Красных Татьяна :
другие произведения.
Богослов
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Красных Татьяна
Размещен: 02/07/2009, изменен: 02/07/2009. 46k.
Статистика.
Эссе
:
Проза
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
--
Богослов
Не страшись, когда ЗНАЮТ тысячу приемов -
бойся, когда одним приемом ВЛАДЕЮТ.
(....)
Рефлексия - форма теоретической деятельности
общественно-развитого человека, направленная на осмысление
своих собственных действий и их законов;
деятельность самопознания, раскрывающая специфику
духовного мира человека.
(....)
Ты одинаково безразличен и Богу и Сатане (Правило 19)
Жизнь -- это не игровая площадка,
а Б-г и Сатана -- это не твои родители.
Ты свободен. Или, точнее, ты брошен.
Ни Б-г, ни Сатана не будут тебя останавливать,
какие бы глупости ты ни делал.
(Ф. М. Морген)
Простить себя
Жил-был человек, а потом, как водится, умер.
После этого оглядел себя и очень удивился.
Тело лежало на кровати, а у него осталась только душа.
Голенькая, насквозь прозрачная, так что сразу было видно
что к чему. Человек расстроился - без тела стало как-то
неприятно и неуютно.
Все мысли, которые он думал, плавали в его душе,
будто разноцветные рыбки.
Все его воспоминания лежали на дне души - бери и рассматривай.
Были среди этих воспоминаний красивые и хорошие,
такие, что приятно взять в руки.
Но были и такие, что человеку самому становилось
страшно и противно.
Он попытался вытрясти из души некрасивые воспоминания,
но это никак не получалось.
Тогда он постарался положить наверх те, что посимпатичнее.
И пошел назначенной ему дорогой.
Бог мимолётно посмотрел на человека и ничего не сказал.
Человек решил, что Бог второпях не заметил других воспоминаний,
он обрадовался и отправился в рай - поскольку Бог не закрыл
перед ним двери.
Прошло какое-то время, трудно даже сказать какое, потому что там,
куда попал человек, время шло совсем иначе, чем на Земле.
И человек вернулся назад, к Богу.
Почему ты вернулся? - спросил Бог.
- Ведь Я не закрывал перед тобой врата рая.
- Господь, - сказал человек, - мне плохо в твоём раю.
Я боюсь сделать шаг - слишком мало хорошего в моей душе,
и оно не может прикрыть дурное.
Я боюсь, что всем видно, насколько я плох.
- Чего же ты хочешь? - спросил Бог, поскольку Он был Творцом
времени и имел его в достатке, чтобы ответить каждому.
Ты всемогущ и милосерден, - сказал человек.
Ты видел мою душу насквозь, но не остановил меня,
когда я пытался скрыть свои грехи.
Сжалься же надо мной, убери из моей души всё плохое,
что там есть!
Я ждал совсем другой просьбы, ответил Бог.
- Но я сделаю так, как просишь ты.
И Бог взял из души человека всё то, чего тот стыдился.
Он вынул память о предательствах и изменах,
трусости и подлости, лжи и клевете, алчности и лености.
Но, забыв о ненависти, человек забыл и о любви,
забыв о своих падениях - забыл о взлётах.
Душа стояла перед Богом и была пуста - более пуста,
чем в миг, когда человек появился на свет.
Но Бог был милосерден и вложил в душу обратно всё,
что её наполняло. И тогда человек снова спросил:
- Что же мне делать, Господь?
Если добро и зло были так слиты во мне, то куда же мне идти?
Неужели - в ад?
- Возвращайся в рай, - ответил Творец, - ибо Я не создал ничего,
кроме рая. Ад ты сам носишь с собой.
И человек вернулся в рай, но прошло время,
и снова предстал перед Богом.
- Творец! - сказал человек. - Мне плохо в Твоём раю.
Ты всемогущ и милосерден. Сжалься же надо мной, прости мои грехи.
- Я ждал совсем другой просьбы, - ответил Бог.
- Но Я сделаю так, как просишь ты.
И Бог простил человеку всё, что тот совершил.
И человек ушёл в рай. Но прошло время, и он снова вернулся к Богу.
- Чего же ты хочешь теперь? - спросил Бог.
- Творец! - сказал человек. - Мне плохо в твоём раю.
Ты всемогущ и милосерден, Ты простил меня.
Но я сам не могу себя простить. Помоги мне?
- Я ждал этой просьбы, - ответил Бог. - Но это тот камень,
который Я не смогу поднять.
Фриц Моисеевич Морген -
Доказательство негативных тезисов: разбор нюансов
Июн. 25, 2009
По просьбе читателей, разберу старую статью Варракса
про негативные тезисы. Там поднимаются весьма важные темы,
которые уже не один раз обсуждались в моём блоге.
Вкратце, в статье ... пишет, как отвечать на требование
"докажите, что Б-га нет"
Статья Варракса называется "Доказательство негативных тезисов"
Текст Варракса сатанински красный, мой текст сатанински чёрный.
специалист по истории средневековой философии Филотеус Бёнер сообщает,
что чаще всего "Бритва Оккама" даётся автором в такой формулировке:
"Без необходимости не следует утверждать многое..."
Более определённо Оккам выразился так:
"множественность никогда не следует полагать без необходимости"...
Проще говоря, Оккамовское "не следует множить сущности" -
это не более чем миф на вооружении у борцов с религией.
К настоящей Бритве Оккама отношения не имеют.
Варракс:
доказывает тот, кто утверждает независимо от того,
положительный тезис или отрицательный.
Т.е. надо доказывать как "бог есть", так и "бога нет"...
А мы, скептики, на это полюбуемся :-)
Тут надо сделать лирическое отступление.
Б-ги бывают разные.
И если доказать несуществование иудео-христианского Б-га
и в самом деле невозможно (он, по условиям задачи, непознаваем),
то доказать несуществование, например, древнегреческих Б-гов...
Подняться на гору Олимп и посмотреть.
Варракс:
...Если нам говорят "докажи, что не А",
а мы этого доказать не можем, мы не имеем права говорить,
что "не А" - истина.
Другое дело - практика - тут мы считаем что "не А" истинно...
А вот когда мы не можем доказать, что "не А" истинно
и нам на этом основании говорят, что оно ложно -
то это уже вызывает законное недоумение.
Неоднократно я сталкивался в своей жизни с ситуациями,
когда в процессе полемики вместо доказательств
мне приводились "аргументы" по принципу "сам дурак!"
Итак, вам предъявили требование: "А докажите, что бога нет!
Чего это вы требуете, чтобы доказали, что он есть?"
Да, оказывается, не все понимают,
что надо доказывать именно положительные утверждения.
Презумпция невиновности - это не высший логический закон.
Презумпция невиновности - это всего лишь один из принципов
современного законодательства.
Согласного которому лучше оправдать виновного,
чем покарать невиновного.
Однако имеют право на существование и другие принципы.
Например, в военное время иногда разумно расстреливать
каждого подозрительного человека, который не может убедительно
доказать свою невиновность.
Поэтому делать вид, будто презумпция невиновности -
это один из логических законов, не менее нелепо,
чем ссылаться в своём доказательстве на Гражданский Кодекс.
Варракс:
тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает,
а не на том, кто отрицает
В логике существует так называемый закон достаточного основания.
Он гласит: все, что ты мыслишь, все, что ты высказываешь,
ты должен мыслить и высказывать только на достаточном основании.
Если данное суждение не имеет основания или основание есть,
но оно недостаточно, ты не имеешь логического права
считать это суждение истинным.
Впервые этот закон был введен Г.В.Лейбницем, еще в XVII-м веке.
Цитирую Лейбница: "Наши заключения основаны
на двух великих принципах, на принципе противоречия
и принципе (разумной достаточности),
в силу которого мы принимаем,
что ни один факт не является истинным или действительным,
ни одно положение не является истинным, без того,
чтобы не было достаточного основания,
хотя основания эти в большинстве случаев
нам могут быть неизвестными
Обратите внимание. Лейбниц пишет про "истинность" высказывания.
Однако высказывания бывают не только истинными и ложными.
Бывают ещё и высказывания, истинность которых пока неизвестна.
Высказывание о существовании Б-га относится (в большинстве случаев)
именно к этой категории.
Варракс:
Также обратим внимание,
что в данном случае рассуждения не могут быть отнесены
к разделу вероятностной логики.
В отличие от вероятностных драконов, описанных Станиславом Лемом,
бог не может существовать с какой-то вероятностью -
он либо есть, либо нет
Итак, начнем рассуждение с того, что еще давным-давно,
Уильямом Оккамом (что интересно, богословом)
был сформулирован тезис, гласящий, что не фиг множить сущности
сверх необходимого.
А введение понятия "бог" и есть таковое размножение
следовательно, вводящий его и обязан доказать обоснованность...
Если подумать, то становится очевидным,
что абсолютных истин быть просто не может -
поскольку никто и никогда не сможет иметь
всеобъемлющих сведений о мире.
Здесь, к сожалению, у Варракса ошибка,
основанная на неверном понимании принципа Бритвы Оккама.
"множественность никогда не следует полагать
без необходимости" [но] всё, что может быть объяснено
из различия материй по ряду оснований,
- это же может быть объяснено одинаково хорошо
или даже лучше с помощью одного основания"
Одно основание - это Б-г.
Много оснований - это физика, химия, другие естественные науки.
Следовательно, согласно Бритве, если что-то можно объяснить
волей Б-жьей, привлекать дополнительные сущности и не нужно.
Напомню: Оккам был монахом. Верующим в Б-га монахом.
Варракс:
Здесь есть один нюанс:
...Хороший пример, что принцип Оккама не приводит
к минимизации сущностей до абсурда,
а именно сводит к минимальному набору,