Ковалевская Александра Викентьевна : другие произведения.

Поэтическая панорама

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор стихотворений конкурса "Моя планета-2017"

  
  
   Поэтическая панорама
  
  Поэзия - надмирная страна, астральный слепок действительности, сохранивший некие характерные приметы и признаки места, воспетого поэтом; по крайней мере, такой она должна быть в идеале.
   На мои критерии оценивания подборки "Поэтического глобуса-2017" повлияли следующие факторы. Описания, поданные "в лоб", - серьёзный недостаток поэтов, перепутавших прозу и поэзию. Но описательность в географическом конкурсе до определённой степени самоценна, если она дарит нам, читателям, визуальную картинку места. А вот самым большим недостатком я сочла очевидный уход от темы, т.е., вывешивание случайных в "Поэтическом глобусе" стихов о любви, авторских вкусах, природе вообще, или философских потуг.
   В стихах на отвлечённые темы всё равно оценила, по мере скромных сил, поэтическую грамотность, или оригинальность, или экспериментальность, или непосредственность и любовь к объекту воспевания. Такие стихи заняли место в середине моего списка, хоть географии в некоторых из этих текстов было немного (или не было вообще), но астральный глобус души их автора выписан внятно и мне, читателю, показался интересен.
  Стихи не техничные (на мой взгляд) и не вызвавшие душевного резонанса оценила ниже, свято веря, что у этих произведений есть свои поклонники и почитатели - им и флаг (то есть, высокие баллы) в руки.
  Вот и все мои критерии.
   Да, о замечаниях. Замечания - выражение неравнодушия, заинтересованности, стремление помочь увидеть соринки. Замечания автор волен пропустить, но, может быть, кому-то они окажутся полезны, вот и набивала буквы на клаве.
  
   Утро над Днепром
   http://samlib.ru/k/kowalewskaja_a_w/utronaddneprom.shtml
  
   Импрессионистическая зарисовка, оставшаяся за рамками этого обзора, потому как моя. Дальше пусть выскажутся читатели.
  
   Вверху оценочной таблицы оказались стихотворения, рассказавшие мне о месте с вполне реальными географическими координатами. Эти стихи чем-то остановили меня, возможно, новизной темы, настроением, энергетикой или же мастеровитостью.
  
   Алтай
   http://samlib.ru/a/asadullaew_r_i/a11.shtml
  
   Свежее, незатёртое стихотворение о великом Алтае и (думаю, не ошибусь), о любви. Прекрасная поэтическая подборка у вас, Роман Ираджевич - настоящее украшение 'Поэтического глобуса'! Спасибо!
  
   Тыгород
   http://samlib.ru/m/mudrowa_t_a/tygorod.shtml
  
  Бесспорно, лучшее стихотворение о городе не только в конкурсе, но и в современной поэзии. Великолепный многомерный образ Петербурга, настоящая поэтическая матрица города. Что ни строка - образная находка. Обязательно прочтите, и обязательно на досуге, раздумчиво. Поэзия Татьяны Мудрой не терпит суеты.
  
   Куликово поле
   http://samlib.ru/w/welikzhanin_p_a/kulpole.shtml
  
  Баллада, очень уместная в конкурсе, знакомящем читателей не только со странами, но и с традицией, культурой, историей. Это история знаменитой переломной битвы. Было интересно читать. Замечен чуть-чуть избыточный пафос, но самую малость. Да и кто может определить истинную меру поэтического чувства? Всем неравнодушным к русской истории советую заглянуть на это стихотворение.
  
   Дивногорье
   http://samlib.ru/c/chertowa_e_w/0026.shtml
  
  К стихотворению прилагается дивная фотография, подобных российских пейзажей мне почему-то видеть не приходилось. Я получила наслаждение! В стихотворении - большая любовь к родной земле, убеждённость, переданная мастерски кратко, взвешенно и одновременно, очень лирично. Спасибо, Елена Викторовна!
  
   Синий вечер налитой...
   http://samlib.ru/t/tihonowa_n_i/siniyvecher.shtml
  
  Великолепное, очень атмосферное, уютное и немного наивное воспоминание о детстве, проведённом где-то в станице на реке Донец. Прелестное стихотворение от Тихо Натальи.
  
   Великорецкий крестный ход
   http://samlib.ru/w/worobxew_m_z/velikoretckiy.shtml
  
  Звучит очень патриотично, искренне, я бы даже сказала, истово. У этого стихотворения своя сила, своя красота, своя убеждённость. Поэтический язык прост, но в данном случае суть не в лексике. Любая цветистость, или вычурность, или авторский переподвыверт увели бы стихотворение в минус, привнеся манерность и напрочь лишив глубины чувства. Максим Зотикович, вам хочется верить. Это очень важно - когда веришь искренности, с которой написано стихотворение.
  
   Промзона Прокопьевска
   http://samlib.ru/w/welikzhanin_p_a/promzona.shtml
  
  Понравилось. Ностальгично, как старое фото, на котором мужчины твоего рода в промасленных спецовках, в окружении товарищей, проверенных в работе. И все ещё молоды, полны надежд на светлое завтра и строят его своими руками.
  
   Купола Самарканда
   http://samlib.ru/g/gabdulganiewa_m/kupolasamarkanda.shtml
  
  Поведано мягко, с любовью. Поэтический язык - сказочный, сказительный. Возможно, это подражание восточной напевной речи - я не в теме, могу только догадываться. Очень изобразительное стихотворение с немалой долей самаркандского колорита, как нельзя лучше соответствует теме конкурса.
  
   Почти белые стихи в почти белом самолете
   http://samlib.ru/s/samarina_o_b/01pochtibelyectixivpochtibelomsamolete.shtml
  
   Современно; хорошо согласовано течение времени внутри стихотворения и реальный хронометраж вынужденного полётного ничегонеделанья. Попробуйте написать то же другим стихотворным размером с чёткой ритмикой, и можете получить поэтического уродца, барабанный отчёт о полёте. А так - всё отлично. Понравились описания земли, вид из самолёта. По-моему, не скажешь лучше и точнее: именно так всё и выглядит. Ольга Борисовна, запомнилось ваше море, необыкновенно выразительное. 'Вот по зеркалу - зебры узоры нанес Гравёр, Это ветер на море мозаику ряби выложил'. Спасибо.
  
   Буду ждать я вечно
   http://samlib.ru/k/kim_sergej_anatolxewich/5-1.shtml
  
  Трепетное и нежное стихотворение. Я замолкаю в восхищении. Спасибо, Сергей Ким!
  
   Моя нагваль
   http://samlib.ru/k/kim_sergej_anatolxewich/6.shtml
  
   Ещё одно стихотворение от Сергея Кима, и оно удивительное: полное свободы и любви, способной укротить даже самого вольнолюбивого. Зайду на страничку этого автора, заинтересована.
  
   Будь в седле
    http://samlib.ru/a/asadullaew_r_i/a001.shtml> http://samlib.ru/a/asadullaew_r_i/a001.shtml
  
   Не безупречно по части литературной техники, местами спорно, но энергично, живо. Чувствуется, автор 'в теме' - это дорогого стоит! Сложный, подвижный (не жёсткий) баланс лирики и рефлексий. Это стихотворение, к которому идут подпитаться доброкачественными эмоциями. Спасибо, Роман Ираджевич за вашу здоровую в самом лучшем смысле этого слова поэзию, потому что выморочность ох как не люблю.
  
   Тёплые края
   http://samlib.ru/t/tomashewa_k_w/portugal.shtml
  
   В этом стихотворении сохранена доверительность и простота. Ритмический каркас своеобразный, неровный, но я и не специалист по классификации поэтических форм, я стих ценю не за что-то отдельное, но за всё сразу. Главное - чтобы цепляло. А это стихотворение меня зацепило и запомнилось.
  
   Чайхана
   http://samlib.ru/g/gabdulganiewa_m/chajhana.shtml
  
  Необыкновенно колоритно, аутентично. Стопроцентно в тему, спасибо, Марзия!
  
   Ни-Ага-Ра
   http://samlib.ru/i/inna_k/niagara.shtml
  
   Интересный пример аллитерации и звукозаписи. Название крупнейшего водопада вдруг зазвучало, заговорило в стихотворении Инны. Такая поэзия - хороший повод поразмышлять о возможностях языка.
  
  
  
   Восемь и семь баллов
  
   Кижи
   http://samlib.ru/w/welikzhanin_p_a/kizhi.shtml
  
   Очень неплохое стихотворение, но, увы, пример того, как поэт сам себя прелицовывает в рассказчика. Уж извините, Павел Александрович, но, на мой взгляд, проблему стоит обговорить. Если будете расти, совет примете. Если ваша программа максимум - писать много, густо, часто,- тогда разойдёмся, не услышав друг друга.
   В целом,хорошее лирическое стихотворение:
  
   Над гладью озерной мелькают стрижи,
   Ловя уходящее лето.
   В воде отражаясь, сияют Кижи
   В лучах предосеннего света.
  
   Кресты их похожи на мачты судов,
   А парус, невидимый взгляду,
   Гудит под напором карельских ветров
   И сердцу дарует отраду.
  
   А рядом, на озере, как в старину,
   Красивы, стремительно-ходки,
   Крутыми бортами ломают волну
   Кижанки - онежские лодки.
  
   Форштевнем, который по-русски курнос,
   Веслом, что в руках узловатых,
   И волны, и время пронзая насквозь,
   Плывут они в белых закатах.
  
   Не удивляйтесь, что я произвольно вырезала целых три строфы. Всё потому, что абсолютно уверена: настроение создано, картинка-описание красива, есть творческие находки, очень уместные, рифмы не избитые. Одним словом, встреча с лирической поэзией и с Кижами состоялась, и встреча эта весьма приятная.
   А вот то, что я вырезала, потому что вас словно кто-то подменил, настолько слабые во всех отношениях и банальные след. строфы:
  
   Здесь издавна люди по водам пути
   Вершили средь рифов и мелей,
   И парус поставить, на веслах грести
   Все с самого детства умели.
  
   Здесь в каждом селении мастер был свой,
   Владевший особым секретом:
   До нашей поры различает любой
   Их лодки по верным приметам.
  
   Ведь их вековой отшлифовывал труд,
   И радостно видеть, что ныне
   По водам онежским кижанки плывут
   Точеным изяществом линий.
  
   В качестве матчасти этот довесок не годится: вы намекнули на особые секреты создания лодок, но так ничего и не прояснили, следовательно, задача 'просвещения' не выполнена. Может быть, что-то другое, очень важное, очень значимое вложено в эти три строфы? Увы, не нашла ни творческих находок, ни неожиданных поворотов мысли, ни изящества слога. Но увидела засилье неуклюжих и откровенно корявых оборотов:
   'Здесь издавна люди по водам пути Вершили средь рифов и мелей' - рифы, говорите? Так до географической сенсации недалеко, автор, помилуйте.
   'До нашей поры различает любой Их лодки по верным приметам' - ох, большая натяжка с этим утверждением 'любой'. Подозреваю, появилось слово ради удобной (и,увы, избитой) рифмы, потому что как раз никто, кроме хранителей древнего ремесла, не разбирается в лодках-кижанках.
   'По водам онежским кижанки плывут Точеным изяществом линий' - помилуйте, "изящество" не поплывёт ни под каким предлогом!
  
   Не всё, пришедшее в голову в процессе сочинения, должно обязательно попасть в чистовой вариант текста. Стихо-творение, как и любое другое ТВОРЕНИЕ, предполагает вдумчивую отбраковку. Мы же из истории эволюции знаем, как это выглядит на практике. Даже, на первый взгляд, вполне жизнеспособное нелениво пробуем заменить на более совершенную форму. Если не вышло - лучше выбросить спорные куски, оставив лишь удачные фрагменты. Если не выбрасывать ничего, если дорожить каждым написанным словом, хорошего результата ждать не приходится, наоборот, можно похоронить в себе настоящего ПОЭТА, ЛИРИКА, в задачу которого не входит многословие, объяснялово и убеждалово. Поэт должен быть прицельно-точным в описаниях и обращаться к эмоциям. И вы это можете, судя по выборке строф. Не позволяйте графоману, сидящему внутри каждого из нас, неуёмно чесать перо о бумагу! Успехов вам!
  
   Три обезьянки
   http://samlib.ru/e/eddi_l/monkey.shtml
  
   Тема интересная, но поэтическое воплощение получилось слабым. По-моему, возник конфликт формы и содержания. В результате мы имеем в одном файле три попытки выразить одну и ту же философскую притчу, по моему, это моветон. Это как прилагать упражнения к готовому тексту, вместо того, чтобы хранить их отдельно. Лучше было бы определиться с одной версией. Мне кажется, по отдельности стихи воспринимались бы лучше, а так - много недоумений, хоть смысл хороший и первый вариант мне очень даже ничего - понравился.
  
   Бабинцы
   http://samlib.ru/o/olennikowa_o/babincy.shtml
  
   Прекрасный поэтический рассказ о народном, исконном и искреннем уважительном отношении к женщинам, принимающим в свои руки каждое новорождённое дитя. Спасибо!
  
   Оттепель
   http://samlib.ru/t/tihonowa_n_i/ottepel.shtml
  
   У Тихо Натальи - есенинская раздумчивая грустинка и напевный ритмический рисунок стихотворения. Санкт-Петербург только упомянут (какое чужое, насильно привитое название города - полный диссонанс с певучей русской речью. Но это я так, в порядке размышлизма). Нет в стихотворении Питера и Невы, но есть, видятся между строк занавески на окнах с деревянными наличниками, саврасовские грачи, левитановские пейзажи, оттепели, сугробы, зимние щедрования, и снова - абрикосовый цвет. Немного сумбурная мешанина образов, тем не менее, работает, создавая выразительный образ оттепели не где-то воообще, но именно на просторах России.
  
   Аризона
   http://samlib.ru/i/inna_k/arizona.shtml
  
   Великая пустыня глазами современного мобильного путешественника: подвижное, лёгкое стихотворение, точно подмеченные детали в описании раскалённого, гиблого места. Лично мне не хватило именно глубины впечатления - чувствуется, что Аризону проскочили быстро. А, может, так и надо?
  
   Подкова
   http://samlib.ru/i/inna_k/horseshoefalls-2.shtml
  
   И ещё о Ниагарском водопаде. Увы, слабее двух первых стихотворений Инны, путешествующей поэтессы. Не запомнилось.
  
   Шесть и пять баллов
  
   Последняя роза
   http://samlib.ru/s/sherbak_w_p/rose.shtml
  
  Двоякое впечатление. Стихотворение не в тему конкурса и несколько напыщенное, но что-то остановило, я не стала снижать балл. Возможно, остановил хороший смысл, прозвучавший в концовке. Житейски мудрый, правильный в нашем мятущемся времени смысл. И это хорошо. Спасибо.
  
   Тибет в тебе
   http://samlib.ru/i/iwanow_dmitrij_aleksandrowich/tibetvtebe.shtml
  
   Философская лирика с очень высоким смыслом, до которого я, увы, умом не доросла. Возможно, понравится любителям такого рода поэзии. Подозреваю, писано по отвлечённому поводу.
  
   Обнажаются нервы Тавриды
   http://samlib.ru/i/iwanow_dmitrij_aleksandrowich/tavrida.shtml
  
   Эээ... солянка из произвольно сваленных до кучи образов и странных, парадоксальных словосочетаний. Недоумеваю: что за поэтическая непричёсанность?
   нервы Тавриды
   будто в прериях оттиск копыта -
   к морю Чёрному след-поводырь...
   Если не вглядеться хорошенько в фото, ни за что не понять, что за шарада такая? Я и сейчас не уверена, что пятна породы на скале - именно то, что вы, Димыч, назвали оттиском копыта, упомянув почему-то притянутую за уши заморскую прерию. Или в породе слева в кадре вам увиделся 'филейный фрагмент'? ('вихлянья Большого каньона - как ламбады филейный фрагмент...') ???
   '...тел прожаренных дымные туши' - слишком смелый образ загорающих отпускников мне не близок, и потому не прониклась. Дальше авторское словотворчество сменяется обилием откровенных штампов:
   свой скромный досуг
   текучка меня упреждает
   в колёса мне палки суёт,
   в этом царстве из камня,
   стране нежных грёз
   дел не отложенных воз
   ветры времени
   следы от шагреневой кожи
   Осталась в полном недоумении. Немного Тавриды, но очень много экспериментов на скорую руку. Димыч, у вас стихов пруд пруди и пишете вы как дышите, слабо было поискать?
  
   Порто
   http://samlib.ru/g/gagin_i_a/oporto.shtml
  
   Возможно, стихотворение дорого автору как воспоминание. Я не прониклась.
  
   Сумма всех поцелуев...
   http://samlib.ru/t/tihonowa_n_i/summa-1.shtml
  
   Отлично, если бы конкурс был о некоей возвышенной любовной экзальтации стихий. Мне понравилось, но - читаем критерии. Такая я трында...
  
   Два ангела
   http://samlib.ru/w/wasilxewa_t_n/twoangels.shtml
  
   И снова хорошо, и не в глобус, простите за каламбур...
  
   Внизу списка остались конкурсные стихи, которые в моих черновиках были помечены названием 'Четыре сезона'. По большому счёту, к путешествиям по планете они не имеют никакого отношения, но ведь не только впечатлениями дальних странствий живёт человек. Каждый из нас находит вдохновение, а порой, черпает силы жить, каждодневно наблюдая привычный пейзаж. География поэта порой сужается до размеров панорамы в окне, но компенсацией становится глубина лирического переживания. И рождаются строки о зиме и весне, размышления, воспоминания. И эта ностальгия, вылившаяся в стихи - она очень человеческая, земная, всепланетная в полном смысле слова. Она - связь поэта и места, которое поэт воспевает. Единственный недостаток стихов, попавших в нижние строки оценочной таблицы: на мой взгляд, там не нашлось открытий ни смысловых, ни образных, ни по части рифмы. Естественно, я выражаю лишь своё мнение. И не могу удержаться от совета авторам: не лукавить и не использовать площадку тематического конкурса для стихов, написанных по другому поводу; творить как можно ближе к заданной теме.
   Треть стихов, поданных в 'Поэтический глобус' оказались пейзажной или любовной лирикой, или банальны, но с претензией на обобщённофилософское наполнение. Некоторые стихи я приподняла в среднюю часть оценочной таблицы за другие качества, но, замечу, широкий тематический разброс не работает на идею конкурса-панорамы, поэтической кругосветки, знакомства с географией, культурой, традициями и этникой определённых мест. Главными в 'Поэтическом глобусе' всё-таки должны быть стихи, отображающие душу и дух места, его географию, философию, историю в фактах или преданиях - без разницы; этническое своеобразие народа, стихи с вкраплениями местного колорита - через отдельные штрихи, через слова, живущие и бытующие в этом месте. Стихи, рассказывающие о традициях и обрядах, особом природном и душевном климате. Не обнаружив ни того, ни другого, лишь перечислю стихи, чтобы мои критерии оценивания были до конца прозрачны.
  
   Там, где сказочна страна
   http://samlib.ru/g/gagin_i_a/tamgdeskazochnastrana.shtml
  
   Седые волосы земли многострадальной
   http://samlib.ru/p/perfilow_r_a/sedyewolosyzemlimnogostradalxnoj.shtml
  
   Предчувствие Зимы
   http://samlib.ru/s/swetlana_zotowa/predchuwstwiezimy.shtml
  
   Музеич http://samlib.ru/w/wasilxewa_t_n/muzeich.shtml
  
   Мой старый сад
   http://samlib.ru/s/sherbak_w_p/garden.shtml
  
   Мельница
   http://samlib.ru/w/wolozhenko_a_a/melniza.shtml
  
   Майский бал
   http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/sva.shtml
  
   Лунным вечером во тьме
   http://samlib.ru/g/gagin_i_a/lunnymwecheromwotxme.shtml
  
   Вкус осени
   http://samlib.ru/m/marita/vkus.shtml
  
   Люблю и дышу я вами
   http://samlib.ru/k/kim_sergej_anatolxewich/3-2.shtml
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"