Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Финский флот 1939-1944

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:


   [] Флот в любой стране - нечто больше, чем сборище кораблей. Это визитная карточка державы. Это ее второй "верный союзник", помимо армии. Это традиции. Это, наконец, черная дыра, поглощающая госбюджет с завидным аппетитом. С этим всем пришлось столкнуться финскому государству сразу после обретения независимости в 1918.
  
  Великое Княжество Финляндское своего военного флота не имело, за ненадобностью. Однако финские дворяне (в основном шведских кровей) во множестве служили в царском флоте. А простые финны пользовались славой умелых рыбаков, их охотно нанимали матросами на суда других стран.
  
  

Традиции

  
  Какие могут быть традиции у государства, вот только вчера созданного ? Понятно, что своих взять негде. Приходится, скрипя зубами, как-то приспосабливать обычаи "оккупантов", тех самых, от кого только что освободились. Так делали, скажем, страны Британского Содружества. А у финнов был выбор: их когда-то угнетали шведы, а потом русские - смотри, чьи обычаи тебе больше нравятся.
  
  Что же выбрали финны ? Как выяснилось, всего помаленьку. Самым ярким примером стал такой, в общем мелкий случай: когда в конце 1940 г они спустили на воду два новых минных заградителя, корабли назвали Ruotsinsalmi и Riilahti - "Роченсальм" и "Гангэ-удд", если по шведски. С Роченсальмом, как мы помним, связаны и русская победа и поражение. Но Гангут - без вариантов. Даже только что отвоевав с "рюсся", финны всё равно считали победу Петра над шведами и своей тоже !
  
  

Наследство.

  
  Гельсингфорс был главной базой русского флота в Первой Мировой. Множество кораблей всех классов, современных и не очень, стояли зимой 1917/18 года у Свеаборга. Когда в столице Финляндии 28 января к власти пришли красные, большевики помимо прочего передали Совету Народных Уполномоченных несколько эсминцев. Вот только нужны они были финнам, как мертвому припарки: судьба страны решалась на суше, у Тампере. К апрелю красные потерпели поражение. В этих же числах на Ханко высадилась немецкая добровольческая дивизия фон дер Гольца. Верхушка красных финнов в первых числах апреля сбежала из Гельсингфорса в Выборг, а затем в Петроград. Оставшийся "ничейным" русский флот мог попасть в руки Германии. Но, как известно, большую часть кораблей в последний момент удалось вывести в Кронштадт. Как - это уж отдельная история. Те же корабли (в основном мелкие и устаревшие), что стояли в портах Ботнического залива и Або-Аландских островов, тоже попали к финнам. Вытащить их не было ни возможностей, ни желающих. Да и смысла особого тоже не было.
  
   [] В Гельсингфорсе немцам досталось куча старых и неисправных посудин:
  В портах Ботнического залива и Або-Аландских шхер остались также:
  Из них все (кроме cпециально отмеченных) были сданы на металлолом в 1922-24 г. Если некоторые и числились недолго в финском флоте, то только формально - в строй они реально не вводились.
  
   [] Но это не всё. Одновременно были также захвачены недавно построенные или недостроенные корабли, представлявшие определенную ценность:
   Таким образом, из бывших царских кораблей финны использовали 1 минзаг, 5 катеров-заградителей, 6 сторожевиков и 2 тральщика.
  
  

Новое строительство.

  
  Споры о том, какой флот нужен Финляндии, велись практически непрерывно. Впрочем, первое время они имели чисто теоретический смысл. В 1918 г. безопасность финских берегов гарантировали немцы. В 1919 г их сменила британская эскадра. В 1920 г финны остались без прикрытия великих держав. Но никто из их соседей (кроме разве что Швеции) не имел дееспособного флота, так что реальная опасность с моря отсутствовала. Однако в будущем всё могло быть. СССР и Польша возрождали флот, и вообще кто мог знать, с кем придется враждовать лет через 10 ?...
  
   Первая обоснованная судостроительная программа, предложенная парламенту в 1921 году, включала б броненосных канонерских лодок, 4 эскадренных миноносца, 8 сторожевых кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и 1 учебный корабль. Она оказалась слишком дорогой и депутаты ее просто отклонили. Такая же судьба постигла следующую, уменьшенную программу.
  
  30 октября 1927 года был принят парламентом первый финский закон о флоте. Планировались следующие корабли: 2 броненосца береговой обороны (по 3900 тонн), 3 подводные лодки (по 500 тонн), 1 подводная лодка (100 тонн, для Ладоги), 4 торпедных катера (по 15 тонн) и 1 учебный корабль. Эсминцы и сторожевые корабли были вычеркнуты. И хотя даже зарубежные консультанты в 30-е годы единодушно считали, что Финляндии необходимы, по меньшей мере, еще один броненосец, 4-6 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок и 10-16 торпедных катеров, до 1939 года новых кораблей не строили.
  
   [] Из построенных самыми крупными были, конечно, два броненосца береговой обороны - "Väinämöinen" и "Ilmarinen". Кто-то метко обозвал их "финскими линкорами 'Ямато'". Столь же дорогие для маленькой страны. И еще более бесполезные ! Японские суперлинкоры, по крайней мере, хоть честно погибли в открытом бою. Их финским аналогам даже этого не выпало - один пропал ни за грош в бредовой "отвлекающей операции", другой достался как трофей торжествующему противнику. И наверняка финны не раз матерно вспоминали, сколько дотов или чего другого полезного вышло бы вместо этих двух корыт.
  
   Немного более полезными оказались подлодки. Их к войне у финнов было пять:
  Первые три строились в Або на заводе Крейтон-Вулкан в 1930-31 гг с помощью немецких специалистов. Сама Германия заниматься лодками тогда не имела права, и ее инженеры отрабатывали свои конструкции на финских, шведских, голландских и прочих верфях. Названы лодки были в честь действующих лиц эпоса "Калевала", а именно всякой водной нечисти. Ику Турсо - морское чудище, облик которого подробно не описан. Его называют "тысячерогим", что можно понимать также как "с тысячей щупалец". Так что некоторые ассоциируют его с самим Ктулху.
  
  "Saukko" в те же годы строилась в Хельсинки, согласно плану 1927 г. А "Vesikko" была сверх плана куплена у Германии. Она была заложена еще в 1931 г, и являлась по сути прототипом для позднейших немецких субмарин II серии.
  
  Два первых торпедных катера были закуплены в 1922 г в Италии у фирмы Orlando. Это были те самые катера, которые в 1918 атаковали австрийский флот. 13 тонн, 22 узла. В 1926 г был построен один собственный катер на основе итальянского проекта. Водоизмещение уменьшилось до 11 т, мощность каждого из 2 моторов увеличили с 500 до 800 лс, в результате скорость возросла до 31 уз.
  
  В 1928 г закупили два катера у Британии. А позже у себя построили еще два таких же. 12 тонн, 40 узлов. Все семь финских торпедных катеров имели корпуса из дерева. Каждый катер нес две торпеды и легкое зенитное вооружение. В военное время на борт брались 4-6 глубинных бомб. Экипаж - 8-10 человек.
  
   [] Новые минные заградители были заложены во время Зимней войны. 310 т, 15 уз, 1 75мм, 1 40мм и 2 20мм орудия, 75-100 мин. Как уже было сказано, оба были названы в честь сражений руско-шведских войн - Гангута и Роченсальма. Похоже, шведов финны любили еще меньше, чем "рюсся". Третьим минзагом был бывший "Воин", переоборудованный и переименованный в "Лоухи" (в честь героини "Калевалы" - злой старухи, хозяйки Северной страны). Теперь он имел 640 т, 11 узлов, 2 75мм и 2 40мм пушки, до 140 мин. Экипаж 48 чел.
  
  К 1939 г Финляндия построила 17 сторожевых моторных катеров типа "VMV". 30-33 т, скорость у разных единиц от 20 до 24 уз. Вооружение различное - 1 40-мм зенитка или 1-3 20-мм, а также глубинные бомбы. Большинство имело 1 450-мм ТА. Могли использоваться как минные заградители, принимая по 4-6 мин. В мирное время катера входили в состав Береговой охраны и были подчинены министерству внутренних дел. Часть катеров имела бензиновые двигатели, поэтому отличались высокой взрывоопасностью. Еще до начала войны финны успели потерять в результате пожаров три катера - 'VMV-3', 'VMV-4' и 'VMV-7'.
  
  Также перед войной было построено 4 20-т катерных тральщика 'SM-1' - 'SM-4'. Уже во время войны построили еще 12 подобных единиц.
  
  

Мобилизация.

  
   [] Еще несколько судов было мобилизовано в начале войны у частных финских владельцев. Это в частности канонерские лодки "Aunus" и "Vienä" ("Олонец" и "Беломорье" по нашему), 5 сторожевиков водоизмещением примерно по 200 тонн, и 5 ледокольных буксиров (150 т), строившихся для СССР и конфискованных в 1941 также с переделкой в сторожевики.
  
  Также в состав ВМФ вошли 7 вооруженных ледоколов, из них 5 дореволюционной постройки. Три имели водоизмещение около 2000 т и 3 120-мм пушки. Три - 800 тонн и 2 75-мм пушки Канэ. Самый большой - "Jaakarhu" (Белый медвед) постройки 1926 г. 4850 т, 4 102-мм пушки.
  
  Три пассажирских парохода были переоборудованы в плавбазы торпедных катеров и подводных лодок.
  
  

Зимняя война

  
   [] Финский флот встретил Зимнюю войну, имея два броненосца, 5 подлодок, минзаг, 2 тральщика, 6 сторожевиков, 7 торпедных катеров, 14 сторожевых, 5 минных, 4 катера-тральщика.
  
  Оба броненосца, окрашенные в белый цвет, зиму 1939-40 гг простояли во льду недалеко от Турку. Они много раз были атакованы советскими самолетами, однако избежали попаданий. Отлично себя показали их 105-мм универсальные орудия. Из атаковавших советских самолетов от трех до восьми (по разным данным) были сбиты. Базу Турку в феврале 1940 года бомбили 61 раз.
  
   Минный заградитель "Louhi" выставил несколько минных полей в районе Або-Аландских островов. На одном из них, у острова Маркет, 3 января 1940 года погибла советская подводная лодка 'С-2".
  
  8 декабря малая подлодка "Saukko" находилась в районе Койвисто (ныне Приморск), когда пять советских эсминцев во главе с лидером "Ленинград" подошли к расположенным рядом островам Бьёрке (Берёзовым) и начали обстрел финских береговых батарей. Подлодка попыталась выйти в атаку, но малая скорость не позволила это сделать.
  
   [] Финские подводные лодки выставили мины у эстонского побережья. На выставленном "Vesihiisi' у Балтийского порта заграждении 11 января 1940 года подорвался и затонул немецкий пароход "Dietrich Hasseldiek" (600 БРТ). Успешных торпедных атак не было. Только 7 декабря 1939 года подводная лодка "Vetehinen" капитан-лейтенанта Пакала пыталась атаковать у Либавы советский ледокол "Ермак". С середины января из-за тяжелых ледовых условий использование подводных лодок стало невозможным. Торпедные и минные катера по тем же причинам не смогли использовать вообще.
  
   13 января 1940 года в Аландском море во время защиты конвоя от атаки подводной лодки 'Щ-324' сторожевик "Aura-II" (бывная президентская яхта в 563 БРТ, построенная в 1884 году) погиб от взрыва собственной глубинной бомбы, которая преждевременно взорвалась у борта. Обер-лейтенант цур зее Тера и 25 человек экипажа погибли.
  
  

1941 год

  
  Война 1941 г снова началась с минных постановок. В них участвовали подлодки, минные заградители (которых теперь было три) а также катера. Но одном из заграждений южнее острова Гогланд 27 августа погибла подводная лодка 'Щ-301' ("Щука"). 3 июля восточнее Гогланда подводная лодка "Vesikko" под командованием капитан-лейтенант Айттола (Kapteeni-luutnantti Aittola) потопила торпедой транспорт "Выборг" (4100 тонн).
  
  В тот же день, 3 июля малая субмарина "Saukko" пыталась атаковать советские сторожевые корабли, стоявшие у пирса острова Соммерс. Но всё пошло не так. Торпеда застряла при выходе из аппарата, её двигатель запустился, и отработанные газы проникли в подлодку. Одновременно русские сторожевики, обнаружив подлодку, провели несколько атак глубинными бомбами. Лодка уцелела, но когда она смогла всплыть на поверхность, лишь пять человек экипажа (из 15) были на ногах. Остальные потеряли сознание от недостатка кислорода. Судя по всему, это была первая и последняя операция лодки "Saukko" в данной войне.
  
   [] Сторожевики, особенно "Uusimaa' и "Hameenmaa", принимали активное участие почти во всех боевых столкновениях. "Uusimaa" 26 июля 1941 года у острова Бенгтшер потопила советский сторожевой катер МО-238. 29 августа 1941 года моторный катер 'VMV-17' потопил советскую моторную шхуну "Ата".
  
   2 сентября 1941 года торпедный катер "Syoksy' под командванием старшего боцманмата Оваскайнена южнее Койвисто потопил советский транспорт "Мейро" (1866 БРТ), а 22 сентября он же южнее Гогланда уничтожил тральщик "Киров" (бывший траулер 'РТ-29' - 633 БРТ).
  
   Финские броненосцы 4 июля, 12 июля и 2 сентября обстреливали объекты на арендованном русскими полуострове Ханко. 13 сентября 1941 года под флагом командующего флотом коммодора Рахола оба броненосца в охранении четырех сторожевых катеров типа VMV приняли участие в операции "Nordwind", чтобы отвлечь внимание русских от десанта на остров Даго. Вечером в 24 милях юго-юго-западнее Утэ во время поворота "Ilmarinen" коснулся одной или двух советских мин, после взрыва опрокинулся и быстро затонул. Вместе с флагманским кораблем погибли 13 офицеров, 11 унтер-офицеров, 65 старшин и 182 матроса, всего 271 человек. Только 132 члена экипажа было спасено, среди них командующий флотом и командир корабля. Уцелевший "Väinämöinen" до самого конца войны ничем так и не отметился. Советская авиация пыталась его уничтожить, но также безуспешно.
  
   [] Печально известное минное загражение "Юминда" восточнее Таллина было выставлено частично финнами (1000 мин), частично немцами (1800). Большую часть работы за финнов сделали новые минзаги 'Ruotsinsalmi' и "Riilahti', но минные катера царской постройки типа "Теплоход" тоже внесли свой вклад. Так, "Miina" и "Pommi" установил по 24 мины на северном фланге "Юминды". Однотипный с ними "Paukku" при очередном выходе затонул в шторм в ноябре 1941.
  
   Осенью 1941 года финнами было захвачено три советских торпедных катера (1 типа Д-3 и 2 Г-5), которые после ремонта были включены в состав флота.
  
   28 ноября 1941 года переоборудованный из гражданского судна тральщик "Porkkala" подорвался на мине и затонул в проливе Койвисто. Командир корабля старший лейтенант Лааксо и 30 человек экипажа погибли.
  
  

1942-43

  
  Финские минные заградители, вместе с немецкими, усиленно превращали Балтику в "суп с клёцками". Они также показали себя как успешные охотники за подводными лодками. 14 июля 1942 года "Ruotsinsalmi" потопил советскую подводную лодку Щ-317'.
  
  При отражении советского десанта на остров Соммерс 8 июля 1942 года, "Ruotsinsalmi" потопил два советских торпедных катера, а "Hameenmaa" под командованием капитан-лейтенанта Хонгисто в этом же бою - один сторожевой катер типа 'МО'.
  
   Активное участие в этом столкновении приняли 6 сторожевых катеров типа 'VMV". Вооруженные одним автоматом 'Bofors' каждый, они вели упорные бои с советскими торпедными катерами и самолетами. А 15 августа 'VMV-5' потопил подводную лодку 'М-97". 13 октября 1942 года VMV-13" и 'VMV-15' у острова Тискери глубинными бомбами потопил подводную лодку Щ-311' ("Кумжа").
  
  
 []
Подлодка "Vetehinen"
Осенью 1942 года финские подводные лодки, частично модернизированные и оборудованные новыми акустическими приборами, действовали в Аландском море против советских подводных лодок. Бесшумно двигаясь под электромоторами в подводном положении, они сумели захватить врасплох три советские подводные лодки. 21 октября "Vesihiisi" под командованием капитан-лейтенанта Айттола потопила торпедой подводную лодку 'С-7", в результате чего командир лодки капитан 3-го ранга Лисин и трое матросов были взяты в плен. 27 октября "Iku Turso" (капитан-лейтенант Паккала) потопила советскую лодку Щ-320". 5 ноября "Vetehinen" (капитан-лейтенант Лейно) артиллерией и таранным ударом потопила 'Щ-305" ("Линь").
  
  18 ноября 1942 года торпедные катера "Syoksy", "Vinha" и "Vihuri" под командованием капитан-лейтенанта Пирхонена смелой атакой ворвались в гавань острова Лавенсари и потопили стоявшую там на якоре канонерскую лодку "Красное Знамя".
  
  В начале следующего года финские торпедные катера получили серьезное пополнение. Прибыли 11 итальянских катеров: 6 22-тонных, со скоростью 48 узлов (!), и 5 20-тонных, со скоростью "всего" 36 узлов. В кампании 1943 года новые торпедные катера применялись главным образом против советских конвоев между Кронштадтом и Лавенсари. При этом были потоплены буксир 'К-12' с груженой баржей. В мае один из старых катеров затонул, наткнувшись на подводное препятствие. Других потерь в катерах не было.
  
  2 мая 1943 года советские штурмовики Ил-2 у острова Хаапасари попаданием бомбы ФАБ-100 потопили канонерку "Turunmaa". При этом канонерка "Karjala" была повреждена. В октябре того же года "Turunmaa' была поднята, восстановлена и вновь введена в строй.
  
   25 мая 1943 года минзаг "Ruotsinsalmi" потопил подлодку 'Щ-408'. Но 23 августа 1943 г советские торпедные катера уничтожили заградитель "Riilahti", который ночью лежал в дрейфе с выключенными двигателями.
  
   16 августа 1943 года, эскортный корабль "Uisko" потопил южнее Хельсинки подводную лодку - ей могла быть советская 'С-12". Однако 16 сентября "Uisko" сам был потоплен авиационной торпедой. В этот день советский самолет 'Ил-4' в 17.05 обнаружил транспорт водоизмещением 2000-3000 тонн в 6 милях от острова Найссаар и атаковал его. С высоты 30 метров и с дистанции 3 кабельтовых самолет выпустил торпеду по судну. Транспорт затонул. Это был "Uisko'. С кораблем погибли командир и 18 человек экипажа.
  
   []
  
  

1944-45

  
   [] Этот год не принес финскому флоту ничего хорошего. Не смотря на отдельные успехи, в целом ситуация менялась от плохого к худшему. В феврале сторожевые катера 'VMV-12' и 'VMV-8', находящиеся в Хельсинки, были уничтожены во время налетов советской авиации.
  
   16 июня 1944 г сторожевые катера "VMV" захватили в бою советский торпедный катер ТК-223, который позднее вошел в состав финского флота под обозначением V-3".
  
   А следующей ночью, 17 июня 1944 годаЮ 4 советских торпедных катера атаковали сильный финский конвой (согласно нашим рапортам, в составе трех транспортов, пяти сторожевых кораблей, трех тральщиков, буксира с трехмачтовой шхуной и семи сторожевых катеров). Катер ТК-51 получил попадание в мотор и потерял ход. Попытка буксировать его не удалась. С катера сняли экипаж и документы, а сам он был захвачен финнами.
  
   Уже 18 июня два самолета 'Ла-5' 3-го гвардейского истребительного авиаполка, летавшие в разведку, атаковали пушечным огнем и потопили в Выборгском заливе финский сторожевой катер. Это был 'VMV-17'.
  
   В июне-июле 1944 года во время упорных боев в районе Койвисто - Выборг канонерская лодка "Turunmaa" была снова сильно повреждена. Тогда же, в бою 4 июля, повреждения получила и канонерская лодка "Uusimaa", на которой были ранены все офицеры, а командир капитан-лейтенант Карстен убит.
  
   В 1943-1944 годах финские подводные лодки не вели активных боевых действий. Только "Iku Turso", которой командовал капитан-лейтенант Айраксайнен 24 августа 1944 года попыталась произвести атаку советских кораблей в гавани острова Лавенсари. Но предпринятая ей попытка проникнуть в базу не удалась. Лодка попала в сети заграждения и была повреждена при взрыве мины, но, тем не менее, смогла уйти.
  
   15 сентября в гавани острова Гогланд 'VMV-10' и 'VMV-14' были потоплены артиллерийским огнем своих бывших союзников - высаживающихся на остров немцев. Уцелел лишь 'VMV-11'.
  
   []
  
  Несколько финских кораблей и катеров погибло на минах уже после завершения боевых действий. См. таблицу ниже. А 12 января 1945 года в районе Гангута минзаг "Louhi" был потоплен акустической торпедой немецкой подводной лодки U-370. Корабль затонул за две минуты. 11 человек команды погибли, 33 человека выжили. Этот эпизод считается последней удачной атакой немецких подводных лодок на Балтике.
  
   Мирный договор в Париже 1947 года запретил Финляндии иметь подводные лодки. Поэтому "Vesikko" была превращена в музей, а остальные проданы на слом. По этому же договору торпедные катера были конвертированы в сторожевые (сняты торпедные аппараты). Трофейные катера типов Д-3 и Г-5, разумеется, были возвращены СССР. Броненосцы договором тоже запрещались. В результате "Вяйнемяйнен" в 1947 г был продан СССР за 265 миллионов финских марок и переименован в "Выборг". Он был зачислен в состав 104-й бригады шхерных кораблей и отнесен к классу морских мониторов. В 1954-57 корабль прошел модернизацию, только для того чтобы на следующий год быть выведенным в резерв. В 1966 г "Выборг" пошел на слом.
  
   []  []
  
  

Ладожское озеро

  
  Согласно Договору 1920 г, на Ладожском озере обе стороны имели право держать корабли водоизмещением до 100 тонн с артиллерией калибра выше 47 мм. Поэтому финская флотилия в 1939 г состояла из 4 вооруженных пароходов, укладывающихся в ограничение. В 1938 г финны хотели перебросить по Неве на Ладогу малую подводную лодку "Saukko". Но СССР "по техническим причинам" закрыл в этом году проход по реке.
  
  С началом боевых действий осенью 1939, еще 3 парохода были вооружены 75-мм пушками Канэ. Флотилия выставила в северной Ладоге 264 мины. Но морских боев в Зимнюю войну не было. Согласно Московскому договору 1940 г, Ладожское озеро полностью отходило к СССР. Поэтому финны затопили все корабли флотилии. Русские подняли большую часть из них. В частности, финский вооруженный пароход "Aunus" стал советским тральщиком Т-100, и позже прославился в бою у о.Сухо.
  
   [] Когда финны вновь вышли к Ладоге летом 1941, флотилию им пришлось создавать с нуля. Первым боевым кораблем стал бывший латвийский пароход "Ilga", сбежавший в Финляндию от красных в 1940 г. Кроме него, в состав флотилии в 1941 г входило несколько небольших буксиров и мотоботов, доставленных по ж/д. К 1942 г на Ладогу с Балтики перебросли три финских торпедных катера (самых старых, постройки 1922 г). Также прибыла итальянская 12-я эскадра MAS (4 торпедных катера, 99 чел, командир капитан-лейтенант Джузеппе Бьянкини). Катера - 25 т, 44 уз, 12 чел, 2 торпеды и 1 13.2-мм пулемет. Также прибыла немецкая группа военных кораблей 'С/31", состоявшая из десантных барж "Зибель" и катеров разного назначения.
  
  Стычки советских и итальяно-финно-немецких сил продолжались все лето и осень, но до поры всё ограничивалось мелкими повреждениями (хотя обе стороны сообщали, как водится, о потоплении супостатов). 9 октября в бою с несколькими БДБ погиб советский "МО-175". А 22 октября 1942 соединенная эскадра (16 БДБ, 7 торпедных катеров) пыталась высадить десант на остров Сухо в устье р. Волхов. В отражении этого десанта особенно отличился тральщик Т-100.
  
  После этого провала немцы и итальянцы покинули Ладогу. Торпедные катера передали финнам, десантные баржи частично тоже. К 1944 г финская Ладожская флотилия включала:
  Эти вроде бы немалые силы в разы уступали советской Ладожской флотилии, в состав которой входили канонерские лодки, бронекатера, сторожевые катера, тральщики, а в 1944 г и подводные лодки (до 5 штук типа "М"). Так что активных действий финская флотили не вела. После Перемирия часть кораблей в Лахденпохья захватили немцы, но им это тоже никак не помогло...
  
  

Онежское озеро

  
   [] Выйдя к берегу Онежского озера в октябре 1941 г, финны в короткий срок создали озерную флотилию. Она состояла из переброшенных по ж/д мотоботов и прочих мелких кораблей, и нескольких наспех вооруженных судов, найденных на месте. Самыми крупными были два колесных буксира, вооруженных 2-3 75-мм пушками Канэ и 3 20-мм зенитными автоматами каждый. Также имелось 5 малых буксиров с 1 трофейной 45-мм пушкой и 1 20-мм автоматом. В 1942 г на Онегу был переведен трофейный советский бронекатер 'БК-215' (1-76-мм пушка), захваченный в поврежденном виде 23 августа 1941 г в Выборгском заливе.
  
  Впрочем, у русских этих бронекатеров было штук 8. Плюс 6 канонерок с более мощным вооружением, чем у финнов. Плюс мелочь типа 7 торпедных катеров и 3 катеров-тральщиков. Поэтому финны благоразумно не лезли в открытый бой, а красные со своей стороны тоже особой активности не проявляли. Известно несколько перестрелок между кораблями двух сторон, все кончились безрезультатно. Основным противником красной флотилии были финские береговые батареи и авиация. Летом 1944 г, когда положение Финляндии резко ухудшилось, небольшие катера были эвакуированы с озера, а остальные суда затоплены. В декабре 1944 года бывший советский бронекатер был возвращен СССР.
  
  

Озеро Сайма

  
  Была еще у финнов небольшая флотилия на Сайменском озере - три вооруженных буксира и несколько катеров. Озеро Сайма связано каналами и протоками еще с 8 крупными озерами и кучей мелких, что вместе с вытекающей из них Вуоксой образует сложную водную систему, растянутую на 150 км вдоль новой советско-финской границы. Не иметь на ней хоть каких-то кораблей было нельзя. Но летом 1941 г финские войска так быстро продвинулись на восток, что Сайменская флотилия проявить себя просто не успела. Позже буксиры разоружили, а катера перебросили на другие озера.
  
  

Итоги

  
  Как и для СССР, для Финляндии флот (особенно "большой флот") был не более чем блажью мирного времени. Судьба страны всегда решалась на суше. Поэтому броненосцы по факту оказались совершенно бесполезны. Субмарины, не смотря на несомненную отвагу и высокий профессионализм финских подводников, тоже особой роли не сыграли. Грузовых судов в зоне их досягаемости почти не было, топить было нечего. А несколько уничтоженных русских подлодок ? "У Сталина много !". Эти лодки прорывались в напичканный минами Финский залив, где грузового судоходства практически не было. То есть они сами ничему по сути не угрожали - и их потопление, соответственно, реального выигрыша никому не давало. Тем более самим финнам.
  
  А вот "москитный флот" проявил себя с лучшей стороны. Уступая в численности советскому, он всю войну был для него весьма трудным противником. Знание и учет местных условий, знаменитое финское упорство, техническое мастерство, инициатива и в то же время осмотрительность - позволили финским катерникам добиться известных успехов, и при этом избежать больших потерь.
  
  
Потери Финского Флота в Войне-продолжении
ДатаНазваниеПричинаМестоПотери
13.09.41БрБО "Ильмаринен"Подорвался на 1 или 2 минах50 миль юго-западнее Турку(Або)271 погибли, 132 спасены
04.11.41Минный катер PaukkuЗатонул в штормВыборгский залив, КойвисаариБез потерь
28.11.41Тральщик PorkkalaМинаПролив КойвистоВесь экипаж погиб, 32 чел
23.07.42Катер-тральщик Kuha 4МинаЗападнее ХанкоПогибло 3 чел
16.05.43Торпедный катер Raju типа ThornycroftНалетел на подводное препятствиеПролив КойвистоБез потерь
23.08.43Минзаг RiilahtiВнезапная атака торпедного катера ТК-94Финский залив, между Хельсинки и Котка29 погибло, 10 спасены
16.09.43Корабль береговой охраны UiskoАвиацияФинский залив, севернее Таллина18 погибло, 2 спасены
04.11.43Минный катер LieskaАвиацияКоткаНеизвестно
06.02.44Сторожевой катер VMV-12АвиацияВ Хельсинки, находясь в докеНеизвестно
26.02.44Торпедный катер Hurja 5
26.02.44Сторожевой катер VMV-8
18.06.44Сторожевой катер VMV-17Авиацияр-н Койвисто, о.Западный Березовый (Tiurinsaari)6 убитых. Командир ранен.
21.06.44Торпедный катер Taisto 1Авиация (Ил-2)о-в Piisaari (Северный Березовый), р-н Койвисто1 убит, 3 ранены
25.07.44Тральщик Vilppula (бывший русский тральщик "Защитник")АвиацияПорккала (у Хельсинки)погибло 5
25.07.44Тральщик Mercurius - бывш. корабль береговой охраныАвиацияПорккала (у Хельсинки)Неизвестно
Потери после Перемирия: Лапландская война и траление
15.09.44Сторожевой катер VMV 10Немецкая артиллерияо.ГогландБез потерь
15.09.44Сторожевой катер VMV 14Немецкая артиллерияо.ГогландБез потерь
15.09.44Тральщик Kuha 6Немецкие миныКотка7 погибло, 1 спасен
30.09.44Тральщик Kuha 3Немецкие миныо.Гогланд1 раненый
5.10.44Тральщик SM-3Финские миныу о. Гогланд5 чел погибло
12.01.45Минзаг LouhiАкустическая торпеда с подлодки U-370п-ов Ханко11 погибло, 33 спасены

  

И, по традиции, финская песня на тему...

  
  Berit - Ystäväni muistathan (Помни, мой друг).
  
  Перед нами опять песня-воспоминание. Да, снова о потерянной когда-то Карелии, о памятных местах на далеком теперь Перешейке. Обратите внимание, это НЕ реликт времен войны. Песня написана в 1995 г. То есть, в общем совсем недавно, на нашей памяти. Помимо Berit, которую называют лучшим голосом Финляндии, ее исполняют и наши старые знакомые Korsuorkesteri, и другие артисты, к примеру Юха Саккола. Да и судя по комментариям, песня многих берет за душу.
  
  Я вот подумал - а у нас про тот же Крым до 2014 было хоть что-то подобное ? Кроме известной матерной фразы Данилы Багрова, не смог ничего припомнить. Возможно, плохо искал...
  
Aikaa sitten tänne tultiin,
Monet kannaksen jäi multiin.
Karjavaunut kansan rippeet tänne toi.
Hämeen hiljaisilla mailla
Asiat on sillä lailla,
Nää mein rallit, ettei vanhal viisii soi.

Seudut vieraat, tavat uudet.
Nielty on jo katkeruudet,
Vaikk' en menneestä vois mitään unohtaa.
Sulle kertoa voin sen nyt,
Yötäkään ei ole mennyt,
Etten unissain ois nähnyt Karjalaa.

Ystäväni, muistathan
Liplatuksen Laatokan?
Laineet lempeämmin laulella ei vois.
Ystäväni, muistathan
Rannat rakkaat Antrean?
Tienoot, talot, korpisalot Karjalan.

Kekinniemen, Kuparsaaren,
Vuoksen yllä sateenkaaren.
Ne mä muistan niin, ja paljon muutakin.
Sitä toiset tiedä eivät,
Kuinka paljon meiltä veivät.
Kaipaan kotia, sen pihapuutakin.

Ystäväni, muistathan
Liplatuksen Laatokan?
Laineet lempeämmin laulella ei vois.
Ystäväni, muistathan
Rannat rakkaat Antrean?
Tienoot, talot, korpisalot Karjalan.

Kuka ties mä kerran palaan
Käkisalmeen, Sortavalaan.
Siitä selviäisin, miettimään vain jään.
Katsoa nyt, kuinka kestäis,
Kyyneleensä miten estäis,
Kotiseudut Antrean jos vielä nään?

Ystäväni, muistathan
Liplatuksen Laatokan?
Laineet lempeämmin laulella ei vois.
Ystäväni, muistathan
Rannat rakkaat Antrean?
Tienoot, talot, korpisalot Karjalan.
Когда-то мы пришли сюда,
Бросив всё на перешейке.
Коров только взяли, и кой-какие пожитки.
В тихих землях Хяме*
Эти вещи напоминают
Нам о старой жизни.

Мы в гостях, на новом месте.
Отступила горечь,
Но я не могу забыть прошлое.
Я и сейчас,
Каждую ночь,
Вижу во сне Карелию.

Друг мой, ты помнишь
Берега Ладоги ?
Где волны нежно нам пели...
Мой друг, ты помнишь,
Пляжи дорогого Антреа* ?
Перекрестки, дома, заповедные чащи Карелии... 

Кекиниеми*, Kупарсаари*,
Вуокса - выше радуги.
Я помню, это и многое другое.
Другие не знают об этом.
Хотя многие из нас привыкли,
Я скучаю по дому, по родным местам.

Друг мой, ты помнишь
Берега Ладоги ?
Где волны нежно нам пели...
Мой друг, ты помнишь,
Пляжи дорогого Антреа?
Перекрестки, дома, заповедные чащи Карелии... 

Кто знает, возможно я вернусь
В Кякисалми* и Сортавалу.
Я верю, придет это время.
Но посмотри, как терпеть,
Как можно удержать слезы,
Когда родной Антреа всё ещё не наш?

Друг мой, ты помнишь
Берега Ладоги ?
Где волны нежно нам пели...
Мой друг, ты помнишь,
Пляжи дорогого Антреа?
Перекрестки, дома, заповедные чащи Карелии... 

* Хяме - область в центральной Финляндии
* Антреа - ныне Каменногорск
* Кекиниеми - ныне Солнечный пляж у п.Портовое на Суходольском озере
* Купарсаари - ныне Ждановский остров на Вуоксе, южнее Каменногорска
* Кякисалми - ныне Приозерск (Кексгольм).


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"