Этот очерк - об адмирале Викторе Черокове, который почти всю войну возглавлял Ладожскую флотилию. Не слишком заметная должность, отсутствие каких-то суперпотрясений - в результате его имя никогда не было на слуху. Он просто делал свое дело - спасал Ленинград.
Ладожская флотилия
Ладожской флотилии не повезло. Она формировалась в трудных условиях начала войны, и первое время ее откровенно лихорадило. Пришедшие с моря кадровые офицеры поначалу не воспринимали всерьез эту "лужу", пусть и самую большую в Европе. Лишь потом выяснялось, насколько коварна Ладога и какое умение требуется, чтобы просто ходить по ней, не то что воевать. Мобилизованные местные моряки (речники ? пресняки ?) знали здешнюю специфику, но привыкли к условиям мирного времени, когда везде где нужно горели маяки, стояли знаки и створы, а в ненастное время почти все перевозки шли по безопасному Новоладожскому каналу. В военное время всё стало по-другому, и к этому привыкли не все и не сразу.
За 5 месяцев с начала войны у флотилии сменилось 6 командующих. Понятно, что меняли их не от хорошей жизни. Двоих просто сняли как не справившихся. Контр-адмирал Трайнин П. А. - "знаменит" неудачным десантом на острова Лункулансари и Мантсинсаари. Высадка провалилась, половина десанта погибла, сам адмирал был ранен. . Каперанг Боголепов В. П. - был "по совокупности заслуг" снят с должности и отдан под трибунал. Контр-адмирал Хорошхин Б. В. провалил Шлиссельбургские десанты, при нем утонула "баржа смерти", при нем же не особо удачно начались перевозки в блокированный Ленинград...
В октябре флотилию принял капитан 1 ранга Чероков Виктор Сергеевич, прервавший эту дурную традицию. До этого он командовал Бригадой торпедных катеров (Г-5) Балтфлота. Бригада участвовала в обороне Лиепаи, Ханко, Таллина и Моонзундских островов; вела боевые действия в Рижском, Финском, Нарвском и Выборгском заливах. В сентябре катера были введены в Неву и поддерживали наши обороняющиеся части. А потом - перевод с Невы на Ладогу...
Командующий флотилией капитан 1 ранга Чероков и командующий Балтфлотом вице-адмирал Трибуц на аэроглиссере.
Первая навигация
Флотилия имела шесть канонерских лодок , группу сторожевых кораблей ("Конструктор" и "Пурга"), 5 транспортов, 2 учебных шхуны. В охране водного района (ОВР) - дивизион сторожевых катеров (шесть МО и два бронекатера), дивизион тральщиков (16 вымпелов) и еще два десятка малых катеров. Было еще несколько специальных и вспомогательных судов. На берегу - отдельный артиллерийский дивизион из шести батарей, зенитная батарея, стрелково-пулеметная рота, немногочисленные подразделения морской пехоты и строительный батальон.
СКР "Конструктор" (бывший минный крейсер "Сибирский стрелок") в первой жизни, до потопления (4 ноября 1941).
СКР "Конструктор" после подъема и восстановления (с апреля 1943), с другим носом.
Северо-Западное речное пароходство имело на Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных деревянных барж грузоподъемностью 300-400 тонн каждая. Большинство этих судов не предназначалось для плавания в озерных условиях, тем более во время осенних штормов.
Десанты, морские бои, даже поддержка берега - всё это для нового командующего оказалось не главным. Основное - снабжение отрезанного Ленинграда через озеро. А флотилия к тому времени потеряла все оборудованные стоянки и пункты базирования (Лахденпохья, Сортавала, Никулясы, Валаам, Шлиссельбург). Остался порт в Новой Ладоге (но с ним были свои проблемы) и необорудованная бухта Осиновец.
Перегрузка на речные баржи и на них по Волхову до Новой Ладоги
Перегрузка на рейде в большие озерные баржи и на них - через озеро до Осиновца
Баржи близко к берегу подойти не могут, поэтом с них перегружали на шлюпки, катера, мотоботы, и уже с них - на берег.
Там на грузовики или в вагоны - и в город.
Саперы и эпроновцы должны были срочно решить две проблемы: оборудовать причалы в Осиновце и ликвидировать бар (песчаную отмель) в устье Волхова, чтобы озерные баржи могли заходить в реку. Таким образом две перегрузки из четырех можно было исключить. К сожалению, сделать это удалось только в ноябре - как раз когда немцы заняли Тихвин, и возить по Ладоге стало по сути нечего. А потом ледостав... В общем, нормально перевозка заработала только в 1942 году.
Но прорыв немцев к Тихвину сказался не только на грузах. Враг вплотную подошел к г.Волховстрой, от которого до последней базы флотилии - Новой Ладоги - меньше 20 км. Чероков это понимал. Флотилия делала все что могла: перебросила 2 дивизии и бригаду из Ленинграда под Тихвин, поддерживала огнем прибрежный фланг. Для усиления наземной обороны командующий приказал передать на берег часть пулеметов с кораблей флотилии. Вместе с расчётами. Это был огромный риск, ибо и до этого ПВО кораблей была слабовата. Но лучше было остаться без пулеметов и даже без кораблей, чем допустить дальнейшее продвижение противника. На самый крайний случай все объекты базы подготовили к взрыву. К счастью, это не понадобилось. В декабре Тихвин был освобожден, немцы отошли на старые позиции.
Канлодка "Селемджа" Ладожской флотилии
Первая блокадная зима
Зимой все корабли флотилии вмерзли в лед. К следующей кампании в труднейших условиях производился их ремонт. Поскольку стационарные ремонтные базы были потеряны, организовали временную в Осиновце, а станки туда доставили с заводов Ленинграда.
В бухте Гольсмана строились типовые металлические баржи. Всего было построено 13 штук, каждая вмещала 600-800 тонн. Три были оборудованы как паромы для четырех паровозов с тендерами или десяти двухосных вагонов каждая. А сясьсская верфь произвела 31 деревянную 400-тонную баржу. В Ленинграде тем временем строились для Ладоги одно - и двухтрюмные самоходные тендеры грузоподъемностью 15-25 тонн.Они пректировались еще до войны как десантные суда. Первые 6 были закончены в августе 1941 и участвовали в эвакуации наших войск из-под Выборга. К весне 1942 всего было построено 118 тендеров.
На западном берегу Ладоги было за зиму построено 14 пирсов общей длиной 2200 метров, на восточном - 13 пирсов длиной 5500 метров. На пирсах было установлено более 20 кранов. Таким образом, флотилия была способна обработать в разы больше грузов, чем в прошлую навигацию. То же касалось и эвакуации: в 1942 флотилия перевозила до 10 тыс. человек в день. 20 мая первые суда, ломая лед, вышли с грузами к Ленинграду...
Большую роль сыграли баржи-паромы. На их палубах проложили рельсы, куда прямо с пирса заходили груженые железнодорожные вагоны. В порту назначения вагоны выкатывались на железнодорожную ветку, а на паром загружались новые вагоны. Это делало ненужной двойную перевалку грузов с железной дороги на суда и обратно. За навигацию паромы совершили более 400 рейсов, переправляя каждый раз в среднем десять вагонов.
Моряки предложили смелое новшество - переправлять через озеро железнодорожные цистерны на буксире пароходов. С этой целью в бухте Гольсмана и в Кобоне были сооружены специальные слипы с рельсами, уходящими в воду. Цистерны по ним спускались в озеро, сцеплялись по 8-9 штук, и буксир тянул их на противоположный берег. Таким способом перебросили через Ладогу десятки цистерн, в которых тогда очень нуждался железнодорожный транспорт.
Еще весной было принято решение о прокладке по дну Ладожского озера трубопровода, энергетических кабелей и новых кабелей связи. Непосредственно к прокладке трубопровода по дну озера приступили 21 мая, и все работы были закончены 16 июня. Уже 18 июня по трубопроводу протяженностью 30 километров на западный берег потек бензин.
Сложной задачей была прокладка по дну озера пяти силовых кабелей, по которым должна была подаваться в Ленинград энергия от восстановленной Волховской ГЭС. Все работы были произведены в невиданно короткий срок - за пятьдесят суток. Так город получил электроэнергию. По его улицам вновь двинулись трамваи, в квартирах загорелся свет.
Корабли флотилии: СКР "Конструктор", канлодка "Бира"
1942: бой у Сухо.
Летом 1942 немцы перевели на Ладогу самоходные десантные баржи-паромы "Зибель". Они представляли собой два спаренных понтона, соединенных помостом, на котором стояла бронированная командирская рубка. Каждый понтон состоял из девяти отдельных взаимозаменяемых секций, легко перевозимых по железной дороге. Длина десантной баржи до 30 метров, осадка около метра, скорость 8-10 узлов.
Тяжелая самоходная десантная баржа имела на вооружении три 88-миллиметровых орудия и два счетверенных 20-миллиметровых автомата. Легкая самоходная десантная баржа была вооружена 37-миллиметровым зенитным орудием, двумя счетверенными и двумя одноствольными 20-миллиметровыми автоматами. В командирской рубке находился дальномер и располагался пост управления огнем. Каждая баржа могла принимать до двухсот десантников. Экипажи десантных барж были укомплектованы личным составом войск противовоздушной обороны, входивших в состав Люфтваффе.
Из Италии направили на Ладогу четыре торпедных катера "MAS" новейшей постройки, имевших водоизмещение 20 тонн, мощность двигателя 2000 лс, скорость 47 узлов, радиус действия 300 миль. Катера имели на вооружении два торпедных аппарата, спаренный зенитный автомат и могли принимать на борт несколько мин.
Использованием финско-немецко-итальянских сил на озере руководил прибывший со своими десантными баржами полковник Зибель.
Чероков принял меры. Вражеская маневренная база в Сауналахти была обстреляна огнем канонерок, противник в дальнейшем эту бухту не использовал. Но на севере Ладоги много и других укромных мест... Произошло несколько стычек между нашими кораблями и катерами итальянцев. Обе стороны приписали себе победы, но по факту ни та ни другая потерь до поры до времени не понесла.
9 октября звено катеров старшего лейтенанта А. С. Миклашевского ("МО-175" и "МО-214") у о. Коневец встретило отряд из нескольких десантных барж и катеров. Несмотря на многократное превосходство врага, два наших катера вступили в бой. Скоро "МО-175" старшего лейтенанта Н. И. Пустынникова загорелся, резко сбавил ход, а затем взорвался. В живых осталось четверо. 214-й пошел на прорыв. Вовремя поставленная дымзавеса и преимущество в скорости помогли ему. А на выручку уже спешили канонерские лодки "Бира" и "Нора", малые охотники, торпедные катера, авиация. Враг повернул назад. На отходе от ударов авиации противник потерял десантную баржу, а некоторые другие его суда были повреждены.
Итальянский катер MAS на Ладоге.
22 октября застало адмирала Черокова в Осиновце. По телефону ему доложили, что у острова Сухо идет бой, противник пытается высадить десант. Немедля из Новой Ладоги и Осиновца все свободные корабли были посланы к месту боя. Подняли в воздух авиацию.
<
Позже выяснилось, что отряд противника из 7 тяжелых "Зибелей", нескольких легких, и 14 катеров (итальянских и финских) внезапно вышел к о. Сухо. Первыми же выстрелами была разбита рация на острове. К счастью, недалеко в дозоре находились "ТЩ-100" и "МО-171". Они оба открытым текстом сообщили на базу о появлении противника, после чего вступили в бой. Тем временем береговая батарея на острове потопила один "Зибель" и один катер, еще три баржи выскочили на рифы и были подожжены снарядами. Ответным огнем был сбит дальномер, уничтожены все пулеметы. Среди гарнизона появились убитые и раненые. Немцы смогли высадить 50-70 человек десанта. Они захватили дворики второго и третьего орудий, ворвались в вырытые возле них землянки. Собрав силы, бойцы гарнизона кинулись в контратаку. Они отбросили гитлеровцев на западный берег. Тем временем единственное уцелевшее орудие не прекращало огня по кораблям противника. От прямого попадания одна десантная баржа потеряла управление. Вскоре была повреждена еще одна баржа и потоплен катер. Подоспевшая авиация уничтожила еще две баржи. Всего она совершила до 200 вылетов. Пользуясь замешательством попавших под бомбы немцев, гарнизон усилил натиск. Гитлеровцы, прижатые к самому урезу воды, начали поспешно садиться на катера и шлюпки. Нападение было отражено.
Тральщик ТЩ-100 на вечной стоянке в Новой Ладоге.
Потери на острове: шесть убитых и двадцать три раненых. "ТЩ-100" убитых не имел. На отходе флотилия противника была атакована подоспевшими кораблями Черокова. Еще одна баржа была повреждена, оставлена экипажем и в конце концов досталась нашим как трофей. Кроме десантной баржи, на палубе которой стояли 37-миллиметровое орудие и четыре счетверенных 20-миллиметровых автомата, трофеем стал десантный катер "У-6", оборудованный под плавучую ремонтную мастерскую и одновременно использовавшийся для высадки десантников.
Паром "Зибель" захваченный в бою у о.Сухо и включенный в состав флотилии под именем ДБ-51
Совинформбюро сообщало: "22 октября до 30 десантных барж и катеров под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов на Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации КБФ десант противника был разгромлен. В результате уничтожено до 16 десантных судов противника и одно захвачено в плен. В воздушных боях сбито 15 самолетов противника. Наши корабли потерь не имели".
По итогам 2-й военной навигации, от ударов фашистской авиации флотилия потеряла 21 судно, а от штормов 34. В основном - мелкие, типа тендеров или несамоходных барж. Потери грузов составили всего лишь 0,4 процента от общего количества, доставленного в Ленинград. Самой крупной потерей был сторожевик "Пурга" (500 тонн).
СКР "Пурга" Ладожской флотилии
Последний конвой прибыл на западный берег 7 января (!!) 1943 года. Еще неделю сквозь лед пробивались одиночные корабли. А южнее уже с 23 декабря действовала автомобильная ледовая трасса... За 194 дня было совершено 21 700 рейсов. Перевезено 1 100 тыс тонн различных грузов. В Ленинград доставлено 776 600 тонн продовольствия, топлива, боеприпасов и сверх того 16 800 голов скота, более 200 тысяч кубометров леса. Баржи-паромы перевезли 809 груженых вагонов и платформ с танками, орудиями, автомашинами. Ленинградский фронт и Краснознаменный Балтийский флот получили более 300 тысяч человек пополнения. Обратными рейсами из Ленинграда эвакуировано более полумиллиона человек, вывезено 300 тысяч тонн различных грузов, главным образом заводского оборудования и продукции ленинградской промышленности, 271 паровоз, 1620 вагонов и платформ, отбуксировано по воде 98 железнодорожных цистерн.
Третья навигация.
Зима 1942-43 года на Ладоге прошла более организованно. Во-первых, ни один корабль флотилии в отличие от прошлого года не застрял во льдах, все зимовали на базе. Во-вторых, ремонтные мощности возросли, а восстановленная Волховская ГЭС дала дополнительную электроэнергию. Помимо собственно ремонта, перевооружили канонерские лодки: вместо 76- и 100-мм пушек поставили 130-мм, усилили зенитное вооружение.
Сформировали аэросанную роту. В нее входило шесть боевых и трое транспортных аэросаней. Они успешно несли подвижный дозор на льду, перебрасывали бойцов для усиления отдельных пунктов обороны. Кроме того, аэросани часто использовались для высадки разведчиков на берегу, занятом противником. Применение аэросаней полностью себя оправдало.
Боевые аэросани НКЛ-26 и транспортные НКЛ-16.
Хотя блокада и была прорвана в январе, и "дорога Победы" уже заработала, потребность в перевозках как по льду так и по воде оставалась. Первая баржа пришла в Осиновец уже 4 апреля. Было нелегко. Транспорт "Вилсанди" затонул, затертый льдами. Бывшие на нем 350 пехотинцев без потерь сошли на лед и пешком добрались до Кобоны. А тральщик Т-126 погиб прямо на Волховском рейде, разминируя немецкие противотанковые (!!) мины, вмороженные в лед.
К лету напряженность снизилась. Часть сил флотилии даже перебросили на другие флоты, вместо них из Ленинграда прибыли две подлодки типа "М" и тральщики типа "Ижорец". Объем грузовых перевозок уменьшился, вместо это потребовалась возить войска - вся 2-я Ударная армия перебрасывалась в Ленинград, и далее - на Ораниенбаумский пятачок... Помимо действий на Ладоге, тендеры и бронекатера флотилии воевали на Неве и Волхове, и даже их мелких притоках - там, где и воды-то чуть выше колена. Помощь им в этом оказывал гидрограф флотилии по фамилии Чуров - тоже видимо волшебник.
Последний военный год. Тулоксинскй десант.
В январе 1944 года командующему флотилией было присвоено звание контр-адмирала, а через полгода он был награждён орденом Ушакова II степени.
В 1944 г. флотилия почти не занималась транспортными перевозками. Основной задачей стала поддержка приозерных флангов армии. В июне был высажен демонстративный десант на мыс Илланиниеми (западный берег Ладоги). Но самой важной операцией стала уже не демонстративная, а реальная высадка у р. Тулоксы, на восточном побережье. Место это "натоптанное" - примерно там же в 1919 красные высадили десант в тыл финских войск, оборонявшихся по реке Свирь. Через 25 лет ситуация в точности повторилась.
В начале войны под Ленинградом провели немало десантных операций, ни одна из которой не была успешной. Требовалось разобраться в причинах неудач прежде чем вновь планировать десанты. И "работу над ошибками" провели. Когда десант понадобился, его организация как небо и земля отличалась от ранних попыток:
конкретная и ограниченная задача: "армия при поддержке Ладожской флотилии, в целях прорыва обороны финнов по р. Свири, высаживает в их тылу десант на восточном берегу Ладоги, между реками Тулокса и Видлица". Нужно перерезать ж/д и шоссейную дорогу вдоль берега, воспретить движение противника по ним, удерживать район до подхода частей 7-й армии. Никаких попыток самостоятельно взять скажем Петрозаводск, а далее наступать на Северный Полюс.
адекватный наряд сил:
Полнокровная бригада морской пехоты (3700 чел, 30 пушек, 64 миномета). Давно сформированная, хорошо обученная. Более того, уже в процессе операции была высажена еще одна бригада (3-я морская) для усиления десанта. Какой контраст с 1941, когда дрожали над каждым батальоном - и в результате гробили по одиночке значительно б?Rльшие силы...
Все (!) корабли Ладожской флотилии, способные выходить в озеро: 5 канлодок, 2 бронекатера, 7 морских охотников, 2 торпедных катера, 1 "Зибель", 4 тральщика, 13 тендеров, 30 катеров и мотоботов и протчая...
Давно ли гораздо меньшими силами пытались не много не мало как блокаду прорывать...
Велась тщательная подготовка:
разведка - авиационная, наземная, агентурная, морская. Использовались даже подлодки (до 5 переброшенных на Ладогу лодок типа "Малютка" вели визуальный осмотр и фотографирование места высадки). На карту наносились отдельные дзоты, проволочные заграждения, уж не говоря о батареях и аэродромах.
подготовка кораблей: дополнительное бронирование тендеров и катеров, достижение бездымности при движении, дополнительное оборудование для выгрузки техники и лошадей, пополнение всех видов запасов.
десантники тренировались в посадке на плавсредства и высадке на берег, эвакуации раненых на транспорты, и т. п.
стройная система командования с учетом опыта предыдущих десантов и соответствующих инструкций штаба флота.
В общем, ни разу не похоже на то что творилось в 1941.
Подлодка М-96, участвовавшая в подготовке Тулоксинского десанта.
22 июня, ровно в 4 часа десант начал погрузку техники, затем людей. В 15:30 снялись с якоря. 23 июня 1944 операция началась. Артподготовка, удар авиации. В 5:55 к берегу подошли катера и тендеры, высаживая отряды первого броска. В 6:00 финны открыли огонь. Позже они подтянули к месту высадки минометные батареи и бронепоезд, но благодаря широкому применению дымзавес их огонь не был особо эффективен. В 9:20 закончилась высадка первого эшелона. В его составе были и артиллеристы-корректировщики, немедленно приступившие к своей работе.
Второй эшелон с тяжелым вооружением высаживался после 14:00. Не всё было гладко, однако выгрузку закончили пусть с задержкой, но без потерь. К этому времени десантники, как и предполагалось, перерезали шоссейную и железную дороги, вышли к устью Тулоксы и отражали яростные атаки финнов, пытавшихся пробить себе путь на север. Нашим войскам серьезно помогала поддержка с моря и воздуха. Но 24 июня погода испортилась, и десантникам стало гораздо тяжелее. А тут еще боеприпасы стали заканчиваться...
Тут как нельзя вовремя были высажены части 3-й морской бригады. Решение об ее использовании приняли уже в процессе операции. После этого ситуация устаканилась и сомнений в прочности обороны не возникало. А боеприпасами с берегом поделились корабли флотилии. Когда этого оказалось мало, штурмовики сбросили на плацдарм ящики со 120 тыс. патронов. А 27 июня войска 7-й армии соединились с десантом.
Также силы флотилии участвовали и в ударе с фронта. Еще до наступления морская авиация разрушила дамбу гидроузла "Свирь-3". Если этого не сделать, финны имели возможность в любой момент открыть шлюзы и просто "смыть" наступающих. Задача была выполнена. В самом форсировании реки участвовал отряд бронекатеров и 10 тендеров. Интересно, что для этой операцию в 7-ю армию были собраны со всего фронта сохранившиеся плавающие танки - Т-37, Т-38, Т-40. Вместе с ленд-лизовскими амфибиями DUKW они составили силы первого броска, успешно форсировали Свирь и обеспечили успех всей армии.
Плавающие танки Т-38, Т-40 и амфибия DUKW.
Операция завершилась. По итогам войны, она оказалась чуть ли не самой грамотно проведенной среди всех советских десантов. 2 июля 1944 года Ладожская военная флотилия Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Этой же награды удостоились обе бригады морской пехоты (70-я и 3-я), участвовавшие в операции.
В сентябре, после выхода Финляндии из войны, Ладожская флотилия закончила бои. В ноябре ее расформировали, а корабли перебросили на Балтику. Адмирал Чероков возглавил Рижский оборонительный район, участвует в блокировании курляндской группировки противника. После войны служил в Беломорской военной флотилии, и даже командовал ВМФ Польши. Десять лет преподавал в Академии Генштаба. В отставке написал мемуары.
Память.
В честь адмирала Черокова ныне названа улица в Санкт-Петербурге (комплекс "Балтийская Жемчужина"). В Новой Ладоге на доме, где он жил в 1941-44 годах, помещена мемориальная доска. В 2016 году Сормовский судостроительный завод (Нижний Новгород) переоборудовал по проекту 20360ОС опытовое судно "Виктор Чероков". Оно предназначено для испытания образцов техники для ВМФ и после достройки и испытаний будет передано Балтийскому флоту с базированием на Ладожском озере.