Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

На озере Титикака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  

На озере Титикака

  
   [] Сначала пара слов о географии. Озеро с неприличным названием Титикака расположено на границе Боливии и Перу, на высоте 3800 метров над уровнем моря. Размер 176 х 66 км. Это самое большое пресное озеро в Южной Америке, ихний Байкал. Ну да, у нас "кал" - у них "кака"...
  
  О происхождении названия лучше, чем в Вики, не скажешь:
  
  Название Титикака было присвоено озеру испанцами и состоит из слов языка индейцев кечуа: кака - скала, тити - пума (священное животное племён кечуа). У народов аймара и кечуа озеро называлось "Мамакота", ещё раньше оно называлось "озеро Пукина", то есть располагавшееся в стране народа Пукина.
  
  Добавим, что с перуанской стороны недалеко расположен город Хульяка, а с боливийской - Кочабамба. По-другому в "стране Пукина" видимо никак...
  
  В ходе Второй Тихоокеанской войны чилийцы заняли побережье, со всеми дорогами. Озеро Титикака осталось чуть ли не единственным путем, по которому союзники (Перу и Боливия) могли держать связь друг с другом. Даже когда осенью 1883 г в Лиме был подписан мирный договор, отдельные полевые командиры Перу и Боливии (причем как раз в районе озера) продолжали вести войну.
  
  Так, в г. Арекипа держался отряд перуанцев адмирала Лизардо Монтеро. Он считал себя законным президентом Перу, и не признал заключенного правительством Иглесиаса "похабного" мира. Но когда посланный против него чилийский отряд подошел к городу, люди Монтеро взбунтовались - большинство не хотело воевать за амбиции своего лидера, когда война уже закончилась. Монтеро с маленькой свитой вынужден был покинуть город и бежать.
  
  Командир чилийцев, генерал Хосе Веласкес отметил, что в Арекипе была оставлена превосходная артиллерия - 14 полевых пушек Круппа и 5 тяжелых. У наступающих же было не более десятка орудий. Эти пушки, а также 8000 винтовок, 2 млн патронов, сабли, обмундирование, сапоги, и прочее - были закуплены в Европе, выгружены в Аргентине, доставлены по железной дороге в Боливию, и переправлены в Перу через озеро Титикака.
  
  Тем временем Монтеро добрался до озера и сел на пароход "Явари" - одно из двух судов, имевшихся на озере (см. ниже). В Боливии его ожидал новый президент этой страны, Нарцисо Камперо, с двумя батальонами добровольцев для продолжения войны против Чили. То, что такими силами теперь не воюют, ему забыли сказать.
  
  Тем временем чилийцы послали в погоню за Монтеро небольшой отряд - два пехотных батальона, эскадрон карабинеров и артбатарею. Прибыв по железной дороге в Пуно, командир отряда полковник Диего Дубле Альмейда узнал, что Монтеро уже сбежал в Боливию, а местные власти (куда они денутся) конечно же, поддерживают правительство Иглесиаса, и вообще за мир во всём мире.
  
  Однако ситуация была нестабильной. По берегам озера скрывались разрозненные банды перуанцев и боливийцев. Используя индейские лодки, они периодически обстреливали чилийский гарнизон в Пуно. За отсутствием своих плавсредств, те не могли пресечь это безобразие. Поэтому генерал Веласкес потребовал срочной доставки на озеро миноноски "Colo Colo".
  
   []
  
  
  

Миноноска на "крыше мира"

  
  За последние 20 лет многое изменилось. Если все детали парохода "Явари" тащили в горы на мулах, и заняло это 6 лет (!), то миноноску доставили в Пуно по недавно построенной железной дороге, вместе с боезапасом, топливом, запчастями и командой из 2 офицеров и 25 матросов, под руководством первого лейтенанта Анхеля Кустодио Линча Ирвинга - сына главкома, адмирала Линча. "Colo Colo" стал первым иностранным военным кораблем, который оказался на Титикаке, и первым и единственным чилийским кораблем, который плавал по самому высокогорному озеру в мире (из тех, на которых вообще появлялись военные корабли).
  
   []
  
  Само присутствие миноноски на озере резко изменило ситуацию. Партизаны на тихоходных индейских лодках-тоторах не решались, как раньше, совершать набеги на Пуно. Их отряды (или шайки, если угодно), понимая, что риск сильно возрос, уходили в другие места или просто распадались.
  
  Когда полковник Диего Дубле Алмейда на "Colo Colo" пришел в боливийский порт Чилияка, все стоявшие там перуанские суда сдались ему, в том числе вооруженные канонерки "Явари" и "Япура". Боливийский президент Нарцисо Камперо, еще недавно обещавший адмиралу Монтеро военную помощь, теперь резко стал сторонником мира. Но выдавать чилийцам своего незадачливого союзника все же не стал. Посадил Монтеру в поезд до Буэнос-Айреса, и умыл руки. В апреле 1884 Боливия, вслед за Перу, подписала мир с Чили, передав ей всю прибрежную полосу с теми самыми залежами гуано.
  
  Фактически миноноска не провела ни одного боя. Кроме, может быть, пары безрезультатных ночных перестрелок с партизанами. Даже ставят под сомнение, была ли там вообще с ней шестовые или еще какие мины/торпеды. Что они ни разу не применялись, это факт. Но за два месяца нахождения на озере она полностью изменила ситуацию. Вот он, мать его, fleet in being...
  
  

Приложение 1

  

Пароход "Явари"

  
  В 1861 году представитель правительства Перу Рамон Кастилья заказал строительство двух судов для озера Титикака, "Явари" и "Япура", на верфи "Литейный завод Джеймса Уотта" в Бирмингеме. Они должны были исполнять функции грузопассажирских судов в мирное время, и канонерских лодок в военное. Особо оговаривалось, что корпуса должны быть разборными, и прибыть в Перу в деревянных ящиках весом не более 200 кг. Это максимальный вес, который может нести мул. Цена заказа составляла 8 тысяч фунтов, плюс 500 фунтов за запчасти и за услуги восьми английских инженеров, которые будут руководить сборкой на месте
  
  15 октября 1862 года, после три с половиной месяцев плавания, груз достиг порта Арика. Всего прибыло 2766 пронумерованных ящиков. Они едут поездом в Такну, где начинается путешествие к озеру (350 км до г. Пуно на берегу озера). Понадобится шесть лет, чтобы добраться до Титикаки: мешают землетрясения, восстания, носильщики, которые бросают тяжелый груз на дорогу, части, которые прибывают не туда ... В общем, проблем с доставкой корабля на крышу мира было предостаточно.
  
  Между тем инженеры бездельничали в Пуно, где строилась верфь. Но столько лет ждать не планировал никто! Многие уехали обратно, двое с горя отправились в долгое путешествие по Андам. Один умер. Корпус первого корабля заложили только в 1869 г, и в лучших советских традициях (на католическое Рождество) 25 декабря 1870 г на воду был спущен "Явари". "Япура" задержался до 1873 г.
  
  Каждый имел 100 футов (30 м) в длину и водоизмещение около 140 тонн. Двухцилиндровый паровой двигатель мощностью 60 л.с., который работал на сухом навозе лам - наверное, самое оригинальное корабельное топливо в истории. Вооружение 2 х 24-фн пушки.
  
  Суда много лет служили в качестве единственного грузового и пассажирского транспорта на озере Титикака, перевозя шерсть, текстиль и минералы между Перу и Боливией. Но к началу XX века они совершенно устарели. В 1914 г их реконструировали - паровые машины заменили 4-цилиндровым полудизелем Болиндера мощностью 320 л.с., удлинили корпус. Скорость возросла до 10 узлов, грузоподъемность до 180 тонн.
  
   []
  
  В 1890 г, испытывая денежные проблемы, правительство Перу передало корабли частной "Перуанской корпорации", монополисту в области железных дорог и озерных судов страны. В ее составе "Явари" и "Япура" находились аж до 1876 года. Потом компания от них отказалась. "Япура" вновь была включена в ВМФ Перу. Еще в 2012 г была в строю, как госпитальное судно "Пуно" на оз. Титикака. А "Явари" выставили на продажу в качестве металлолома. Но никто его не купил, так как тащить металлолом с высоты 4 тыс м - идея явно не здравая.
  
  Энтузиасты, узнав об этом, выкупили "Явари" за 5 тыс. долларов и превратили его в музей - там же, на озере Титикака. Постепенно судно восстановили до ходового состояния. Интересно, что в 2015 г, незадолго до окончания работ, группа "фанатов" отправилась от Такны до Пуно, по той дороге, где 150 лет назад везли части для сборки этих судов. Прибыв в Пуно, они приняли участие в первом рейсе восстановленного "Явари". Вместе с послом Англии в Перу, который тоже не пропустил это событие.
  
  Будем надеяться, что Явари еще долго будет напоминать о своей невероятной истории путешествий.
  
   []
  
  
  

Приложение 2

  

Миноноска "Colo Colo"

  
   [] Названа так не в честь газировки, а в честь какого-то шамана, мудрого индейца-мапуче. Заказана в 1879 г в Англии, фирме Ярроу. Прибыла в Вальпараисо в 1880 г, там собрана и к концу года вступила в строй. Название класса этих кораблей отличается от страны к стране. В России их традиционно звали минными катерами, позже миноносками. Англичане - torpedo boat. Испанцы - torpedera.
  С ее прототипом тоже много неясного. Испанцы ссылаются на фотку "русский миноносец на Темзе, 1872 г" (см. ниже). Но официально в этом году миноноску "Raps" у Торникрофта заказывала только Норвегия. А Россия через пару лет на основе этого проекта построила у себя первые миноноски "Бычок" и "Черепаха". Понятно что в Темзе их не испытывали. А главное, водоизмещение этих калош - 15 тонн, втрое выше чем у "Коло Коло". Так что явным прототипом норвежско-русская миноноска точно не была.
  
   []
  
  Похоже, Ярроу создавал проект почти что с нуля. Корпус был изготовлен из оцинкованной стали. Киль и шпангоуты усилены, что позволяло поднимать миноноску шлюп-талями на борт боевого корабля, и использовать как корабельный катер. Также усиленный корпус позволял таранить суда аналогичного или чуть большего размера.
  
  Коло-Коло успела принять участие во 2-м сражении минных катеров у Кальяо (2 декабря 1880 г). Осада этого порта стала, без преувеличения, первым в мире примером массового и регулярного использования миноносок специальной постройки. Об этом будет сказано в отдельной статье.
  
  Но декабрьский бой сам по себе не стал чем-то выдающимся. Четыре чилийских миноноски (включая недавно прибывшую "Коло Коло") ночью попытались проникнуть в бухту. Были, как обычно, встречены сторожевыми катерами. На поддержку своим вышли крупные корабли, включая монитор "Уаскар". В ходе мало вразумительной перестрелки, обе стороны потеряли по несколько человек убитых и раненых. "Коло Коло" не пострадала.
  
  Вскоре после этого боя, рядом расположенная столица Перу - Лима была занята чилийскими войсками, база Кальяо атакована с суши и тоже захвачена. Остатки перуанского флота уничтожены. Регулярная война, по сути, завершилась. Но партизан по горам гоняли еще два года. И даже когда всех вроде разогнали - оказалось, что на озере Титикака бунтовщики еще есть !
  
  Туда и была направлена "Коло Коло". Прибыв в конце 1883 г на озеро, она сразу же включилась в борьбу с партизанами. Нескольких локальных перестрелок (вроде даже без жертв) хватило, чтобы партизаны уяснили - их небольшие индейские лодки не годятся против быстрой и хорошо вооруженной миноноски. Почти полная неуязвимость партизан осталась в прошлом. Нападения со стороны озера на чилийцев прекратились.
  
  Столь же успешен был рейд по боливийским портам, где стояли две перуанских канонерки, угнанных сторонниками "войны до конца", а также несколько мелких рыбацких посудин. Опять же, одно появление небольшого, но грозного суденышка сразу прочищало людям мозги - перуанские экипажи признавали мирный договор и правительство Иглесиаса, боливийские местные власти опять же были только за мир. "Добрым слова и револьвером можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом" (с).
  
  Выполнив свою миссию, миноноска по той же железной дороге вернулась в Тихий Океан, и своим ходом дошла до Вальпараисо. А там она уже не смотрелась: в самом конце войны прибыло около десяти новых миноносок, водоизмещением 30 тонн и выше, с минами Уайтхеда и револьверными пушками. В одном строю с ними "Коло Коло" работать, конечно, уже не могла. Еще несколько лет она занималась гидрографическими работами вдоль побережья. Но когда в 1885 г машине и котлу потребовался капитальный ремонт - решили, что это уже нецелесообразно. Вскоре миноноску разобрали на металл. Sic transit gloria mundi...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"