Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Финские броневики Второй Мировой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:


  О танках финской армии было рассказано в другой статье. Также есть статья и про чудо-самоходки БТ-42.. А здесь речь пойдет о броневиках.
  
  

Landsverk L-182

   []
  К началу Зимней Войны армия Финляндии имела ровно... один броневик. Это был Landsverk L-182, закупленный в 1936 году в Швеции. Из полусотни броневиков этой серии только пять попали в шведскую армию. Остальные пошли на экспорт - 36 в Нидерланды, остальные в Ирландию, Латвию, Эстонию. Финны закупили одну машину, при этом вооружение на ней они установили своё.
  
  По проекту, броневик имел в башне пушку "Бофорс", калибра 20 или 37 мм, и три пулемета "Мадсен" - в башне, лобовом и кормовом листе. Характерной особенностью пулеметов была защита стволов в виде броневой трубы, так что издали они напоминали "Максим". Финны вместо этого установили в башне спарку 13.2-мм пулемета и 7.62-мм L-33/36. Еще один такой же пулемет обычного калибра поставили в лобовом листе, а от кормовой огневой точки отказались. Зато на крыше башни установили зенитный "Максим".
  
  Два слова о крупнокалиберном пулемете L-35/36. Это была экспериментальная модель, так и не доведенная до ума за 5 лет (1935-39). Было произведено 6 единиц. Один пулемет установили на броневик L-182. Другой - на полицейский броневик Sisu (см. ниже). Третий использовался как зенитный. Четвертый применялся в Зимней войне как противотанковый. Пулемет себя не оправдал.
  
  Организационно броневик входил в бронеотряд при единственной финской кавбригаде, где кроме него числились три грузовика и два мотоцикла. Осенью 1939 бронеотряд перебросили на Карельский Перешеек и подчинили командиру единственного финского танкового батальона.
  
  

Броневик в Зимней войне

  
  В первый день войны, 30 ноября, броневик открыл зенитный огонь по советским бомбардировщикам. Правда, безрезультатно. В дальнейшем его пытались использовать при обороне пос. Каукиярви в секторе Сумма (ныне Каменка). Но в самом начале боя крупнокалиберный пулемет заклинило. Нервы экипажа (как и все, необстрелянного) не выдержали, и в броневике началась банальная драка. Наводчик, сломавший пулемет, получил легкие телесные повреждения. А броневику пришлось отойти.
  
  Через день, исправив неполадки, "Ландсверк" поддерживал пехоту у станции Перкъярви (Кирилловское), а потом прикрывал её отступление. Опять случился казус: когда броневик стал догонять свои части, его приняли за советский. По отступающей колонне мгновенно разлетелся слух, что их догоняют красные танки. Правда, до реальной паники и стрельбы по своим дело не дошло.
  
  В дальнейшем броневик в боях не участвовал. Было сделано несколько попыток, но всякий раз случалась какая-то поломка. А в январе его окончательно отправили в центр обучения в Хяменлинна. Там его первым делом перебрали по винтику, а неудачный пулемет L-35/36 заменили на 20-мм противотанковое ружьё L-39. Впрочем, это было уже неважно. Достаточное число трофейных советских броневиков делало ненужным участие в боях единственного "Ландсверка", а учиться можно хоть с черенками от лопат.
  
  Есть данные, что летом 1941 года броневик был снова причислен к танковому батальону, но ни в каких боях не участвовал. Ближе к зиме вернулся в учебную часть, на сей раз окончательно. А в 1945 году он, как и многие редкие и уникальные образцы бронетехники финской армии, был... сдан в металлолом. За это варварство финнов ругают до сих пор, но ничего не поделаешь.
  
  

Полицейский броневик "Sisu"

   []
  Был построен одноименной финской автомобильной компанией в 1936-37 в одном экземпляре. Вооружен так же как и L-182: один крупнокалиберный пулемет и два обычных. По результатам испытаний оказался лучше шведского аналога: броня толще, двигатель мощнее, машина в целом надежнее. Но ее посчитали слишком дорогой.
  
  Броневик служил в финской полиции до 1951 года. Ни в Зимней, ни в какой другой войне не участвовал. В конце концов был передан военным. Бронекорпус сняли и использовали в учебных целях как стационарный макет аж до 1993 г. Шасси же приспособили под подъемный кран. Он служил в этом качестве до 1961 г, пока не сломался. Кран бережливые финны переставили на шасси советского БА-10, а старое шасси сдали в металлолом. Про бронекорпус вспомнили в 1997, и восстановили оригинальный броневик (без вооружения). Для воспроизведения ходовой части (со сплошными грузошинами) были использованы колеса от трофейных советских 152-мм гаубиц. В таком виде броневик сейчас представлен в финском танковом музее в Парола.
  
  

Трофеи Зимней Войны

   []
  В ходе войны 1939-40 года РККА понесла немалые потери в технике, в том числе в броневиках. Так, 7-я армия безвозвратно потеряла 9 БА, 8-я - 20 БА и 9-я - 16 БА. Причем 7-я армия (на Перешейке) потеряла в бою (на фугасах) 3 машины, и по техническим причинам - еще 6. Финнам они судя по всему не достались. А в 8-й и 9-й армиях, наступавших севернее Ладоги, практически все броневики были просто брошены окруженными войсками. Какую-то часть смогли вывести из строя, остальные остались на ходу или имели минимальные повреждения. Поэтому еще до окончания войны финны пытались их применять. Так, по крайней мере, один броневик, захваченный под Суомуссалми у 163-й дивизии, вскоре был использован против окруженных частей 44-й дивизии 9-й армии.
  
  Сколько подбитых машин финны смогли эвакуировать - точно не установлено, называются цифры в районе 30-35 без разбивки по типам. Там где поле боя осталось за ними (Карелия), они вытащили всю технику что можно. А на Перешейке им было просто не до этого. Все трофейные броневики доставили в танкоремонтные мастерские г. Вархаус. До начала следующей войны успели отремонтировать 25 машин : 1 лёгкий Д-8, 11 лёгких БА-20, 1 БА-20М, 2 ФАИ-М, 7 тяжёлых БА-10, 3 тяжёлых БА-6 и 1 ископаемый БА-27М. С других машин просто сняли башни с вооружением и другие агрегаты.
  
  Надо отметить, что финны не слишком заморачивались с марками трофейной техники. Так, все броневики с 45-мм пушкой (БА-3, БА-6, БА-10, БА-10М) числились у них как тяжелые (BAF) и учитывались в одной графе. То же с легкими ФАИ-М, БА-20 и БА-20М: все они обозначались как BAB и различий между ними не делалось. Поэтому когда к указанным выше машинам добавились трофеи 1941 года, выяснить сколько и каких именно броневиков использовали финны оказалось сложно. В редких случаях помогают фото из финских архивов.
  
  

Война продолжение. 1941

   []
  В финской армии весной 1941 года числились 21 трофейный советские броневик BAF и BAB плюс единственный Landsverk L-182. Еще 4-5 броневиков (экзотика типа БА-27М, ФАИ (без М), Д-8) находились в учебных подразделениях. Организационно бронемашины объединялись в броневые взводы (Panssariautojoukkue) - два в составе известного нам Танкового батальона, и несколько отдельных, придававшихся финским пехотным корпусам и дивизиям в ходе наступления.
  
  Стандартный состав отдельного бронеавтомобильного взвода, 1941-44:Личный состав:Отдельные взводы, действовавшие летом-осенью 1941 г
  1. При 4-й дивизии IV корпуса - расформирован уже в июне 1941, до начала боев.
  2. При II корпусе: 3 БА-6/БА-10 (2 подбиты 7 июля 1941 в ближнем бою, восстановлены)
  3. При VI корпусе
  4. При группе "О": 3 легких БА
  5. При VII корпусе: 1 БА-3, 2 БА-10М (БА-10 потерян 28 сентября под Петрозаводском, сгорел)
  
  Два броневых взвода в танковом батальоне использовались в основном для связи и охраны дорог. Один БА-10 подорвался на противотанковой мине 25 сентября 1941 г. Таким образом, за 1941 год было безвозвратно потеряно всего два броневика типа БА-10.
  
  

Зицкриг. 1942-43

   []
  В феврале 1942, когда финское наступление завершилось, эти взводы расформировали, объединив большинство броневиков в Отдельный Бронедивизион. Постепенно в подразделения начали прибывать броневики, захваченные и отремонтированные уже в 1941 году. Официально считается, что таких машин было 29. Но сюда не входит техника "неофициальных" бронеподразделений - см. ниже. И снова для нужд отдельных дивизий и корпусов стали из состава бронебатальона создавать отдельные взводы по 2-4 машины - как правило, тяжелого типа. БА чаще всего использовались как связные и командирские машины, для перевозки боеприпасов или раненых.
  
  Так, для патрулирования дорог на северном и восточном берегу Ладоги были созданы 4 новых отдельных взвода, в основном из машин типа БА-10. Интересно, что и с советской стороны патрулирование побережья Ладожского Озера (как внутри кольца, так и вне его) возлагалось в том числе и на броневики, которых на Ленфронте сохранилось немало.
  
  Помимо этих "официальных" бронечастей, некоторые пехотные соединения создавали при себе внештатные бронеотряды. Так, при 1-й дивизии было "бронеотделение" в составе танкового и бронеавтомобильного взводов. Бронеавтомобильный включал 2 БА-10 и тот самый Landsverk L-182, переданный из бронебатальона.
  
  И в других дивизиях пехотинцы по возможности прибирали к рукам захваченные в целости танки или броневики, формировали экипажи из подвернувшихся под руку водителей и пулеметчиков, и использовали плюс-минус до первой поломки. Эта самодеятельность имела место во всех армиях и никакой статистикой точно не учтена.
  
  Впрочем, какими-то особыми подвигами они не прославились. Этому виной не только состояние самой техники, но и низкий уровень подготовки финских экипажей в таких импровизированных частях. Всех мало-мальски знакомых с бронетехникой направляли в стремительно растущие танковые части (из батальона за полгода выросла дивизия !), понятно что для нештатных броневзводов даже человек, когда-то немного изучавший Renault FT-17, был бесценной находкой.
  
   Удивительно, кстати, похоже на состояние советских бронесил перед войной. Буйный рост при диком дефиците кадров. И немудрено, что до конца войны ни танки, ни броневики финнов особо не прославились. Единственное исключение - дивизион "штугов" и немногочисленные финские Т-34 и КВ. На них воевали лучшие специалисты, и их боевые счета говорили сами за себя. А остальная безбожно раздутая танковая дивизия с сотней одних только Т-26 вроде как и не существовала - во всяком случае, русские её не слишком замечали.
  
  

Последний бой. 1944

   []
  За долгое время затишья - с начала 1942 г по лето 1944 - финские броневики не потеряли ни одной машины, впрочем и чего-то заметного не совершили. На передовой им делать было нечего, а вот патрулировать длинные карельские дороги, охранять их от скрывающихся в лесах советских диверсантов, получалось в общем неплохо.
  
  Но всё хорошее кончается. 10 июня 1944 началась Выборгско-Петрозаводская операция, она же Четветый Сталинский Удар. Шансов сдержать его у финнов не было - если РККА за эти два года выросла в числе и изменилась качественно, то финны за время долгого "зицкрига" стали даже слабее чем были в 1941.
  
  Впрочем, по числу бронетехники они напротив достигли рекордных цифр. Так, к 21 броневику захваченному во время Зимней войны добавились 29 трофеев 1941 года. Из этих 50 машин только две были потеряны до 1944 г, еще несколько списаны из-за поломок. На 17 марта 1944 г в финской бронедивизии числилось, помимо 160 танков и САУ, 20 бронемашин. Еще примерно столько же было в отдельных броневзводах. Из общего числа - не менее 18 легких (БА-20 и ФАИ-М) и 22 тяжелых (БА-3/6/10/10М).
  
  10 июня русские перешли в наступление от "старой" границы, а уже 20-го взяли штурмом Выборг. Весь Карельский Перешеек, со всеми его старыми и новыми укреплениями, был пройден за 10 дней. Финские танкисты (точнее самоходчики) единственный раз смогли контратаковать 14-15 числа в районе Куутерселька, но добились лишь тактического успеха. В этих боях были потеряно и три броневика, причем все - легкие. Впрочем, в боях - не совсем верно. Один, как водится, застрял в канаве и был брошен. Другой подорвался на мине. Лишь третий, судя по всему, реально в чем-то участвовал - получил пробоины, лишился хода и был оставлен экипажем.
  
  В обороне Выборга (там где остались почти все финские самоходки БТ-42 и около 30 Т-26) броневики, видимо, непосредственно не участвовали, и потерь не понесли. В последовавшем затем контрударе под Ихантала-Тали тоже обошлись "без сопливых" - финские "штуги" и КВ против советских ИСУ-152 и Т-34-85. Тем не менее, до Перемирия (сенябрь 1944) еще три финских броневика БА-10 подорвались на минах. На этом война для них закончилась.
  
  

P.S.

  
  Помимо указанных выше стандартных броневиков, в 1941 финны захватили еще несколько самодельных. Это были так называемые "Ижорские бронтозавры" - импровизированные бронемашины, созданные на Ижорском заводе (Колпино) для дивизий Народного Ополчения Ленинграда. Всего было построено свыше ста таких машин - каждая из 4 дивизий ЛАНО "первой волны" должна была иметь бронедивизион из 24 единиц.
  
  Какого-то стандарта не было. Брали любое шасси (обычно ГАЗ-ММ или ЗиС-5). Обшивали бронелистами двигатель, кабину водителя, частично - кузов (обычно только спереди). Ставили то вооружение, которое смогли найти - пулемет "максим" в броневой полубашне, 45-мм пушка прямо на лафете (стреляла только вперед), зенитный пулемет ДШК, 20-мм авиационная пушка ШВАК... Иногда даже башня от разбитого броневика или легкого танка.
  
  3-я дивизия Народного Ополчения была переброшена в 7-ю армию, против финнов. В сентябре 1941 г в районе города Олонец она попала в окружение и была разбита. В числе прочих трофеев финнам достались и несколько ижорских броневиков. Официально их на вооружение не принимали, но видимо использовали явочным порядком, как и прочие трофеи. Есть фото как минимум двух ижорских бронированных грузовиков на финской службе, но со снятым вооружением - просто в качестве импровизированного БТР.
   []
  
   Что еще не нравилось финнам в трофейной технике, так это радио. Обращаться с рациями 71-TK-1 - 71-TK-3 они так и не научились. И немудрено - агрегат это громоздкий и весьма капризный. Поэтому советские рации демонтировались, а на их место по возможности ставились штатные P-12-12u "Kukkopilli" фирмы Helvar.
  
   Интересно, что в танках Т-26 эти станции отказывались работать - совершенно неэкранированная система зажигания танка, плюс слабая помехозащищенность самой станции (посчитали, что компактность важнее) - в сумме давали совершенно отвратительное качество связи. А в броневиках эти рации работали нормально. Поэтому после 1942 г каждый танковый батальон финской армии имел взвод связи из четырех радиофицированных БА-20, которые вполне справлялись со своими задачами.
  
   []  []  []
  
  

И, по традиции, финская песня...

  
  Korsuorkesteri - Kaunis Lotta (Прекрасная Лотта)
  
  Ну о чем может быть самая обычная солдатская песня ? Русская, финская, немецкая, французская, английская... Да конечно о Ней. О любимой, такой далекой. Живущей в другом мире, где нет стрельбы, трупов и прочих отметин войны. "Ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага." Думаете, у финнов было по-другому ?...
  
  

ТТХ броневиков

Тип
Год
К-во
шт.
Масса
тонн
Скор
км/ч
Мощн
л.с.
Вооружение Экип
чел.
Броня
мм.
Прим
L-182, 1936 15.6657513.2-мм пул, 2 7.62-мм пул56-8Только в Зимней войне
Sisu, 1937 13.0707913.2-мм пул, 2 7.62-мм пул38-11В бою не применялся
Д-8, 1931 11.685401 7.62-мм пул25-7В бою не применялся
ФАИ, 1932 32.080421 7.62-мм пул25-6Все захвачены в 1941 г
ФАИ-М, 1936 ?2.390501 7.62-мм пул25-6Учитывались вместе с БА-20
БА-20, 1936min 182.490501 7.62-мм пул25-6Учитывались вместе с ФАИ-М
БА-3, 1934 15.860401 45-мм пушка, 2 7.62-мм пул46-8
БА-6, 1935min 105.143401 45-мм пушка, 2 7.62-мм пул46-9В т.ч. 3 после Зимней войны
БА-10, 1938min 135.252521 45-мм пушка, 2 7.62-мм пул46-10В т.ч. 7 после Зимней войны
Иж.БА, 1941min 2 ? ?52не установлено1-26-10Использовались как БТР

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"