Малыш и Карлсон. Разбор Мультфильма
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Предлагаю вашему вниманию разбор мультфильма "Малыш и Карлсон". Автор разбора Альберт Сафин. Аудио перевела в текст Татьяна Красных
|
Малыш и Карлсон Альберт Сафин. Разбор мультфильма
Альберт Сафин
Малыш чувствует себя таким маленьким в этом большом мире. Малыш делает все для того, чтобы и дальше чувствовать себя маленьким в этом большом мире. Он даже рад и жалость к себе вызывать, и позволять другим себе на шею усаживаться. И давайте воспринимать этого Малыша не как ребенка. Это в первую очередь метафора -- этот мультфильм для меня. Т.е. это своего рода отображение психологического возраста в первую очередь. Обывателю может быть сорок лет, но в то же время вести себя, чувствовать и думать он может таким образом, как будто бы ему лет пять. И примерно такой Малыш находится в каждом из нас. И во многом в зависимости от того, как он чувствует себя, как он верит в себя, насколько он в доверии к себе и к миру, это во многом влияет на то, как
в дальнейшем разворачивается жизнь каждого отдельно взятого человека.
Важно сейчас понять для последующего изучения этого материала, что мы с вами будем воспринимать Малыша не как ребенка, а как взрослого человека по возрасту, (например, пусть ему даже будет и сорок лет), который взаимодействует не с реальными людьми, а с миром своих представлений о других людях, которому необходимо и дальше иметь рядом с собой и маму, и папу, и вымаливать у них разрешение, и даже какого-то человека типа Карлсона, который регулярно усаживается на шею такому Малышу.
Т.е. мы с вами будет раскрывать это искусственное пространство, чтобы выносить отсюда ряд идей, которые могут быть полезны в жизни реальной, за пределами изучения этого материала. И будем воспринимать этого Малыша как метафору, в первую очередь, как этого маленького Малыша, который находится в каждом из нас, как наше детское эго-состояние. Так это можно обозначить. И обратите внимание, насколько сильно зачастую каждый из нас хочет продолжать оставаться в неком детстве, воспринимая все вокруг как игрушки. Это беззаботное пространство. Ведь зачастую человек сдает себя в аренду, он хочет, чтобы время его упорядочивали другие, чтобы его руководитель о нем позаботился, чтобы другие добывали и жевали пищу за него, а Малышу оставалось только ее глотать, не прилагая усилий.
Когда такое потребительское отношение к миру, когда человек с жадностью открывает рот, ожидая, ну когда же все ему будут должны и все ему помогут, а сам он при этом не делает ничего. Именно в эти моменты человек и является Малышом, даже когда ему лет 35. Благо наше общество организовано таким образом, что такие могут жить. Но жизнь ли это?
Малыш увидел песика, и все его внимание теперь зафиксировано на этом песике. Это же в действительности так бывает и в мире взрослых людей. Взрослых в кавычках. Когда он услышал какое-то выгодное предложение, какая-то заманчивая лотерея, какая-то выгодная возможность вложить свои деньги, и чтобы потом не делать ничего, и деньги извлекать. И это соблазнительная возможность кому-то другому помочь, когда рыцарь, сломя голову, думает о том, что может сейчас помочь принцессе избавиться от этого дракона, не понимая, что и принцесса, и дракон -- они заодно. Т.о. жизнь человека зачастую и представляет из себя этот драматический треугольник, переключение по ролям между жертвой, спасателем, преследователем, и т. д. Годами, десятилетиями. Всю жизнь из поколения в поколение.
И так же здесь. Это как метафора. Малыш увидел песика. У него нет возможности создавать пространство между внешним стимулом (увидев этого песика), и внутренней реакцией, этого контроля над собой. И он сейчас жадно побежит искать пулю своим лбом. Зритель может подумать: но это же душа, это же так искренно, это же чистый порыв. Вы даже не представляете себе, как много сердец сгнивают заживо из-за таких чистых порывов. Думать надо головой и долгосрочно, работать над системой в свою очередь. Не стремиться ставить под удар свою жизнь, пытаясь спасти этого песика, а думать о том, и делать такие дела, чтобы появление таких песиков было бы вообще невозможно. Потому что каждый песик в семье в заботе и в уюте.
Итак, важная тема. Люди верят в то, во что хотят верить. И чем сильнее их желание, тем легче их обвести вокруг пальца. Этот Малыш настолько уверен, что сейчас приютит этого песика, поможет ему и спасет его от его плохого хозяина, что т.о. будет ставить под удар на ровном месте.
Какая трогательная сцена! И зрителя может окутывать иллюзия, что Малыш сейчас перевоспитает хозяина этого песика. И хозяин песика будет более внимательно, заботливо и послушно заботиться об этом песике.
Но, конечно, так не будет. Даже если мы представим, что Малыш обладает волшебной супер-силой, и сможет так измутузить хозяина этого песика, что хозяин этого песика с окровавленным лицом и покинутыми зубами будет лежать на асфальте, то все равно это не изменит ничего. Кроме того, даже может быть, хозяин этого песика будет более озлобленно по отношению к песику себя вести. Т.е. здесь мы можем наблюдать типичный треугольник. Где Малыш пребывает в иллюзии, что сейчас сможет изменить жизнь песика к лучшему. Не понимая, что это всего лишь тактические приемы. И так хочется здесь сейчас сопереживать Малышу, какой добрый поступок он делает, какой молодец! Он хочет восстановить справедливость. Он хочет позволить этому песику жить гораздо лучше.
Но во-первых, Малыш не знает, как песик живет. Может быть его хозяин заботится о нем по-настоящему, и холит его, и лелеет. Просто здесь дает о себе знать внутривидовая агрессия между этими двумя малышами. Малыш же не знает как по факту. Но здесь он хочет восстановить справедливость. Но только одно это чистое искреннее сердце, которое стремится восстановить справедливость, оно создает лишь чернозем, растворяясь в почве и в земле. А вот строить города и думать долгосрочно оно неспособно. Простейший пример параллельно приведу сейчас я. К вам обращается ваш старый одноклассник. Или ваш друг, знакомый. Хотя, наверное, поэтому и друг, что регулярно вы не можете отказать ему в его просьбах, сидит на шее у вас. И просит занять ему денег в долг, и так серьезно, уже не в первый раз. Вы уже знаете, что не сможет он их вам своевременно отдать. И будет делать все для того, чтобы не отдавать, чтобы искушать вас его преследовать, вызванивать и прочее. И в этот момент, когда вы не находите в себе сил сказать твердое нет, и именно из уважения к нему, вы говорите да, конечно. И зачастую люди называют себя добрыми, потому что им стыдно и неловко признаться самим себе, что у них кишка тонка отстаивать свои границы. Да, зачастую человек отсутствие своих личных границ и отсутствие самоуважения и уважения к другим называет добротой. Хотя, я думаю, вы понимаете, что если вы уже не в первый раз даете деньги в долг этому человеку, то вы таким образом ампутируете у него возможность, даже малейшую возможность, малейшую вероятность тренировать свою способность самостоятельно решать свои задачи. Помните об этом. Медвежью услугу, эти благие намерения, которыми порождается дорога в ад, никто не отменял. Эти механизмы древнее нас с вами.
Признак Малыша в человеке, даже когда ему 30 лет, это то, что этот малыш ведется на такие простейшие разводки. А здесь, обратите внимание, разводка треугольного характера. И для этой разводки все необходимое есть. Есть скучающий Малыш, который не знает, куда себя деть и чем заполнять вакуум своей жизни, делая т.о. себя уязвимым перед любым воздействием. Есть одинокий песик, который такой бедняжка, пребывает в опасности, без хозяина, такой одинокий в этом большом мире. И так необходимо спасти этого песика. Т.е. здесь Малыш, который не знает куда себя деть, он клюет на этот крючок. И начинает вестись. Начинается клев. Фокус внимания Малыша полностью поглощен этим песиком. Есть грустная походка этого песика, вызывая т.о. большую жалость к себе в воображении Малыша, и потом подразумеваемые надежды, что да, ты тот самый, который поможет мне стать более счастливым. Смотри, как я буду заигрывать с тобою, и хвостиком буду вилять. Это вам ничего не напоминает?
Есть небольшое взаимодействие между Малышом и песиком, чтобы Малышу было сложнее соскочить с этого крюка, который он заглотил.
Хозяин
Бобик!
Альберт Сафин
Бобик и его Хозяин -- они, конечно, заодно. Конечно Бобик знал, что Хозяин Бобика видит. И помните здесь: и Хозяин Бобика, и Бобик, и Малыш -- это метафоры, в первую очередь. И конечно здесь песик должен демонстрировать весь ужас на своем лице, чтобы т.о. у лоха, которого они сейчас разводят, вызвать желание влезать в драку, в которой он конечно проиграет. И хотя здесь Малыш получит только фингал, но в жизни он зачастую получает не только фингал. Он в жизни зачастую может получить отсутствие жизни, здоровья, денег и имущества. А разводка эта древнейшая. Поэтому имейте в виду. Чем большее желание зачастую вы начинаете испытывать, пребывая в иллюзии, что вот, это та самая девушка, например, у нее такие сложности во взаимоотношениях, я должен ее спасти от ее текущего парня, потому что с ним она несчастлива, тем надо сильнее ущипнуть себя за ваше бедрышко, чтобы проснуться хотя бы на мгновение и понять, что вас раскачивают.
Песик и Хозяин разыгрывают эту сцену уже не в первый раз, и во многом вокруг этой сцены и построено их взаимодействие. Но для обывателя, который наблюдает это со стороны, ему сложно в это поверить. Потому что обывателю так хочется быть спасателем, который сейчас восстановит справедливость и скажет как правильно, и поменяет жизнь к лучшему, конечно. Не понимая, что он находится в пелене иллюзий.
Вот такую разводку мы можем наблюдать. Обратите внимание, уже с самого начала изучения этого материала на мой взгляд, Малыш и Карлсон, это художественное произведение очень серьезное. И оно -- для взрослых, чтобы раскладывать и извлекать отсюда смыслы. А если и изучать это произведение с детьми, то задавать наводящие вопросы, рассказывать параллельно, что здесь происходит, дабы не очаровываться. Знаете, есть такое слово -- разочароваться. Это хорошее слово. Это значит снять с себя чары.
А сейчас вы можете поставить на паузу изучение этого материала и подумать: а с какими треугольными разводами вы встречались в своей жизни? Оглянитесь вокруг. Зачастую жизнь человека полна ими. Но смотрите, какую важную мысль надо здесь держать в уме. Раскачать можно только того, кто рад быть раскачанным. Обмануть можно только того, кто обманываться рад. Об этом тоже важно помнить.
И далее. Помните: это не ребенок. Это взрослый человек. И метафора то, что он ребенок. Здесь Малыш -- это метафора в первую очередь. Чем большим Малышом индивид является, тем легче и быстрее на такие манипулятивные крючки он клюет.
Мама
ну скажи ты мне пожалуйста, а нельзя ли вообще обойтись без драки?
Альберт Сафин
Выше я сказал, что обмануть можно только того, кто обманываться рад. И здесь можно возразить: а с чего это Малыш рад быть обманутым? Неужели он хотел, чтобы его так раскачали, оставили без учебников, рюкзака и денег на мелкие расходы, да еще и фингалом наградили? Но обратите внимание, как вы думаете, здесь, в этой семейной системе он, получив фингал, смотрите, как много внимания он к себе получает. И его братишка на него смотрит, ах, ты дурачок, мой брат, а здесь может быть Малыш получает привычные чувства и эмоции. Ему словно нравится чувствовать себя в этом неблагополучии. Родители начинают обращать на него внимание. Вот мама немножко пожурила. А может быть, когда у него все в порядке, на него вообще внимания не обращают. Ведь если человек не может утолять свой сенсорный голод какими-то своими победами и тем, что у него все нормально, то он тогда может начинать назло всем и проблемы создавать, и болеть иногда. Чтобы хотя бы таким образом внимание к себе получить. Имейте это в виду. Если зачастую родители уделяют внимание своим детям только тогда, когда дети болеют, то таким образом они приглашают детей болеть, чтобы хотя бы таким образом заполучить внимание родителей. Поэтому где внимание -- там и энергия. Имейте это в виду. Особенно когда это касается руководителя. Если сотрудник получает внимание от руководителя только тогда, когда у этого сотрудника проблемы, конечно, он бессознательно будет стремиться воссоздавать или реконструировать эти проблемы снова и снова, у которых есть много вторичных выгод для этого сотрудника. Он в центре внимания. Поэтому любите людей вокруг вас, цените их не когда у них все плохо, а когда все хорошо. Так и здесь.
Мама
Любой спор можно решить словами.
Малыш
Да, вам-то хорошо.
Альберт Сафин
Малыш не умеет просить. Он не умеет делать известными свои потребности. Он умеет только капризничать, бить ножками по полу, и кулачком быть по столу, вызывать жалость к себе и заставлять других перед собой оправдываться. Как и здесь. Да вот, у вас-то хорошо, не то что у меня. Ну я же маленький. Я же не знаю как правильно. Ну вы же умеете. А я-то не умею. А я же, бедняжка, стараюсь. А вы вообще меня не цените.
Как часто вы слышали такого рода риторику из уст уже давно совершеннолетних людей. Как часто вы ловите себя на такой мысли. Мы здесь с вами будем говорить в том числе о тренировке ответственности в себе. Ответственность -- это такая позиция в жизни человека, когда он считает себя причиной всех следствий в своей жизни. И вместо того, чтобы жаловаться на других, что они не соответствуют его ожиданиям, такой человек думает вот что: а как я могу организовать свое время, свои взаимоотношения таким образом, чтобы сделать жизнь для меня и для других тоже -- комфортной. Чтобы в действительности получить то, что является для меня по-настоящему важным. С уважением ко мне и с уважением к другим. А не требовать шантажом и капризами, и стучать кулачком по столу. И смотрите, ответственность -- это позиция в первую очередь. Так это или не так на самом деле -- мы не знаем. Да никакого "на самом деле" нет. Человек живет не в реальном мире, а в мире своих представлений. И в зависимости от того, какие его представления, под эти представления он не сможет не адаптировать весь внешний мир. Это в первую очередь позиция ответственности. Нельзя сказать, что в случае ситуации какого-то трагического происшествия все погибшие там люди все сделали для того, чтобы погибнуть. Ни в коем случае. Не об этом речь. Ответственность -- это такая позиция, для совершеннолетних, дееспособных, здоровых людей, которые считают, что их жизнь в их руках. Если человек снимает с себя ответственность, и считает виноватыми в своих бедах других людей, то т.о. он лишает себя возможности создавать свою жизнь. Поэтому и здесь: вот у вас-то есть, а у меня -- нет. Вместо того, чтобы сказать родителям: мои дорогие мама и папа, можем ли мы завести пса? Я так хочу -- щенка сегодня увидел. Или: а что я могу сделать для того, чтобы мы завели песика? Готов за ним ухаживать. Вместо того, чтобы просить прямо, что ему нужно, он начинает пытаться обвинять своих родителей: а вот у них есть, а у меня -- нет. Вы понимаете, да? - что речь сейчас вообще не о Малыше как о ребенке. Сейчас речь о Малыше, который в каждом из нас. И важно обучить его просить. Либо прислушаться к его потребностям и состояниям, и просить уже своим взрослым эго-состоянием, можно сказать здесь. Поэтому -- прислушиваться к своим потребностям, и уметь просить, давать возможность другим сказать вам нет. Ведь просьба тогда хороша, когда вы разрешаете другому человеку сказать вам нет. А не заставлять его следовать вашим командам, а то вы на него обидитесь.
И здесь мы наблюдаем, как Малыш не умеет просить, топчет своими обидами по столу, и даже для того, чтобы казаться более жалостливым, подрался с малышом на улице. Чтобы еще сложнее было ему отказать. Находите такое в себе? Да ничего, хорошо уже это видеть.
И еще. Я специально все утрирую, гиперболизирую, усиливаю контрастом именно для педагогических задач.
Малыш
Вот у тебя, папа, есть мама.
Альберт Сафин
Важный эмоциональный момент в жизни Малыша сейчас. Но смотрите, как родители делают все от них зависящее, чтобы не обращать на это внимание. Мамочка выдерживает улыбку придурковатую на своем лице, как будто бы ничего важного не происходит. Папа здесь отрывает выражение своего лица от газеты. В которой написано все то, что гораздо важнее и ценнее происходящего в его семье.
Т.е. смотрите, как вся эта семейная система искушает Малыша не расти, а оставаться ребенком. Вместо ттго, чтобы уделить ему внимание: ну-ка расскажи, очень важно в этом разобраться, давай-ка рассказывай, так, давай посмотрим, а здесь что было? А здесь? Вместо того, чтобы придавать значимость словам своего ребенка, прислушиваться к ним, и даже иногда какие-то открытые вопросы задавать, и давать ему понять, что он нужен здесь, что к нему прислушиваются, что делают его родители здесь? Обратите внимание. Придурковатая улыбка мамочки, будто бы ничего не происходит. И папа, который мучается здесь, он заставляет себя, силы прикладывает, чтобы повернуть свою голову с трубкой к Малышу. И неудивительно, что в такой системе и вырастает соответствующий Малыш. Которому в дальнейшем может быть и 20 лет, и 30, и 40, и 50. И таким же точно капризным Малышом он будет продолжать оставаться.
Кстати, выше. Как просить? Как просить так, чтобы не чувствовать себя виноватым другого человека? Чтобы не выламывать ему руки? Вот так. Давать ему возможность сказать вам нет. Слушай, можно я у тебя возьму эту ручку? Мне необходимо один час ею попользоваться. Если нельзя -- так и скажи, ничего страшного, найду решение, все в порядке. Можно, да? Ага, спасибо. Все, через час верну.
Т.е. впаивать разрешение другому сказать вам нет. Вместо: могу я у тебя взять ручку, у тебя все равно две, тебе чего, жалко что ли? Вот это манипуляция здесь. А делать известными свои потребности, разрешая другому сказать вам нет, это более чистая речь и отношение.
Малыш
А у меня никого нет. Никого. Даже собаки.
Альберт Сафин
Коварство заключается в том, что зачастую человек что-то хочет, чтобы продолжать хотеть. И очень боится это получить. Ведь получив, возможности хотеть у него не будет. Поэтому надо отдавать себе отчет в том, если вы чего-то хотите, вы тогда работаете над этим, вы делаете известными свои потребности для вашего окружения, вы регулярно плавно двигаетесь. Или вы например вот как Малыш, ноете, вызывая жалость к себе. Но в данном случае помните: жертва, в соответствие с драматическим треугольником, может так яростно вызывать к себе жалость, но она притворяется, потому что последнее что жертва хочет, это решить свои проблемы. Вот такая метафора здесь -- делай себя известной, опираясь на эту сцену.
Интересно, если бы Малыш знал, что на него никто не смотрит, он бы заставил себя так жалостливо сползать со стула, и опустив голову, идти в свою комнату? Это во-первых. Поведение жертвы в соответствие с драматическим треугольником заключается в том, чтобы активно вызывать жалость к себе и заставлять все свое окружение чувствовать себя неловко. Да как они могут заставлять вас так страдать!?
И смотрите, как быстро протекает переключение из жертвы в преследователя, где можно наблюдать здесь обвиняющий взгляд Малыша. Который в своем воображении может уничтожать и испепелять всех тех, кто не дает ему завести песика.
Следующая характеристика Малыша во взрослом теле -- это когда человек не ценит то, что имеет, и фактически начинает разрушать то, что имеет, вместо каких-то иллюзий, мечт и фантазий.
Карлсон
Простите, у вас можно тут приземлиться?
Малыш
Чего?
Карлсон
Ну что-что? Посадку давай. Ты что, не слышишь?
Альберт Сафин
И вот Малыш встречается с Карлсоном. Карлсон -- интересный персонаж, который будет воспринимать Малыша как средство достижения варенья. Т.е. он будет имитировать здесь друга, он будет обижаться на Малыша, Он будет исчезать, играя с Малышом в ближе-дальше, тепло-холодно. И в общем будет всячески эксплуатировать Малыша, используя слабости последнего. Как и здесь: можно у вас здесь приземлиться? Это звучит вежливостью. Но Малыш не услышал и переспросил -- Чего? Чего, я не могу приземлиться, что ли? Ты что, глухой, что ли? Видишь, как мне тяжело, как я устал!
Т.е. смотрите, какое насилие мы здесь можем наблюдать. Карлсон гладко стелет, да жестко спать. Сначала весь такой из себя вежливый, а потом не оставляет выбора Малышу, прекрасно зная, что Малыш достаточно жидкий и не сможет твердо сказать нет, что Малыш будет следовать этим манипуляциям-командам.
Знайте, если вы встречаетесь с таким в ваш адрес, и чем большую неловкость и страх вы начинаете чувствовать, перед тем, чтобы сказать нет, тем скорее вам необходимо сказать нет. Такие явные манипуляции здесь, и еще, смотрите, вызов чувства вины. Ты что, Малыш, не видишь, я устал, вот я сейчас упаду. Ты должен меня спасти. Если в вас кто-то вызывает незнакомый, малознакомый, или если это уже долгосрочно продолжается, необходимость спасать, помогать, что ты тот самый, без которого моя жизнь будет идти в никуда, и ты должен меня спасти, ты же не хочешь, чтобы я посчитал тебя бессердечной скотиной, давай помогай же мне.
В общем, здесь с первых звоночков, с первых взаимодействий мы можем с вами смело наблюдать, каким бесстыжим и бессовестным манипулятором является Карлсон здесь, как усаживается он на шею Малышу, как будет эксплуатировать он Малыша, сжирая его торты и варенье здесь, и последнюю веру в добро у Малыша. И посмотрим же, что будет дальше.
И помните?, чем большую неловкость вы чувствуете перед тем, как сказать нет, тем скорее вам надо сказать нет, потому что эта неловкость -- это индикатор начинающейся игры, которая ничем хорошим не закончится.
Малыш
Садитесь пожалуйста.
Альберт Сафин
Садитесь пожалуйста, - выцеживает сквозь зубы здесь Малыш. Не потому что он хочет, а потому что выбора ему не оставили. Рабство давно отменили, но в то же время очень сложно отменить желание людей рабами быть. Как и здесь. Давайте представим такую ситуацию. Подходит к вам коллега и говорит: слушая, замени меня на работе, пожалуйста, у меня тут такое стряслось, даже не знаю что делать. Ты же меня выручишь, да? Понимаете, здесь вам выламывают руки. Т.е. не разрешают вам сказать нет. И собираются вызывать у вас чувство вины, если вы скажете нет. И здесь, если вы скажете да, это рабское поведение. И еще в данном случае человек, сказав да, может потом смотреть в зеркало и пытаться поверить, что он сказал да потому что добрый. А здесь: слушай, разреши я тебе откажу, у меня потребность в этот день быть дома с семьей. Или: ну ты меня так просишь, что выламываешь мне руки. Я хочу тебе отказать, но мне это очень сложно сделать. Как я могу тебе отказать, чтобы ты на меня не обиделся?
Т.е. смотрите. Во-первых, как речевой прием, вы можете вербализовать, проговаривать вслух то, что происходит. Ты меня так просишь об этом, что я даже не могу сказать нет, даже если я хочу сказать нет. Как ты думаешь, это правильно? Как я могу тебе отказать, чтобы не испортить наши взаимоотношения? А то мне кажется, что это невозможно, отказав тебе.
Т.е. можно проговаривать вслух то, что вы наблюдаете и что происходит. Попробуйте адаптировать это под вашу тематику и ваш индивидуальный стиль. И во-первых, имейте в виду, что манипулятивные приемы, как правило, используют по отношению к тому, кто сам такого рода манипулятивные приемы использует. Поэтому если кто-то извне нарушает ваши личные границы, задайтесь вопросом: а где вы нарушаете личные границы других людей? Тоже пример: женщина может жаловаться, что ее руководитель усаживается к ней на шею и заставляет ее работать когда она не хочет. Но проходит несколько мгновений, как она, разговаривая дома по телефону с подругой, врывается в комнату своего старшего сына. Т.е. обратите внимание, если ваши границы нарушаются, значит, где-то нарушаете их вы сами. Для чистого все чисто, и надо следить за собой, в свою очередь. Да, и уметь говорить нет. Разрешите я вам откажу, потому что мне надо вот это. Либо просто: нет, в этом участие я не приму. Т.е. можете просто зафиксировать фразы, просьбы, с которыми обращаются к вам, где вам сложно сказать нет, и по-репетировать перед зеркалом. Новые идеи слабее старых привычек, и не бывает лишним иногда потренировать до автоматизма эту способность уверенно говорить нет, выдерживая зрительный контакт, и потом включив силу молчания. Когда вы говорите: разреши откажу. И выдерживайте краткий зрительный контакт, и замолкайте. И т.о. вы даете понять собеседнику, что вы точно не тот, кому можно садиться на шею. Ваша кожа защищает ваш организм от интервенции извне, точно так же как ваша способность говорить нет должна защищать вашу психику.
Увидев эту неуверенность в глазах Малыша, обратите внимание, как Карлсон весь из себя крутится, демонстрируя свою уверенность, насколько он уверен в себе, каким красавчиком он себя считает. Прекрасно зная, что его уверенность будет приковывать к нему взгляды неуверенного Малыша, и в большей степени заставлять Малыша зависеть от Карлсона. Кроме того, Карлсон сейчас будет метить здесь территорию. Он демонстративно выбросит игрушку Малыша. Малыш не нейдет в себе силы и слова сказать. И сразу Карлсон перехватит инициативу и начнет вести беседу, задавать здесь вопросы. Я выше сказал про насилие. Да, насилие в чистом виде. Родители Малыша не прислушиваются к его внутреннему миру, они считают его глупеньким, ни на что не пригодным. И для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей, он таким и является. Силу активных ожиданий никто не отменял.
Зачастую человек является следствием того, кем его видят другие. Это какая-то волшебная сила, когда сила, гипнотическая можно сказать, из взглядов и ожиданий творит какую-то магию. Ведь зачастую люди в жизни человека именно такими, какими этот человек выбирает видеть. И то же самое действует наоборот. Зачастую вы именно тот, кем вас видит ваше окружение. Какая-то волшебная магия происходит с человеком, если он, например, покидает свое школьное окружение и оказывается в новом для себя пузыре реальности. Это в большей степени позволяет ему конструировать свою некую бытийность. Да, с одной стороны, куда бы вы ни поехали, вы везде берете с собой себя. Но и с другой стороны, во многом в зависимости от того, как в коллективе вы себя ставите, каким вас видят, таким вы и становитесь. Магия, - не без метафоры и юмора скажем с вами здесь мы. И поэтому здесь смотрите, как легко Карлсону усаживаться на шею Малышу. Он демонстративно выбрасывает эту игрушку за окно, т.о. прощупывая Малыша, а насколько далеко в этом насилии, думает Карлсон, я могу зайти. Малыш даже не может постоять за свои вещи, не может сказать нет. Значит и дальше его можно раскачивать. Поэтому совсем скоро он и без еды Малыша здесь оставит, съев все варенье. И кроме того наведет беспорядок, и исчезнет. Чтобы Малыша отругали за этот беспорядок. Смотрите, какая здесь пелена развода на ровном месте. Малыша даже жалко становится. В этом-то и заключается задача воспитания в том числе, чтобы обучать человека защищать свои границы, не утрачивать уважение к себе, держать дистанцию, и видеть, когда смотрит, и понимать, что происходит, и слышать, когда слушает. Чем в том числе мы с вами здесь занимаемся. Помните, что важно удерживать следующую мысль: не о детях сейчас речь идет. Карлсон живет в каждом из нас, когда мы хотим откусывать голову другого человека, особенно увидев его слабость. И Малыш живет в каждом из нас, когда мы жалуемся и вызываем жалость к себе, и не берем железной хваткой свою жизнь в свои руки. Поэтому это пространство метафор. В этом ключе этот мультик поучителен. Если воспринимать его как учебный материал. Но поучительным ли будет он, если зритель стремится уподобляться этим персонажам? Вот в чем вопрос.
Ну и далее. А может ли человек не уподобляться тому, во что он смотрит? Ведь где внимание -- там и энергия, в зависимости от того, во что вы вглядываетесь, тем вы и становитесь. Это тоже, можно сказать, интересная гипотеза. Как и остальные, прозвучавшие выше, и которые будут звучать далее. Это же пространство гипотез.
Карлсон
Продолжаем разговор. Как тебя зовут?
Малыш
Меня?
Карлсон
Ну не меня же. Тебя.
Малыш
Малыш.
Альберт Сафин
Как тебя зовут? Смотрите, насколько падок здесь Малыш на такого рода воздействие. Он начинает здесь течь в улыбке, и даже переспрашивает, удивляясь. Вкдь до настоящего момента, скорее всего никто никакого интереса по отношению к этому Малышу не проявлял. Именно поэтому ему и сложно сказать нет и отстаивать свои границы. Потому что он находится в пространстве дефицита внимания к нему. На него, судя по всему, вообще никто внимания не обращает. Его скоро будут оставлять дома наедине с какой-то незнакомой, непонятной женщиной. Это мы тоже будем раскрывать здесь, имейте это в виду. Это и делает Малыша очень уязвимым к этим дешевым приемам. Только начал интересоваться Карлсон, как зовут Малыша, как Малыш почти потерял дар речи, переспрашивая. Насколько ему в диковинку, что хоть кто-то им интересуется. Это важный момент. Интересуйтесь жизнью ваших детей, спрашивайте, как у них дела, какие наблюдения, что полезного в садике или в школе у низ произошло, какие взаимоотношения. Интересуйтесь этим. Чтобы малыш чувствовал себя нужным, что родители дорогие проявляют к нему интерес, интересуются происходящим в его жизни, что малыш получает поддержку. Чтобы такие карлсоны не смогли потом усесться на шею к малышу. Это во-первых. И во-вторых, насилие со стороны Карлсона. Не меня же, как тебя зовут, давай отвечай.
Т.е. посмотрите, какая серия дополняющих транзакций представляют из себя их взаимоотношения. Где Малыш в детском эго-состоянии, Карлсон -- в родительском, и постоянно Малыша дрессирует. Ну не меня же, тебя, давай говори. Конечно, с такой хваткой Малышу очень сложно не следовать командам, и Малыш уже не может не заставлять себя делать все, лишь бы получить одобрение Карлсона. Даже варенье ему отдаст.
Карлсон
Не... Надо вот так, как меня зовут...
Альберт Сафин
И всему тебя, Малыш, надо жизни учить. И ничего ты не умеешь. Ох, Малыш, Малыш, что это за представление! Ты же совсем не умеешь говорить как тебя зовут! Сейчас я тебе покажу как тебя зовут. Вот так вот надо, смотри.
Т.е. смотрите, здесь Карлсон на ровном месте придумывает проблему, предлагает решение, чтобы жить на разнице. И этой разницей станет банка варенья.
Карлсон
Карлсон, который живет на крыше. Хорошо?
Альберт Сафин
Хорошо? - спрашивает Карлсон снизу, и т.о. дает возможность Малышу почувствовать себя по особенному, что Малыш -- это тот человек, мнение которого имеет значение. Ну что здесь может сказать Малыш кроме да-да, хорошо, конечно. Это тоже такой маневр очарования. Дать возможность человеку, который за вашими командами следует, иллюзию того, что его мнение является важным.
Карлсон
Хорошо?
Малыш
Да.
Карлсон
Но ты меня можешь звать запросто -- Карлсон.
Альберт Сафин
Ты меня можешь звать вот так, запросто. Карлсон. И это интересный момент. Карлсон как бы оказывает услугу Малышу, не заставляя Малыша как-то сложным образом обращаться к Карлсону. Просто можешь называть меня вот так. Вы знаете, мои дорогие, можете называть меня просто вот так. Малыш и Карлсон -- мультфильм о том, как раскачивать людей, эксплуатируя их слабости, чтобы получить от них не только варенье.
Карлсон
Ну, привет Малыш
Малыш
Привет Карлсон.
Карлсон
Ну почему ты не спросишь, сколько мне лет?
Малыш
Ой, прости пожалуйста. Сколько тебе лет?
Карлсон
Не будем об этом говорить.
Альберт Сафин
Проверка Малыша на его подчиняемость. Здесь Карлсон сам попросил Малыша спросить Карлсона сколько Карлсону лет, но на этот вопрос Карлсон не ответил. Не будем эту тему затрагивать. Я просто в самом расцвете сил, а сколько лет -- не скажу.
Т.е. смотрите, весь град стимулов выходит из Карлсона, а Малыш демонстрирует только реакции. И обратите внимание. Очень важный момент. Чем на большее количество команд Карлсона Малыш следует, тем сложнее Малышу перестать этим командам следовать. С каждой командой, которой следует Малыш, которую пробрасывает в его сторону Карлсон, Малышу все сложнее и сложнее этим командам не следовать. Последовательность принятий никто не отменял. Чтобы заставить другого человека выполнить вашу большую просьбу, как совсем скоро Карлсон оставит Малыша без варенья, сначала Карлсон приучает Малыша выполнять маленькие просьбы Карлсона. Вот о чем я проговаривал выше.
Малыш
А можно мне нажать (кнопку)?
Карлсон
Валяй, жми!
Альберт Сафин
Многоходовка в исполнении Карлсона не просто просит варенья, а вовлекает в желание Малыша нажать на эту кнопку. Ну конечно, как Малыш может этого не захотеть, если Карлсон так явно этой кнопкой перед взглядом Малыша маячит? Чтобы после этого, как Малыш вовлекся физически, пытаясь нажать на эту кнопку, Карлсон имитирует, что двигатель заглох, поэтому нужно варенье. Не потому что он хочет сладкого, а потому что, сам понимаешь, надо же, чтобы двигатель работал. Поэтому будь добр. А если не принесешь, то... как это ты не принесешь? Ты же хочешь, чтобы двигатель работал? Ты же не оставишь меня с этим заглохшим двигателем. Ты же мне поможешь. Ты же меня спасешь. Ну, давай!
Видите, как мало минут потребовалось Карлсону, чтобы причесать Малыша.
Карлсон
У тебя варенье есть?
Малыш
Есть
Карлсон
Тащи!
Альберт Сафин
Где-то в глубинах своего подсознания Малыш понимает наверняка, что занимается какой-то дичью, что разводят его, что то, что он делает, не соответствует его свободному выбору. Где-то понимает. Но понимать недостаточно. От-дрессированное тело словно само уже послушно выполняя команды, это варенье приносит. , выражение лица у Малыша таково, что не нравится ему то, что здесь происходит. Но уже не может он сказать нет. Слишком много команд выше он выполнял. Дрессировка-то происходила, в том числе и через выбрасывание игрушки за окно, в том числе, а ты что не спросишь, как зовут меня, и другими актами воздействия. Вот Малыш и варенье принес. Как должное воспринимает здесь Карлсон, и молча все съел. И еще не лень ему имитировать, что двигатель теперь работает, смотри, молодец, двигателю ты теперь помог. И еще Карлсон себя таким образом ставит, что он как будто бы делает одолжение Малышу, что Малыш принес Карлсону варенье. Т.е. это Карлсону надо сказать спасибо. Т.е. смотрите, какие две поведенческие модели делают здесь известными создатели данного произведения. С одной стороны, это жидкий Малыш, который не умеет отстаивать свои границы, следует командам и совершенно является следствием воздействующих на него причин, и ничего кроме жалости демонстрировать не способен. И с другой стороны -- это Карлсон, который просто-напросто этим пользуется, будучи мошенником. Ну и родители, которым чуть больше чем полностью все равно на свое чадо, которое они совсем скоро будут оставлять дома с совершенно чужим человеком, от которого непонятно что можно ждать.
Малыш
Опять жать?
Карлсон
Жми!
Альберт Сафин
И сейчас Карлсон будет разрушать пространство этой комнаты, оставит тотальную кучу беспорядка и хлама. Но Карлсон-то тут при чем? Он же не виноват. Это же Малыш нажал на кнопку. Поэтому Карлсон так много разрухи здесь и породил. Виноват Малыш. Не надо было на кнопку нажимать.
Т.е. смотрите. Любой ход Малыша не в его пользу. И что бы Карлсон ни делал, он всегда сделает Малыша виноватым. И здесь можно наблюдать, какую разруху производит в комнате Малыша Карлсон. И очень жесткой будет фраза, которую скажет Карлсон сейчас.
Карлсон
Малыш! Со мной не соскучишься!
Альберт Сафин
Малыш, со мной не соскучишься. Т.е. эта разруха не рождает небольшое хотя бы чувство меры у Карлсона, на предмет того, что нужно сделать, чтобы привести комнату в порядок. А он создает эту разруху, потому что он как бы позволяет Малышу не соскучиться. Он т.о. услугу оказывает Малышу. Это то же самое, что подойти к человеку на улице, оставить его без одежды и без денег, и сказать: со мной не соскучишься. Зато теперь тебе веселее будет согреваться, бегать, и думать, как деньги заработать на одежду. И жизнь твоя станет веселее. Потому что со мной не соскучишься. А я -- пошел. Пока.
Малыш
Что же ты делаешь?
Карлсон
Шалю. Т.е. балуюсь. (висит на люстре)
Малыш
Она же упадет!
Альберт Сафин
Говорит Малыш, ползая у открытого окна, рискуя сам упасть. Карлсону ничего не стоит разрушать здесь. Ведь разрушать -- не строить.
Малыш (глядя на упавшую люстру)
Интересно, только что скажет мама?
Карлсон
Ну, мама, это дело-то житейское. И потом я завтра дам тебе 10 000 люстр.
Альберт Сафин
Ну, мама, мама, что? Как только задают вопросы Карлсону, которые должны вызвать хотя бы малейшее чувство ответственности, и смотрите, какая у него защита. Ну что мама? Какая разница? И потом я завтра дам тебе 10 000 люстр. Да Карлсон способен какие угодно обещания из себя выдавливать, как бы пытаясь сладким медом замазать рот, глаза и уши Малышу. Это тоже такие типичные приемы манипулятивного воздействия, когда человек речами своими настолько сладок. И помните, что чем сильнее вы хотите начинать верить в слова вашего собеседника, тем более беспощадно вас начинают раскачивать. Я люблю приводить этот пример здесь, который здесь уместен. Потому что Малыш поверит в эти 10 000 люстр. Он еще подумает: ух ты! Да мне мама и папа еще спасибо скажут, что я организовал такие взаимоотношения, и подружился с Карлсоном, который завтра привезет 10 000 люстр. Да, Малыш начнет верить в эту дичь. Так вот, анекдот в тему. Что вы говорите? У вас 105% годовых? Не верю. Таких условий не может быть на рынке. Что вы, может быть. А для вас, как для внимательного клиента, мы сделаем 1500% годовых. Только для вас. Серьезно? Когда могу деньги нести?
Т.е. чем слаще ложь, тем сложнее человеку в нее не верить. Имейте это в виду. И Карлсон -- мастер производить сладкую ложь.
Карлсон
Пошалим сейчас, а?
Малыш
Представляю, как рассердится папа.
Карлсон
Папа? А что папа?
Малыш (показывает кулак)
Карлсон
Да? Ну я полетел.
Альберт Сафин
Что и требовалось ожидать. Карлсон сразу соскакивает, как только речь пошла об ответственности. А в действительности за свои слова и поступки отвечать надо. Это отличает малыша от взрослого. И помните, что это все метафора. А сколько таких карлсонов ходит вокруг нас во взрослых телах, которые так вредят в жизни себе и другим, но достаточно не сильно, что их не увольняют с работы сразу же, а дают возможность хоть себе на жизнь зарабатывать. И это длинный путь по выдавливанию из себя раба по капле, это выдавливание такого карлсона в себе. Который способен только разрушать. Который не ценит собственность ни свою, ни других. Который может только вешать обещания и сладкую ложь. И который сразу исчезает, подставляя т.о. других. Карлсон сам здесь развлекся, а теперь Малышу, в силу его глупости, и отвечать за это, и стоять в углу. Но Малыш уже привык. Даже может быть чтобы в углу постоять, сам придумал этого Карлсона, и создал беспорядок в комнате. Ведь может быть Карлсон -- это плод воображения этого Малыша, и то, как пытается в нем искать и находить выход некое буйство и спонтанность, которыми он пока не научился владеть.
Малыш
Спокойствие. Только спокойствие.
Папа
А что здесь случилось?
Малыш
Да пустяки. Дело-то житейское.
Альберт Сафин
Что выражается -- уже отражено. Может ли Малыш здесь не воспроизводить то, чему сам был свидетелем? Конечно, не может. Чему его Карлсон научил, то Малыш и воспроизводит здесь. Спокойствие, только спокойствие, дело-то житейское. И прочее. Пытаясь таким же образом нагреть своих родителей, точно так же как только что нагрел Малыша Карлсон. Помните, да? Раскачивать можно того, кто сам рад раскачивать обманом других. И совсем скоро Малыш будет стоять в углу, и конечно это стояние в углу -- это метафора в первую очередь, над которой мы немного потолкуем.
Малыш стоит в углу. Это наказание для него. Вы знаете, зачастую даже человек взрослый по паспорту, любит создавать себе наказание, чтобы стоять в углу. Примерно точно так же стоять в углу, присматриваясь к этому углу, чувствуя себя виноватым, и при этом еще вперемешку чувствуя гнев, закрыв глаза, пуская слезы, нюни, и прочее. И самое интересное, что зачастую этот угол человек создает себе сам.
А как же не создавать угол в своей жизни? Одно из упражнений, которое может быть здесь полезным, будет звучать следующим образом. Составить честный список всех ваших незавершенных дел, всех ваших невыполненных обещаний, которые вы дали, всех ваших подвешенных каких-то задач, которые вы стараетесь не завершить до конца, и о которых вы помните в течение дня. И каждым актом этих вспоминаний вы утрачиваете энергию. Но имейте в виду, энергия вам пригодится. Энергия -- это метафора, конечно, здесь.
Составьте список всех ваших незавершенных дел, всех ваших невыполненных обещаний, всего того, о чем вы вспоминаете, думая, и что заставляет вас переживать по этому поводу. И всех ваших долгов. И начните плавно завершать эти дела. Во-первых, уже полезно этот список составить. Во-вторых, полезно на него смотреть и принимать: да, это моя ответственность, да, это мои дела, да, это мои промахи. Да, я выбираю взять их на себя, я выбираю не считать других виноватыми в этом. Потому что крыса зачастую берет деньги в долг у другого, не отдает, и еще другого считает виноватым, что этот другой возврат долга требует. И, конечно, такой человек всю жизнь стоит в углу, у себя, там, в воображении. Даже будучи супер-свободным, он все равно и есть этот угол своего треугольника. Треугольник как метафора.
Поэтому составить список всех незавершенных дел, невыполненных обещаний, не выплаченных долгов, и честно закрывать эти дела. Какие-то отпустить, если там не было других людей в качестве участников этих дел, просто отпустить и разрешить себе завершить это. Где-то, если вы должны деньги, созвониться с другим человеком, объяснить что к чему, и потихонечку начинать отдавать, а не скрываться. Надо тренировать себя быть человеком. Это важно. И плавно эти дела завершать, или пере-согласовать, связавшись с другим человеком. Чтобы возвращать утраченное уважение к себе. Никто кроме вас это не сделает. Хватит. И ставить галочки. Это отличный путь взросления. Брать ответственность на себя за свои незавершенные дела. И завершать их. И быть чистым. Чтобы не было такого, что в течение дня вы вспоминаете, ах, вот это еще не сделал, а ведь должен был. И это -- как дырка в бочке вашей энергии.
Малыш
Да! И принесет 10 000 люстр.
Альберт Сафин
И наверняка понимает Малыш, что не прав, что он повелся, что его развели, что его эксплуатировали, что он не смог сказать нет. Его реально раскачали. И понимает же где-то в глубине души, что это и его ответственность, что комната превратилась в мусор и хлам. И в то же время строит из себя, что он не виноват, он -- большой молодец, и что он -- жертва обстоятельств. И пытается катить бочку на других. Это очень коварная тема, присущая малышам во взрослых телах. Когда понимают, что не правы, но пытаются выйти сухим из воды. Что ты красуешься, скажи, что ты неправ, признай, в конце концов. Это всегда путь силы и мужества признать, что неправ там, где неправ. Вместо того, чтобы пытаться выйти красивым из любой ситуации. Так делать не надо, признай. И это прекрасная сцена, которая об этом напоминает. Если вы в чем-то неправы, признайте, что вы неправы. Не пытайтесь выйти сухим из воды. Да, может быть вам удастся ввести в заблуждение другого человека и заставить его поверит, что да, вы вышли из воды сухим. Но сами-то вы будете понимать, что это не так. Поэтому этого делать не надо. Это тоже путь взросления, выдавливания из себя раба. Найти в себе мужество признаться, когда вы неправы.
Брат Малыша
Правильно, папа. Ну пойдем в кино, а то ж мы опоздаем.
Малыш
Вот мой братец-то вырастет. Ну женится. Ну умрет. А мне что, потом надо будет жениться на его старой жене?
Альберт Сафин
Обращается с этим вопросом Малыш к своей маме. И здесь и этот вопрос, и ее ответ тоже крайне красноречивы. Слушайте.
Мама
Почему? Ну все-таки.
Малыш
Я же донашиваю его старые пижамы, коньки, велосипед.
Альберт Сафин
Ах, вот к чему эта подводка. Ну и донашиваешь, ничего страшного. Семья скромная. Да и к тому же что в этом плохого? Не бывает лишним радоваться, что вообще есть велосипед, коньки, одежда. Наоборот здорово, что есть возможность всем этим пользоваться. Но обратите внимание, красноречивым является то, что родители не донесли эту мысль до своего младшего. Что да, есть финансовые трудности, и давайте будем поступать так, давайте найдем компромисс, который будет удобен для каждого из нас. И здесь, вместо того, чтобы объяснить что к чему своему Малышу, мама будет говорить ему, что ничего страшного, уберегу я тебя от его старой жены. Вместо того чтобы, например, сказать: брось, не в этом дело, смотри, почему у нас в доме так организована хозяйственно-бытовая деятельность. Давай я тебе объясню. Вот в чем дело.
Т.е. родители разговаривают со своим ребенком т.о. как будто бы он не способен думать. Это важная тема. Родители воспринимают его как не мыслящее существо. И конечно ему ничего другого не остается. Он должен не уметь думать, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей.
Мама
Обещаю тебе, что от его старой жены я тебя избавлю.
Альберт Сафин
И представьте себе, какое обилие тревог создает в душе Малыша его мама. А если мама не доживет до этого момента? - может думать здесь Малыш. А если у нее не получится? Тогда получается -- это от нее зависит, и она единственная, кто может на это повлиять.
Т.е. смотрите как просеивает какими внушениями, порождающими и тревогу и страхи мама своего Малыша. Вместо того чтобы четко сказать: ни в коем случае, при чем тут это? Ты сам будешь выбирать на ком жениться, как строить свою жизнь. А вот почему есть необходимость в семье, что одежду старшего брата носишь и ты. Смотри, чем это обусловлено.
Издесь уже кратко ввести его в хозяйственно-бытовую деятельность. Дать ему потихоньку понять, что такое деньги, как мы их зарабатываем, что мы на них покупаем, на чем мы экономим, для чего мы экономим, на что мы откладываем, как мы распределяем семейный бюджет. Т.е. дать возможность, чтобы ребенок смолоду чувствовал себя человеком, а не пустым местом.
Малыш
Это хорошо, но вообще-то мне гораздо больше хотелось бы иметь собаку, чем жену.