномена. Ну, да не важно".
"...ничего, кроме себя, а точнее, своего сознания, взять с собой мы не можем. Почему? - Ну, я конечно могу растолковать в подробностях, но не думаю, что вы действительно так уж жаждете сейчас услышать моё объяснение".
"Я не единственный такой "путешественник", и уж никак не первый. Думаю, нас, таких добровольцев, десятка два-три. Но между собой мы не знакомы, даже и не встречались никогда. Что видели они, где побывали - мне тоже неведомо".
"Некто - опустим его имя, всё равно вы навряд ли его когда-либо слышали, а уж тем более сомневаюсь, что вы знакомы с ним лично"
"Во время путешествий я могу толко видеть, звуки же мне недоступны. Почему? - Конечно, этому есть вполне обоснованное научное объяснение, как же иначе. Но поверьте мне на слово - вам оно в данный момент ни к чему".
Автор, я к Вам в читатели не набивалась. На каком основании Вы считаете меня идиоткой, не способной понять грёбаную премудрость вашего героя? Уж будьте добры, договаривайте! И собственную версию феномена интуиции извольте объяснить - никто, па-анимаете, за язык вас не тянул! И имя "некто" знать хочу позарез. И всё, на что вы так многозначительно намекнули.
Порадовали фразы:
"Нет, словно прикоснуться к мировозданию наручнуе часы"
"...у меня уже была многообещающая карьера, на аспирантуре я учился заочно".
"А может, внеземные умы, пришедшие из глубин космоса, приложили к этому руку?"
А Вы знаете, может и приложили! Это кое-что объясняет. Но ко мне, увы, внеземные умы свою руку не приложили (свят-свят-свят!) и поэтому высокий балл этому тексту я поставлю не раньше, чем выучусь на аспирантуре.
А кроме шуток: думайте, что пишете. И ещё - для кого пишете.
Подозреваю, Ольга Леонидовна очень хотела поделиться своими впечатлениями от поездки в Прибалтику. Не покидало чувство, что герои, прикрываясь сюжетом, обслуживают исключительно эту авторскую задачу: рассказать, какой запоминающейся и прекрасной была та экскурсия. Вторая (на самом деле, главная) линия про постигшее мир бедствие: поголовный вампиризм, пришита белыми нитками. Характеры ГГ шаблонные. Впрочем, я не читаю современных женских авторов: возможно, сейчас так принято изображать женоподобных аморфных мужчин - безмолвных и безвольных спутников стервозных женщин?
Что сказать Ольге: сумеете переварить критические замечания, всё получится. Не сумеете - похороните свои литературные спосбности. Ведь Вы садитесь за рассказ, надеюсь, не для того, чтобы сразить наповал литературный мир, а для того, чтобы совершенствоваться в любимом деле? Перечитайте этот текст через два года и, думаю, сами всё поймёте.
А ведь я совсем не тащусь от описания захламленной комнаты со следами пьяного угара. Но автору невозможно не верить, и приходится читать дальше. В том-то и мастерство - удержать читателя: даже не своего, и не отпускать до конца. По-моему, стопроцентное попадание в тему конкурса. Спасибо, Михаил Михайлович!
Мне понравилось. Необычная обстановка, необычное, репортажное построение текста - автор явно в поиске и экспериментирует. Это интересно.
По содержанию: я не совсем ясно понимала, что происходит на подлодке. Но атмосфера тайны передалась и мне, и тайна обещала быть более глобальной, чем оказалась на самом деле. Но за ожидание откровения (думала, атланты скажут нечто более сногсшибательное) автору спасибо! Финал оказался несколько дробнее, чем я ожидала. Но это уже мои проблемы.
Ирен знаю по другим рассказам. Новелла хорошо написана, да у Грановской слабых текстов не бывает, пишет она, без сомнения, мастерски. Но сдаётся мне, любой рассказ - это ещё нечто неуловимое. То, что заставляет произнести: "О, мне нравится!", - бездоказательно, субьективно, спорно, но это и есть самое главное - нравится.
Меня судьбинушка Варвары оставила равнодушной. И потому не самый высший балл.
А эту новеллу прочла ещё до разбивки текстов на группы. Прочла, подивилась фантазии Павла Виноградова, очень мною уважаемого сильного автора, и ушла в недоумении. Теперь признаюсь в чистой вкусовщине: Павлу со мной просто не повезло. Высокой читательской культуры, которая есть итог хорошего литературного образования, я лишена, а потому постмодернизм по-прежнему воспринимаю тяжело и с некоторой долей недоумения: зачем это было написано?
Мастерски написанный текст. Предполагаю, что понравится многим. Интересный и сопереживательный сюжет, динамизм, хороший слог. Таня молодец.
Про почечные камни, протянутые в дар подростку с признанием, откуда они, эти камни, взялись - немного не комильфо. Ну, да у автора своё мнение на этот счёт.
Считаю, что текст заслуживает быть в финале, но придержала высший балл. Всё-таки, выходки подростков на дороге оправдывать нельзя. И мистически-романтичный флёр, умело созданный автором, не мог скрасить впечатление, что опоэтизирован образ жизни обыкновенного быдлячески-безответственного городского хулиганья.
Автор отказался голосовать, поэтому буду кратка. Хорошо написанный рассказ, один из немногих, о которых можно сказать: "добрая философски-религиозная литература для взрослых". Читала легко, ощущение после прочтения - вычитка была не в труд. Концовка прекрасная. Но тема совершенно не соответствует теме конкурса.
Страшно, натуралистично, беспросветно, жестоко! О некоторых сторонах русского характера лучше не знать. Впрочем, каждая нация за долгую историю порождала таких вот монстров в человечьем обличии. И они шли к цели напролом, предавая собственную веру и оправдывая свои преступления. Великолепное изложение средневековой русской истории. Вячеслав Анатольевич, несомненно, создал сильный рассказ. Моё уважение.
Сначала текст понравился. Сыграло на руку то, что люблю фантастику и люблю фортели с временными перемещениями. Но после вычитки конкурсных работ поняла, что несколько перестаралась, и окончательная оценка стала ниже. Да простит меня автор. В целом, повторяю, рассказ хорош.
Неплохо написанный рассказ, но несколько картонный. Сюжет незатейлив, и по части описания будущего, на мой взгляд, неубедительный. Но чувствуется авторское отношение к девушке партизанке, к великому подвигу наших дедов. Это вызывает глубокое уважение к Александру Юрьевичу.
К сожалению, высоким балом этот рассказ не выделила.
Завтра закончу оформлять активные ссылки, уберу очепятки и закончу сам отзыв. Спасибо!