Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Бразилия - с Южным Крестом на броне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Бронетехника антиподов

  Бразилия в Южной Америке занимает особое место. Она единственная вышла не из испанской, а из португальской колонии. Самая большая на континенте по площади и по численности населения (202 млн против примерно 46 у Колумбии и 43 у Аргентины, прочие еще меньше). Эдакий старший двоюродный брат - вроде и родственник, но с таким не не забалуешь. Она немало повоевала со всеми соседями в XIX веке, но в XX у нее реальных соперников не осталось. Более того, многие страны региона обращались к Бразилии как к третейскому судье в локальных конфликтах. По экономическуому развитию с ней более-менее на равных Аргентина, все прочие соседи уступают в разы. И как у такой супердержавы местного масштаба могут обстоять дела с танками ? Как положено: всё было, но практически ничего не применялось ! Не на ком было попробовать прочность бразильской брони, ну может это и к лучшему.
  
  Мы уже выяснили, что первый танк в Западном полушарии построила Мексика. Пусть она и не в Южной Америке, но рядом. Но там ровно одним танком всё и кончилось: даже второй не осилили. Да и первый - не факт, что довели до боеспособного состояния. В общем, мексиканцы сработали по принципу забытых ныне "первонахов". То есть отметились в новом деле - "Первый, нах !", а дальше хоть трава не расти.
  
  

Renault FT-17 - 1921 г

  
   [] [] Бразильцы подошли к вопросу серьезнее. Начать с того, что их военнослужащие, единственные из южноамериканцев, реально участвовали в боях Первой Мировой. В количестве аж 24 человека - офицеров и сержантов. Они были прикомандированы к войскам союзников (в основном французов) и вместе с ними принимали участие в завершающей операции войны - "стодневном сражении", вынудившем Германию просить перемирия. В ходе боев треть бразильцев была повышена в звании за боевые заслуги.
  
   Но главное, из этой группы вышло несколько незаурядных военных теоретиков и реформаторов, пытавшихся сделать опереточную бразильскую армию более-менее похожей на европейскую. Одним из них был капитан Жозе Пессоа Кавальканти де Альбукерке. В частности, он оценил значение танков, широко применявшихся союзниками (в одном толькл Мёз-Аргонском наступлении было задействовано 380 машин). В 1921 г. вышла его книга "Танки в европейской войне" - первое сочинение на эту тему в Бразилии, да видимо и во всей Южной Америке.
  
  В том же году по его предложению во Франции было закуплено 12 танков Renault FT-17: 6 пушечных с литыми круглыми башнями, 5 пулеметных с 8-угольными клепаными и один TSF. Последний представлял собой командирский танк - без оружия, с рубкой вместо башни и с установленной там радиостанцией. У французов это был штатный состав танковой роты. 3 ноября 1921 г танки впервые участвовали в учениях совместно с авиацией в Vila Militar (Военная Деревня - район Рио-де-Жанейро, с 1904 г специально выделенный для размещения воинских частей). Причем формальный Приказ о создании танковой роты был подписан только 31 декабря. Командовать ею был назначен, разумеется, капитан Кавальканти. Он командовал достаточно долго, а после перешел на преподавательскую работу - сначала в Военное Училище, а затем в Академию.
  
  В 1934 г он получил звание бригадного генерала, а к концу карьеры дослужился до маршала. Помимо прочего, он основал Учебный центр береговой артиллерии - достаточно важная вещь для Бразилии, имеющей огромную морскую границу. Что касается танков, особых достижений после 1921 года не было - хотя бы потому что политическая нестабильность исключала всякое развитие. А когда концу 1930-х государство более-менее устаканилось, всё что касается танков уже безнадежно устарело - и сами машины, и знания о них, и когда-то революционные идеи...
  
   [] Применить танки против внешнего врага бразильцам так и не довелось. Зато что касается внутренних разборок, их список весьма велик.
   []
  
  Достаточная активная эксплуатация сказалась на состоянии первых бразильских танков. К 1940 г большинство из них вышли из строя, оставшиеся могли использоваться разве что для начальной подготовки танкистов. Впрочем, большего от них и не требовали.
  
  

Привет от фошшыстов

  
   [] Диктатор Варгас, более-менее успокоив бурлившую страну, задумался в том числе и об обновлении бронетехники. На что-то серьезное денег пока не было, а вот танкетки вполне бы пригодились на случай новых внутренних неурядиц - заслуженные FT-17 уже отслужили свое. Выбор был сделан в пользу итальянских танкеток CV-35, неплохо показавших себя в войнах в Абиссинии и Испании. Тем более что фирма "Ансальдо" постепенно улучшала машины. Главными изменениями были торсионная подвеска и вооружение - 13.2-мм пулемет "Breda" вместо спарки пулеметов обычного калибра. Теперь итальянская танкетка имела шансы даже против пушечных танков - большинство из них не отличались толстой броней.
  
   Бразильцам "повезло" попасть как раз на момент обновления: из 24 закупленных танкеток, 18 были еще старой конструкции - cо спаркой 8-мм пулеметов и пружинной подвеской, и шесть (или пять) обновленных. Что касается вооружения, некоторые источники утверждают что на всех машинах стояли крупнокалиберные пулеметы. Танкетки прибыли в Бразилию 1938 г, несколькими партиями.
  
   Организационно они вошли в состав роты автопулеметов всё в том же Гвардейском батальоне, вместе со взводом из пяти сохранившихся FT-17. Командовать ротой был назначен другой энтузиаст бронетехники, капитан Карлос Флорес де Пайва Чавес. Ни в каких серьезных событиях итальянским танкеткам участвовать не пришлось. В 1942 г, с получением ленд-лизовской техники, все старые машины (танкетки и FT-17) передали в Учебную танковую роту, а в 1944-45 они были списаны.
  
   [] Надо сказать, что в отличие от той же Аргентины, Бразилия в пронацистских симпатиях замечена не была. Более того - как указано выше, жестко пресекала выступления фашистов. Но это внутри. Торговать со странами "оси" во всяком случае до 1939 ничего не мешало. Помимо итальянских танкеток, были закуплены немецкие пушки - свыше 60 75-мм орудий, и десять зениток Flak 18/36/37 - знаменитых "ахт комма ахт". Для их перевозки также заказали 11 немецких полугусеничных тягачей Sd.Kfz 6, 7 и 8 - сколько каких, не сказано. Зенитки и тягачи служили до 1960 г, а 75-мм орудия и того дольше.
  
  

Вторая Мировая

  
   [] Как и все страны Южной Америки, Бразилия не имела особых интересов в далекой европейской войне. Но вскоре война пришла к ним сама. В конце 1941 г Япония напала на США. Бразилия тоже в знак солидарности порвала отношения со странами Оси. Одним из первых последствий этого стало буквально нашествие немецких и итальянских подлодок к берегам обеих Америк. Они топили многочисленные торговые суда США и их "союзников, сателлитов и наймитов", не заморачиваясь чьими-то территориальными водами. Да и нейтралам доставалось, кто ж там разбираться-то будет ? Бразилия, мимо берегов которой проходили оживленнейшие морские пути, почувствовала это в первую очередь. Всего за полгода она потеряла 36 судов. Поэтому уже в августе 1942, наверное первой в Южной Америке, она объявила войну странам Оси. Был - правда, неспешно - сформироваан 25-тысячный экспедиционный корпус. Он прибыл на Итальянский фронт в июне 1944 и действовал там до конца войны.
  
  Но самое главное творилось в самой Бразилии. Ее соседка-Аргентина вплоть до 1944 сохраняла пронемецкую ориентацию. Бразильцам было в общем пофиг, но американцы решили оказать давление на "фашистских пособников". Для этого в Бразилию уже в 1942 г перебросили несколько сот танков - в основном "Стюартов" и "Грантов/Ли". Официально - для отражения гипотетической высадки стран Оси на бразильском побережье. (Мало Гитлеру Сталиграда, мало Африки - он спит и видит как в Америку залезть!) Фактически эти танки готовились против Аргентины, имевшей на тот момент лишь 12 пулеметных танкеток. Но былинное латинское раздолбайство уберегло соседние страны от еще одной межусобной войны: пока бразильцы неспешно осваивали внезапно свалившиеся на них чудо-машины, наступил 1944 год. Судьба Германии теперь сомнений не вызывала, и новое аргентинское правительство Хуана Перона благоразумно сменило окраску. Повода для драки Аргентины и Бразилии больше не было.
  
   []
  
  

Зарубежная техника

  
  Танки "Стюарт" и броневики "Грейхаунд" входили в разведывательный эскадрон Бразильского экспедиционного корпуса в Европе, и имели бразильские экипажи. После завершения боев танки (около десятка) вместе с войсками вернулись на родину, где затерялись среди нескольких сот ранее полученных машин этого типа. Общее число "Стюартов", включая купленные после войны, в разных источниках называется от 350 до 427. Всего техники, полученной Бразилией по ленд-лизу, весьма много:
   []
НаименованиеКоличествоГоды службыПримечание
M3 Stuart A3/A53501942-78Легкий танк. В т.ч. ~10-15
служивших в Италии
M3 Lee1041942-69Средний танк
M3 Scout Car A11001942-79Разведывательный БТР
M2 Half Track4371943-80Полугусеничный БТР
M3 Gun Motor Carriage101943-70Противотанковая 75-мм
САУ на базе M3 Half-track
M4 Sherman A1851944-72Средний танк
M8 Greyhound151944-76Развед. броневик.
Служившие в Италии
M3 Half-track491944-76Полугусеничный БТР
M20 Armoured Car201945-79КШМ на базе М8
  
  В 1960-е годы легкие М3 стали заменять на недавно закупленные в США легкие танки M41 "Walker Bulldog. Их было получено 340 штук, некоторые находились в строю и в 2010-е годы. Вместе с "Бульдогами" в США в 1960 было закуплено около 500 бронетронспортеров М59 - переходной модели к будущему М113. Они также использовались бразильской армией до 1980-х.
  
  

Собственное производство

  
   [] Часть устаревших "Стюартов" вместо переплавки была направлена на модернизацию. 115 машин получили новый дизельный двигатель, усиленную броню и 90-мм пушку DEFA. Также на базе "Стюартов" Бразилия выпускала зенитные установки, но каких-либо подробностей о них найти не удалось. Эти модернизированные машины служили еще как минимум до 1990-х гг. Потренировавшись на кошках, то есть на "Стюартах", бразильская промышленность решила замахнуться и на собак. Взяв уже порядком устаревшие "Бульдоги", фирма "Бернардини" в начале 1980-х выпустила варианты с 90-мм и даже 105-мм пушкой (вместо 76-мм на оригинале). Появились также новые прицелы, новая СУО Ferranti Falcon с датчиками, цифровой баллистический компьютер и лазерный дальномер. На оригинальный корпус был добавлен слой дополнительной бронезащиты из композитного материала. Старый двигатель (карб. 500 л.с.) заменили дизельным Saab-Scandia DSI-14 V8, мощностью 730 л.с. Намечались интересные контракты на модернизацию для всех пользователей M41, но из-за изменения ситуации проект был заброшен и в конечном счете потерпел крах.
  
  Та же участь ожидала и самый интересный бразильский проект - основной танк ЕЕ-Т1 "Озорио". Единственный "взрослый" танк Южной Америки был разработан в середине 1980-х, конечно с помощью других стран. 120-мм пушка французская, такая же как на "Леклерке". 1100-сильный дизель - немецкий. Система управления тоже европейской разработки. Было построено несколько (от 2 до 4) прототипов, успешно прошедших испытания. Шла речь о продаже танков Саудовской Аравии и другим арабским странам. Но случился нефтяной кризис, и богатые зарубежные заказчики перестали быть таковыми. А без их денег довести проект до конца не удалось. Даже собственное правительство не смогло ничем помочь, и предпочло отлаженные американские М60А3 (куплено в 1990-х 91 штука) и немецкие Леопард-1А1 и А5 (всего около 360, поставлены после 1997 г).
  
  Но если с танками всё оказалось плохо, с более легкими машинами бразильцы добились несомненного успеха. Их колесные боевые машины ЕЕ-9 "Cascavel" оказались очень удачными. Взяв за прототип древний американский броневик М8 Greyhound, фирма 'Энгеса' (г.Сан-Паулу) изменила его до неузнаваемости, и с 1974 года выпускала серийно. Благодаря простоте конструкции, а также мощной 90-мм пушке, бронемашина оказалась очень востребованной на рынке среди небогатых стран Латинской Америки, Африки и Азии, в качестве своеобразного 'колесного танка'. Изначально проектируемый как разведывательный броневик, ЕЕ-9 'Cascavel' оказался довольно универсальной машиной, пригодной в том числе для использования в качестве средства непосредственной поддержки на поле боя.
  
   []
  
   На этой же базе были созданы и бронетранспортеры ЕЕ-11 "Urutu". Они не имеют башни и вооружены только 12.7-мм пулеметом. Вмещают 12 десантников. На вооружении бразильской армии состояло свыше 400 БА "Cascavel" и 224 БТР "Urutu". Кроме армии Бразилии, ЕЕ-9 'Cascavel' поставлялся на экспорт в более чем 20 стран, среди которых: Боливия, Буркина-Фасо, Габон, Гана, Колумбия, Кипр, Эквадор, Ирак, Ливан, Нигерия, Парагвай, Суринам, Того, Тунис, Чад, Чили, Уругвай и Зимбабве. В некоторых из них эти машины несут службы и по сей день.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"