О законах морали, или Санта-Барбара по-русски
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
О законах морали, или Санта-Барбара по-русски
Жестокости гражданской войны, репрессии 30-х годов,
вообще насильственный характер социалистической революции в России
породили острые дискуссии по вопросу о соотношении цели и средств и - более широко -
о роли морали в истории.
Активным участником этих дискуссий был Л.Д.Троцкий, продемонстрировавший в теории
такую же доктриальность и последовательность, которыми была отмечена
его практическая революционная деятельность.
Взгляды Троцкого на проблемы этики получили цельное выражение
в его статье "Их мораль и наша".
(А. А. Гусейнов "Этика Троцкого")
Кто не хочет ни возвращаться к Моисею, Христу или Магомету,
ни довольствоваться эклектической окрошкой,
тому остается признать, что мораль является продуктом общественного развития;
что в ней нет ничего жизненного; что она служит общественным интересам;
что эти интересы противоречивы; что мораль больше, чем какая-либо другая форма идеологии,
имеет классовый характер
<...>
Высшей формой классовой борьбы является гражданская война,
которая взрывает на воздух все нравственные связи между враждебными классами.
<...>
Демократия казалась незыблемой.
<...>
Создавалось впечатление все более свободного, справедливого и гуманного общества.
Восходящая линия прогресса казалась здравому смыслу бесконечной.
<...>
Вместо этого разразилась, однако, война, со свитой потрясений, кризисов, катастроф,
эпидемий, одичания.
<...>
Нужна поистине предельная интеллектуальная и моральная тупость,
чтоб отождествлять реакционно-полицейскую мораль сталинизма
с революционной моралью большевиков.
<...>
Мораль этих господ состоит из условных правил и оборотов речи,
которые должны прикрывать их интересы, аппетиты и страхи.
В большинстве своем они готовы на всякую низость - отказ от убеждений, измену,
предательство - во имя честолюбия или корысти.
В священной сфере личных интересов цель оправдывает для них все средства.
Но именно поэтому им необходим особый кодекс морали, прочной,
и в то же время эластичной, как хорошие подтяжки.
<...>
Они ненавидят всякого, кто разоблачает их профессиональные секреты перед массами.
В "мирное" время их ненависть выражается в клевете, базарной или "философской"
(Л.Троцкий "Их мораль и наша")
kkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkk
zttt
Развал СССР - расплата за разрушение церкви
14th-Jun-2010
Да-да. Я совершенно серьезен. И мои религиозные убеждения здесь совсем не при чем,
потому что я атеист.
Церковь - это не только религия.
Она играла всегда важнейшую социальную функцию и не только (не столько) благотворительную,
сколько психотерапевтическую.
Как я уже писал ранее, тоталитарный стиль воспитания, исторически характерный для России,
формирует у граждан невротическое состояние.
Если некий человек разозлен действиями высшего сословия,
то он не может высказать напрямую свое недовольство, он вынужден подавить свое раздражение.
И это подавленное чувство постепенно сжигает его.
Рано или поздно накопившиеся чувства вырваются взрывным образом
и тогда происходит бунт в русском стиле: бессмысленный и беспощадный.
Но церковь как раз и несет ту самую психотерапевтическую функцию,
которая позволяет человеку спустить пар.
Делается это несколькими нехитрыми приемами.
Во-первых, христианская религия требует всепрощения.
Это существенно меняет отношение человека.
Если в обычном случае на оскорбление он реагирует яростью - "Да как он смеет?!" -,
то в случае всепрощения отношение становится совсем другим -
"Не ведает барин что творит"
(типа глупый он, что с него возьмешь?).
Во-вторых, благотворно влияет молитва. Во время нее человек благодарит Бога за все то хорошее,
что у него есть (т.е. хорошее всегда есть и не все так плохо как может показаться
в запале), а также просит прощения за свои грехи
(снимается проблема чувства вины).
И третий важный элемент - исповедь. Во время исповеди человек имеет возможность
выразить накопившиеся эмоции, просто выговорив все свои проблемы, которые его тревожат,
и даже выплакать их.
Кроме того, сами священники ведут себя с прихожанами поддерживающе и утешают,
если требуется.
Все это создает чувство облегчения после посещения церкви и человеку снова хочется жить.
За сотни лет христианства в России церковь прочно вплелась в культуру народа.
Она исправно выполняла свои функции. Конечно случались бунты,
но их число могло бы быть значительно больше, если бы не она.
Но был и другой эффект: благодаря эффективной централизованной психотерапии
народ утратил собственные навыки борьбы с невротическими состояниями.
И что произошло после разрушения церкви.
Народ потерял институт психотерапии, а своих навыков справляться с ними - нет.
В результате, в народе стали накапливаться противоречия.
Эти противоречия снимались в тяжелые годы становления СССР:
разруха, репрессии, войны.
Ведь среднестатистический невротик себя гораздо лучше чувствует в момент опасности,
чем в годы благоденствия.
И вот когда в 60-х годах жизнь начала налаживаться,
противоречия стали неудержимо накапливаться.
Навыков борьбы с ними у людей не было.
Типичная реакция на подавленные чувства - уход от действительности и агрессия.
Уход от действительности вылился в повальное пьянство и наркоманию.
Агрессия, будучи ни к чему не приложенной, направилась на руководство страны
примерно по такому сценарию.
Женщина (продавщица) поссорилась со своими детьми и вся на взводе.
Приходит на работу в магазин и выплескивает эмоции (раздражение, ярость, агрессию)
на покупателей. Покупатели, не умея справляться с обидой, думают:
"Ужасная продавщица, ужасный магазин, ужасная система снабжения, ужасная страна,
ужасное правительство".
И вот приходит к власти Горбачев и резко дает людям свободу.
Все, что они сдерживали годами из страха перед системой, все это море эмоций
вдруг резко выплеснулось наружу как кипящая вода из скороварки.
И естественно, что оно потопило самого "освободителя".
Естественно, что нужно извлечь какую-то мораль из всего этого повествования.
И мораль такова, что единственный способ справться со многими сейчас насущными
социальными проблемами, в том числе пьянством, наркоманией и др., можно лишь
воссоздав какой-то институт массовой психотерапии наподобие церкви.
По крайней мере для тех, кто в бога не верит и не может (не хочет)
воспользоваться ее услугами.
Помимо этого, необходимо так же обучать людей самостоятельно
справляться с невротическими состояниями (депрессией, нервозностью и т.д.)
и вводить такие навыки в культуру народа.
Comments
v_och
А распад Российской империи - расплата за что?
zttt
За деградацию элит.
Революции 17-го года были устроены дворянами,
хоть и руками пролетариев.
v_och
Тогда можно сказать, что и распад СССР - расплата за дерградацию элит.
Даже с еще большим основанием.
zttt
Можно конечно. Вообще, массовые такие трагедии случаются как правило по стечению
множества обстоятельств.
Даже если брать деградацию элит, этого конечно недостаточно.
Ведь элиты могут призывать к чему угодно, но происходит революция лишь тогда,
когда недовольный мужик с печки слезет и надоет барину промеж глаз.
Так вот почему этот мужик слез и чем он недоволен - это и есть фундаментальный вопрос.
v_och
Я не спорю с основной идеей, правда, не совсем корректно
сформулированной с точки зрения верующего человека.
Ваши объяснения о психотерапевтическом значении Церкви,
вероятно, имеют какая-то основу, но очень локально.
Особенно забавно про исповедь - что это возможность выговориться...
Ну и насчет всепрощения Вы загнули...
zttt
"Но главное - Церковь уже есть. К чему создавать квази-Церковь?"
Я сказал зачем - для терапии.
v_och
Тут можно расплыться вширь, поэтому скажу о том, что мне представляется главным.
О психологии и религии...
zttt
Спасибо. Интересные наблюдения у вас. Сам я не настолько глубоко залазил
в вопросы технологий церкви.
Тут по вопросу влияния веры на психическое здоровье я просто сошлюсь на тех психологов,
с которыми мне доводилось общаться и обсуждать вопросы религии.
Вот еще на что я хочу обратить внимание.
1. Сравнивая церковь с современной психотерапией, нужно учитывать,
что церковь очень сильно опиралась именно на веру.
Это очень важный факт. Когда вы обсуждаете проблемы с психотерапевтом,
то он под вашу психическую конструкцию создает решение.
Они действовали наоборот: сначала человек должен принять веру и все ее догмы,
а потом со стандартной психической конструкцией они уже работают как рабочие на конвейере.
2. Религиозным технологиям что-то около полутора тысяч лет (по крайней мере части из них).
Естественно, никто тогда не понимал человеческой психологии на нынешнем уровне:
сознательное-бессознательное и т.д.
Поэтому нет смысла ожидать от нее того же результата, что от современной психотерапии.
3. Помимо социальной роли, церковь еще была встроена в государственную систему.
Поэтому она обеспечивала не только душевное здоровье, но и интересы власти.
А интересы власти - это полное смирение народа со своим положением,
беспрекословное подчинение государю и т.д.
4. Служба в храмах - это единое театрализованное действие, где каждый элемент по-отдельности
(тот же пономарь) может не играть никакой роли и выглядеть ненужным,
но все вместе оставляют неизгладимое впечатление.
v_och
Если о анти-психологичности православной молитвы, то это не наблюдение, а факт.
Любой священник вам скажет примерно то же самое.
О религии и государстве, властях и пр., думаю, здесь этот вопрос, думаю,
поднимать не стоит - это отдельная большая тема.
Основное вот, в чем. Вы пытаетесь объяснить нечто вам незнакомое
с позиции имеющегося у вас опыта - по принципу некоторого сходства.
Разумеется, мы все опираемся на собственный опыт, но дело в том,
что вы полагаете, будто вашего опыта в данном случае - достаточно,
и нет нужды изучать, что же такое Церковь.
Но это не так - недостаточно.
Иначе бы вы не говорили о конвейере, театрализованном действии и пр.
Театрализованное действие - это когда кто-то изображает кого-то.
На церковной службе никто никого не изображает, и в этом принципиальное отличие.
Если же говорить, о том, что в церковной службе у каждого человека есть своя функция,
то с большим основанием можно сравнивать не с театром, а, к примеру, с заводом.
Но церковная служба и не завод, потому что конвейера здесь нет -
каждый человек рассматривается индивидуально, поскольку в большинстве случаев
священники знают своих прихожан и, соответственно, относятся к ним индивидуально.
<...>
Вывод: религия и психотерапия - принципиально разные вещи.
Психотерапия в какой-то мере - псевдо-религия для атеиста.
Не скажу, что верующих невротиков не бывает совсем, но лично я их не встречал.
Поэтому не стоит судить о Церкви с позиции психоанализа или еще чего-то такого.
kubkaramazoff
Поддерживаю вывод. ....В любом случае имеет место вера в определенные личностью ценности.
v_och
Дело не только в ценностях, как таковых, но и в том, на чем они основаны.
...если Бога нет, то эти ценности держатся на честном слове...
kubkaramazoff
Лукавство коммун. идеологии состояло в том, что она,
декларируя отсутствие Бога, на самом деле была богоборческой...
v_och
Основной смысл поста, как я его понял, был в том, что с разрушением Церкви
исчезла структура, которая занималась психотерапией населения,
отчего пошли неврозы, и СССР распался. Это упрощенно.
Эту тему я и старался обсуждать...