О романтизме
Мечты важнее будущего (Правило 32)
Когда мы решаем, как нам поступить прямо сейчас,
будущее не имеет для нас никакого значения.
Имеют значение только наши мечты о будущем.
Когда мы делаем выбор, мы сравниваем не будущее с будущим,
мы сравниваем мечту с мечтой.
Это позволяет нам заглядывать далеко вперёд:
даже за дату собственной смерти.
(Ф.М.Морген)
Л.Д.Троцкий - о В.А.Жуковском
В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783 -- 1852)
............
Жуковский приспособил к русскому климату немецких и английских чертей
-- и тем насадил в России романтизм.
В чем смысл этой заслуги? Что такое романтизм?
Истерзанное слово! Оно напоминает старый мешок,
который в процессе литературно-исторической эволюции
наполнялся все новым и новым содержанием
и лопнул в конце концов от переполнения.
Вспомните. Романтизм был ...., славившими человеческое я,
освобожденное Великой Революцией из кандалов "старого порядка"
-- и романтизм был литературным убежищем идейной реакции...
Романтизм был рупором для "демонических натур",
через который они бросали проклятиями в эту несчастную,
глупую и пошлую землю и посылали вызов небесам, -- и он же,
романтизм, изнывал в слезливой, беспредметной тоске...
Чем только не был он, романтизм?
...романтизм сохранял во всех своих превращениях только одну общую черту:
он жил или хотел жить жизнью чувства, а не рассудка,
он стремился освободить темные, неопределенные
и бессознательные силы психики из горячечной рубашки,
которую мысль торопится набросить на стихийные порывы души.
Его путеводителем были не законы резонирующего разума,
но блуждающие огни разнузданной мистики чувства.
"Иссушающему" рационализму он противопоставил сорвавшуюся с петель фантазию.
Романтизм как стихия "грез" был, разумеется, субъективен насквозь,
до сердцевины. В конце концов он уставал от разнузданности
собственного субъективизма, пресыщался его дикими причудами и,
в качестве блудного сына, искал успокоения на груди католицизма...
Но что собственно представлял собою романтизм Жуковского?
"Это -- желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон;
жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени,
грусть по утраченном счастьи, которое, бог знает, в чем состояло;
это -- мир, чуждый всякой действительности,
населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми,
но тем не менее неуловимыми;
это -- уныло, медленно текущее, никогда не оплачивающееся настоящее,
которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего;
наконец, это -- любовь, которая питается грустью
и которая без грусти не имела бы чем поддержать свое существование".
Свойствами духовной натуры Жуковского и условиями общественной среды
объясняется исключительное предпочтение,
которое поэт отдавал немецкому романтизму...
Вместе с немецкими романтиками Жуковский подслушивает
"дольней лозы прозябанье", созерцает странствование душ,
освободившихся от телесной скорлупы, сплетает хороводы
из прозрачных русалок и скелетов в черных плащах,
-- суровая же действительность совершенно не входит в его
художническое поле зрения...
Подобно немецким романтикам, Жуковский поэтизировал
пиэтистскую идею предопределения, естественно освобождающую человека
от необходимости критически мыслить и деятельно бороться
и оправдывающую общественное безразличие и мечтательную апатию.
Созерцательный романтизм, развивая свое внутреннее содержание,
естественно дошел до той пропасти духа,
которая именуется индийской нирваной...
......
Но если Жуковский не усвоил своей поэзии протестующего духа
некоторых западно-европейских романтиков,
зато он оказался вполне солидарным с немецкими носителями "...."**
в прозаической области отношений к высшим сферам....
Нельзя сомневаться в искренности чувства,
которое руководило поэтом, когда он писал, напр.,......
Всю свою жизнь Жуковский прожил в оранжерейной атмосфере.
Что делается вне ее, на вольном воздухе, он не знал,
ибо в ее рамах, как в окнах готических соборов,
были непрозрачные цветные стекла, создававшие внутри оранжереи
вечный меланхолический полумрак.
Там, за стеклянными стенами, издыхающее крепостное право,
как потухающая лампа, вспыхивает особенно яркими огнями зверства и насилия.
Там -- стон, там -- скрежет зубовный.
А здесь, в декоративно-причудливой обстановке романтической теплицы,
-- томление по "былом", которого не было, стремление к "будущему",
которого не будет, тоска по неземному и полувздохи
под аккомпанимент Эоловой арфы...
.......
Мы, разумеется, совсем не подвергаем сомнению
личной доброты и жалостливости поэта....
Как он здесь похож на себя, наш мечтательный романтик,
со своим платоническим уважением к добродетели
и со своей социальной пассивностью...
........
Все, что сказано выше, почти не затрагивает чисто литературных
заслуг поэта, которые очень велики.....
"Жуковский первый на Руси, -- говорит Белинский, --
выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь"....
(Л.Д.Троцкий)
doddy's journal
Счастливый ребенок
или еще раз к вопросу о домашнем обучении...
May. 23rd, 2007
Романтик
Все педагоги и родители знают,
что лучше всего дети учатся на чужом примере.
Само собой, в первую очередь таким примером служат сами родители.
То есть, если отец говорит сыну: "Мой руки перед едой",
а сам всегда с работы - и за стол, то,
сколько бы сына не ругали, у него всегда будет
подсознательное стремление делать так, как отец.
И несоответствие этого желания тому, что от него требуют,
будет рождать непонимание и сопротивление.
Простейший вывод из этого:
дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали,
но и для того, чтобы воспитывать нас.
Ведь для того, чтобы сделать своего ребенка лучше,
хорошему родителю приходится стать лучше самому.
Бросить курить, перестать ругаться,
начать заниматься спортом и т.д.
Все мы хотим счастья своим детям.
Мы бьемся изо всех сил, мечемся на двух работах,
"вечеруем", ругаемся с начальством, в итоге приходим домой
усталые и злые. Для чего?
Для того, чтобы наш ребенок вырос счастливым.
Но ребенку то счастье нужно сейчас!!!
Его сиюмоментное счастье в том, что вы занимаетесь с ним,
уделяете ему внимание, даже просто позволяете ему находится рядом.
Мы пытаемся вырастить счастливого ребенка,
при этом зачастую на собственном примере показывая ему,
как мы несчастны.
К сожалению, большинству из нас общество в свое время
не сумело помочь понять, где же то Дело,
которое помимо зарплаты будет приносить еще и радость.
По социологическим опросам 80 % людей
хотели бы сменить место работы.
То есть восемьдесят процентов людей по восемь часов ежедневно
чувствуют себя некомфортно...
Отметим это про себя...
Вариантов решения этой проблемы всего два:
либо уходить с работы и искать Свое Дело,
либо менять отношение к работе
и учиться чувствовать себя счастливым здесь и сейчас.
Но это все - тема для отдельной статьи...
Лучший способ научить чему-то ребенка -
это начать делать это вместе с ним. Но когда?!!
Мы же все время на работе.
А после нее мы настолько опустошены,
что не только не способны получать удовольствие
от совместных занятий, но даже не в состоянии проверить,
как малыш справился самостоятельно.
Тем не менее, если на работе мы несчастны,
то дома - хоть ненамного счастливее.
Ведь, несмотря ни на что, дом, семья - это место,
где живет Любовь и Радость.
И что же мы делаем?!! Мы берем и передоверяем
наше любимое чадо учителям. Людям, которые находятся на РАБоте.
А значит, 80% из которых - несчастны.
И наши дети по полдня, официально получая знания,
неофициально - берут пример с несчастных людей,
как нужно жить.
Мы снимаем с себя ответственность за воспитание
гармоничной и счастливой личности из своего чада, полагая,
видимо, что кому-то это нужно больше, чем нам...
Многие скажут: мы отправляем ребенка в школу,
чтобы научить его писать и считать, чтобы дать ему образование.
Логично, конечно.
Но скажите, вы в состоянии научить ребенка сложению,
вычитанию, умножению и делению?
Вы в состоянии научить ребенка чтению и основам письма?
В состоянии. А знаете почему?!
Потому, что это осталось у вас в памяти после многих лет школы.
А знаете, почему это осталось в памяти?
По той причине, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пригодилось в жизни.
Все остальное - вы благополучно забыли,
потому что за 10 лет вам в голову напихали кучу
абсолютно невостребованной информации,
и при этом еще научили, как правильно быть несчастным.
Отправляя ребенка в школу, мы демонстрируем,
что не в состоянии на собственном примере показать,
КАК НУЖНО ЖИТЬ.
А это значит, мы признаем, что в какой-то момент сделали
неправильный выбор, и, что самое неприятное,
что у нас не хватает сил что-либо поменять.
Это же так страшно: признать себя неудачником
перед собственным ребенком.
Но задумайтесь еще раз - лучший способ научить ребенка быть счастливым
- это стать счастливым самому.
Если ребенок видит, что вы пашете как вол, бьетесь как рыба об лед,
и мечетесь как тигр в клетке, то, какое бы образование вы ему не дали,
он изначально запрограммирован биться, пахать и метаться...
Если вы не способны выбраться из засосавшей вас рутины
и нелюбимой работы ради себя самого,
то может стоит сделать это хотя бы ради ребенка?
...А лучший способ дать ребенку образование...
Давайте для начала решим, чего вы хотите,
вырастить "социальный заказ" - специалиста,
полезного обществу, или воспитать гармоничную,
уверенную в себе личность, которая САМА решит как стать полезной.
Подумайте, может быть правильнее научить ребенка основам -
тому, что умеете сами.
А потом целенаправленно учить его только одному:
копаться в себе с тем, чтобы понять, что же ему интересно.
И затем поощрять возникший интерес.
И уже в той сфере, что заинтересовала Вашего ребенка,
давать ему необходимые уроки,
находить нужную литературу и педагогов.
Поверьте, вам понадобится гораздо меньше, чем 10 лет,
а главное, вам понадобится меньше
собственных и детских нервов, здоровья и,
по большому счету, средств, чтобы сделать из вашего маленького чуда,
высококлассного специалиста.
Сохранив его при этом счастливым человеком.
И наконец, становиться счастливым проще вместе.
Проведите эксперимент: попробуйте хотя бы в течение недели
брать вашего малыша с собой везде, где только можно.
Постарайтесь использовать его в качестве лакмусовой бумажки.
Пусть он просто будет всегда с вами. Живет тем, чем живете вы.
И если вы чувствуете, что в какое-то место ваше чадо брать нельзя -
подумайте, может это неправильное место?
И если вы понимаете, что нельзя чтоб ваш ребенок видел
что-то из ваших занятий - может не стоит этим заниматься?
А главное, если даже ребенок вместе с вами подметает двор
или моет в ресторане тарелки, он
а) чувствует, что нужен вам (и только так он сможет
научиться быть нужным кому-то еще),
б) на деле понимает чего он хочет в этой жизни и, что не
менее важно, чего не хочет, (и определяет это гораздо быстрее,
чем сидя по шесть часов над бензольными кольцами и интегралами)...
Безусловно, все вышенаписанное -
это в какой-то степени педагогический экстремизм,
ведь существуют и альтернативные школы, и учителя,
которые любят свою работу, и дети, которые любят своих учителей.
Но, увы и ах, большинству из родителей, чтобы увидеть другой путь,
нужно подорваться на такой вот эмоциональной бомбе...
Домашнее обучение имеет множество своих минусов.
Например, один из них - это "корочки"...
Ведь пока что в нашей Системе "без бумажки ты..." еще не человек...
Но это уже совсем другая история.
А значит, продолжение следует...
Leave a comment
look_a wrote:
красиво, Виталий, и многое верно, а многое спорно.
esperanzan wrote:
Актуальненько... как раз планирую свою барышню
забрать на экстернат... тем более,
что она уже проявляет интерес к совершенно непопулярным
в школе направлениям - ни гуманитарные, ни точные науки,
а рисование-лепка и тыпы...
doddy wrote:
Да, не знаю как раньше было,
а сейчас "творчество" и тыпы прет с детей со страшной силой...
esperanzan wrote:
ага... и ужасно обидно, когда за счет идиотской организации
школьного процесса именно на это,
важное, не хватает времени...
не говоря уже о психологических аспектах обучения,
у меня дочка учительницы своей боится панически!
esfrodl wrote:
Да, всё так...
Задумался.
mila_mints wrote:
Во втором классе моя дочка заболела ветрянкой
и пару недель сидела дома.
Через несколько дней она спросила меня:
"Мама, а зачем я хожу в школу?
Ведь за полчаса дома я успеваю сделать гораздо больше,
чем мы в школе за целый день."
Было ей в тот момент семь с половиной лет,
и она была моложе одноклассников на год-полтора.
Младшую мы отдали сразу в неполные восемь в третий класс.
Через год она вдобавок к хореографии, хору и двум иностранным языкам
захотела в музыкальную школу - перевели в экстернат.
Потом еще в восьмом классе год проучилась в гимназии
и снова ушла в экстернат,
потому что уже была КМС по скалолазанию,
и гимназия плохо сочеталась с семью тренировками в неделю.
Сухой остаток:
посещение школы в течение десяти лет очень сильно нивелирует детей.
Двое старших до школы обладали ярко выраженными с спобностями,
к концу стали куда в большей степени "как все".
Дети, сидящие дома, получают меньше общения со сверстниками.
Дети-экстраверты страдают, интровертам - в самый раз.
Частично это восполняется разными студиями и секциями,
на которые у ребенка есть время.
Еще один подводный камень - ребенок не воспинимает собственного
родителя как преподавателя.
Только очень дисциплинированные и упорядоченные дети
способны заниматься полностью сами.
Как вариант - объединение нескольких семей,
где родители берут на себя объяснение
различного материала целой группе детей.
doddy wrote:
Снимаю шляпу...