Об агрессивности
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Об агрессивности
Вспомним, что по современным представлениям,
кроманьонцы жили вместе с неандертальцами.
Пока точно неизвестно, произошли ли люди от них или был общий предок,
в данном контексте совершенно неважно.
А важно то, что неандертальцы превосходили людей практически во всем.
Они были сильнее, умнее (исходя из объема мозга) и социальнее.
То есть дрались друг с другом (предположительно) реже
и может даже вовсе не убивали себе подобных.
А вот человек разумный был неудачником (эволюционно), эмоционально неуравновешенным и
социально неустойчивым приматом и убийцей, а также каннибалом.
Последнее в общем в животном мире не редкость, а вот первые три качества
помогли нашему виду не только выжить, но и достаточно быстро превзойти неандертальцев,
а потом и полностью вытеснить этот вид с планеты.
<...>
И случилось страшное. Особенности устройства психики, которые для любого порядочного вида
(в том числе разумного) являются чистой воды социопатией
и социально-половым отбором безжалостно отбраковываются,
закрепились как способствующие выживанию вида.
<...>
Война, кстати, как организованная форма насилия тоже закрепилась и в подсознании,
и в культуре, и в самом строении социума как такового...
<...>
Если вышесказанное верно, то это означает, что наша цивилизация не только сейчас,
но и в обозримом будущем сохранит:
а)конфликтность, не обязательно требующую физического уничтожения противника,
но в любом случае некую форму победы над ним в ходе какой-то борьбы
(хотя бы и на бирже, на игровой доске и т.п.)
б)ксенофобию и неспровоцированную ненависть, в лучшем случае сублимированную или
направленную на абстрактные "грех и невежество"
в)асоциальность, причем независимо от формы социума
(опять же, хотя бы в форме отшельничества или показного нонконформизма)
(Мамлиев Булат Ханифович "Агрессивность человечества")
----------------------------------------------------------
Интервью с Юрием Козыревым (фрагменты)
Пишет ir_ingr
2010-08-10 10:28:00
Интереснейшее менее известное интервью с Юрием Козыревым - 2
(Выкладываю только вопросы и ответы о войне - ir_ingr)
- Вы ставите перед собой какую-то сверхзадачу?
Ведь не просто фотографией ради фотографии занимаетесь.
Чувствуете за собой какую-то миссию?
- Вы знаете, нет. Я точно не собираюсь мир менять.
То, чем я занимаюсь, мне интересно. Это образ жизни.
Я могу быть свидетелем событий, и это круто!...
В общем, это страшно завидное занятие быть свидетелем революций, переворотов, войн.
Не наблюдать через скучные новости в телевизоре, а находиться там, на земле,
что называется, и всё самому оценивать.
Это дорогого стоит.
Дело в том, что у каждого поколения были свои события.
Кому-то повезло больше, кто-то увидел больше.
Я пришел в фотографию случайно и мое познание мира через фотографию -
это было социологическое исследование.
Но уже в процессе изучения, понимания и встреч с совершенно удивительными людьми,
обращения к их опыту, просматривания их фотографии у меня совершенно
точно сложился мой иконостас.
И эти люди - в основном военные репортёры. Не то, что мне лишь бы на войну.
Просто на войне ты видишь всё по-настоящему...
Так вот, я предпочитаю находиться там, мне нравится,
что вокруг меня происходят события.
Хотя у меня был очень грустный опыт, который мог бы меня остановить.
Как намёк свыше: больше не делай этого. Афганистан, 1991 год.
С Валерой Нистратовым нас забрали моджахеды. Мы сидели в тюрьме три дня.
И страшно было, и не было понятно, что с нами будет.
Но там всё как-то, слава Богу, разрешилось.
У Валеры украли тогда всю аппаратуру, правда, потом через полгода
он получил её обратно. Но я отношусь к этому как к опыту.
Следующая поездка в Афганистан в 2001 была уже более осмысленной,
более продуманной.
В:- Получается, Вы снимаете молниеносные, скоротечные события.
Некогда ждать красивого света и т.д.?
- Да, там много ограничений. Во-первых, безопасность, потому что,
это может звучать банально, нельзя снимать летящую пулю.
Там, где война, ты во многом зависишь от своих провожатых...
Но если говорить про миссию, то фоторепортёру очень важно видеть и ту,
и другую сторону.
И если военные делают что-то не так, надо постараться снять,
чтобы обывателю было понятно, что его соотечественники делают что-то неправильно.
Так вот, я нахожусь там, где всё время происходят не самые приятные вещи,
и реагировать, и снимать надо быстро.
Ситуации разные бывают. На войне не всегда снимаешь бой.
Вот Ирак - там военные действия продолжались шесть лет,
люди жили и выживали в этой среде. Там можно, например, снять рынок, как люди живут.
Но, находясь в этой среде, я понимаю, что здесь может что-то произойти.
И моё присутствие может что-то изменить.
Ведь журналист - это своего рода приманка. Журналистов крадут, убивают и т.д.
Поэтому, оказавшись в ситуации азиатского рынка, нужно очень быстро работать,
понимая, что у тебя нет много времени.
И провожатые, которые не могут ходить вокруг тебя как охрана, просто дают знать,
что пора уходить, что пора прыгнуть в машину и уезжать.
Съёмка может длиться всего десять минут, но она дорогого стоит.
В:- Фотограф может как-то повлиять на ход событий? Были такие случаи?
- Были. Много раз. Фотограф может спровоцировать ситуацию, а может ее остановить,
если примет правильные решения. Самый яркий пример - Джеймс Нахтвей...
У меня во вторую Чеченскую войну с морпехами было много ситуаций,
когда они чего-то не сделали, потому что рядом был я. И это очевидно.
А были и другие ситуации с теми же морпехами, когда говоришь, что надо на линию фронта,
а они отвечают, что нельзя.
Нельзя, потому что очень опасно, что мы не пройдём.
И вот канючишь, упрашиваешь, и они соглашаются. Рано утром выезжаем.
Туман, совершенно фантастическая картина.
Но когда потом через 20 минут нас начинают обстреливать под Центороем,
и двое ранено, один убит. И мы уходим, а я снимаю всё это....
<...>
Ещё вот какая странная штука на войне - скучно с военными. Идёшь с ними.
Они совершают совершенно бессмысленные действия: вышибают двери, проверяют вещи,
ищут врагов, как они говорят. Но это их работа. И внутренне они тоже ждут,
что может что-то произойти, и готовы к этому.
И когда они расслабляются, и ты расслабляешься, потом вдруг БАМ!
Серьезный такой "Бам", как в хорошем профессиональном боксе, в настоящем бое -
всё происходит мгновенно - раз, раз...
Это минута. У тебя есть минута на понимание того, надо тебе выжить,
надо ли тебе помочь, надо ли тебе не помешать.
Это три фактора. Потому что в любом случае фотограф - лишний там человек.
Он точно провоцирует нападающих, потому что выглядит белой вороной...
В:- В действующей армии опытные бойцы учат молодых, только что прибывших на фронт,
навыкам выживания, а Вас кто-нибудь обучал этому?
- Да, передача опыта - это принципиальная вещь.
Дело в том, что существует некое товарищество людей, которые освещают события.
Это очень маленький круг и мы всегда делимся своим опытом,
знаниями и пониманием ситуации.
Потому что если человек едет в Афганистан в первый раз, ему жизненно необходима
информация бытового плана, и получить её лучше всего у тех, кто там уже был:
что из вещей брать с собой, какие таблетки спасут от поноса...
Допустим, можно приехать в шортах, а это глупо.
Кажется, там же +40 градусов, но это не значит,
что можно ходить в шортах в мусульманской стране.
Что касается других знаний - с кем стоит работать...
В:- Проявляются ли какие-то национальные черты в том,
как русские солдаты реагируют на человека с камерой, американские и другие?
- Это зависит от конкретно взятой ситуации. Но есть какие-то общие тенденции.
Я единственный русский фотограф, который работал в Ираке шесть лет.
Поэтому если вы приедете в Ирак, и там скажут, что есть такой Козырев Юрий,
и что он почти что иракец, то не удивляйтесь...
И это хорошая реакция, когда тебе говорят: Русский - классно! Это помогает.
Русский для иракцев - тоже хорошо...
Иракцы - народ любознательный. Они хоть и говорят, что не образованные,
замученные режимом Саддама, но на самом деле это не совсем так.
Потому что при долгом режиме Саддама почти каждый пятый иракец учился в Европе,
в основном в Англии. У них прекрасное образование.
Это единственная арабская страна, где так внимательно относятся к образованию детей.
А вот сейчас всё худо, потому что в школы опасно ходить.
Всякие шариатские штучки начинаются - разделение девочек и мальчиков.
Хотя раньше это было светское государство.
В:- Не пытались ли военные использовать Вас в своих целях,
дать задание какое-то или попытаться выудить информацию?
Вы же по обе стороны от линии фронта бываете.
- У меня были курьезные ситуации, когда я очень долго сопротивлялся самой идее
быть с военными. Я освещал оккупацию Ирака американскими войсками,
будучи в Багдаде с иракцами - это был мой выбор. И когда бомбили, я с ними был...
В:- Многое из того, что происходит на войне - ужасно.
Как определить грань между тем, что можно снимать и тем, что нельзя?
- Я очень многие вещи не снимал. Видел, но не снимал.
Многое просто нельзя показывать....
<...>
Вопрос этики существует и по отношению к солдатам.
Иногда что-то снимаю, но не показываю, ведь родные люди у каждого солдата есть,
а значит, есть вероятность, что они могут это увидеть.
А не факт, что им нужно видеть, как их сын погиб...
В:- Контраст условий жизни людей на Земле Вам, наверное, очень заметен.
Одно дело город, цивилизация, Интернет, а другое дело война...
- Да. Это просто часть профессии.
Везде, где идёт война, очень сложные бытовые условия. Если довоенный Ирак жил бедно,
но всё же там были хоть какие-то условия, главное что было чисто,
то сейчас после оккупации страны, когда в восьмимиллионном городе нет света, это кошмар.
Представьте, в Москве вырубить свет хотя бы на час. А там электричества нет месяцами.
И мы приспосабливаемся, начинаем использовать генераторы.
Когда температура +45 градусов, это тоже очень тяжело.
В Афганистане другие проблемы - просто бедность. Бедные люди вокруг,
живёшь с ними в тех же мазанках и это нормально.
Эту особенность профессии надо либо принимать, либо ты просто не увидишь того,
что там на самом деле происходит.
В:- Нет ли у Вас ощущения, что люди не хотят воевать,
что политики навязывают им эти войны?
Встретились два парня - один из Ирака, другой из Америки,
какой смысл им друг друга убивать?
- Да, есть некоторая абсурдность и она понятна многим и с той и с другой стороны.
Но у людей там шок происходит. Представляете, первый раз в жизни парень из техасской деревни
перелетел океан и оказался в совершенно другой среде.
Нужно время, чтобы понять, что это другая страна, другая культура.
Среди американских солдат много людей образованных и многим абсурдность войны
была понятна, просто для кого-то это работа, некоторыми людьми движет чувство долга.
Если ты подписал контракт в 2000 году на пять лет,
а потом досрочно хочешь его разорвать, то это подсудно.
<...>
- А не по работе, просто так для души фотографируете?
- У меня нет такого. Моя работа - это и есть для души, это и есть моя жизнь.
И не было никогда разделения. Были этапы жизни..
В:- Когда пришло понимание того, что, взяв в руки фотоаппарат,
вы можете дать людям какую-то важную информацию, какой-то посыл?
- Да, у меня был такой опыт. Первую Чечню снял неряшливо - где-то был не совсем точен,
плохо организован. Но я понимал, что будет вторая Чечня, был к этому готов...
В:- Сейчас довольно сложная обстановка в мире.
Вы много где бываете и многие события видите изнутри.
Насколько всё накалено, насколько опасно.
Тот же кризис - его могут спустить на тормозах, а могут начаться глобальные войны,
Третья мировая война...
- Она уже началась, Антон!...
(Добавить комментарий)
glamurtroll
Спасибо
hungarez
спасибо. очень интересно.
shwy_13
Общее впечатление, конечно, от интервью - сильное. Настоящий мужик.
Пишет ir_ingr
2010-02-14 12:46:00