Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Столетняя одиссея чешских пушек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История одного орудия

  Столетняя одиссея чешских пушек.
  
  

Австро-Венгрия

  
  Более 100 лет назад, в 1910 году, австро-венгерская (на тот момент) фирма "Шкода" выпустила новую модель морских орудий - 100-мм пушку с длиной ствола 50 калибров. По характеристикам она почти соответствовала своей ровеснице - русской 4-дюймовой (102-мм) пушке, состоявшей на вооружении у легендарных "Новиков".
  
  Австрийцы тоже предназначали свои орудия в первую очередь для лёгкий сил - малых крейсеров и эсминцев. Так, в 1916 году вступила в строй вооруженная этими пушками серия эсминцев "Татра" - самый современный австрийский проект, единственные турбинные эсминцы во флоте Двуединой Империи. Они даже силуэтом напоминали "новики" - тот же стремительный профиль, удлиненный полубак, 4 трубы... "Татры" стали, наверное, самыми активными кораблями австро-венгерского флота. Неоднократно вступали в схватки с превосходящими силами союзников, одерживали победы, несли потери...
   []
Австро-венгерский эсминец типа "Татра"
  
  

Италия

  
  После войны многие корабли австро-венгерского флота достались Италии. Изучая технику противника, гордые римляне обратили внимание и на "шкодовские" пушки. В частности, на их основе решили сделать зенитные (точнее, универсальные) орудия. Офицер итальянского ВМФ Минизини разработал спаренную 100-мм установку обр. 1928 г. Позже эту АУ начали называть его именем и она серийно производилась итальянской фирмой "ОТО".
    []   []
Конструкция установки Миннизини; Фото установки на итальянском тяжелом крейсере типа "Тренто".
  
  Особенностью этой установки, не встречающейся в современной отечественной артиллерии, являлся механизм для подъема цапф. Стрельба под углами возвышения до +25 велась при нижнем положении цапф (1420 мм над палубой), а при углах возвышения от +25 до +50 градусов - при переменном положении оси цапф (от 1420 до 2320 мм), при больших же углах при верхнем положении цапф, подъем которой производился винтовым механизмом с приводом от мотора-вариатора. Стрельба велась с помощью ПУАЗО "Галилео". Расчет установки составлял 16 человек. Скорострельность итальянских орудий была невысокой 8 - 10 выстр./мин. Установки в массовом порядке использовалитсь на итальянских кораблях всех классов - от линкоров до эсминцев.
  
  Тактико-технические характеристики артиллерийской установки:
ТТХ	                                        Значение
Верт. наводка - угол, гр / скорость, гр/с	-5; +78 / 7
Гор. наводка - угол, гр / скорость, гр/с	360 / 13
Досягаемость по высоте, км	                10,0
Максимальная дальность стрельбы, км	        19,57
Живучесть ствола, выстр      	                500
Масса АУ, т	                                15,028
Установка закрыта с трех сторон броневым щитом. Толщина брони щита - 8 мм.
  

СССР

  
  Ни дореволюционный российский , ни советский флот не имел боеспособных зенитных орудий среднего калибра. Самое крупное что было - это не особо эффективная 76-мм зенитка Лендера. Попытка создания 102-мм зенитной пушки Б-14 (на основе дореволюционного морского 102-мм орудия) провалилась - стрелять с большими углами возвышения она так и "не захотела". Поэтому для обеспечения ПВО крупных боевых кораблей было принято решение закупить за рубежом готовые артиллерийские зенитные установки.
  
  Но у кого закупать ? "Враждебное капиталистическое окружение", как сообщают нам коммунистические историки, готово было нас с дерьмом съесть, не то что оружие продавать. К счастью, из всех правил имеются исключения: фашистская Италия, видимо проникнувшись классово близкими идеями, на протяжении всех предвоенных лет была палочкой-выручалочкой для нашего флота. Итальянские эсминцы типа "Маэстрале" стали прототипами наших "семёрок". Итальянцы же перед самой войной построили для СССР легендарный "голубой крейсер" - лидер "Ташкент". И за зенитками тоже пришлось обратиться к дуче Муссолини.
  
  В середине 1930-х годов СССР закупил 12 100-мм установок ОТО для вооружения крейсеров типа "Киров". Но потом для них решили разработать на основе импортной системы свою 100-мм универсальную установку Б-34. Поэтому итальянскими пушками усилили вооружение черноморских крейсеров типа "Светлана": "Красный Кавказ" получил 4 установки, "Красный Крым" и "Червона Украина" - по три.
    []
Носовая установка Миннизини на крейсере "Красный Крым" (бывш. "Светлана").
  
  Изготовить свою систему по готовому образцу, вроде бы, не сложно. Но вот с "Миннизини" всё вышло не так. Во-первых, система подъема цапф так и не заработала, и в итоге в серию такие установки у СССР не были запущены. Вместо нее Б-34 получила неподвижные цапфы, как у всех нормальных пушек. Но это еще полбеды. Изюминкой "Миннизини" была также автоматическая наводка по данным ПУАЗО. Установку двигали специальные электромоторы. В СССР таких не нашлось. Точнее, итальянские моторы не могли подключаться к электросистеме советских крейсеров, а советские почему-то не могли работать в установках как требуется. В результате Б-34 так на всю жизнь и остались с ручной наводкой, что означало громадный шаг назад. Установки к началу Второй Мировой войны были уже малоэффективными против современных самолётов с большим угловым перемещением, так как орудия наводились с очень медленной скоростью (13 град/сек по горизонту и 7 град/сек по вертикали).
    []
Советская корабельная зенитная установка Б-34. (Севастополь, Сапун-гора)
Выпущено до войны 42 установки, после войны - не менее 114 Б-34 УСМ..
  
  Фактически единственное что заимствовали - это более удачный по сравнению с Б-14 лейнированный ствол. И еще благодаря орудиям "Миннизини" морская, а затем и сухопутная артиллерия СССР перешла с калибра 102 мм на 100 мм. Но до начала войны было выпущено всего 42 таких пушки.
  
  

На подлодках, далее - везде.

  
  Но Красному Флоту нужны были не только зенитки. В 1928 году завод "Большевик" (бывший Обуховский) получил заказ на 102-мм пушки для подлодок. Существующие пушки, стоявшие на "новиках", были слишком тяжелыми и громоздкими. Завод создал некий "обрез" своей знаменитой четырехдюймовки, и он под индексом Б-2 пошёл на первые советские подлодки типа "Декабрист". Эксплуатация выявила ряд серьезных недостатков, в том числе низкую скорострельность и невозможность заряжания при углах возвышения более 45 градусов.
  
  Пришлось думать о замене. А тут как раз закупили итальянские зенитки. Вполне логично, что для унификации разработчикам новой пушки (получившей индекс Б-24) было приказано взять за основу именно стволы итальянских орудий. В отличие от зенитки, "подлодочная" версия была готова достаточно быстро, успешно прошла испытания и была пущена в производство. Орудиями Б-24-ПЛ были перевооружены почти все подлодки типа 'Декабрист' и типа 'Ленинец', а также вооружены новые подлодки типов 'Правда', 'С', 'Ленинец' и 'К'.
  
 []    []
Пушка Б-24-ПЛ на подлодке Д-2 "Народоволец", Санкт-Петербург.
До войны выпущено около 80 таких пушек, после - ещё 60.
  Пушка Б-24-БМ в береговой батарее (Кольский полуостров).
Выпущено около 250.
  
  В 1936 решили эту достаточно удачную пушку устанавливать на надводных кораблях. Завод выпустил версию Б-24-БМ с более длинным стволом и броневым щитом. Её ставили на сторожевые корабли, тральщики, канонерские лодки, береговые батареи, бронепоезда. Под Севастополем 6 таких пушек были установлены в дотах на подступах к городу. В Ленинграде Б-24 ставили на железнодорожные транспортеры. Всего до войны было выпущено около 80 Б-24-ПЛ и 187 Б-24-БМ, до 1945 года выпустили еще 60 Б-24-БМ.
  
  

На танках и САУ.

  
  На суше о "сотках" вспомнили в 1943 году. Выяснилось, что даже весьма мощная 85-мм зенитная пушка пробивает броню "тигров" далеко не всегда. Требовалось еще более мощное орудие. Его решили делать на базе ствола всё той же Б-34. Первый блин вышел комом: пушка С-34, разработанная ЦАКБ Грабина, "не вставала" по размерам в корпус самоходки. Обратились на завод No 9 к Петрову, который в январе 1944 выдал более компактную и легкую Д-10С на основе той же многострадальной Б-34, в девичестве Миннизини. Её и установили в самоходку СУ-100. Грабин тем временем предложил полевую пушку БС-3 всё на той же базе. И она тоже пошла в войска. От установки "сотки" на танк пока отказались - для Т-34 она была тяжеловата (хотя египтян потом это не остановило), а для ИСов более подходящей считалась 122-мм.
 []  []
САУ Су-100.
Построено около 5000.
Пушка БС-3.(Санкт-Петербург, экспозиция Водоканала)
Выпущено около 3000.
  
  А вот для перспективных танков Т-44 и Т-54 "сотку" рассматривали всерьез. Оба этих проекта разрабатывались с 1944 года. На Т-44 были реализованы все предложенные для "тридцатьчетвёрки" улучшения, внедрить которые не позволял налаженный производственный процесс. Так, были внедрены торсионная подвеска, более компактная компоновка, удалён стрелок-радист с пулеметом, усилена броня. Попытка установить более мощную пушку в Т-44 не удалась - машина вышла откровенно перегруженной, а башня - тесной."Сорок четвертый" выпускали на вновь восстановленном Харьковском Тракторном с конца 1944 года, но в боях он не участвовал.
  
  В "Т-54" реализовывались все дальнейшие усовершенствования, не принятые в "сорок четвертом". Башня "по типу ИС-3" с мощной 100-мм пушкой Д-10Т. Новая КПП. Амортизаторы на всех катках. Лобовая броня до 200 мм. В 1948 году танк был пущен в производство, но вскоре из войск посыпались рекламации. Жаловались, что танк тяжёл и ненадёжен. Опытный обстрел Т-54 выявил, что от башни "по типу ИС-3" снаряды часто рикошетируют в тонкую крышу корпуса. Производство временно приостановили.
  
  С 1951 года в серию пошел Т-54А со знакомой нам всем полусферической башней. Большая часть указанных недостатков устранили. Танк, как и положено "рабочей лошадке" русской армии, становился всё более надежным. Всего до начала 60-х было выпущено примерно 17 тыс. Т-54А. А дальше на конвейерах его сменил Т-55 - условно говоря, та же машина, но приспособленная к ядерной войне. Их наклепали еще 23 тыс. штук. А ведь их еще и по лицензии строили.
  
 []   []
Ранние версии Т-54 в сравнении с Т-54А
Обратите внимание на форму башни.
  Т-54А во вьетнамском музее.
Выпущено свыше 40 000 (вместе с Т-55).
  
  Танки Т-54/55 и их модификации по многим параметрам превосходили иностранные средние танки, а их орудие - 100-мм танковая пушка Д-10Т имело лучшие показатели бронепробиваемости. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку - знаменитый Royal Ordnance L7 калибром 105 мм. Несмотря на отдельные недостатки Т-54/55, эти машины находились в производстве более 30 лет, что для современного танка является рекордом. И сейчас они состоят на вооружении десятков государств, включая пресловутый ИГИЛ.
  
  И на каждом из них стоит 100-мм пушка, "выросшая" из давно забытого морского орудия фирмы "Шкода". 105 лет в строю - воистину, выдающееся достижение. Не менее 50 тысяч выпущенных - тоже не с каждым бывает...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"