Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

"Большой Взрыв" на Ржевке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Катастрофа на станции Ржевка 29 марта 1942

   []
  
  29 марта 1942 года на станции Ржевка произошел сильнейший взрыв. Этим утром район станции Ржевка, поселок Ржевка и завод "Краснознаменец" подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу из дальнобойных орудий. Это было впервые с начала войны. Да и вообще район Ржевки до сих пор считался глубоким тылом - до линии фронта с любой стороны не меньше 22-25 километров.
  Но на этот раз у немцев видимо был резон расходовать снаряды, стреляя на пределе дальности: к моменту катастрофы на путях станции находилось около 400 вагонов, из которых 130 были с боеприпасами, а прочие - с пустой тарой из-под ВВ, теплушки и пассажирские вагоны с эвакуируемыми из города женщинами, детьми и ранеными.
  Обычно такого скопления не было. Но рядом со станцией находился (и до сих пор находится) НИМАП - научно-исследовательский морской артиллерийский полигон. Во время блокады лаборатории полигона занимались подготовкой боеприпасов - заряжали снаряды взрывчаткой, если по простому. За сутки изготавливалось свыше 7 тыс. артиллерийских выстрелов и 3 тыс. мин.
  И вот в конце марта по недосмотру (согласно выводам официальной комиссии) начальника НИМАП на станции Ржевка скопилось большое количество вагонов с аммотолом, предназначавшимся для снаряжения минометных мин. Противник, обнаружив необычное скопление вагонов вблизи полигона, нанес по нему мощный артиллерийский удар 240-мм орудиями, вызвав одновременный подрыв свыше 70 вагонов с боезапасом.
  В результате взрыва на полигоне и в окрестностях было убито и ранено свыше тысячи человек, выведена из строя (фактически полностью уничтожена) железнодорожная станция и причинены значительные разрушения самому полигону...
  
   []
  
  Выписка из оперативной сводки ? 440094 штаба противопожарной службы МПВО г. Ленинграда за 29 марта 1942 года
  
  Станция Ржевка Октябрьской железной дороги.
  
  Пожар возник в 6 часов 10 минут 29 марта 1942 года в результате взрыва боеприпасов в вагонах, находящихся на станционных путях. Взрывом было совершенно разрушено до 20 зданий, расположенных на станции и прилегающих к ней улицах. Около 400 зданий, находящихся в радиусе до 2 километров, получили повреждения (разбиты крыши, выбиты рамы и пр.). Взрывом совершенно разрушено около 70 вагонов с боеприпасами и около 40 вагонов повреждено.
  Пожары возникли в 14 зданиях, находящихся в радиусе до 1 километра от места взрыва.
  
  Салыганов И. Морской арсенал на защите Ленинграда:
  
  28 марта 1942 г. германский самолет засек скопление железнодорожных вагонов в районе Ржевки. В тот же день с 17 до 19 часов был проведен артиллерийский обстрел станции и полигона. Ранним утром следующего дня еще затемно артиллерийская стрельба была возобновлена. Один из снарядов "попал в вагон с аммоналом, который, сдетонировав, вызвал детонацию взрывчатки остальных вагонов. Прогремел огромной силы взрыв. Спустя несколько минут - второй взрыв.
  Сила взрыва была такова, что скаты вагонов летели за сотни метров, а все деревянные постройки вокруг вокзала превращались в щепки и горели. Взрывы и пожар продолжались до самого вечера. Невозможно было подойти на расстояние ближе 500 м. Много зданий было разрушено, погибли сотни людей"
  
  Простые смертные тоже про этот взрыв вспоминали:
  
  Я в это время закрылся одеялом. Тряхануло здорово. Когда вылез из-под одеяла, на мне лежала оконная рама, одеяло было местами рассечено осколками стекла, а над головой я увидел предрассветные звезды. Взрывная волна просто перевернула наш дом, а это был генеральский дом, построенный еще перед революцией. Со всеми службами, даже ледник-погреб был сделан железобетонный и засыпан землей по самую крышу. Мы спали дома - проснулись на улице.
  
  Последствия
  
  - Полностью разрушена станция Ржевка - через которую шел ВЕСЬ ж/д поток грузов с Ладоги в Ленинград. Восстановление заняло почти месяц. А сколько на это ушло людских ресурсов, техники, материалов...
  - Через ту же Ржевку проходила автомобильная "Дорога Жизни" (совр. Рябовское шоссе). Его конечно восстановили быстрее, но перебой тоже имел место.
  - Потеря массы боеприпасов во время взрыва и дальнейшие транспортные перебои снизили возможную активность Ленфронта. Размах летних операций (Старо-Пановская, Отрадненская) был микроскопическим - возможно, в том числе из-за нехватки боеприпасов. Даже в сентябре 1942, когда 2-я Ударная стояла в 7 км от Невы, ударить навстречу ей сколь-нибудь заметными силами не смогли. Возможно, по той же причине.
  - Сняли начальника НИМАП - но кому от этого легче ?
  
  Справка
  
  Ржевский артиллерийский полигон - один из старейших в России. Организован в 1878 г. Он располагается сразу в двух районах Ленинградской области - Всеволожском и Приозерском. Площадь полигона превышает 75 тысяч гектаров. Начиная с середины 19 века, здесь испытывали артиллерийские установки, снаряды, железобетонные укрепления, системы реактивной артиллерии и ракетные двигатели. Уникальность полигона в том, что он простирается также на акватории Ладожского озера, что позволяет проводить испытания орудий морской артиллерии.
  А фактически полигон состоит из трех неравных частей:
  - небольшой "обжитый" участок у ст. Ржевка, где расположены практически все объекты: штаб и казармы, лаборатории и мастерские, склады и огневые позиции, наблюдательные пункты и укрытия
  - огромный бездорожный болотистый район на северо-восток от Ржевки, ограниченный с юга "Дорогой жизни" а с востока - Ладожским озером. Здесь и должны летать снаряды...
  - полузаброшенный ныне контрольно-измерительный полигон на берегу Ладоги, у железнодорожной станции "Ладожское Озеро".
  
  Главный калибр Советского Союза
   []
  406-мм орудие Б-37 на полигонном башенном станке МП-10. Ржевский полигон.
  
  В конце 1930-х в СССР приступили к строительству линейных кораблей типа "Советский Союз" с девятью 406-мм орудиями главного калибра. Сами корабли не построили: помешала война. А вот одно опытное орудие было изготовлено и доставлено на полигон для испытаний в 1939 г.
  Орудие Б-37 имело поршневой затвор. Заряжение картузное (снаряд и два полузаряда). Характеристики:
  Длина ствола - 20.7 м
  Наибольший диаметр - 1.28 м
  Вес качающейся части - 198 тонн.
  Начальная скорость снаряда - 830 м/с
  Вес снаряда - 1105 кг
  Вес заряда - 319 кг
  Дальность полета снаряда - 45.5 км
  Скорострельность (планируемая на корабле) - 2.6 выстрела в минуту
  Скорострельность (реальная на полигонном станке) - 1 выстрел в 15-20 минут
  
  В 1941-44 г орудие Б-37 входило в состав 1-й батареи Артполигона (наряду с 1 356-мм и 2 305-мм). Оно использовалось для поддержки наших войск во всех важнейших операциях. В частности, несколькими попаданиями 406-мм снарядов был полностью выведен из строя опорный пункт противника в 8-й ГРЭС на берегу Невы. Жаль только, что случилось это уже в феврале 1943, после прорыва блокады. А до этого 8-я ГРЭС более года портила кровь защитникам "Невского Пятачка". Всего в 1941-44 был выпущен 81 406-мм снаряд.
  
  
   []
  305-мм орудие на полигонном станке. Ржевский полигон.
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"