|
|
||
Дискуссии
Составила Татьяна Красных
Главное, что здесь нас должно интересовать, -- это ориентации, способности, умения и личные качества тех людей, которых мы должны обучить и воспитать. А сами ситуации и необходимая в этих ситуациях деятельность будут интересовать нас лишь:а) как проявления и манифестация ориентации, способностей, умений и личных качеств,
б) как то, на основании чего мы можем судить об ориентации, способностях, умениях и личных качествах и из чего мы, соответственно, можем эти ориентации, способности, умения и личные качества выводить, и, наконец,
в) как система требований к содержанию, методам и организационным формам обучения и воспитания.
(Щедровицкий Г.П.)
Факторы экономики
1. Примеры МАССОВОГО появления сверхуспешных независимых экономик - то есть, какая-нибудь Бурундия или Куба вдруг начинает заваливать мир товарами - или идеями - с невиданной производительностью труда.
2. Рост числа непонятных явлений, не умещающихся в язык предыдущих страт - скажем, дикторы на телевидению десятих стран, отделенных друг от друга тысячами километров, вдруг синхронно вопреки программам изрекают какой-то текст, который сами не могут понять. Или организовывается фабрика по производству чего-то, что никак не может действовать - и масса людей тратит на это время и силы. Сиречь - искать надо несуразности.
3. В психологической сфере - беспочвенный энтузиазм по поводу каких-либо явлений - причем МАССОВОГО опять же масштаба.
Сходу - все, но вопрос интересный, надо походить, подумать...
Каковы признаки качественного улучшения?
1. Эффективность организации - уменьшение потерь на взаимодействие групп.
2. Эффективность мышления - увеличение количества генерируемых смыслов
и скорости обработки текущих проблем
3. Эффективность адаптации - уменьшение потерь при использовании
имеющихся ресурсов или увеличение количества вовлекаемых ресурсов на
человеческую единицу.
Отсюда собственно все и следует. Новая страта начнется, когда эти
процессы станут видны невооруженным глазом.
1) => влечет создание
идеальных организаций (какой бы вид они не приняли),
2) => резкое
возрастание новых идей, концепций, овладевающих массами, в результате
можно ожидать (эффект смещения точки сборки человечества)
высвобождение массы психической энергии в разных формах - от
экстатической до психозной,
3) => даст прирост производительности
труда, что тоже отслеживается.
P.S. Хм. Только сейчас задумался, как интересно выглядит под таким ракурсом 60-ые годы прошлого века. Явно была попытка смещения точки сборки - и попытка неудачная, новая "потенциальная яма", устойчивое положение ТС достигнуто не было - произошел откат.
1. Примеры МАССОВОГО появления сверхуспешных независимых экономик - то есть, какая-нибудь Бурундия или Куба вдруг начинает заваливать мир товарами - или идеями - с невиданной производительностью труда.
Я приводил данные, что сейчас так называемая "реальная экономика" - это от силы 20% населения. Остальное - непонятно что. Пока это "непонятно что" скрадывается в силу существующей парадигмы мировых денег, но реально эти кластеры уже живут "сами по себе", имея очень узкоспециализированные входы и выходы в систему "экономика". Поэтому надо придумать что-то другое для описания взаимодействия людей.
Факторы идейные
Это меморандум Бромберга в вольном переложении, простите.
Реально, это наверное, неизбежно - содержание определяет форму.
P.S. Хм. Только сейчас задумался, как интересно выглядит под таким ракурсом 60-ые годы прошлого века. Явно была попытка смещения точки сборки - и попытка неудачная, новая "потенциальная яма", устойчивое положение ТС достигнуто не было - произошел откат.
Очень было бы полезно понять ЧТО тогда было и ЧТО тогда не получилось. Потихоньку делая вторую выжимку и параллельно читая производственную литературу натолкнулся на полное ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ идеи К.Андрея, кстати бегавшей по постам до поста К.Андрея.
Так вот, тогда огромную роль играли СЕМИНАРЫ.
Вот из статьи воспоминаний:
Важно то, что в каких бы мы ни были подразделениях или группах отделения разведочной геофизики, всегда чувствовалось, что мы делаем одно дело.
Этому во многом способствовали заведенный порялдок и стиль работы, установвленные, как я понимаю, еще академиком Гамбурцевым.
Обязательным для каждого из нас было участие в написании
ежегодных очетов и статей. При этом мы прошли достаточно
суровую школу. Отдав на просмотр раздел отчета или статью нашим
руководителям, мы получали страницы с многочисленными пометками
и замечаниями, иногда большего объема, чем сам рецензируемый
текст.
И так не за один и не за два захода.
Но наибольшему единению сотрудников способствовало ежегодное участие в проведении полевых экспедиционных работ.
При обсуждении топика со мной батя сказал достаточно примечательную
фразу:
"Вы сформулировали на форуме некоторый способ генерации новых идей.
Отдавайте себе отчет, что это ЕДИНСТВЕННЫЙ возможный способ."
Факторы исторические
предлагаю каждому вкратце сформулировать, какие факты, для него лично, являлись бы свидетельством того, что цивиллизация перескочила в новую фазу развития.
2. Создание небольших (десятки-сотни людей) поселений, способных (на основе автоматизированного производства и т.п.) практически полностью, без существенных контактов с остальным миром, обеспечить их жителям уровень жизни не хуже нынешнего индустриального.
Мы знаем только, что она будет хороша и эффективна, но какую форму примет эта эффективность - судить не можем.
... а в реальности с каждой следующей ступенькой независимость цивилизации _снижалась_ - если одно племя вполне могло существовать в одиночку, то техническая цивилизация требует уже солидных размеров государства
А по поводу тенденция - они очень нужны, но я их пока как раз не вижу - ни универсальных станков, ни паровичков, жрущих любую органику или солнечный свет и неспешно ковыляющих по любой почве и могущих быть починеных деревенским кузнецом, ни лампочек и стиральных машинок, отдающих в темное время суток то, что запасено ночью.
Насколько я в курсе, как раз масштабы "феодальный замок - окружающие деревни" вполне совпадали с "город-государство - окружающие его поля с рабами".
А по поводу тенденция - они очень нужны, но я их пока как раз не вижу - ни универсальных станков, ни паровичков
А насчет падения эффективности - здесь может быть и другой коленкор - малые коллективы _сохраняют_ свою эффективность, что на фоне падения иерархичных только выглядит подъемом.
То есть античная и индустриальная фазы в этом смысле
"близнецы-братья". И переход к новой фазе я лично
собираюсь детектировать по появлению "новых замков".
Впрочем, могу еще один критерий из этой же линии предложить :
Вытеснение универсального средства обмена (денег) на основе развития
автоматизации системы учета сделок "в натуральном выражении"
Факторы технологические
А по поводу тенденций - они очень нужны, но я их пока как раз не вижу - ни универсальных станков, ни паровичков, жрущих любую органику или солнечный свет и неспешно ковыляющих по любой почве и могущих быть починеных деревенским кузнецом, ни лампочек и стиральных машинок, отдающих в темное время суток то, что запасено ночью.
"Паровички"- это нынешние трактора. Они именно так и работают -- жрут что угодно, а чинятся кувалдой и какой-то-там-матерью. Можно двигатель заточить, чтобы ездил на чём угодно, хоть на подсолнечном масле, но солярка всяко дешевле.
Лампочки и стиральные машинки вообще ничего не запасают, а электричество берут прям из стенки. Ибо какая разница конечному потребителю, как оно в розетку попало -- есть и ладно.
Так что тенденции перехода УЖЕ есть.
И вот пытаясь применить критерий "что производим?", я подумал о США. А
ведь они, если так смотреть, они осуществили переход где-то в районе
начала 70-х. В индустриале и сельском хозяйстве работает процентов 20
населения. Производиться в основном семантические смыслы, начиная от
казначейских обязательств и кончая стрижкой собак. Даже классические
товары сильно нагружены смыслами, например "здоровая еда", автомобиль
"для женщин", комп "для настоящего геймера".
Произошло насыщение
жизненного пространства не только едой, промышленными товарами, но и
кучей разнообразных семантических символов.
Так что, штаты могут
оказаться не на грани перехода в когнитивную страту, а на грани
перехода в "посткогнитивную". Примерно то же для Японии и
части Европы.
Россия как всегда, все не достраивает, бросает старое и
с головой окунается в новый проект.
Признаком перехода станет достижение избыточной пропускной
способности каналов обмена информацией в обществе, чтобы не пришлось
паковать информационный и управляющий сигналы в пиар.
Соответственно
децентрализация и форумы класса здешнего (чисто технически) для
каждого подъезда многоквартирного дома.
Ещё более общее - переход доступа к интерактивным системам распространения информации из категории товара-и-права в категорию права-и-обязанности.
Делать микросхемы в местной деревне? Я плакаль. Связность - только
возрастает. Кто-то называл это социализацией...
Я - о "варварах", тракторах и мелкопоместном производстве
Делать микросхемы в местной деревне?
Массовое появление новых смыслов, _аналогов_ которым нет в предыдущей страте (а вот на еще на позицию назад - вполне вероятно). Итак, нужно отвлечься от текущего восприятия мира и посмотреть на него глазами человека из золотого века индустриализма - 50-х. Посмотреть на появление _немыслимых_ в массе для того момента смыслов.
Кстати, по науке/технике можно брать первую версию известной таблицы Кларка (хотя это уже 60-е, состояние мира поползло, но тем не менее...) и смотреть количество _несовпадений_ с ожидаемым, учитывая что прогноз (с сохранением темпа продвижения в 60-е) выглядит вполне реальным.
Факторы геополитичекие
Кстати, замечание о том, что США могут внезапно оказаться на пороге
посткогнитивного мира - вполне справедливо. Там, с МТЗ, вполне
наработана критическая масса новых смыслов. Поэтому - зачем им
когнитивизм? Эта конфетка уже съедена и переработана...
С другой
стороны... Здесь тоже, но в рамках довольно узкой прослойки... Хорошо,
если 1-2% населения...
В общем - когнитивизм сейчас есть будущее Европы, возможно - исламских стран. Китай успешно развивает супериндустриализм (чем мне лично симпатичен, но... они еще не вышли на сопоставимый даже с 50-ми в СССР или США уровень массового _восприятия_ его. Они реально где-то в районе конца 30-х в СССР по этому параметру. Так что...).
Что до темы автономных по обеспечению минипоселений - да, конечно.
Т.е. предел индустриализма. Неавтономия по-когнитивному (всякие
сопоставления племя-город-государство) заключается как раз в
неавтономности по уровню разработок.
Здесь признаком посткогнитивного
перехода будет не возможность таких микропоселений, а возможность
конкретного носителя разума или микросообщества к созданию и
овеществлению (оба компонента) принципиально новых смыслообъектов.
А на пост-посткогнитивной фазе - фазе демиурга - к мгновенности этого
процесса (мысль есть уже действие, безотносительно к).
Кому предназначены булки?
В промежутке все это дело постоянно промывают немерянным количеством дистилиата, получаемого даже не перегонкой, а сжиганием водорода в кислороде
Я перечислил только самую тяжелую и громоздкую технику. Не забывайте, что ресурс у нее не бесконечный...
Насчет "что кушать будем". Да то же самое и будем. Ведь сейчас сельское хозяйство существует? Вот и продолжит существовать, только удельный вес с/х и индустрии в экономике будет падать.
И не надо говорить, что экономика - это "отрыжка индустриализьма" Экономика существовала и в традиционном мире и в палеолите, ни куда не денется и в когнитивной страте, просто появятся в ней новые сущности, а "константы станут функциями"
Вопрос в том, что культурное растение, например, научится само бороться с сорняками. Или зерно отрастит себе шесть гибких ножек и само приползет в амбар.
И не надо говорить, что экономика - это "отрыжка индустриализьма"
А то смахивает на астрологию с алхимией вместе взятые.
А как на это посмотрят аграрии? Что от ГИРь они получат взамен? Тот же вопрос и про то, что будет одевать, на чем ездить, с чем будут играть его дети. Сфера материального производства претерпит какие-то кардинальные изменения, или просто на существующей и принципиально той же самой будет очередная нашлепка?
Об этом и говорим. ГИР/ГПР - это уже реальность. "Хочу место менеджера, с зарплатой в 300 долларов, стол, компьютер, диспенсер. Отпуск 14 дней". Современные офисы - это работные дома. Как по уровню организации, так и по "выхлопам". А вот сверхзадачей является превратить их в полноценные организмы, которые могут обеспечить производство "когнитивных гвоздей" в крышку гроба самизнаетекого.
Да. Что касается булок - будут только есть. Изверги.
Доводя до абсурда Вашу точку зрения: Рабочие - это бездельники.
Что в этом случае скажет рядовой сотрудник ГИРа? Он булки на что покупает/получает?
Ну да, такая себе "нашлепка". В 80% от всего трудоспособного населения.
То бишь, один может сказать - вот, все мои булки едят. И его вклад понятен... Что в этом случае скажет рядовой сотрудник ГИРа? Он булки на что покупает/получает?
Вот давайте от этого противоречия и
плясать - может и найдем чем таким "особым рассчитываются с рядовыми
членами ГИР.
Я привел формулу "стол, компьютер, офис, зарплата,
отпуск" - но это лишь превращенные формы чего-то более универсального.
Без того, кто булки делает, не обойтись, на мой взгляд. Можно ли обойтись без ГИР/ГПР? Если можно - надо обходиться.
Точно так же не обойтись без "бездельников". Производит их современное общество в неимоверных масштабах. Потому что ресурсов не мало - их просто непозволительно много для набранной динамики. Дело не в бензине, который в нашем баке, дело в скорости автомобиля. Дымит резина - кончает Зина.
Упоминаемые ГПР/ГИР в интересующей нас сейчас третьей стадии есть эффекторы инфоробъектов. Свои вопросы о необходимости их (хотя и явной недостаточности) можете адресовать к указанным инфоробъектам. А первая и вторая стадия - всего лишь описание существующих систем в текущих местных выражениях.
Что до "обходится без" - ага... три раза... Вот только пальмы уже все заняты, да... Пещеры тоже...
Вас, кстати, как величают?
Давайте разберемся....
Про себя мне на вышеприведенный вопрос ответить просто. Я преподаю в университете. Я занимаюсь наукой. Я программирую и администрирую сети. Работа мне моя нравится. То бишь в текущую "страту" я погружен полностью и как-то меня она устраивает.
Есть соблазн сказануть что-нибудь типа: а вот если человек занимается черт-те чем, и внутри у него зреет конфликт, и... не буду я такого говорить. То бишь я по условию считаю, что тут все люди нормальные, состоявшиеся, вполне трезомыслящие и в той или иной степени преуспевающие. И не от комплексов в когнитивизм и прочие места лезут, а от наблюдений за окружающим миром (как я).
У меня в этом плане есть серьезные сомнения в "развиваются неслабыми
темпами". Собственно, именно от того, что во многом в перечисленных
вами сферах происходит "топтание на месте" я и предположил, что
возможен (помимо прочего) и некий прорыв на новые уровни "осознания
сложности мира" и т.п.
Ну, энергия-то копится, куда-то, возможно,
пульнет.
Или не пульнет.
В том, что я знаю о ГИР/ГПР лично мне рационального зерна не видно. Новое знание, насколько я понимаю, там предлагается генерировать в процессе непрерывной "плотной" дискуссии. Или я ошибаюсь и предполагается еще и некоторый период "вызревания"?
Ну да, такая себе "нашлепка". В 80% от всего трудоспособного населения.
- Все правильно. Никому не нужно натуральное хозяйство.
- AY писал:
Точно так же не обойтись без "бездельников". Производит их современное общество в неимоверных масштабах.
- Вот именно это мне бы и хотелось понять. Если просто смотреть, что "нужно" человечеству, то избытка ресурса лично я не наблюдаю. Если смотреть, что "есть" - да, куча народу, которым заняться нечем. Предлагаемая система как-то это свяжет?
Типа того, что "бездельники" (ваш термин) сами собой начнут делать нечто полезное?
Структура мне непонятна, хоть убейте. А если нет структуры - все остальное в воздухе висит.
- Platov писал:
Упоминаемые ГПР/ГИР в интересующей нас сейчас третьей стадии есть эффекторы инфоробъектов. Свои вопросы о необходимости их (хотя и явной недостаточности) можете адресовать к указанным инфоробъектам.
А первая и вторая стадия - всего лишь описание существующих систем в текущих местных выражениях.
- Угум. Проблема лишь в том, что инфоробъекты обладают интеллектом амебы. Так что вопросов к ним не обратишь.
Упрощу вопрос по самое не хочу. Член ГПР будет получать зарплату (или булки) за то, что он состоит в ГПР?
- Platov писал:
Что до "обходится без" - ага... три раза... Вот только пальмы уже все заняты, да... Пещеры тоже...
- У этой проблемы есть ровно два решения.
За разные вещи отвечают разные сущности.
И вообще - перечитайте те топики, где появились понятия ГПР/ГИР. Там все более-менее подробно.
О мозговом штурме
Другой вопрос, что таки все-равно эффективность мозгового штурма крайне низка, да... Оно есть чисто техническое экстенсивное средство решения _осознанных_ проблем. Донаучное по сути своей. Даже ТРИЗ в применении к техническим темам делает эффективность подготовленного оператора заметно выше по сравнению с блестящим коллективом штурмовиков.
Да так и величают.
Фактор энергетический
И не от комплексов в когнитивизм и прочие места лезут, а от наблюдений за окружающим миром (как я).
А в целом - да. Состоявшийся управленец высшего звена.
Структура мне непонятна, хоть убейте. А если нет структуры - все остальное в воздухе висит.
Если взять два предыдущих перехода (принятых за аксиому в ИГШ) неолитический и индустриальный то в обеих ситуациях произошел переход от единичного к массовому производству.
В первом случае к массовому
производству еды не зависящему от личных качеств исполнителя. Во
втором к массовому производству промышленных изделий.
В этом контексте
в результате постиндустриального перехода будут созданы некие
структуры занимающиеся массовым (и главное дешевым) производством
новых знаний.
А можно рассмотреть другой вектор переходов. По энергии. В первом
случае произошел переход к использованию внешнего источника энергии
(животных).
Во втором Энергию стали извлекать непосредственно из
вещества без промежуточного преобразования. Постиндустриальный
переход, в этом случае будет соответствовать добыче энергии из
"ничего".
Обычная эволюция. В среде ГИР/ГПР должен выжить сильнейший.
Если выживет "Сообщество первонахов" - этот мир будет не очень хорошим местом.
А первонахов, кстати, несложно победить даже автоматами... Уж больно они примитивны. Обычный последовательный механизм отсечения - и все, хаос остался за бортом. А сам этот хаос нетворческий, и оставшись в себе быстро соскучивается и помирает...
Постиндустриальный переход, в этом случае будет соответствовать добыче энергии из "ничего".
Другой вопрос, что таки все-равно эффективность мозгового штурма крайне низка, да...
Что касается угрозы "первонахов", то это не угроза для ГПР. Технологическая структура ГПР-3 позволит легко "оторвать" одно от другого и "первонахи" просто окажутся внутри отдельно-изолированного ГПР-3
Фактор информационный
Второй вариант - "псевдоМШ" - это группа высокопрофессиональных в конкретной области спецов, просто на автомате структурирующих проблему "на лету". Снаружи выглядит как применение методики МШ, но по сути ею не является.
Перенося это на ГПР-3, искренне полагаю, что ГПР-3 как минимум имеет гораздо более широкий диапазон "подопечных" задач и способен отобрать их решабельность ГПР-2. Вот собственно и все
По поводу признаков перехода - признаком может быть доступность информации и доступность информационного действия. если вы можете создать, управлять и (убить) ИО в любое время в любом месте - вы свой маленький переход совершили.
Если это может сделать вся страна -
большой проект завершен. Вся планета - это уже ближе к Апокалипсису. С
этой точки зрения признаками перехода может стать распространение
смартфонов и другие коммерческие приложения продуктов конвергенции
технологий связи (и связности): Voice over IP, Wi-Max, P2P phone и т.д.
Пример последней Nokia 9500 со встроенными функциями управления
сообществами (портала).
Кстати, по этому показателю место России вполне неплохое.
Т.е. привязывает к новой сущности старую схему понятий.
Схема:
1. Инициатор вбрасывает "возбуждающее воздействие"
2. Толпа выходит на режим генерации (чего генерит не знаю)
3. Медиум(ы) отлавливают и приводят к вербализованной форме
продуктивные идеи и решения принимаемые ГПР-3
Автор статьи совершает ту же самую ошибку
не учитывает связность не по товарам, а по информации. Ашипка банальнейшая
Фактор образовательный
1. Появление новых филосовских сущностей. Как мы помним во времена неолита возник политеизм (оперирует множественными объектами). Перед индустриальным переходом он сконвертировался в монотеизм(оперирует единственным объектом). После индустриального перехода большую часть населения охватили идеи социализма (оперирует множественными объектами), сейчас происходит переход к "либерализму" (оперирует единственным объектом).
При этом религия стала "хобби" и для
определения "свой/чужой" не используется. Вполне очевидным, в этом
случае, признаком постиндустриального перехода является массовый охват
населения некими философскими концепциями с множественными объектами.
При этом категории типа коммунист/либерал уйдут в область хобби.
Кстати в РФ наступает подобная ситуация.
2. Переход к массовому использованию коммуникаций типа "всегда на
связи". Вроде встроенного в мозги мобильника.
Добавим к этому игру
"реши задачу" - некто выкладывает проблему и определяет призовые за её
решение. Желающие, за эти призовые, решают её. Возможно на
невербальном уровне.
Решивший получает плату за решение.
И подобные варианты можно генерировать до бесконечности пока не будет определено само понятие постиндустриального общества - какая новая сущность должна стать неотъемлемой характеристикой члена постиндустриального общества.
Для примера - участники "Таинственного острова" в первую очередь озаботились добычей энергии. Робинзон Крузо в первую очередь решал проблемы еды.
Сейчас - в общем растет. Про античность-средневековье сказать не могу. Там скорее упала, но это за счет чисто физического расширения мира
При этом самым острым оказывается вопрос о стандартизации и унификации. Весь мировой инофообмен приводится к четырем базовым языкам : китайский, арабский, латынь и греческий. И все это происходит на фоне развалов всех "властных вертикалей".
На мой взгляд это и был как раз переход к глобальной информационной связности, сопровождавшийся отмиранием связности торгово-административной (за ненадобностью). Что и ныне имеем.
А вот индустриальный переход - это уже растаскивание глобального информационнаго единства по национальным норкам.
По кругу идем... ИС ушла?
Конечно, это не значит, что нужно обязательно реализовывать все до буковки. Как бы это... Ну если попытаться построить подводную лодку по чертежам Жюль Верна, но получится с трудом не плавающее корыто, но самой идеи и массы идейных потомков "в железе" сей светлый факт не отменяет
1. Когда будет разработана эффективная система обучения, позволяющая
за срок не более 4-6 лет получить ребенку уровень знаний выпускника
техникума или элитной школы (зависит от дальнейшего).
Здесь есть,
конечно, фактор зрелости человека как личности, но, думается это можно
будет учесть при начале работ по следующим ступеням образования.
2. Когда будет создана система улавливающая способности человека и его склонности к различным видам деятельности.
3. Непосредственное использоваиние опыта на практике ещё на стадии обучения. Человек должен получать бонусы за свое развитие не столько нематериально (оставте это Религии), а материально, в виде денег, положения, уважения коллег, известности, успеха у противоположного пола и проч.
Я имел удачу общатся с лучшими преподавателями СПб (тогда еще
Ленинграда), их мнение, например по матеметике таково: с 9-11 лет
три-четыре года достаточно интенсивных занятий, 2-3 пары в неделю с
большими домашними заданиями, в основном на творчество.
У человека, который это утверждал было 95-97% поступлений его учеников
в ведущие ВУЗы Ленинграда.
Но трудозатраты на воспитание и образование сразу подскакивают на
порядки. И новых педагогов готовить тоже непросто - у людей всегда
было тяжело с талантливыми учителями.
Тенденция скорее обратна и
извращена: в "элитных" школах готовят узких спецов безо всяких
представлений за пределами их ниши либо с весьма механистичным (или
рефлекторным) владением материалом. Уровень образования обычных школ
упал до недопустимо низких величин.
Поднятая вами проблема имеет
высочайшую важность, но начинать придется с текущего, почти
катастрофического уровня.
Это как раз апофеоз индустриального подхода. Развитие истинно разносторонней личности при нем игнорируется. Т.е. в теории - нет конечно, - но хотят, обычно, как лучше, а получается... Нафиг.
_Задачей_ образования должно быть создание механизма гениальности (с нашей точки зрения), которая может (а следовательно - должна) уметь переключаться между любыми задачами не теряя своего уровня.
И если есть возможность и потребность делать так, как нужно, _сразу_, то не имеет смысла тратить ресурс (любой) на частичное исправление отдельных недостатков чего бы то ни было.
Фактор психологический
А вот практическая психоиндуктика - совсем нет. Кто справится с "хорошо, со вкусом наведенной галлюцинацией"?
А вот против "техногенного" психоиндуктора этот номер не пройдет...
"Американский образ жизни" это и есть вариант нового ОМП. Успешно применяемое, однако.
По-настоящему, ограничение есть такое: у разных детей
разные способности проявляются в разное время. Что-то можно увидеть
с помощью тестов, анализа, в психологического консультирования.
В целом придется создавать довольно сложную по структуре и выходным
данным систему.
Гениальность можно развить. Вопрос в том, что мы подразумеваем под
термином. Предлагаю свою:
1. "Истинная" гениальность заключается в том, что человек может
достигать результатов, недостижимых ни при ни после его жизни или
вносить вклад в развитие науки или управления или духовного, что
качественно меняется какая-либо значимая часть общества. Пример --
Николо Тесла.
2. Гений - это человек, который в результате своей деятельности
добивается результатов недоступных его современникам.
Пока возможно сделать гения второго типа. Но с оговоркой, что у него есть задатки. + Можно почти всю массу человечества сделать талантливой. Вопрос в тех кому это НЕ нужно, да и в бессознательном желании людей.
Я не имел ввиду узкую специализацию.
Если говорить о системе образования нового общества - то только выведение на поток гениальности (с нашей нынешней тз) как технологии способно решить задачу.
А что, собственно говоря, нужно?
V1 Если мы сделаем гениями всех, почти без исключения, то родится ещё один биологический вид. Только и всего. Скорее всего это будет множество так или иначе конкурирующих видов с жесточайшей конкуренцией внутри них. Реально это почище разделения на людей и люденов будет, если мы упустим нечто транцедентное способностям и условиям.
V2 Вид не образуется. Мы просто станем чуть-чуть умнее, все до единого, немного более уверенными в своих силах.+ возникнет опасность что мы возомним себя всем. Ницше в кошмарном сне не мог подумать о последствиях своих действий. На каком то этапе развития, этом или последующем, мы просто сорвемся. Думается, будет хуже разделения на виды.
Ну а если вернутся к теме , предложенной Archmag-ом, то мы уже выходим за её пределы.
Теперь может по теме:
Система представления накопленного потенциала с максимальной
эффективностью вкупе с системой накопления возможностей сможет
решить хоть какие-то вопросы.
Перефразируя, Свой век будет думать о себе сам. Данную задачу реально решить за два-три поколения (лет 80) с текущей эффективностью процентов 60-70 (из-за биологических ограничений).
Время большое, но реально быстрее возможно только при форсаже или по первому сценарию. Дело не в технологиях и инерции мышления, а в стереотипах, комплексах, привычках некоторые из которых закладываются ещё в раннем детстве.
Это оправдано. Так как если заложить в беременность и первые пять
лет жизни, используя традиционные методы воспитания в ребенка, то
можно ожидать хотя бы таланта. Я видел людей, выращенных так. Как
правило, они к 25-30 годам становились профессорами или ведущими
бизнесменами или выдавали феноменальные результаты вследствии своей
деятельности.
НО гениев среди них?
Ты всерьез уверен, что мы знаем ВСЕ о психическом развитии человека в первые месяцы/годы жизни? И что "знание букв в 1.5 года" не заместит собой какое-то другое умение/понимание/ощущение, _действительно_необходимое_ для развития детеныша?
Sakva выделяет два признака удачного индустриального перехода:
"1.Резкое (на порядки) сокращение перемещений людей и грузов при
сохранении или повышении уровня жизни по сравнению с нынешним
уровнем индустриальных обществ." (Я с этим полностью согласна. Не
люблю автомобили, все эти выхлопные газы. Есть велосипеды, и нам
достаточно)
"2. Создание небольших (десятки-сотни людей) поселений, способных (на основе автоматизированного производства и т.п.) практически полностью, без существенных контактов с остальным миром, обеспечить их жителям уровень жизни не хуже нынешнего индустриального."
А здесь нужно быть осторожным. Возможно я неправа, но мне
представляется, что это напоминает мечты о рае. Рая нет, никогда не
было и быть не может.
Есть повседневный труд. Но только одни делают
вид, что трудятся, и пудрят мозги всем, а другие это делают
реально. Вот и все. Кто трудится (я имею в виду осмысленный труд),
для того этот постиндустриальный переход произошел уже
давным-давно.
Да собственно всегда эта думающая прослойка существовала. Только в индустриальную эпоху этой прослойке не давали жить и активно уничтожали. А в когнитивную эпоху эта прослойка будет под защитой - я так себе представляю. Недавно прочитала "Хищные вещи" Стругацких. Нет, такого рая не нужно и не к этому надо стремиться.
И еще процитирцю Вало: "По идее, признаком нахождения в какой-нибудь страте является то, что в основном производиться и то чем занимается основная масса народа. В архаичной получаем дичь и корешки, народ в основном охотники и собиратели. В традиционной производим в основном зерновые культуры, народ больше по сельскому хозяйству подвизается. В индустриальной производим в основном промышленные товары, народ на заводах занят. В когнитивной страте, вроде считается, что будем в основном производить информацию."
Не производить информацию надо в когнитивной фазе, а думать, мыслить. Информации уже столько, что выше крыши. Вон рекламной информации сколько. Но вы, наверное, имеете в виду что-то другое?
Не информация нужна, а знания реальные, причем в нужном месте и в
нужное время, а не так, как индустрия производит товары - выбросил
на рынок товары, получил деньги - и забыл.
Поэтому здесь
производится оружие, которое не должно являться товаром, потому что
его может купить террорист. Нужен прежде всего контроль за знаниями
и информацией. Вот, например, когда говорят, что в таком-то месте
вы найдете то-то - это информация, а когда вы описываете или
проектируете что-то, то это уже мышление. Но мышлению нужно
учиться. Говорение не есть мышление. Научить говорить можно и
попугая.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"