28 марта - очередная годовщина операции "Чариот", одной из самых известных акций британского спецназа во Второй Мировой Войне.
Сегодня французский город Сент-Назер ассоциируется с исключительно мирными вещами - порт, туризм, Луара, косметическая хирургия наконец.
Всё было не так 70 лет назад. Этот французский порт на протяжении всей Второй Мировой приковывал к себе внимание. Сначала - как крупнейший в Европе док, способный вместить крупнейшие линкоры включая "Тирпиц". Затем - как мощнейшая база немецких подводных лодок, выдержавшая все бомбёжки союзников. Наконец, в мае 1945-го, когда вся Франция почти год как была освобождена, когда уже пал Берлин - немецкий гарнизон в Сент-Назере держал оборону до конца, и сдался только после всеобщей капитуляции.
В 1942 году база подлодок только проектировалась, а вот крупнейший в Европе док - в котором строился знаменитый трансатлантик "Нормандия" - работал вовсю. В Сент-Назере сильные приливы (до 5.5м), и разгружать морские суда можно не у открытого причала, только в доках. Кроме того, в случае необходимости немецкий линкор "Тирпиц" мог быть отремонтирован только здесь - других доков нужного размера просто не было. Не зря Британское Адмиралтейство сделало вывод, что уничтожение этого дока сделает рейд "Тирпица" в Атлантику маловероятным...
Основную роль в диверсионной операции должен был сыграть эсминец "Кэмпбелтаун" - устаревший корабль американской постройки времен Первой Мировой. 50 таких эсминцев было передано Англии в 1940 году для укрепления эскортных сил. С "Кэмпбелтауна" сняли всё штатное вооружение, большую часть внутреннего оборудования. Взамен заложили 5 тонн взрывчатки, прикрыли сверху броней, чтоб не взорвался раньше времени, установили для ближнего боя несколько 76-мм (12-фунтовых) пушек и десяток 20-мм "Эрликонов".
26 марта "Кэмпбелтаун" в сопровождении еще двух эсминцев и 18 катеров покинул базу. На входе Сент-Назер стояла британская подлодка, которая должна была служить навигационным маяком для сил рейда. Конвой был обнаружен на подходе к порту. Немецкие батареи открыли огонь. В миле от входа в док командир "Кэмпбелтауна" приказал поднять Боевой Флаг. Немецким огнём был убит рулевой эсминца, сменивший его новый рулевой был ранен, и его также пришлось сменить. Под шквальным огнём противника "Кэмпбелтаун" подошёл к пристани "Старый мол" и протаранил ворота сухого дока на 10 метров. Орудия эсминца продолжали вести огонь.
Высадившиеся одновременно британские коммандос уничтожали другие сооружения: батопорты, насосы, зенитки. По ним открыло огонь орудие с немецкой подлодки, стоявшей в доке. Десантники понесли большие потери. Британские минометчики заставили лодку замолчать. Когда задача была выполнена, оказалось что большая часть катеров уничтожена, и эвакуировать всех невозможно. На берегу осталось около 100 человек - из коммандос и экипажа "Кэмпбелтауна". Подполковник Ньюман повел их на прорыв, но они были окружены и в большинстве вынуждены сдаться.
Из 622 участников рейда:
- В Великобританию морем сумели вернуться 228;
- 5 коммандос с помощью местных жителей сумели вернуться в Великобританию через Испанию и Гибралтар;
- 169 человек погибло (105 матросов, 64 коммандос);
- 215 попали в плен.
Утром, в 10:30, взорвался "Кэмпбелтаун" - немцы так и не смогли заблаговременно обнаружить на нем "адскую машину". В результате полибло около 100 человек, а док был полностью уничтожен.
Адмиралтейство могло спать спокойно - "Тирпиц" больше не придет. По крайней мере сюда.