Генерал Мондрагон - создатель мексиканской автоматической винтовки, опередившей свое время.
На озере Титикака
Сначала пара слов о географии. Озеро с неприличным названием Титикака расположено на границе Боливии и Перу, на высоте 3800 метров над уровнем моря. Размер 176 х 66 км. Это самое большое пресное озеро в Южной Америке, ихний Байкал. Ну да, у нас "кал" - у них "кака"...
О происхождении названия лучше, чем в Вики, не скажешь:
Название Титикака было присвоено озеру испанцами и состоит из слов языка индейцев кечуа: кака - скала, тити - пума (священное животное племён кечуа). У народов аймара и кечуа озеро называлось "Мамакота", ещё раньше оно называлось "озеро Пукина", то есть располагавшееся в стране народа Пукина.
Добавим, что с перуанской стороны недалеко расположен город Хульяка, а с боливийской - Кочабамба. По-другому в "стране Пукина" видимо никак...
В ходе Второй Тихоокеанской войны чилийцы заняли побережье, со всеми дорогами. Озеро Титикака осталось чуть ли не единственным путем, по которому союзники (Перу и Боливия) могли держать связь друг с другом. Даже когда осенью 1883 г в Лиме был подписан мирный договор, отдельные полевые командиры Перу и Боливии (причем как раз в районе озера) продолжали вести войну.
Так, в г. Арекипа держался отряд перуанцев адмирала Лизардо Монтеро. Он считал себя законным президентом Перу, и не признал заключенного правительством Иглесиаса "похабного" мира. Но когда посланный против него чилийский отряд подошел к городу, люди Монтеро взбунтовались - большинство не хотело воевать за амбиции своего лидера, когда война уже закончилась. Монтеро с маленькой свитой вынужден был покинуть город и бежать.
Командир чилийцев, генерал Хосе Веласкес отметил, что в Арекипе была оставлена превосходная артиллерия - 14 полевых пушек Круппа и 5 тяжелых. У наступающих же было не более десятка орудий. Эти пушки, а также 8000 винтовок, 2 млн патронов, сабли, обмундирование, сапоги, и прочее - были закуплены в Европе, выгружены в Аргентине, доставлены по железной дороге в Боливию, и переправлены в Перу через озеро Титикака.
Тем временем Монтеро добрался до озера и сел на пароход "Явари" - одно из двух судов, имевшихся на озере (см. ниже). В Боливии его ожидал новый президент этой страны, Нарцисо Камперо, с двумя батальонами добровольцев для продолжения войны против Чили. То, что такими силами теперь не воюют, ему забыли сказать.
Тем временем чилийцы послали в погоню за Монтеро небольшой отряд - два пехотных батальона, эскадрон карабинеров и артбатарею. Прибыв по железной дороге в Пуно, командир отряда полковник Диего Дубле Альмейда узнал, что Монтеро уже сбежал в Боливию, а местные власти (куда они денутся) конечно же, поддерживают правительство Иглесиаса, и вообще за мир во всём мире.
Однако ситуация была нестабильной. По берегам озера скрывались разрозненные банды перуанцев и боливийцев. Используя индейские лодки, они периодически обстреливали чилийский гарнизон в Пуно. За отсутствием своих плавсредств, те не могли пресечь это безобразие. Поэтому генерал Веласкес потребовал срочной доставки на озеро миноноски "Colo Colo".
Миноноска на "крыше мира"
За последние 20 лет многое изменилось. Если все детали парохода "Явари" тащили в горы на мулах, и заняло это 6 лет (!), то миноноску доставили в Пуно по недавно построенной железной дороге, вместе с боезапасом, топливом, запчастями и командой из 2 офицеров и 25 матросов, под руководством первого лейтенанта Анхеля Кустодио Линча Ирвинга - сына главкома, адмирала Линча. "Colo Colo" стал первым иностранным военным кораблем, который оказался на Титикаке, и первым и единственным чилийским кораблем, который плавал по самому высокогорному озеру в мире (из тех, на которых вообще появлялись военные корабли).
Само присутствие миноноски на озере резко изменило ситуацию. Партизаны на тихоходных индейских лодках-тоторах не решались, как раньше, совершать набеги на Пуно. Их отряды (или шайки, если угодно), понимая, что риск сильно возрос, уходили в другие места или просто распадались.
Когда полковник Диего Дубле Алмейда на "Colo Colo" пришел в боливийский порт Чилияка, все стоявшие там перуанские суда сдались ему, в том числе вооруженные канонерки "Явари" и "Япура". Боливийский президент Нарцисо Камперо, еще недавно обещавший адмиралу Монтеро военную помощь, теперь резко стал сторонником мира. Но выдавать чилийцам своего незадачливого союзника все же не стал. Посадил Монтеру в поезд до Буэнос-Айреса, и умыл руки. В апреле 1884 Боливия, вслед за Перу, подписала мир с Чили, передав ей всю прибрежную полосу с теми самыми залежами гуано.
Фактически миноноска не провела ни одного боя. Кроме, может быть, пары безрезультатных ночных перестрелок с партизанами. Даже ставят под сомнение, была ли там вообще с ней шестовые или еще какие мины/торпеды. Что они ни разу не применялись, это факт. Но за два месяца нахождения на озере она полностью изменила ситуацию. Вот он, мать его, fleet in being...
Приложение 1
Пароход "Явари"
В 1861 году представитель правительства Перу Рамон Кастилья заказал строительство двух судов для озера Титикака, "Явари" и "Япура", на верфи "Литейный завод Джеймса Уотта" в Бирмингеме. Они должны были исполнять функции грузопассажирских судов в мирное время, и канонерских лодок в военное. Особо оговаривалось, что корпуса должны быть разборными, и прибыть в Перу в деревянных ящиках весом не более 200 кг. Это максимальный вес, который может нести мул. Цена заказа составляла 8 тысяч фунтов, плюс 500 фунтов за запчасти и за услуги восьми английских инженеров, которые будут руководить сборкой на месте
15 октября 1862 года, после три с половиной месяцев плавания, груз достиг порта Арика. Всего прибыло 2766 пронумерованных ящиков. Они едут поездом в Такну, где начинается путешествие к озеру (350 км до г. Пуно на берегу озера). Понадобится шесть лет, чтобы добраться до Титикаки: мешают землетрясения, восстания, носильщики, которые бросают тяжелый груз на дорогу, части, которые прибывают не туда ... В общем, проблем с доставкой корабля на крышу мира было предостаточно.
Между тем инженеры бездельничали в Пуно, где строилась верфь. Но столько лет ждать не планировал никто! Многие уехали обратно, двое с горя отправились в долгое путешествие по Андам. Один умер. Корпус первого корабля заложили только в 1869 г, и в лучших советских традициях (на католическое Рождество) 25 декабря 1870 г на воду был спущен "Явари". "Япура" задержался до 1873 г.
Каждый имел 100 футов (30 м) в длину и водоизмещение около 140 тонн. Двухцилиндровый паровой двигатель мощностью 60 л.с., который работал на сухом навозе лам - наверное, самое оригинальное корабельное топливо в истории. Вооружение 2 х 24-фн пушки.
Суда много лет служили в качестве единственного грузового и пассажирского транспорта на озере Титикака, перевозя шерсть, текстиль и минералы между Перу и Боливией. Но к началу XX века они совершенно устарели. В 1914 г их реконструировали - паровые машины заменили 4-цилиндровым полудизелем Болиндера мощностью 320 л.с., удлинили корпус. Скорость возросла до 10 узлов, грузоподъемность до 180 тонн.
В 1890 г, испытывая денежные проблемы, правительство Перу передало корабли частной "Перуанской корпорации", монополисту в области железных дорог и озерных судов страны. В ее составе "Явари" и "Япура" находились аж до 1876 года. Потом компания от них отказалась. "Япура" вновь была включена в ВМФ Перу. Еще в 2012 г была в строю, как госпитальное судно "Пуно" на оз. Титикака. А "Явари" выставили на продажу в качестве металлолома. Но никто его не купил, так как тащить металлолом с высоты 4 тыс м - идея явно не здравая.
Энтузиасты, узнав об этом, выкупили "Явари" за 5 тыс. долларов и превратили его в музей - там же, на озере Титикака. Постепенно судно восстановили до ходового состояния. Интересно, что в 2015 г, незадолго до окончания работ, группа "фанатов" отправилась от Такны до Пуно, по той дороге, где 150 лет назад везли части для сборки этих судов. Прибыв в Пуно, они приняли участие в первом рейсе восстановленного "Явари". Вместе с послом Англии в Перу, который тоже не пропустил это событие.
Будем надеяться, что Явари еще долго будет напоминать о своей невероятной истории путешествий.
Приложение 2
Миноноска "Colo Colo"
Названа так не в честь газировки, а в честь какого-то шамана, мудрого индейца-мапуче. Заказана в 1879 г в Англии, фирме Ярроу. Прибыла в Вальпараисо в 1880 г, там собрана и к концу года вступила в строй. Название класса этих кораблей отличается от страны к стране. В России их традиционно звали минными катерами, позже миноносками. Англичане - torpedo boat. Испанцы - torpedera.
Водоизмещение - 5 тонн
Длина - 14.64 м
Мощность машины - 60 л.с.
Скорость - 12.5 уз.
Вооружение - 2 шестовых мины, 1-2 картечницы Гочкис.
С ее прототипом тоже много неясного. Испанцы ссылаются на фотку "русский миноносец на Темзе, 1872 г" (см. ниже). Но официально в этом году миноноску "Raps" у Торникрофта заказывала только Норвегия. А Россия через пару лет на основе этого проекта построила у себя первые миноноски "Бычок" и "Черепаха". Понятно что в Темзе их не испытывали. А главное, водоизмещение этих калош - 15 тонн, втрое выше чем у "Коло Коло". Так что явным прототипом норвежско-русская миноноска точно не была.
Похоже, Ярроу создавал проект почти что с нуля. Корпус был изготовлен из оцинкованной стали. Киль и шпангоуты усилены, что позволяло поднимать миноноску шлюп-талями на борт боевого корабля, и использовать как корабельный катер. Также усиленный корпус позволял таранить суда аналогичного или чуть большего размера.
Коло-Коло успела принять участие во 2-м сражении минных катеров у Кальяо (2 декабря 1880 г). Осада этого порта стала, без преувеличения, первым в мире примером массового и регулярного использования миноносок специальной постройки. Об этом будет сказано в отдельной статье.
Но декабрьский бой сам по себе не стал чем-то выдающимся. Четыре чилийских миноноски (включая недавно прибывшую "Коло Коло") ночью попытались проникнуть в бухту. Были, как обычно, встречены сторожевыми катерами. На поддержку своим вышли крупные корабли, включая монитор "Уаскар". В ходе мало вразумительной перестрелки, обе стороны потеряли по несколько человек убитых и раненых. "Коло Коло" не пострадала.
Вскоре после этого боя, рядом расположенная столица Перу - Лима была занята чилийскими войсками, база Кальяо атакована с суши и тоже захвачена. Остатки перуанского флота уничтожены. Регулярная война, по сути, завершилась. Но партизан по горам гоняли еще два года. И даже когда всех вроде разогнали - оказалось, что на озере Титикака бунтовщики еще есть !
Туда и была направлена "Коло Коло". Прибыв в конце 1883 г на озеро, она сразу же включилась в борьбу с партизанами. Нескольких локальных перестрелок (вроде даже без жертв) хватило, чтобы партизаны уяснили - их небольшие индейские лодки не годятся против быстрой и хорошо вооруженной миноноски. Почти полная неуязвимость партизан осталась в прошлом. Нападения со стороны озера на чилийцев прекратились.
Столь же успешен был рейд по боливийским портам, где стояли две перуанских канонерки, угнанных сторонниками "войны до конца", а также несколько мелких рыбацких посудин. Опять же, одно появление небольшого, но грозного суденышка сразу прочищало людям мозги - перуанские экипажи признавали мирный договор и правительство Иглесиаса, боливийские местные власти опять же были только за мир. "Добрым слова и револьвером можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом" (с).
Выполнив свою миссию, миноноска по той же железной дороге вернулась в Тихий Океан, и своим ходом дошла до Вальпараисо. А там она уже не смотрелась: в самом конце войны прибыло около десяти новых миноносок, водоизмещением 30 тонн и выше, с минами Уайтхеда и револьверными пушками. В одном строю с ними "Коло Коло" работать, конечно, уже не могла. Еще несколько лет она занималась гидрографическими работами вдоль побережья. Но когда в 1885 г машине и котлу потребовался капитальный ремонт - решили, что это уже нецелесообразно. Вскоре миноноску разобрали на металл. Sic transit gloria mundi...