Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Адмирал Старк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Последний начальник Минной дивизии...

  
  Спросите случайного человека: кто такой Старк ?
  
   [] Разница ответов достойна удивления. Жена и сын мне рассказали, что это "Железный человек" из комиксов Марвел. Те кто смотрят телевизор или читают Дж. Мартина, утверждают что это - один из великих домов Вестероса. Раньше каждый школьник знал, что адмирал Старк проспал в Порт-Артуре нападение японцев, так как устроил "День Марии". Кельтофил расскажет о септе Старк хайлендерского клана Робертсон в Шотландии. И так далее. Но мы сегодня не совсем о них.
  
  У того самого адмирала Оскара Старка, которого до сих пор незаслуженно шпыняют за Порт-Артур, был непутевый брат Карл. Окончил военно-юридический. Ушел со службы, стал нотариусом. Уехал в Америку - через два года вернулся, осел в Германии. Потом переехал в Россию, решил стать фермером. В конце концов был убит грабителем. Вот такая нелепая жизнь.
  
  У него остался 5-летний сын, Георгий. Когда он повзрослел, то не без помощи дяди Оскара поступил в Морской Корпус. Протекция была нужна не потому, что глуп (учился Георгий как раз отлично). Просто в это заведение традиционно брали только сыновей флотских офицеров, но никак не фермеров с нотариусами. Но по такому случаю племянник адмирала тоже сошел...
  
  В 1898 г. Георгий закончил учебу. Вместе с ним учились:
   В списках выпуска значатся также Анатолий Ленин, Владимир Ульянов и Александр Минин. И в этой надо сказать, непростой компании Георгий Старк был одним из лучших.
   
  

Аврора

  
   [] Осенью 1904 года лейтенант Старк занимал должность старшего минного офицера на крейсере "Аврора". Вместе с другими кораблями Рожественского они вышли в поход, навстречу Цусиме. Причем "Аврора" вместе с новыми броненосцами шла самым сложным маршрутом, вокруг мыса Доброй Надежды. В ночь на 14 мая 1905 г эскадра вошла в Цусимский пролив. "Аврора" в составе отряда крейсеров контр-адмирала Энквиста вела бой с японскими крейсерами. Один из снарядов взорвался у носового трапа, и его осколки через смотровые щели попали в боевую рубку, убив или ранив почти всех кто там был. Командир крейсера Егорьев был ранен смертельно. Стоявший рядом с ним Георгий Старк тоже получил ранение, но из боя не вышел:
  
   Наш широкий новенький кормовой флаг, весь превращённый в жалкие лохмотья, сбиваемый в течение боя шесть раз, теперь снова лежал на палубе, и подоспевший лейтенант Старк тотчас же скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно, как всегда: 'На флаг! Флаг поднять!' Но теперь это не так легко было сделать: все концы были оборваны, и флаг на гафеле пришлось поднять по-иному...
  
  В ходе сражения 'Аврора' выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Вечером Энквист посчитал прорыв во Владивосток невозможным и увел крейсера в Манилу. Вскоре часть офицеров съехала с корабля, и Старку пришлось в частности заниматься учетом боевых повреждений. По его данным, 'Аврора' получила 18 попаданий, один офицер (Егорьев) и девять матросов убиты (кроме того, пятеро нижних чинов позже умерли от ран); восемь офицеров и 74 нижних чина получили ранения различной степени тяжести. Список повреждений:
  По итогам осмотра крейсера в Маниле американская комиссия определила, что 'Авроре' для безопасного продолжения плавания требуется 30 суток ремонта. Вопрос о прорыве отпадал, крейсер интернировался до конца войны. После заключения мира он вернулся на Балтику. За боевое отличие лейтенант Старк был награждён орденом Св. Анны 3 степени с мечами и бантом.
   
  

Балтика

  
   [] С 1912 г. капитан 2 ранга Георгий Старк командует миноносцем "Сильный" (380т, аналог цусимских), с 1914 - эсминцем "Страшный", позже - "Донской казак" (оба типа "Доброволец"). Эсминцы входили в состав Минной Дивизии адмирала Эссена. Именно с них началось возрождение Балтфлота после 1905 года, когда на Балтике почти не осталось наших кораблей. Все ушли на восток и там сгинули. Адмирал Эссен, принявший флот в это тяжелое время, сделал ставку на "добровольцы" - эсминцы, построенные в 1905-08 гг на народные пожертвования, взамен погибших в Артуре. Эти 20 корабликов водоизмещением около 600 тонн, с угольной паровой машиной и не самым мощным вооружением - были тем не менее достаточно прочными и надежными, чтобы нести боевую службу. Балтика уже не была беззащитной.
  
   Выучив уроки прошедшей войны, Эссен особое внимание уделял минным постановкам - надеясь с помощью мин остановить многократно сильнейший немецкий флот. Мины учились ставить все - от древнего фрегата "Герцог Эдинбургский" и его ровесников, переделанных в минзаги, и до миноносцев любых типов. Второй задачей Дивизии было научиться ходить везде и в любых условиях. Все шхерные фарватеры были изучены, в результате эсминцы имели теперь возможность скрытно, без лоцмана, пройти в любую точку восточной Балтики.
  
   Наконец - кадры решают всё ! Не знаю, говорил ли так Эссен, но действовал он в соответствии с этим требованием. Вместо довоенной офицерской чехарды, когда из "цензовых" соображений офицеры скакали с должности на должность, не успевая даже вникнуть в них - появилась стройная система подготовки специалистов. "Рассадником" этих специалистов и была Минная дивизия. Сначала Эссен воспитал внутри нее костяк офицеров, разделявших его взгляды на войну. Затем они общими усилиями сделали так, что эти взгляды усвоили и прочие командиры в дивизии. Наконец, еще перед войной отдельных офицеров из Минной направляли на другие корабли, дабы и на них привить тот же дух. К Войне было сделано многое, хотя и не всё.
  
   С началом войны, помимо Главной Минно-Артиллерийской Позиции в Финскоим заливе, было поставлено заграждение "1Д" на подходах к Мемелю (Клайпеда) и "3Н" на соединении путей, ведущих из Германии к Данцигу. Постановку 18 октября 1914 г. выполняли миноносцы Особого полудивизиона и "Новик". Их прикрывали свободные от мин четыре миноносца 2-го дивизиона "Туркменец-Ставропольский", "Казанец", "Стерегущий", Страшный". "Страшным" командовал (всего вторую неделю, приняв корабль уже в Моонзунде) капитан 2 ранга Г.К. Старк.
  
   Дальше были другие операции - минные постановки, патрулирование, поддержка армии... В мае 1915 от воспаления легких умер Николай Оттович Эссен - создатель и учитель нового Балтфлота. А он был особенно нужен, так как немцы в конце июля собрали силы и попытались выбить русских из Рижского Залива. "Страшный" вместе с другими кораблями Минной Дивизии участвовал в обороне. Как известно, серьезные бои тогда выпали на долю других кораблей. В конце концов немцы, хотя и сумели ворваться в залив, тут же вынуждены были уйти из него, так как пребывание в напичканном минами пространстве ничего кроме потерь им не приносило...
  
   Русские не только оборонялись. В ночь на 7 ноября 1915 г был совершен набег на германское сторожевое охранение близ Виндавы. В море вышли "Охотник" (брейд-вымпел начальника Минной Дивизии капитана 1 ранга А.В. Колчака), "Страшный", "Новик" и 1-я группа 5-го дивизиона. Поход закончился уничтожением обнаруженного германского сторожевого корабля. Сделав несколько выстрелов из двух своих 57-мм пушек, команда сторожевого корабля получила приказ спасаться. Расстреливаемый в упор "Страшным", пароходик долго не тонул и по приказанию А.В. Колчака был потоплен торпедой "Охотника". Бой был уникален отсутствием с обеих сторон убитых. Часть команды на шлюпке избежала плена. Все остальные были подобраны из воды благодаря решившемуся на риск задержки командиру "Страшного", кавторангу Старку. Он подобрал 1 офицера и 19 матросов, "Охотник" и "Москвитянин" по одному человеку. Если само по себе утопление семью эсминцами никчемного пароходика вряд ли тянет на подвиг, то спасение всей его команды в труднейших условиях делает честь благородству русского командира.
  
   Третий военный 1916 год дивизия; как и весь флот, встречала в значительно усиленном составе. На "добровольцах" устанавливали по одной 76-мм зенитной пушке, 40-мм автоматы системы Виккерса с углами возвышения 80 градусов. Немецкие летчики, привыкшие в 1915 году безнаказанно бомбить русские корабли, намеревались продолжить свое занятие. Но им пришлось разочароваться. Прилетев уже через полчаса после прихода 16/29 апреля к Церелю первой группы дозорных миноносцев, немецкие летчики наткнулись на огонь четырех 76-мм зенитных пушек. "По-видимому, это им не понравилось", - делал в дневнике запись командир "Страшного" Г.К. Старк.
  
   Весь 1916 год прошел в "боях местного значения". В строй один за другим вступали эсминцы типа "Новик", и заслуженные "добровольцы" оказывались теперь на вторых ролях. Однако работы им по-прежнему хватало. Появились и первые потери: "Доброволец" и "Казанец" стали жертвами немецких подводных лодок. Но они вскоре были отомщены: в октябре немцы предприняли безрассудную попытку прорваться в Финский Залив через заграждения Главной Минно-Артиллерийской Позиции. В результате 7 новейших эсминцев погибли, только 4 с трудом смогли вернуться обратно. Русские засекли радиопереговоры немцев. "Новик" и два дивизиона "добровольцев" (включая "Страшный") готовились атаковать остатки немецких сил. Но команды не последовало. Опасаясь, что немцы в процессе операции сами набросали мин, командование Балтфлота решило не рисковать своими кораблями, дабы не повторить судьбу эсминцев противника.
   
  

Революция

  
   В декабре эсминцы встали на зимовку в Ревеле. По традиции, именно в это время делались перестановки командного состава. Командиром 5-го дивизиона вместо ушедшего командиром "Славы" капитана 1 ранга П.М. Плена стал капитан 2 ранга Г.К. Старк.
  
   А потом грянула революция. На линкорах и тыловых частях в Гельсингфорсе, Ревеле и Кронштадте она ознаменовалась массовой резней офицеров своими же матросами. На Минной дивизии было немного лучше. Там люди вместе воевали все эти годы. Так что "свои" матросы к офицерам относились вполне лояльно, понимая что без них в бои идти нельзя. Но помимо своих, в Ревеле и Гельсингфорсе было достаточно приблудных товарищей. Подходили ко вмерзшим в лед кораблям и интересовались, а всех ли контриков тут прикончили ? А иногда не только спрашивали.
  
   На "Уссурийце" (5 дивизион) были убиты командир и инженер-механик, а также не вовремя туда зашедший офицер с "Гайдамака". На следующий день неизвестные поднялись на борт "Эмира Бухарского" (того же 5-го дивизиона) и застрелили троих офицеров прямо в кают-компании. Никого, разумеется, не нашли... Командир "Московитянина", все того же 5-го дивизиона, покончил с собой... Вот такое хозяйство досталось капитану 2 ранга Старку ! Дело усугублялось тем, что многие из кадровых команд "добровольцев" были переведены во вступавшие в строй "новики". А "добровольцам" приходилось довольствоваться далеко не достаточно подготовленным и уже зараженным духом мятежей молодым пополнением. Они-то, войны по сути не нюхавшие, и устанавливали на кораблях ррреволюционные порядки.
  
  По требованию "народа" было отправлено в отставку много офицеров - за немецкие фамилии, контрреволюционные взгляды, строгость к матросам... да мало ли за что ! Оставшиеся поневоле делали быструю карьеру, заменяя выбывших товарищей. Так, Георгий Старк уже в июне был произведен в контр-адмиралы и назначен командовать всей Минной Дивизией. Когда-то элитное соединение, гордость всего флота, она сейчас была не в лучшей форме. Но приказ - следовать в Рижский Залив - внушал некие надежды: авось там, подальше от столиц и поближе к противнику, буйные головы просветлеют...
   
  

Моонзунд-17

 []
  
  Тем временем немцы, еще не веря в душе, что Балтфлот настолько ослаблен, постепенно готовились к повтору атаки на Рижский Залив. Русские силы в Заливе укрепляли оборону. Формально они резко усилились по сравнению с 1915 годом: костяк Минной Дивизии составляла теперь дюжина "новиков" плюс 16 "добровольцев", их поддерживали два старых броненосца - "Гражданин" (бывший Цесаревич) и "Слава", плюс гидроавианосец "Орлица". По вновь углубленному Моонзундскому каналу к ним присоединились крейсера "Баян" и "Адмирал Макаров". На мысе Церель и на других важных позициях были построены мощные береговые батареи... Но рреволюционный беспорядок давал себя знать, и практически ни на одну часть командование не могло полностью положиться.
  
  Это показала к примеру гибель на мине эсминца "Охотник" в августе 1917. Напомню, он входил в Полудивизион Особого Назначения - эссеновский cohors praetoria !
  
   "...как только раздался взрыв, команда стремглав бросилась спасаться: разобрали койки, спасательные пояса и начали спускать шлюпки. Ни офицерам, ни боевой смене места для спасения не осталось. Миноносец погружался, и скоро вода подступила к палубе, на которой стояли офицеры. Среди погибших оказались выборный командир старший лейтенант В.А. Фок (брошенный своей, так недавно дружно за него голосовавшей командой), лейтенант В.К. Панферов и еще два офицера..."
  
  В конце сентября немцы начали опперацию "Альбион". На остров Эзель был высажен десант. Если береговые батареи еще как-то сражались, то пехота воевать не хотела вообще. Не встречая серьезного сопротивления, высаженная на берег бригада самокатчиков быстро продвигалась по прибрежным шоссе, и вскоре захватила Ориссарскую дамбу - единственный путь отступления с острова. До 30 тысяч русских солдат оказались отрезанными, и по сути не имели других вариантов кроме плена.
  
    []  [] Положение спас Ревельский батальон Смерти под командованием капитана 1 ранга Павла Оттоновича Шишко. Он атаковал немцев через дамбу и оттеснил их от берега, дав тем самым деморализованным пехотным частям выйти к дамбе и по ней добраться до острова Моон, откуда флот их эвакуировал на "большую землю". За несколько дней этим путем спаслось от плена несколько тысяч солдат. Батальон поддерживали огнем крейсера "Адмирал Макаров" и "Баян", которым кстати командовал двоюродный брат нашего героя - капитан 1 ранга Александр Оскарович Старк. А на "Макарове" сам Шишко в свое время служил старшим офицером (1913-14). Мир все-таки тесен...
  
  Немцам, разумеется, это не нравилось. Но чтобы сорвать эвакуацию, или хотя бы поддержать огнем своих самокатчиков, их корабли должны были прорваться в Рижский залив. Путь через Ирбены был все еще закрыт минами и Церельской батареей. Вторым путем был мелководный Соэлозунд, где могли действовать только миноносцы. По уму, русским следовало загодя завалить его минами. Но сначала пролив берегли для собственных нужд, а когда встал вопрос о срочном минировании - рреволюционная дисциплина дала сбой, и команда заградителя "Припять" просто отказалась выполнять приказ.
  
  Единственным средством не пропустить немцев остались эсминцы адмирала Старка. Они заняли позицию в Соэлозунде и огнем встретили легкие силы противника. Но немцы имели подавляющее преимущество в современных линкорах. 10 дредноутов и линейный крейсер "Мольтке" против двух броненосцев времен русско-японской...
  
   Весь день 30 сентября и утро 1 октября попытки немцев форсировать пролив сдерживались "новиками". А днем их стоянку с предельной (до 100 каб) дистанции накрыл внезапно появившийся на немецкой стороне дредноут "Кениг". Насквозь прошитый навесным 305-мм снарядом, "Гром" запарил и потерял ход. Корабль был уже почти спасен самоотверженными действиями командира "Храброго" старшего лейтенанта И. Э. Ренненкампфа, который малым ходом выводил ошвартованный у него под бортом подбитый корабль. Но швартовы лопнули, и команда "Грома" вовсю предалась "революционной" панике. На помощь отступающим с боем кораблям из Куйваста подошли "Новик" (флаг начальника минной дивизии капитана 1 ранга Г. К. Старка), "Самсон" и другие... Немецкие миноносцы не прошли, но "Гром" погиб.
  
  Впрочем, вскоре эти бои потеряли свое значение. Во-первых, немцы смогли нейтрализовать батарею Цереля и форсировать Ирбены. Далее, используя захваченные у русских карты минирования, они быстро преодолели Рижский залив и вышли к острову Моон с юга - в то время как эсминцы пытались сделать это с севера через Соэлозунд. То есть эвакуация с Эзеля была сделана невозможной. Во-вторых, немцы, подтянув силы, к этому времени все-таки сбили с позиции остатки батальона Шишко и заняли Ориссарскую дамбу. До этого несколько тысяч русских солдат смогли покинуть Эзель этим путем. Оставшиеся, свыше 20 тысяч, сдались. От самого Батальона Смерти осталось несколько десятков раненых. Его командир, сам раненый 5 раз, попал в плен.
  
   4 октября состоялся последний бой флота старой России под Андреевским флагом. Силы Рижского Залива возглавлял вице-адмирал Бахирев, эсминцами командовал контр-адмирал Старк. Бой свелся к дуэли "Славы" и "Гражданина" против дредноутов "Кёниг" и "Кронпринц Вильгельм". Корабли просто несравнимые, так что результат немного предсказуем. Если "Гражданин" получил лишь легкие повреждения, то "Слава" имела несколько пробоин, и из-за затопленных отсеков ее осадка сильно возросла. В таком виде она не могла пройти Моонзундским каналом. Решили затопить ее в канале, но и это не вышло: плохо слушаясь руля, броненосец выскочил на мель рядом с бровкой канала, где и был затоплен.
   
  

Волга

  
   [] Вскоре после прихода большевиков адмирал Старк выходит в отставку. Летом он прибывает в недавно захваченную чехами Казань. Его назначают командовать волжской речной флотилией - впрочем, эту флотилию еще нужно создать ! Такая же проблема стояла и перед красными...
  
   20 июня 1918 г. советское правительство направило в Нижний для организации военной флотилии на Волге военного моряка, коммуниста Николая Григорьевича Маркина. Далеко не всем это пришлось по вкусу. Выражая мнение многих старых речников, капитан буксира 'Царицын' Тихонов заявил: 'На Волге мы воевать не должны. Волга должна быть нейтральной рекой, и братоубийством мы не будем заниматься'. Комиссар Маркин приказал арестовать Тихонова.
  
   Несколько позже (9 августа) Ленин отправил телеграмму нижегородскому Совету: 'В Нижнем, явно, готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов... навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления... Надо действовать вовсю: массовые обыски. Расстрелы за хранение оружия. Массовый вывоз меньшевиков и ненадежных. Смена охраны при складах, поставить надежных'... Обычно приводится как свидетельство паранойи "самого человечного человека". Однако вспомните, как быстро и бесславно была в подобных же условиях потеряна Казань - выходит, какой-то резон в словах Ленина таки был.
  
   Одними из первых в состав Волжской флотилии вошли восемь канонерских лодок, из которых 4 были вооружены парой горных 76-мм пушек, 3 - обычными трехдюймовками, а флагман - "Ваня номер 5" нес две дальнобойные морские 75-мм пушки Канэ. Речными дредноутами стали две плавбатареи: одна с 4 130-мм орудиями, другая с 4 102-мм. Еще в июне 1918 г. Ленин распорядился отправить из Петрограда на Волгу четыре миноносца типа "Сокол": 'Прыткий' (бывший "Сокол"), 'Прочный', 'Ретивый' и 'Поражающий'. В августе они вошли в состав флотилии, имея каждый по 2 75-мм пушки Канэ. Добавим к этому баржу-гидроавианосец "Коммуна" с четырьмя летающими лодками типа Г-9. Сила !!
  
   Белогвардейская флотилия начиналась с нескольких невооруженных буксиров, использованных белыми после захвата Самары (июнь). К моменту взятия Казани (начало августа) силы белых включали 7 пароходов с 2 трехдюймовками на каждом. Им противостояли примерно равные силы красных, а миноносцы еще не прибыли. 1 августа в районе Казани белые высадили десант. Не ожидавшие этого большевики оставили город, бросив огромные запасы - от аэропланов до царского Золотого Запаса. '50 миллионов пудов нефти, несколько миллионов пудов бензина, несколько десятков миллионов пудов хлеба, миллионы пудов астраханской рыбы - вот что загородили разбойники на своих затонах на Волге." - писал Ленин.
  
   Красные отошли к Свияжску. 27 августа к ним на усиление подошли миноносцы и 7 гидросамолетов, прибыли сухопутные резервы. Приехал лично Троцкий. Организовал контрнаступление. 10 сентября Казань снова стала красной. А чем же занималась белая флотилия? Перевозила в Самару Золотой Запас, все 650 миллионов золотых рублей. В эти же дни красные заняли Симбирск. Белогвардейская флотилия разделилась на две: самарскую и камскую. Вторую возглавил адмирал Старк.
  
  

Кама

 
  
   [] 17 сентября на Каме произошел бой белой канонерки No 1 'Царицын' с 3-мя кораблями противника, окончившийся гибелью белого парохода. Хотя по другим данным, это была потоплена красная канонерка, также носившая No 1. До конца сентября красные упорно продвигались вверх по Каме. В составе их флотилии была плавбатарея "Разин", три миноносца и несколько пароходов. 29 числа прибыл "Ваня номер 5" с комиссаром Маркиным. Пулеметчиком на "Ване" был будущий драматург Всеволод Вишневский.
  
   1 октября у деревни Пьяный Бор произошел бой. "Ваня" и "Прыткий" вели разведку, когда по ним внезапно открыла огонь замаскированная батарея, ее поддержали 6 белых пароходов. "Ваня" потерял ход и был потоплен. Пытавшиеся ему помочь "Прыткий", "Ольга" и "Товарищ" так же получили попадания. Из команды "Вани" спаслось 18 человек. Комиссар Николай Маркин, будучи раненым, остался у пулемета прикрывать товарищей... В самый разгар боя два красных гидросамолета М-9, пилотируемые Свинаревым и Столярским, атаковали белую флотилию. С самолетов сбросили четыре пудовые бомбы и обстреляли суда из пулеметов. Однако особого эффекта эта атака не произвела.
  
   Этот бой ставят себе в актив обе стороны. У белых это фактически самый серьезный успех за всю войну - уничтожить не какую-то второразрядную канонерку, а по сути флагмана флотилии с "главным комиссаром". Большевики напирают на героизм. Тем не менее, после боя красная флотилия спустилась по Каме на 17 км от Пьяного Бора. А Ф.Ф.Раскольников (её командующий) 3 октября послал отчаянную телеграмму в Нижний Новгород с просьбой о помощи.
  
   7 октября красные взяли реванш: на минном заграждении взорвалась белая канонерка "Труд". 13 числа красные вновь заняли Пьяный Бор, а чуть позже - устье реки Белой. На помощь им прибыл 570-т буксир "Волгарь-доброволец" с 1х102-мм и 1х75-мм пушками и 9-ю пулеметами. 17 октября под руководством самого Раскольникова провели, наверное, самую дерзкую операцию в той кампании: три миноносца у деревни Гольяны захватили баржу, на которой белые содержали пленных. Всего было освобождено 432 человека (по другим данным - свыше 500).
  
   Ободренные успехом, красные двинулись вверх по течению, но опять чуть не попали в засаду. "Волгарь-Доброволец" получил повреждения. До ледостава им удалось продинуться до тех же Гольян. Адмирал Старк мало что мог сделать в ответ: в его флотилии было лишь 6 вооруженных пароходов, в то время как красные имели на Волге и Каме канлодок - 23, 'истребителей' - 10, дозорных катеров - 7, мотолодок - 6.
  
   Одновременно красные объявились и в верховьях Камы, зажав отряд Старка с двух сторон. Там еще с начала 1918 года действовал отряд "интернационалистов" (бывших венгерских военнопленных) под командованием известного Бэлы Куна. По его указаниям были бронированы четыре моторных понтона Военного ведомства. Водоизмещение понтона составляло примерно 20 т; длина 14,24 м; ширина 2,75 м; осадка 0,61 м. На понтоне был установлен бензиновый двигатель мощностью 35-40 л.с. Понтон мог перевозить до 70 солдат. На бронепонтонах в центральной части был установлен бруствер из мешков с землей и листов железа, где размещалось по шесть пулеметов, а на двух понтонах еще и по одной 76-мм горной пушке обр. 1909 г. Кроме этого, в составе красной флотилии имелось 4 вооруженных парохода.
  
   28 сентября произошел бой судов Верхнекамской флотилии с четырьмя судами белой флотилии Старка. В ходе боя погибли пароход 'Михаил' и два бронепонтона. Пароход 'Левшино' был отправлен в Пермь на ремонт и более в боевых действиях не участвовал. Старк потерь в кораблях не понес.
  
   Далее бои в этом районе шли с переменным успехом. Сухопутные части красных то панически бежали, то, получив подкрепление, переходили в наступление. Речные флотилии обеих сторон вынуждены были следовать этим колебаниям. К зиме воинское счастье склонилось на белую сторону. 23 декабря из Москвы в Пермь поступил приказ 'взорвать вооруженные суда Верхнекамской флотилии при эвакуации'. 25 декабря 1918 г. белая Сибирская армия захватила Пермь. Часть красных кораблей таки досталась Народной Армии, и в 1919 участвовала в боях. Причем буксир "Медведь" и баржа "Форт" имели английское вооружение, и экипажи из добровольцев с британского крейсера "Кент". Но адмирал Старк в этом уже не участвовал - он получил новое назначение.
   
  

Морские стрелки

  
   [] 12 декабря 1918 года Верховным Правителем России и Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами России адмиралом А. В. Колчаком был издан приказ No 73, который гласил:
  
  1. Из команд Речной Боевой флотилии сформировать в составе Морведа стрелковую бригаду шестибатальонного состава - "Отдельную бригаду Морских стрелков".
  2. Формирование производить последовательно, начиная со штаба бригады и двух батальонов и произвести дальнейшее формирование после обучения двух батальонов, причем порядок формирования должен быть таков, чтобы части были постоянно боеспособны.
  3. Снабжение и пополнение команды Речной Боевой флотилии до состава двух батальонов Морских стрелков произвести из Военведа.
  4. Предоставить командиру Отдельной бригады Морских стрелков права начальника дивизии.
  
  По штатам, при каждом батальоне должны были быть следующие части: специальная рота, пулеметная команда, команда связи, подрывная команда, перевязочный пункт, нестроевая команда, учебная команда. Всего в бригаде предполагалось иметь 75 офицеров, 8 военных чиновников, 1496 солдат и 207 лошадей. В состав Бригады вошла часть личного состава Речного боевого флота Народной армии КОМУЧа, действовавшего летом - осенью 1918 г. на реках Волге, Каме и Белой. Командиром бригады был назначен контр-адмирал Г. К. Старк. К 23 марта 1919 года в бригаде были укомплектованы 2 батальона и команда связи, всего 1637 человек рядового и унтер-офицерского состава. Третий и четвертый батальоны были сформированы в апреле - мае 1919 г.
  
   О боевых действиях бригады известно достаточно мало. 1-й батальон был выдвинут на фронт в середине апреля 1919 года. Батальон был разделен на две части - 3 его роты вошли в состав Западной армии, 1 рота - в состав Сибирской армии. 2-й, 3-й и 4-й батальоны "действовали вне связи со штабом бригады в двух различных армиях". В июне 1919 года 1-й и 4-й батальоны числились приданными Сибирской армии, в своем составе они насчитывали 930 штыков, 4 пулемета и одно трехдюймовое орудие. В общем, раздёргали бригаду в лучших советских традициях...
  
   24 июня 1919 года Отдельная бригада Морских стрелков была переформирована в дивизию. В июле, после отступления от Перми, дивизия в "достаточно потрепанном" состоянии была сведена воедино и получила самостоятельный участок фронта в составе Северной группы Сибирской армии. Во время тяжелых боев июля - августа дивизия потеряла практически весь личный состав. В середине сентября дивизия была переформирована в Новониколаевске. Во время отступления осенью 1919 - зимой 1920 гг. дивизия находилась в арьергарде, с честью прошла Сибирский ледяной поход. К моменту подхода к озеру Байкал (конец февраля 1920 года) в составе дивизии осталось лишь около 300 человек, после чего она была влита в другую часть и перестала существовать.
  
   Сам же адмирал Старк в результате заболел тифом, через Байкал был перенесён в феврале 1920 года на руках в бессознательном состоянии, и отправлен лечиться в Харбин. Вернулся во Владивосток летом 1921 года и тут же был назначен приказом Временного Приамурского правительства командовать Сибирской военной флотилией - последним действующим объединением кораблей Русского флота под Андреевским флагом.
   
  

Сибирская флотилия

  
   Незадолго до этого власть во Владивостоке опять поменялась: если с апреля 1920 всем распоряжалась Приморская Земская Управа во главе с большевиком В. Г. Антоновым, то 26 мая 1921 года белые повстанцы свергли его и передали власть Временному Приамурскому Правительству во главе с поганым адвокатишкой Меркуловым. Практически немедленно после переворота на территории Приморья возобновилось широкое партизанское движение. Неспособность справиться с партизанами, а также поражения, нанесённые войскам Временного Правительства силами ДВР, привели к очередному перевороту, отставке Меркулова и переходу власти к генералу Дитерихсу. Своим указом за No 1 Дитерихс переименовал Приамурское государственное образование в Приамурский земский край, а армию - в Земскую рать. Так сказать, НАС - РАТЬ. В октябре 1922 года и эта рать приказала долго жить...
  
   Сибирская военная флотилия поневоле участвовала во всем этом безобразии. Она перешла на сторону Белого движения после выступления Чехословацкого корпуса в июле 1918 года. В составе флотилии на тот момент числились: вспомогательный крейсер, канонерская лодка, пять эсминцев, девять миноносцев. В 1920 автоматически подчинилась Земской Управе, в 1921 - правительству Меркулова. Особых подвигов не совершила, тем более что на море командовали тогда японцы и американцы.
  
   Приняв командование флотилией, адмирал Старк для поднятия дисциплины и ответственности прежде всего восстановил на флоте погоны старого образца и приказал всем по службе обращаться в соответствии с присвоенными им чинами. Был начат ремонт затопленных и разграбленных кораблей. За короткое время благодаря этим мерам Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу. В боях с силами ДВР морские силы поддерживали приморский фланг своей армии и успешно высадили несколько десантов. Но, конечно, судьба страны решалась на суше, флот был не более чем зрителем...
  
   После очередного переворота, генерал М. К. Дитерикс 10 августа назначил Г. К. Старка помощником по морской части на правах морского министра, с оставлением за ним должности командующего Сибирской флотилией. С этих пор основной задачей адмирала стала подготовка к эвакуации - на что-то более постоянное он уже не надеялся. Было восстановлено свыше 30 транспортов. 23 октября 1922 года, когда войска ДВР уже стояли у Владивостока, Старк увёл оттуда остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10 000 беженцев. Высадил в Шанхае гражданских, а затем - на Филиппины!
  
   История любит повторяться. 17 лет назад в Манилу пришли остатки разгромленной Тихоокеанской эскадры. Ее офицеры, может быть, и готовы были сражаться - но обстоятельства повернулись против них. Сейчас туда же явились остатки разгромленной страны. Все кто хотел воевать - уже навоевались досыта. Если раньше еще были какие-то надежды на свержение большневиков, то в 1922 году говорить об этом было просто смешно. Умерла так умерла. Хранить неживые останки, как пытались делать на Бизертской эскадре, смысла не было.
  
   Поэтому по приходу в Манилу Старк продал все свои суда, а оставшиеся деньги разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии. У современного человека это в голове не укладывается - как же так, держал в руках деньги и ничего с этого не поимел. Но судя по всему, дело обстояло именно так. Во всяком случае, последующие годы мы видим его не владельцем заводов, газет, пароходов или хотя бы особняков, а парижским таксистом. Лишних денег у него явно не водилось...
  
   После Второй Мировой был избран председателем Всезарубежного объединения русских морских офицеров (1946-1949). Умер под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Фото прилагается...
  
  
 []

R.I.P.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"